Научная статья на тему 'Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода'

Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY PARTICIPANT'S DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ-УЧАСТНИКА / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / PARADIGMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова А. А.

В статье рассматривается развитие личности как участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода. Личность является одновременно и объектом и субъектом социально-культурной деятельности. Субъектом воспроизводства духовной жизни в условиях социально-культурной деятельности становится способность наследовать и воспроизводить культурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта и передавать его будущим поколениям, внося свой вклад в развитие личности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY PARTICIPANT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES BASED ON THE PARADIGMATIC APPROACH

The article describes the development of the personality participant of social and cultural activities on the basis of paradigmatic approach. Personality is both object and subject of social and cultural activities. The subject of the reproduction of the spiritual life in the conditions of social and cultural activities is the ability to inherit and reproduce cultural patterns, transforming them to reflect the changed social experience and pass it on to future generations, contributing to the development of individual societies.

Текст научной работы на тему «Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода»

Библиографический список

1. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

2. Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов / В.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. - М.: Высш. шк., 1989.

3. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-пе-дагога: монография. - Челябинск: ЧИРПО, 1998.

Bibliography

1. Podlasy, I.P. Pedagogy: Textbook for university students of higher educational institutions. - M.: Prosveshenie, 1996.

2. Peregudov, F.I. Introduction to Systems Analysis: teaching aid for high schools / V.I. Peregudov, F.P. Tarasenko. - M. : Vysshaya shkola, 1989.

3. Kustov, L.M. The problem of system genesis of researching activity of engineer-pedagogue: monograph. - Chelyabinsk: ChIDVE (Chelyabinsk Institute of the Development of Vocational Education), 1998.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 37.032

Zharkova A A. THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY PARTICIPANT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES BASED ON THE PARADIGMATIC APPROACH. The article describes the development of the personality participant of social and cultural activities on the basis of paradigmatic approach. Personality is both object and subject of social and cultural activities. The subject of the reproduction of the spiritual life in the conditions of social and cultural activities is the ability to inherit and reproduce cultural patterns, transforming them to reflect the changed social experience and pass it on to future generations, contributing to the development of individual societies.

Key words: social and cultural activities, personality participant’s development, paradigmatic approach.

А.А. Жаркова, докторант МГУКИ, канд. филос. наук, доц., г. Москва, E-mail: kp1967@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается развитие личности как участника социально-культурной деятельности на основе парадигмаль-ного подхода. Личность является одновременно и объектом и субъектом социально-культурной деятельности. Субъектом воспроизводства духовной жизни в условиях социально-культурной деятельности становится способность наследовать и

воспроизводить культурные ооразцы, трансформировать их будущим поколениям, внося свой вклад в развитие личности

Ключевые слова: социально-культурная деятельность,

В педагогической науке широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Зачастую эти понятия отождествляются или противопоставляются.

Личность понимается А.Н. Леонтьевым «как культурно и социально детерминированная особая организация, которая координирует всю деятельность индивида с его окружающим миром» [1, с. 74].

Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общества. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде [2, с. 121].

Понятие о человеке является в этом ряду родовым, ибо это существо биологическое в отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек, располагая высокоразвитым мозгом, способен отражать мир в понятиях и преобразовывать его, что делает его существом общественным. Труд и общественная жизнь совершенствовали природную организацию человека. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского показал, что только в обществе человек оказывается способным познавать и трудиться, но и осознавать свои действия и соотносить желания и возможности. Самосознание у человека достигает высшего уровня развития, когда человек научился достигать поставленной цели, несмотря на наличие внешних и внутренних препятствий, как в филогенезе (истории рода), так и в онтогенезе (истории жизни индивида).

Поскольку «личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество

с учетом изменившегося социального опыта и передавать его общества.

развитие личности-участника, парадигмальный подход.

индивида, формирующееся в совместной деятельности и общения» [3, с. 281], данное понятие значительно уже, чем понятие «человек». Личность - категория общественноисторическая, а ее сущность и социальные функции являются главными показателями в ее характеристике.

Следовательно, личность это высоко сознательный человек, занимающий определенное положение в социуме и является носителем нескольких социальных ролей: матери или отца - воспитание детей, роль директора фирмы - управляющего организацией, роль депутата муниципального образования и т.д.

