ОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УДК 379.8.09
Д. В. Шамсутдинова, Р. И. Турханова, А. В. Иванова
Казанский государственный институт культуры
Авторы рассматривают основные проблемы реализации досуговых компетенций студентов в условиях привлечения их к различным видам социально-культурной практики; анализируются уровни развития личности в условиях социокультурной среды; даётся представление о требованиях к воспитанию личности в высшем учебном заведении. В статье рассмотрены основные сущностные характеристики формирования досуговых компетенций с учётом новых требований к развитию личности. Авторы представили свой взгляд на решение проблемы организации социально-культурной практики в вузе. Расширено представление о научном характере функционирования социально-культурной деятельности как сферы культурного позиционирования.
Ключевые слова: досуговые компетенции личности, социокультурная среда, вуз, социально-культурная практика.
'ШАМСУТДИНОВА ДИЛЬБАР ВАЛИЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности и педагогики социально-гуманитарного факультета Казанского государственного института культуры
SHAMSUTDINOVA DILBAR VALIEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social and Cultural Activity and Pedagogy, the Faculty of Social and Humanities, the Kazan State Institute of Culture
2ТУРХАНОВА РАЙХАНА ИБРАГИМОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и педагогики социально-гуманитарного факультета Казанского государственного института культуры
TURKHANOVA RAYKHANA IBRAGIMOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activity and Pedagogy, the Faculty of Social and Humanities, the Kazan State Institute of Culture
3ИВАНОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности и педагогики социально-гуманитарного факультета Казанского государственного института культуры
IVANOVA ANNA VLADIMIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Senior Teacher of the Department of Social and Cultural Activity and Pedagogy, the Faculty of Social and Humanities, the Kazan State Institute of Culture
e-mail: [email protected], [email protected], [email protected] © Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И., Иванова А. В., 2018
D. V. Shamsutdinova, R. I. Turkhanova, A. V. Ivanova
Kazan State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Orenburgsky tract, 3, 420059, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation
THE FORMATION OF INDIVIDUAL'S LEISURE COMPETENCIES IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION'S SOCIAL AND CULTURAL PRACTICE
The authors consider the main problems of implementing leisure competencies of students in the context of attracting them to various types of social and cultural practice; analyzes the levels of personal development in a social and cultural environment; it gives an idea of the requirements for the education of the individual in higher education. The article discusses the main intrinsic characteristics of the formation of leisure competencies, taking into account the new requirements for personal development. The authors presented their views on solving the problem of organizing social and cultural practice at the University. The understanding of the scientific nature of the functioning of social and cultural activity as a sphere of cultural positioning has been expanded.
Keywords: individual's leisure competencies, social and cultural environment, university, social and cultural practice.
Для цитирования: Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И., Иванова А. В. Формирование досуговых компетенций личности в условиях социально-культурной практики высшего учебного учреждения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 115-122.
Формирование досуговых компетенций личности в условиях социально-культурной практики высшего учебного заведения связано с воспитательным и образовательным потенциалом заведения, его воспитательными планами и организацией социально-культурного развития личности в условиях привлечения её к социально значимым событиям.
Досуговые компетенции - это новая форма развития личности, связанная с использованием культурологического направления образовательного учреждения и современными технологиями развития социокультурной активности личности на основе её досуговых потребностей.
Компетенции человека сегодня определяются рядом новых социально-культурных знаний, который он применяет как в условиях свободного времени, так и в условиях социально-культурных изменений, происходящих в обществе. На наш взгляд,
досуговые компетенции связаны с использованием личностью знаний в области информационных технологий, её стремлением участвовать в современных социально-культурных событиях, быть креативной, позитивной и конкуретоспособной. Досуговая культура человека определяет широту и направленность досуговых компетенций, которые состоят из следующих компонентов:
• мотивационно-ценностный компонент: стремление личности удовлетворить свои досуговые потребности на основе новых социокультурных знаний;
• деятельностный компонент: умение человека применять досуговые умения и навыки в избранной области культурно-досу-говой деятельности;
• ценностно-ориентационный компонент: ориентация личности в системе организации своего свободного времени в условиях привлечения её к новым социаль-
но-культурным формам развития на основе новых технологий;
• рефлексивный компонент: понимание личностью происходящих социально-культурных изменений и оценка ею новых социально-культурных ценностей общества;
• поведенческий компонент: умение личности строить свою линию поведения в условиях коммуникаций и развития досуго-вого пространства на основе способностей и интересов.
