ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^ Примечания
1. Беловинский, Л. В. Традиционные промыслы и ремёсла: Типология русского традиционного костюма / Л.В. Беловинский. — Москва: Родникъ, 1997.
2. Исенко, С. П. Русский народный костюм : [программа курса для вузов культуры и искусства] / С.П. Исенко. — Москва: Изд-во МГУК, 1996.
3. Лебедева, Н. И. Труды общества исследователей Рязанского края: Материалы по народному костюму Рязанской губернии. — Рязань: Рязгостипография, 1929.
/деятельность учреждений культуры
в развитии рефлексивного сознания
Е. А. Топольская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается, что деятельность учреждений культуры, и ее осмысление должно быть направлено на развитие нового сознания молодежи, а именно рефлексивного сознания. Отсюда содержание, формы и методы деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежной аудитории в статье рассматривается конкретно, с учетом общественного развития, в неразрывном единстве с задачами экономического, социального и культурного развития нашего общества.
Ключевые слова: деятельность учреждений культуры, развитие рефлексивного сознания. In article it is considered that activity of cultural institutions and its judgment have to be aimed at the development of new consciousness of youth, namely reflexive consciousness. From here, the contents, forms and methods of activity of cultural institutions on development of reflexive consciousness of youth audience in article is considered specifically taking into account social development, in indissoluble unity with problems of economic, social and cultural development of our society. Key words: activity of cultural institutions, development of reflexive consciousness.
Анализ понятия рефлексивного сознания и развития его у молодежи в научных исследованиях показал, что вне учета влияния ценностно-смысловых ориентиров на молодежь невозможно обозначить их культурно-ценностные конструкты и, тем более, организовать педагогического сопровождение в развитии рефлексивного сознания у молодежной аудитории в учреждениях культуры. Тем самым деятельность учреждений культуры и ее осмысление должны быть направ-
лены на развитие нового сознания молодежи, а именно рефлексивного сознания.
Более того, вся технология культурно-досуговой деятельности строилась именно на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Ясницкий).
В научном анализе социально-культурной деятельности известны научные труды И.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А.Жарковой, А.А. Коновича, А.С. Кар-
156 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 16-161
гина, В.А. Ковшарова, Ю.Д. Красильникова, Н.А. Паршикова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко (5, с. 5).
Мы выяснили, что нововведения, пусть даже локального, местного масштаба, могут стать основой для более гибкой, динамичной рефлексивной управленческой деятельности учреждения культуры, которая опирается на ценностные ориентации молодежи.
Потребности и запросы населения, формирующиеся при включении личности молодого человека в определенные нормативные системы, формы жизнедеятельности учреждений культуры, содействуют выработке соответствующих целей и задач учреждения культуры, решение которых требует внедрения способов развития рефлексивного сознания молодежи. Таковыми могут быть, например,
цели:
1. Сохранение культурного наследия России;
2. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп молодежи к культурным благам и информационным ресурсам;
3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала молодежи;
4. Интеграция в мировой культурный процесс молодежи;
5. Создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования;
задачи:
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества молодежи;
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности молодежи;
5. Обеспечение культурного обмена среди
молодежи;
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках;
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации (2, с. 5).
Осуществлению данных целей и задач на практике может служить развитие коллективов художественной самодеятельности, где устанавливаются прочные коллективные связи между субъектами, создаются условия для коллективного освоения культуры, и, таким образом, оптимизация развития рефлексивного сознания будет происходить эффективно для молодого человека.
По характеру управляющих воздействий развитие рефлексивного сознания в учреждении культуры следует рассматривать как процесс, в котором рефлексивное управление осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддержанию связи между ними или изменению их в нужном направлении.
В основу ложится влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры с молодежью, что позволяет реа-лизовывать их огромный опыт и воспитательный потенциал воздействия одновременно на эмоциональную и рациональную стороны личности молодого человека.
Социально-культурные факторы пронизывают всю многовековую культуру, историю социума. По Э. Фромму, «человеку нужна система координат, некая карта его природного социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно» (6, с. 35).
Среди социально-духовных факторов влияния деятельности учреждений культуры на развитие рефлексивного сознания выделим
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
основные:
1. Содержание духовных потребностей людей.
2. Характер и направленность их ценностных ориентаций.
3. Специфику инициатив молодежи.
4. Степень активности реализации и удовлетворения духовных потребностей и интересов молодежи в учреждениях культуры.
5. Готовность многочисленных групп молодежи и отдельных индивидов к активному участию в культурной жизни своего социума.
Процесс влияния социально-культурных факторов рассматривается как механизм управления внешнего воздействия в факт рефлексивного сознания. Здесь обнаруживаются взаимосвязи, переходы между внутренней, психической, и внешней, физической, деятельностью молодых людей, направленной на их уравновешивание с окружающей средой.
В связи с этим поведение молодежи оказывается весьма удобным объектом для изучения таких общих проблем воспитания, как развитие рефлексивного сознания, как проблемы деятельности, проблемы жизненного значения учреждений культуры, их ориентирующей и регулирующей роли в поведении молодых людей.