Как отмечает А.Н. Леонтьев «Личность есть системное и поэтому «сверхчувствительное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами [2, с. 52].

Если личность - это система ее отношений: к материальным ценностям и условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д., следовательно эти отношения характеризуют нравственный облик лич-ности, ее социальные установки, которые различают по уровню их осознанности, как малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанное отношение - это мимолетное чувство симпатии или антипатии.

Словом, личность - это человек, рассматриваемый в аспекте его профессиональной общественной деятельности и общественной значимости всех видов деятельности.

Оригинальность личности характеризуется как «индивидуальность», главное до-стоинство которой состоит в том, что она проявляется очень ярко, выпукло: в интеллек-туальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу в нескольких областях, или видах деятельности. Особенно индивидуальность личности проявляется в условиях социаль-но-культурной деятельности, где развиваются все стороны личности: интеллек-туаль-ная, моральная и эмоциональная. Поскольку социально-

культурная деятельность функционирует в условиях досуга, здесь важнейшим качеством личности является воля, которая позволяет на основе потребности, мотива-цели развивать как биологическую, так и социальную составляющую, что позволяет понять процесс восхождения к родовой сущности.

Поэтому личность является одновременно и объектом и субъектом социально-культурной деятельности. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. Личность как объект социальнокультурной деятельности находится под влиянием различных отношений, и прежде всего политических, экономических, трудовых, творческих, рекреационных, складывающихся в процессе ее функционирования.

В построении концепции развития личности в условиях социально-культурной деятельности автор статьи использовал поэтапную эволюцию из 5 уровней: 1) биологический; 2) технологический социально-культурной деятельности; 3) коммуникативный (формирование отношений); 4) рефлексивный; 5) духовно-культурный.

Первый этап - биологический - характеризуется появлением у человека инстинкта самосохранения, который фактически не отличается от безусловного рефлекса. Из инстинктов вырастают потребности, которые вызывают желание, интересы, мотивы. Последние - естественным путем приводят к действию. На биологическом уровне влияние социально-культурной деятельности ощутило с момента рождения человека.

Биологическая эволюция и развитие приводят маленького человека на 2-ой уровень. 2-ой уровень характеризуется осознанным вступлением детей в социально-куль-турную деятельность в ее технологическую структуру. Социальнокультурная среда по-степенно развертывает перед человеком систему своих морально-нравственных принципов и категорий, которые «входят» в его сознание через категории «добро - зло». Под воздействием социально-культурных технологий происходит развитие личности под воздействием разовых программ, которые пассивно отпечатывают в сознании личности идеи многовекового культурного наследия и опыта специалистов учреждений культуры и создавать духовные ценности посредством активного участия в коллективах художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений. Начинается социализация личности.

3-ий уровень. В процессе своего развития, участвуя в социально-культурной деятельности посредством общения, коммуникативной деятельности развивать свое тело, получив новые возможности для свободы действий при освоении пространства, получив новые знания через участие в предметной деятельности. Идет активная социализация личности. Личность становится активным элементом системы, активно фор-мирую-щей отношения к себе, миру, семье, друзьям, товарищам, к среде, к вещам и т.д. Этот процесс будет продолжаться всю жизнь.

4-ый этап. Рефлексивный. Этап характеризуется тем, что начинает заниматься процессом самопознания, саморазвития, когда активно происходит процесс формирования своего мировоззрения, этической системы, мерой осознания законов жизни. В ус-ловиях социально-культурной деятельности происходит интенсивное понимание коллективных действий, участия в подготовке и проведении массовых социальнокультурных акций, где личность попадает под действия законов «убеждения», «подражания», «заражения» и в отношения сочувствия и взаимодействия.

5-ый этап, продолжает активное самопознание личности с позиций таких факторов, как любовь, вера, социальнокультурное мышление, знания, умения, навыки в создании духовных ценностей, творческих произведений, гораздо более глубокими логическими отношениями, накоплением, систематизацией творческого и социального опыта, что открывает возможности для осуществления социально-культурного прогнозирования и проектирования, аксиологического и онтологического анализа.

Отсюда, важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни в условиях социально-культурной деятельности становится способность наследовать и воспроизводить культурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе рефлексивного сознания и передавать его будущим поколениям, внося свой вклад в развитие личности общества.

