Научная статья на тему 'Школьный музей как центр музейно-педагогической работы в образовательном учреждении'

Школьный музей как центр музейно-педагогической работы в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ШКОЛА / ЭКСПОЗИЦИЯ / ФОНД / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УРОК / MUSEUM / SCHOOL / EXPOSITION / FUND / PEDAGOGICS / HISTORY / STUDY OF LOCAL LORE / EDUCATION / LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрачев Сергей Федорович, Махрачева Татьяна Владимировна

In article the history and a current state of school museums of the Tambov region is considered, their possibilities in education and educational process of younger generation and formation of museum fund of the country are analyzed. Profile classification of school museums is given. The main problems in development of school study of local lore at the present stage are revealed, ways of their overcoming are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MUSEUM AS A MUSEUM AND EDUCATIONAL CENTER OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

In article the history and a current state of school museums of the Tambov region is considered, their possibilities in education and educational process of younger generation and formation of museum fund of the country are analyzed. Profile classification of school museums is given. The main problems in development of school study of local lore at the present stage are revealed, ways of their overcoming are offered.

Текст научной работы на тему «Школьный музей как центр музейно-педагогической работы в образовательном учреждении»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С. Ф. МАХРАЧЕВ, Т. В. МАХРАЧЕВА

В статье рассматривается история и современное состояние школьных музеев Тамбовской области, анализируется их возможности в образовательно-воспитательном процессе подрастающего поколения и формировании музейного фонда страны. Дана профильная классификация школьных музеев. Выявлены основные проблемы в развитии школьного краеведения на современном этапе, предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: музей, школа, экспозиция, фонд, педагогика, история, краеведение, воспитание, урок.

Школьное музейное дело в системе образовательного дела Тамбовской области имеет давние традиции. Одним из первых школьных музеев в Тамбовской губернии был музей в мужской учительской школе, открытый в 1898 г. в с. Новиково (ныне Староюрьевский район) общественным деятелем и писателем А. И. Новиковым. Музей просуществовал до 1921 г., немногие уцелевшие экспонаты продолжили свою жизнь в стенах Мичуринского краеведческого музея [1].

В начале ХХ в. известным педагогом

Н. Ф. Бунаковым был создан Педагогический музей, который находился на ул. Араповской (ныне М. Горького) г. Тамбова. В музее были сосредоточены учебно-наглядные пособия, которыми могли пользоваться учителя на уроках. Пособия выдавались бесплатно. Сам Николай Федорович часто давал рекомендации, как правильно использовать учебные пособия на всех этапах урока. В начале своей деятельности Педагогический музей обслуживал 10 начальных школ Тамбовского уезда. В 1913/14 гг. уже обслуживалось 154 школы в 11 уездах, что составляло 10 % от числа всех земских школ. Музей, кроме обслуживания школ, выполнял роль показательного учреждения. В 1912/ 14 гг. его посетило 3000 чел. [2].

Активной работе школьных и педагогических музеев дореволюционной России способствовала общая политика государства в сфере народного просвещения и, в частности, активного внедрения Министерством народного просвещения наглядных методов обучения. Подтверждением сказанному являются документы, утвержденные Министерством. В их числе: Распоряжение Министерства просвещения 1901 г. «О вознаграждении

преподавателей естествознания за экскурсии с учащимися»; Циркуляр Министерства просвяще-ния 1902 г., согласно которому «в виде опыта» было разрешено педагогическим советам в течение учебного года до семи дней в течении учебного года посвящать экскурсиям, осмотру музеев» [6]. После Октябрьской революции экспонаты музея наглядных пособий вошли в фонды Тамбовского краеведческого музея.

В 20-30-е гг. ХХ в. начинает активно использоваться краеведческий принцип в преподавании школьных дисциплин. В «Декларации о единой трудовой школе» говорилось, что в качестве одного из методов был признан исследовательский и его разновидности - активно-трудовой, лабораторный, экскурсионный. Школы-девятилетки с педагогическим уклоном выпускали первых учителей для начальных классов - последователей не только лучших традиций, но и поборников складывающегося школьного краеведения. В школах стали получать постоянную прописку учебные кабинеты, экскурсии и самодеятельный школьный туризм.

