Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность специалистов;личностный подходв педагогической работе'

Социально-культурная деятельность специалистов;личностный подходв педагогической работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО — АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / IT IS INFORMATION — ANALYTICAL ACTIVITY OF THE EXPERT / A PERSONAL APPROACH / PERSONALITY CULTURAL HISTORICAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL ASPECT / PEDAGOGICAL INTERACTION / SOCIAL REGULATION / VOCATIONAL TRAINING OF THE PERSONALITY / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засыпкин И. В., Ласкин А. А.

В статье рассматриваются социально-культурная деятельность личности в социуме. Показана проблема о необходимости создания устойчивости психики, с умением преодолевать инертность жизненного развития и трудности в профессиональной деятельности специалистов. Рассматриваются психологические, социальные и практические формы взаимодействия в профилактике и преодолении пассивности и инертности жизнедеятельности специалистов, их профессиональной активности в социально-культурной деятельности. Показаны отличия по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ, компетенции личности, ее влияния, а также контроль и поддержка коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-CULTURAL ACTIVITY OF EXPERTS, A PERSONAL APPROACH IN PEDAGOGICAL WORK

In article are considered welfare activity of the personality in society. The problem about need of creation of stability of mentality, with ability to overcome inertness of vital development and difficulty in professional activity of experts is shown. Psychological, social and practical forms of interaction in prevention and overcoming of passivity and inertness of activity of experts, their professional activity in welfare activity are considered. Differences on many moments in the organization and carrying out welfare programs are shown, to competence of the personality, its influence, and also control and collective support.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность специалистов;личностный подходв педагогической работе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

социально-культурная деятельность специалистов;

личностныи подход

в педагогической работе

И.В. Засыпкин,

начальник управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России;

А.А. Ласкин,

доктор педагогических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования 13.00.05 — теория, методика и организация социально-

культурной деятельности E-mail: al.laskin @yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются социально-культурная деятельность личности в социуме. Показана проблема о необходимости создания устойчивости психики, с умением преодолевать инертность жизненного развития и трудности в профессиональной деятельности специалистов.

Рассматриваются психологические, социальные и практические формы взаимодействия в профилактике и преодолении пассивности и инертности жизнедеятельности специалистов, их профессиональной активности в социально-культурной деятельности. Показаны отличия по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ, компетенции личности, ее влияния, а также контроль и поддержка коллектива.

Ключевые слова: личностный подход, культурно-историческое развитие личности, педагогический аспект, педагогическое взаимодействие, социальное регулирование, профессиональная подготовка личности, социально-культурная деятельность, информационно — аналитическая деятельность специалиста

SOCIALLY-CULTURAL ACTIVITY OF EXPERTS, A PERSONAL APPROACH IN PEDAGOGICAL WORK

Annotation. In article are considered welfare activity of the personality in society. The problem about need of creation of stability of mentality, with ability to overcome inertness of vital development and difficulty in professional activity of experts is shown.

Psychological, social and practical forms of interaction in prevention and overcoming of passivity and inertness of activity of experts, their professional activity in welfare activity are considered. Differences on many moments in the organization and carrying out welfare programs are shown, to competence of the personality, its influence, and also control and collective support.

Keywords: a personal approach, personality cultural historical development, pedagogical aspect, pedagogical interaction, social regulation, vocational training of the personality, welfare activity, it is information — analytical activity of the expert

I.V. Zasypkin,

the head of department of the organization of scientific and publishing activity of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

A.A. Laskin,

doctors of pedagogical sciences, professor

В педагогической науке широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Зачастую эти понятия отождествляются, или противопоставляются.

Понятие о человеке является в этом ряду родовым, ибо это существо биологическое в отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек, располагая высокоразвитым мозгом, способен отражать мир в понятиях и преобразовывать его, что делает его существом общественным. Труд и общественная жизнь совершенствовали природную организацию человека. Только в обществе человек оказывается способным познавать и трудиться, но и осознавать свои действия и соотносить желания и возможности. Самосознание у человека достигает высшего уровня развития сознания человека как в филогенезе (истории рода), так и в онтогенезе (истории жизни индивида).

Понятие «личность» значительно уже чем понятие «человек». Личность — категория общественно-историческая, а ее сущность и социальные функции являются главными показателями в ее характеристике.

Личность это высоко сознательный человек, занимающий определенное положение в социуме и является носителем нескольких социальных ролей: матери или отца — воспитание детей, роль директора фирмы — управление трудовым коллективом и организацией процесса создания конечного продукта, роль депутата муниципального образования и т.д.

