Научная статья на тему 'Парадигмальный подход к развитию личности - основа современной теории социально-культурной деятельности'

Парадигмальный подход к развитию личности - основа современной теории социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF THE PERSON / СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ / THE MODERN THEORY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE PARADIGMALNYJ APPROACH / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Алена Анатольевна

В статье рассматривается парадигмальный подход к развитию личности в контексте современной теории социально-культурной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article it is considered парадигмальный the approach to develorment of the person in a context of the modern theory of welfare activity.

Текст научной работы на тему «Парадигмальный подход к развитию личности - основа современной теории социально-культурной деятельности»

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. Жаркова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается парадигмальный подход к развитию личности в контексте современной теории социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: парадигмальный подход. развитие личности, современная теория, социально-культурная деятельность.

In article it is considered парадигмальный the approach to develorment of the person in a context of the modern theory of welfare activity.

Key words: the paradigmalnyj approach, development of the person, the modern theory, welfare activity.

Переход к новому педагогическому миропониманию закономерно сопровождается интенсивным обновлением понятийно-терминологического аппарата педагогической науки, рождающегося на основе парадигмального подхода.

Решающее значение в разработке парадигмального подхода к развитию теории социально-культурной деятельности внес доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Ярошенко. По его мнению, «теория социально-культурной деятельности рассматривается как самостоятельная, целостная, сложноорганизуемая отрасль педагогической науки. Она отвечает требованиям единства истории, предметного поля науки, методологической общности ученых, институциональной организации» (6, с. 26). Как каждая отрасль педагогической науки теория социально-культурной деятельности имеет свой предмет, объект, проблемы, технологии, пространство-время, границы, личность, совокупность ее отношений в условиях досуга.

Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности рассматривается нами как дуалистическая составляющая: педагогическое регулирование воздействием (средовым, фонозадаю-щим и импульсами и интерферентными индукторами) и встречного движения самореализации личности (рефлексия).

Как видим, опорой для сформированного нами парадигмального подхода к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности служат психология и физиология, которые представляют собой достаточно развитые и самостоятельные области научного знания, каждая из которых имеет свой предмет исследования, разрабатывает собственные теории, методы и технику эксперимента. Поскольку психическое есть функция мозга, то наиболее типичными остаются изучение психолого-педагогических процессов в социально-культурной деятельности, независимо от механизмов и конкретного предметного содержа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 114-120

Социально-культурная деятельность 115

ния, что позволяет принимать результаты научных изысканий как исходный материал для развития теории.

В теории социально-культурной деятельности отношения между педагогикой, психологией и физиологией упрощенно можно обозначить как отношения притягивания, параллелизма и отталкивания, однако они устанавливались постфактум - на вербально-понятийном уровне, а не на уровне конкретного исследования.

Этот подход ни в коей мере нельзя считать преодоленным, хотя его недостаточность была осознана еще И.П. Павловым, говорившим о необходимости более тесного взаимодействия между психологией и физиологией. Ему такое взаимодействие представлялось как сопряжение различных этапов исследования. Психология на своем этапе выясняет «общие конструкции психических образований, физиология же на своем этапе стремится продвинуть задачу дальше - понять их как особое взаимодействие физиологических явлений» (4, с. 138). Комментируя это высказывание, А.Н. Леонтьев писал, что исследование движется не от физиологии к психологии, а от психологии к физиологии, А.Н. Леонтьев приводит и другое высказывание И.П. Павлова о том, что прежде всего важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык (2). В развитие данного положения в теории социально-культурной деятельности были выполнены многочисленные исследования, в которых психолого-педагогический и физиологический язык следовал достижению цели и решению конкретных задач. Начиная с 80-х годов прошлого столетия в теорию культурно-просветительной, а затем социально-культурной деятельности стали проникать идеи системно-структурного анализа. Педагогические объекты стали рассматриваться как сложно организованные, имеющие системное строение. Однако при этом не обошлось без упрощений, когда педагогические парадигмы упрощали психологическую реальность, а физиологически просто не представляли процессы с элементарными функциями.

Как известно сам термин «парадигма» использовался Т. Куном в двух ипостасях: как «совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества» и как один из способов «решения головоломок, которые, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу для решения неразгаданных еще головоломок» (1, с. 220).

На наш взгляд, специфику теории социально-культурной деятельности характеризует инновационный перцептивно-коммуникативный процесс, определяющий развитие личности в условиях рыночных отношений.

Здесь трактовка перцепция личности как физиологической функциональной системы возможна в условиях социально-культурной деятельности, адаптированной к новому восприятию мира.

Точно так же как зрительное восприятие - это не только глаз или анализатор, и даже не афферентный синтез, как и человеческая память, - это не только мозг и не физиологическая функциональная система, а инструмент позволяющий сделать акцент не только на содержании, а на формировании таких межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия для развития личности.