На Тамбовщине имеется пример деятельности учителя Шехманской школы Избердеевского (ныне Петровского) района А. А. Коленкина, придававшего большое значение экскурсиям и туристическим «походам за знаниями». В 1920 г. он повел учащихся в «Поход за знаниями» но родному краю. В качестве документа, разрешающего передвижение по стране, группа А. А. Коленкина имела мандат Наркомпроса, в котором были такие строки: «...не считайте путешественников за мешочников и спекулянтов, оказывайте им всяческую помощь в транспорте и продовольствии наряду с бойцами Красной Армии». Таким обра-

зом, для тамбовчан 1920 г. - дата зарождения самодеятельного школьного туризма.

Среди специализированных внешкольных учреждений, созданных в 1930-е гг., значительную роль в развитии школьной экскурсионно-турис-тической и краеведческой работы сыграли детские экскурсионно-туристические станции. Тамбовская детская экскурсионно-туристическая ста-нция основана в мае 1932 г. как организационно-методический центр экскурсионной и туристической работы в школах области. Ее первым директором и основателем была Л. А. Иконникова, активный организатор внешкольной работы с молодежью. На областных слетах юных туристов делался отчет о работе по сбору духовно-материальных ценностей для школьных краеведческих уголков, проводились фотовыставки, освещающие работу кружковцев по изучению своего края.

Активизировалась краеведческая работа в школах. Например, в Тулиновской средней школе в 1949 г. было создано школьное краеведческое общество, географическая площадка, краеведческий уголок, стали проводиться краеведческо-географические викторины, олимпиады, походы по родному краю.

Расцвет краеведения в 1950-е гг. содействовал возрождению школьного музейного дела на Тамбовщине. Первым, из ныне действующих, на территории области был создан в 1953 г. музей истории Платоновской средней школы Рассказовского района. Инициатива создания принадлежала М. И. Уваровой, старейшему работнику образования, учителю Платоновской школы [5].

Период активного создания и открытия школьных музеев - 1970-е гг. Так, в 1969 г. - открыт Музей героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских и Степана Пере-кальского в Осино-Гайской школе Гавриловского района; в 1970 г. - музей военно-исторической славы села Веселое в Веселовской школе Мор-шанского района; в 1972 г. - музей истории пионерской организации в доме пионеров в Мичуринске; в 1974 г. - музей военно-исторической славы села Новотомниково в Новотомниковской школе Моршанского района; в 1975 г. - музей истории 2-й гвардейской армии в школе № 19 областного центра; в 1976 г. - краеведческий музей села Тулиновка в Тулиновской школе тамбовского района.

Крупнейшим был Музей истории образования Тамбовской области при Институте усовершенствования учителей в г. Тамбове. Музей был открыт в 1982 г. В 1987 г. основной фонд музея

насчитывал 8 тыс. единиц хранения, 400 из которых было взято на государственный учет. В экспозициях музея были показаны основные этапы развития народного образования в Тамбовской области, рассказывалось об учителях, начинавших свою трудовую деятельность в школах и впоследствии ставших организаторами народного образования в стране, представлялись материалы об учителях - участниках Великой Отечественной войны и династиях учителей, а также другие темы. С первых лет работы в музее велась большая просветительская работа. Здесь проводились встречи с мастерами педагогического труда, интересными людьми нашего края, комсомольские собрания, пионерские сборы. Музей регулярно проводил консультации среди руководителей школьных музеев [4].

Однако уже в эти годы высветился ряд проблем в развитии школьных музеев. Сеть музеев была размещена неравномерно. Деятельность многих музеев имела идеологический характер - в ленинских музеях и комнатах зачастую отсутствовали подлинные предметы, что не раскрывало темы и одновременно затрудняло показ истории родного края. Во многих музеях сбор материала происходил бессистемно. Не на должный уровень была поставлена работа по учету и сохранению собранных материалов. Краеведческая работа нередко была ориентирована на массовость, нежели на обеспечение профессионального уровня работы школьного музея.

