УДК 94/99: 069(091)
О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В 1960-1980-Е ГГ.
В ИЗУЧЕНИИ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© 2014 И. П. Цуканов
канд. ист. наук
руководитель Центра патриотического воспитания молодежи e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье автор оценивает работу ветеранов войны, учреждений образования, культуры и общественных организаций по созданию музеев, показывает тенденции, появившиеся в этот период по улучшению их деятельности, анализирует типичные недостатки в работе.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, общественные школьные музеи, Центральное Черноземье.
Статус общественных школьных музеев в государственной музейной сети был определен в изучаемый период постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР «Об опыте создания народных музеев Пермской области» (1959), «Типовым положением о народном музее» (1965) и «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах» (1978). В последнем было записано: «Общественный музей является культурно-просветительным учреждением, целенаправленно собирающим, хранящим, экспонирующим предметы материальной и духовной культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, ведущим на их основе широкую работу по коммунистическому воспитанию трудящихся» [1].
Таким образом, общественный музей носил все типичные признаки государственного музея. Ему были присущи те же социальные функции: функция документирования социальных и естественно-исторических процессов и явлений, происходящих и природе и обществе, и функция образовательно-воспитательного воздействия на население.
Реализация этих функций осуществлялась общественным музеем в процессе комплектования фондов, научно-фондовой работы и в процессе использования музейного собрания в экспозиционно-выставочной и массовой культурнопросветительной деятельности.
Основной отличительной особенностью общественного музея являлось лишь то, что он создавался, как правило, по инициативе общественности и ее силами. Правда, в этом явлении есть не только положительные, но и негативные аспекты. С одной стороны, музей, создаваемый на общественных началах, требовал минимума государственных вложений, а с другой стороны, этот музей, не обладающий кадрами специалистов, достаточной материально-технической базой, не мог в полной мере профессионально обеспечить комплектование, учет, сохранность и использование своих коллекций. Это противоречие чаще всего и становилось причиной споров о целесообразности развития сети общественных музеев.
К наиболее обширной группе общественных музеев были отнесены школьные музеи, работавшие под руководством органов народного образования. Школьные музеи
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
создавались в школах, дворцах и домах пионеров, при станциях юных туристов и техников и в других внешкольных учреждениях. В последние годы изучаемого периода появились новые интересные формы школьного музея - межшкольный музей, школьноколхозный музей, школьно-заводской музей (например, школа №40 - завод «Прибор» г. Курск).
Школьные музеи открывались приказом директора школы или внешкольного учреждения на основании решения педагогического совета, комитета комсомола и совета пионерской дружины и утверждались местным отделом народного образования по согласованию с районным (городским) отделом культуры и РК (ГК) ВЛКСМ.
Актив школьного музея состоял в основном из учащихся. В него входили также учителя, родители, представители шефствующих организаций, местные краеведы, иногда и сотрудники местных государственных музеев, архивов, библиотек и т.п.
Особенность школьного музея заключалась в том, что его ведущей социальной функцией являлась учебно-воспитательная. Школьный музей уже в процессе его создания, был призван способствовать учебной и воспитательной работе в школе. Часто школьные музеи становились центрами всей этой работы в школе. В школьном музее проводились уроки с учащимися по отдельным темам школьной программы, организовывались встречи с ветеранами партии, участниками революций, Гражданской и Великой Отечественной войн, героями труда проводились школьные торжественные мероприятия: посвящение в школьники, уроки мужества, прием в октябрята, пионеры и комсомол и т.п. Большую группу общественных школьных музеев составляли военноисторические музеи и комнаты боевой славы. Многие из них создавались благодаря активности ветеранов войны. Приведем несколько примеров.
В 1957 г. группой ветеранов, учителей и учащихся Михайловской школы Михайловского (ныне Железногорского) района Курской области был основан школьный историко-краеведческий музей, руководил которым краевед-энтузиаст Петр Митрофанович Курских. В музее большое место занимали документы, фотографии и другие материалы о партизанском движении в Михайловском районе. Школьники занялись поисками имен людей, безвинно погибших в дни злодеяний карательных экспедиций. Ими была составлена «Книга вечной памяти» о погибших партизанах. Музей был размещен в отдельном школьном помещении, в нем было собрано более 1000 экспонатов. В 1968-1969 гг. музей посетило 2200 человек [2].
