ленные на реализацию деятельностного подхода в подготовке бакалавров начального образования:
• сравнение различных способов изучения младшими школьниками одного и того же содержания;
• анализ проблемных ситуаций на уроке и выбор средств, необходимых для успешного достижения метапредметных результатов начального образования;
• преобразование дидактического материала в соответствии с целями достижения метапредметных результатов;
• выбор оптимальных способов развития мотивации учащихся, приемов постановки учебной задачи;
• анализ методических ошибок и их коррекция;
• планирование и конструирование способов реализации системно-деятельностного подхода в начальном образовании и
др.
Приведем некоторые примеры методических заданий и задач, реализующих деятельностный подход в методической подготовке бакалавров начального образования.
Пример 1. На каком этапе (постановка учебной задачи, её решение, самоконтроль, контроль) изучения нумерации четырёхзначных чисел целесообразно предложить учащимся задание: «По какому правилу записаны числа в каждой паре?»
а) 375 б) 708 в) 481 г) 540
1375 3708 6481 5540
Запишите пары других чисел по тому же правилу.
В процессе обсуждения решения данной методической задачи студенты выбирают этап организации учебной деятельности младших школьников (постановка учебной задачи), обосновывают свой выбор, а также узнают один из приемов создания ситуации успеха и проблемной ситуации при изучении темы «Четырехзначные числа» - прием сравнения.
Пример 2. Прочитайте описание фрагментов двух уроков, на которых учителя знакомят учащихся со случаем умножения на 1, и ответьте на вопросы:
- Какое объяснение вы считаете правильным? Почему? Есть ли ошибки? Какие? [5]
Фрагмент 1
- Найдите значение выражения 1 • 5.
- Переставьте множители и найдите результат, используя переместительное свойство умножения: 1 • 5 = 5, 5 • 1 = 5.
Аналогично составлялись пары равенств:
1 • 6 = 6 1 • 8 = 8 1 • 12 = 12
6 • 1 = 6 8 • 1 = 8 12 • 1 = 12
Делается вывод: при умножении единицы на число и числа на 1 получаем это же число.
Фрагмент 2
- Сегодня на уроке мы будем изучать особый случай умножения на число 1. Мы не можем в данном случае заменить произведение суммой и получить результат. Нужно запомнить, что при умножении на единицу мы получаем то число, которое умножаем.
- Самостоятельно найдите значения произведений: 1 • 6, 1 • 7, 1 • 12.
- Сравните равенства в каждой паре.
6 • 1 = 6 1 • 7 = 7 1 • 12 = 12
1 • 6 = 6 7 • 1 = 7 12 • 1 = 12
- Какое свойство выполняется для случая умножения с единицей?
Сравнение фрагментов и обоснование выбора одного из них позволяет студентам интегрировать математические и собственно методические знания для решения конкретной методической задачи.
Пример 3. Проанализируйте фрагмент урока обучения грамоте [6, с. 58]. Определите, какие универсальные учебные действия можно формировать у учащихся на данном уроке. Обоснуйте выбор средств в достижении метапредметных результатов.
Решая данную методическую задачу, студенты анализируют содержание представленного фрагмента и обосновывают выбор средств, необходимых для успешного достижения метапредметных результатов начального образования.
Пример 4. Познакомьтесь с языковым материалом к уроку русского языка по теме «Синонимы».
Зимой
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах и коньках. Весело детворе зимой!
Составьте вопросы для учащихся, помогающие им осознать сущность понятия «синонимы». Какие универсальные учебные действия способствуют осмыслению этого понятия?
Студенты конструируют серию вопросов, которые позволят детям выделить существенные признаки изучаемого языкового понятия, и называют действия анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Указанные принципы, формы и приемы реализации деятельностного подхода успешно применяются в практике подготовки бакалавров начального образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». Предполагаем, что изменение методологии обучения студентов в вузе будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2010.
2. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего. Наука и Школа. 2015; 5: 22 - 27.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
4. Голев Н.Д. Учебник в формате «Ноотека!» - отражение современных требований к высшему образованию. Материалы всероссийской научно-практической конференции, Барнаул: АлтГПУ, 2009: 89 - 93.
5. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Методика обучения математике в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016.
6. Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для 1 класса общеобразовательных организаций. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2010.
2. Bulin-Sokolova E.I., Obuhov A.S. Refleksivno-deyatel'nostnaya model' podgotovki pedagogov dlya obrazovaniya buduschego. Nauka i Shkola. 2015; 5: 22 - 27.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
4. Golev N.D. Uchebnik v formate «Nooteka!» - otrazhenie sovremennyh trebovanij k vysshemu obrazovaniyu. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul: AltGPU, 2009: 89 - 93.
5. Istomina N. B., Zayac Yu. S. Metodika obucheniya matematike vnachal'nojshkole. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2016.