Тем самым, появляется возможность развития рефлексивного сознания личности в современных условиях. А это уже новая система координат социально-культурного мира, без которой личность может утратить способность действовать целенаправленно и последовательно в интересах себя и общества.

Здесь чрезвычайно важными являются умение субъектов социально-культурной деятельности определить содержание духовных потребностей личности; характер и направленность ценностных ориентаций; специфику инициатив личности, проживающей в социуме степень ее активности в реализации и удовлетворении собственных духовных потребностей и интересов.

Сегодня деятельность социально-культурных учреждений можно охарактеризовать как «поля интеллектуальнодуховного поиска», как комплекса смыслов, ценностей, имеющих хождение в том или ином обществе. В этой связи

А. Швейцер писал, что культура есть прогресс, который служит «духовному совершенствованию индивида как прогресса прогрессов» [4].

Учитывая хрупкое содержание внутреннего мира личности, в изменяющихся современных условиях социальнокультурных учреждениях могут обеспечивать психологическую самозащиту личности в условиях неопределенности, и сохранять важное чувство общей судьбы, которое может поддерживаться в сознании личности как тенденция к росту патриотизма.

Личность, находясь в условиях социально-культурной деятельности, испытывает воздействие политических отношений, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли своей политической партии, движения, союза и т.д.

Социально-культурные процессы представляют собой многообразие формы отражения действительности и отношения к ней. Это различные оттенки, нюансы души, отдельные образы, мысли, желания личности участвовавшей в социально-культурной деятельности.

Будучи результатом динамики процессов происходящих в социально-культурной деятельности, они отличаются подвижностью, частой сменяемостью, кратковременностью. Они могут быть и случайными для личности, не соответствовать ее сущности. Все группы процессов происходящих в социальнокультурной деятельности непрерывно взаимодействуют в соответствующих условиях деятельности и отношений, однако всегда актуализируется и становится ведущими то одна, то другая группа процессов.

Вероятно, более правомерно делить состояние личности по отношению к задачам и характеру действий и отношений в условиях социально-культурной деятельности (озабоченность, готовность к действию, вдохновение, увлечение, чувства успеха и неуспеха, сомнение и уверенность, занятость и скука, борьба мотивов, доминирующие притязания личности и др.). Это сложные синтетические образования, состоящие из неисчислимого количества элементов (стремления, взгляды,) черты характера, совесть и др.). Личность, участвуя в социально-культурной деятельности включает в себя и пони-мание общественной и личной важности труда, и привычки, и вдохновение, и терпение, и творческую страсть, и др.

В условиях социально-культурной деятельности необходима быстрая ориентировка в действительности и понимание общественной и личной важности решаемой за-дачи. Здесь важно осознание и выбор рациональных способов, путей выполнения действия для достижения поставленной цели. Отсюда непременным условием творческого вдохновения в ус-

ловиях социально-культурной деятельности становится обратная «связь», осознание успеха или неуспеха в выполнении действий, а на этой основе - чувства восторга и радости, огорчения и творческой волевой страсти. Такое состояние возникает и проявляется в условиях социально-культурной деятельности при оживлении прошлых связей, ассоциаций. Любое состояние является результатом как непосред-ственного отражения ситуации на уровне интегративных связей. Все это выступает в диалектическом единстве и в развитии личности. Реализация состояния личности в действии обычно приводит к рождению другого состояния. Еще более сложное взаимодействие имеется между психическими состояниями и свойствами личности. Психические состояния в условиях социально-культурной деятельности, оказываются непосредственной основой для появления, утверждения и обновления качеств личности.

Концептуальное обоснование новой педагогической парадигмы социально-культурной деятельности требует уточнения понятия «парадигма». Этот термин введен американским ученым Томасом Куном, подразумевающим, что данная категория науки - это то, что признанно всеми научными достижениями, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения [5].

В энциклопедическом словаре парадигма определяется как: 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе [6].

Е.В. Бондаревская дает такое определение: «парадигма -это устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных задач. Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования» [7, с. 216].

Необходимость в новой педагогической парадигме социально-культурной деятельности возникает в связи с переменами в содержании, в технологии процесса, в способах развития личности основных субъектов, в качественном обеспечении значимой деятельности, ориентированной на личность как субъекта жизни, как свободную и духовную личность.