В 1990-е гг., в связи с перестроечными процессами в обществе школьные музеи столкнулись с существенными проблемами. Поскольку идеологическая составляющая музеев перестала быть востребованной, некоторые музеи закрылись -это ленинские, революционные и пионерской славы. Музеям необходимо было вновь найти свое место в образовательно-воспитательном процессе. В этот период активизируется школьное краеведческое движение, поскольку возможным стало изучение тем, которые ранее считались «закрытыми»: этнография, история дворянства и купечества, история церкви и др.

Новый всплеск деятельности школьный музеев Тамбовской области связан с празднованием 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Открыты музеи военно-исторической славы, посвященные подвигам наших земляков, в школах: № 6 г. Мичуринска, № 6, 9, 12 г. Тамбова, Александровской школе Мордовского района, Бондар-ской школе райцентра Бондари, Сампурской школе Сампурского района и др.

Сегодня система школьного образования переживает серьезные перемены, которые связаны с

попытками пересмотреть, оптимизировать его структуру и управление, содержание и формы. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющей ей решать стоящие перед образованием и обществом в целом проблемы развития гармоничной личности. Значительную роль в решении данных проблем может сыграть школьный музей, включенный в современный образовательный процесс. Использование музейных материалов на уроках приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории местного края, национального самосознания и социализации личности. Школьный музей переживает свое новое рождение, выступая в виде особого универсального института, обладающего мощным образовательным потенциалом, который нуждается в осмыслении и еще недостаточно востребован в практической жизни.

С 2005 г. работа со школьными музеями строилась по программе «Школьный музей 20052010 гг.», разработанной областной станцией юных туристов и ставшей дипломантом Всероссийского конкурса «Растим патриотов России». В соответствии с программой деятельность школьных музеев координировалась и направлялась по определенной тематике: 2005 г. - «Искусство и культура Тамбовского края»; 2006 г. - «Школа в III тысячелетии»; 2007 г. - «Человек-труд-профессия»; 2008 г. - «Есть такая профессия - Родину защищать»; 2009 г. -«Наследники Великой Победы». Итоги работы ежегодно подводятся на праздниках, фестивалях, ассамблеях, слетах активистов школьных музеев.

Особенно активизировалась работа в школьных музеях в период подготовки и празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Победителями Всероссийских конкурсов, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, стали музей 2-й гвардейской армии средней школы № 19 г. Тамбова, музей «Наши земляки - защитники г. Ленинграда» средней школы № 9 г. Тамбова. Призерами областного смотра также стали музей военно-исторической славы школы партизан-тамбовцев лицея № 6 г. Тамбова, Музей героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских и Степана Пере-кальского Осино-Гайской средней школы Гаври-ловского района.

По итогам паспортизации 2005 г. тридцать ранее существующих музеев подтвердили свое звание и девять, вновь созданных, получили свидетельство «Школьный музей». Кроме того, в учреждениях образования работают около 200 музейных комнат и залов. Тамбовским областным

институтом повышения квалификации работников образования, Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина для руководителей школьных музеев регулярно организуются курсы и семинары.

По профильной принадлежности большинство школьных музеев являются военно-историческими, отражающими события в Великой Отечественной войне. Несколько музеев посвящены воинским частям, сформированным на Тамбовщине, например, музей военно-исторической славы 161-й Станиславской краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, музей военно-исторической славы 733-го зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны школы № 28 г. Тамбова. Музей истории Второй Гвардейской армии СОШ № 19 (сегодня лицей № 12) г. Тамбова был основан в мае 1975 г. и посвящен истории Второй Гвардейской армии, формировавшейся в 1942 г. на тамбовской земле, прошедшей героический путь от Сталинграда до Кенигсберга. Одной из причин создания музея послужила книга Ю. В. Бондарева «Горячий снег», а вернее эпизод из книги: когда лейтенант Кузнецов едет в эшелоне и вспоминает заснеженные леса Тамбовщины.

