J
L
^ Социально-культурная деятельность
Примечания
1. Дэвис, Дж. Социальная установка / Дж. Дэвис // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы : пер. с англ. — Москва, 1972.
2. Жаркова, Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности : [научно-практическое пособие] / Л.С. Жаркова. — Москва, 2009.
3. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. — Москва, 1982.
4. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека DOC. — Нижний Тагил, 2005.
5. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. — Санкт-Петербург, 2000.
6. Надираишвили, Л. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Л.А. Надираишвили. — Тбилиси, 1974.
7 Чхартишвили, Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного / Ш.Н. Чхартишвили // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования : сб. — Тбилиси, 1978. — Т. I.
8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США / П.Н. Шихирев. — Москва, 1976.
Нормирование эстетического воспитания
ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
К. И. Олешкевич
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящее время возрастает значение деятельности учреждений культуры, внедрения в их практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, способным оказывать влияние на эстетическое воспитание современных детей.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети, шоу-программы, художественно-педагогические технологии, культурно-досуговые программы, гендерные роли.
At the present time, there has been a sharp decline in the choice of cultural and leisure programs for children, aimed at aesthetic education. In this regard, the significance of the activity of cultural institutions, introduce in their practice the innovative cultural and leisure programs, rich artistic, intellectual and pedagogical content, capable to influence on the aesthetic education of today's children. Key words: aesthetic education, children, show programs, artistic and pedagogical technologies, cultural and leisure programme, gender roles.
В настоящее время наблюдается резкое ограничение выбора культурно-досуговых программ для детей, направленных на эстетическое воспитание.
Немалый вред эстетическому воспитанию публики (в особенности, молодой)наносит бездумная эксплуатация администраторами концертных организаций популярности некоторых развлекательных программ. Не раз СМИ приводили факты, как руководите-
ли филармоний, не умеющие и не желающие работать над формированием репертуара, не знающие иных забот, кроме выполнения финансового плана, «продвигают» низкокачественные шоу-программы в ущерб симфоническим или камерным концертам. В итоге, во многих городах, прежде славившихся концертными традициями, ныне все площадки оказались отданными безраздельно во власть популярного шоу-искусства (1).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 167-170 167
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
Развлекательные программы для детей являются важным культурным механизмом для преподавания детям правильных тендерных ролей, которых они будут потом придерживаться. Поэтому чрезвычайно важной и сложной проблемой сегодня является размывание современной культурой гендерных ролей в обществе, о чем говорит современный американский исследователь Карен Миллер (4). Влияние тендерных ролевых стереотипов, используемых в индустрии развлечений для детей, за последние десятилетия было рассмотрено в многочисленных исследованиях, которые показали, что размытость по признаку пола современных героев формирует детское мышление, влияющее на ограничение в выборе интересов и способностей.
Итак, налицо бедность эстетического наполнения многих программ развлекательного характера, поэтому состояние современной массовой культуры в России характеризуется отечественными экспертами и исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. Для существующих оценок есть ряд причин:
• навязчивая пропаганда и активное распространение массовой культуры, способствующей созданию «общества тотального отчуждения» и соответствующего ему «рыночного типа» человеческого характера, лишенного внутренних культурных ориентиров, которому присущи ложные эмоции, идолизация, искажение чувства любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, бездуховным существованием
(3);
• повсеместное распространение и внедрение во все сферы жизни новейших компьютерных технологий порождают опасность поглощения техникой и виртуальной реальностью не только «физической» жизни индивида, но и процессов его мышления и даже внутренней психологической жизни.
К узкоспециальным проблемам, которые связаны с трудностями в социальной и эстетической сфере, относятся:
• существенная недооцененность эстетического воспитания в социальной практи-
ке и художественной культуре как одних из важнейших факторов позитивного развития общества;
• культурный нигилизм значительной части современных детей;
• усиление разрыва между художественно-педагогическими технологиями и задачами эстетического воспитания детей.
В этих условиях эстетическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современной России, так как, не неся духовности в воспитательном процессе, мы теряем не только личность, но и человека.
Исправить негативные тенденции в этой сфере призвана «Концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2025 года (2).
Концепция нацеливает на повышение общего уровня значимости культуры и искусства в воспитании и образовании и на «формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества» (2).
