обходимые для повышения интеллекта и развития творческих способностей, для совершенствования и усовершенствования личности: знания получают непосредственно посетители, а умения и навыки, наряду со знаниями, — участники музыкально-развлекательной программы. Руководитель культурного проекта является связующим звеном между участниками и посетителями.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что возникает необходимость в дальнейшем изучении понятия «педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры» как на теоретическом, так и на практико-технологическом уровнях.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 480 с.
2. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234с.
3. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей / под. науч. ред. А. Д. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2004.
4. Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание / М. С. Каган. - Л.: Знание, 1984. - 32 с.
5. Киселёва Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - М., 1995. - 540с.
6. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. - М.: МГУКИ, 1998. - 462 с.
М. В. Кернерман
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
В предлагаемой статье представлены основные технологические этапы организации концертно-зрелищных программ для молодежи, их специфические особенности и требования. Ключевые слова: культурно-досуговая программа, концертно-зрелищная программа, организация концертно-зрелищных программ, технология организации концертно-зрелищной программы, программы для молодежи.
The Article represents the basic technological stages of the organization of concert and show programs for youth, their specific features and requirements. Keywords: cultural and youth program, concert and show programs, creating of concert and show programs, technology of creating of concert and show programs, the program for youth.
Слово «технология» происходит от греческих слов xs^vri - «искусство», «мастерство», «умение» и Хоуос, — «учение» и подразумевает, во-первых, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции, а во-вторых, научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую приемы и способы, а также закономерности, действующие в технологических процессах (1, с. 200; 2, с. 463; 3, c. 267).
Технология на определенных исторических этапах совершенствовалась, вследствие развития и совершенствования техники - от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических устройств современной промышленности.
В середине XX века термин «технология», кроме технических наук, стали активно использовать и гуманитарные науки.
В культурно-досуговой деятельности основоположником обоснования применения термина «технология» является заведующий кафедрой КДД, доктор педагогических наук, академик РАЕН А. Д. Жарков. Его научная концепция об активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу организации культурно-досуговой деятельности является основополагающей в определении технологических этапов организации концертно-зрелищной программы.
Так, А. Д. Жарков выделяет следующие технологические этапы культурно-досу-говой деятельности: анализ обстановки, формулировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы (4, с. 244).
Определяя основные технологические этапы организации концертно-зрелищных программ для молодежи, мы будем опираться на концепцию А. Д. Жаркова.
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет (9, с. 4). Поэтому, рассматривая технологические этапы организации концертно-зрелищной программы для молодежи, необходимо говорить о специфических особенностях аудитории, а именно: необходимости усиления внимания на определенных организационных этапах, которые в данном контексте будут являться ключевыми при выборе проведения досуга молодыми людьми. Определяя сценарий программы, мы анализируем обстановку, то есть изучаем быт и нравы молодежи, находим злободневные проблемы и помогаем их решить посредством создания и проведения концертно-зрелищной программы. «В настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой...» (9, с. 34). Для обнаружения приоритетов в проведении свободного времени молодежью, во-первых, необходимо провести опросы, анкетирования в молодежных центрах досуга, школах, самодеятельных кружках, во-вторых, изучить молодежные форумы в Интернете, где молодые люди обсуждают свои насущные проблемы, и, в-третьих, ознакомиться с молодежной периодической литературой - журналами, публикациями, газетными изданиями, посвященными молодежным проблемам, выявив таким образом вопрос, остро интересующий молодежную аудиторию, но не нашедший адекватного ответа в их повседневной жизни.
Цель концертно-зрелищной программы и культурно-досуговой деятельности схожи - «удовлетворение круга человеческих потребностей» (4, с. 232). Определив проблемное поле молодежи и представив пути его решения, мы реализуем тем самым цель концертно-зрелищной программы.
Планируя концертно-зрелищную программу для молодежи, стоит обратить особое внимание на название программы. От придуманного названия во многом зависит успех проведения программы. Интересное название способно привлечь молодого зрителя, тем самым обеспечить многочисленную аудиторию. Недаром в последнее время задача нарицания стала предметом пристального изучения и приобрела название «нейминга» (от англ. паше — «имя»). Название программы в процессе подготовки концертно-зрелищной программы может измениться, но оно должно быть ярким, запоминающимся, вызывающим богатые визуальные ассоциации.
На начальном этапе организации следует определить сроки подготовки и проведения концертно-зрелищной программы, что позволит дисциплинировать и систематизировать работу всех участников творческого процесса.
Далее формируется режиссерско-постановочная группа. В нее входят: ответственный за рекламно-организационную работу, отвечающий за рекламу к концер-тно-зрелищной программе. Творческие работники, организующие подбор
выступающих актеров и коллективов; сценарист-режиссер, составляющий сценар-но-режиссерский план и игровые программы; главный художник, составляющий план художественного оформления программы; административно-технический работник (радио, звуковое решение, световое решение, спецэффекты, транспорт и другие технические службы).
