практике. Электронный ресурс: [http://cyberleninka.rU/artide/n/ponyatie-sotsiokultumoy-kompetentsii-v-sovremen noy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike#ixzz4Odvf9Yw2]
5. Овчаренко, Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования. Электронный ресурс: www.gramota.net/materials/ 3/2015/3-3/37.html
УДК 379.8
П.А.Новочук
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КЛУБОВ
В статье приведены основные эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, характеризующие степень включенности современных подростков в работу краеведческих клубов. В работе выявлены основные аспекты, влияющие на формирование интереса к исследовательской и познавательной краеведческой деятельности, представлен сравнительный анализ полученных данных и научных работ по этой проблеме.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, краеведческие клубы, подростковый возраст.
PANovochuk ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF LOCAL LORE CLUBS
The basic empirical data is cited in the article, obtained via sociological research, characterizing the level the degree of involvement in the work of today's teens local lore clubs. The research introduces the main aspects, influencing the formation of interest in local lore research and cognitive activities forming, comparative analysis of the obtained data and scientific works on this problem.
Key words: ethno-cultural education, local lore clubs, teenage age.
Этнокультурное воспитание в современной России все чаще становится неотъемлемой частью образовательного процесса и воспитательной работы в учреждениях дополнительного, общего и профессионального образования, в учреждениях культуры и досуга. Большой вклад в разработку основ этнокультурного воспитания внесли Т.И.Бакланова, Е.Ю.Стрельцова, Т.Я.Шпикалова и др. Региональные аспекты этого явления были рассмотрены в исследованиях М.И.Долженковой, Л.В.Кузнецовой, Д.Н.Латыпова и др. Возрастные особенности этнокультурного образования и воспитания были выделены в работах А.Ю.Ахлестиной, А.П.Божедоновой, З.У.Карбеновой и др. [2, с.3-4].
В зависимости от конкретного предмета исследования каждый из авторов предлагает свою формулировку этого понятия и свое видение проблемы. На наш взгляд, наиболее полно это понятие сформулировано Т.К.Солодухиной: «этнокультурное воспитание - это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов» [3, с.212].
Вышесказанное дает основание полагать, что именно технологии этнокультурного воспитания способны противодействовать серьезным катаклизмам в духовной и ценностной сфере общества, для которого характерны два вида разнонаправленных этнокультурых процессов. Если к первым без сомнения можно отнести глобализацию, культурную интеграцию, европеизацию и, как следствие этого, - повышение культурной однородности и унификации мира, то второй вид происходящих в современном мире процессов будет характеризоваться ростом национального самосознания и этнических чувств, возрастанием значимости традиционных культурных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, может также иметь негативные последствия и приводить к стиранию тонкой грани между патриотизмом и национализмом, а следствие этого - возникающие межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Решением сложившихся проблем может стать обращение к этнокультурному воспитанию подрастающего поколения в рамках краеведческой работы клубных формирований и любительских объединений.
Подтверждением потенциала краеведческой деятельности клубов в этнокультурном воспитании является не только широкая практика педагогов и работников сферы культуры, но и интерес со стороны государственных органов и общественных организаций. По инициативе Общественной палаты РФ в 2015 году создан Фонд «Перспектива», основной целью которого является поддержка гражданской активности в малых городах и сельских поселениях. Среди основных направлений работы фонда поддержка краеведческой работы и сохранение народных культурных традиций.
Особое значение краеведческая работа в клубе приобретает благодаря специфике организации его работы, сочетающей образовательную и познавательную деятельность с досуговой и рекреационной, что позволяет ненавязчиво и в неформальной обстановке достаточно глубоко и эффективно воз-
действовать на эмоциональную сферу и познавательные интересы подростков.
Кафедрой народной художественной культуры был проведен ряд исследований с целью выявления эффективности этнокультурного воспитания подрастающего поколения посредством краеведческих клубов. Социологические исследования проводилось среди работников сферы культуры и образования, участников клубов и их родителей в форме анкетирования. Среди полученных результатов можно выделить следующие.