Личность — это система ее отношений: к материальным ценностям и условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее социальные установки, которые различают по уровню их осознанности, как малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанное отношение — это мимолетное чувство симпатии или антипатии.

Словом, личность — это человек, рассматриваемый в аспекте его общественной значимости и общественной деятельности.

Индивидуальность — это оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют главное достоинство личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность личности проявляется очень ярко, выпукло.

Индивидуальность личности может проявляться

в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу в нескольких областях, или видах деятельности. Особенно индивидуальность личности проявляется в условиях социально-культурной деятельности, где развиваются все стороны личности: интеллектуальная, моральная и эмоциональная. Поскольку социально-культурная деятельность функционирует в условиях досуга, здесь важнейшим качеством личности является воля, которая позволяет преодолеть определенное пространство-время, приобщения своим поведением, участием или действием к социально-культурной деятельности.

Индивидуальность характеризует личность специалиста конкретнее, детальнее и тем самым полнее. В педагогической науке наряду со словом «индивидуальность» используют и слово «индивид». Под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему индивидуальными характеристиками.

Поэтому личность является одновременно и объектом и субъектом социально-культурной деятельности. Развитие личности специалиста в условиях социально-культурной деятельности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Личность как объект социально-культурной деятельности находится под влиянием различных отношений, и прежде всего политических, экономических, трудовых, творческих, рекреационных, складывающихся в процессе ее функционирования.

Личность, находясь в условиях социально-культурной деятельности, испытывает воздействие политических отношений, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли своей политической партии, движения, союза и т.д.

Особое значение к развитию личности приобретает конкретизация подходов к исследованию этой проблематики. Однако сфера применимости понятия «личность» может быть и расширена, если в качестве системообразующего отношения будет использована не только ее связь с социально-культурной деятельностью, но и теми характеристиками, которые были выделены выше для отношений типа связи, которые могут удовлетворять и другие отношения. Если эти отношения будут взяты в качестве системообразующих, то мы получим такое рассмотрение объектов, которое удовлетворяет всем требованиям диалектического понимания связей.

Социально-культурные процессы представляют собой многообразие формы отражения действительности и отношения к ней. Это различные оттенки,

нюансы души, отдельные образы, мысли, желания личности участвовавшей в социально-культурной деятельности.

Будучи результатом динамики процессов происходящих в социально-культурной деятельности они отличаются подвижностью, частой сменяемостью, кратковременностью, могут быть и случайными для личности, не соответствовать ее сущности. Все группы процессов в социально-культурной деятельности непрерывно взаимодействуют в соответствующих условиях деятельности и отношений. Однако в определенных условиях актуализируются и становятся ведущими то одна, то другая группа процессов.

Важное место в социально-культурной деятельности занимают психические состояния личности. Проблема состояний личности стала предметом изучения психологов относительно недавно. Важный вклад в ее решение внесли Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, В.П. Подвойский. В учении о состояниях все еще имеется много неясного.

Психические состояния — это сложные комплексные образования психики, в которых в условиях социально-культурной деятельности сплетаются различные процессы и особенности личности. Переживая в трудных бытовых условиях личность приобретает целый поток мыслей и представлений, чувств и желаний, усилий и гражданских устремлений, а, находясь в условиях социально-культурной деятельности происходят ситуационные переживания, развертывающиеся в конкретных обстоятельствах., Состояние вдохновения, которое появляется и развивается в условиях социально-культурной деятельности, стимулируется успехами и сопровождается игрой творческих сил.

Являясь актуальным и значимым для личности в данный период, участие в социально-культурной деятельности может в дальнейшем исчезнуть, перерасти в стойкое свойство. Это имеет большое жизненное значение для личности специалиста, многие из них выражаются в мотивах деятельности, материализуются в практическом отношении с миром.

Личность, участвуя в социально-культурной деятельности включает в себя и понимание общественной и личной важности труда, и привычки, и вдохновение, и терпение, и творческую страсть, и др.

В условиях социально-культурной деятельности необходима быстрая ориентировка в действительности и понимание общественной и личной важности решаемой задачи. Здесь важно осознание и выбор рациональных способов, путей выполнения действия для достижения поставленной цели. Отсюда непременным условием творческого вдохновения в условиях социально-культурной деятель-

ности становится обратная «связь», осознание успеха или неуспеха в выполнении действий, а на этой основе — чувства восторга и радости, огорчения и творческой волевой страсти. Такое состояние возникает и проявляется в условиях социально-культурной деятельности при оживлении прошлых связей, ассоциаций. Любое состояние является результатом как непосредственного отражения ситуации на уровне интегративных связей. Все это выступает в диалектическом единстве и в развитии личности. Реализация состояния личности в действии обычно приводит к рождению другого состояния. Еще более сложное взаимодействие имеется между психическими состояниями и свойствами личности. Психические состояния в условиях социально-культурной деятельности, оказываются непосредственной основой для появления, утверждения и обновления качеств личности.

