с. 23) и состоит в:
• развитии сущностных сил и способностей детей и родителей, позволяющих им выбирать оптимальные стратегические решения;
• воспитании инициативы и ответственности за принятые решения;
• обеспечении возможностей для личностного роста, самоопределения,
самореализации;
• создании условий для саморазвития, творчества, индивидуальности человека, развития его духовных потенций;
• преодолении межличностных внутрисемейных барьеров, снижение конфликтности в семье;
• повышении родительской компетентности.
Примечания
1. Борисенков, В. П. Современная социально-педагогическая теория и практика / В.П. Борисенков / / Педагогика. — 2006. — № 3.
2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — 2002. — № 6. — С. 10—44.
3. Пелипас, В. Е. Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами / В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова // Педагогика. — 2008. — № 4.
4. Сабитова, Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы / Г.В. Сабитова / / Педагогика. — 2007. — № 3.
5. Социальная педагогика: монография / [под ред. В.Г. Бочаровой]. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
6. Фомина, А. Б. Учреждения дополнительного образования детей как ресурс модернизации сферы свободного времени / А.Б. Фомина. — М.: ИСППСШ РАО, 2004. — 53 с.
АЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО МИРА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Ю. О. Боброва
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются проблемы влияния социума на развитие ценностных ориентаций студенческой молодежи на современном этапе. Особое внимание уделено значению учреждений культуры как важного носителя культурно-досуговой среды и возрастанию значимости духовного восприятия культурно-досуговой среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического потребления художественного продукта студенческой молодежью. Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, обучающаяся в учреждениях культуры, социум, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание.
In the article considered the problems of influence of society on development of valuable orientations of student's youth at the present stage. The special attention is given for value of culture establishments as important carrier cultural leisure environments, and to increase of the importance of spiritual perception cultural leisure environments, information leisure, emotional and esthetic consumption of an art product by student's and youth.
Key words: value orientations, youth studying in institutions of culture, society, aesthetic education, patriotic education.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 111-115 111
H
г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
Молодое поколение представляет собой важную составляющую всего социума. Изучение ценностных представлений молодежи создаёт предпосылки для теоретико-педагогических обобщений, касающихся состояния системы ценностей современного российского общества.
На современном этапе развития социума проблема изучения ценностного мира молодежи, обучающейся в учреждениях культуры, стоит достаточно остро, так как наблюдаются существенные расхождения ценностей в сравнении с предыдущими поколениями. При отсутствии четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, развитие ценностных ориента-ций молодежи во многом хаотично, находится под противоречивым воздействием традиций народной культуры, с одной стороны, и меняющихся социальных условий — с другой (2).
Анализируя статистические данные по данной проблеме, выявляется ситуация, когда прослеживается переживание учащейся молодежью периода длительной возрастной изолированности от других возрастных групп, что не позволяет ей проявлять себя в роли лидера общественного мнения, потому что они оторваны от основных видов деятельности, обычаев, традиций преемственности поколений и находятся вне сюжетно-культурного развития.Достаточно сказать, что только 12% молодых людей посещают учреждения культуры. В таких условиях источниками развития ценностного мира учащейся молодежи становятся средства массовой информации.
Н.Л. Худякова определяет ценностный мир личности, предлагая авторскую структурно-генетическую концепцию ценностей, согласно которой «система ценностей, представляет собой личностно развивающуюся структуру. Как элементы личности структура ценностей включает в себя мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно опосредованной
формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстает для него как значимая сама по себе, как сущностно необходимая, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу данного» (11, с. 73).
Поскольку молодежь, обучающаяся в учреждениях культуры, получает потенциальную энергию для дальнейшего развития, следовательно, ее ценности будут определять ценностное сознание всего общества, образ будущего России.
В связи со значительной трансформацией главных ценностных представлений, происходящей под влиянием социокультурной ситуации, и отсутствием достаточного жизненного опыта у молодежи, для нее усложняется процесс ценностного самоопределения, что ведёт к неустойчивости и появлению разновидностей в её ценностном сознании.
В учреждениях культуры трансформация ценностных представлений происходит под влиянием общественного мнения. Этот процесс затруднен вследствие слабой социально-культурной активности учащейся молодежи и отсутствия у нее достаточного жизненного опыта, поэтому специалистам учреждений культуры необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным понять, каковы их жизненные ценности и что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.
Процесс развития ценностного мира молодежи также находится под влиянием и экономической эпохи. Юноши и девушки, формируя ожидания, строят планы по поводу собственного будущего, которые зависят от социально-культурной обстановки, в которой они живут. Культурные и социальные факторы могут быть источником психологического стресса в этот важный период (4, с. 129).
В связи с этим развитие ценностного мира молодежи как цель воспитания в учреждениях культуры проходит в условиях «ломки» старых ценностей, что при-
Н
Г
водит к формированию новых социальных отношений, вызывает усиление стрессовых состояний, таких как растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.
Транслируемая в обществе общепризнанная ценность: «хорошее образование — путь к материальному благополучию и высокому качеству жизни», часто не соответствует действительности. Мир «...стал более динамичным, более развитым, более богатым, у людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей и перспектив, но — парадоксальным образом — люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования», что отражается в виде расхождения между обучением и воспитанием в школе и семье и реальным поведением педагогов (1).