Отсюда приоритетным становится формирование новой культурно-ценностной базы современной российской культуры, способствующей вхождению ее на равноправной основе в мировую культуру.
Доказано, что образование молодого человека, полученное в учреждениях культуры, где «возделывание» свободной личности приобретает определенные формы, проявляется в условиях досуга: он достаточно свободно владеет достижениями мировой цивилизации, речью, умеет слышать музыку, работает с компьютером, научен культурному общению.
Поэтому деятельность учреждений культуры есть процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Каждый этап, в свою очередь, пред-
ставляет собой сумму целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых в определенной последовательности.
В ее содержание входит прослеживание духовного становления и развития личности молодого человека, что выражается в характере всей жизнедеятельности и поведении, в расширении ценностного пространства молодежи. Такая работа интересна, потому что прослеживается во взаимодействии с реалиями мира, когда выявляется личностный смысл ценностного восприятия и обретается опыт культуры общения, понимания и принятия других людей как ценности, возникает эмоциональная реакция на искусство как часть жизни молодого человека.
В силу этого ценностные ориентации учреждений культуры выступают важнейшим фактором, обеспечивающим сплоченность социальных групп молодежи и регулирующим поведение личности молодого человека. Здесь большое влияние оказывают на данное исследование зарубежные теории — антропологизм, бихевиоризм, инстинкти-визм, психоанализ и др.
Отсюда настроения, самочувствие молодежи — это общий социально-психологический и культурный климат в обществе. Сложившиеся в молодости идеалы и ценности становятся мировоззренческой основой зрелой личности. Именно эти ценности индивид перенесет через всю свою жизнь и передаст следующему молодому поколению.
Приоритеты в индивидуальных культурных ценностях — это продукт культуры, распространяемой в обществе, и уникального личностного опыта. Ценности являются своеобразными трансситуативными критериями или целями, предопределенными важностью руководящих принципов в жизни общества.
Из истории известно, что существовала парадигма понимания социализма как общества самосознательных граждан, опирающихся в своих индивидуальных и коллективных практических действиях только на авторитет рефлексивного мышления, легко усваивающего разработанные теорией и
санкционированные партийным и государственным руководством нормы, правила и ценности жизни.
Однако практика показала, что содержание мыслей трудящихся не всегда совпадало с содержанием официальных идей, что человек социалистического общества обнаруживает в своем сознании не только «не те» мысли, но и «не те» чувства.
Тем самым факт несводимости содержания сознания только к рефлексивно-самосознательным актам нельзя не учитывать при разработке новых направлений деятельности учреждений культуры на развитие рефлексивного сознания.
Этому может послужить деятельностная работа учреждений культуры, направленная на улучшение интерьера, который представляет важную составную часть архитектурного сооружения и оказывает большое воздействие на человека. Художественное решение интерьера подразумевает единство его функциональной и эстетической роли. Он воздействует на психологический настрой, формирует вкус, организует поведение человека (что особенно важно в работе учреждений культуры). К каждому типу интерьера предъявляются свои особые требования, целиком зависящие от его назначения. Например, психологический климат библиотеки складывается, в том числе, и из таких интерьерных компонентов, как свет, цвет, температура, запах, чистота, озеленение и т.д. (2, с. 153).
Также одним из направлений деятельности учреждений культуры на развитие рефлексивного сознания может служить уточнение подразделений учреждений культуры и их определений. Например, под библиотекой закон понимает «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организационным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации».
Обратимся к определению библиотеки как учреждения. Во-первых, учреждением является не всякая библиотека. Во-вторых, и это отмечено в дефиниции, она «может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации». Нагромождение одних и тех же слов, только запутывающих суть вопроса, здесь очевидно.
При этом можно было сказать проще и точнее: библиотека — оснащенный материально-технической базой и управляемый библиотечным персоналом документальный фонд, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Что это за фонд, кто такие пользователи и т.д. — это особые вопросы, которые могут быть определены отдельно.
Также специфической особенностью библиотечной деятельности в отрасли стало традиционное обслуживание не только читателей библиотеки, но и всего контингента образовательного учреждения (4, с. 20), что выводит на первый план групповые и массовые формы работы, заставляет делать упор на информационную составляющую процесса.
Однако обеспечить эффективность подобного обслуживания можно лишь в том случае, если каждый тип учреждения культуры не просто выполняет свои функции качественно и объемно, но непременно координирует свою деятельность с другими учреждениями культуры региона, в первую очередь педагогическими и школьными.
Наиболее отчетливо эта закономерность может прослеживаться в ходе мероприятий учреждений культуры, например всех ведущих типов библиотек системы образования. Система индивидуального информационно-библиографического обеспечения может выстраиваться и реализовываться с учетом выявленных и обобщенных профессиональных и научных интересов и потребностей посетителей, особенно в молодежной среде, что поможет эффективному развитию рефлексивного сознания всего населения.
