УДК 37.032
Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В статье рассматривается процесс включения личности в систему общественных отношений, требующий формирования и развития социокультурной компетентности современного человека
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, общественные отношения, социальная активность, социокультурная компетентность.
D.Shamsutdinova, R.Turkhanova CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS A MECHANISM TO ENABLE THE INDIVIDUAL TO THE SYSTEM OF SOCIAL RELATIONS.
In the process of its formation and development as a person, each person is included in the various forms of activity in the relevant activities of public relations as a member of society, group, nation, group. In addition, each person stated in its importance, knowing involvement in the process and the results of a common cause, which in turn requires the use of the necessary competencies in government, public organizations work in socially useful work in various fields of science, technology, culture and others.The inclusion of the person in the public relations system actualizes the problem of formation of social activity and the development of socio-cultural competence of the modern man. First of all, it requires clarification, the term "social activities", which has a scientific interpretation of the rich palette, which confirms the complexity and diversity of this phenomenon. The degree of manifestation of social activity of the individual is determined by the desire of the creative transformation of society in a meaningful acceptance of responsibility for the ongoing positive action in favor of community or group of people. Many scholars define social activity as a self-realization process of self-development and self-actualization. Considering the essential characteristics of social activity through the prism of cultural and leisure activities, it should be noted that the activities and personality are in unity: the personality - is the subject of activity. In various kinds of leisure person as a subject exhibits activity activity against environmental effect, changing the interaction process, the process acting as an object and activity
Keywords: cultural and recreational activities, public relations, social activity, social and cultural competence..
В процессе своего становления и развития как личности каждый человек включается в разнообразные формы деятельности и в соответствующие этой деятельности общественные отношения как член общества, группы, нации, коллектива. При этом каждая личность утверждается в своей значимости, осознавая причастность к процессу и результатам общего дела, что в свою очередь требует применения необходимых компетенций в управлении государством, работе общественных организаций, в общественно полезном труде, в различных областях науки, техники, культуры и др.
Включение личности в систему общественных отношений актуализирует проблему формирования социальной активности и развития социокультурной компетентности современного человека. Прежде всего, требует уточнения термин «социальная активность», научная трактовка которого имеет богатую палитру, что подтверждает сложность и многогранность данного феномена. Степень проявления социальной активности личности определяется стремлением творческого преобразования общества, осмысленным принятием ответственности за осуществляемую позитивную деятельность в интересах общности или группы людей. Многие ученые определяют социальную активность как процесс самореализации, саморазвития и самоактуализации личности. Социокультурная компетенция входит в группу компетенций, «относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность [1]. Рассматривая сущностные характеристики социальной активности через призму культурно-досуговой деятельности, необходимо отметить, что деятельность и личность находятся в единстве: личность -это субъект деятельности. Все психические процессы, свойства, опыт человека проявляются и формируются в различных видах деятельности. В различных видах досуга личность, являясь субъектом деятельности проявляет активность по отношению к окружающей действительности, изменяя процесс взаимодействия, выступая в данном процессе и как объект деятельности. В деятельности выделяются три составляющих элемента - человек как субъект деятельности, действительность как объект деятельности, процесс взаимодействия объекта и субъекта. Фактором формирования личности в процессе культурно-досуговой деятельности выступает то, что досуговая деятельность выражает уровень активности личности, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром, при этом помогает осваивать социокультурный опыт, обогащает и развивает личностный потенциал. Готовность личности к деятельности, как одна из составляющих компетенций личности, рассматривается как необходимое условие её успешности. Социально-культурная компетентность формирует ценностные ориентации личности, отражает уровень мировоззрения личности, в процессах взаимодействия
с социумом в общественно-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой сферах. В свою очередь, уровень сформированности социокультурных компетенций определяет готовность к активной деятельности. Научное понимание готовности к деятельности как целенаправленное выражение личности (убеждения личности, отношения, мотивы, знания, умения, навыки, настроенность на определенное поведение) имеют принциальное значение для выстраивания содержания и технологий культур-но-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность представляет собой целенаправленный процесс предполагающий проявление человеческой активности по самореализации, саморазвитию, преобразованию себя и социума в условиях свободного времени, в соответствии с задачами общественного развития. Социальную активность личности отражает ее социальная направленность и выражается в готовности личности включаться в различные виды культурно-досуговой деятельности, опосредованные характером будущих социальных ролей и профессии. Культурно-досу-говая деятельность предполагает целенаправленно-управляемый педагогический процесс достижения конечного результата, направленный на формирование устойчивых социальных мотивов проявления активной позиции личности. Социальная активность исследователем Борисовой Т.С. рассматривается как способ выражения личностных потребностей, организации жизни, самовыражения, разрешения противоречий между желаемым и необходимым [2]. Пожалуй, достаточно емкое определение социальной активности, отражающее ее сущность, дано В.З.Коганом: «это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности» [3]. Анализ научных подходов к пониманию и трактовке феномена социальная активность, приводит к суждению, что социальная активность представляет собой реализацию комплекса компетенций личности обеспечивающих интенсивное, осознанное взаимодействие в определенной социальной среде, детерминированное самой личностью или группой людей актуализирующее практические и психические процессы по преобразованию самой личности и социума в соответствии с приоритетами общественного развития. Формой проявления социальной активности, связующим звеном между человеком и средой являются различные виды деятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности. Рассматривая социальную активность как механизм включения в культурно-досуговую деятельность можно выделить сущностные характеристики личности: позитивная социально-культурная направленность, осознанность действий, толерантность, целеустремленность, инициативность, эмпатийность, самодетерминированность на основе имеющихся социальных знаний, опыта и т.д. Результативность включенности человека в систему общественных отношений выражаются такими компетенциями как: умение организовать различные виды культурно-досуговой деятельности; умение проектировать культурно-досуговую деятельность; умение прогнозировать результаты культурно-досуговой деятельности; умение учитывать контингент людей, с которыми проводится работа, определить уровень развития личности подчиненных и коллектива, проектные умения и др. Одной из доминант личности, обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие, выступают коммуникативные компетенции (умения находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах); умение регулировать и стимулировать деятельность других людей; умение анализировать и корректировать взаимодействие людей в процессе культурно-досуговой деятельности; умение контролировать процесс достижения цели и результата культурно-досуговой деятельности. Участие в культурно-досуговой деятельности способствует практической реализации полномочий социально активной личности, подтверждая личностную значимость и ценность во взаимодействии с разными социальными группами, создавая благоприятную среду общественного развития.
