российских и международных молодежных научных конференций и школ по проблемам культурного развития;
- существенное обновление и совершенствование инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
В связи с этим вузам культуры и искусств, органично сочетающим научное и образовательное направления деятельности, предстоит определить приоритетные задачи научного осмысления культурного процесса. При этом вузы культуры и искусств должны обеспечить:
- проведение многопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований;
- расширение и укрепление научно-педагогических школ для широкого привлечения талантливой молодежи к научно-образовательной деятельности в сфере культуры;
- подготовку научных кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру по всем специальностям и направлениям
искусства и культуры;
- реализацию научной экспертно-аналитической деятельности в области культуры;
- расширение инфраструктуры инновационного развития, обеспечивающей эффективный трансфер результатов научных исследований в передовую практику учреждений культуры и искусства, создание конкурентоспособных социально-культурных программ и проектов.
В настоящее время российское общество переживает «культурный сдвиг». Другими словами, культура становится элементом, определяющим действия, в том числе в технологическом и когнитивном планах. Развитие обществ теперь в большей степени зависит от культуры, ее гибкости и способности к адаптации, чем от экономики и техники. Именно поэтому собственно культура и ее этическая основа должны быть открыты для всестороннего анализа, достойно обеспечивающего модернизацию российского общества.
А. А. Жаркова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье рассматривается парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Парадигмальный подход - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа носит целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность, коллектив, общество. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, парадигмальный подход, развитие личности, условия социально-культурной деятельности.
In article it is considered paradigmalnyj the approach to development of the person in the conditions of welfare activity. The paradigmalnyj approach - one of radical, basic categories of a pedagogical science. Educational process in establishments of welfare type carries purposeful, substantial and emotional influence on the person, collective, a society. Keywords: socio-cultural activity, the paradigmalnyj approach, development of the person, conditions of welfare activity.
Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из педагогических наук показывают, что они опираются на общетеоретические закономерности функционирования педагогических процессов.
Педагогика является сложной наукой, интегрирующей в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений.
Предметом исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития, органически связанные с процессами воспитания, развития и формирования личности и организации педагогического процесса. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом, а также специальными структурами на основе филогенеза.
Поскольку общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть соединяются воедино в условиях социально-культурной деятельности и становятся своеобразным механизмом, который «выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе» (1, с. 75), постольку система социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы, выразительные средства предлагают способ разрешения этого основного педагогического противоречия, состоящего в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процессе, рассматривать этот процесс как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому все содержание, формы и методы, выразительные средства социально-культурной деятельности следует рассматривать в
движении, развитии. Система социально-культурной деятельности обладает инфраструктурой, обеспечивающей ее устойчивость и саморазвитие, в ее условиях возникают и развиваются новые формы жизнедеятельности людей.
Один из ведущих теоретиков социально-культурной деятельности В. В. Туев отмечал, что «социально-культурная деятельность - это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс» (5, с. 27).
На наш взгляд, важнейшей целью воспитательного воздействия социально-культурной деятельности является организация и осуществление постепенного, осознанного перехода личностью от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Социально-культурная деятельность создает условия для развития личности прежде всего на основе рефлексивного сознания. Это значит стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению. Социально-культурная деятельность закладывает в личность основу духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость систематических внешних социально-культурных воздействий.
А В. Е. Триодин считает, что «под специально организованной социально-культурной деятельностью следует
понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир» (4, с. 7).
На наш взгляд, теория социально-культурной деятельности изучает развитие личности как сложное общественного явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы социально-культурной деятельности. Эти слои взаимно проникают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.
Социально-культурная деятельность непосредственно связана с экономическим базисом, рыночными отношениями общественного взаимодействия и отношений ко всем видам собственности. Здесь действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требования к современной личности, ее воспитанию, самовоспитанию в производственных отношениях. Здесь идет осуществление естественной смены поколений, подготовки и развития производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций - требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание жизненных процессов.
Наиболее эффективно социально-культурная деятельность воздействует на развитие общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных
убеждениях личности. Основные закономерности принципы и правила позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективное влияние, обосновывать принципы, правила и рекомендации функционирования коммуникации. «Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет больше внимания таким проблемам, как психологическая природа вербальной и невербальной коммуникации, а также механизмам ее восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются способы общения, восприятия и понимания в межличностном контакте и внутри группы, а также психология межгрупповых отношений» (2, с. 7). Коммуникация способствует укреплению связей между людьми, изменению характера межчеловеческих отношений, созданию национального и транснационального пространства, воспитанию нового человека.