Клуб «Поиск» был создан в школе №2 г. Щигры в 1962 г. учителем истории Александрой Николаевной Ивицкой. С большим интересом учащиеся собирали материал о днях Отечественной войны на территории своего района и города. Ими были найдены официальные данные из архивов райисполкома о материальном ущербе, причиненном фашистами в период оккупации. Ребята вели переписку с архивами, ветеранами, родственниками погибших воинов 121-й стрелковой дивизии, освободившей г. Щигры.
Группа красных следопытов выезжала в г. Севастополь, разыскала могилу земляка - Героя Советского Союза П.Ф. Ситникова (1914-1944). По просьбе учащихся школы улицам г. Щигры и г. Севастополя было присвоено имя героя.
Собранные документы, фотографии, письма, книги, вещи и другие экспонаты, а также воспоминания родственников, учителей и горожан послужили основой для создания музея боевой славы, который был открыт в ноябре 1967 г. Его посещали учащиеся школ города и района, учителя и пионервожатые, туристы из
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Цуканов И. П. О роли общественных школьных музеев Центрального Черноземья в 1960—1980-е гг.
в изучении событий Великой Отечественной войны
других областей, ветераны Великой Отечественной войны [3].
В 1973-1974 гг. была проведена первая в стране паспортизация школьных музеев [4], в комиссию по ее проведению были включены представители народного образования, органов ВЛКСМ, музейные работники, руководители лучших школьных музеев. Звание «Школьный музей» присваивалось музеям, которые отвечали требованиям Министерства просвещения РСФСР и «Положения о школьном музее» (1974 г.), в том числе имели «фонд подлинных материалов, собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем» и «тематическую стройную экспозицию, достаточно глубоко раскрывающую профиль музея».
Одними из первых свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» получили экспозиции музеев: боевой славы школ №1 г. Нововоронежа, 1 гв. танковой бригады школы-интерната №1, «Красная гвоздика» школы №6 г. Воронежа, музей боевой и трудовой славы Меловатской школы Калачеевского района [5].
В паспорте музея «Народного подвига» Льговского Дома пионеров Курской области (руководитель Эра Владимировна Саможон) 1974 г. было записано, что музей был открыт в 1968 г. Собирательская работа отрядом «Родник» велась постоянно и систематически с 1966 г.
В музее имелось 402 экспоната, которые были расположены в строгой последовательности, соответствующей профилю музея. Был собран материал, отражающий события в Льговском районе с первых лет Советской власти до начала 1970-х гг. В музее имелись подлинные материалы: оружие, письма, грамоты, ордена, медали, личные вещи участников войны. Стенды в музее были посвящены темам: «Установление Советской власти в Льгове», «Льговчане - участники Гражданской войны», «Великая Отечественная война в районе», «Льговчане - участники Великой Отечественной войны». Материалы музея использовались студентами при написании дипломных работ и учащимися при изучении истории родного края [6].
Музей боевой и трудовой славы Пригородненской средней школы Щигровского района Курской области, основанный в 1978 г. учителем истории В.П. Желобковым, был местом, где формировались крупицы патриотических чувств учащихся. Все музейные экспонаты были распределены на три тематических раздела: «Идет война священная», «История школы», «Родная сторонка моя».
Особое место в музее занимали страницы истории фашистского концлагеря, который был расположен в здании школы в годы Великой Отечественной войны.
Лагерь для военнопленных в Пригородней существовал с декабря 1941 г. по январь 1943 г. Его узниками были военнопленные и мирные жители, в том числе женщины и дети. За колючей проволокой томились сотни людей. Их истязали, пытали, расстреливали прямо во дворе, большие партии арестованных уводили в овраг за поселком, увозили на машинах в 5-ю шахту фосфорудника и там расстреливали. По воспоминаниям уцелевших узников, кроме наших солдат, в лагерь были брошены жители соседних районов: Касторенского, Тимского, Советского и Воронежской области. 6 мая 2005 г. на территории Пригородненской средней школы был установлен Памятный знак жертвам фашизма в виде православного креста [7].
В 1982 г. следопыты г. Белгорода начали поисковую операцию «Нет неизвестных солдат», цель которой была восстановить боевые биографии воинов, погибших при освобождении города и сообщить их семьям о месте захоронения.
Ребята написали сотни писем в газеты, военкоматы, архивы различных областей и районов. Люди читали письма ребят и объявления в газетах и узнавали, где похоронен близкий им человек. В годы войны чаще всего семьям погибших приходило сообщение «пропал без вести», и десятилетиями они не знали, что их родные
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
похоронены на Белгородской земле как герои. Поклониться могиле близкого человека приезжали сотни родственников погибших солдат. Они привозили фотографии, документы, фронтовые письма, наградные листы и многое передали в музей.
