Научная статья на тему 'Педагогическая регуляция в технологической системе культурно-досуговой деятельности'

Педагогическая регуляция в технологической системе культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / PEDAGOGICAL REGULATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUSIC AND ENTERTAINMENT PROGRAMS / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ASTHETIC AND ART EDUCATION OF YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / SELFREGULATION / REGULATIVE ACTIVITY OF THE LEADER / CULTURE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Игорь Игоревич

Педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ для молодёжи связана с педагогической работой и контролированием руководителем воспитательного процесса образования и воспитания. Музыкально-развлекательные программы, созданные руководителем, кроме отдыха и досуга, должны развивать духовный потенциал и повышать мотивацию у участников и зрителей к собственному саморазвитию и самосовершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical regulation of the music and entertainment programs for youth is connected with pedagogical activity and monitoring by the leader of educational and upbringing process. The music and entertainment programs created by their leader, except rest and leisure, can develop spiritual potential and motivation by participants and spectators followed to their selfdevelopment and self-improvement

Текст научной работы на тему «Педагогическая регуляция в технологической системе культурно-досуговой деятельности»

и эстрадных песен «Патриотическая песня о Москве и Родине», конкурс поэтов, авторов рассказов «Все мысли о тебе, Москва!». Дети соревновались со своими сверстниками не только из Москвы, но и еще из 40 регионов России и других стран. Многие из них впервые посетили Москву. Посещение мастер-классов давало возможность вместе с ведущими педагогами своего жанра разобрать ошибки и сформулировать направление роста. Для этой цели организаторами ежегодно привлекаются признанные специалисты высших учебных заведений Москвы и России.

Наиболее яркие выступления участников были отмечены членами жюри. Несколько участников приглашены представлять Россию на международном фестивале «Роза ветров в Испании» и «Роза ветров во Франции». Соотечественница из Молдовы удостоена особенным призом — получила грант на бесплатное обучение в Институте Современного Искусства (г.Москва).

На сегодняшний день «Роза ветров» — это система фестивальных программ и проектов во всех регионах России, включающая поездки на зарубежные фестивали, ежегодные театральные слеты детских театров, комплекс мастер-классов с ведущими специалистами своего жанра, международные проекты «Еврооркестрия в России», «Дети - миссия Мира», «Культурное наследие Москвы глазами детей» для детей соотечественников, проживающих за рубежом, конкурсы изобразительного и прикладного искусства и др.

Итак, суть педагогической работы по воспитанию гражданских качеств заключается в том, чтобы совместить общественно направленные свойства личности и личностно значимые качества через спектр различных форм работы с детьми и подростками, через организацию их разнообразной деятельности, с тем чтобы личность могла более рельефно проявить имеющиеся гражданские качества. Подобная деятельность становится своего рода критерием практики формирования и в конечном счете сформированности гражданских качеств.

Примечания

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-35.

3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.

4. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

И. И. Воронин

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ для молодёжи связана с педагогической работой и контролированием руководителем воспитательного процесса образования и воспитания. Музыкально-развлекательные программы, созданные руководителем, кроме отдыха и досуга, должны развивать духовный потенциал и повышать мотивацию у участников и зрителей к собственному саморазвитию и самосовершенствованию. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, педагогическая регуляция, саморегуляция, регулятивная деятельность руководителя, музыкально-развлекательная программа, эстетическое и художественное воспитание молодёжи, учреждения культуры.

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

The pedagogical régulation of the music and entertainment programs for youth is connected with pedagogical activity and monitoring by the leader of educational and upbringing process. The music and entertainment programs created by their leader, except rest and leisure, can develop spiritual potential and motivation by participants and spectators followed to their self-development and self-improvement. Keywords: socio-cultural activity, pedagogical regulation, selfregulation, regulative activity of the leader, music and entertainment programs, asthetic and art education of youth, culture establishments.

При изучении понятия «педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ» в первую очередь необходимо дать определение и рассмотреть понятие «регуляция» в более широком научном плане.

Понятие «педагогическая регуляция» существует в различных гуманитарных науках: социологии, экономике, педагогике и её различных отраслях, в частности социально-культурной деятельности.

Из проведённого нами теоретического анализа следует, что регуляция - это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Регуляция представляет собой «косвенное» управление, наряду с «прямым», то есть через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством регуляции создаются возможности и ограничения различных видов деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. В связи с этим выбор им (субъектом) методов регуляции предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитие у них самоуправления и самоорганизации.

