Научная статья на тему 'Влияние социально-культурного пространства - времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи'

Влияние социально-культурного пространства - времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / ACTIVITY OF ESTABLISHMENTS OF FORMATION AND CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / FORMATION OF CONSCIOUSNESS AT STUDYING YOUTH / INFLUENCE OF WELFARE SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калянов Алексей Викторович

В статье рассматривается влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи. Особое значение в творческом развитии личности приобретает деятельность учащихся по реализации различных проектов, осуществляемых в учреждениях образования и культурыI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article influence of welfare space time for activity of establishments of formation and culture on formation of consciousness at studying youth is considered. Special value in creative development of the person gets activity of pupils on realization of the various projects which are carried out in establishments of formation and culture

Текст научной работы на тему «Влияние социально-культурного пространства - времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи»

другую логику существования в мире» (3, с. 599).

Это процесс базируется на методологических подходах к развитию личности в условиях социально-культур-

ной деятельности и обусловлен фактом непосредственного взаимодействия с другими людьми в процессе совместной деятельности и взаимодействия с обществом и природой.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007.

2. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): учебное пособие / В. П. Ярошенко. - М., 2002.

3. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - М.; Воронеж, 2002.

4. Как построить свое «Я» / под ред. В.П. Зинченко. - М., 1991.

5. Лефевр В. А. Рефлексия / В.А. Лефевр. - М., 2003.

6. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 2.

7. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 29.

8. Новый энциклопедический словарь. - М.: Б.Р.Э., 2001.

9. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекгаузен. - М., 1986.

10. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.

А. В. Калянов

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА - ВРЕМЕНИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи. Особое значение в творческом развитии личности приобретает деятельность учащихся по реализации различных проектов, осуществляемых в учреждениях образования и культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, влияние социально-культурного пространства-времени, деятельность учреждений образования и культуры, формирование самосознания у учащейся молодежи.

In article influence of welfare space - time for activity of establishments of formation and culture on formation of consciousness at studying youth is considered. Special value in creative development of the person gets activity of pupils on realization of the various projects which are carried out in establishments of formation and culture. Keywords: socio-cultural activity, influence of welfare space, activity of establishments of formation and culture, formation of consciousness at studying youth.

Образовательные системы начала ской деятельности. Полученное обра-XXI века основаны на представлении о зование должно обеспечить учащимся необходимости творческого развития реальную возможность добиться успе-личности, создания условий для про- ха в любой сфере жизнедеятельности, явления ее разнообразных способно- помочь реализовать свои возможностей в продуктивной культуротворче- сти. Не случайно одним из важнейших

источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, самопознанию, самореализации в избранной профессиональной деятельности. В связи с этим особое значение в психолого-педагогической науке и практике приобретает проблема становления самосознания личности учащейся молодежи.

Однако современные психолого-педагогические исследования показывают, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. При этом необходимо учитывать, что глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах в конце ХХ столетия отразились на морали, сознании, ценностной ориентации, поведении, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, современная система образования предполагает интеграцию гуманитарной и естественнонаучной знаниевых парадигм. Идеи пространственно-временного континуума, разработанные в физике, становятся основанием для философских, культурологических и педагогических концепций. С позиций педагогики категория «пространство-время» понимается как основа организации целостного педагогического процесса, содействующая стимулированию творческого развития учащихся в целом и становлению их самосознания в частности. Именно в образовательном и социально-культурном пространстве-времени происходит определение принципов личностного становления, рефлексии, оценочной деятельности. В социально-культурном пространстве-времени

создаются условия для эффективной творческой самореализации и самоактуализации личности.

Среди задач, стоящих перед современным образованием, на первое место выходят следующие: научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего творчески и личностно значимо реализоваться в профессиональной деятельности.

Исследователями установлено, что жизненный успех и продуктивная самореализация человека достигается за счет высокого уровня и долговременного проявления творческой и социальной активности, мобильности и гибкости, развитой способности выходить из кризисных ситуаций. Очевидно, что для достижения этих целей в образовательном процессе необходимо изменение его содержания, а именно необходимы: усиление практико-ориенти-рованных курсов, наполнение занятий жизненно и лично значимыми смыслами, проблемными ситуациями, мотивирующими учащихся на творческий подход к деятельности, на осмысленные нравственные выборы, ситуациями, моделирующими возможные переживания, что побуждает учащихся приобретать опыт ответственности за принятые решения. Современный образовательный процесс направлен на формирование активной жизненной позиции будущих профессионалов и граждан, на развитие у них навыков адаптации.

