Научная статья на тему 'Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры'

Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьянова Любовь Николаевна

В статье рассматривается значение мотивации в воспитании социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры, реализация цели влияния мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article value of motivation on the basis of cultural and leisure activity is considered. In cultural institutions realization of welfare activity by participants relies on need of youth for education on the basis of modern ideas of motivation of vital reference points.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры»

ф

^ Социально-культурная деятельность

ЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

УДК 379.8:001.8

Л. Н. Ку рьянов а

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается значение мотивации в воспитании социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры, реализация цели влияния мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.

Ключевые слова: мотивация, воспитание, социально значимые психологические установки, молодежь, учреждения культуры.

In article value of motivation on the basis of cultural and leisure activity is considered. In cultural institutions realization of welfare activity by participants relies on need of youth for education on the basis of modern ideas of motivation of vital reference points.

Keywords: motivation, education, socially significant psychological installations, youth, cultural institutions.

Первая научной концепцией, которая рассматривает в качестве интринсивно мотивированной всякую представляющуюся бесцельной активность, не постулируя присущих только этой активности влечений или мотивов, создает впечатление «самоцельности».

По мнению Л. Уайта, активности, направленные на получение индивидом наибольших эффектов при взаимодействии с окружением, принадлежат основному потоку поведения, лишь по необходимости прерываемому редуцирующими влечения действиями. Основополагающей для такого рода активности он считает «мотивацию действенностью» (effectance motivation). При этом мотивирующим является ощущение эффек-

1997-0803 ВЕСТНИК М

тивности (feeling of efficacy), а результатом активности — возрастание разного рода компетентности.

Из общей мотивации действенностью позднее выделяются более конкретные мотивы, такие как достижения или самоутверждения. Такому пониманию соответствует и классификация Мак-Рейнолдса, в которой инструментальность поведения еще более кардинально используется в качестве критерия для различения.

Согласно этой классификации интринсив-но мотивированными являются лишь такие формы поведения, которые осуществляются только ради протекания самой деятельности. Экстринсивно же мотивированным оказывается все, что направлено на достижение

:И 1 (51) январь-февраль 2013 161-164 161

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 161

Ф

19.03.2013 12:30:55

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

какого-либо конечного состояния или цели.

Тем самым почти все рассматриваемые виды действий, всякая деятельность, связанная с достижениями, властью, аффилиацией, оказанием помощи, агрессией или с какими-то целями, должны считаться внешне мотивированными. В качестве интринсивно мотивированных, несущих удовлетворение в самих себе, остаются лишь «развлекательные» виды активности типа игры и эстетического переживания.

Так была сформирована компиляция идей исследователей начала XX века, которые через призму философии и теологии рассматривали человека уже в научном, биопсихологическом аспекте, как существо, одаренное разумом и свободной волей.

Культурное поведение предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде оргкультуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека — образ жизни. Все названные проявления культурного поведения имеют место также в воспитании социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.

Мотивация рассматривается в культурнодосуговой деятельности многими учеными педагогами и психологами. Культурнодосуговая деятельность объясняется разумностью по легко усматриваемым причинам и законным основаниям, поскольку обладает разумом, а раз разум наделен свободной волей, то объяснять его действия возможно психологической установкой.

Как считает А.Д. Жарков, «поскольку у каждой личности свои мотивы посещения учреждения культуры, то и у последних должны быть свои принципы деятельности. Отсюда специфичен механизм действия так называемых прямых и обратных связей между посетителями и специалистами-профессионалами и активом. Но в условиях свободного выбора формы проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей

личности, проявляющихся и в познавательном, и творческом, и в коммерческом видах деятельности. Поэтому нельзя отказываться и от изучения методов педагогического взаимодействия специалистов и посетителей в культурно-досуговой деятельности» [2, с. 103].

Мотивационная основа самоорганизации личности молодого человека в процессе воспитания социально значимых психологических установок у молодежи выступает в качестве совершенствования деятельности учреждений культуры, создающих благоприятную внешнюю среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания молодежи.