Подходя к данной проблеме ближе, необходимо отметить, что педагогическая регуляция отличается от регуляции в целом. В данном случае речь идёт о том, что педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ связана с педагогической работой и контролированием руководителем данного процесса, а также достижением определённых воспитательных и образовательных целей, то есть достижением педагогической регуляции воспитательного процесса. Необходимо отметить, что музыкально-развлекательные программы, которые будут создаваться руководителем, как субъектом управления, соответствовали уровню интеллектуального, художественного и социально-культурного развития участников и зрителей и их потребностям, а также развивали духовный потенциал и мотивацию участников и зрителей к собственному саморазвитию и самосовершенствованию.

Следовательно, педагогические связи возникают как между руководителем, участниками какой бы то ни было музыкально-развлекательной программы, так и между самими участниками, а также между руководителем, участниками и зрителями. При изучении этих связей становится ясно, что отсутствие какого-либо «звена» приводит к безрезультативности творческого мероприятия, так как отсутствие зрителей или присутствие их в недостаточном количестве может плохо повлиять на проведение той или иной музыкально-развлекательной программы и реализацию её педагогических задач.

На данном этапе необходимо рассмотреть понятия «воспитание» в широком смысле и «художественное и эстетическое воспитание молодёжи при подготовке и проведении музыкально-развлекательных программ».

Воспитание - это вид человеческой деятельности, ведущей функцией которой является педагогическое управление игровой, учебной, трудовой, общественной и другими видами деятельности и общения воспитанников с целью развития в них социально значимых свойств и качеств как отдельной личности, так и их коллективов.

Как и многие понятия, используемые теоретической мыслью, понятие «воспитание», по мнению М. С. Кагана, имеет различные значения (4). В широком смысле воспитанием называют целостный процесс формирования личности, охватывающий все формы приобщения человека к культуре, все аспекты социализации индивида; под воспитанием в узком смысле слова подразумевают один из аспектов формирования личности, отличающийся от других — от обучения, научения, образования.

На данном этапе исследования нас будет интересовать эстетическое и художественное воспитание, так как эти виды деятельности позволяют приобщить молодёжь (общество) к эстетической культуре, привить у неё определённый вкус при подготовке и проведении музыкально-развлекательной программы.

Художественное воспитание определяется как способ включения личности в художественную культуру общества.

В отличие от эстетического воспитания, художественное воспитание не может быть «превращением» культуры общества в культуру личности, так как личность не может «присвоить себе» художественное производство; с другой стороны, когда говорят о художественной культуре личности, имеют в виду не какой-то особый потенциал всех форм ее жизнедеятельности и поведения, подобный их эстетическому потенциалу, а мера приобщенности данного человека к созданию, восприятию и оценке произведений искусства, то есть: а) его участие в профессиональном или любительском, самодеятельном творчестве; б) его потребность «жить» в разных областях искусства — в литературе, живописи, музыке и т. д., понимая их различные «языки» и осваивая широкий опыт мировой истории художественного отражения мира; в) его сознательное, осмысленно-критическое ценностное отношение ко всему тому, что входит в его художественный опыт.

Таким образом, художественное воспитание есть специальная и целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей возможно более широкое, глубокое и тонкое включение личности в художественную жизнь общества.

Обучение, в свою очередь, самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании обучаемого реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом (руководителем). Именно направляющая роль педагога (руководителя культурного проекта) обеспечивает полноценное усвоение обучающимися (молодёжью) знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, в том числе и при подготовке музыкально-развлекательной программы.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обучающегося обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.

Непосредственные участники творческого мероприятия, или так называемые исполнители, играют важную роль в его содержании и качестве. Огромное значение имеет уровень их профессиональной и артистической подготовки, наличие коммуникативных навыков. Это влияет на интерес и хороший отклик зрительской аудитории на представленное мероприятие, создаёт стимулы для дальнейшего творческого успеха и роста исполнителей.

Между исполнителями программы и зрителями связующим звеном служит руководитель или организатор данного процесса, который изначально подготавливает мероприятие. Он подбирает необходимый музыкальный, информационный, развлекательный материал для проведения программы, которая должна быть интересной и доступной как для исполнителей, так и для зрителей.

