Научная статья на тему 'Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности'

Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ / MODERN PEDAGOGICAL PARADIGMS / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF THE PERSON / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Алена Анатольевна

В статье рассматриваются современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Автор статьи, занимающийся поиском современной педагогической парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности, активно осмысливает такие педагогические понятия, как «смысл жизни», «смысл бытия», «личный выбор», «педагогическая атмосфера», «пространство», «время» и др.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article modern pedagogical paradigms of development of the person in the conditions of welfare activity are considered. The author of article who is engaged in search of a modern pedagogical paradigm of development of the person in the conditions of welfare activity, actively comprehends such pedagogical concepts, as: "meaning of the life", "sense of life", "a personal choice", "pedagogical atmosphere", "space", "time", etc.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. Жаркова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Автор статьи, занимающийся поиском современной педагогической парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности, активно осмысливает такие педагогические понятия, как «смысл жизни», «смысл бытия», «личный выбор», «педагогическая атмосфера», «пространство», «время» и др.

Ключевые слова: современные педагогические парадигмы, развитие личности, социально-культурная деятельность.

In article modern pedagogical paradigms of development of the person in the conditions of welfare activity are considered. The author of article who is engaged in search of a modern pedagogical paradigm of development of the person in the conditions of welfare activity, actively comprehends such pedagogical concepts, as: "meaning of the life", "sense of life", "a personal choice", "pedagogical atmosphere", "space", "time", etc.

Key words: modern pedagogical paradigms, development of the person, welfare activity.

Рассматривая развитие личности как педагогический процесс, следует отметить, что здесь актуально определить понятия «человек», «индивид», «субъект», «личность», обеспечивающие более точное функционирование социально-культурной деятельности. Поскольку в основе процесса социально-культурной деятельности лежит активность личности как субъекта, то схема его взаимоотношений выглядит следующим образом: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

В педагогике существуют различные подходы к процессу развития личности в различных областях жизни нашего общества. Везде личность рассматривается как психофизиологическая система с множеством относительно устойчивых особенностей, внутренним духовным багажом, который выражается в сово-

купности отношений к миру, себе, родственникам, окружающим людям, друзьям, вещам и т.д., другими словами - в совокупности оценочных конструктов (плохой - хороший).

Следовательно, основу процесса развития личности составляет система смыслов, обусловленная потребностно-мотивационной сферой, корректирующей поведение личности в условиях социально-культурной деятельности.

Многообразие научных подходов и определений указывает на разнообразие и сложность характеристики личности. По мнению А.Н. Леонтьева, одного из авторов теории деятельности, отношение мотива к цели является главным стимулом любой деятельности: «Человек деятелен в силу того, что он существо социальное. И в этом качестве он спосо-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 96-103

Социально-культурная деятельность 97

бен не только осознавать мотивы деятельности, ставить определенные цели, достигать их: он способен (и это главное) предвидеть социальный эффект достижения цели» (5, с. 316).

В условиях социально-культурной деятельности внутренняя деятельность личности отличается от внешней лишь формой протекания, где все виды, типы и формы деятельности имеют мотивы, эмоциональное сопровождение, определенный набор действий. Значит, личность - это системное качество, которое в условиях социально-культурной деятельности протекает в основном в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности.

Именно в условиях социально-культурной деятельности личность развивается на основе потребностно-мотивационной сферы и направленности (система устойчивых предпочтений и мотивов), ориентирующих динамику развития процесса на поставленную цель.

Для достижения цели во всех сферах жизни нашего общества личности необходимы развитая эмоционально-волевая, когнитивно-познавательная сфера; характер, темперамент, способности.

В социально-культурной деятельности личность в достижении этих целей наиболее успешно развивается в предметной деятельности, где «практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры подчинены их функциональному, культурно обусловленному назначению. Предметная деятельность рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры и на развитие способностей, умений и навыков» (3, с. 72).

