создает образовательно-воспитательную среду, в которой формирование специалиста осуществляется во внеаудиторной деятельности. Целью работы подобных подразделений и программ является развитие у студентов поликультурного мышления и формирование поликультурной картины
мира, что позволяет студентам объективно оценивать существующие социальные условия, анализировать влияние социума, взаимодействовать с представителями различных культур и участвовать в жизни современного толерантного мультикультурного общества.
Примечания
1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии : дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ирина Валериановна Балицкая; [Место защиты: ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет»].
- М., 2009. - 425 с.
2. Низамова Л. Р. Мультикультурализм в России: факторы отторжения и возможности применения [Электронный ресурс] / Л.Р. Низамова. - Режим доступа: lib.socio.msu.ru/l/library
3. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now / N. Glazer. - Harvard Univ. Press, 1997.
- P. 147.
4. Kymlicka W. Multicultural Citizenship. A Liberal Theory of Minority Rights / W. Kymlicka. - Oxford Univ. Press, 1995.
5. Zubrzycki J. Address by Professor Jerzy Zubrzycki AOCBE FASSA in proceedings of the first National Congress / J. Zubrzycki // Six National Conference and Annual General meeting of the Federation of Ethnic Communities Councils of Australia [Inc: 3-9 December 1984]. - Melborn,1984. - P. 133-135.
А. А. Жаркова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается методологический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Особое значение в творческом развитии личности приобретает деятельность учащихся по реализации различных проектов, осуществляемых в учреждениях образования и культуры. В странах Европы и США большое влияние на выбор методологических подходов к социально-культурной деятельности оказал рефлексивный подход. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, методологический подход, развитие личности, социально-культурная деятельность.
In article the methodological approach to development of the person in the conditions of welfare activity is considered Special value in creative development of the person gets activity of pupils on realization of the various projects which are carried out in establishments of formation and culture. In the western countries of Europe and the USA a great influence among methodological approaches to welfare activity has rendered the reflective approach. Keywords: socio-cultural activity, methodological approach, development of the person, welfare activity.
Учитывая необходимость интеграции различных исследований в области социально-культурной деятельности, актуальной становится проблема понимания ее методологических основ. Следовательно, необходимо теоретически разработать различные дефиниции, определяющие методологические подходы социально-культурной деятельности.
Здесь возникает ряд проблем социального, психологического, педагогического характера, которые связаны со значением досуга у личности и эффективности его использования. Особое внимание привлекает проблема формирования «культуры досуга», интересов личности в условиях досуга, которые определяют конструктивный (а не деструктивный — в личностном и социальном планах) характер деятельности. В этом аспекте постановки проблемы выбор методологических подходов в разных странах осуществляется по-разному. В тех странах, где досуг осмысливается преимущественно через категорию «свободное время», как, например, было в СССР («свободное», или «внерабочее время»), то методологическим подходом к культурно-просветительной работе и функционированию других специальных институтов становилась государственная идеология. В англоязычной литературе используются параллельно понятия leisure (в значении досуговая деятельность) и производное leisure time (в смысле «времени, необходимого для осуществления данной деятельности»).
В современных условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране актуализируется антропологический подход (рассмотрение педагогических проблем через призму интересов личности, ее внутренней активности, возможности самореализации). В этом контексте проблемы инкульту-рации личности в условиях досуга изу-
чаются в связи с культурой идентификации личности, что важно для понимания того, как формируется «целостная» личность в условиях культурной среды. А поскольку педагогика досуга активно использует как социальный, так и индивидуальный подходы, постольку методологически они, в принципе, способны, наряду с личностно-деятельным подходом, обеспечить развитие личности в условиях социально-культурной деятельности.
В странах Европы и США большое влияние на выбор методологических подходов к социально-культурной деятельности оказал рефлексивный подход.
Рефлексия (от лат. «обращение», «назад») - есть философская форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов (8, с. 1023).
Рефлексивный подход основывается на когнитивной психологии (лат. «знание», «познание») - специальном направлении в психологии, возникшем в США в конце 60-х годов XX века, в противовес бихевиоризму, который был подготовлен трудами К. Левина и Э. Ч. Толмена и основан и сформулирован У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - персональных конструкторов. Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие «когнитивный диссонанс» - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием активной ситуации.
Человеческий мир включает в себя не только знания о мире. Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельности, мир (мифы) других людей, мир образов, сознания, аффектов, нравственности и морали, совести, мир
общения, человеческих отношений и взаимодействий, а это интегрировано хранится и передается из поколения в поколение в учреждениях культуры.
Поэтому, по Л. С. Выготскому, воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам (2, с. 15). И по сей день в мире образования лучшего всего обстоит дело с обучением, которое оказывает большое воспитательное воздействие.