Изучение сущности и специфики становления самосознания учащихся в социально-культурном пространстве-времени подводит к выявлению факторов, стимулирующих этот процесс, и факторов, влияющих на его течение негативно.

Основными теоретическими предпосылками для изучения сущности и

особенностей становления самосознания учащихся в социально-культурном пространстве-времени, диагностики этого процесса являются положения о том, что, во-первых, становление самосознания осуществляется и развивается в процессе самостоятельной творческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), во-вторых, самосознание является сложным многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности (К. Роджерс, Р. Бернс и др.). Частичное отражение проблема становления самосознания нашла в исследованиях отечественных психологов (Б. Г. Ананьев и др.).

Изучению психологических условий формирования и развития потребности к саморазвитию посвящен ряд работ зарубежных ученых (К. Изард, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Следует, безусловно, отметить, что в зарубежной философии морали конца XIX - начала ХХ века даже выделилось самостоятельное течение — этика самореализации, которое рассматривает реализацию индивидом своего внутреннего Я как уникального, неповторимого, отличимого от всех других Я (Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, У. Хо-кинг, Б. Кроче).

Особое значение в творческом развитии личности приобретает деятельность учащихся по реализации различных проектов, осуществляемых в учреждениях образования и культуры. В учебно-воспитательном процессе (особенно это затрагивает область культурно-досуговой деятельности) значительно оптимизируются условия и для становления самосознания личности, так как в такой среде происходит как культурная интеграция, так и индивидуализация в творческой деятельности.

В процессе культурной интеграции происходит расширение личностного

бытия во времени, так как, обращаясь к культурным ценностям, к произведениям искусства, человек приближается к явлению «большого времени» (М. М. Бахтин), в котором живет искусство. Кроме того, личность идентифицируется с определенной социальной группой, обществом, культурой. При этом учащийся адаптируется в жизненном пространстве, усваивая знания об окружающем мире с его нормами морали, права, общения и т.д., выбирая те идеи, ценности, формы жизнедеятельности, принципы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям и потребностям. Следовательно, во внутреннюю структуру личности входят лишь внутренне ей присущие, тождественные ей идеи, ценности, принципы и формы жизнедеятельности, связи.

Процесс становления самосознания тесно взаимосвязан с различными компонентами проявления активности личности, ее самоутверждения в обществе, иначе говоря — с самореализацией, самоутверждением, самоосуществлением (индивидуализацией). Так, личность осознает и формирует свою индивидуальность, обретает себя, осознавая свое Я в сопоставлении с собственным мнением, с собственным идеалом и мнениями окружающих людей.

Творческая самореализация и ее следствие — индивидуализация — осуществляются прежде всего в коллективной деятельности и в общении. Это важнейшие проявления социально-культурного пространства-времени приводят к осознанию личностью собственных стратегий жизненного продвижения, оснований для нравственных и ценностных выборов, обретению собственного смысла жизни.

Структура самосознания включает следующие компоненты: сформиро-ванность мотива к обретению смысла собственного бытия; сформирован-

ность личностно значимых целей и задач; субъектная позиция; результативность (продуктивность) творческой предметно-практической деятельности; самоорганизованность личности; активность в коллективе окружения.

Проблемы развития личности в онтогенезе были предметом изучения крупнейших отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др.). Становление самосознания рассматривается как многокомпонентный процесс, связанный с проблемами социальной перцепции (А. А. Бодалев и др.), особенностями формирования самооценок и их взаимосвязи с оценками социокультурного окружения (Л. И. Божович и др.), с историко-культурными аспектами развития личности (И. С. Кон и др.), ее профессиональным развитием (Е. А. Климов) и т.д.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, один из важнейших вопросов изучения личности — вопрос о ее самосознании. Именно в процессе становления самосознания личность начинает ощущать себя как Я, в качестве субъекта сознательно присваивая себе все, что делает человек, сознательно принимая на себя ответственность за принятые решения и поступки. Согласно Б. Г. Ананьеву, на каждой ступени онтогенеза существует определенный специфический фактор становления самосознания.

Учеными выделены функциональные взаимосвязанные компоненты самосознания, внешние и внутренние условия его становления: самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание.

