ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
А. С. ХертеК
Аннотация: В статье говорится об истории появления первой художественной коллекии Тувинского Государственного музея, которая была связана с деятельностью первого директора музея - В. П. Ермолаева, и которая в настоящее время составляет одну из значительных сокровищниц культурного достояния Тувы.
Ключевые слова: музей, художественные произведения, картины, живопись, Тува, Эрмитаж, Русский музей, Ермолаев.
THE FIRST ART COLLECTION OF TUVAN STATE MUSEUM
A. S. Hertek
Abstract: Article reveals the history of appearence of the first art collection of Tuvan State museum which has been linked with activity of the first director of a museum - V.P.Yermolaev and which makes now one of considerable treasuries of cultural heritage of Tuva.
Keywords: Museum, works of art, pictures, painting, Tuva, the Hermitage, Russian museum, Yermolaev.
Многие россияне знают имена знаменитых русских художников, Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина. Их живописные произведения находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее Москвы и других музеях Российской Федерации. В Национальном музее Республики Тыва в отдельном зале экспонируются картины западноевропейских и русских художни-
1 Хертек Александр Сагдыевич - заведующим отделом искусства и религии Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/155-collection.html
ков ХУ11-Х1Х веков, среди которых «Морской вид» И. К. Айвазовского, «Лес» И. И Шишкина. Каким же образом полотна этих великих художников оказались в далекой аратской стране, в самом центре Азии, до этого, почти, не знавшей станковую реалистическую живопись? Правда, известно, что в 1921-1925 гг. в Туве находился алтайский художник Чорос-Гуркин, ученик И. И. Шишкина. Он писал пейзажи, рисовал портреты красных партизан, простых аратов. Некоторые жители города Кызыла и независимой республики познакомились с творчеством представителя русского реалистического искусства.
История создания Тувинского Государственного музея, прежде всего, связана с биографией Владимира Петровича Ермолаева, его первого директора.
Ермолаев родом из ремесленных крестьян Каннского уезда Красноярской губернии был принят на работу в краеведческий музей Красноярска. В 1913 г. молодой любознательный юноша Владимир впервые отправился в Урянхайский край с экспедицией музея с целью изучить, зафиксировать на фотографиях еще мало исследованный край горной тайги, ковыльных степей и быстрых рек, историю этноса кочевых урянхайцев (тувинцев). Он настолько полюбил этот таежный край, что постоянно стал жить в Туве с 1916 г.
В Тандынском районе Тувинской Народной Республики с 1924 года при рытье оросительных каналов стали находить остатки древних плавильных печей. В 1925 г. было организовано общество по изучению истории Тувы и ее древностей под названием «Кружок урянхо-ведения», в составе которого были в основном русские поселенцы. До 1929 г. в кружок поступали рукописные материалы от старожилов и бывших партизан о революционном движении и гражданской войне, предметы древности и сведения о памятниках старины. Тогда собранные вещи хранились плохо, нередко терялись, не были научно обра-
327
ботаны. К тому же очень много ценных вещей исторического и художественного значения было конфисковано после смерти салчакского нойона весной 1929 г. Поэтому перед Правительством и ЦК Тувинской Народно-революционной партии ТНР возник вопрос о необходимости создания музея.
13 мая 1929 г. вышло постановление ЦК ТНРП «О создании Тувинского Государственного музея». Он должен был включать в себя три отдела: краеведческий, революционный и общеобразовательный. Указом Комитета образования и культуры при Министерстве внутренних дел ТНР за подписью С. К. Тока директором музея назначен Владимир Петрович Ермолаев.
В октябре 1929 года Правительство ТНР при содействии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) предложило командировать В. П. Ермолаева в Москву и Ленинград для установления связей с научными учреждениями и музеями. При консульстве СССР в Кызыле представитель ВОКСа разослал письма в эти организации с просьбой оказать помощь Правительству ТНР в создании музея.