Ситуация самоопределения, по мнению Р.Х. Баговой, это ситуация личностного выбора, который определяется жизненной позицией, мотивацией, ценностями, но этот выбор может осуществляться только внутри некоторого субъективного пространства, в котором представлены различные альтернативы (1, с. 7).
Интересна позиция молодежи по отношению к основным социально-культурным ценностям. В частности, современному молодому поколению предстоит решение сложной задачи: с одной стороны, формирование новых общественных представлений и идеалов, а с другой — необходимость обеспечения исторической преемственности в системе устойчивых ценностей со стабильной смысловой нагрузкой.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в России в ходе реформаторских процессов, привела к изменению прежней системы ценностей. В связи с этим в сознании отдельных субъектов и групп общества происходят непростые изменения, в процессе которых формируются новая ценностная система, присущая новому обществу, его мотивирующая деятельность и поведение его субъектов.
Воспитанию молодежи помогают учреждения культуры различных типов (концертные залы, клубные учреждения, культурные центры и «центры досуга», парки
культуры и отдыха, кинотеатры, музеи, культурно-спортивные комплексы и т.д.), которые расширяют свою активную деятельность для молодежи не только как потребителей досуга, но и как специалистов по проведению социально-культурных и культурно-досуговых программ.
Учреждения культуры должны рассматриваться в качестве единого целостного художественно-педагогического объекта как с точки зрения необходимости целенаправленного формирования и развития его композиционной структуры, так и с точки зрения управления процессом его восприятия (5, с. 143).
Учет возрастания значимости совершенствования культурно-досуговой среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, учитываемых в программах создания данной среды (5, с. 137— 138) позволяет воспитывать молодежь на сюжетно-тематическом основании, предварительно подготовив ее к восприятию новых ценностей. Здесь «особое значение приобретает духовное насыщение общения» (11, с. 43).
Культурно-досуговое учреждение и его культурная среда соединяет в себе: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры, которые составляют его основу. Принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды учреждений культуры заключаются в:
1) выявлении духовного содержания;
2) сущности проектируемой культурно-досуговой среды;
3) учете особенностей учреждений культуры, его функционально-культурных задач;
4) поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения (4, с. 150).
Важную роль в воспитании учащейся молодежи учреждений культуры играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви и преданности к Родине,
И
г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания учащейся молодежи как составной его части.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги определяют патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.
Например, Я.А. Коменский, выделяя в «Великой дидактике» одним из главных направлений воспитания — воспитание стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей, писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» (5, с. 159).
В отечественной науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, присущие, по его мнению, каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» (10, с. 205—206).
К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности, учитывая при этом огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта лю-
бовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (12, с. 160).
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» (8, с. 115).
Немаловажную роль в развитии ценностей молодежи играет эстетическое воспитание. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в жизни и в искусстве, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства
Эстетическое воспитание служит формированию всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности молодого поколения. В процессе формирования эстетического отношения к действительности у учащейся молодежи развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.
Согласно последним исследованиям, проведение социально-культурных и культурно-досуговых программ в учреждениях культуры направлено — на развитие патриотического воспитания (18%), на развитие нравственного воспитания (9%) и эстетического воспитания (20%).
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что проведение социокультурных и культурно-досуговых программ необходимо в учреждениях культуры, так как они способствуют воспитанию и развитию ценностного мира у учащейся молодежи.
Примечания
1. Багова, Р. Х. Субъективное пространство возможного действия как факто самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ): дис. ... канд. психол. наук / Р.Х. Багова. — М., 2000.
И
Г
2. Волосков, И. В. Особенности социализации учащейся молодежи / И.В. Волосков // Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 107—109.
3. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры / Л.С. Жаркова. — М.: МГУКИ,
2010. — 394 с.
4. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461 с.
5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. — М.: Учпедгиз, 1955.
— 656 с.
6. Куренкова, Р. А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.А. Куренкова. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7.Леонтьев, Д. А. Виктор Франкл в борьбе за смысл: [вступит. стат.] / Д.А. Леонтьев // Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.
8. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко // Соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — Т. 5. — С. 109—225.
9. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : сборник статей. — М.,
2011. — 200 с.
10. Радищев, А. Н. Избр. пед. соч. / А.Н. Радищев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 711 с.
11. Худякова, Н. Л. Развитие ценностных ориентаций человека / Н.Л. Худякова / / Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. научн. тр. — Екатеринбург, 2010. — Вып. 6. — С. 73.
12. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т.
— М.; Л., 1948. — Т. 2. — С. 69—166.
ОПУЛЯРИЗАЦИЯ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Е.Ю. Дегтярева
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящее время, несмотря на существование достаточно большого количества различных направлений современной, эстрадной и народной хореографии, бальный танец становится не только все больше популярным, но и динамично развивающимся направлением. В связи с этим особую актуальность представляет собой исследование условий становления бального танца, основных особенностей и предпосылок дальнейшего развития этого вида спорта и хореографического искусства.
Ключевые слова: бальные танцы, Европейская программа, Латиноамериканская программа, профессионал — любитель.
There is a lot of different modern form of dance: pop dance, break dance, folk dance, but at the same time ballroom dance becomes more popular. In this connection special importance is the study of the conditions of formation of ballroom dance, basic characteristics and prerequisites for further development of this sport and choreography.
Key words: ballroom dance, Standard, Latin, Pro-Am. Professional — Amateur.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 115-119 115
И
г