На сегодняшний день рыночные отношения и зачастую частное финансирование мероприятий не дают возможности иметь большой штат режиссерско-постановоч-ной группы. Поэтому многие работники совмещают смежные обязанности.
В концертно-зрелищной программе для молодежи режиссеру предстоит сложная работа. С одной стороны, необходимо создать особую духовную атмосферу, с элементами воспитания и педагогического воздействия на каждого участника программы. С другой стороны, молодежь требует зрелищности и модных тенденций, яркости и привлекательности программы.
Другими словами, режиссеру необходимо найти «изюм», который «зацепит» и не оставит равнодушным молодого зрителя.
Важную роль в концертно-зрелищной программе для молодежи играет ведущий программы, также его называют МС (master of ceremony), то есть главное лицо мероприятия. С ним плотно работают в процессе подготовки мероприятия режиссер, имиджмейкер, стилист. Ведущий выполняет важную социальную функцию в кон-цертно-зрелищной программе для молодежи. Ему необходимо создать благоприятную и позитивную обстановку, условия для самовыражения, выхода эмоций молодежи, выстроить образовательное общение, которое является способом «гармонизации чувственности, рассудка, разума и, следовательно, диалогического раскрытия духовной активности воспитателя и воспитанника» (8, с. 146).
При подготовке концертно-зрелищной программы для молодежи следует обратить внимание на рекламу.
В Современном экономическом словаре реклама (от лат. reclamo — «выкрикиваю») — это открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы; одна из важнейших составляющих маркетинга.
Из истории давно известна сила и роль рекламы. Прежде всего реклама несет в себе информацию, которая обычно предоставляется в сжатой форме, эмоционально окрашенной и доводящей до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. Реклама служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации. Существует классификация средств рекламы товаров и услуг: реклама в прессе, печатная реклама, аудиовизуальная реклама, радио и телереклама, выставки и ярмарки, наружная реклама, компьютеризированная реклама. Безусловно, при организации концертно-зрелищной программы для молодежи все перечисленные средства рекламы могут быть использованы, либо по отдельности, либо все вместе, в зависимости от масштаба и финансирования мероприятия. Исходя из личного опыта и фантазии организаторов, средства рекламы концертно-зрелищной программы для молодежи могут дополняться какими-либо еще компонентами. Например: распространение флаерсов — это стильный, яркий и красивый пригласительный билет. Имеется в виду личное приглашение молодых людей актерами на представление. Обычно флаерсы раздают начинающие актеры в театральных костюмах предстоящей программы. Яркость художественных образов привлекает дополнительное внимание потенциальных зрителей, что добавляет успеха предстоящей концертно-зрелищной программе. Такая реклама используется при проведении концертно-зрелищной программы в ночных клубах и молодежных центрах досуга. Если вход на мероприятие
платный, то в пригласительном билете рекомендуется указать исключительные условия, при которых вход на концертно-зрелищную программу будет свободным. Это мотивирует молодых людей на определенные действия. Им необходимо будет выполнить предлагаемые условия и приложить к этому свои усилия. Чаще всего фла-ерсы распространяют в школах, училищах, институтах, молодежных кафе.
После успешной рекламы и подготовки программы предстоит кульминационный процесс создания концертно-зрелищной программы - ее проведение. «На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей» (5, с. 116). В момент проведения концертно-зрелищной программы каждая служба должна быть на месте, так как бывают накладки, для решения которых необходимы моментальные действия.
Завершающий технологический этап организации концертно-зрелищной программы для молодежи - анализ проведенной программы. Необходимо подробно рассмотреть причины ошибок, проанализировать и найти пути их решения, чтобы в следующих программах избежать похожих промахов. В концертно-зрелищной программе для молодежи могут возникнуть различные казусы, связанные с музыкальными запросами, сленгом и другими специфическими знаниями молодежной аудитории. На завершающем этапе проведения программы такие промахи разбираются особо внимательно, в следующей программе режиссерско-постановочной группе необходимо учесть дополнительные требования молодежи.
В заключение мы можем констатировать, что технологические этапы организации культурно-досуговых программ и концертно-зрелищных программ для молодежи идентичны. Но молодежь, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, имеет специфические интересы и ценности, которые необходимо учитывать, создавая концертно-зрелищную программу для молодежи.
Примечания
1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. - М., 1971. - Т. 5.
2. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1976.
3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство 1985.
4. Жарков А. Д. Теория и технология КДД: учебное пособие / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.
5. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 233 с.
6. Закон города Москвы «О молодежи» / Утвержден Московской городской Думой 28 января 2004 г.; приказ № 4.
7. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 1997.
8. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Н. Н. Ярошен-ко. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.
9. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - МГУКИ, 2007. - 360 с.