На основе собранного материала следопытами были оформлены две рукописные книги «Слово о солдате», которые хранятся в музее боевой славы Белгородского дворца детского творчества детей и подростков [8].
1983 год - год 40-летия разгрома фашистских полчищ на Курской дуге -стал для молодежи Черноземья важной вехой в деле военно-патриотического воспитания молодежи.
Бюро Курского обкома ВЛКСМ 16 февраля 1983 г. приняло постановление «Об участии комсомольских организаций Курской области в подготовке к празднованию 40-летия Курской битвы», в котором поставило задачи перед комсомольцами области по подготовке к юбилею. В рамках празднования юбилея на Курской земле прошли встречи ветеранов, освобождавших города и поселки Курской области: в Касторном - 8-й и 307-й стрелковых дивизий, в Щиграх - 132-й стрелковой дивизии, в Курске -ветеранов 121, 132, 280, 322-й стрелковых дивизий, которые в составе 60-й армии Воронежского фронта в феврале 1943 г. участвовали в освобождении города [9].
24-26 июня 1983 г. в Курске, Белгороде и Орле прошла Всесоюзная встреча ветеранов Курской битвы с правофланговыми экспедиции «Летопись Великой Отечественной». При подготовке и проведении встречи областные и городские комитеты комсомола, первичные комсомольские организации провели большую организаторскую работу. В числе почетных гостей были приглашены маршалы авиации Герои Советского Союза С.И. Руденко, Г.В. Зимин, генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий, генерал-полковник
A. Е. Боровых, прославленные военачальники - герои битвы под Курском. Участники встречи ознакомились с опытом написания «Летописи Великой Отечественной» в музеях школ № 10, 36, 42, 32 г. Курска [10].
Новый размах обрело в период подготовки к празднованию 40-летия битвы на Курской дуге участие пионеров и комсомольцев Курской области во всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР», в походах по местам былых сражений. В школах было создано 5007 экспедиционных отрядов, объединяющих более 89232 школьника. В 1983 г. совершено было 4210 походов, в которых приняло участие 70232 школьника [11].
В числе лучших был поисковый клуб «Аврора» и музей боевой славы в школе № 6 г. Железногорска. В мае 1983 г. здесь проходила встреча школьников с ветеранами 70-й армии. Фронтовики в письме первому секретарю Железногорского горкома КПСС
B. Алехину сообщали: «Нас глубоко взволновала встреча с педколлективом и учениками школы № 6. Мы побывали в классах, беседовали с педагогами, ознакомились с музеем боевой славы, выступали на митингах, участвовали в уроках мужества и с каждым часом убеждались в том, что воспитание молодых железногорцев в этой школе находится в верных, достойных руках... Много сил вкладывают в патриотическое воспитание школьников директор школы Пантюхов Сергей Иванович, завуч Киселева Мария Петровна, военрук Конорев Олег Тимофеевич, а также классные руководители».
Необходимо отметить, что в школах Курской области было создано 890 музеев, залов, комнат боевой славы, которые являлись центрами военно-патриотической работы. Так, в музее средней школы № 9 г. Железногорска было собрано более тысячи реликвий военного времени: фронтовые письма, личные вещи, воспоминания,
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)
Цуканов И. П. О роли общественных школьных музеев Центрального Черноземья в 1960—1980-е гг.
в изучении событий Великой Отечественной войны
документы. Его посетили 215 делегаций из многих республик, краев и областей СССР, из других стран. Здесь проводились классные часы, пионерские сборы, уроки, конференции, родительские собрания, торжественно принимали октябрят в пионеры, вручали комсомольские билеты и т.д.
В 1983 г. коллегия Министерства просвещения СССР одобрила опыт работы органов народного образования и педагогических коллективов школ Курской области по организации и проведению военно-патриотической работы в связи с 40-летием Курской битвы [12].
К 40-летию Победы в 1985 г. были открыты новые музеи: боевой славы в школе № 1 и 116-й танковой бригады в школе № 3 г. Белгорода, 195-й стрелковой дивизии в школе № 39 г. Воронежа, 118-го гв. штурмового авиаполка в школе № 48, героев Николаевского десанта в школе № 39 г. Курска; партизан-тамбовцев в школе № 6, «Защитники Ленинграда - наши земляки» в школе № 9 г. Тамбова и др.
Музей школы № 35 г. Белгорода был посвящен подвигам выпускников своей школы. Более 100 из них ушли на фронт, 23 - не вернулись, пали смертью храбрых. Об этом напоминает стела на школьном дворе с именами погибших. А школьные экскурсоводы свои рассказы посвящают бывшим выпускникам - живым и ушедшим в бессмертие.
