Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как основа реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи'

Досуговая деятельность как основа реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3159
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / AESTHETIC CULTURE OF STUDENT'S YOUTH / LEISURE ACTIVITY / ACTIVITY LEISURE ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Ольга Михайловна

В данной статье проанализирован опыт реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи посредством досуговой деятельности в высших учебных заведениях России. Описаны формы, методы досуговой деятельности, вариативность подходов к ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ACTIVITY AS THE BASIS OF REALIZATION OF THE PROGRAM OF FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

In the article experience of realization of formation the program of aesthetic culture of student's youth by means of leisure activity in higher educational institutions of Russia is analyzed. Forms, methods of leisure activity, variability of approaches to its organization are described.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как основа реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи»

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

О. М. ВОРОПАЕВА

В данной статье проанализирован опыт реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи посредством досуговой деятельности в высших учебных заведениях России. Описаны формы, методы досуговой деятельности, вариативность подходов к ее организации.

Ключевые слова: досуговая деятельность, эстетическая культура студенческой молодежи, деятельность досуговых объединений.

Социокультурная ситуация на современном этапе развития общества характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовнонравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства молодежи. В досуговой деятельности заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовнокультурные ценности, творческо-стимулирующий и интеллектуально-развивающий компоненты.

Термин «досуг» в современной теории и практике употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени, нерабочей деятельности с различными модификациями и психологического состояния человека [4]. Обратимся к определению досуга А. И. Лучанкина и А. А. Сняц-кого: «Досуг - это свободное от трудовой, учебной или профессиональной деятельности время, используемое человеком по собственному выбору и в собственных интересах, не имеющих прагматического значения» [3].

Досуг как вид деятельности одним из первых в педагогике обозначил Б. Г. Ананьев: «Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности» [1]. Деятельность есть «взаимодействие, предполагающее преобразование внешней реальности с целью достижения определенного результата» [2]. Следует отметить, что досуговая деятельность базируется на добровольности участия и соучастия, свободе выбора деятельности

без принуждения и возможности такого выбора и в свободном выходе из деятельности.

Досуговая деятельность студенческой молодежи является важной составляющей формирования эстетической культуры личности. С целью изучения проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений в российском обществе мы провели мониторинг деятельности ряда высших учебных заведений. Проблема формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений изучалась по следующим параметрам: наличие методического обеспечения деятельности по данному направлению и потребность в конкретных методических разработках; наиболее крупные мероприятия, проведенные в течение трех прошедших лет, а также запланированные на 2010-2015 гг.; организационные, технологические, методические инновации в деятельности по данному направлению; предложения органов управления по воспитательной работе вузов и путях решения вопросов формирования эстетической в условиях деятельности досуговых объединений.

Состояние проблемы формирования эстетической культуры молодежи в условиях досуговых объединений исследовалось в деятельности следующих высших учебных заведений России: Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета, Уральского федерального университета, Уральского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Московского государственного

университета им. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Кемеровского государственного университета, Ставропольского государственного университета, Томского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Иркутского государственного университета, Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Формирование эстетической культуры студентов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета является неотъемлемой частью развития личности молодого специалиста. В этой связи в университете проводится работа по приобщению студентов к эстетическим и культурным ценностям, созданию необходимых условий для реализации их творческих способностей, вовлечению студенчества в активную массовую культурно-досуговую деятельность через различные направления и формы работы: изучение способностей, интересов студентов и их включение в творческие коллективы вуза; развитие художественной самодеятельности университета, повышение уровня исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих коллективов; развитие вузовского движения КВН; поиск новых, активных форм организации досуга студенческой молодежи; проведение различных конкурсов, фестивалей, шоу, тематических вечеров, праздников, театрализованных представлений и т. п.; организацию посещения музеев, театров, кинотеатров и т. п.; взаимодействие с творческими коллективами города Читы и Забайкальского края в сфере культурно-массовой деятельности; участие в культурно-досуговой жизни региона; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, смотрах и фестивалях.