Именно в предметной социально-культурной деятельности проявляются системообразующие признаки личности, такие как эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Эмоциональность - это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Особое значение для характеристики личности имеет социально-культурная активность, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или видов и форм деятельности. Системной характеристикой личности, отражающей ее способности к устойчивому функционированию в различных условиях социально-культурной деятельности, является саморегуляция. Значение этой характеристики личности проявляется в намеренной регуляции его параметров своего функционирования морального поведения, общественно значимой деятельности и уровнем культуры взаимодействия с окружением.

Существует обширный перечень обобщающих теоретических трудов, посвященных описанию различных научных подходов к исследованию личности и ее развития. Это системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем (С.И. Гессен, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.П. Кузьмин и др.); факторный подход, суть которого в выявлении и взаимодействии отдельных элементов системы: личностно-ориентированный подход, нацеленный на реализацию личностных возможностей при достижении цели (Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили, К. Роджерс и др.); личностно-деятельностный подход, суть которого в реализации личностью возможностей при достижении определенной цели через деятельность (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологический подход, который раскрывает развитие личности через освоение социально-культурных ценностей (В.И. Слободчиков, С.Л. Каган, Л.П. Печко и др.); культурологический подход, который является методологическим ориентиром в социально-культурной деятельности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И.С. Библер и др.). Знание этих трудов позволит специалистам учреждений социально-культурного типа расширить профессиональный кругозор, более осмысленно готовить программы, знать аудиторию применять различные технологии развития личности и конструировать свои собственные

подходы к развитию личности, исходя из конкретных обстоятельств.

В условиях преобразования экономических, социально-политических и общественных отношений необходим существенный пересмотр содержания, то есть ценностных ориен-таций и структуры социально-культурной деятельности в соответствии с требованиями мирового общества и государства. Одни специалисты стремятся утвердить ценности западной цивилизации, другие российские ценности. Поэтому пересмотр традиционных парадигм ценностей в общей системе социально-культурной деятельности обусловлен объективной потребностью общества и личности, осознающей и практически реализующей свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социально-культурной практики.

Современные учреждения культуры с каждым годом увеличивают свой социализирующий потенциал, расширяют перспективы для диалога и сотрудничества с другими сопряженными сферами, такими как экономика, политика, культура, выступая определяющим жизненным ресурсом в развитие личности, ее жизненного благополучия и конкурентоспособности. Этому в немалой степени способствует переход к новой педагогической парадигме, обеспечивающей создание условий для наиболее полноценного социально-культурного развития личности как субъекта всего комплекса отношений, акцентуации ценности самовыражения личности в социуме.

Концептуальное обоснование новой педагогической парадигмы социально-культурной деятельности требует уточнения понятия «парадигма». Этот термин введен американским ученым Томасом Куном, подразумевающим, что данная категория науки - это то, что признанно всеми научными достижениями, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения (4, с. 963).

В энциклопедическом словаре парадигма определяется как: 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражаю-

щих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе (6).

Е.В. Бондаревская дает такое определение: «парадигма - это устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных задач. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на "вызовы" общества, личности,государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования» (2, с. 216).

Необходимость в новой педагогической парадигме социально-культурной деятельности возникает в связи с переменами в содержании, в технологии процесса, в способах развития личности основных субъектов, в качественном обеспечении значимой деятельности, ориентированной на личность как субъекта жизни, как свободную и духовную личность.

В настоящее время действуют разнообразные парадигмальные модели в образовании: парадигмальный подход к анализу образовательных процессов (В.Я. Пилиповский); парадигмальные пространства педагогических цивилизаций (И.А. Колесникова); парадиг-мальность как наличие альтернативных моделей действительности (С. Ханабасс); парадигмы современного образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.); парадигма качественного образования, сориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизации (И.М. Ильинский); концептуальные идеи «образовательного общества», «опережающего развития высшего образования»

Социально-культурная деятельность 99

(Н.А. Селезнев, А.И. Субетто и др.).

В вышеперечисленных парадигмальных моделях обосновывается теоретико-методологическая сущность образования как динамической, исторически обусловленной системы целостного социального формирования индивида, от превращения его в «человека общественного» до многообразной личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей развитие «образовывание» личности с позиции профессиональной и социально-культурной самореализации.