Белгородские красные следопыты поддерживали связи с Советами ветеранов воинских частей, воевавших на южном фасе Курской дуги, прошли по местам боев «своих» частей, собрали много материалов. Ветераны войны были активными участниками создания и работы школьных музеев. Многие ушли из жизни, но память о себе оставили заметную. Это В.Р. Крамаровский, А.С. Стеценко, Е.И. Болотов, Герой Советского Союза Н.Т. Лукинов и многие другие. Их воспоминания, фотографии, лекции, книги являются гордостью музеев школ [13].
Управлением культуры Курского облисполкома в 1985 г. был определен список из 34 музеев образовательных учреждений области (в т.ч. 25 музеев боевой славы), экспонаты которых подлежали обязательному государственному учету. Это были музеи: «Юные защитники Родины» (ДК КЗТЗ), В. Бочарова и К. Зеленко (школа №10), К. Ольшанского (школа №39), Комсомольской славы (школа №4), Фронтовых корреспондентов (СПТУ №1 г. Курска), 52, 132, 140, 280, 307-й стрелковых дивизий (школ №43, 40, 12, 42, 20), 19-го Танкового корпуса (школа №36), 16-й Воздушной армии (школы №33 и 43) г. Курска, 65-й Армии и Центрального фронта (школы №7 и №9 г.Железногорска), музеи Веры Терещенко Первоавгустовской школы-интерната Дмитриевского района и «Молодая гвардия» Льговского Дома пионеров [14].
Основным недостатком в деятельности большинства общественных школьных музеев был бессистемный сбор музейных предметов. В музеи приносилось все, что хоть сколько-нибудь представлялось школьникам интересным. Эти предметы не определялись и не описывались, не осуществлялся их учет. В результате экспозиции школьных музеев напоминали выставки различных вещей и документов. Кроме того, в собрания музеев попадали такие памятники истории, которым не мог быть обеспечен необходимый режим хранения и использования: холодное и огнестрельное оружие, взрывоопасные предметы, ордена и медали. Тем не менее работа общественных школьных музеев в 1960-1980-е гг. играла, по нашему убеждению, существенную роль в изучении истории Великой Отечественной войны, способствовала формированию исторического сознания учащихся.
1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф.Р-214. Оп. 1. Д. 84. Л. 114-122, ГАКО. Ф.Р-214. Оп. 1. Д. 396. Л. 95-99. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. М.,
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
1985. С.186.
2. ГАКО. Ф.Р-214. Оп. 1. Д. 527. Л. 148; Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф.П-131. Оп. 3. Д. 37. Л. 53-55.
3. ГАКО. Ф.Р-4006. Оп. 3. Д. 2393. Л. 48-49.
4. ГАКО. Ф.Р-1057. Оп. 1. Д. 24. Л. 61-65.
5. Документы ЦК ВЛКСМ. 1974. М., 1975. С. 253-256; Каталог школьных музеев
образовательных учреждений Воронежской области. Воронеж, 2008. С. 9, 33, 75, 83, 86
6. ГАКО. Ф.Р-1057. Оп. 1. Д. 32. Л. 19-21.
7. Краеведение: история, теория и практика: матер. обл. студенч. краевед. чтений. Курск, 2011. С. 144-145.
8. Школьные музеи Белгорода. Белгород, 2000. С. 7.
9. ГАОПИКО. Ф.П-131. Оп. 13. Д. 3. Л. 44; Манжосов А.Н. Героико-патриотическое воспитание молодежи в Курской областной комсомольской организации (в 70-80-е годы XX века) // Курский край. 2001. № 2 (16). С. 55.
10. ГАОПИКО. Ф.П-131. Оп. 13. Д. 2. Л. 58-59; Д. 57. Л. 174-181.
11. ГАКО. Ф.Р-4006. Оп. 3. Д. 2349. Л. 5.
12. ГАКО. Ф.Р-4006. Оп. 3. Д. 2393. Л. 2; Аверин А. На примерах героев // Военные знания. 1983. № 11. С. 42.
13. ГАОПИКО. Ф-131. Оп. 15. Д. 43. Л. 1-4; Школьные музеи: аннотированный каталог. Тамбов, 2006. С. 44, 46; Школьные музеи Белгорода. Белгород, 2000. С. 4-5, 8-9; Каталог школьных музеев образовательных учреждений Воронежской области. Воронеж, 2008. С. 80.
14. ГАКО. Ф.Р-214. Оп. 1. Д. 1287. Л. 97-98, 100.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)