6. Solovejchik M.S. Pourochnye metodicheskie rekomendacii k bukvaryu i propisyam dlya 1 klassa obscheobrazovatel'nyh organizacij. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2015.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Aleeva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kazantseva V.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE WELFARE WORKER IN MODERN CONDITIONS. The research presents a theoretical analysis and practical experience of formation of a professional orientation of the identity of future expert in the welfare sphere. The article studies the subject of professional activity of the welfare worker in modern conditions. The authors' approach is based on an idea that the professional expert has to possess not only the necessary knowledge and skills, but also should be steadily oriented at his future profession. In the work it is noted that the specifics of performance of role functions (management, business, reforming, mediation, leadership) demands a high level of the development of the professional orientation. The presented material allows drawing a conclusion that professional activity of the welfare worker proceeds in the field of the public relations and differs in a variety of the solved tasks.
Key words: professional activity, professional orientation of a personality, activity of welfare workers.
Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
В.В. Казанцева, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАБОТНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности личности будущего специалиста социально-культурной сферы. В статье рассматривается предмет профессиональной деятельности социально-культурного работника в современных условиях. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что специалист-профессионал должен обладать не только набором необходимых знаний и навыков деятельности, но и тем стержнем, на котором все это строится - устойчивой профессиональной направленностью. В работе отмечено, что специфика выполнения ролевых функций (менеджмент, предпринимательство; реформаторство; посредничество; лидерство), требует высокого уровня развития профессиональной направленности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что профессиональная деятельность социально-культурного работника протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная направленность личности, деятельность социально-культурного работника.
Обладая глубоким гуманитарным содержанием, профессия социально-культурного работника стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социально-культурного работника не обходятся ни программы социально-культурного развития, ни социально-культурная политика любого государства. Специалисты в сфере социально-культурной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений.
Социально-культурную работу правомерно определяют как организацию личностной, духовной, творческой, общественной, государственной помощи людям. Деятельность социально-культурного работника основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, создание перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей, как взрослых, так и детей.
Социально-культурный работник управляет культурно-до-суговой деятельностью, создает для неё необходимые экономические, материальные и социально-психологические условия, которые помогают каждому человеку - ребёнку, подростку, взрослому раскрыть возможности, развить способности, самореализоваться, самоутвердиться, найти себя, найти свое место, вернуться к основам общечеловеческих ценностей, нравственности, перестроить отношения между людьми, духовный облик и душевные качества, необходимые личности в цивилизованном обществе.
Анализ проблемы формирования профессиональной направленности будущего социально-культурного работника немыслим без рассмотрения психолого-педагогических характеристик профессиональной деятельности социально-культурного работника в современных условиях. Среди современных российских психологов труда, инженерных психологов, психологов в области управления и специалистов в области профессионального самоопределения, немало сделавших за последнее время для развития указанных направлений.
Теоретические исследования о потребностях человека, о сущности отношений его с окружающей действительностью и самим собой, получившее развитие в современной методологии личности, в научно-педагогической теории, служит основанием для определения отношений в качестве предмета профессиональной направленности в педагогике. При этом мы исходим, во-первых, из психологической модели личности, предложенной Н.В. Поповой и Ю.В. Киселевой. В их работах рассматриваются
теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Раскрывается и обосновывается четырех - компонентная модель профессионально-педагогической культуры. Определена совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры [1].
Во-вторых, из работ Ю.В. Киселевой, где она рассматривает педагогические условия. В качестве внутренних условий выступают: направленность студентов на будущую профессию; осознание ими значимости самоорганизации и саморегуляции для успешности учебной и профессиональной деятельности; устойчивая мотивация получения соответствующих знаний и освоения необходимых способов действия; сознательная активность учащихся входе формирующей деятельности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях учебной, учебно-профессиональной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности [2].
Ряд учёных-практиков разработали и внедрили в университет модульно-рейтинговую технологию обучения, и созданная на ее основе автоматизированная система управления учебной деятельностью студента выявляет необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки, уровня организации учебного процесса и эффективности обучения студентов[3].
Модель профессиональной деятельности социально-культурного работника, по мнению ряда авторов, состоит из компонентов, которые включают: описание решаемых задач; определяющих принципов социально-педагогических условий совершенствования профессиональной деятельности; технологического компонента (методы, средства, приемы, способы); уровней степеней критериев и показателей эффективности конструируемой модели профессиональной деятельности.
Согласно нашей гипотезе, в формировании профессиональной направленности социально культурного работника главным является комплекс следующих направлений деятельности: педагогическая, художественно-творческая, организаторская с основными ролевыми функциями: а) менеджмент и предпринимательство; б) реформаторство и инновационная функция; в) посредничество; г) лидерство. Формирование направлений деятельности осуществляется через взаимодействие.
