Научная статья на тему 'Роль краеведческих клубов в социализации современных подростков и молодежи'

Роль краеведческих клубов в социализации современных подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгов С. А., Пугачев А. А.

The article considers forms, means and methods of work of local lore clubs which promote aesthetic, intellectual and spiritual development of a person, and also results of experimental work on socialization of children, teenagers and youth in conditions of their free time organization on the base of welfare sphere establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of local lore clubs in socialization of teenagers and youth

The article considers forms, means and methods of work of local lore clubs which promote aesthetic, intellectual and spiritual development of a person, and also results of experimental work on socialization of children, teenagers and youth in conditions of their free time organization on the base of welfare sphere establishments.

Текст научной работы на тему «Роль краеведческих клубов в социализации современных подростков и молодежи»

РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КЛУБОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

С.А. Долгов, А.А. Пугачев

Dolgov S.A., Pugachev A.A. Role of local lore clubs in socialization of teenagers and youth. The article considers forms, means and methods of work of local lore clubs which promote aesthetic, intellectual and spiritual development of a person, and also results of experimental work on socialization of children, teenagers and youth in conditions of their free time organization on the base of welfare sphere establishments.

В современных условиях в центре внимания отечественной и зарубежной педагогики оказывается проблема социализации детей и подростков. Социализация личности подростка и молодого человека на современном этапе протекает в экстремальных условиях, детерминированных кардинальными изменениями политической, экономической, социальной, социокультурной подсистем России. Такие проблемы как нестабильность и агрессивные тенденции в обществе, социально-правовая незащищенность, почти полное отсутствие досуговой деятельности, не-востребованность многих специальностей, возможность потери работы, неудовлетворенность заработной платой увеличивают у молодого поколения неуверенность в завтрашнем дне. Теряется интерес к знаниям и труду, появляется склонность к уродливым формам инициативы и предпринимательства. Данные изменения в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций подростков и молодежи - весьма тревожный показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья общества. Основной задачей социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет, развитие самосознания, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Среди множества актуальных социальнопедагогических проблем учреждений как общего, так и дополнительного образования особое значение приобретает совершенствование форм организованного досуга детей, выступающего не только профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости и практической ограниченности, но и одним из средств профилактики социальной дезадаптации.

В настоящее время во многих городах России существуют различные клубные объединения, которые позволяют не только развивать многосторонне личность, но и имеют неисчерпаемые возможности для создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности подобных клубов во внеучебное время способствует самореализации личности, стимулирует ее к активной познавательной деятельности.

Сегодня многочисленные социальнокультурные учреждения, учреждения дополнительного образования располагают большими возможностями для организации работы в данном направлении:

- клубы детско-юношеского туризма и экскурсий, туристско-экскурсионные группы (юных туристов), в основе работы которых -литературное и музыкальное краеведение; исторические, военно-патриотические клубы; клубы юннатов, юных экологов;

- краеведческие кружки; поисковые, исследовательские лаборатории;

- кружки, группы художественно-технического творчества («Резьба по дереву», «Эстетика быта», «Моделирование и конструирование одежды» и т. д.);

- студии изобразительного искусства, декоративно прикладного творчества;

- мастерские прикладного творчества (макраме, вязание крючком и спицами, кру-жевоплетение, кройка и шитье, мягкая игрушка, плетение из бересты, роспись по дереву, глиняная игрушка, лоскутная техника).

Особое значение в последнее время стали играть краеведческие клубы, которые создаются на основе общности интересов ребенка и взрослого и именно там наиболее

интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие краеведческих клубов состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Современная направленность краеведческих клубов сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире, об историческом прошлом родного края и своего народа. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.

Основное внимание в краеведческих клубах для подростков сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Краеведческие клубы предполагают осуществление следующих видов и форм работы с детьми и молодежью:

- учет и изучение памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников (историко-мемориальные парки-усадьбы, парки-выставки), музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов;

- охрана памятников истории и культуры, работа по защите, ремонту, реставрации, выявление и их первичный учет;

- создание территориальных краеведческих энциклопедий и справочников, тематических сборников, журналов, информационных бюллетеней, выступления с лекциями и докладами;

- организация исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края, вахта памяти;

- изучение архивных материалов, образцов народного творчества, художественной литературы, мемуаров, работа в музеях, архивах, сотрудничество с вузами, научными организациями, общественными объединениями;

- музеефикация частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т. д.), объединения собирателей и коллекционеров;

- развитие туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов;

- организация поисково-исследовательской работы по изучению «уходящих» технологий и ремесел;

- проведение мероприятий по возрождению традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.: организация конференций, вечеров, походов, экскурсий; встречи с народными умельцами; проведение коллективных и персональных выставок, открытых обучающих презентаций в форме мастер-классов, аукционов и лотерей, конкурсов «Я начинаю мастерить», «Данила-мастер»; создание информационного банка данных, видео-или аудиофондов: «Уходящие ремесла», «Запомните эти голоса», «Исчезающие технологии»; участие в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

Возможности приобщения к деятельности краеведческого клуба в связи с изучением в школе истории, литературы, краеведения фактически отражены в ныне действующих программах. Организуемые занятия краеведческого клуба должны опираться на само участие подростков и молодежи в изучении истории родного края, его культурного наследия. Создатели и организаторы краеведческого клуба добиваются эффекта коллективного переживания для всех детей, которое лучше всяких слов учит и объединяет людей.