Поэтому в теорию социально-культурной деятельности следует включать категориальный аппарат как психологической, педагогической и физиологической науки, в частности таких понятий, как цель, мотив, действие, условие, средство, предметное содержание и т.п. Эти понятия необходимы для того, чтобы ставить конкретную задачу развития личности в условиях социально-культурной деятельности, которая определяется как закон связи между функциональными компонентами исследуемого объекта. В научном исследовании теории социально-культурной деятельности под компонентами понимаются направленные и локализованные в реальном времени и пространстве действия, операции или иные фазы деятельности, причем понятие направленности имплицирует установки, мотивы, потребности, личнос-

тный смысл и т.д.

Специфическая особенность перцептивно-коммуникативного процесса состоит и в том, что все его компоненты функционируют как единое целое, они прочны, устойчивы. «Указанные особенности позволяют рассматривать эти прижизненно складывающиеся образования как своеобразные органы, специфические отправления которых и выступают в виде проявляющихся психических способностей или функций». Многочисленные исследования, выполненные А.Н. Леонтьевым, свидетельствуют о том, что функциональные органы нервной системы имеют деятельностную природу, они формируются в ходе овладения личностью опытом познания мира, созданных человечеством предметов и явлений.

Для темы нашей статьи актуально, что представляют собой функциональные органы нервной системы личности. А.Н. Леонтьев делает больший (по сравнению с трактовкой А.А. Ухтомского) акцент на их физиологические механизмы, называя эти органы устойчивыми рефлекторными объединениями, или системами, служащими для совершения определенных актов (3).

Мысль А.Н. Леонтьева состоит в том, что одновременно с формированием высших, специфически человеческих психических процессов формируются и осуществляющие их функционирование органы мозга.

Такой подход наводит на мысль, что дея-тельностная природа создает основу для теории социально-культурной деятельности, в которой психическое наблюдается как реальность. Психическое обладает непосредственно-чувственными характеристиками измерения в социально-культурной деятельности, ибо они наблюдаемы и вполне воспроизводимы, даже в тех ситуациях, когда психическое редуцируется к «чистой мысли», они наделяются объективными характеристиками.

Подобные попытки представить специфику перцептивно-коммуникативного процесса как реальность сопряжены со вполне определенной и достаточно единообразной трактовкой функций. Эти функции описываются в тер-

минах ориентации, регуляции, программирования, управления поведением и деятельностью специалистов учреждений культуры, их актива и личности.

В рамках парадигмы педагогического регулирования развитием личности в условиях социально-культурной деятельности автономия реализации функций сопряжена со значительными трудностями, потому что не совпадает прямо и непосредственно с теми административными функциями, которые выполняют органы управления культурой на местном или региональном уровне.

Поскольку педагогика выполняет не административные, а регулятивные функции, то логично рассматривать процесс развития личности в условиях интеллектуально-эмоционального воздействия в повседневной жизни.

Аналогичными свойствами обладают и познавательные процессы, в которых восприятие и память представляют собой действия, каждое из которых эволюционирует и инволю-ционирует. Конечно, эти действия сложнее наблюдать, фиксировать и воспроизводить повторно, чем внешнее движение в условиях социально-культурной деятельности. Здесь различные системы сенсорного и перцептивного процесса ориентированы в большей степени на социально-культурные нормы, чем на анатомо-морфологические и физиологические свойства органов чувств. Вот почему при изучении моторики и перцепции наиболее впечатляющие результаты были получены в тех случаях, когда исследователи в значительном степени отвлекались от морфофизиологического механизма этих процессов и сосредотачивались на формировании теории социально-культурной деятельности.

Анализ результатов исследований последнего десятилетия показывает, что восприятие, память, мышление действия излагаются, в основном, в виде иерархически организованных функциональных блок-схем, когнитивных карт и структур, логико-математических конструкций. Все это свидетельствует о том, что и современная педагогика ищет новый язык для выражения и описания психической реальности в

Социально-культурная деятельность 117

теории социально-культурной деятельности.

Следовательно, не только к моторной, но и к когнитивной сфере личности можно подходить как к особым образом организованным организмом в более или менее сложную систему. В этом случае личность становится вполне реальной в условиях социально-культурной деятельности, где она развивается, функционирует, восстанавливается по особым законам. Вместе с тем личность в условиях социально-культурной деятельности обладает свойством предметности (восприятие чего, память на что, внимание к чему, мышление о чем). Это построенная обществом, социумом, трудовым коллективом система органов личности, вступающих в идеальный контакт с реальностью, необходима ей для проигрывания определенных вариантов поведения и деятельности.