При анализе разнообразных педагогических парадигм развития личности необходимо выделить тенденции изменения этого процесса в контексте альтернативных теоретических моделей на основе взаимосвязи обучения и воспитания, формирования и реального социума.

Для анализа современной педагогической парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности особенно важна позиция Е.В. Бондаревской о том, что парадигмальный подход раскрывается исследователями как анализ педагогического процесса сквозь призму бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений), которые просматриваются во всех инвариантных компонентах: направленности, целях и результатах, взаимоотношениях его субъектов, содержании, технологиях, характере отношений школы с обществом и государством. Педагогический процесс может быть направлен на социум (интересы общества, государства) или на личность (индивидуально-личностное развитие), взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими, содержание - знаниевым или развивающим, технологии рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или на развитие его личностного (культурно-генетического) творческого потенциала, школа может быть ориентирована на государство или на демократическое общество (2, с. 218).

Смена педагогической парадигмы социально-культурной деятельности означает и изменение подхода к развитию личности, где в

качестве основных инвариантных признаков выступают целостное развитие личности на базе субъект-субъектного взаимодействия, активной жизненной позиции, индивидуально-личностной ориентации, формирования гармонии социальных отношений, ценностно-смысловой ориентации и т.д. Направленность содержательных смыслов базовых понятий требует поиска оснований социально-культурного проектирования, соотношений категорий, дефиниций, которые позволят представить разработку развития личности, расстановку приоритетов и акцентов при конструировании воспитательного процесса на основе обеспечения целостности внутреннего мира личности. Анализ современных парадигм развития личности показывает, что они строились на:

- философско-культурологических и социологических исследованиях о месте и роли культуры в развитии личности (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.Л. Кургузов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер и др.);

- концепциях этносов и наций, межэтнических отношений (Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бром-лей, Ю.В. Арутюнян, В.А. Тишков, Л.М. Дро-бижева и др.);

- принципах регионализации в прогнозировании развития национальной культурной политики и профессионального образования (И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов, С.В. Жидков, К.Б. Соколов, Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, Е.В. Мамедова и др.);

- концептуальных положениях о взаимосвязи объективного и субъективного в становлении педагогических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревс-кая, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, Н.Д. Никандров, В.А. Шадриков и др.);

- идеях Е.В. Бондаревской, раскрывающих особенности феноменологического анализа педагогических явлений;

- выводах И.А. Колесниковой об анализе педагогических процессов в русле межпара-дигмального подхода;

- совокупности системно-структурного (В.Г. Афанасьев, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, М.В. Богуславский, Л.К. Балясная, В.П. Бес-палько, Ю.П. Сокольников, И.Р. Пригожий); субъектно-деятельностного (К.А. Абульхано-ва, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.) и проектного (А.Е. Бусыгин, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.) подходов к анализу развития личности;

- исследования парадигм личности (Б.А. Ананьев, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, В.А. Якунина и др.) рассматривают системно и многообразно парадигмальное значение и смыслы этого процесса.

Как видим, все представленные теории оказали наибольшее влияние на развитие теоретических конструктов гуманистически ориентированной педагогики. Однако при этом следует отметить, что остается без необходимого внимания гуманистическое направление в теории, методике и организации социально-культурной деятельности для понимания современных изменений в педагогическом мышлении специалистов учреждений культуры.

Автор статьи солидарен с М.Н. Берулава, который считает, что «развитие педагогики невозможно без обращения к науке о личности (персонологии). Длительное время отечественная педагогическая мысль апеллировала лишь к данным общей психологии, исследовавшей общепсихологические закономерности, а также к возрастной психологии, рассматривающей данную проблематику как общую для всех людей по отношению к определенным возрастам. Однако именно психология личности, которая делает акцент на индивидуальных различиях между людьми, пытается объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга.

Существующие теории личности построены по принципу личностных конструкторов: они дихотомичный и биполярны. Это означает, что на одном полюсе находятся "ущербные", "проблемные" личности, на другом -

полноценные, социально адаптированные, эффективно развивающиеся в согласии со своими потребностями» (1, с. 10).