В числе важнейших задач, поставленных этим документом, для нашего исследования особенно важны следующие:
• приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и эстетических идеалов личности и общества;
• широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего развитию творческого потенциала детей и юношества;
• использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения;
• привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной
J
адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
• создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества (2).
В числе основных принципов, соответствующих актуальным задачам развития российского общества и мирового культурного процесса, в Концепции названы:
• начало обучения художественной культуре с раннего возраста;
• распространение вариативных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося.
Поставленные в Концепции задачи требуют теоретического осмысления и практического решения, на что и направлена наша работа.
Эстетическое воспитание подрастающей личности должно быть основано на органическом соединении эмоционального переживания, природных и восприимчивых способностей, воображения, мышления художественно-эстетической образованности. И только на этом базисе может возникнуть и сформироваться творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, самому себе, своему поведению, людям и общественным отношениям, природе и труду. Эстетическое воспитание детей предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал обусловлен обществом и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений, труда.
Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения строилась наша дальнейшая работа.
Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению
^ Социально-культурная деятельность
сформированности эстетического воспитания младших детей в учреждениях культуры. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам: в музыкальной деятельности; в изобразительной деятельности; в художественно-творческой деятельности.
При изучении эмоциональной отзывчивость детей мы использовали методику Л.В. Школяра «Выбери музыку».
Для определения уровня эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил про-диагностировать уровень развития эмоциональных представлений.
Уровень художественно-творческой деятельности мы определяли при использовании методов Е. Торренса и Е. Е. Туник.
Итогом этих диагностик явилось анкетирование каждого ребенка.
Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сфор-мированности эстетического воспитания детей.
Результаты педагогического (констатирующего) эксперимента позволили сделать следующие предположения: 1) у подавляющего большинства детей наблюдается низкий уровень эстетических знаний и впечатлений;
2) у некоторых ребят обнаружен низкий уровень сформированности эстетического воспитания в целом, и это связано с личностными предпочтениями и интересами, а также количеством посещений культурных учреждений;
3) для детей в учреждениях культуры имеет большое значение художественность, зре-лищность; 4) у большинства детей наблюдается отсутствие ярко выраженного интереса к произведениям искусства, умения дать оценку художественному произведению, желания посещать учреждения культуры, транслировать эстетические знания.
Нами выявлено, что при соблюдении условий оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры повышается интерес к культурно-досуговым про-
J
L
ISSN 1997-0803 * Бестник МГУКИ * 2012 * б (SO) ноябрь-декабрь
граммам, увеличивается эмоциональный отклик, развиваются познавательные функции личности.
Используя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили,что у культурно-досуговых программ есть большой потенциал в эстетическом воспитании детей, а у ребят — глубокий интерес к таким программам. Им нравится не только смотреть представление, но принимать участие в действии программы. Мы выявили необходимость внедрения модели эстетического воспитания детей в организацию современных культурно-досуговых программ на базе учреждений культуры.
Внедрение результатов исследования осуществлено в муниципальное учреждение ЦЕНТР ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ЛИДЕР» внутригородского муниципального образования Лианозово в городе Москве.
Результаты представленной работы могут быть применены при составлении учебно-воспитательных программ, методических пособий и рекомендаций для студентов вузов культуры и искусств, методистов, воспитателей и музыкальных руководителей учреждений культуры, а также для работников учебно-воспитательного сектора общеобразовательных учебных заведений.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Продюсирование и постановка шоу-программ : учебник / А.Д. Жарков. — Москва, 2009.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. — 2002. — № 2.
3. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. — Москва: Республика, 1992.
4. Miller, K. Children and the Entertainment Industry / Karen Miller. — USA.: Greenhaven press, 2010.
СФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
А. В. Амеличкин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В данной статье рассматривается проблемы формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в условиях современности. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному формированию организационно-управленческих способностей молодежи в социокультурном пространстве.
Ключевые слова: организационно-управленческие способности молодежи, учреждения культуры, личностное развитие, досуг, медиаобразование, телекоммуникации, тренинг, кейс-стади, коучинг. This paper addresses the problem of formation of organizational and management capabilities of youth in cultural institutions in modern conditions. Special attention is paid to teaching resources, responsible for the effective formation of the organizational and management abilities of young people in social and cultural space.
Key words: organizational and managerial skills of young people, cultural institutions, personal development, leisure, media education, telecommunications, training, case-stady, coaching.
170 1997-0803 БЕСТНИК МГУКИ б (SO) ноябрь-декабрь 2012 170-173