Поэтому в преобладающем большинстве теоретиков социально-культурной деятельности предпринимается попытка формально применить деятельностный подход. Вследствие этого четкие границы самого понятия «деятельность» (в том числе и социально-культурная) оказываются размытыми, дается весьма неопределенный ориентир на какую-то абстрактную активность. А главное, что происходит преувеличение роли деятельностного подхода, о чем писал один из его создателей С.Л. Рубинштейн: «Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в содержании, в умении правильно постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию» (5, с. 343).

В рамках парадигмального подхода к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности педагогическое регулирование зачастую подменяется понятием «организация». Это притом, что теория социально-культурной деятельности показывает, что регулирование действий и процесса в целом может быть более совершенным, чем при формах организации. Если проследить изменение признаков, или свойств, трех типов организации (жесткой, самонастраивающейся и самоорганизующейся), то становится очевидным, что при переходе от первого ко второму и, особен-

но, к третьему появляется большая свобода в определении цели процесса развития личности в условиях социально-культурной деятельности, расширяется зона направленности действий. Жесткость взаимосвязей между компонентами соответственно снижается, их взаимозаменяемость увеличивается вплоть до стирания границ между ними.

Как показывает практика, самонастраивающейся организацией обладают автоматизированные действия личности в условиях социально-культурной деятельности и сложные формы перцептивных действий. А решение проблемных ситуаций, формирование новых, более эффективных способов действия, например в ходе познавательной деятельности личности, осуществляется в режиме самоорганизации. Особенность этих процессов в условиях социально-культурной деятельности состоит в том, что опыт, навыки и накопленные знания используются как средство получения нового знания в профессиональной деятельности - в режиме самоорганизации, строится на основе структурно сформированных элементов (профессиональных навыков или достаточно сформированных способов действия).

Эффективность перцептивно-коммуникативного процесса в условиях функционирования социально-культурной деятельности обеспечивается общением, причем возникающие связи не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим выражением в педагогическом дискурсе. В этом смысле само общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. В частности, для общения не безразлично, на какой пространственной территории оно развертывается и какие временные характеристики данная территория имеет.

Многозначность смыслов, отводимых общению, обусловлена тем, что в основе его лежит деятельность личности, имеющая материальный характер и играющая благодаря этому огромную роль во всех видах человеческой

жизнедеятельности. Являясь необходимым условием протекания социально-культурной деятельности, познания, выработки идеалов, ценностных ориентаций и т.д., общение как деятельность обладает определенной автономностью, наделена своеобразием и имеет собственную цель, состоящую в развитии личности и общества.

Следовательно, перцептивно-коммуникативный процесс является базовым фактором развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Это означает, что перцептивно-коммуникативный процесс является высшей формой самопроявления личности как общественного существа в условиях социально-культурной деятельности. Ведь социально-культурная деятельность насчитывает свыше 80 видов деятельности, 200 форм деятельности, огромного числа родовых и заимствованных методов и выразительных средств.

Следовательно, в теории социально-культурной деятельности личность определяется тем, что она знает; что она ценит; что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее духовные потребности и как она их удовлетворяет.

Для теории развития личности в условиях социально-культурной деятельности важно знать и уметь корректировать ряд ключевых личностных понятий. Это, прежде всего, жизненный план личности, представляющий собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, достижение которых проходит через интеграцию и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентации. Жизненный план - явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами профессионального и морального определения.

Другой системной характеристикой процесса развития личности, позволяющей прогнозировать ее будущее, является направленность личности, которая представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного ее поведения.

Среди многообразия потребностей лично-

сти можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это - потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и, вместе с тем, оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую реализацию и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности позволяет реализовать потребность личности в самореализации, которая проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью социально-культурной деятельности должно являться создание условий, посредством которых личность может стать тем, кем она способна стать, то есть самореализоваться.

Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности через педагогическое регулирование при организации и проведении массовых форм, обеспечивает максимальную загрузку пространств учреждения культуры. К наиболее интенсивным социально-культурным программам - формам (по числу участников, характеру использования пространства, интенсивности миграции), относятся праздники, обряды, ритуалы, театрализованные зрелища и представления. Поэтому возможность проведения в учреждениях культуры массовой (городской иди районной) праздничной программы является критерием педагогической регуляции. Важен парадигмальный подход к релаксации, рекреационным, анимационным технологиям социально-культурной деятельности, которые нацелены на организацию здорового образа жизни. Это вечера отдыха, развлечений, дни здоровья, клубы выходного дня и т.д. Использование общего пространства - площадь в парке, фойе в клубе, игровое поле спортзала, ста-

Социально-культурная деятельность 119

диона, поляны лесопарка, берег водохранилища и др., и режим времени, который реализуется в вечернее время, в будние дни, а также в выходные дни, требуют педагогического сопровождения, особенно свободный характер занятий, где преобладают игровое начало, непосредственный характер общения. В городских условиях режим пространства-время тяготеет к природным (парковым и загородным) территориям, на селе он требует специального общего пространства, где есть возможность выбора различных занятой, перехода посетителей от группы к группе, возможность свободного вхождения в деятельность и выхода из нее. Разновозрастной контингент участников предъявляет свои специфические требования к организации социально-культурной деятельности (возможность раздельного и совместного отдыха взрослых и детей, наличие игровых комнат, площадок, мест тихого отдыха). Соревнования в этом режиме пространства-времени имеют игровой характер и потому доступны всем участникам.