В педагогическом плане руководитель управляет данным процессом как «пря-

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

мо», так и «косвенно». Прямое управление - это управление, напрямую направленное на исполнителей, которое реализуется через чётко поставленные цели и задачи музыкально-развлекательной программы. Посредством этого руководитель даёт непосредственные указания при проведении репетиций и собственно концертных выступлений в рамках музыкально-развлекательной программы. Педагогическая регуляция присутствует здесь как целенаправленное воздействие на объект или объекты, в зависимости от количества участников. На этой основе организуется практическая работа, которая, в свою очередь, направляется на достижение поставленных целей, задач и ожидаемых результатов совместной творческой деятельности.

Наряду с «прямым» управлением, или «прямой» регуляцией, в процессе подготовки программы руководитель использует «косвенное» управление, при котором не даётся в прямой форме никаких рекомендаций, указаний и заданий со стороны организатора. При этом контактом с объектом служит проведённая работа и её результаты, которые демонстрируются зрителям, а сама музыкально-развлекательная программа приобретает чёткое практическое применение.

Таким образом, руководитель непосредственно регулирует весь процесс в педагогическом плане, напрямую воздействуя на участников музыкально-развлекательной программы и косвенно, через её участников, на аудиторию.

В процессе подготовки музыкально-развлекательных программ большое место занимает саморегуляция руководителя. Она проявляет себя в виде умения чётко выстраивать план собственной работы, направленной на достижение цели, от начального этапа работы до завершающего, то есть проведения мероприятия, а также умения заинтересовать в этой деятельности как исполнителей, так и окружающую аудиторию.

Саморегуляция необходима в ситуации, когда руководитель находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, молодежной аудитории, коллег.

Необходимо отметить, что регулятивная деятельность руководителя как субъекта управления реализуется поэтапно. Так, изначально он регулирует процесс подготовки музыкально-развлекательной программы (творческий замысел, планирование, проектирование), а затем его педагогическое регулирование распространяется на тех людей, с которыми он непосредственно будет взаимодействовать.

Таким образом, педагогическая регуляция в процессе подготовки и проведения музыкально-развлекательных программ осуществляется через:

- тематические музыкально-развлекательные программы, которые выступают основным средством для постановки воспитательно-образовательной цели, а также решения ряда организационно-методических задач, необходимых для проведения мероприятия;

- руководителя культурного проекта;

- исполнителей, которые непосредственно участвуют в достижении поставленных воспитательных, образовательных и развивающих целей посредством организации музыкально-творческой деятельности;

- зрителей музыкально-развлекательных программ, которые также выступают субъектом данного процесса посредством организации своего культурного досуга, развлечений и отдыха.

Все эти составляющие тесно связаны между собой и не могут друг без друга существовать, хотя реализуют различные задачи, поставленные руководителем музыкально-развлекательной программы.

При этом хотелось бы отметить, что руководитель, участники и посетители таких мероприятий получают возможность приобрести знания, умения и навыки, не-

обходимые для повышения интеллекта и развития творческих способностей, для совершенствования и усовершенствования личности: знания получают непосредственно посетители, а умения и навыки, наряду со знаниями, — участники музыкально-развлекательной программы. Руководитель культурного проекта является связующим звеном между участниками и посетителями.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что возникает необходимость в дальнейшем изучении понятия «педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры» как на теоретическом, так и на практико-технологическом уровнях.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 480 с.

2. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234с.

3. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей / под. науч. ред. А. Д. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2004.

4. Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание / М. С. Каган. - Л.: Знание, 1984. - 32 с.

5. Киселёва Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - М., 1995. - 540с.

6. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: МГУКИ, 1998. - 462 с.

М. В. Кернерман

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В предлагаемой статье представлены основные технологические этапы организации концертно-зрелищных программ для молодежи, их специфические особенности и требования. Ключевые слова: культурно-досуговая программа, концертно-зрелищная программа, организация концертно-зрелищных программ, технология организации концертно-зрелищной программы, программы для молодежи.

The Article represents the basic technological stages of the organization of concert and show programs for youth, their specific features and requirements. Keywords: cultural and youth program, concert and show programs, creating of concert and show programs, technology of creating of concert and show programs, the program for youth.

Слово «технология» происходит от греческих слов xs^vri - «искусство», «мастерство», «умение» и Хоуос, — «учение» и подразумевает, во-первых, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции, а во-вторых, научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую приемы и способы, а также закономерности, действующие в технологических процессах (1, с. 200; 2, с. 463; 3, c. 267).

Технология на определенных исторических этапах совершенствовалась, вследствие развития и совершенствования техники - от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических устройств современной промышленности.

В середине XX века термин «технология», кроме технических наук, стали активно использовать и гуманитарные науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.