Научная статья на тему 'Творческий метод как основа сценарно-режиссерских технологий создания культурно-досуговых программ'

Творческий метод как основа сценарно-режиссерских технологий создания культурно-досуговых программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1847
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / CREATIVE METHOD / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CREATIVE METHODS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / TYPES OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS / СЦЕНАРНО-РЕЖИССЁРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCRIPTWRITING AND DIRECTING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновская Галина Станиславовна

В статье отражены некоторые теоретические аспекты понятий «метод», «творческий метод», установлены связи этих понятий с понятием «творческие методы культурно-досуговой деятельности», поставлен проблемный вопрос о соответствии выбора метода организации культурно-досуговых программ в зависимости от типологических свойств и особенностей данных программ, предопределяющих сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents some theoretical aspects of the concepts of “method”, “creative method”, drawing a link between these concepts and the concept of “creative methods of cultural and leisure activities”, the problem posed the question whether the choice of the method organization cultural and entertainment programs, according to the typological properties and features these programs that determine the scriptwriting and directing technology of cultural and entertainment programs.

Текст научной работы на тему «Творческий метод как основа сценарно-режиссерских технологий создания культурно-досуговых программ»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

2. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология : в 2 томах / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург: Концерт, 2012. — Т. 1.: Методология и методика постижения культуры. — 400 с.; Т. 2.: Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. — 448 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 томах / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1983. — Т. 3.

4. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков. — Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. — 480 с.

5. Малянов, Е. А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика: дис. ... доктора педагогических наук по специальности: 13.00.05 — Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Е. А. Малянов ; ТГУ им. Г.Р. Державина. — Тамбов, 2011.

6. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — Москва: МГУКИ, 2007. — 360 с.

ВОРЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВА СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Г. С. Тихоновская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье отражены некоторые теоретические аспекты понятий «метод», «творческий метод», установлены связи этих понятий с понятием «творческие методы культурно-досуговой деятельности», поставлен проблемный вопрос о соответствии выбора метода организации культурно-досуговых программ в зависимости от типологических свойств и особенностей данных программ, предопределяющих сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ. Ключевые слова: метод, творческий метод, творческие методы культурно-досуговой деятельности, типология культурно-досуговых программ, сценарно-режиссёрские технологии.

The paper presents some theoretical aspects of the concepts of "method", "creative method", drawing a link between these concepts and the concept of "creative methods of cultural and leisure activities", the problem posed the question whether the choice of the method organization cultural and entertainment programs, according to the typological properties and features these programs that determine the scriptwriting and directing technology of cultural and entertainment programs.

Key words: method, creative method, creative methods of cultural and leisure activities, types of cultural and entertainment programs, scriptwriting and directing technology.

Освоение и понимание окружающего мира как тонко сконструированной системы — естественной или искусственной — требует инструментальных способов познания. Таким способом является метод.

Метод — многозначное понятие. Это путь исследования, познания, способ построения и обоснования системы какого-либо знания

(философского, эстетического, социально-культурного и др.); совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод является необходимым условием осуществления всякой деятельности. Определяя направление, способы и приемы деятельности, обоснованный и точно выбранный метод гаран-

134 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 134-140

тирует целесообразный и правильный путь достижения цели и конечного результата деятельности.

Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности человека. Приемы и способы практических действий, осуществляемых человеком, всегда сообразовывались со свойствами и законами реальной действительности, с объективной логикой явлений, процессов реальной жизни.

Взаимопроникновение одних и тех же методов в различные сферы практической деятельности обусловлено естественной объективной связью природных и социальных явлений. Многообразие методов определяется, во-первых, многообразием практической деятельности человека, а во-вторых, бесконечным ее модифицированием и взаимопроникновением, что требует новых структуры и содержания методов, а зачастую и совершенно новых способов и принципов решения практических задач.

Единой системной классификации методов не существует. Широкое разнообразие методов, накопленных человеческой практикой, можно условно разделить на три основные группы: научные, творческие (художественные), утилитарно-практические. Метод, как исходное начало осуществления и достижения конкретного результата какой-либо деятельности, обладает своей специфической внутренней структурой и содержанием, но при этом имеет общие черты, определенные конструктивные характеристики, определяющие его как феноменальное явление.