Первые реально работающие рефлексивные модели появились в 70-е годы. «Рефлексивные модели внесли в научное представление о человеке новое измерение, связанное с такими категориями, как мораль, совесть и чувство справедливости. Они позволяют отражать ситуации, в которых люди не только стремятся получить материальный доход; но и имеют неутилитарные цели, совершают жертвенные поступки, стремятся выглядеть достойно в своих собственных глазах и в глазах других людей» (5, с. 455).
Тогда редукция исследования объекта может осуществляться исключительно при условии ноэтических актов сознания - духовных актов, ориентированных на порождение смыслов, которое он связывает с исследуемым явлением - все другое он как бы перестает видеть. А также - в единстве трех компонентов:
1. Пассивной чувствительной открытости субъекта своим жизненным миром объекту (гиле).
2. Духовной активности субъекта (ноэзы) в постижении смысла.
3. Конструирования в понятиях и схемах исследуемого объекта (явления).
Здесь раскрывается характер ин-тенционального переживания в процессе феноменологического познания объектом. Для феноменологического метода важна те постоянная «открытость» объекта бытию, его готовность
к «откровению» бытия, о которых говорит философ М. Хайдеггер.
Здесь функционирует внешняя рефлексия, формирующая феноменальный слой сознания, заполненный многочисленными ритуализированными структурами, продуктами коллективного сознания, осознаваемыми как содержание своего Я (4, с. 136). Второй способ существования связан с появлением собственно внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни.
Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания» как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием).
В отечественной науке накоплена обширная база исследований проблемы жизненного пути личности. Развитие личности в онтогенезе было предметом изучения Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др. Сущность, природу, структуру мотивации личности изучали Б. Г. Ананьев, Д. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен. Изучением проблемы временной перспективы и жизненного пути личности занимались К. А. Абуль-ханова-Славская, Л. И. Анциферова, Т. Н. Березина, Е. П. Варламова, Я. В. Васильева, М. Р. Гинзбург, Е. И. Голо-вахин, Л. Д. Демина, Р. Кастенбаум, А. А. Кроник, Т. Коттле, Н. Н. Толстых, Л. Франкл и др. Вопросам развития личности в процессе обучения с опорой на ее опыт, интересы, способности посвящены работы А. С. Асмо-лова, В. П. Беспалько, А. В. Петровского, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и др. Процесс профессионального роста изучался Б. С. Гершунским, Э. Ф. Зе-ером, А. К. Марковой, К. П. Поварен-
ковым и другими исследователями.
Методологические подходы основывались на разработке понятий «социальные потребности», «потребности детства и молодости» (Р. Р. Берне, Л. П. Буева, Д. И. Додонов, И. С. Кон, Л. П. Лузина, А. Маслоу, Л. В. Муд-рик); «досуговая» и «культурно-досу-говая деятельность школьников» (Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н. В. Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г. Успенский, И. Ю. Хитарова, П. А. Хренов, С. И. Шмаков и др.), «народный праздник» (В. Даль, М. Бахтин, М. Забелин, И. И. Зеленцовский, А. Г. Ле-винсон, А. Мазаев, И. Ианкеев, И. В. Сахаров, И. Снегирев, П. П. Степанов, Л. А. Тульцева, Г. Черный и др.); на разработке ведущих идей системно-деятельностного подхода к образованию (Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков и др.), на описании специфики и особенностей развития личности школьника (В. И. Андреев, Л. И. Анциферова, И. С. Кон и др.), ее становления в различных видах деятельности (Ю. К. Бабанский, А. Я. Журкина, А. И. Леонтьев, Р. С. Немов, С. Ю. Степанова, В. Д. Шадриков и др.); на характеристике особенностей организации досуга включая рациональную (разумную), в том числе организацию социально-культурного населения по месту жительства (А. Я. Жур-кина, В. В. Петрусинский, Р. Б. Соколов, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др.).
Изученные труды названных авторов позволили сделать ряд необходимых предположений, которые опираются на достижения науки и положительный опыт образования; на инновационные педагогические технологии; соотносительность в культурно-образовательной среде учреждений культуры и образования, динамики культуры и личностного становления; активизацию ведущих механизмов культурного саморазвития личности в процессе
коллективной творческой деятельности.
Методологическое значение имеет стратометрическое построение постепенного вхождения личности в пространство диалога культур внутри полиэтнической среды на основе активного участия в коллективном творческом процессе учреждений культуры на основе исследования проблем межкультурной коммуникации (Н. И. Ал-мазова, С. Г. Тер-Минасова, Н. И. Гез и др.).
Так же методологическое значение имеют труды, раскрывающие воспитательную роль культурно-образовательной среды и коллективного творческого процесса (В. П. Зинченко, Л. С. Лихачев, Л. И. Новикова, Л. П. Печко и др.).
