Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры'

Воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДОСУГ / LEISURE / КУЛЬТУРА ДОСУГА / CULTURE OF LEISURE / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ESTABLISHMENT OF CULTURE / THE IS MUSICAL-ENTERTAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Игорь Игоревич

Представлена авторская интерпретация воспитательного потенциала и типология музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article author's interpretation of educational potential and typology of is musical-entertaining programs in establishments of culture is presented.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры»

3

_Социально-культурная деятельность_

Исследования молодых ученых

И. И. Воронин

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Представлена авторская интерпретация воспитательного потенциала и типология музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, воспитание, досуг, культура досуга, учреждение культуры, музыкально-развлекательная программа.

In article author's interpretation of educational potential and typology of is musical-entertaining programs in establishments of culture is presented. Keywords: socio-cultural activity, education, leisure, culture of leisure, establishment of culture, the is musical-entertaining program.

Воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности, в том числе входящих в ее жанровый арсенал молодежных музыкально-развлекательных программ, определяется прежде всего формированием культуры досуга как интегра-тивного качества личности участников этих программ. Это качество включает аксиологические, когнитивные, эмоционально-чувственные, поведенческие и твор-ческо-деятельностные компоненты.

В теории социально-культурной деятельности признана научная закономерность — личность, включенная в процесс подготовки проведения культурно-досу-говой программы, является субъектом не только творческой деятельности, результатами которой становятся вновь создаваемые культурные ценности, но и субъектом личностных самоизменений, самовоспитания, самосовершенствования. Задача организаторов деятельности учреждений культуры заключается в создании условий для продуктивного соединения этих двух потоков личностной активности, повышения эффективности педагогического процесса. Важно подчеркнуть, что культурно-досуговая программа, обращаясь к личности ее участника, становится мощным средством расширения диапазона межличностного общения посетителей учреждений культуры, создания досуговых общностей, способных оказывать положительное воспитательное воздействие на саму личность и на ее социальное окружение.

Верно и точно пишет об этом профессор Л. С. Жаркова: «...Подготовка куль-турно-досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры» (2, с. 116).

В последнее время отмечается тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга. Таковы, в частно-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

сти, потребности в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, участии в культурно-досуговых программах.

Профессор А. Д. Жарков справедливо отмечает, что «в научном обиходе используется достаточно большое количество понятий, смежных с культурно-досуговой деятельностью. В их числе социально-культурная деятельность, культурно-просветительная деятельность, духовная деятельность, рекреативно-развлекательная деятельность, творческая деятельность, художественная деятельность и т.д. Круг подобных понятий находится в разных субординационных отношениях с культурно-досуговой деятельностью» (1, с. 70-71).

В связи с этим представляется целесообразным провести понятийно-терминологическое разграничение основных понятий: «культурно-досуговая деятельность», «культурно-досуговая программа», «культурно-развлекательная программа», «музыкально-развлекательная программа».

Родовым по отношению ко всем перечисленным понятиям является понятие «культурно-досуговая деятельность», так как от него идут логические цепочки форм и жанров.

Одной из наиболее распространенных форм культурно-досуговой деятельности является «культурно-досуговая программа», имеющая в свою очередь разнообразную жанровую природу: художественно-публицистическая, музыкально-развлекательная, танцевально-рекреативная, рекреативно-развлекательная, конкурсно-игровая и другие.

Мы определяем музыкально-развлекательную программу как особый тип куль-турно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями аудитории учреждений культуры.

По критерию художественно-деятельностной доминанты можно дать следующую типологию основных форм музыкально-развлекательных программ, рассчитанных на молодежную непрофессиональную аудиторию:

— пластико-хореографическая доминанта (молодежная дискотека, музыкально-танцевальные вечера, бал);

— информационно-просветительская доминанта (тематический вечер, музыкальная гостиная и др.);

— зрелищно-развлекательная доминанта (гала-концерт, тематический концерт, музыкальная шоу-программа и др.);

— конкурсно-игровая доминанта (музыкальный конкурс, театрализованная музыкальная викторина и др.).

На практике эти доминанты могут органично сочетаться, взаимодополнять друг друга.

При этом, конкретизируя педагогическую специфику культурно-досуговых программ (в том числе и музыкально-развлекательных), следует обосновать и опе-рационализировать понятие «воспитательный потенциал».

Воспитательный потенциал — емкое и весьма важное понятие современной педагогической науки. Оно постепенно выходит за рамки теории воспитания, логично и обоснованно проникая во все отрасли отечественной педагогики, в том числе и в теорию, методику организации социально-культурной деятельности.

Родовым по отношению к изучаемому понятию выступает понятие «воспитание». Среди многочисленных определений воспитания имеются такие трактовки, в которых конкретизируется какая-либо одна сторона педагогического процесса. Например, М. И. Рожков дает следующее определение воспитания: «целенаправ-

ленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника» (3, с. 132). На наш взгляд, нельзя сужать понимание сущности «воспитания» только аспектом взаимодействия, хотя это, конечно же, очень важно в процессе организации досуга.