В течение пяти месяцев Владимир Петрович посещал научные лаборатории, музеи, кабинеты ученых, проводил с ними беседы. В то время мало кто знал о жизни и истории тувинского народа, после занимательных разговоров некоторые собеседники впервые открыли для себя Туву.
Письма ВОКСа и академика Ольденбурга помогли Тувинскому музею получить множество уникальных экспонатов и художественных произведений, включая 55 картин русских и западноевропейских живописцев из Русского музея и Государственного Эрмитажа, несколько скульптур, предметы старинного фарфора, коллекцию средневекового оружия. Другие музеи такие как, Зоологический, Ми-
328
нералогический, Исторический и Государственный музей им. В. И. Ленина передали часть экспонатов из своих коллекций. Например, в акте № 246 от 21 февраля 1930 г. Художественного отдела Государственного Русского музея сказано, что В. П. Ермолаевым для Тувинского музея были приняты двадцать пять картин. Назовем некоторые из них: И. Айвазовский «Морской вид», И. Боткин «Мальчик, просящий милостюню», В. Верещагин «Ночь», П. Шамшин «Успение богородицы», Е. Волков «Дорога», А. Орловский «Всадник», И. Шишкин «Лес». Государственный Эрмитаж передал тридцать живописных картин неизвестных и малоизвестных художников Италии, Франции, Германии, Голландии, России XVI - XIX вв.
Сегодня в одном из залов Национального музея Республики Тыва экспонируются подлинные картины малоизвестных западноевропейских художников, написанные масляными красками на холстах и деревянных досках небольшого (камерного) размера, изображающие в основном пейзажи, портреты и некоторые бытовые сюжеты: Грейф «Птичий двор» сер. XVII в., Глиман «Монах» конец XVIII в., Беланже «Солдат на родине» конец XVIII в., Фербаковен «Рыбаки в море» нач. XIX в., неизвестного итальянского художника «Выход Буцентавра, корабля правителя Венеции» сер. XVI в.. Примечательны также портреты французского кардинала и Фердинанда эрцгерцога Австрийского кисти неизвестных художников. Но среди этих полотен выделяется копия с картины фривольного толкования известного английского художника Джошуа Рейнолдса «Амур развязывает пояс Венеры», написанная по заказу фаворита великой императрицы Екатерины II князя Г. А. Потемкина в 1788 году. Сюжет композиции взят из римской мифологии, когда Амур (бог любви) рязвязывает пояс с прозрачной туники на полуобнаженном теле Венеры (богини красоты), которая, прикрывшись ладонью руки, лукаво и томно смотрит на
зрителя, вызывая определенные эмоции. Исторически были известны связи Екатерины Великой с Потемкиным, позже эта картина была приобретена в 1792 году для Эрмитажа после смерти князя. В связи с этим некоторые посетители выставки задавали вопрос: подлинники это или нет? В книгах поступлений указано только на несколько копий в собрании живописных картин из Русского музея и Государственного Эрмитажа.
Среди произведений русских живописцев выделяется овальный погрудный портрет Екатерины II в резной деревянной раме. В акте указано, что это копия с оригинала Федора Рокотова. Императрица изображена в парадной царской мантии из горностаев, поверх которой видна высшая награда Российской империи - орден Святого Андрея Первозванного в золотом исполнении. На темном фоне тщательно написано освещенное лицо немолодой красивой женщины, волосы которой украшает лавровый венок победителя и небольшая корона, усыпанная алмазами и бриллиантами. Перед нами предстает благородный одухотворенный облик российской императрицы. В Государственном Эрмитаже и Русском музее экспонируются большие парадные портреты в полный рост Екатерины Великой, в сравнении с ними копия овального портрета императрицы по манере письма более близка к эрмитажному, написаному в 1770-е годы, годы начала по-дьема и расцвета Российского государства.