В первую очередь, каждый метод является средством познания явлений и процессов окружающей действительности, способом получения всяких знаний в различных областях человеческой действительности. При этом метод — это способ целенаправленного мышления, который обеспечивает объективные мировоззренческие основания реализации практической задачи и логические содержательные связи, опирающиеся на логику и природу объективной реальности, причинно-следственные связи вещей и явлений. Выбор того или иного метода и его реали-

зация осуществляются на основе личностно-мировоззренческих установок — ученого, художника, технолога, специалиста-практика. В результате реализации метод обогащается индивидуальным опытом личности, что приводит в конечном счете к развитию и совершенствованию метода, его внутренних способов и приемов, содержательных принципов.

Так, например, творческие методы, используемые художником, неотделимы от его мировоззрения. Оно пронизывает всю художественную систему творца, в том числе и метод, определяя форму и содержание художественного произведения, манеру и стилистику, способы его эмоционального выражения. В связи с этим художественные методы часто выступают как индивидуальный подход художника к решению творческих задач, и в этом случае художественный метод обладает авторским неповторимым творческим почерком и манерой исполнения.

Так, Н.А. Добролюбов оценивался современниками как родоначальник и главный представитель публицистического метода в критике. В его статьях — «Что такое обломовщина», «Темное царство», «Когда же придет настоящий день», «Забитые люди», не только воссозданы яркие картины социального бытия русского сословного общества середины XIX века, выражен гражданский протест против бесправия и гнета «темного царства», но и блестяще продемонстрирована технология использования этого метода, ставшим основанием школы русской критики в литературе (2, с. 202—203).

Сальвадор Дали, яркий представитель сюрреализма, по мнению современников (Андре Бретона — французского писателя, одного из основоположников сюрреализма в эпическом жанре), смог дать сюрреализму важнейший инструмент, своеобразный параноико-критический метод, основанный на критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений, который впоследствии часто использовался в живописи, поэзии, кинематографии, скульптуре и даже в философии (5, с. 5).

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

Таким образом, авторский метод, обогащенный творческой индивидуальностью художника — его принципами, приемами и способами, становится достоянием общества, школой, обучающей технологией, способствующей развитию и совершенствованию практической деятельности, ее профессионального мастерства.

Метод имеет концептуальное начало. Представляя собой систему способов и приемов осуществления практической задачи, метод обладает концептуальным идейно-содержательным контекстом, включающим такие элементы, как руководящую идею, конструктивные принципы, обоснованную точку зрения на тот или иной предмет деятельности, логически продуманную ее трактовку и понимание.

Метод — понятие технологическое. Обладая действенными способами и приемами, тот или иной метод является инструментом деятельности, с его помощью которого решается практическая задача. Не случайно в словаре Брокгауза и Ефрона метод определяется как «правильный путь» достижения определенной цели, обеспечивающий способ и порядок получения наиболее полного и соответствующего истине результата (2). И на основе этого можно утверждать, что метод в этом контексте выступает одновременно как системное понятие, обеспечивающее на практике целостность технологического процесса создания, например художественного произведения.

Одним из первых и значительных научных исследований, посвященных понятию «метод», является философское произведение французского мыслителя Р. Декарта «Рассуждение о методе» (1637) (8, с. 142—144). Родоначальник «новой философии» выступил за новые принципы философского мышления — очевидности, достоверности, проверки всякого знания с помощью естественного света разума, отказа от суждений, принятых на веру, и «архитектором» этой новой культуры философского мышления будет «метод» — средство познания мира, которое сделает людей «хозяевами и господами природы». Первые шаги в этом направлении были сформулированы в кон-

кретных требованиях:

• превратить любое познание из кустарного в научное;

• процесс познания превратить из случайного нахождения истины в систематическое, обусловленное четкими правилами и принципами;

• начинать с простого и очевидного и путем дедукции (от простого к сложному) получать более сложные следственные суждения;

• не упускать ни одного звена, сохранять непрерывность цепи умозаключений.

Приведенные требования стали основным фундаментом сложившейся впоследствии системы методологии.

Основополагающим и всеобъемлющим методом научного и творческого познания является диалектика, выполняющая методологические, теоретико-мировоззренческие функции. Возникнув в античные времена как искусство ведения беседы, спора (Сократ, Платон, Гераклит), диалектика стала учением об общих законах развития бытия, методом творчески познающего мышления. Диалектическая логика — это основание исходных принципов и положений теоретического и практического освоения человеком социальной и живой природы бытия.

