СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
УДК 37
И. И. Воронин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА)
В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты развития музыкальноразвлекательных программ, ориентированных на формирование личности молодого человека в учреждениях культуры. Молодёжь рассматривается как субъект социальных отношений. Определены этапы процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ с учётом групп актива. Выделены функции общения участников музыкально-развлекательных программ. Показаны социальнокультурные условия, эффективность педагогического процесса формирования культуры досуга молодежи.
Ключевые слова: молодёжь, субъекты социальных отношений, методы формирования личности молодёжи, культурно-досуговая деятельность молодёжи, организация процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ, функции разработки музыкально-развлекательных программ, личностно-психологическое значение воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ.
1.1. Voronin
THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF YOUTH MUSIC AND ENTERTAINMENT (ON CONDITIONS OF EDUCATIONAL POTENTIAL)
In article highlights the theoretical and methodical aspects, of development music programs for young people and for, youth as subject social relationship. The stages of process, functions and principle of process working up leisure and cultural programs for youth. The role music programs in process education of youth and build up the there character.
Keywords: methods of build up the youth character, youth, subject social relationship, leisure and cultural programs four youth, music leisure programs, function and precepts of education youth, musical science, musicology.
Результатом воспитательного воздействия на отдельного человека или массу людей, в том числе и в процессе организации и проведения музыкально-развлекательных программ, является изменение его субъективных
характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.). Поэтому, с точки зрения прогрессивного развития общества, важно, чтобы такого рода воздействие способство-
вало всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, раскрытию творческих потенциалов, возможности постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения.
Рассматривая современные музыкальноразвлекательные программы, нельзя обойтись без сравнения и сопоставления особенностей их создания на телевидении и в учреждениях культуры.
Условия подготовки музыкально-развлекательных программ для молодежи на телевидении отличаются следующим: «Современные технологии создания культурноразвлекательных программ предполагают выполнение многообразных функций -от организационно-технических (продюсеры), экономических (менеджеры) до художественно-эстетических, - отмечает О. В. Касаткин. - Но главная их задача творческая -подготовка текстов в широком смысле слова и передача их на коммуникативную сеть» [4]. Субъектом, непосредственно осуществляющим общение со зрителем (слушателем), является личность ведущего, диктора, комментатора, интервьюера, модератора и т. д. Этот субъект коммуникационного процесса, ввиду своей открытости и доступности, привлекает особое внимание исследователей - ученых общей и социальной психологии, социологов и политологов, педагогов и др. Молодежная телевизионная программа предполагает:
а) знание своей аудитории, ее социальных и психологических дифференциаций, постоянно обновляемое общение с ней;
б) всестороннее освоение специфических средств телевидения;
в) способность работать над передачами всех жанров, ориентированных на молодежный возраст [4].
Анализ показывает, что совокупность педагогических условий, определяющих эффективность воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ
в учреждениях культуры, основывается на базовых принципах культурно-досуговой деятельности.
Кроме того, базовым условием становится реализация дифференцированного подхода, в котором полно и всесторонне должны быть учтены возрастные и другие социальнодемографические особенности молодежной аудитории. При этом, с позиции педагогической теории социально-культурной деятельности важно указать на необходимость целенаправленного формирования ценностных приоритетов, которые определяют выбор молодыми людьми средств и форм социальнокультурной деятельности для досугового общения; для рекреации (снятие утомления, восстановление растраченных физических сил и релаксация); развлечения (гедонистическая функция, досуговые занятия, призванные дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение), развития (совершенствование личности в культурном отношении).
Итак, говоря о молодежных музыкальноразвлекательных программах в учреждениях культуры, следует обратиться к исследованию специфики молодежи как субъекта социальных отношений.
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.
По мнению современных исследователей, в настоящих условиях российской действительности роль, социальные функции и значение молодежи недооцениваются. Известный отечественный исследователь проблем молодежи И. М. Ильинский отмечает, что новизна концепции молодежи XXI века состоит в существенном изменении взглядов общества не только на возрастную перио-
дизацию жизни человека как следствия радикальных перемен в экономике, политике, социальных отношениях и духовной жизни под воздействием научно-технической революции, но и на определение молодежи как ценности. Молодой человек и молодежь -это, прежде всего, субъекты и носители ценностей (объективных свойств, качеств), которые в них сокрыты [3].
Молодёжь, с научной точки зрения, определяется как большая социальная группа, имеющая специфические социальные черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16-30 лет).
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социальноэкономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Молодость - это период жизни, когда человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35 лет.
По определению И. С. Кона, молодежь -это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза. этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности
имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [5].
Особенности культурно-досуговой деятельности молодежи во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей урбанизации, развития научнотехнической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физиологической зрелостью учащихся, удлинением сроков их обучения. Психофизиологические и возрастные особенности, связанные с маргинальным социальным статусом учащейся молодежи, усиливающейся автономизацией ее от родителей, а также спецификой становления подросткового и юношеского самосознания, накладывают существенный отпечаток на характер использования свободного времени.