По мнению большинства респондентов (52 %), выбор любительского объединения, клуба (кружка) по интересам обусловлен их личными увлечениями. «Желание общаться» (26 %) и «потребность творческой реализации» (22 %), которые являются естественной потребностью для человека, являются следующими среди приоритетов при выборе клуба по интересам.
При этом, по мнению респондентов, посещение краеведческого клуба в первую очередь дает возможность реализации творческого потенциала - 75 %; возможность проводить своё свободное время - 50 %; предоставляет возможность общения с друзьями, другими участниками клуба - 41,5 %. И только 37,5 % респондентов отмечают возможность получения новых знаний, практических навыков и полезной информации в рамках деятельности клуба. Это подтверждает, что клубная форма организации этнокультурного воспитания является наиболее привлекательной для подросткового возраста т.к. не ограничивает их деятельность формальными рамками и расширяет возможности для самореализации и общения со сверстниками.
Освоение истории и культуры своего родного края 48 % опрошенных руководителей клубов и педагогов считают одним из основных направлений этнокультурного воспитания, а 52 % выделяют его как одно из направлений этой работы наряду с другими. Таким образом, краеведческой работе в рамках этнокультурного воспитания отводится достаточно большое и важное место.
При этом мнения опрошенных участников краеведческих клубов в зависимости от возрастной группы разошлись относительно форм организации краеведческой работы. Большинство взрослых опрошенных людей отдают предпочтение просветительным и развлекательным мероприятиям. Эти предпочтения набрали одинаковое число голосов - по 38,1 %, а 23,8 % - интересны и просветительные и развлекательные мероприятия. Подростковая половина опрошенных интересуется больше развлекательными программами. Так ответили 58,4 % респондентов этой возрастной группы. Просветительные мероприятия интересны трети опрошенных (33,3 %), оба вида мероприятий интересны 8,3 %. Очевидно, что в силу возрастных и психологических особенностей подростки тяготеют к внешне более ярким и эффектным формам организации свободного времени. Это, несомненно, необходимо учитывать при формировании программ и планов работы подростковых клубов.
Решение этой проблемы руководители клубов и педагоги находят в вовлечении подростков в активную исследовательскую и поисковую деятельность. Так, при ответе на вопрос, касающийся форм краеведческой работы, большинство (70 %) опрошенных выделили в качестве приоритета в их работе исследовательских форм, предполагающих активное включение подростков в изучение истории края и народных традиций. Среди таких форм руководители называют краеведческие и этнографические экспедиции, научные исследования, проектную деятельность и др. 28 % опрошенных выбрали формы, направленные на посещение мест, связанных с историей края (экскурсионная ознакомительная работа). И только 2% - предпочитают аудиторные формы проведения краеведческой работы.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание подростков в краеведческих клубах должно опираться на активные формы, которые позволят реализовать их творческие, познавательные и коммуникативные потребности.
Изучая роль краеведческих клубов в социализации подростков, С.А.Долгов и А.А.Пугачев выделяют несколько видов и форм работы с молодежью. Наиболее объективными на наш взгляд, исходя из результатов собственного исследования, будут следующие: организация исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края; развитие туристско-экскурсионных маршрутов; организация поисково-исследовательской работы по изучению традиционных технологий и ремесел; проведение мероприятий по возрождению традиционных форм социально-культурной деятельности: обрядов, праздников, и др. [1, с.250]. Помимо предложенных авторами форм следует также отметить необходимость исследовательской поисковой работы не только с архивными и научными источниками, но и в виде краеведческих и этнографических экспедиций, направленных на сбор и фиксацию образцов материального и нематериального культурного наследия, памятников истории и культуры родного края. В свою очередь собранный материал может послужить базой для разработки участниками клуба проектов по созданию краеведческих и этнографических музеев и экспозиций.