Особое место в структуре методов занимают творческие (художественные) методы. Согласно научным исследованиям «творческий» метод является сравнительного молодой категорией, возникшей как понятие в 20—30 годы прошлого столетия. Однако теоретические осмысления творческих методов появились значительно раньше. Фундаментальные основания творческих (художественных) методов были заложены еще Аристотелем, определившим три типа мимесиса — отражения реальной жизни художником:

• подражание жизни такой, как она есть;

• подражание жизни как о ней думают и говорят в обществе;

• подражание жизни такой, какой она может и должна быть (1, с. 156).

По существу, здесь отражены основополагающие творческие принципы, пронизав-

шие всю историю становления и развития художественной практики человека, рельефно просматривается прообраз ведущего реалистического метода и различные грани его проявления. И здесь следует подчеркнуть, что реализм как метод и подход к отражению художником реальной действительности практически никогда не выступал в «чистом» виде. Детерминированный социальными условиями, причинно-следственными связями бытия, формирующийся метод реализма всегда был подвержен различным тенденциям — натуралистическим, идеологическим, тенденциям идеализации (от фр. — идеал), возникавшим под воздействием господствовавших в обществе идей и взглядов, стилистических направлений, мировоззренческих установок художника и многих других.

Так, например, творчество художников-натуралистов привлекало внимание к физическим подробностям жизни человека, подчеркивало и акцентировало значение материально-вещественной среды в ущерб отображению социальных основ бытия. В результате такое сведение социального к биологическому привело к формированию самостоятельного метода натурализма (с лат. — природа), утвердившегося в западноевропейской литературе в 70-е годы XIX столетия (Э.Золя, бр. Гонкуры, Мопассан, Г. Флобер, Г. Ибсен и др.).

В русской художественной практике в 40—50 годы этого же столетия получила развитие так называемая «натуральная школа» как специфическое направление русского реализма, художественные принципы которого сводились к отражению и описанию в литературе физиологии социальных типов — помещика, крестьянина, чиновника и др., а также различных социальных явлений. Выпускавшийся литературный альманах «Физиология Петербурга» (1845) (см.: 7) стал своеобразным манифестом этого направления. Здесь типология описываемых персонажей и явлений изображена документально точно, с использованием стилистических и этнографических данных, с выяснением биологических подробностей. Главным идеологом этого направления стал В.Г. Белинский и

его современники — Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, А. Герцен, Д. Григорович и другие (6, с. 236—237).

Тенденция идеологизации, придание методу реализма идеологической окраски, тесно связана с мировоззренческими установками и взглядами общества, классов и сословий, господствующей власти, сообщества художников, ментальными традициями, господствующими стилистическими направлениями. Содержание метода может меняться в соответствии с велениями времени, но тенденция идеологизации практически остается неизменной. В контексте развития художественной практики можно назвать методы классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма, в которых явно просматривается та или иная идеология, положенная в основу отражения реальной действительности.

Тенденция идеализации тесно связана с самим понятием «идеал». Иному художнику свойственно стремление отразить жизнь такой, какой он видит ее в идеале. Известный кинорежиссер А. Довженко так определял свой основной принцип творчества: «Одно из главнейших слагаемых для режиссера — чувство красоты, которое несет в себе режиссер. Режиссеру нужно умение видеть мир, видеть его в благороднейшей направленности, видеть его в совершенствовании, в его возможностях» (3, с. 423).

Такая мотивация определяла творчество, например, художника В. Кустодиева, отразившего в своих картинах идеальные черты праздничного быта русского народа, В. Борисова-Мусатова, тонко и изящно передавшего в своих картинах высшие проявления духовности человеческого бытия, мечту о гармонии человека и природы, кинорежиссера И. Пырьева, стремившегося отразить в своих ранних экранных произведениях идеальные черты коллективной жизни людей в условиях становления нового социалистического образа жизни.

К слову сказать, нетерпимость иных критиков к такому способу отражения действительности объясняется недооценкой, а порой

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

простым незнанием человеческой психологии, пренебрежением ее генетической внутренней потребностью стремиться к лучшему, идеальному. Не случайно гениальный русский писатель, тончайший психолог Ф. Достоевский утверждал, что о русском человеке надо судить не потому, как он живет, а как — мечтает жить. Однако следует учитывать, что идеализация как метод художественного отражения окружающей действительности, по суждению русского писателя и критика Н.Г. Чернышевского, бывает в «хорошую» и «дурную» сторону (9, с. 98), когда, например, идеализируются пошлость, безнравственность, откровенная физиология человека, что чаще свойственно бульварной литературе, а также некоторым современным телевизионным программам, «произведениям» «желтой» прессы и др.