В дальнейшем сотрудники музея поддерживали постоянную связь с Ю. В. Бондаревым. Инициатором создания и бессменным руководителем музея долгие годы была заслуженный учитель РФ

О. С. Завадская. Имеются также мемориальные военно-исторические музеи и др.

В сельской местности преобладают музеи с краеведческой тематикой. В комнате истории села Алгасово, Алгасовской средней школы, Моршан-ского района рассказывает о заселении края, основании села, орудиях труда, крестьянской одежде, народных промыслах. Экспонируются боевые награды, документы, фронтовые письма, воспоминания, личные вещи ветеранов войны и труда.

Другие профильные группы менее многочисленны. В средней школе села Вяжля, Моршанско-го района работает музей естественнонаучного профиля - музей истории леса; в Тамбовском областном Дворце творчества и молодежи - Музей истории детского движения Тамбовской области (исторический профиль), в лицее № 12 г. Тамбова музей «Космос и школа». Экспозиция последнего музея рассказывает о Герое Советского Союза, почетном гражданине г. Тамбова, космонавте Л. Демине, выпускнике Тамбовского училища связи, о его полете в космос на космическом корабле «Союз - 15». Рассказывается о дружбе

Л. Демина с учащимися, о работе клуба «Деми-нец», о поездках школьников в Звездный городок.

На основе коллекций и экспозиций школьного музея проводятся различные мероприятия: музейные уроки; обзорные, тематические и комплексные экскурсии; встречи с ветеранами, краеведами, деятелями науки и культуры; викторины и КНВ; конференции; классные часы; праздники; лекции. Школьный музей служит хорошей основой для создания клубов, кружков, мастерских, лабораторий. В последние годы стал популярным метод краеведческих проектов на базе школьных музеев.

По различной тематике проводятся уроки в музее военно-исторической славы «Наши земляки -защитники г. Ленинграда» школы № 9 г. Тамбова преподавателем истории Р. М. Говердовской для учащихся 9, 11 классов при изучении тем «Начало Великой отечественной войны», «Непокоренный Ленинград», «Сталинградская битва». Программный материал учебника дополняется рассказом ветерана Великой Отечественной войны, участника боев за Ленинград и Сталинград В. К. Карпейкина. Учащиеся на уроке работают с ксерокопиями наградных документов, газет, благодарственных писем земляков.

Положительно зарекомендовали себя музейные уроки, проводимые руководителем музея военноисторической славы школы и партизан-тамбовцев лицея № 6 г. Тамбова А. Л. Соловьевой. Ею разработаны два цикла музейных уроков: «От духовного училища к современному лицею» и «Музейный мир». Например, перед музейным уроком «Сера-фимовское духовное училище» используется метод погружения в прошлое. Дети получают представление о Тамбове середины XIX в: о культуре, быте. Ребятам дается домашнее задание: провести исследовательскую работу - найти ответы на следующие вопросы: «Какие учебные заведения были в Тамбове в XIX веке?», «Какие учреждения культуры в то время были в нашем городе?», «В какие игры дети играли тогда?», «Найти загадки, поговорки о предметах быта середины XIX в.» [3].

Большие возможности активной и творческой работы дают организуемые при музеях творческие объединения: кружки и клубы. Они представляет собой группу обучающихся, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного педагога.

Интересен опыт работы кружка «Юные краеведы» при музее истории Трескинской школы Инжавинского района. Свою работу кружок начал еще в 1960-е гг. Сегодня эта работа продолжает оставаться важной частью внеурочной деятельно-

сти. Возглавляет объединение учитель русского языка Т. В. Минаева. Деятельность его осуществляется в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа) и практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Занятия получаются разнообразные и не ослабляют интереса школьников.