Основную роль в организации позитивного досуга студентов и обеспечении непрерывного процесса творческой деятельности в университете играет отдел культурно-массовой деятельности управления воспитательной работы, который функционирует как структурное подразделение. Отдел осуществляет развитие и включение студенческой молодежи в социально культурную жизнь вуза.

В 2007 г. в вузе создан и успешно действует Союз творческих коллективов, целью которого является создание условий для эффективной творческой самореализации коллективов и исполнителей вокально-хорового, танцевального и театрального направлений. С 2005 по 2008 г. было проведено более двухсот мероприятий, направленных на эстетическое воспитание студентов.

Количество творческих коллективов университета за этот же период увеличилось в несколько раз. Большой популярностью у студенческой молодежи пользуются следующие досуговые и творческие объединения: фольклорный ансамбль «Плетень», бурятский ансамбль «Найрамдал», вокальная группа «Вионелла», студенческие театры «Странник» и «уЛиКа», группа спортивного танца «Аксон, группа эстрадного танца «Инфинити», танцевальная группа «Сибирь-Америка», вокальная студия, театр моды «Феерия», театр моды и фотостудия «Авангард», танцевальная группа «Экслибрис», вокально-инструментальный ансамбль «Алиби».

Традиционными мероприятиями в вузе являются праздники, посвященные Дню знаний, Дню учителя, Международному Дню студента, международному женскому Дню 8 марта, Дню защитника Отечества, победе в Великой Отечественной войне и мн. др. Текущие культурно-массовые воспитательные мероприятия соотнесены со знаменательными датами и событиями международного, российского и регионального значения.

Наряду с проведением традиционных мероприятий в университете непрерывно осуществляется поиск новых форм воспитательной деятельности. В течение трех последних лет с успехом проходят молодежные шоу «Мисс и Мистер Университет» и игры Открытой лиги КВН. Новой формой работы стал фестиваль-конкурс для первокурсников «Премьера», цель которого - формирование эстетической культуры студенческой молодежи и интеграция первокурсников в творческую жизнь вуза в начале обучения. Популяризации деятельности коллективов художественной самодеятельности способствуют проводимые в вузе отчетные концерты и праздники, посвященные юбилеям творческих коллективов. Большое значение в университете придается организации выездных концертов и участию творческой молодежи в престижных конкурсах и фестивалях. Культурно-массовая работа со студентами ведется в тесном взаимодействии с учреждениями культуры города Читы и Забайкальского края: областным краеведческим и художественным музеями, драматическим театром, Дворцом искусств, ботаническим садом, концертно-цирковым комплексом «Забайкалье», развлекательными учреждениями и кинотеатрами краевого центра. Досуговая деятельность в ЗабГГПУ является одной из наиболее традиционных направлений вне-учебной работы со студентами и остается интересным динамично развивающимся полем творческой самореализации студенческой молодежи.

Эффективно реализуется программа по формированию эстетической культуры студенческой молодежи, представляющая собой образовательную технологию инновационного типа в Уральском федеральном университете. Целями воспитательной деятельности в условиях досуговых объединений является формирование целостной, гармонично развитой личности и создание условий для реализации творческого потенциала молодежи.

Ежегодно в университете проводится более ста культурно-массовых мероприятий. В вузе реализуется шесть комплексных целевых программ по первичной профилактике наркомании, адаптации первокурсников, гражданско-патриотическому, нравственно-эстетическому воспитанию студентов, социально-психологической поддержке. Опыт и система воспитательной работы университета одобрена коллегией Министерства образования Российской Федерации, вуз трижды (в 2001, 2003 и 2006 гг.) становился лауреатом Всероссийского конкурса моделей организации воспитательной работы.