В настоящее время действуют разнообразные парадиг-мальные модели в образовании: парадигмальный подход к анализу образовательных процессов (В.Я. Пилиповский); па-радигмальные пространства педагогических цивилизаций (И.А. Колесникова); парадигмальность как наличие альтернативных моделей действительности (С. Ханабасс); парадигмы современного образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашви-ли, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич,

В.В. Сериков и др.); парадигма качественного образования, сориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизации (И.М. Ильинский); концептуальные идеи «образовательного общества», «опережающего развития высшего образования» (Н.А. Селезнева, А.И. Субет-то и др.).

В вышеперечисленных парадигмальных моделях обосновывается теоретико-методологическая сущность образования как динамической, исторически обусловленной системы целостного социального формирования индивида, от превращения его в «чело-века общественного» до многообразной личност-но ориентированной деятельности, обеспечивающей развитие «образовывание» личности с позиции профессиональной и социально-культурной самореализации.

Совершенно естественно появление парадигмального подхода в развитии личности-участника социальнокультурной деятельности, поскольку он открывает новые возможности функционирования смысла жизни, ибо смысл не может быть привнесен извне, он вырабатывается личностью в течение всей её жизни и деятельности - как предметной, так и духовной. Аналогию здесь можно провести с системным походом. Парадигмальный подход, как и системный, прошел обычную трансформацию в своем становлении.

Социально-культурная деятельность имеет три ярко выраженных аспекта: социальный, технологический и экономический. Экономический аспект социально-куль-турной деятельности определяется типом и масштабом учреждения, степенью и глубиной действия экономических законов, сложившейся системой материальных стимулов к труду.

В реальной жизни социальные, педагогические, технологические и экономические аспекты социально-культурной деятельности детей и подростков взаимно переплетены и тесно взаимодействуют.

На практике это осуществляется через создание психоло-го-педагогических условий для развития личности ребенка в различных формах досуговой деятельности. Именно эта функция является определяющей для специалистов-профессионалов, способных квалифицированно решать социально-психологические и педагогические проблемы, возникающие в процессе их деятельности, прежде всего в процессе создания ус-ловий личности для общения и сопереживания.

Различные формы самодеятельности детей и подростков могут стать условием свободной реализации конституционных гарантий в социально-культурной деятельности. Владение информацией в области правового регулирования социально-культурной деятельности в формировании личности ребенка позволит оценить сложившуюся ситуацию в целом в обществе и конкретно в социуме.

Как отмечает профессор А.И. Арнольдов, «личность сейчас переживает две революции: революцию в обществе и свою личную. Для своего возрождения ей необходима своя, личностная, индивидуальная, внутренняя революция; совершается нелегкая работа по освоению свободы внутри себя, растет стремление прожить собственную неповторимую индивидуальную духовную насыщенную жизнь, отбрасывая навязываемые стереотипы» [8].

В основе парадигмального подхода к развитию личности участника социально-культурной деятельности лежит психологическое учение П.Я. Гальперина об интериоризации - процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, формирование внутренних интеллектуальных структур посредством усвоения внешней социальнокультурной деятельности.

Проведенный нами эксперимент показывает, что развитие личности-участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода можно сформулировать как «Педагогическое регулирование развитием и саморазвитием личности в условиях социально-культурной деятельности». Это позволяет точнее осуществить процесс поэтапного целенаправленного развития личности, где на каждом из этапов действуют свои педагогические законы.

Основные характеристики каждого из рассмотренных этапов можно представить следующим образом.

Рассматривая представленную таблицу с позиции пара-дигмального подхода, следует обратить внимание на то, что он объединяет различные теории, научные концепции, идеи и т.д. Проблематику развития личности-участника социально-культурной деятельности можно рассматривать через развитие потребности, мотивации, интереса, психологической установки, ибо каждое из этих понятий оказывается «краеугольным камнем» концепции развития личности множества людей.