Совершенно естественно, что появление пара-дигмального подхода оправдано лишь тогда, когда открываются новые возможности функционирования социально-культурной деятельности у специалистов. Аналогию здесь можно провести с системным походом. Парадигмальный подход, как и системный, прошел обычную трансформацию в своем становлении. Вот, что писал по этому поводу В.Н. Садовский: «Систему и системность мы сегодня усматриваем буквально во всем — теоретически любой объект научного исследования может быть рассмотрен как особая система; системность характеризует процесс познания таких объектов; современная техника имеет дело с созданием систем большого масштаба, систем «человек-машина»; к категории сверхсложных систем мы отнесли человеческий мозг, сообщества организмов, сложнейшие производственные объединения, социальный строй общества»(См.1).

Отсюда можно сделать вывод, что и парадиг-мальный подход стал необходим в связи с созданием систем большого масштаба. На наш взгляд, сложные парадигмы существовали и раньше. Но, несмотря на это, тогда парадигмальный подход не был столь актуальным, как сейчас. Понять причины актуализации парадигмального подхода к социально-культурной деятельности может помочь исследование закономерностей развития педагогической науки, логической реконструкции знания. Анализ состояния педагогической науки только в данный момент не может дать ответ на вопрос о перспективах развития социально-культурной деятельности. Для того, чтобы иметь возможность делать прогнозы, необходимо сравнивать ее состояния в разные исторические периоды времени.

Проведенный нами эксперимент показывает, что развитие личности-специалистов социально-культурной деятельности на основе парадигмаль-ного подхода «Педагогическое регулирование социально-культурной деятельности» позволяет точнее осуществлять этот процесс при различных возрастных градациях личности.

Цифры говорят о том, что наиболее активный возраст — от 20 до 30 лет (35,5%). При анализе ответов выяснилось, что людей старше 30 лет, в подавляющем большинстве женщин, сдерживают семейные заботы, поэтому их активность невелика (18,2%). Молодежь до 20 лет занята в основном учебой и не имеет опыта организаторской работы, но активность среди девушек данного возраста намного выше (25,9%), чем у ребят (17,5%).

Любопытен факт повышения активности в развитии личности специалиста в более зрелом возрасте — от 40 и выше лет: рабочих — 27,2%, колхозников — 11,5%, служащих — 25,4%. Ответом на этот вопрос могут служить некоторые записи на анкетах: «Соскучились по культурной работе», «Дети подросли», «С людьми интереснее, чем дома» и т.д.

Итак, возрастные особенности являются одним из важных показателей роста или снижения активности личности в работе учреждений культуры. Период до 20 лет является своего рода резервом, предруководящим звеном. От 20 до 30 лет — самый активный период участия в работе учреждения культуры и в то же время начальный этап формирования навыков общественного руководства. Затем начинается спад — молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет заняты, с одной стороны, домашними делами, воспитанием детей в семье, а с другой — основная нагрузка на производстве ложится на их плечи. От 40 и выше лет люди снова начинают активно участвовать в общественной работе.

Но в то же время в организации социально-культурной деятельности холостые мужчины участвуют меньше, чем семейные.

Почему же семейных мужчин в активе учреждения культуры оказалось больше? Это говорит о том, что женщины-матери от 30 до 40 лет не имеют возможности проявить себя в общественно полезной работе в такой же мере, что и мужчины этого же возраста (здесь выявляются такие сложные проблемы, как недостаточная сеть дошкольных учреждений, заработная плата, невысокий уровень бытовых условий, особенно в сельской местности и т.д.).

Образовательный уровень специалистов, участвующих в деятельности учреждений культуры. Анализ анкетного опроса дал следующие результаты: что среди исследуемых специалистов СКД

подавляющее большинство лиц со средним образованием — 23,8% и лиц с неполным средним образованием — 16,5%. Это дает основание сказать, что в коллективах художественной самодеятельности, а также различные кружки вовлекаются люди грамотные, знающие и любящие это дело.

Итак, чем выше образование, тем больше проявляется активность людей в работе учреждения культуры, другими словами, по мере роста образования меняется структура духовных интересов людей.