Научный анализ методологических подходов к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует рассматривать конкретно, и такие понятия, как «социальный», «культура», «деятельность», «досуг» в научной литературе в обобщенном виде трактуются следующим образом.
Социальный — в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными, научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей с присущими специфическими выразительными средствами, формами и методами.
Культура - специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредме-ченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств и результата.
Досуг - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры,
развлечений и других видов нерегла-ментированной деятельности, которые обеспечивают возможность приобщения широких народных масс к социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность - форма активного отношения личности к окружающей среде, социуму, предлагающая ее целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками, в целях создания, трансляции и восприятия культуры в условиях досуга.
В научном понимании истинность методологического подхода к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности определяется не только общественными отношениями, историческими принципами той или иной эпохи, но и уровнем общей культуры общества.
Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности в нашем обществе определяются в целом ряде нормативных документов и программ. Среди них: Национальная доктрина образования (2000), «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Федеральная целевая программа «Культура России на 20062010 годы», Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006), «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы» (2008), «Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года)» (2007) и др.
А также - в целом ряде международных нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др.
Следующие документы обеспечивают участие социально-культурных институтов в формировании будущих
специалистов: Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года); Постановление Правительства РФ от 21 января 2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»; Приказ Минобразования России от 30 декабря 2004 года № 152 о создании Совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей; Письмо Минобразования России от 12 ноября 2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей».
Анализируя процесс становления личности в социальной среде, Ф. Энгельс подчеркивал необходимость создания «для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу» (6, с. 554). И в таких условиях «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (7, с. 492).
Следовательно, личность как продукт общественного развития есть социальное явление, и она не изолирована, а является частью того или иного социального коллектива. Определяющим фактором становления личности является то, что люди как физически, так и духовно творят друг друга.
Среди методологических подходов к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует опираться на большой теоретический и практический опыт педагогической организации социально-культурной среды (социальная педагогика), досуга (педагогика досуга: М. А. Ариарский и А. Д. Жарков), распространения культурных ценностей, приобщения к ним населения.
Методологический подход к социально-культурной деятельности содержится в трудах А. Д. Жаркова и В. М. Чижиков («Культурно-досуговая деятельность»), А. Д. Жаркова («Технология культурно-досуговой деятельности»), Ю. А. Стрельцов («Социальная педагогика» для студентов вузов культуры и искусств), М. А. Ари-арского («Прикладная культурология»), Н. Н. Ярошенко («Методологические основы теории социально-культурной деятельности»).
В этих трудах раскрываемые методологические подходы обеспечивают и педагогику досуга, которая объединяет правопреемников культурно-просветительной работы - социально-культурную и культурно-досуговую деятельность. В педагогике досуга объединяется до 290 видов, форм и методов социально-культурной деятельности. Педагогика досуга, вбирая в себя социально-культурную и куль-турно-досуговую деятельность, предполагает логическое противопоставление социального и индивидуального, досуга и «не-досуга» (работы, учебы, рабочего времени и т.д.). Здесь заложен методологический принцип, лежащий в основе современного понятия досуга, по крайней мере, с того времени, появилось понятие «цивилизации досуга».
В настоящее время у ученых педагогической науки не вызывает сомнений тот факт, что досуг в современном обществе является самостоятельной, невыводимой из других сферой общественной и личной жизни, что и послужило основанием для введения в научный оборот понятия «цивилизация досуга». Делить жизнь личности на рабочую и нерабочую имеет смысл, когда мы говорим о проблемах работы; но еще неизвестно, что для человека представляет большую ценность: работа или досуг. Многие исследования показывают, что множество детских
мультфильмов посвящены проблемам нежелания ходить в школу, а опросы школьников достаточно четко показывают, что сфера их интересов и желаний находится за пределами школы.
Совершенно очевидно, что в методологическом подходе к развитию личности могут быть две точки отчета: смысл досуга может быть рассмотрен относительно работы человека или же смысл работы может быть рассмотрен относительно досуга. Досуг функционирует на собственных, присущих ему регулятивных механизмах и может быть описан в «собственных» категориях, а не в категориях работы или учебы. Методологический подход к развитию личности основан на регулятивных механизмах досуга, точно так же как и школьная педагогика - на регулятивных механизмах школьной среды. Поэтому педагогические технологии в досуге, которые основаны на общих принципах и закономерностях общей педагогики, не могут быть построены на регулятивных механизмах школьной педагогики, а технологии школьной педагогики невозможно разработать на функциональных механизмах досуга. Однако специфика регулятивных механизмов каждой из указанных сфер предполагает их сравнительный анализ. В зависимости от того, что считать точкой отчета, возникает необходимость соотнесения «школьного» и «не-школьного», «досуга» и «не-досуга».