Мы считаем необходимым рассматривать воспитание в более широком социально-культурном контексте. Так, по определению Е. В. Бондаревской, воспитание понимается, во-первых, как «самоорганизуемый процесс» приобщения личности к ценностям культуры, включения ее в социокультурный опыт, развития ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности, «осуществляемый при участии и педагогической поддержке взрослых, школы, общества и государства» (3, с. 8), а во-вторых, как «культуросообразный, социо- и личнос-тно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности» (3, с. 9).

Хочется отметить, что такое определение сущности понятия «воспитание» основывается на социокультурном подходе и, что наиболее важно, может быть распространено не только на детский период онтогенетического развития, но и на все последующие этапы становления личности.

Нам важно подчеркнуть, что социокультурную трактовку воспитания уместно применять и в контексте исследования особенностей социально-культурной деятельности и практики создания культурно-досуговых программ.

Раскрывая категорию «воспитательный потенциал», следует указать на отсутствие общепринятого подхода к его пониманию.

Одним из первых понятие «воспитательный потенциал» в российскую педагогику ввел А. В. Волохов, определяя его как интегрированную совокупность социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических факторов, обеспечивающих материализацию воспитательных возможностей детского общественного формирования в процессе жизнедеятельности конкретной личности.

Опираясь на работы А. В. Волохова, М. Е. Кульпединовой, Т. Н. Кургановой, А. В. Савченко, О. Д. Чугуновой, мы определили в структуре воспитательного потенциала следующие компоненты, достаточно хорошо известные в общей педагогике, но недостаточно изученные в теории социально-культурной деятельности: социальная активность, самореализация, позитивно направленная деятельность.

Такой подход является социально-культурным по своей сути и может быть применен в том числе и для анализа воспитательного потенциала культурно-до-суговых программ.

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что особенность воспитательного потенциала современных культурно-досуговых программ заключается в создании ими педагогических условий для удовлетворения потребностей в общении и совместной досуговой деятельности; воспитания социальной активности; участия в позитивно направленной деятельности. Структура воспитательного потенциала включает следующие компоненты: социальная активность, самореализация и позитивно-направленная деятельность детей, подростков и молодежи.

Воспитательный потенциал деятельности учреждений культурно-досугового типа связан, прежде всего, с решением задачи инкультурации и социализации личности. Это отличает творческую деятельность клубов от творческой деятельности других учреждений (например, театрально-зрелищных учреждений). Участвуя в различных творческих занятиях, клубные посетители осваивают те или иные

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

социально-культурные нормы, совершенствуют свой повседневный образ жизни, повышают уровень своей эстетической культуры. Причем клубные учреждения имеют свою специфику в процессе инкультурации и социализации личности благодаря массовости и разнообразию предлагаемых форм культурной деятельности.

Важной характеристикой воспитательного потенциала культурно-досуговых программ на наш взгляд, является то, что в них содержится возможность для перевода внешних требований общества к культуре досуга во внутренние потребности представителей молодого поколения.

Следовательно, саму культуру досуга можно рассматривать как интегрированную цель воспитательного процесса в учреждениях культуры и как результат реализации их воспитательного потенциала. Такой подход обоснован мощной традицией отечественной педагогической науки в изучении воспитательной сущности культурно-досуговой деятельности (А. Д. Жарков, М. А. Ариарский, Г. А. Евтеева, С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов и др.).

Исходя из этого педагогический потенциал культурно-досуговых программ в учреждениях культуры раскрывается как органичное сочетание базовой функции коммуникации и основных социокультурных функций досуга (функция рекреации, функция развлечения, функция развития), определяющих содержание досуга всех слоев населения, в том числе и молодежи. При этом культура досуга определяется как единство и целостность уровней ценностных отношений личности к каждой из этих функций.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.

2. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.

3. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004.

А. А. Евграфова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА НА МОЛОДЕЖЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются социально-педагогические условия воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь в учреждениях культуры. Государственный праздник рассматривается как одна из ведущих форм социально-культурной деятельности, способ сохранения и умножения высших ценностей человеческого бытия. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-педагогические условия, воспитательное воздействие, государственный праздник, молодежь, учреждения культуры.

In article socially-pedagogical conditions of educational influence of the state holiday on youth in culture establishments are considered. The state holiday is considered as one of leading forms of welfare activity, there is a way of preservation and multiplication of supreme values of human life. Keywords: socio-cultural activity, socially-pedagogical conditions, educational influence, the state holiday, youth, culture establishments.

Государственный праздник - постоянно изменяющееся явление в истории развития нашего общества. Чтобы проникнуть в его сущность и объяснить трансфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.