Досуговая компетенция личности - это форма социально-культурного сознания личности, опосредованная новыми знаниями и умениями в условиях социально-культурной трансформации общества и связанная с использованием своих навыков в области социально-культурной сферы. На наш взгляд, социально-культурная сфера сегодня предоставляет большие возможности для развития личности в системе социально-культурной практики высшего учебного заведения. Многие формы воспитательной работы сегодня связаны с изменениями культурного пласта и социально-экономической направленности культурной сферы, появлением новых культурных продуктов и возможностей. Социально-культурная направленность личности определяется её компетенциями в условиях понимания значимости социально-культурных ценностей и социально-культурного значения новых социальных отношений. Социально-культурное развитие личности в условиях практики связано с использованием ею новых возможностей для развития в условиях социально-культурного пространства.
Современные технологии развития личности в системе высшего учебного заведения связаны с технологиями креативного позиционирования своих талантов, с социально-культурными инновациями и мультимедийными новинками, а также с реали-
зацией инновационного потенциала социально-культурной среды [4]. Новые формы развития личности опосредованы культурологическими и техногенными знаниями и связаны с социальными инновациями в различных сферах.
Социально-культурная практика - это система вовлечения молодёжи в технологические уровни и связи социально-культурной среды, опосредованной социальными возможностями мультимедиа. Технологии Интернета влияют на досуговые компетенции личности, которая использует ценности мирового глобального пространства при одновременном понимании своей ограниченности в возможностях передвижения. Знакомство с современными мировыми до-суговыми технологиями позволяет личности усваивать новые ценности в режиме онлайн, быстро и мобильно мыслить, при этом оставаясь в ограниченном культурном пространстве своего микромира. Это форма социального развития сегодня должна учитываться в воспитательных планах высшего учебного заведения - студенты много знают, ждут от своих педагогов новых социально-культурных знаний, отвечающих веяниям времени и соответствующих досуговой практике, связанной с ценностями мирового культурного значения.
Студенты Казанского государственного института культуры участвуют в международных конкурсах, посещают выставки в лекционно-выставочном зале вуза, разрабатывают различные творческие проекты, принимают участие в работе инновационно-образовательного центра трансфера знаний, проявляют большой интерес к овладению новыми навыками, к новым видам творчества, повышают свой профессиональный уровень, принимают участие в различных формах социально-культурной деятельности, стремясь реализовать многие
инновационные социально-культурные решения. Наши студенты участвуют в региональном этапе Чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) по компетенциям: «Звукорежиссура», «Организация экскурсионных услуг», «Администрирование отеля», «Туризм».
Многие формы социально-культурной практики, такие как увлечение различными художественно-творческими направлениями (декоративно-прикладным искусством, пением, танцами, музыкой и другими), которые связывают новые формы социально-культурной практики и традиционные системы обучения молодёжи с умениями и навыками творческого саморазвития, отвечают современным требованиям развития досуговых компетенций молодёжи, основаны на учёте новых социально-культурных тенденций развития общества. Как видим, культурное позиционирование личности невозможно без связи с различными социально-культурными учреждениями, которые и обеспечивают условия для молодёжи в процессе использования новых знаний и применения новых границ технологического воплощения навыков.
Стандартные задания, скучные приёмы сегодня не могут удержать внимание молодёжи и вызвать у неё интерес к новым социально-культурным технологиям, поэтому многие формы работы с молодёжью в процессе организации её досуговой деятельности претерпели значительные изменения, стали более социально адаптированными. Современная молодёжь в свободное время ищет возможности не только для личного саморазвития, но и для развития своих профессиональных знаний,проявляет социальную активность, участвуя в волонтёрских программах, гражданско-правовых движениях, культурно-массовых городских мероприятиях, благотворительных акциях.