В свете концептуальной линии нашего исследования особо важное значение мы придаем положению Л.С. Выготского об общей последовательности профессионального становления лич-
ности из объекта деятельности в их субъекте: сначала другие люди действуют по отношению к человеку, затем он сам вступает во взаимосвязь с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя [4, с. 171].
В процессе учебно-воспитательной деятельности будущий социально-культурный работник присваивает свою общественную сущность объектно и предметно через взаимодействие с предметным миром; в общении - субъектно, через взаимодействие с товарищами, преподавателями.
Таким образом, не отдельно внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии, обуславливает профессиональную подготовку, формирование направлений деятельности будущего социально-культурного работника.
Остановимся подробнее на рассмотрении понятия деятельности. В психолого-педагогических исследованиях под деятельностью в широком смысле понимают форму активности и взаимодействия человека с миром, побуждаемую потребностями и проявляющую в целенаправленном воздействии на его объекты [5].
Например, по мнению Н.К Баклановой, профессиональная деятельность социально-культурного работника - руководителя самодеятельного коллектива, преподавателя студии, школы искусств, как всякая деятельность, имеет мотив, цель, средства, результат, состоит из действий и операций [6].
Профессиональная деятельность - это основной вид деятельности человека, труд. Его результатом является создание общественно полезного продукта, материальных и духовных ценностей. Труд социально-культурного работника требует наличия интереса, знаний, способностей, развитого воображения, а главное - настойчивости и упорства, т.е. профессиональной направленности.
Среди психологов нет единства взглядов на природу данного понятия. Одни рассматривают направленность как избирательную активность личности в её отношениях к деятельности (А.Г. Ковалев), другие, например Н.Д. Левитов, определяют её как избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его деятельность. Отношение как форму направленности личности отмечает и П.М. Якобсон. Г.Д. Луков и К.К. Платонов считают, что направленность неотделима от цели. Она выражается, по их мнению, в активной деятельности, направленной на достижение определенных целей [7].
Формирование профессиональной направленности включает: средства деятельности социально-культурного работника - это включение участников в основные виды деятельности человека (труд, учения, игра, организованные в сфере досуга) и в систему взаимоотношений и общения в коллективе. Сложности и специфика профессиональной деятельности социально-культурного работника состоит в том, что она представляет, по существу, деятельность специалиста широкого профиля и включает три взаимосвязанные, осуществляемые в неразрывном единстве направления - организаторское, педагогическое, художественно-творческое. Каждый из них предполагает, в свою очередь, практическую, методическую, теоретическую деятельность.
Деятельность социально-культурного работника - это организация творческого процесса; создание, управление коллективом и развитие системы отношений в нем; раскрытие возможностей человека, развитие художественных способностей, духовных качеств личности в процессе творческой деятельности.
Однако, как показал наш анализ практического опыта, основательная подготовленность к художественно-творческой деятельности не является гарантией успеха в педагогической и организаторской деятельности социально-культурного работника. Нередко художественно одаренный, талантливый социально-культурный работник не может преподавать, не умеет организовать ни педагогический, ни художественно творческий процесс.
Практические работники часто сетуют на неподготовленность выпускников колледжа культуры к организаторской работе, говорят о том, что такие специалисты могут работать только с
Библиографический список
«готовым» коллективом. Социально-культурный работник должен быть организатором самодеятельного творчества, организатором досуга, организатором воспитания, организатором коллектива. Особенность профессиональной деятельности социально-культурного работника заключается в ее творческом характере и педагогической направленности.
Положения, развиваемые в отечественной науке, подчеркивают, что взаимодействие личности, в данном случае социально культурного работника, с окружающими в процессе профессиональной деятельности выполняет многообразные, формирующие функции: оказывает определенное влияние на личность социально-культурного работника эмоционально-нравственное благополучие, вырабатывает личностное отношение к социальным, культурным и нравственным ценностям, формирует стиль его поведения.
Возникшая перед личностью социально-культурного работника в процессе взаимодействия с людьми необходимость отстаивать свои интересы, свое видение мира, свою точку зрения активизирует развитие её субъектности, как профессиональной позиции социально-культурного работника в процессе учебно-воспитательной деятельности. Именно здесь, в ситуации взаимодействия, перед будущим социально-культурным работником встает вопрос, ради чего необходимо сохранить свою «автономию» - умение оставаться самим собой, быть независимым от внешних влияний. При этом, если потребность будущего социально-культурного работника в человеке, субъекта в субъекте детерминирует деятельность, то именно во взаимодействии возникает и реализуется потребность в отношениях, дающая основание рассматривать взаимодействие как определяющее условие формировании профессиональной направленности личности социально-культурного работника.