Парадигмальный подход особенно актуален в реализации празднично-обрядовой культуры. Праздничный режим является наиболее существенным в социально-культурной деятельности, ибо он подводит итог всем формальным и неформальным достижениям личности в области трудовой деятельности и досуга данного населенного пункта, района. Все ранее раздельно работавшие досуговые группы (кружки, секции, любительские объединения и т.п.) подключаются к этому процессу. Праздник - наиболее демократичная программа, где перцептивно-коммуникативный процесс дает возможность всем участникам проявить себя. Актуально, чтобы у различных групп были свои персональные пространства, зоны тяготения, возможность приобщения к любимому занятию. В то же время праздник имеет общую часть (торжественную, парад, показательное выступление и др.). Необходима общая для всех площадь -семантический центр праздника.

Обрядовый режим пространства-времени имеет разновидности в зависимости от содер-

жания (свадьба, вручение паспорта, аттестата, посвящение в студенты, введение в профессию). Каждый ритуал использует различные пространства, однако обряды все больше включают в себя в качестве элементов посещения символических центров ритуальные перемещения, путешествия и т.п. Подобный режим может быть реализован в специализированных пунктах (Дворец бракосочетания), но может использовать учреждение культурного и бытового назначения (ДК, кафе и др.).

Таким образом, парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности становится основой современной теории. Для этого необходимо интегрировать теорию социально-культурной деятельности в педагогику, психологию, физиологию; разработать теорию перцептивно-коммуникативного процесса в массовых, групповых и индивидуальных формах; обеспечить ориентировочную составляющую деятельности на основе образа создаваемого продукта и знание логики процесса; концептуальное знание о сущности процесса и продукта деятельности; обеспечить набор апробированных на собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.), сам опыт выполнения этой деятельности в конкретных условиях (при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени, невы-явленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения). Целевая ситуация актуализирует опыт рефлексии и самоконтроля своих действий специалистов учреждений культуры на основе знания образцов и критериев эффективности.

Системообразующей «единицей» парадиг-мального подхода к развитию личности выступает целостный процесс высокоэффективной деятельности создающий условия для деятельности, включающий ее гуманитарные ценности, фундаментальные теоретические принципы и ориентировочную основу выполнения (систему понятий и способов решения, типовых и ситуативных задач).

120 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^ Примечания

1. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова; общ. ред. и послесловие С.Р. Микулинского и Л.А. Марковой. - М.: Прогресс, 1975.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1972.

4. Павлов, И. П. Павловские среды / И.П. Павлов. - М., 1954. - Т. I.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.

6. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Н. Ярошенко. - М., 2000.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

И. В. Ржепянская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются особенности формирования нравственной культуры личности в Древней Руси. Народная культура позволяет рассматривать традиционное обрядовое действо как условие формирования ценностного отношения личности к окружающему миру, интегративное средство и систему воспитания, объединяющую в единое целое нравственно-мировоззренческий, познавательный и творческий компоненты.

Ключевые слова: нравственная культура, народная культура, традиции, обрядовое действо, мировоззрение, мировосприятие, творчество, моральные ценности.

Features of formation of moral culture of the person in Ancient Russia are analyzed. The national culture allows to consider traditional ceremonial action as a condition of formation of the valuable relation of the person to world around, integrative means and an educational system uniting in a single whole moral-world outlook, informative and creative components.

Keywords: moral culture, national culture, traditions, ceremonial action, world outlook, attitude, creativity, moral values.

Соответствие поведения человека совокупности принятых в обществе норм определяет нравственная культура. Как историческое явление и понятие нравственная культура берет начало в далеком прошлом - в эпохе общинно-родового строя, когда первобытное общество находилось во власти природы, об окружающей действительности древний человек

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 120-125

мог судить, только опираясь на коллективный чувственный опыт. Понятийное мышление, как и сложившейся государственности, ещё не существовало.

В целом, общественная структура этого времени совпадает с системой родства. Род это «свои», вне рода находятся «чужие» и «враги». Так значимость приобретает оппо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.