Глубокая разработка вопросов самосознания личности, обретения ею идентичности, выработки так называемой Я-концепции (системы установок относительно собственной личности) дана в трудах зарубежных ученых (К. Роджерса, Э. Эриксона, Р. Бернса,

У. Джеймса и др.). Э. Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития. Р. Бернс выделяет описательную и оценочную составляющие Я-концепции. В теории У. Джеймса в глобальном личностном Я соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. По мнению К. Роджерса, Я состоит из восприятий свойств Я и восприятий взаимоотношений Я с другими людьми и с различными аспектами жизни. Кроме того, К. Роджерс акцентирует внимание на значении как ценностных ори-ентаций в становлении самосознании, так и наборов восприятия, отражающих многие социальные «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель и т.д.). Следовательно, Я-концепция включает не только Я-реальное, но и Я-идеальное -то, какой хочет быть личность.

Другая составляющая нашей концепции - пространство-время - категория, разрабатываемая, главным образом, в физике (А. Эйнштейн, Г. Минковский и др.). В этом случае она трактуется как физическая модель, дополняющая пространство равноправным временным измерением и создающая новую теоретико-физическую конструкцию (пространственно-временной континуум) (7).

Социально-культурный аспект пространства-времени рассматривается в различных областях гуманитарных наук:

1. Эстетика. Здесь особое внимание следует уделить теории хронотопа, принадлежащей М. М. Бахтину (эта теория была создана под влиянием идей А. А. Ухтомского о пространстве-времени в биологии). В понимании М. М. Бахтина важнейшим компонентом пространства-времени является его аксиологическая направленность. В художественном произведении это проявляется в выражении личностной позиции автора, когда вступление в сферу смыслов совершается только

через «ворота хронотопа»: «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Все временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены» (1). Таким образом, пространство-время и его социокультурная объективация представляют собой яркое проявление диалогич-ности бытия.

Для авторской концепции продуктивного взаимодействия пространства-времени и процесса становления самосознания важно и положение М. М. Бахтина о том, что хронотоп индивидуален для каждого смысла, так как именно это его свойство способствует образованию многослойного восприятия бытия.

2. Педагогика (Л. М. Митина (4) и др.). Ученые выделяют различные тенденции современного образования, на которые влияет социально-культурное пространство-время. В частности, его индивидуализацию: «Свобода и открытость обновленного образования выражаются и в том, что индивидуальную образовательную программу можно проходить в индивидуальном темпе. Поэтому вместо "образовательного пространства" можно говорить об "образовательном пространстве-времени" и индивидуальных "траекториях» в нем. Мышление в таком пространстве-времени событийно — и "подключение" к нему, то есть овладение навыками самостоятельного мышления, происходит за счет участия в подобных событиях. Для этого индивидуальные программы организуются как прохождение определенных цепочек ситуаций, что требует методологической органи-

зации образовательного пространства» (3).

Влияние социально-культурного пространства-времени на формирование личности в процессе обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях рассмотрены в трудах М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, В. С. Садовской и др.

Вопросы теоретических основ, методологии, ресурсов и технологий педагогической работы по развитию личности в учреждениях образования и культуры разработаны Ю. А. Стрельцовым в его синергетической теории досугового общения. Ученый считает, что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека (10), а потребность в общении является доминантой действий человека на всех исторических этапах его эволюции. Авторская концепция продуктивного взаимодействия социально-культурного пространства-времени и процесса становления самосознания учащейся молодежи учитывает эти концептуальные положения.

Таким образом, различные аспекты развития личности и становления ее самосознания в определенных социокультурных условиях достаточно глубоко и обстоятельно были изучены современной психолого-педагогической наукой. Определено, что для развития личности стержневым направлением является прежде всего становление самосознания.

Между тем в результате многолетних исследований, а также развернутой педагогической практики было выявлено, что имеется существенное противоречие между наличием достаточного количества научно-теоретических исследований о становлении самосознания личности и недостаточностью разработки вопросов взаимо-

действия этого процесса с социально-культурным пространством-временем, а также вопросов педагогической организации данного взаимодействия; потребностью общества в гражданах, обладающих способностью к успешной и ответственной интеграции в социокультурное пространство, и наличием трудностей в определении позитивно стимулирующих факторов влияния на процесс становления самосознания; необходимостью реализации современных педагогических моделей создания социально-культурного пространства-времени, влияющего на процесс становления самосознания учащейся молодежи, и недостаточностью теоретических разработок данного вопроса, а также путей и средств его практического осуществления.