Краеведческие клубы - явление разнообразное по своему содержанию, возрастному составу и организационным формам. Однако, как бы ни были просты или сложны задачи, решаемые ими, каким бы ни был возраст ее участников и в каком бы организационном облике они не выступали, основные принци-

пы педагогического руководства остаются неизменными, и работа его в существе своем всегда подчинена общим законам организации свободного времени подростков средствами социально-культурной деятельности.

Таким образом, важным педагогическим преимуществом краеведческих клубов является относительная творческая свобода педагога в выборе наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Построение занятий должно опираться на полное раскрытие индивидуальности подростка, формирование умения выражать себя, свою личную позицию по отношению к историческому прошлому, произведениям искусства и жизненным явлениям. В свою очередь, краеведческие клубы выступают как форма, способствующая самовыражению и формированию личности школьника.

Для обоснования значимости краеведческих клубов в процессе социализации современных подростков был проведен педагогический эксперимент. Он проводился на базе подростковых клубов по месту жительства Центра внешкольной работы г. Тамбова. В эксперименте участвовало 136 школьников в возрасте от 12 до 16 лет с целью выявления возможностей краеведческих клубов как фактора социализации современных подростков.

При разработке методики исследования были использованы следующие методы исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, методике организации социальнокультурной деятельности, краеведению, истории и теории народного художественного творчества; изучение и анализ методической литературы; наблюдение за детьми; анкетирование; беседа, педагогическое проектирование.

В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: краеведческие клубы, как фактор социализации подростков, позволит сформировать у детей ценностные позиции, мотивационную готовность к активному освоению истории родного края, культурного наследия, что будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию подростка.

Экспериментальная работа проходила в два этапа: подготовительный и основной. В

ходе подготовительного этапа экспериментальной работы были проанализированы учебные программы по курсам «Краеведение», «Народное художественное творчество», «Методика руководства художественным коллективом», «Изобразительное искусство и художественный труд»; дан анализ работе педагогов общего и дополнительного образования по предметам художественного цикла; разработан и подготовлен инструментарий для проведения пилотажного исследования, предусматривающего опрос школьников, относительно значимости краеведческих клубов в процессе формирования и развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей личности и ее самоактуализации в современном социуме.

В ходе основного этапа была разработана авторская программа и подготовлены методические рекомендации. Также был проведен опрос детей, подростков и молодежи для выявления уровня организованности их свободного времени и предпочтений в выборе внешкольной деятельности, отношение к освоению культурно-исторического наследия.

Респондентам был предложен опросный лист, включающий ряд полузакрытых вопросов. При ответе на вопрос, с какой целью дети посещают клубы, что именно их привлекает в данном подростковом клубе, мнения опрошенных детей разделились следующим образом: 48 % указали, что основной целью является общение с друзьями, 34 % опрошенных детей приобретают новые знания, познают что-то новое для себя, а 18 % считают, что в клубе можно получить необходимые навыки для творческой самореализации в обыденной жизни. В то же время, выбор клуба опирается и на организацию его деятельности педагогом-организатором.

98 % из числа опрошенных детей высказали мнение о создании педагогами эмоционально-положительного фона на занятиях, интересной программе деятельности, организации и проведении мероприятий и т. д.

Интересен тот факт, что в ответах на вопрос относительно выявления роли краеведческого клуба в жизни детей, подростков и молодежи опрошенные единогласно указали, что в первую очередь клуб способствует профилактике девиантного поведения через вовлечение в различные виды деятельности. Причем 97 % респондентов подчеркнули

значение краеведческих клубов в организации учебной деятельности в школе. При ответах на вопрос, развитию каких качеств, прежде всего, способствуют занятия в подобных объединениях, мнения респондентов распределились следующим образом: 42 % считают, что развитию нравственно-патриотических качеств, 22 % - развитию творческих способностей, 14 % - развитию интеллекта, 22 % - развитию физического здоровья.

При определении мнения респондентов, какие виды деятельности они считают предпочтительными для себя, было установлено, что преобладающее большинство (92 %) останавливают свой выбор на рекреационноразвлекательной деятельности: участие в

праздниках и развлечениях, днях знаменательных дат, фестивалях и др. Поэтому, на наш взгляд, педагогам-организаторам следует обратить внимание на активизацию у подростков и молодежи художественно-творческой, краеведческой, нравственно-патриотической, спортивно-оздоровительной и других видов деятельности, и, прежде всего, формирование интереса к познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, навыков и умений, необходимых для самореализации личности ребенка в повседневной жизни.