Социально-культурная деятельность -процесс и результат включения личности в общественные отношения, механизмы развития личности описывались с помощью внешних задаваемых образцов, эталонов воспроизведения социального опыта в своей деятельности. Новая педагогическая парадигма социально-культурной деятельности исходит из признания уникальности субъективного опыта знаний, умений, навыков, как необходимого источника индивидуальной жизнедеятельности.

Это значит, что в условиях социально-культурной деятельности происходит не просто интериоризация личностью заданных целенаправленных воспитательных и непредвиденных социальных воздействий, а интеграция задаваемого и уже имеющегося социально-культурного опыта.

Непредвиденные социальные воздействия имеют место в любой ситуации, когда взаимодействуют две или более личностей.

В контексте нашего анализа обратимся к научному изысканию доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Ярошенко «Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности» (см.: 7). По его мнению, «основными общенаучными методологическими парадигмами XX века, которые оказывали и продолжают оказывать определяющее воздействие на теорию социально-культурной деятельности, является позитивизм, неокантианство и феноменология. Изучение процесса диффузии философских парадигм в теорию социально-культурной деятельности показало, что все воздействия фи-лософско-методологического свойства предельно опосредованы, тонки, не прямолинейны. Педагогическая парадигма, а вслед за ней и научная теория социально-культурного воспитания, наследует ядро нравственно-философского императива в том виде, в каком он сложился в философских теориях» (7, с. 21).

Применительно к столь востребованному и актуальному сегодня парадигмальному под-

Социально-культурная деятельность 101

ходу развития личности в условиях социально-культурной деятельности, который бы детерминировал развитие теории социально-культурной деятельности, которая, парадигма Н.Н. Ярошенко «определена как система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях (социальных, культурных, психолого-педагогических и др.) развития личности в условиях социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой, досуговой видах деятельности» (7, с. 26). И далее «парадигма имеет временный характер, поскольку сказывается работоспособной и поддерживается научным сообществом лишь на определенных этапах развития науки, парадигма видоизменяется под воздействием новых обстоятельств (фактов), которые не могут быть объяснены в ее рамках; парадигма воздействует на методологию и теорию, которые в свою очередь детерминирую процесс признания в той или иной сфере научного познания. В конечном счете парадигма конкретизируется в теории» (7, с. 29).

Современная педагогическая парадигма социально-культурной деятельности определяет принципы научного исследования; объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, то есть всего понятийно-категориального аппарата, необходимого для решения и формирования представления о последовательности и логики движения мысли.

Современная педагогическая парадигма социально-культурной деятельности отражает процесс постепенного осознания исследователями собственной деятельности, которая опирается на совокупность теоретических положений перцепции и преобразования действительности и выполняет как регулятивные, так и нормативные функции.

По мнению профессора Н.Н. Ярошенко, в структуре методологического знания выделяют, как правило, четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Общественная методология социально-

культурной деятельности представляет собой совокупность или единичные теоретические концепции, применяемые в многообразных направлениях, формах, методах, условиях досуга для исследования развития личности.

Конкретно-научная методология в социально-культурной деятельности есть совокупность принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной проблематике, и конкретизируется в теме. Методология социально-культурной деятельности включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и темы, выдвигаемые на глобальном, отечественном, региональном уровнях.

Технологическая методология - обеспечивает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Все типы методологий социально-культурной деятельности образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский тип представляет содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

В педагогике основными методологическими подходами являются:

- системный подход, который рассматривает относительно самостоятельные компоненты как единое целое, где их взаимосвязанная совокупность: цели, задачи, субъекты процесса, содержание, формы, методы, средства, обеспечивает рассмотрение предмета всесторонне;

- личностно-ориентированный подход рассматривает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре, а ориентирует ее на достижение цели, субъекта, результата как главного критерия эффективности педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуаль-

ная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности;

- деятельностный подход, предполагает деятельность личности как условие ее развития. Целесообразное преобразование модели окружающей действительности, где задачи воспитателя состоят в том, чтобы определить выбор и организовать деятельность личности с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целепола-гание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия);