Важной составляющей является информирование широкой общественности о деятельности школьного музея. Неограниченные возможности дает использование компьютерных технологий. Некоторые музеи имеют свою страничку на сайте школы и могут поддерживать связи с другими школьными музеями, музейными специалистами. В Первомайском районе подготовлен сайт, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На сайте указывается общее количество школьных музеев в районе: 4 школьных музея, 2 комнаты, 2 зала, 23 уголка боевой славы. Более подробно представлены лучшие музеи. Например, рассказывается о фондах, экспозиции, формах работы с посетителями Музея боевой славы Старосеславинской школы. Также на сайте представлены воспоминания ветеранов, фотографии и другие результаты краеведческой работы.

На сайте Сампурской средней общеобразовательной школы представлен музей школы. Показана его история и разделы экспозиции. В перспективе возможно расширение информации о музее. Например, можно представлять творческие работы школьников, фотографии мероприятий, фотографии и рассказы о наиболее интересных музейных предметах, памятниках, которые находятся рядом со школой. В качестве образца можно привести сайт Областного народного музея образования в г. Тамбове. На сайте имеется история музея, а также отдельно представлены шесть экспозиционных разделов.

В последние годы усиливается интерес к истории родного края. Образовательными учреждениями разрабатываются и реализуются краеведческие программы. В экспозиции школьных музеев вводятся новые темы. Многие школьные музеи обращаются к истокам истории школы. Появляются тематические музеи - истории хлеба, леса, русской старины. Работа школьного музея сегодня выходит за рамки школы и связана с жизнью села, города. Нередко музей является единственным учреждением, занимающимся сохранением и изучением историко-культурного наследия района. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, яв-

ляется центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить, что выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Вместе с тем, остается комплекс проблем, который еще предстоит решать. Деятельность школьных музеев, как и всего школьного краеведения, держится на учителях энтузиастах - историках, географах, русистах, педагогах дополнительного образования. Не всегда администрации школ оказывают поддержку учителям-краеведам, а о школьных музеях вспоминают только тогда, когда составляются очередные отчеты о воспитательной работе, школу посещают «важные делегации» или проводятся крупные мероприятия. Музеи не стали сегодня основой патриотического воспитания в широком смысле этого слова. Иногда они предстают сами по себе, как придаток в воспитательной работе. Известны случаи, когда вместе с уходом педагога-руководителя школьного музея на пенсию деятельность музея замирает или вовсе прекращается.

Острой остается проблема оплаты труда руководителя школьного музея. В большинстве регионов страны в школах нет специальной ставки руководителя музея. Необходимы совместные усилия государства и общества, чтобы в век информационных технологий и инновационных подходов в образовании не была забыта история и культура родного края, а образовательно-воспитательный процесс в школе был бы полноценным.

Литература

1. Заруцкий Б. А. Инициатор школьного музейного дела // Наш край Тамбовский. Тамбов, 1989. С. 145-148.

2. Махрачев С. Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов, 2005. С. 38.

3. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие. М., 2001. С. 31.

4. Музеи системы народного образования Тамбовской области. Аннотированный каталог / сост. Б. А. Заруцкий, В. Я. Назаренко, Л. М. Фомина. Тамбов, 1987. С. 11.

5. Музей народного образования Тамбовской области. Путеводитель. Тамбов, 1984.

6. Махрачев С. Ф., Махрачева Т. В., Фомина Л. М. Школьный музей в едином образовательном процессе. Тамбов, 2009. С. 14-15.

* * *

SCHOOL MUSEUM AS A MUSEUM AND EDUCATIONAL CENTER OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

S. F. Mahrachev, T. V. Mahracheva

In article the history and a current state of school museums of the Tambov region is considered, their possibilities in education and educational process of younger generation and formation of museum fund of the country are analyzed. Profile classification of school museums is given. The main problems in development of school study of local lore at the present stage are revealed, ways of their overcoming are offered.

Key words: museum, school, exposition, fund, pedagogics, history, study of local lore, education, lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.