Всё это позволяет считать, что продуктивная концепция воспитания профессиональных качеств личности социально-культурного работника должна постоянно исходить из основополагающего фактора взаимодействия личности социально-культурного работника с окружающими, которое реализуется в процессе её активной учебной и трудовой деятельности. Чем больше развивается сегодня социальная сфера, тем более высокие требования предъявляются к деятельности социально-культурного работника, тем яснее становится потребность в повышении уровня его профессионализма.
Кроме того, с учётом практики использование специалистов и выполняемых ими функций организаторская деятельность может включать административно-управленческий аспект, педагогическая - пропагандистский, художественно-творческая - организацию и проведение массовых мероприятий.
С точки зрения Т.Г. Киселёвой, ролевые функции специалиста социально-культурной сферы включают: 1) менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организаций досуга детей, подростков, молодёжи, семейных общностей; 2) реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга; 3) посредничество в двух «ипостасях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренёра); 4) лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых [8].
Итак, обозначенный ряд ролевых функций специалистов социально-культурной сферы является компонентом профессиональной направленности.
В заключение данной статьи можно сделать ряд выводов. Профессиональная деятельность социально-культурного работника протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Специфика выполнения ролевых функций (менеджмент, предпринимательство; реформаторство; посредничество; лидерство), требует высокого уровня развития профессиональной направленности. Профессиональная направленность, профессиональные знания, умения и навыки социально-культурного работника возникают и развиваются именно во взаимодействии, что подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы.
1. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 206 - 208.
2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2009; 5: 273 - 276.
3. Попова Н.В. Контроль как основной инструмент эффективности обучения студентов в модульно-рейтинговой системе. Теория и практика современной науки. 2015; № 6 (6): 1652 - 1654.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Москва: Юнити - Дана, 2010.
6. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.
7. Алеева Ю.В., Казанцева В.В. Профессиональная направленность личности будущих специалистов социально-культурной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 141 - 144.
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.
References
1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.
2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 273 - 276.
3. Popova N.V. Kontrol' kak osnovnoj instrument 'effektivnosti obucheniya studentov v modul'no-rejtingovoj sisteme. Teoriya i praktika sovremennojnauki. 2015; № 6 (6): 1652 - 1654.
4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956.
5. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika. Moskva: Yuniti - Dana, 2010.
6. Baklanova N.K. Psihologo-pedagogicheskie osnovy professional'nogo masterstva specialistov kul'tury hudozhestvennogo profilya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
7. Aleeva Yu.V., Kazanceva V.V. Professional'naya napravlennost' lichnosti buduschih specialistov social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 141 - 144.
8. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Yelnikov A.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail:[email protected]
CULTUROLOGICAL APPROACH AS A BASIS OF IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A CHILDREN'S SPORTS SCHOOL. The study analyzes philosophical, sociological, psychological literature and practical experience of improvement of the educational environment of sports schools for youth. In this article the general concepts connected with the process of improvement of the educational environment of a sports school are revealed. Special attention is paid to identification of the basics and the contents of the categories of "environment" and "educational environment". The article investigates what has been studied in the sphere of improving the educational environment ay children's sports schools in pedagogy. The authors come to a conclusion that the culturological approach to education in sports schools emphasizes actually cultural party of the organization of activity, the doctrine, life, thinking of younger generation, when both curricular and extracurricular activities are realized.
Key words: environment, educational environment, improvement process, educational space of children's sports school, culturological approach.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.В. Ельников, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы и практический опыт совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. В данной статье раскрываются общие понятия, связанные с процессом совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Особое внимание уделено выявлению сущности и содержанию категорий «среда», «образовательная среда». В статье анализируется степень изученности проблемы совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в педагогической теории и практике. Авторы приходят к выводу, что культурологический подход к образованию в детско-юношеской спортивной школе подчеркивает собственно культурную сторону организации жизнедеятельности, учения, быта, мышления подрастающего поколения и требует, чтобы и в учебной, и в каждом виде и форме внеучебной деятельности его идеи получали наиболее полное воплощение.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, процесс совершенствования, образовательное пространство детско-юношеской спортивной школы, культурологический подход.
Основной целью образовательного процесса является воспитание, обучение, формирование, личностное и творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения. Культура личности подрастающего поколения отражает уровень их развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в характере деятельности и поведения, в развитии творческих сил и способностей. Она включает в себя результаты их предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, физического развития, способах и формах общения.
Значительная роль, в воспитании, обучении, формировании, развитии подрастающего поколения принадлежит физическому образованию как одной из подсистем целостного педагогическо-
го процесса. Физическое образование направленно на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях, в возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения, в обеспечении развития учреждений дополнительного образования и воплощаются в образовательной деятельности.
В данном контексте следует обратить внимание на социально-педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности. Физическая культура и спорт - особая субкультура, в которой формируется социальный опыт подрастающего поко-