Таким образом, основным законом функционирования социально-культурной деятельности является закон возникновения, развития и передачи последующим поколениям на основе преемственности лучших традиций, опыта с целью жизнеобеспечения общества, сущностных сил каждой личности. Этот объективный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях, может быть не осознан специалистами, но он проявляется в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на под-
готовку личности к жизнедеятельности в конкретных исторических условиях. В результате, в обществе возникает и действует собственно воспитательный процесс, его различные разновидности вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт. В современных исторических условиях общество одновременно решает проблему всестороннего развития, воспитания человеческой личности и стабилизации общества.
Другим законом является закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества, в связи с потребностями общественного развития. Поэтому в содержание образования специалистов социально-культурной деятельности необходимо включать прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечат преемственность поколений, будут способствовать поддержанию жизни, производству материальных и духовных ценностей. Этот закон обусловливает и требование всестороннего развития личности в целях ее активного проявления себя в труде, интеллектуальном творчестве.
Следующим законом функционирования социально-культурной деятельности в развитии личности и общества является обусловленность ее содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание воспитательного процесса в обществе определяются интересами наиболее активной части общества.
Одним из законов функционирования социально-культурной деятельности является закон «параллельного педагогического действия». Каждое яв-
ление, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Этот закон требует сознательного, педагогически продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно направленные. Обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствуют развитию социально-культурной деятельности. В свою очередь, педагогические отношения, реализованные в разновозрастной среде, воспитывающие участников в духе высокой нравственности, по мере становления личности, влияют на совершенствование общественных отношений в целом.
Воспитательный процесс формирования сущности личности в процессе социально-культурной деятельности, его проникновение во все сферы общественных отношений может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.
Одним из главных законов социально-культурной деятельности, на наш взгляд, является закон гармонического развития сущностных сил личности, ее интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в процессе трудовой деятельности и общественной жизни, в условиях досуга - возможно за счет достижения гармонии рациональной и эмоционально-волевой сфер личности, ее физического и духовного развития и ее потребностей в творчестве.
Следовательно, социально-куль-
турная деятельность проявляется во всех объективных законах общественного развития и осуществляется и проявляется в любых жизненных условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их осознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.
Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни.
В настоящее время педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на проблемах учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с новыми тенденциями и европейским изменением образования. Развитие педагогики, все более глубокое проникновение в существо закона создают возможность своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, рыночных отношений и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, всестороннего развития личности.
Неимоверная сложность предмета педагогической науки состоит в многоплановости. Главной особенностью предмета педагогической науки, в том числе и теории, методики организации социально-культурной деятельности, является объективная реальность, построенная на закономерных процессах развития общества, социума, личности. Развиваясь на основе потребностей общественной жизни, теория, методика и организация социально-культурной деятельности обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, что влечет за собой изменение действительности и требует больших творческих усилий, представ-
ляет собой сложный научный поиск. Поэтому для теории, методики и организации социально-культурной деятельности теоретической основой являются объективные законы действительности, объективные законы ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике.
Педагогические науки изучают личность человека на основе фундаментальных общественных процессов, объективных законов развития общественных отношений. В связи с потребностями общественной жизни, научного знания теория, методика и организация социально-культурной деятельности учитывает все многообразие теоретических знаний: экономических законов - конкретная экономика, о научном руководстве обществом - политология, о нравственно-политическом состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп - конкретно-социологические исследования, о приспособлении, адаптации человека к условиям современного производства и существования - инженерная и социальная психология и т.п.
В теории, методике и организации социально-культурной деятельности интегрируются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по методике и организации деятельности учреждений культуры, педагогического процесса, системы образования. Возникают прикладные теория, методика и организация системы образования, методики обучения и воспитания.
А. С. Запесоцкий рассматривает в контексте развития личности профес-
сиональную подготовку специалиста, обращая внимание на то, что «содержание профессионально-ролевой подготовки зависит не только от соответствующих технологий и критериев оценки результатов труда, но и от ценностей и целей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка специалиста осуществляется в процессе усвоения некоего многоуровневого комплекса, суть которого можно выразить формулой:"ценности -цели - средства - методы - ресурсы -объекты"» (3, с. 20).
Следовательно, теория, методика и организация социально-культурной деятельности есть органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, результат изучения объективных законов воспитания, обучения и субъективной творческой деятельности, методики и организации педагогического процесса в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. Деятельность специалистов социально-культурного профиля, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывает отрицательное воздействие на подрастающее поколение.