Личность приобретает знания, опыт и в условиях школы, и на рабочем месте, и в условиях досуга (неформального общения, развлечений и т.д.), но характер, способ их приобретения обусловлен специфическими особенностями каждой из этих сфер. Поэтому проблемы методологического подхода к развитию личности следует рассматривать в контексте «внешкольной деятельности», как и проблемы школьной педагогики — в контексте «внедо-
суговой педагогики». Это касается и соотношения социально-культурной и культурно-досуговой деятельностей. Несмотря на то, что они диалектически взаимосвязаны, все же у них разные предметные области исследования.
Значит, для понимания сущности методологического подхода к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует выделить два пути к анализу - функциональный и предметный. Не останавливаясь на различных позициях относительно первого варианта, остановимся на той точке зрения, что методологический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности регулируется функциями досуга. Методологической основой регулирования социально-культурной деятельности в аспекте педагогики досуга акцент производится на развивающей функции. Предметом педагогики досуга является воспитание и образование в условиях социально-культурной деятельности. Поэтому необходимо включать в предмет педагогики досуга как необходимые условия деятельности - перечень типов и форм, которые в развитии личности могут рассматриваться через призму активного участия.
Видимо, во многом поэтому в зарубежных исследованиях досуг определяется через понятие «свобода», которое понимается в психологическом аспекте - как свобода выбора деятельности в условиях досуга. При этом важную роль играет исследование проблемы педагогического регулирования в сфере досуга, возможности самостоятельно избирать виды, формы занятий и структурировать время по собственному усмотрению. Поэтому основное место в этих исследованиях занимает проблема мотивации социально-культурной деятельности, подобно тому, как в школьной педагогике - мотивация учения.
В том, что существует четкая связь между исследованиями в психологии мотивации и дефинициями социально-культурной деятельности, можно легко убедиться, сравнив определения досуга с определениями «внутренней» и «внешней» мотивации (например: 9, с. 39). Акцент внимания на субъективно ощущаемой свободе выбора деятельности обуславливает практически тождество внутренней мотивации с формой социально-культурной деятельности, что автоматически включает в спектр исследований весь круг соответствующих психологических и социально-психологических проблем.
Рассматривая развитие личности в условиях социально-культурной деятельности, мы рассматриваем только одну сторону феномена, поскольку досуг в научных исследованиях может быть проанализирован в терминах «время» и «пространство». Социально-культурная деятельность есть специфическое эмоциональное, значит, художественное действие субъектов.
Один из ведущих специалистов по психологии художественного действия субъекта С. П. Иванов пришел к выводу о том, что «психологическое и личностное развитие субъекта деятельности в социокультурном пространстве как целостный и многоплановый процесс закономерно и естественно включает в свою структуру духовное развитие. Эта форма развития выступает одной из тех фундаментальных линий общего процесса движения социального, вне присутствия и связующего действия которой в постоянно нарастающем по сложности пространстве творческого выполнения субъективности субъекта - носителя сознания самодеятельной личности, человеческая деятельность утратила бы свое главное свойство - предметность, а сам человек получил бы совершенно иной статус в пространстве - времени жизни, имел бы
другую логику существования в мире» (3, с. 599).
Это процесс базируется на методологических подходах к развитию личности в условиях социально-культур-
ной деятельности и обусловлен фактом непосредственного взаимодействия с другими людьми в процессе совместной деятельности и взаимодействия с обществом и природой.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007.
2. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): учебное пособие / В. П. Ярошенко. - М., 2002.
3. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - М.; Воронеж, 2002.
4. Как построить свое «Я» / под ред. В.П. Зинченко. - М., 1991.
5. Лефевр В. А. Рефлексия / В.А. Лефевр. - М., 2003.
6. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 2.
7. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 29.
8. Новый энциклопедический словарь. - М.: Б.Р.Э., 2001.
9. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекгаузен. - М., 1986.
10. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.
А. В. Калянов
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА - ВРЕМЕНИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений образования и культуры по формированию самосознания у учащейся молодежи. Особое значение в творческом развитии личности приобретает деятельность учащихся по реализации различных проектов, осуществляемых в учреждениях образования и культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, влияние социально-культурного пространства-времени, деятельность учреждений образования и культуры, формирование самосознания у учащейся молодежи.
In article influence of welfare space - time for activity of establishments of formation and culture on formation of consciousness at studying youth is considered. Special value in creative development of the person gets activity of pupils on realization of the various projects which are carried out in establishments of formation and culture. Keywords: socio-cultural activity, influence of welfare space, activity of establishments of formation and culture, formation of consciousness at studying youth.
Образовательные системы начала ской деятельности. Полученное обра-XXI века основаны на представлении о зование должно обеспечить учащимся необходимости творческого развития реальную возможность добиться успе-личности, создания условий для про- ха в любой сфере жизнедеятельности, явления ее разнообразных способно- помочь реализовать свои возможностей в продуктивной культуротворче- сти. Не случайно одним из важнейших