Понимание специфики молодежного этапа социализации позволяет сформулировать второе педагогическое условие развития воспитательного потенциала музыкальноразвлекательных программ в учреждениях культуры - учет возрастных и личностных особенностей молодежи как самостоятельной социальной группы, а также специфики мотивационной сферы личности молодого человека.
Успех любой формы культурно-досуговой программы во многом зависит от соблюдения логики и последовательности действий организаторов. Это требование находит отражение в концепции профессора Л. С. Жарковой о необходимости поэтапной организации процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ. При этом выделяются следующие этапы:
1. Этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного подхода к осущест-
влению культурно-досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности.
2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, так как на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки проведения и лица, персонально отвечающие за подготовку каждого раздела плана. Эта дает возможность четко организовать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными задачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подготовки и проведения программы, стараются так спланировать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников. Планирование дает возможность четко организовать программу, за каждым пунктом закрепить ответственного и поставить сроки, и, что очень важно, занести план в задание по подготовке праздника, что дает возможность вовремя формировать те или иные пункты программы и заблаговременно иметь полную картину готовности театрализованного действия.
3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее активно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают информацию о проведении культурно-досуговой программы.
4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания программы, он предполагает наивысшее напряжение сил и переживаний организаторов. На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей [2].
Подготовка культурно-досуговой программы дает возможность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности в художественной деятельности. Специалисты и актив учреждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы вызвать у присутствующих чувство удовлетворения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам.
Одна из групп актива - техническая. Ее задачей является озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив должен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление.
Другая группа актива - творческая, в неё входят участники художественной самодеятельности, к этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу, выявить любителей и желающих принять участие в концертах, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями.
Таким образом, по определению Л. С. Жарковой, создание культурно-досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры.
Процесс создания культурно-досуговых программ, в том числе музыкально-развлекательных, «выступает для специалиста как процесс выявления, обучения и объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе формирования
актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем людей» [2]. Поэтому кадровое обеспечение деятельности учреждений культуры - необходимое условие для создания ярких, профессиональных, зрелищных программ для молодежи, сочетающих в себе функции развития, развлечения, рекреации.
На уровне результатов, имеющих личностно-психологическое значение, необходимо указать на то, что воспитательный потенциал культурно-досуговых программ находит проявление в следующем:
- в обеспечении благоприятной психологической атмосферы для эффективной рекреации, снятия физической, психической и интеллектуальной усталости;
- в создании ситуации творческой самореализации;
- в приобретении навыков общения и развития коммуникативных качеств, которые могут найти применение в различных формах жизнедеятельности;
- в формировании эмпатии, способности человека понимать чувства другого человека, сопереживать ему.
Анализируя особенности общения участников музыкально-развлекательных программ, исследователи выделяют следующие его воспитательные функции:
- рекреативно-развивающую, соединяющую отдых и конструктивную социальнокультурную, познавательно-творческую, гедонистическую деятельность;
- компенсаторную, обеспечивающую реабилитацию и компенсацию того, что человек не получает в других сферах жизнедеятельности;
- функцию тренинга способов и приемов общения;
- функцию самореализации своих творческих потенций, самоутверждения в
открытой социальной среде, самосовершенствования себя [1].
Сущность рекреативно-развивающей функции зрелищно-игрового общения как особой системы деятельности направлена на восстановление, компенсирование психофизиологических, интеллектуальных сил человека, на изменение его личностных потенциалов, качеств, навыков, умений, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в процессе отдыха и развлечений на основе зрелищно-игровых форм досуга. Недооценка данной функции сказывается на степени удовлетворения социокультурных потребностей личности и ее адаптации к изменениям реальной жизни, что, в свою очередь, может привести к образованию сложных социальных и личностных проблем. «Эффективная реализация потенциалов рекреативно-развивающей функции досуга способствует разрешению таких проблем, как социальная апатия, одиночество, психическая напряженность, автономизация досуга, сенсорный голод и т. п., с одной стороны, и застенчивость, некоммуникабельность, нерешительность, неуверенность, мнительность, неприязнь, конфликтность, неловкость, заторможенность - с другой» [1].
Воспитательная функция музыкальноразвлекательной программы осуществляется посредством специальной организации общения педагога-руководителя с участниками мероприятия. В процессе подготовки и проведения программы формируются определенные взгляды, убеждения, отношение и качества личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований.
Реализация воспитательной функции музыкально-развлекательной программы требует при организации процесса подготовки (отборе содержания, выборе форм и методов) исходить из правильно выбранных задач
воспитания на современном этапе развития общества.