Автор данной статьи пришел к следующим выводам.

Становление самосознания учащейся молодежи в социально-культурном пространстве-времени трактуется как субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития.

Основными компонентами стимулирования (в процессе осуществления резонансного взаимодействия) становления самосознания в учреждениях образования и культуры являются: «мягкая» социализация, культурная интеграция, творческая самореализация в коллективной деятельности, индивидуализация, способствующая формированию адекватной самооценки, причем наиболее продуктивно становление самосознания в юношеском возрасте происходит в культурно-досуговой области творческого проявления, так как именно здесь социально-интеграционные и самореализационные компоненты становления само-

сознания представлены в концентрированном виде.

Важным условием реализации авторской концепции является построение педагогической модели организации социально-культурного учебно-воспитательного пространства-времени, которая включила бы в себя смысловые, пространственные и временные характеристики изучаемого процесса в последовательном изменении под воздействием сил резонанса или реверберации.

Становление самосознания учащихся под влиянием социально-культурного пространства-времени проходит в несколько взаимосвязанных этапов: развитие способности к рефлексии; структурирование «Я-реального» и «Я-идеального»; формирование адекватной самооценки, позволяющей соотносить ее со структурой Я-обра-зов; достижение достаточного уровня личностной мотивации к обретению смыслов собственного бытия, творческой самореализации в деятельности; достижение достаточного уровня личностного и профессионального самоопределения и навыков саморегуляции; продуктивная и долговременная творческая активность и профессиональная самоактуализация.

Вершиной самосознания является профессиональная самоактуализация, так как на этом этапе происходит гармонизация всех компонентов личностного развития. При этом стержнеобра-зующим оказывается мотивационно-ценностный компонент, стимулирующий личность к дальнейшему профессиональному и личностному совершенствованию.

Высокий уровень самосознания соотносится с высокой степенью адекватности осознавания поведенческих реакций, что имеет общественную значимость в области снижения уровня молодежной агрессии и аддиктивного поведения.

Сущностными составляющими социально-культурного пространства-времени являются историко-культурный контекст (традиции, культурные и поведенческие коды); мировоззренческий и аксиологический аспекты бытования личности в онтогенезе; многомерность и многообразие социального пространства; явления резонанса и реверберации в развитии личности в социальной среде.

Основные направления педагогической деятельности по стимулированию становления самосознания учащейся молодежи в социально-культурном пространстве-времени включают: реализацию педагогической модели

организации социально-культурного учебно-воспитательного пространства-времени; создание условий для продуктивной творческой самостоятельной деятельности учащихся, в том числе и с выходом результатов этой деятельности в социум (волонтерская деятельность, социальная работа и др.); осуществление стратегии личностно-ориентированного подхода через применение педагогических технологий, направленных на построение индивидуальных траекторий развития учащихся; постоянную педагогическую оценку и фиксированную самооценку учащимися результатов их самостоятельной творческой деятельности.

Примечания

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/bahtin-hronotop/ zamechaniya.htm

2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007.

3. Марача В. Г. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации / В.Г. Марача // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: [сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции]. -Томск: Пилад, 2000. - С. 61-70.

4. Митина Л. М. Поиск смысла жизни в многомерном пространстве-времени педагогического труда / Л.М. Митина // Психологические проблемы смысла жизни и акме: [материалы XI симпозиума] / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - 2006 .

5. Образование и культура Орловской области: [статистический сборник № 0320].

- Орел, 2010.

6. Орловщина-2009: [краткий статистический справочник]. - Орел, 2010.

7. См.: Минковский Г. Пространство и время / Г. Минковский // УФН. - 1965.

- Т. 69. - № 2. - С. 303-320; Штейнман Р. Я. Пространство и время / Р.Я. Штейнман.

- М.: Физматгиз, 1962; Фридман А. А. Мир как пространство и время / А.А. Фридман.

- М.: Наука, 1965; Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной / П. Девис. - М.: Мир, 1979 и др.

8. Сравнительный анализ статистических отчетов общедоступных (публичных) библиотек (2004-2009гг.). - Орел, 2010.

9. Сравнительный анализ статистических отчетов учреждений культуры клубного типа (2004-2009гг.). - Орел, 2010.

10. Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики / Ю.А. Стрельцов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 1999.

11. Ярошенко Н. Н. История и методология теория социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.