Цифры показывают, что 81,2 процента активистов, участвующих в анкетированном опросе, удовлетворены своей работой по развитию профессиональных навыков в творчестве. Это наиболее организованная часть специалистов учреждений культуры.

Следовательно, мы достигли главной цели: духовного развития личности-участника социально-культурной деятельности. В случае успешного решения это задачи культура личности выступит не просто как совокупность уже достигнутых результатов, которые надо усвоить, а как средство пробуждения в личности будущего творца культуры, как поле самореализации новых поколений людей. Методологический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности, предполагает преобразование личности в более сложное состояние, конституирующую свои собственные элементы. Сложные процедуры конструирования личности включают разные типы соподчинения, иерархии элементов. по крайней мере исходные идеальные параметры личности.

Поэтому возникает необходимость учитывать в жизнедеятельности личности восстановление утраченных сил, работоспособности организма в целом или его функциональных систем в частности(См.2).

Вместе с тем, понимание отдыха как компенсаторной деятельности не означает их тождественность в социально-культурном аспекте. В психофизическом смысле, приходим к выводу, что рекреация будет тождественна отдыху.

Нарушение личностью здорового образа жизни в условиях досуга создают много проблем со здоровьем в любом возрасте, снижает эффективность умственной деятельности, двигательной активности. Однако дефицит двигательной активности не есть перенагрузка — это недонагрузка на функциональные системы, которая ведет к ухудшению деятельности функциональных систем.

Индивидуальные возможности работоспособности организма личности в условиях социально-культурной деятельности становятся оптимальными, когда определяются гибкой системой

включающей творческую составляющую, ибо одна и та же деятельность может рассматриваться и с точки зрения творческой, или репродуктивной деятельности. Социально-культурная деятельность может быть связана вместе с тем как с умственными перенагрузками, так и физическими недогрузками. Это еще раз подтверждает и определяет необходимость комплексного учета всех факторов, связанных с активизацией одних и «отдыхом» других функциональных систем организма.

Поэтому особую значимость приобретает содержание социально-культурной деятельности способной раскрыть творческий потенциал личности специалистов. Развитие творческих возможностей личности в условиях социально-культурной деятельности обеспечивается целями развития культуры, «идеальной» личности.

Можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность позволяют как воссозданию личности, так и пониманю процессов, происходящих во всех областях.

Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности должны учитывать возможности восстановления физической и интеллектуальной трудоспособности личности, его выхода из стрессовых состояний, вызванного нарушением естественного ритма жизни в современном урбанизованном и техногенном обществе, которое распространяется на работу, обучение, быт. При этом проблемы здоровья человека во многом зависят от экологического, социального, культурного, политического, экономического состояния общества. Появилась новая отрасль знания рекреа-логия, которая в отличие от терапии, направлена на создание благоприятных в физическом, социальном, культурном и т.д. режимов жизнедеятельности, определяют самочувствие и трудоспособность творческой личности специалиста.

Именно, в условиях социально-культурной деятельности личность имеет возможность действовать в своих собственных интересах, на основе общения, тогда как в сфере профессиональной деятельности общение носит локальный характер. Поэтому личность в условиях социально-культурной деятельности имеет доступ к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда.

Насколько сильным будет влияние межличностного общения на культурную деятельность личности, зависит от двух основных факторов: уровня сплоченности участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и характера ориентации участников на культурные ценности руководителя. Поэтому перед руководителями кол-

лективов художественной самодеятельности всегда должна быть задача поиска и предоставления участникам именно той информации, которая в той или иной ситуации будет не только актуальной, полезной, но и легко усваиваемой, соответствующей их подготовленности. Многое зависит и от того, как руководитель передает эту информацию, как расставляет оценочные акценты и на что ориентирует в организации самостоятельной работы. Кроме того, руководителю всегда следует учитывать атмосферу, настроение, эмоциональное состояние и индивидуальные психологические особенности участников самодеятельного коллектива.

До сегодняшнего времени вся многовековая эпопея формирования нашей национальной культуры, нравственности, духовности обладала не большей реальностью и ценностью, чем история Древнего Рима или Китая. И дело не в том, чтобы поднять уровень исторической информированности личности и специалистов. Необходимо, прежде всего, радикальное изменение ценностных ориентации, исторического переосмысления нашего богатейшего духовного наследия.

Литература

1. Садовский В.Н., Основания общей теории систем в развитии личности. — М., 1980. — С.35.

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. — М., 2007. — С.155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.