Концепция программы по формированию эстетической культуры студенческой молодежи Волгоградского государственного педагогического университета реализуется на основе создания профессионально развивающей среды, в том числе и деятельности досуговых объединений. Организацией и проведением шоу-проектов, конкурсов и мероприятий занимается студенческий клуб «А-Мега». Его деятельность направлена на создание интересных инновационных программ по формированию эстетической культуры молодежи. В культурно-досуговых объединениях клуба по различным направлениям занимаются более сотни студентов. Они являются главными организаторами университетских праздников, конкурсов, фестивалей. Самые известные и рейтинговые мероприятия клуба - это конкурсы красоты среди девушек и юношей вуза. Большим успехом пользуются праздничные концерты, фотопроекты, игры КВН. В состав студенческого клуба входят следующие творческие коллективы: танцевальные («Candy - Fire»; «НЕ формат»; «MODERN LUX»; «Лайт»), вокальные (фольклорный ансамбль «Покров», оперная студия «Дебют»), промо-студия модельного напраления «Lexx», театры («ЭС-СТЕТ», СТЭМ «Пульс»), сборная команда КВН ВГПУ.

Студенческое объединение активно сотрудничает с другими организациями университета: центром студенческих инициатив, студенческим советом, центром по связям с общественностью

«Рго-движение», музеем истории университета, профкомом студентов. Руководитель студенческого объединения «А-Мега» А. Гончаров, проведя анкетирование студентов по вопросам работы и совершенствования деятельности клуба, творческой реализации студенческой молодежи констатировал, что большинство студентов знают о существования студенческого клуба, подтверждают активизацию и разнообразие его деятельности и практической реализации интересных проектов. Студенческое досуговое объединение «А-мега» является участником программы «Молодежь Волгограда» и включено в реестр волгоградских студенческих клубов, имеющих право на муниципальную поддержку.

Концепция программы по формированию эстетической культуры студентов Московского государственного университета им. Ломоносова основана на преемственности и традициях вуза. В рамках деятельности культурно-досуговых и творческих объединений функционируют следующие коллективы: литературная студия «Луч», выпустившая известных поэтов С. Гандлевского, Б. Кенжеева, В. Степанцова, И. Кабыш, Д. Быкова и мн. др.; студенческие театральные мастерские, неоднократно ставшие лауреатами фестивалей студенческого самодеятельного творчества; камерный оркестр, состав которого составляют студенты, преподаватели и научные сотрудники университета, специализирующиеся в самых разных естественных и гуманитарных дисциплинах; академический хор, жизнь которого богата событиями, встречами, концертами и другими творческими мероприятиями; театр старинной музыки, репертуар которого состоит из музыкальных шедевров ХУ1-ХУШ вв.; студия индийского танца «Са-расвати»; студия данс-колледж, которая более десяти лет занимается латиноамериканскими танцами; студия бального танца «Грация», которая является самой крупной студенческой школой-студией бального танца Москвы; театр современного танца «Примадонна», созданного на базе секции спортивно-танцевальной аэробики и состоящего из репертуара классических и характерных танцев, романтических сюит, эстрадных и спортивных композиций и джазовых постановок; эстрадный балет «Ари», являющийся десятикратным лауреатом ежегодного всероссийского фестиваля студенческого творчества «Фестос»; вокальная студия; органный класс.

Разработана программа по формированию эстетической культуры студенческой молодежи в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. В университе-

те функционирует Центр творческого развития и досуга студентов, который принимает активное участие в подготовке и проведении общевузовских мероприятий - Дня университета, Герценов-ских чтений и олимпиад, ежегодной выставки достижений вузовской науки, встреч с выпускниками, приемов иностранных делегаций и т. д. Большой вклад в воспитание молодежи вносит функционирование музея РГПУ им. А. И. Герцена, который работает в тесном сотрудничестве со всеми подразделениями и структурами вуза. Большую помощь нам всегда оказывают архив и библиотека университета. Музей принял участие в организации и проведении тематических выставок, посвященных: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, военному Петербургу, развитию библиотечного дела и науки в годы войны. На факультете географии организована выставка, посвященная 100-летию со дня рождения профессора А. В. Даринского. В музее ежегодно проводится традиционная новогодняя выставка «Праздники детства: елочный карнавал».

Студенческая молодежь принимала активное участие в работе и организации общеуниверситетских выставок, посвященных Году учителя. В 2011 г. музей продолжил работу по подготовке проекта «От солдата до генерала», целью которого является подготовка сборника воспоминаний ветеранов о Великой Отечественной. Отрывки из воспоминаний были опубликованы в газете «Педагогические вести».

Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработана концепция эстетического воспитания студенческой молодежи и на ближайшие пять лет определены следующие приоритетные направления творческой деятельности: формирование творческих школ, внедрение инновационных технологий и творческих достижений вузов в социально-культурную практику, в художественное образование; создание в университете научно-творческого комплекса и многопрофильных учебно-творческих лабораторий как инфраструктур для разработки, сопровождения и осуществления творческих проектов, интеграции творческих достижений вуза в региональный, национальный и международный рынок творческих услуг; создание в университете корпоративной системы взаимодействия с российскими и международными творческими объединениями, ассоциациями, комитетами и союзами для реализации международной проектной деятельности; проведение творческих конкурсов, фестивалей, семинаров, мастер-классов; осуществление медиа-проектов.

В вузе функционируют следующие досуговые и творческие объединения: «Студия дизайна и креатив-проектов», «Музыкальная студия», творческая лаборатория по созданию сценического костюма, объединение по изучению и применению редких народных музыкальных инструментов в музыкальном фольклоре. Деятельность студенческих объединений вуза имеет следующие основные направления: формирование и развитие научно-творческого комплекса и многопрофильных учебно-творческих лабораторий университета; реализация крупных программ и проектов образовательного, культурного, социального и творческого характера; разработка, сопровождение и осуществление творческих проектов, реализующих интеграцию творческих достижений вузов в региональный, национальный и международный рынок творческих услуг; обеспечение взаимодействия с российскими и международными профессиональными творческими объединениями, ассоциациями, комитетами и союзами для реализации проектной деятельности. В вузе активно функционируют следующие творческие коллективы: ансамбль танца «Молодой Кузбасс», ансамбль современной хореографии «Вечное движение», ансамбль национальных хореографических миниатюр «Тывалтай», ансамбли народной музыки «Скоморохи» ,«Любава», студенческий фольклорный ансамбль «Алтын Ай» и др.

В Уральском государственном педагогическом университете разработана программа, включающая в себя разделы нравственно-эстетического воспитания молодежи «Школа пед-взаимодействий: вчера, сегодня, завтра». Программа получила одобрение и поддержку в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2010-2013 гг.». При университете создан муниципальный музей памяти воинов-интернациона-листов «Шурави». Его деятельность вносит существенный вклад в патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание студенческой молодежи.

Анализ деятельности учебных заведений России по проблеме формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений и, в частности, Ставропольского государственного университета, свидетельствует, что в сфере организации свободного времени студентов часто встречаются существенные педагогические ошибки, профессиональная некомпетентность, нежелание брать на себя ответственность за происходящие явления в молодежной среде. Организация свободного

времени студентов сводится к развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. В результате молодые люди тянутся туда, где может и не быть социально-полезного, интересного для них дела, но есть возможность проявить себя, пусть даже в сомнительных поступках [5].

В Томском государственном университете организован клуб «Мир без границ». Работа клуба ориентирована на изучение искусства, посещение арт-галерей и театров. Организованы выезды студенческих групп в города Европы. Работа клуба направлена на расширение культурного кругозора, художественно-эстетическое развитие и приобщение молодежи к миру искусства. В университете успешно функционируют следующие коллективы: театр танца «Зеркало», танцевальноспортивный клуб «Твист», студия «Жемчужина», театр-студия «Мистерия танца», дэнс-команда «Эйдос», хоровая капелла, джаз-оркестр, литературно-художественный театр, театр драмы и комедии «В университетской роще», театр эстрадных миниатюр «Эстус», два литературных объединения, команда КВН «Максимум».

В Новосибирском государственном университете существует ряд досуговых объединений: общественно-культурный центр НГУ, синтез-театр «Остров», арт-группа «Раритет», творческое объединение «Интрига», клуб «Природа Южной Сибири и ее защитники», православное молодежное объединение НГУ, бридж-клуб, клуб поэтов НГУ, Восточный клуб НГУ, Клуб Демосфена, Клуб «Квант».