Краткий экскурс в историю становления и развития творческих (художественных) методов подготавливает нас к обоснованию методов организации культурно-досуговых программ. Досуг является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека, активно влияющей на его цивилизационное развитие. Человек издревле тяготел к формам жизни, имевшим культурное происхождение и духовное значение, находя в них более совершенные идеальные формы бытия. Такие формы чаще рождались в условиях досуговой деятельности.

Так, в индивидуальных формах досуга зарождались будущие ремесла, различные формы искусств; в групповых — рождались и развивались профессиональные сообщества, как социально-гуманитарные, творческие, так и технические; в массовых формах досуга формировалось гражданское общество, устанавливались объединяющие коллективные и социальные связи, постепенно приобретавшие устойчивые ментальные свойства и черты, определившие впоследствии виды и типы национальных культур.

Вполне понятно, что досуговая деятельность человека на протяжении всей своей истории испытывала влияние познавательных, просветительских, гуманистических и

романтических тенденций, определявших становление и развитие творческих методов как профессиональной деятельности, так и досуговой.

В то же время культурно-досуговая деятельность как самостоятельная сфера бытия, развиваясь как любительское творчество, сознательно не опираясь на какие-либо методы, но интуитивно вырабатывая их, создавала определенные технологические структуры — способы, приемы организации различных форм досугового общения.

Так, скажем, в праздничных досуговых формах ярко проявлялось стремление человека к образному воплощению события, его зре-лищности, что предопределяло становление и развитие такого феномена, как театрализация, ставшего впоследствии одним из ведущих методов культурно-досуговой деятельности.

Веками развиваясь, игровая деятельность человека подготовила становление метода игры, используемого не только в сфере досуга, но и во многих других сферах его жизнедеятельности.

В народной художественной культуре был выработан специфический метод обрядовой игры, реализация которого способствует сохранению и воспроизведению аутентичных свойств народных традиций.

Многовековое развитие танцевально-развлекательной досуговой деятельности человека предопределило становление уникального метода ритмического движения, ставшего фактором гармонизации физической и духовной природы человека. Современное фитнесс-движение, активно осваивающее метод физической релаксации, решает те же задачи.

В сфере туризма — как одного из ведущих направлений современной культурно-досуговой деятельности, сформировался ведущий метод — экскурсионный метод, получивший не только практическое значение, но и уже научное обоснование.

Теоретическое обоснование творческих методов культурно-досуговой деятельности — методов игры, театрализации, иллюстрации, монтажа, а также методических, организационно-правовых, их родовых

свойств и роли в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ осуществлено в научных трудах доктора педагогических наук А.Д. Жаркова. Определяя методы культурно-досуговой деятельности как художественно-творческие, ученый отмечает: «Природу родовых методов культурно-досуговой деятельности определяют специфика отношений субъекта и объекта в условиях досуга и многообразные выразительные средства, позволяющие раскрыть творческие возможности личности в учреждениях культуры. Поэтому методы культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как определяемые целями способы воплощения содержания в досуговой, интересной форме» (4, с. 380).

Вместе с тем ученый отмечает, что в настоящее время специалисты учреждений культуры недостаточно владеют методами культурно-досуговой деятельности, отсюда вытекает «сложность в умении отобрать и использовать наиболее точные творческие методы культурно-досуговой деятельности» (4, с. 378), кроме этого, «существует целый ряд методов, выпадающих из практической деятельности учреждений культуры», а сложившиеся методы игры, иллюстрации, театрализации часто отождествляются, теряется их индивидуальное значение, что и приводит к отсутствию единого понимания методики создания и проведения культурно-досуговых программ (4, с. 381).

Одна из причин этой проблемы, на наш взгляд, это отсутствие теоретически и научно обоснованной типологической классификации форм культурно-досуговой деятельности, в частности культурно-досуговых программ, которая очень помогла бы точно отобрать методы их создания и организации.

В научной литературе определено, что существенным результатом культурно-досу-говой деятельности выступает культурно-досуговая программа. Культурно-досуговая программа — это специфический способ социального общения людей, особый тип субъектно-объектных и субъектно-субъект-ных взаимодействий и взаимоотношений,

организованных в художественной форме в различных ситуациях культурно-досуговой деятельности. При этом следует учесть, что культурные программы являются не только формой деятельности клубных учреждений, но и в широком значении социально-культурной деятельности всего гражданского общества и социально-культурных институтов, их производящих.