Досуговые компетенции сегодня определяются индивидуальными потребностями личности, которые являются важным фактором становления человека в условиях его адаптации в обществе. Методология досуговедения связана с реализацией новых возможностей социально-культурной среды на основе внедрения инновационных проектов и программ, стимулирующих развитие молодёжи в условиях её духовно-нравственного самосовершенствования, культурного позиционирования своих техногенных знаний, использования современных коммуникационных каналов для формирования новых социально-культурных отношений. Социальная культурная среда предлагает личности выставки, спектакли, акции, проекты, флешмобы, которые увязывают проблему замкнутости и ограниченности личности, не имеющей сформированных досуговых навыков, и культурную активность её новых потребностей, которые она стремится удовлетворить.
Социум и его векторы, его уровни открывают новые возможности для овладения социокультурными знаниями только при условии понимания, что высшее учебное заведение организует те формы практики, которые становятся доступными для молодёжи в процессе установления партнёрско-деловых отношений с социально-культурными учреждениями. Студенты приходят на культурно-досуговые мероприятия не в качестве частного лица, а имея конкретный социальный статус, который позволяет им максимально удовлетворить свой до-суговый интерес в системе социокультурной практики на базе обучения в высшем учебном заведении. Таким образом, организация свободного времени личности в процессе формирования её досуговой компетенции в высшем учебном заведении имеет свои особенности:
• социально-культурная активность студента формируется под контролем официального учреждения, что накладывает определённые обязанности как на него, так и на само заведение;
• досуговые компетенции формируются не стихийно, а целенаправленно при условии понимания значимости государственных норм;
• имеет значение знание и исполнение правил поведения в общественных местах в соответствии с кодексом вуза;
• культура студента, его кругозор расширяются в условиях многосекторной и многоуровневой культурной практики за счёт различной тематики воспитательных планов вузов, что отличается от формирования досуговых компетенций частного лица;
• социально-культурная практика вуза всегда защищена законом и обязанностями студентов перед учреждением;
• социально-культурная практика вуза - это система профессионального повышения знаний при одновременном сочетании организации свободного времени и системы личного познания.
Развитие досуговых компетенций личности обусловлено новыми возможностями социокультурной среды, использованием коммуникативного потенциала различных форм социально-культурной практики. Многие исследования подчёркивают, что современное досуговое развитие личности определяется контролирующим и функционирующим законодательством, направлением государственной культурной политики [5; 6]. Новые решения государственных органов власти направлены на обеспечение молодёжных грантов и проектов, решающую роль в развитии которых играют коммуникационные каналы и коммуникативные системы развития человека. Воз-
можности социально-культурного обеспечения процесса формирования досуговых компетенций личности в условиях социально-культурной практики высшего учебного учреждения появляются благодаря новым связям с министерствами, финансированию молодёжных проектов, организации их новых направлений, использованию культурологического потенциала социума. Социальное развитие личности связано с реализацией индивидуальных форм развития социально-культурных знаний, которые обеспечиваются новыми технологиями развития мышления и творческой деятельности.
Так, Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко отмечают, что системный подход к организации досуга личности связан с новыми терминологическими свойствами социокультурной деятельности, которые определяются развитием новых социально-культурных форм организации досуга человека. Авторы отмечают, что методология социокультурной деятельности не связывает сегодня новые формы социального развития личности и традиционные формы досуга, в силу их устаревшей основы, однако фундаментальные ценности по-прежнему важны в организации досуга молодёжи [1]. А. Ю. Дом-бровская считает, что «социально-культурная деятельность как профессионально-отраслевой феномен представляет собой систему профессиональной деятельности, стимулирующую на государственно-нормативной основе духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях свободного времени» [2, с. 10]. А. Д. Жарков пришёл к заключению, что «ценностная направленность анализа социально-культурной деятельности обуславливает определённые требования к изучению её реального состояния. В задачу этого анализа входят выявление наиболее устойчивых и действен-
ных социально-культурных процессов, установление направлений и тенденций их развития, а также оценка их вклада в научный прогресс» [3, с. 422]. Таким образом, выявленные позиции учёных связаны с использованием всего потенциала социально-культурной деятельности в обосновании формирования досуговых компетенций личности на основе социального и культурного свойств социокультурной среды.