Маринист Иван Айвазовский за свою долгую плодотворную жизнь написал более 5 тысяч картин, правда, неравноценных по художественному уровню. В зале выставлен пейзаж «Морской вид», датированный 1847 годом, когда молодой Айвазовский только становится известным живописцем. Здесь, на холсте изображены русские парусные корабли на рейде и небольшой двухмачтовый колесный пароход, от которого исходит темная полоса дыма. Вдали изображена
330
светлая морская крепость-форт из белого туфа, построенная на траверзе внешнего рейда Севастополя. Почти все голубое небо закрыли высокие кучевые облака, справа от которых виден темный грозовой фронт. Здесь не видно основной завязки сюжета, полотно изображает спокойный передний план, небольшую дымку от парохода, мягкий бело-голубой колорит, но через несколько лет Иван Айвазовский напишет «Девятый вал» и «Чесменский бой», знаменитые полотна, прославляющие героический романтизм людей в борьбе со стихией и великие подвиги русских моряков.
В картине «Лес» Иван Шишкин изобразил опушку соснового леса, в центре холста выделяются три высокие сосны, освещенные солнцем с раскидистыми ветвями. Чуть поодаль внизу, виднеется небольшой дощатый сарай для хранения древесного материала. В этой картине чувствуется стремление детально передать выразительные черты русского ландшафта. Но в этом также ощущается какая-то недосказанность, незавершенность. Эта работа еще полностью не иссле-дованна в сравнении с другими пейзажными картинами И. Шишкина, но ее можно примерно датировать началом 1880-х годов, когда художник создает монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы.
В этом ряду живописных произведений следует выделить небольшую динамичную картину «Кавказцы» 1842 г. художника П. Су-ходольского, затронувшего тему кавказской войны, длящейся почти 150 лет на Северном Кавказе. Стремительную перспективу лесной дороги среди хвойного леса и едущей по ней коляски, упряженную лошадьми с сидящими в белом мужчин и дамы с красным зонтиком показывает в картине «Дорога» пейзажист Е. Волков. Только вдалеке виднеются светлые очертания православной церкви. Снизу слева на холсте заметна подпись - «Волков» и год создания 1889. В стороне от
331
больших картин экспонируется небольшой этюд «Мальчик, просящий милостыню» 1870-е годы русского живописца М. Боткина, писавшего на исторические и религиозные темы. На холсте изображен, на фоне белой стены мальчик (иудей), который просит подаяние, вытянув вперед правую руку. Боткин много лет работал в Италии и видел часто подобные сцены, что и явилось предметом его сюжетного изображения. Среди картин русских живописцев в данной экспозиции находится копия полотна «Трудный урок» 1897 г. известного мастера бытового жанра Николая Богданова-Бельского, изображавшего в основном жизнь сельской школы и крестьянских детей до начала 1900 -х годов.
Произведения западноевропейских и русских художников из фондов Тувинского республиканского краеведческого музея в старом здании демонстровались посетителям крайне редко, из-за нехватки выставочных залов - один раз в 10 или 15 лет. Также не была проведена полностью научная атрибуция художественных произведений, сравнительный анализ с другими подобными картинами вышеперечисленных авторов потому, что не было отдела и специалистов по изобразительному искусству. В 2005 г. создан отдел по искусству и религии, а в новом здании Национального музея выделен экспозиционный зал и начали работать два ведущих специалиста по станковой живописи, декоративно-прикладному и народному искусству, была создана реставрационная мастерская.
Подаренные в 1930 году картины из Государственного Эрмитажа и Русского музея являлись первой художественной коллекцией Тувинского Государственного музея, и в настоящее время составляют одну из значительных сокровищниц культурного достояния многонационального народа Республики Тыва.
Литература:
1. Государственный Русский музей. Путеводитель. Ленинград. 1969г.
2. Популярная художественная энциклопедия «Москва» Советская энциклопедия, Книга 1,21986г.
3. Эрмитаж. Путеводитель. Государственный Эрмитаж. Ленинград.1990г.
4. Хертек А. С. Первый директор: [О краеведе В.П. Ермолаеве] // Тув. правда. - 1999. - 18 мая.
5. Хертек А. С. Живопись Эрмитажа и Русского музея в Туве: [О выставке картин в Национальном музее РТ] // Журнал «Урянхай», № 3. 2005.