В качестве приоритетной рассматриваются личностная структура мотивирования, определяющая эффективность востребования смыслотворческой основы самоорганизации культуры сознания [4; 5]. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.

В основе лежит управление педагогическим влиянием в учреждениях культуры на положительную мотивацию посредством создания социально значимых психологических установок, востребующих ее культурно-досуговую деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на сознание молодежи в целом.

Для рассмотрения особенностей воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в рамках названных моделей мы исходим из социальнопедагогической концепции А.В. Мудрика [4; 5]: социальное воспитание включает организацию социального опыта, образование, индивидуальную педагогическую помощь; параметрами, позволяющими обнаружить разницу в моделях социального воспитания.

Воспитание социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры можно представить как последовательную реализацию функций трех уровней:

• первый уровень — эмоциональная кон-

162

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 162

Ф

19.03.2013 12:30:55

ф

ф

венция, взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности молодежного объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени молодого человека, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);

• второй уровень — содержательная конвенция (организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника);

• третий уровень — смысложизненная конвенция (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организации опыта самоопределения и конструирования варианта жизни).

Воспитание социально значимых психологических установок у молодежи в учреждении культуры будет успешным, если социокультурному контексту соответствуют характеристики компонентов воспитательного процесса (субъект педагогической деятельности, содержание и организация жизнедеятельности воспитательных объединений, характер взаимодействия воспитательной организации с окружающей средой).

На этом этапе исследования нами собирались общие диагностические данные, свидетельствующие о том, что значительная часть сегодняшних воспитанников учреждений культуры испытывает потребность прежде всего в педагогической поддержке влияния мотивации на совершенствование воспитания социально значимых психологических установок у молодежи.

Как отмечает доцент А.А. Жаркова, «сущ-

^ Социально-культурная деятельность

ность этого процесса состояла в том, что педагогическое регулирование, опираясь на основные закономерности жизнедеятельности в условиях учреждения культуры, органично предлагает выбор мотивации посещения культурно-досуговых программ» [3, с. 79]. Так, группа с низким уровнем развитости культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим творческим способностям (недооценка, переоценка); к способности преодолевать сомнения, быть независимым; однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.

А вот низкий уровень (около 46%) волевой и ценностно-смысловой организации личности проявляется в ориентациях на авторитетные личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные.

Что касается группы с высоким уровнем культуры сознания, составила (около 14%), то она проявляется в осмысленном отношении к культурно-досуговым программам и занятиям в учреждениях культуры как к средству сохранения самоактуализации, и в желании это делать не по принуждению; данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но небезынтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, так и на уровне стратегического планирования сил.

В целом уровень культуры сознания молодежи проявляется в ориентациях не на базо-

163

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 163

Ф

19.03.2013 12:30:55

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

вые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни; в высокой ценностно-смысловой и волевой организации личности; готовности к реализации способностей, к принятию взвешенных решений, целеустремленности, умении планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.

В учреждениях культуры реализация социально-культурной деятельности участниками опирается на потребность молодежи в воспитании, на основе современных представлений о мотивации, жизненных ориенти-

ров. Участники социально-культурной деятельности должны быть страстными натурами, темпераментными, волевыми, физически крепкими, эмоционально насыщенными, способными стать примером для молодежи в приобщении к прекрасному.

Мотивационная структура молодых людей может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий, при этом она должна обладать определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться, в частности сознательно, в процессе воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.

Примечания

1. Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина. — Санкт-Петербург : Нева, 2003.

2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007.

3. Жаркова, А. А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности : монография / А. А. Жаркова. — Москва, 2009.

4. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. — Москва, 1986.

5. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — Москва, 1997.

Ф

Ф

Совершенствование деятельности

УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ У МОЛОДЕЖИ

УДК 379.8

М. О. Арапов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается качество «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи.

Ключевые слова: деятельность учреждений культуры, воспитание гражданских качеств, молодежь.

In article quality of “new conditions” improvement of activity of cultural institutions on education of civil qualities at youth is considered.

Keywords: activity of cultural institutions, education of civil qualities, youth.

164 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 164-167

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 164

Ф

19.03.2013 12:30:56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.