В Иркутском государственном университете создано студенческое объединение интеллектуалов. Члены команды клуба регулярно участвуют в городских играх, а также во Всероссийских и Международных чемпионатах. Клуб регулярно проводит дискуссии на актуальные для студентов темы. Например: «Существует ли в России эпидемия азартных игр?»; «Студенты и другая молодежь»; «Мир творчества» и др.

Студентам Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина предлагается достаточно широкий спектр услуг по организации свободного времени. Формы организации культурно-досуговой деятельности в университете самые разнообразные. Они включают в себя проведение различных конкурсов («Улыбка», «Народно-прикладное творчество», конкурс патриотической песни, конкурс авторской песни «Золотая струна», конкурс «Молодая семья», конкурс КВН, «Алло, мы ищем таланты!», «Национальное достояние России», фестиваль франкофонии и др.),

наличие любительских клубов, объединений, художественных, вокальных, хореографических и театральных центров (центр бальной хореографии, клуб классической и эстрадно-джазовой музыки, фольклорный центр, театр Юного зрителя, литературный кружок), проведение культурнодосуговых мероприятий («Посвящение в студенты», «Татьянин день», «День города»), проведение различных концертов с участием известных композиторов, писателей и поэтов. Большие возможности для реализации студенческих способностей открывает фестиваль «Студенческая весна», ежегодно проводимый в университете. Наличие в структуре университета Академии культуры и искусств позволяет поднять на более высокий профессиональный уровень подготовку и проведение различного рода мероприятий.

Интересен опыт работы по формированию эстетической культуры студентов в рамках инновационных проектов организации досуга молодежи на кафедрах социально-культурной деятельности и эстрадного искусства Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Педагоги кафедры стремятся к поиску и разработке инновационных форм социально-культурной деятельности и использованию опыта для проведения международных, всероссийских, областных, городских и университетских мероприятий. Волонтерские отряды «Бумеранг» «Семицветик» проводят концерты для ветеранов, утренники для детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, оказывают психолого-педагогиче-скую помощь детям-депривантам (детский дом № 7 г. Тамбова, коррекционный центр в Горель-ской школе-интернате). Основными видами деятельности волонтерского отряда «Бумеранг», являются проведение благотворительных акций, приобщение молодежи к участию в творческой и социально значимой деятельности в свободное от учебы время. С 1991 г. ведет свою работу Чи-черинский центр (руководитель - И. А. Ерохина), который занимается популяризацией и исследованием научного и творческого наследия выдающегося деятеля XIX столетия Бориса Николаевича Чичерина.

На базе Академии культуры и искусств функционируют: педагогический отряд «Максимум» (руководитель Н. В. Апажихова); творческая лаборатория «ИН8АЙТ» (Руководители П. В. Сары-чева и А. А. Попова); центр инновационного развития (руководитель А. Н. Четвертков); центр региональных проблем развития социально-культурной деятельности (руководитель М. И. Дол-

женкова); лаборатория «Информационные ресурсы краеведения» (руководитель А. А. Соболева); лаборатория информационной культуры (руководитель Л. А. Пронина).

Появление новых молодежных досуговых центров и объединений диктует всестороннее их изучение, системное прогнозирование интересов и потребностей студенческой молодежи в организованном культурном досуге и внедрения инновационного характера планируемых программ. Занятие культурно-досуговой деятельностью в учебном заведении способствует развитию социально-творческой личности и является эффективным средством формирования эстетической культуры студенческой молодежи.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Советская педагогика. 1965. № 7. С. 31-40.

2. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998.

3. Волощенко Г. Г. Досуг как русско-славянский концепт: учеб. пособие. Омск, 1994.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. М., 2004. С. 145-174.

5. Шамсутдинова Е. В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

* * *

LEISURE ACTIVITY AS THE BASIS

OF REALIZATION OF THE PROGRAM OF FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

O. M. Voropayeva

In the article experience of realization of formation the program of aesthetic culture of student's youth by means of leisure activity in higher educational institutions of Russia is analyzed. Forms, methods of leisure activity, variability of approaches to its organization are described.

Key words: leisure activity, aesthetic culture of student's youth, activity leisure associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.