Культурное развитие личности в вузе имеет свои аспекты, связанные с реализацией целого набора качеств и направлений, в процессе реализации которых большое значение имеет новый масштаб современных социокультурных знаний. Социокультурные знания связаны с реализацией назначения индивида как личности, которая стремится к достижению определённой цели. Важно отметить, что культурные и досуго-вые компетенции связаны с умениями ценить природу и искусство, анализировать события общественной жизни, понимать значение национальных традиций и ценностей, повышать свою профессиональную грамотность, использовать социально-культурный потенциал в системе новых духовно-нравственных категорий.
Высшее учебное заведение - это заведение, связанное с реализацией различных уровней и форм развития студента по профессиональным, социальным и культурным направлениям, имеющим ценность для общества с позиции морально-нравственных и социально значимых норм. Кроме этого, высшее учебное заведение является эталоном в образовании, воспитании и обучении молодёжи, так как его позиции определяются законченными формами профессиональной специализации и опосредованы заказом общества на полноценную личность профессионала в какой-либо области. Социально-культурная практика высше-
го учебного заведения должна строиться на основе новых нормативных положений, регулирующих высшее образование, определяться возможностями социально-культурной сферы и уровнем педагогической квалификации профессорско-педагогическо-го состава.
По нашему мнению, социально-культурная практика в вузе имеет свою специфику:
1. Личность находится в условиях принятия новых социокультурных ценностей только при условии использования различных социально-культурных знаний как формы реализации культурно-смыслового понимания происходящих событий.
2. Трактовка многих социально-культурных процессов происходит на основе новых связей между личностью и средой, что обусловлено развитием её возможностей в силу инновационных процессов в творчестве и креативных процессов в условиях культурного изменения социума.
3. Социальная обусловленность происходящих перемен в культуре и искусстве, в досуговой деятельности связана с реализацией личностью своего потенциала на основе культурно-коммуникационных связей, имеющих направленность на конкретный социокультурный результат.
4. Практика человека обусловлена не только умениями и навыками, которые он получает, но и тем, как он умеет распоряжаться своим досуговым временем.
5. Социально-культурный опыт личности опирается на реализацию новых возможностей, приносящих ей удовлетворение.
6. Социум и его сфера имеют новые формы самореализации личности - культурное позиционирование своих способностей, креативное мышление, появление творческих видов деятельностного опыта,
а также культурно-смысловые и мировоззренческие установки человека, связанные с новыми направлениями социально-культурной деятельности.
7. Различие между социально-культурной практикой и социально-культурной деятельностью состоит в том, что практика направлена на процессуальные системы, а деятельность - на конечный результат, который подтверждает, что эта деятельность состоялась.
8. Социально-культурная сфера связана с реализацией опыта личности на основе потребностей в развитии своих талантов, интереса к новым видам досуга, формирования коммуникабельности в системе позиционирования продуктов своего труда в какой-либо культурно-досуговой области.