Примером такой работы может служить деятельность студентов кафедры народной художественной культуры ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, проводимая в рамках прохождения практического обучения и подготовки выпускных квалификационных работ.
На базе Бондарской средней общеобразовательной школы был создан краеведческий клуб, целью которого стало изучение уникальной культуры однодворцев старинных сел Бондарского района Тамбовской области, обладающей специфическими характеристиками в рамках культуры Тамбовского региона. В сотрудничестве с краеведческим музеем проводилась исследовательская деятельность -реконструкция одежды, сбор экспонатов для музея, изучение артефактов (орудий труда, предметов быта, ремесленных изделий), знакомство с элементами архитектуры и др. Благодаря интегрированно-сти занятий участники клуба познакомились с жанрами традиционной культуры местного сообщества (однодворческой среды).
Участниками клуба ведется деятельность по реконструкции мужского костюма, продолжается сбор и воссоздание устного фольклора, подростки активно вовлекаются в разработку исследовательских проектов.
В форме экспедиционной исследовательской деятельности построена работа краеведческого клуба при Аграрно-промышленном колледже г. Кирсанова Тамбовской области. За время существования клуба было организованно и осуществлено более десяти экспедиций по историческим и памятным местам Кирсановского района. Среди маршрутов можно назвать следующие: «Паревка: двенадцать святых родников», «Оржевская святыня» (Родник Великомученицы Варвары), «Клетинщинский животворящий источник» (село Кобяки) и др. Собранный в рамках экспедиционной работы клуба материал оформлен в виде фоторепортажей, видеофильмов, презентаций, исследовательских работ и востребован педагогами общеобразовательных и воскресных школ, работниками школьных музеев.
Еще одним примером этнокультурного воспитания средствами краеведческого клуба может служить деятельность подросткового краеведческого клуба «Мордовский пятачок» при МБУК Центр культуры и досуга Мордовского района Тамбовской области. Целью клуба является этнокультурное воспитание через сохранение и распространение культуры и исторических традиций малой родины. Работа клуба построена на организации театрализованных праздничных и обрядовых представлений, занятиях в творческой мастерской, включает знакомство с творчеством умельцев-односельчан, изучение истории родного края, организацию экскурсий в краеведческом музее. Деятельность клуба сочетает несколько форм работы и помимо исследовательской и познавательной деятельности подростки привлекаются к активной художественно-творческой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание подростков посредством краеведческих клубов достаточно эффективно и способствует формированию национального самосознания, положительного восприятия и интереса к национальной культуре, традициям, чувства гордости за свою нацию. Наиболее эффективными формами работы клубов, учитывающими возрастные и психологические особенности подростков, будут исследовательская поисковая деятельность, направленная на сбор и обработку информации, экспедиционная и туристическая деятельность, подразумевающая сбор и регистрацию объектов культурного и исторического наследия, проектная деятельность преследующая цель сохранения и воспроизведения образцов региональной культуры.
Литература
1. Долгов, С.А. Роль краеведческих клубов в социализации современных подростков и молодежи / САДолгов, ААПугачев / / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 11. - С.249-253.
2. Новочук, ПА. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.05 / П.А.Новочук. - Тамбов, 2009
3. Солодухина, Т.К. Методологические основы этнокультурного воспитания младших школьников в учреждениях культуры / Т.К.Солодухина / / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6 (50). - С.211-216.
УДК 004.9:378
Н.Г.Яшина
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Виртуальная практико-ориентированная среда обучения создается с целью формирования у учащихся навыков практической работы, востребованных во всех сферах социальной и профессиональной практики, и позволяет реализовать инновационные образовательные технологии, максимально приближая учебную деятельность к практике. Облачные сервисы дают возможность адаптироваться к меняющимся условиям современного общества, отражают тенденции ускорения социальных процессов, интеграции в единое информационное пространство, открывают доступ к новейшим ГГ-решениям в области автоматизации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, виртуальная практико-ориентированная среда обучения, облачные технологии, профессиональное программное обеспечение.