Таким образом, в современных условиях глобализации повышаются требования к компетентности личности, как гражданина, как профессионала, способного выстраивать широкое социальное межкультурное взаимодействие в многообразных общественных отношениях, что актуализирует проблему формирования социально- активной личности средствами культурно-досуговой деятельности.
Литература.
1.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования г.Москва Электронный ресурс: [http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm]
2. Борисова, Т.С. Активность и инициативность как основа формрования социальной ответственности учащейся молодежи. Электронный ресурс: [http://cyberleninka.ru/artide/n/aktivnost-i-initsiativnost-kak-osnova-formiro vaniya-sotsialnoy-otvetstvennosti-uchascheysya-molodezhi]
3. Коган, В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1970. -22 с.
4.Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетентности в современной науке и образовательной
практике. Электронный ресурс: [http://cyberleninka.rU/artide/n/ponyatie-sotsiokultumoy-kompetentsii-v-sovremen noy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike#ixzz4Odvf9Yw2]
5. Овчаренко, Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования. Электронный ресурс: www.gramota.net/materials/ 3/2015/3-3/37.html
УДК 379.8
П.А.Новочук
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КЛУБОВ
В статье приведены основные эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, характеризующие степень включенности современных подростков в работу краеведческих клубов. В работе выявлены основные аспекты, влияющие на формирование интереса к исследовательской и познавательной краеведческой деятельности, представлен сравнительный анализ полученных данных и научных работ по этой проблеме.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, краеведческие клубы, подростковый возраст.
PANovochuk ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF LOCAL LORE CLUBS
The basic empirical data is cited in the article, obtained via sociological research, characterizing the level the degree of involvement in the work of today's teens local lore clubs. The research introduces the main aspects, influencing the formation of interest in local lore research and cognitive activities forming, comparative analysis of the obtained data and scientific works on this problem.
Key words: ethno-cultural education, local lore clubs, teenage age.
Этнокультурное воспитание в современной России все чаще становится неотъемлемой частью образовательного процесса и воспитательной работы в учреждениях дополнительного, общего и профессионального образования, в учреждениях культуры и досуга. Большой вклад в разработку основ этнокультурного воспитания внесли Т.И.Бакланова, Е.Ю.Стрельцова, Т.Я.Шпикалова и др. Региональные аспекты этого явления были рассмотрены в исследованиях М.И.Долженковой, Л.В.Кузнецовой, Д.Н.Латыпова и др. Возрастные особенности этнокультурного образования и воспитания были выделены в работах А.Ю.Ахлестиной, А.П.Божедоновой, З.У.Карбеновой и др. [2, с.3-4].
В зависимости от конкретного предмета исследования каждый из авторов предлагает свою формулировку этого понятия и свое видение проблемы. На наш взгляд, наиболее полно это понятие сформулировано Т.К.Солодухиной: «этнокультурное воспитание - это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов» [3, с.212].
Вышесказанное дает основание полагать, что именно технологии этнокультурного воспитания способны противодействовать серьезным катаклизмам в духовной и ценностной сфере общества, для которого характерны два вида разнонаправленных этнокультурых процессов. Если к первым без сомнения можно отнести глобализацию, культурную интеграцию, европеизацию и, как следствие этого, - повышение культурной однородности и унификации мира, то второй вид происходящих в современном мире процессов будет характеризоваться ростом национального самосознания и этнических чувств, возрастанием значимости традиционных культурных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, может также иметь негативные последствия и приводить к стиранию тонкой грани между патриотизмом и национализмом, а следствие этого - возникающие межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Решением сложившихся проблем может стать обращение к этнокультурному воспитанию подрастающего поколения в рамках краеведческой работы клубных формирований и любительских объединений.
Подтверждением потенциала краеведческой деятельности клубов в этнокультурном воспитании является не только широкая практика педагогов и работников сферы культуры, но и интерес со стороны государственных органов и общественных организаций. По инициативе Общественной палаты РФ в 2015 году создан Фонд «Перспектива», основной целью которого является поддержка гражданской активности в малых городах и сельских поселениях. Среди основных направлений работы фонда поддержка краеведческой работы и сохранение народных культурных традиций.
Особое значение краеведческая работа в клубе приобретает благодаря специфике организации его работы, сочетающей образовательную и познавательную деятельность с досуговой и рекреационной, что позволяет ненавязчиво и в неформальной обстановке достаточно глубоко и эффективно воз-