Система развития досуговых компетенций личности - это целенаправленный процесс развития функционально-потреб-ностных свойств личности, мотивов овладения досугом, стремления найти новые возможности для саморазвития. Однако этот процесс нуждается в педагогическом обеспечении с точки зрения применения новых социально-культурных технологий -технологий альтернативного направления, инновационных технологий, информационных технологий, культуротворческих технологий, имеющих систему функционального зонирования и индивидуального развития человека. Важным свойством данного процесса выступает культурная самореализация человека в условиях формирования компетенций использования новых знаний, компетенций владения информацией, компетенций историко-культурного развития, компетенций межпредметного направления. Все эти компетенции определяют направленность личности на усвоение современных социокультурных тенденций развития общества. Взаимосвязи
между досуговыми компетенциями и технологиями их реализации в новом социокультурном пространстве направлены на выявление технологичного и креативного потенциала досуга для культурного развития личности в условиях понимания правил здорового образа жизни, принятия ценностей гражданского общества, понимания значения межнационального общения, стремления к овладению нравственными категориями бытия, умения общаться с разными возрастными группами, стремления к профессиональному росту.
Таким образом, социально-культурная активность студентов в высшем учебном заведении обусловлена следующими досуго-выми компетенциями:
• умением планировать свой досуг, исходя из времени, бюджета, потребностей, интересов, желаний и увлечений;
• стремлением реализовать набор способностей сразу в нескольких видах досуга;
• умением принимать адекватные решения на основе развития мышления в области досугового времяпровождения;
• стремлением к различным уровням коммуникации;
• овладением навыками использования свободного времени на основе новых и старых социокультурных ценностей;
• желанием сочетать свободное время и развитие профессиональных компетенций в различных видах творчества.
Итак, досуговые компетенции личности сегодня связаны с набором социокультурных качеств человека, направленных на развитие мышления и познания благодаря современным возможностям социокультурной среды. Новые грани досуговых компетенций реализуются в деятельности, поведении и творчестве личности при условии многовариативного социально-коммуникационного пространства, обеспечивающе-
го наличие у человека стремления к новым нального развития личности. А это значит,
социокультурным отношениям. Контроли- что необходимо стремиться создавать усло-
рующую функцию в этом направлении спо- вия для нашей молодёжи в целях умствен-
собны обеспечить высшие учебные заве- ного, нравственного, художественно-твор-
дения - как объекты целевого масштабно- ческого развития в соответствии с новыми
го культурного, социального и профессио- реалиями современности.
Примечания
1. Бессонова Ю. А., Степанченко О. В. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург : Лань, 2017. 160 с.
2. Домбровская А. Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2013. 159 с.
3. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
4. Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Реализация педагогического потенциала социально-культурной деятельности в условиях формирования досуговой культуры молодёжи и подростков // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции / под научной редакцией П. П. Терехова. Казань, 2018. С. 283-289.
5. Шарковская Н. В. Организационные основы формирования социально-культурной активности личности будущего специалиста // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусства. 2009. № 1 (5). С. 22-25.
6. Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 142-149.
References
1. Bessonova Yu. A., Stepanchenko O. V. Ponyatiyno-terminologicheskaya sistema sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Conceptual and terminological system of social and cultural activity]. St. Petersburg, Publishing house "Lan", 2017. 160 p.
2. Dombrovskaya A. Yu. Metody nauchnogo issledovaniya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Methods of scientific research social and cultural activity]. St. Petersburg, Publishing house "Lan", Publishing house "Music Planet", 2013. 159 p.
3. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.
4. Shamsutdinova D. W., Turkhanova R. I. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v usloviyakh formirovaniya dosugovoy kul'tury molodezhi i podrostkov [Realization of the pedagogical potential of social and cultural activities in the conditions of the formation of leisure culture of young people and teenagers]. In: Terekhov P. P., ed. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skikh i prakticheskikh perspektiv. Materialy Mezhdunarodnoy elektronnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Social and cultural activity: vectors of research and practical perspectives. Materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference]. Kazan, 2018. Pp. 283-289.
5. Sharkovskaya N. V. Organizatsionnye osnovy formirovaniya sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti budushchego spetsialista [Organizational basis for the formation of the socio-cultural activity of the personality of the future specialist]. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2009, no. 1 (5), pp. 22-25.
6. Sharkovskaya N. V. Axiological orientation of cultural forms of active leisure of modern students. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State
University of Culture and Arts]. 2018, no. 1 (81), pp. 142-149. (In Russian)
*