1 2 3 4 5

Этапы развития Биологи- ческий Технологиче- ский Коммуникативный (формирование отношений) Рефлексивный Культурно-духовный

Празднично- обрядовая Культура Созерца- тельное участие Активносозерцательное участие Участие в подготовке и проведении Проецирование на себя содержания праздника Проецирование деятельности учреждений культуры

Народные традиции Созерца- тельное участие Не знание Понимание значимости народных традиций Соединение личности с понятием Родина Проецирование деятельности учреждений культуры

Сценарнорежиссерские технологии социальнокультурной деятельности Не знание Незнание и неумение Освоение сценарно- режиссерских технологий Участие в подготовке праздничных программ Оказание методической помощи

Участие в коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам, любительских объединениях Не знание Пассивно-содержательное участие Активное участие в деятельности творческих коллективов Участие в коллективах художественной самодеятельности; диагностика собственного развития Оказание практической помо-щи; связь с активными коллективами; передача личного опыта

С позиции развития социально-культурной деятельности нами исследовались наиболее эффективные формы и методы. Особое внимание было уделено календарным праздникам как наиболее оптимальным условиям развития личности и креато-сферы нашего общества, поскольку содержат огромные возможности для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников. Это особенно актуально, поскольку налицо тенденция поляризации людей к культуре: процесс воспроизводства культуры становится прерогативой меньшинства, а большинство стоит на позиции ее потребления. Особенно у современной молодёжи фактически отсутствует совместный опыт создания художественных ценностей.

А.Я. Флиер отмечает, что «сегодня возникает необходимость в большей универсализации транслируемого опыта, ценностей, образцов сознания и поведения; в формировании общенациональных норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека; в инициировании его интереса и спроса на стандартизированные формы социальных благ; в повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции за счет унифицирующего воздействия на мотивацию человеческого поведения, социальные притязания, образы престижности и т.п. Это, в свою очередь, вызвало необхо-

димость создания канала трансляции знаний, понятий, социокультурных норм фольклора» [9, с. 148].

Таким образом, личность, появившись на свет как биологическое существо, приобщается к социально-культурной деятельности, становясь объектом воздействия различных обрядовых действий. Дальнейшее ее развитие происходит под влиянием социально-культурной среды, в которой она социализируется, воспитывается, получает образование. В рыночных отношениях, где примат принадлежит экономике, а не развитию личности, где для массового потребления создана массовая культура, а идеология несет ценности свободного и активного индивидуалиста, личность в своем развитии избирает путь рефлексивного уровня.

Но в нашем обществе огромное число людей с коллективистской идеологией и в другой культурной среде, где другие идеалы, благодаря которым личность поднимается до духовно-личностного уровня.

Парадигмальный подход к развитию личности-участника социально-культурной деятельности способствует освобождению специалистов учреждений культуры от приоритета теорий, научных концепций развития личности, освобождению личности от несвободы внешней (на рефлексивном уровне) и внутренней (на духовном уровне).

Библиографический список

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

2. Реан, А.А. Розум, С. Н. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.Н. Розум. - СПб.: Питер, 2008.

3. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Минск. Современное слово, 2005.

4. Звенигородская, Г.П. Методологические и общетеоретические основы рефлексивного образования учащихся как процесса саморазвития: моногр. - Хабаровск, 2000.

5. Кун, Т. Структура научных революций. - М., 2002.

6. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1982.

7. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических тео-риях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. -М. - Ростов н/Д, 1999.

8. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. - М.: МГИК, 1992.

10. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. - М.: МГУКИ, 2009.

Bibliography

1. Leontiev, A.N. Activities. Consciousness. Personality. - M., 1975.

2. Rean, A.A. Psychology and Pedagogy / A.A. Rean, N.V. Bordovsky, S.N. Rozum. - St.-Petersburg: Piter, 2008.

3. Pedagogy. Most modern encyclopedia. - Minsk. Sovremennoe slovo, 2005.

4. Zvenigorodskaya, G.P. Theoretical and methodological foundations of reflective education of students as a process of self-development: monograph. - Khabarovsk, 2000.

5. Kuhn, T. The Structure of Scientific Revolutions. - M., 2002.

6. Soviet Encyclopedic Dictionary. - M.: Sov. Encyclopedia, 1982.

7. Bondarevskaya, E.V. Pedagogy: the personality in the humanistic theories and systems of education / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. -Moscow - Rostov on Don, 1999.

8. Arnoldov, A.I. Man and World of Culture: An Introduction to Culture science. - M.: MSIK, 1992.

10. Flier, A.Ya. Cultural sience to cultural studies: teaching aid for undergraduates, graduate students and applicants. - M.: MSUCA, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.