В настоящее время культурные программы — необходимый и обязательный компонент различных фестивалей, форумов, симпозиумов, спортивных олимпиад, многочисленных праздничных акций. Особое место в структуре досуга занимают радио- и телевизионные программы — документальные, художественно-публицистические, развлекательные, пластико-хореографические, игровые, концертные, шоу-программы. Культурные программы стали неотъемлемой частью туристической, музейной, рекламной деятельности, деятельности историко-культурных и рекреационных комплексов, парков культуры и отдыха, ресторанов, кафе, гостиниц и отелей, торгово-развлекательных комплексов, молодежных клубов.

Вполне очевидно, что такое широкое разнообразие видов культурно-досуговых программ требует их типологизации с целью выявления внутренних структурных закономерностей, предопределяющих, в первую очередь, целенаправленное и точное моделирование содержания программ как главного технологического компонента, а также выбор сценарно-режиссерских технологий создания программ в целом.

Проблема типологии всегда возникает там, где существует множество разнородных объектов, требующих системного упорядочения. Известно, что типология является разновидностью классификации, средством выявления сходства и различия изучаемых объектов, поиска способов их идентификации, выявления закономерных связей, существующих внутри объектов. Одними из проблем типологической классификации являются определение признаков, обеспечивающих устойчивые характеристики того или иного исследуемо-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

го объекта, а также выделение определенного объекта, который по ряду данных признаков будет рассматриваться в качестве представителя всего множества объектов.

В контексте данного тезиса можно сказать, что определяющим признаком типологического различия культурно-досуговых программ выступает организационно-творческий метод — главная составляющая технологии создания программ. Понятно, что сценарно-режиссерская организация различных типов программ не может быть обеспечена каким-либо одни методом или способом. Многообразие видов культурно-досуговых программ обуславливает и многообразие технологических методов их организации.

Культурно-досуговая практика показала, что выбор того или иного творческого метода в большей степени определяется типологическими свойствами и характеристиками культурно-досуговых программ, подчиняющих себе технологические операции — драматургические и режиссерско-постано-вочные, что дает возможность выстроить правильный методологический подход в самом существенном направлении культурно-досу-говой деятельности — организации педагогически обоснованного социального общения в художественных формах досуга.

В заключение отметим: реализация сце-нарно-режиссерских технологий создания культурно-досуговых программ не может быть осуществлена без опоры на методы культурно-досуговой деятельности. Точный

выбор метода, знание его внутренних приемов, способов и умение их реализовать в процессе создания культурно-досуговой программы будут определять профессиональный уровень данной программы.

В то же время следует учитывать, что главным технологическим компонентом является содержание культурно-досуговой программы, представляющее собой синтез различных выразительных средств, значительную долю которых составляют средства искусства и литературы, и в этом контексте художественные методы этих искусств не могут не оказывать влияние на содержание программы. Прямо или косвенно они взаимодействуют в содержании программы, определяют творческий и мировоззренческий подход сценариста, режиссера программы. В связи с этим сценаристу, режиссеру, специалисту досуга необходимо постоянно обращаться к произведениям искусства, литературы, изучать технологии их создания, в том числе и творческие художественные методы, что значительно повысит профессиональный уровень не только культурно-досуговой программы, но и всей культурно-досуговой деятельности в целом.

Более подробное обоснование методов организации культурно-досуговых программ в зависимости от их типологических характеристик и свойств, предопределяющих сценарно-режиссерские технологии создания программ, будет продолжено в следующих наших работах.

Примечания

1. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. — 4-е изд., [доп.]. — Москва, 1988.

2. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — Москва, 2002.

3. Довженко, А. Собр. соч. : в 4 т. / А. Довженко. — Москва, 1969. — Т. 4.

4. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник [для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.

5. Сальвадор Дали / Робер и Никола Дешарн. — Москва: Эдита Паламед, 1996.

6. Словарь литературных терминов. — Москва, 1974.

7. Физиология Петербурга / [подгот. текста, вступл. и прим. В.А. Недзвецкого. — Москва, 1984.

8. Философский энциклопедический словарь. — Москва, 1983.

9. Эстетика : словарь / [под общ. ред. А.А. Беляева и др.]. — Москва, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.