Так же, как и воспитательная функция, развивающий характер этапов подготовки проведения музыкально-развлекательной программы объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. При этом развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия педагогов-руководителей и участников на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие молодёжи. Однако это сужает понимание развивающей функции, в результате чего упускается из виду то, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем формировании всех сфер личности: сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной и др. Таким образом, развитие молодежи при проведении музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры предполагает ориентацию на формирование личности. Вместе с тем, педагогу-руководителю необходимо просвещать молодёжную аудиторию, опираясь на все изложенные функции, так как это воздействует на выработку у молодых людей досуговой и общей культуры.
Проведенный автором исследования анализ специфики педагогической регуляции в технологической системе социальнокультурной деятельности позволяет обосновать комплекс педагогических условий, определяющих эффективность развития воспитательного потенциала молодежных музыкально-развлекательных программ.
Первым социально-культурным условием, определяющим эффективность педагогического процесса формирования куль-
туры досуга молодежи, является реализация важнейших педагогических принципов культурно-досуговой деятельности: открытости, системности, дифференцированнос-ти, преемственности, творческого развития. Исходя из этих принципов, участники музыкально-развлекательных программ должны иметь возможность преобразования их индивидуального участия в коллективное действие, направленное на активную социально-культурную деятельность, и, в конечном итоге, на создание устойчивых досуговых объединений по интересам.
Вторым условием, определяющим эффективность педагогического процесса формирования культуры досуга молодежи, является учет возрастных и личностных особенностей молодежи: мотивационной
сферы личности, особенностей уровня притязаний, деятельности; поэтапное формирование социально-культурной активности молодежи через систему знаний, умений, навыков на основе сочетания различных форм культурно-досуговой деятельности и др.
Третьим условием является применение технологического подхода, в частности, обеспеченность педагогической программой и методическими рекомендациями по формированию культуры досуга молодежи в процессе организации и проведения музыкальноразвлекательных программ.
Четвертое социально-культурное условие, определяющее эффективность формирования культуры досуга молодежи - наличие подготовленных кадров, реализующих художественно-творческую деятельность учреждений культуры. При этом специалист, работающий с молодежной аудиторией, наряду с профессиональными сценарно-режиссерскими и творческо-постановоч-ными навыками, должен владеть навыками педагогической регуляции (непрямое управляющее воздействие на процесс культурной деятельности молодежи), педагогической
модерации (стимулирование способности к на основе включения их участников в раз-
самоорганизации, стремления к самосовер- личные виды культурно-досуговой деятель-
шенствованию), педагогической стимуляци- ности, что обеспечивает возможность для
ей (создание условий для проявления актив- реализации дифференцированного подхода,
ности, инициативы, творчества участников достижения вариативности в выборе форм
музыкально-развлекательных программ). проведения музыкально-развлекательных
Пятое условие состоит в том, что про- программ, усиления развивающего компонен-
цесс формирования культуры досуга моло- та посредсвом выбора музыкального матери-
дежи в процессе организации музыкально- ала и его информационно-просветительского
развлекательных программ осуществляется сопровождения.
Литература
1. Гусейнов И. Г. Реализация воспитательного потенциала развлекательно-игрового общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб., 1994. - С. 8-12.
2. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. - С. 132-134.
3. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. - 692 с.
4. Касаткин О. В. Досугово-развлекательные телевизионные программы для молодежи как явление молодежной субкультуры: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - М., 2010. - С. 9-10.
5. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. - СПб., 1996. - С. 32.
Literatura
1. Gusejnov I. G. Realizacija vospitatel'nogo potenciala razvlekatel'no-igrovogo obshhenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05. - SPb., 1994. - S. 8-12.
2. Zharkova L. S. Organizacija dejatel'nosti uchrezhdenij kul'tury: uchebnik dlja studentov vuzov kul'tury i iskusstv. - M.: Izd. dom MGUKI, 2010. - S. 132-134.
3. Il'inskij I. M. Molodezh' i molodezhnaja politika. - M.: Golos, 2001. - 692 s.
4. Kasatkin O. V. Dosugovo-razvlekatel'nye televizionnye programmy dlja molodezhi kak javlenie molodezhnoj subkul'tury: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii: 24.00.01. - M., 2010. - S. 9-10.
5. Sociologija molodezhi / pod red. V T. Lisovskogo. - SPb., 1996. - S. 32.
УДК 37
Л. П. Салазкина
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРИКЛУБНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННУЮ СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ПРАКТИКУ
В статье рассмотрены проблемы выявления сущности и содержания внутриклубного менеджмента, его организационно-педагогических технологий и результативности применения в деятельности учреждений культуры клубного типа. Выявлена и обоснована необходимость использования организационно-педагогических технологий и технологической модели внутриклубного менеджмента в системе деятельности руководителя учреждения культуры клубного типа.
Ключевые слова: учреждения культуры клубного типа, внутриклубный менеджмент, модель внутриклубного менеджмента, организационно-педагогические технологии.