В деятельности учреждений культуры
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^
важно понять их роль, роль просветителей. Основные теоретические положения культурно-просветительной работы содержатся в трудах А.А. Богданова, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.В. Плевнева, М.П. Ломского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др. Их реализация происходит в практической деятельности учреждений культуры.
Понимание этой ориентации приходит с учетом тех изменений, которые произошли в мире и в нашей стране, в частности в социально-экономической и политической жизни людей. С этими изменениями идет переоценка ценностей, меняются мировоззренческие взгляды, что заметно влияет на просветительскую деятельность в целом (3, с. 15).
Надо определиться, какие просветительские ступени необходимо преодолеть в развитии рефлексивного сознания, к чему звать, чему учить, каково главное содержание предлагаемых перемен.
Таким образом, основными целями создания и распространения продукции учреждений культуры являются:
• обеспечение полной универсальной информации об учреждениях культуры; документных ресурсах учреждений культуры Российского государства;
• содействие развитию науки, культуры, государственному управлению;
• содействие свободному и творческому развитию личности.
Отсюда учреждения культуры располагают огромным потенциалом средств интеллектуально-эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер развития рефлексивного сознания. Проявляется это в использовании выразительных средств, к которым относятся: печатная, устная, наглядная информация, профессиональное и самодеятельное искусство, радиовещание и телевидение, технические средства (проекционная, звукозаписывающая, звуковоспроизводящая аппаратура).
Каждое из этих средств обладает огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов, вкусов, деловых, моральных и физических качеств. Достаточно сказать, что только искусство, самодеятельное и профессиональное, их различные виды и жанры могут дать огромное число различных вариаций.
Каждое выразительное средство имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, к тому же все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обязывает специалистов знать психологические закономерности восприятия происходящего в учреждениях культуры.
Переживаемый момент в учреждениях культуры можно определить как осознаваемый канун культуры. Он состоит в том, что погружение в культуру каждый раз выводит молодого человека в ту точку, где культуры нет, в точку «докультурного бытия» (бытия вне культуры). То есть культура, возвращая сама себя к точкам своего начала, каждый раз выстраивает себя заново.
Тот же путь проделывает молодой человек, выходящий на грань усвоения культуры как культуры, впервые создаваемой. Он как бы создает свое бытие своими руками как свое собственное произведение, например, в творческих кружках. То есть все то, что известно, подлежит открытию заново, когда известное умение неприменимо в необычных условиях. Здесь возникает феномен принципиальной неумелости, свободы «перерешения» своих действий и своих способностей (7, с. 241).
Процесс духовного осознания мира личности за счет воздействия на интеллектуальную и эмоциональную стороны осуществляется в деятельности учреждений культуры. А также психологический настрой, который влияет на самооценку личности и оценку получаемой информации, формирует готовность к творческому виду деятельности молодых людей.
В процессе подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий специа-
листы имеют дело с определенным состоянием молодежной аудитории, которая вбирает в себя характеристики, особенности культурного бытия. Состояние аудитории определяется той или иной социальной и экономической ситуацией, ценностными ориентациями, стереотипами поведения.
Отсюда содержание, формы и методы деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежной аудитории нужно рассматривать конкретно, с учетом общественного развития, в неразрывном единстве с задачами экономического, социального и культурного развития нашего общества.
Поэтому будущее России во многом зависит от уровня социокультурного и профессионального потенциала современной студенческой молодежи, от степени развития их знаний и способностей к творческой деятельности. Нравственные ориентиры в менталитете нации, отношение молодых людей
к моральным нормам, умение видеть перспективу — все это в конечном счете определяется социализацией индивида, в которой учреждения культуры как один из факторов внешних воздействий имеют значительное влияние на результативность этого процесса.
Учреждения культуры, являясь одним из важнейших институтов социализации, также переживают кризис. Поэтому необходимо использовать в деятельности учреждений культуры политические средства, способные регулировать развитие культуры, минимизировать негативные тенденции, одновременно максимизируя позитивное, опираясь на имеющиеся в руках государства, общества учреждения культуры (1, с. 29).
Позитивный опыт деятельности культуры путем демократизации общества вызвал к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.
Примечания
1. Бестужев-Лада, И. В. Перспективы развития культуры в проблематике прогнозирования : [цикл лекций в СПбГУП в сен. 1996 г.] / И.В. Бестужев-Лада. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 1997.
2. Библиотечное дело—XXI век: [науч.-практ. сб.]: 2006. Вып. 1 (11). / Рос. гос. б-ка. — Москва, 2006.
3. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры : учебное пособие / Л.С. Жаркова. — Москва, 2000.
4. Книга в пространстве культуры: сб.ст.: 2006. Вып. 1 (2). / Рос. гос. б-ка; [отв. сост. О.Р. Хромов]. — Москва, 2006.
5. Кондаков, М. И. Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи : автореф. ...канд. пед. наук / М. И. Кондаков. — Москва, 2007.
6. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва, 1994.
7. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В.С. Библера. — Кемерово, 1993.