Проведенный опрос показал, каким видит подрастающее поколение современное клубное учреждение. Они указали, что его расположение должно находиться в специально оборудованном помещении, включать в свой состав различные любительские объединения спортивной, художественно-творческой, рекреационной направленности. В клубе обязательно должен оказывать консультации психолог, социальный педагог, организовываться занятия под руководством педагога-организатора. Вместе с тем, по их мнению необходимо проводить встречи с интересными людьми: психологами (29 %), врачами (27 %), музыкантами (31 %), спортсменами (23 %), политиками (14 %), литераторами (6 %) и т. д.

Таким образом, проведенный опрос детей, подростков и молодежи показал, что у респондентов сформирован активный интерес к организации и проведению деятельности краеведческих клубов.

В ходе опроса было установлено, что многие опрошенные выразили позитивное отно-

шение к изучению культурно-исторического наследия не только страны, но и родного края. Они с удовольствием посещают музеи, картинную галерею, где представлены экспозиции по истории и культуре Тамбовщины.

67 % опрошенных считают, что это необходимо, чтобы быть культурным человеком. 33 % респондентов указали, что этого недостаточно и необходимо проявлять большую активность в изучении истории и культурного наследия родного края.

Оказалось, что каждый второй опрашиваемый смог назвать три понравившихся экспозиции, представленные в краеведческом музее за последний год, однако лишь у каждого третьего зафиксирован развитый уровень знаний по истории и культуре родного края. Учащиеся чаще называли экспозиции и выставки разного художественного уровня. Среди детей младших классов выделяется группа (76 %), у подростков (44 %), которая увлечена историческим наследием родного края, что объясняется проведением в начальной школе учебного курса «Краеведение» в большинстве школ города. Было установлено, что 74 % опрошенных респондентов интересуется историей г. Тамбова, 37 % опрошенных хотели бы участвовать в походах по местам боевой славы и к культурноисторическим памятникам, 63 % опрошенных хотят принимать участие в различных формах по изучению культурно-исторического наследия и расширению знаний в данной сфере.

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, в краеведческом клубе тамбовских школьников привлекает обращение в работе к социально значимым явлениям действительности, героическому прошлому нашего народа в отдаленном прошлом или во времена Великой Отечественной войны, культурное наследие, представленное в памятниках архитектуры, зодчества, народной музыке, хореографии, раскрывающие нравственное становление личности. Была установлена аргументация своих впечатлений от понравившихся или непонра-вившихся экспозиций. У подростков при сравнении экспозиций, проведенных экскурсий появляются такие характеристики, как естественный, искренний, серьезный показ прошлого или современной жизни, т. е. выделяются эмоционально-нравственные и содержательно-познавательные моменты.

Больше всего детей, подростков и молодежь привлекает историческое прошлое, экспозиции быта, народная хореография. Старшеклассники сравнивают предоставляемый материал через неприятие чего-либо в музее: бедность и невыразительность экспозиций, узость отражения народной жизни, неоправданная осложненность излагаемого материала лекции или беседы, отсутствие проявления собственной активности в сборе архивного материала, участия в раскопках и т. д. В музее или картинной галерее в процессе проведения краеведческих экскурсий школьники и студенты отмечают художественное оформление выставочного материала, убедительную речь лектора, динамичность представленного исторического события или бытовой зарисовки в действии, а не статичное изложение лекции, оригинальность беседы.

Несмотря на такой неподдельный интерес школьников к историко-культурному наследию, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом историческом прошлом, культуре и быте родного края. Так на вопрос «Что ты знаешь о культурно-историческом прошлом Тамбовщины?» честно признались «не знаю» или «не помню» 63 %, «много» ответили 23 %, не распространяя свой ответ, и лишь 14 % попытались дать обоснованный, развернутый ответ по данному вопросу.

Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из опрошенных школьников не хотели бы обогатить свои знания в области историко-культурного наследия региона. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать о культурно-историческом прошлом своего края?» они ответили отрицательно. Однако на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи об истории, культурном наследии России?» положительный ответ дали меньше половины опрошенных. Мы можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для под-

ростков в наше время, книг по культурноисторическому прошлому России и тамбовского региона, адаптированных для младшего и среднего школьного возраста, недостаточно. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию. Об этом говорит и ответ О. Козловой, в котором она пишет, что таких книг она просто не видела.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес современных подростков и молодежи к историко-краеведческому направлению довольно высок. Им нравится не только получать знания по истории и культурному наследию России и родного края, но и активизируется потребность в активном изучении культурно-исторического наследия родного края в форме походов, экскурсий, сбора архивных данных, они также хотели бы больше узнать о самом историческом прошлом Тамбовщины, а также принимать непосредственное участие в работе краеведческого клуба. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для многих сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по истории и культурном наследии предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у школьников с одной стороны и невозможностью их получения - с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении краеведческих клубов не только в учреждения дополнительного образования, в клубы по месту жительства, но и средние общеобразовательные школы во внеурочное время, в высшие учебные заведения, а также в использовании элементов краеведения на уроках художественного цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы.

Поступила в редакцию 2.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.