- полисубъектный (диалогический) подход. Поскольку сущность личности богаче, чем ее деятельность, она продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношении. Для личности важен не только предметный результат деятельности, но и отно-шенческий. Факт «диалогического» содержания внутреннего мира личности не учитывался в педагогике, как того требует наше время, когда особенно ценным является задачи субъекта социально-культурной деятельности выстраивать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Полисубъектный подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики;

- аксиологический подход, опирается на учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью личности с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством в процессе своего исторического развития. Процесс освоения культуры представляет собой процесс развития личности, становление ее как творческой личности;

- этнопедагогический подход опирается на национальные традиции, культуру, обычаи, ибо личность живет в определенном этносе, и задача личности состоит в изучении этноса, максимальном использовании его воспитательных возможностей.

Теория социально-культурной деятельности может быть составной частью современной педагогической парадигмы развития личности, позволяет определить ее актуальные проблемы и способы их разрешения; установить их порядок значимости (иерархию); реализовать идеи в практику.

Значит, современная педагогическая парадигма целостного процесса развития личности в условиях социально-культурной деятельности должна опираться на общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его отдельных групп и развития каждой личности в конкретных историко-культурных условиях жизни. Это требует в свою очередь расширения и обогащения понятийно-категориального аппарата развития личности в условиях социально-культурной деятельности через постановку новых проблем, переосмысление методического инструментария, что обусловлено в значительной степени серьезными изменениями в методологии науки и конкретных условий социума. Это в свою очередь говорит о том, что парадигмальный подход позволяет выстроить экзистенциально-феноменологическую основу нового понимания процессов развития личности как целевой трансляции социально-культурного опыта.

Парадигмальный подход позволяет отказаться от одномерности, строго заданной детерминации, по-новому осмыслить, развернуть педагогическое воздействие, найти адекватные требования современного пространства-времени в развитии личности.

Итак, современную педагогическую парадигму развития личности в условиях социально-культурной деятельности, автор определяет как парадигму педагогического регулирования развития личности на основе общечеловеческих ценностей и встречного движения ее самореализации. Здесь воспитательный механизм органически интегрирует в себе необходимость педагогического руководства и организацию саморазвития в ходе активного освоения и переработки социально-культурного

^^■тш 4 I I i ■ ш i i i

^ Социально-культурная деятельность 103

опыта. Необходимым условием развития лич- зация педагогического воздействия, выступа-ности при данном парадигмальном подходе ющего важнейшим фактором гуманизации становится глубокая и комплексная модерни- общественных отношений.

Примечания

1. Берулава, М. Н. Гуманизация современного отечественного образования / М.Н. Берулава // Известия Российской академии образования. - М., 2009.

2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бонда-ревская, С.В. Кульневич. - М.; Ростов н/Д, 1999.

3. Коджсаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пирова. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 2002.

5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1959.

6. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - 1600 с.

7. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Н. Ярошенко. - М., 2000.

КУЛЬТУРА ДОСУГА И КУЛЬТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Г. В. Головина

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению культуры досуга и культурного формирования личности, возникающих на фоне динамических преобразований в жизни современного общества, где культура выступает как динамическая сила, отражающая сущность и существование личности. Автором уделяется особое внимание вопросам развития культуры досуга, так как в пространстве досуго-вой деятельности просматриваются изменения всей системы ценностных ориентаций личности, а также осуществляется экспликация понятий «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности», «культура досуга».

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, свободное время, культура, личность, культура личности, культура досуга.

The article deals with the culture of leisure and cultural formation of personality, occurring against the backdrop of dynamic changes in modern society, where culture acts as a dynamic force, shaping the nature and existence of the personality. The author pays particular attention to developing a culture of leisure, as in the space of leisure activity changes in the whole system of value orientations of the individual are reviewed, also the is the explication of the concepts of "leisure", "free time", "culture", "culture of personality", "culture of leisure".

Key words: leisure, leisure activity, free time, culture, personality, culture of personality, culture of leisure.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 103-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.