Проведенный нами анализ показывает, что понятие «парадигмы социально-культурной деятельности» чрезвычайно сложное. Согласно Н. Н. Яро-шенко, доктору педагогических наук, профессору, - ведущему ученому в социально-культурной сфере, который впервые занялся проблемой парадигм социально-культурной деятельности: «Парадигма в философском смысле -это модель научно-поисковой деятельности в единстве ее методологии, теории, технологии, то есть наиболее общие эксплицитные правила, которые являются основой для решения задач нормальной науки» (7, с. 77).
Следовательно, парадигмальный
подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует строить на следующих основаниях.
Конечно, на первом месте здесь стоит обязательное соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений.
Деятельность, организуемая в учреждениях социально-культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающееся не только на законах воспитания, но и творчества, опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками.
Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов. Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально-культурных программах, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально-культурной деятельности - центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа строится на субъектно-субъектных отношениях. Здесь формируется миро-
воззрение и вырабатываются нравственно-эстетические принципы; развиваются творческие способности к активному общению с людьми и психолого-педагогическому воздействию на них. Специалист воспитательного процесса в учреждениях социально-культурного типа сам подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционально относиться к себе и людям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.
Таким образом, теория, методика и организация социально-культурной деятельности трансформируются адекватно изменениям личности, для чего необходимо изучить этот процесс. «И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития и место современного человека, его способности и возможности как деятельностного субъекта» (6, с. 58).
Поэтому необходим парадигмаль-ный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Анализируя содержание социально-культурной деятельности с позиций парадигмального подхода, специалистам следует рассматривать, с одной стороны, в каких предметных отношениях находятся люди друг к другу, а с другой - как предметное содержание объективно отражается в форме понятий, представлений, умений, а сам субъект деятельности оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но
и к их потребностям и интересам.
Следовательно, важно понимать, что «общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется мотива-ционно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» (6, с. 58).
Итак, парадигмальный подход -одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа носит целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность, коллектив, общество. Воспитательный процесс реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество и динамику возрастного изменения личности, Воспитательный процесс происходит и в индивидуальных, и в групповых, и в массовых формах. Воспитательный процесс в масштабах региона неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния региональных процессов, реального взаимодействия производственных отношений и уровня жизни людей.
Примечания
1. Боронникова Г. А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование / Г.А. Боронникова. - Пермь, 2009.
2. Губченко Н. Ю. Мир культуры в век коммуникации / Н.Ю. Губченко // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития. - Челябинск, ЧГАКИ, 2006.
3. Запесоцкий А. С. Стратегии личностного развития как основа определения приоритетов и технологий образовательной деятельности / А.С. Запесоцкий // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. - Челябинск. ЧГАКИ, 2006.
4. Триодин В. Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования / В.Е. Триодин // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. - Челябинск, ЧГАКИ, 2005.
5. Туев В. В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. - Челябинск, ЧГАКИ, 2005.
6. Фельдштейн Д. Н. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития / Д. Н. Фельдштейн // Образование и общество. - 2008. - № 3.
7. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.
Э. В. Новаторов
КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Существующая теория маркетинга услуг в контексте учреждений культуры развивалась с помощью заимствования некоторых концепций из общественных наук. Из социологии, организационного поведения и антропологии были позаимствованы концепции организации как открытой системы, мотивации личным интересом, двустороннего добровольного обмена. Альтернативные концепции организации, мотивации и отношений с окружающей средой, созданные в рамках общественных наук, позволяют формулировать альтернативные подходы к изучению маркетинга учреждений культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, маркетинг, культурные услуги.
The paper discusses the existent controversial theory of marketing, related to cultural services. The study revealed that modern cultural services marketing theory was developed from borrowing social sciences concepts: sociology, organizational behavior, and economic anthropology. However, the study also found alternative concepts and ideas from social sciences that can better explain the phenomena of cultural services marketing. The study suggests adopting alternative approaches for conceptualization of cultural services marketing. Keywords: socio-cultural activity, services marketing, cultural services.
Несмотря на развитие рыночных отношений и приватизацию в социальной сфере многие учреждения культуры, согласно правовому статусу, являются государственными или некоммерческими организациями с правом оказывать платные услуги. Таким образом, эти учреждения являются «экономическими субъектами» (1). Однако известный экономист Карл Поланьи считал, что термин «экономический» используется в двух значениях, имеющих разные корни, которые определяют содержательное [substantive meaning] и формальное [economical, economizing] значения
экономического смысла (9).
Цель данной статьи - определить предпосылки разработки содержательной теории маркетинга услуг для учреждений культуры.
Качественное поисковое исследование проведено по методологии конструктивизма и критической герменевтики - наук, направленных на интерпретацию каких-либо общественных феноменов (5).
«Формальная» теория маркетинга для учреждений культуры, в частности для некоммерческих учреждений культуры, была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса (США)