Научная статья на тему 'Моделирование системы непрерывного образования в социально-культурной сфере'

Моделирование системы непрерывного образования в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / HUMANIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна

Статья представляет собой обзор компонентов, входящих в структурно-функциональную модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере. Автором обосновано, что структурно-функциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, средств, социально-педагогических, социально-культурных и акмеологических условий организации социально-культурной деятельности, ориентированной на социально-культурную адаптацию личности и стимулирование их позитивной социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF DIVERSIFICATION SYSTEMS OF CONTINUOUS EDUCATION IN SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

The article represents the review of the components entering into structurally functional model of the diversification of system of continuous education in the social and cultural sphere. By the author it is proved, that the structurally functional model of the diversification systems of continuous education in the social and cultural sphere represents purposeful pedagogical process of complex development of all set of principles, forms, methods, means, socially-pedagogical, social and cultural and acmeological conditions of the organization of the social and cultural activity focused on social and cultural adaptation of the person and stimulation of their positive social activity.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы непрерывного образования в социально-культурной сфере»

УДК 371

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зам. директора Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: mangerins@mail.ru

Статья представляет собой обзор компонентов, входящих в структурно-функциональную модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере. Автором обосновано, что структурно-функциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, средств, социально-педагогических, социально-культурных и акмеологических условий организации социально-культурной деятельности, ориентированной на социально-культурную адаптацию личности и стимулирование их позитивной социальной активности.

Ключевые слова: система непрерывного образования; социально-культурная сфера; гуманизация личности.

Ускорение научно-технического прогресса, переход к рыночным отношениям, гуманизация и гуманитаризация образования, информатизация общества, потребность социума в духовно-нравственной, социальнозначимой и творчески-активной личности определяют целесообразность создания новой системы образования - системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, цель которой создать все необходимые условия для формирования, развития и становления гуманистической личности.

Изучение проблемы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере показало, что, несмотря на присущие ей положительные стороны, она является несовершенной, ей свойственны определенные недостатки, что требует тщательного анализа, опытно-экспериментальной базы для дальнейшего ее развития.

Структурно-функциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере включает в себя предпосылки создания системы, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, организационно-педагогические условия реализации данной модели и социально-культурные технологии построения образовательного процесса на каждом уровне формирования социокультурной компетенции.

Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере имеет свои внешние и внутренние предпосылки. Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и образования в целом; к ним мы относим политические, экономические и социокультурные. Политические предпосылки направлены на проведение целенаправленной политики по организации образования в социальнокультурной сфере, основанной на педагогической науке в целом и информатизации общества. Экономические - предполагают новые механизмы государственного финансирования образования в социально-культурной сфере, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования инвестиций, разработку новых механизмов оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности. Социокультурные -направлены на усиление социально-культурной ориентации личности, связанные с интегрированием личностного образования, формированием образа жизни, адекватного современным условиям и выработке социально-активной позиции. Данные предпосылки формируют определенные потребности социума, включающие в себя потребности рынка образовательных услуг, общества, семьи и личности [1].

Внутренние предпосылки диверсификации системы непрерывного образования в

социально-культурной сфере связаны с необходимостью разрешения проблем не только самой системы, но и составляющих ее подсистем. К внутренним предпосылкам мы относим информационные, коммуникативные и образовательные потребности разных социальных категорий обучаемых в подсистемах системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, оказывающие

влияние на функционирование самой системы. Данные предпосылки основаны на перестройке деятельности системы на основе использования инновационных социальнокультурных технологий обучения, интенсификации и интеграции образовательного процесса, соблюдения преемственности на всех образовательных уровнях, внедрения современных информационных технологий, повышения квалификации педагогов, а также создания новых типов социокультурных учреждений, обеспечивающих стабильность их деятельности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере [2].

Процесс диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере обусловлен рядом существенных факторов, определяющих эффективность данной системы, которые мы определили как макрофакторы и микрофакторы.

Учет данных факторов диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере предполагает осуществление структурно-содержательных изменений системы, предоставление самостоятельности в выборе социокультурных образовательных программ в соответствии с запросами социума, разработку и введение соответствующих инновационных технологий социально-культурной деятельности, охватывающих основные ценностно-ориентированные направления жизнедеятельности личности, что позволяет создать благоприятные условия для формирования гуманистической личности [3].

Возникшие предпосылки диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере и факторы, направленные на формирование личности нового типа мышления, определяют создание развивающей образовательной среды в социально-культурной сфере, цель которой заключается в формировании гуманистической личности в системе непрерывного образования.

Данная цель обусловливает решение определенных задач, к числу которых мы относим:

- развитие целостного миропонимания и обеспечение единства культурного пространства для духовно-нравственного, рекреативно-коммуникативного и художественно-творческого роста личности;

- стимулирование процесса самопознания, стремление к индивидуальному стилю и поведению, личной стратегии жизнедеятельности;

- выработку саморегуляции поведения;

- формирование социально-активной позиции и гуманистической направленности личности;

- развитие способности творческого мышления, повышение социокультурной компетенции [4].

Реализация поставленных задач возможна в государственных общеобразовательных учреждениях (детские сады, общеобразовательные школы, училища, колледжи, вузы, специальные кафедры университетов, краткосрочные курсы повышения квалификации при учебных заведениях и др.) и учреждениях социально-культурной сферы (академии детства, центры развития, центры творчества, клубы по месту жительства, художественные, музыкальные, хореографические школы, школы искусств и др.).

Образовательный процесс в данных учреждениях необходимо осуществлять с учетом совокупности теоретико-методологических положений, определяющих организационно-педагогические условия данного

процесса, включающих в себя:

- целевой компонент (цели и задачи системы непрерывного образования);

- социально-психологический компонент (взаимодействие субъектов системы непрерывного образования);

- технологический компонент (формы, методы и средства социально-культурной деятельности);

- диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления эффективности системы непрерывного образования);

- результативный компонент (характеристика результатов применения системы непрерывного образования) [5].

Организация образовательного процесса в социально-культурной сфере должна быть

построена с учетом технологического и социально-психологического компонентов.

Технологический компонент диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере в данной модели представлен как совокупность социокультурных и педагогических методов и способов организации образовательного процесса. Социально-психологический компонент обусловлен процессом социокультурной адаптации личности, ролевой стратификации, саморегуляции и самоактуализации [6].

Построение образовательного процесса в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере должно осуществляться на традиционных и специфических принципах непрерывного образования и социально-культурной деятельности.

К традиционным принципам мы относим: принцип научности, принцип демократизации, принцип системности и целостности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип маневренности, принцип интеграции, принцип преемственности.

Среди специфических принципов относительно нашего исследования мы выделяем: принцип многоуровневости, принцип междисциплинарной интеграции, принцип дополнительности, принцип систематичности, принцип синергизма, принцип маневренности, принцип интеграции, принцип преемственности и неразрывной связи социальнокультурной деятельности с жизнью, принцип развития инициативы и самоорганизации, принцип положительной мотивации познания, принцип проблемности и практической направленности, принцип полифункцио-

нальности, принцип фасилитации, принцип рефлексивного управления положительной мотивации познания, принцип творческой направленности.

Данные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, многоуровневый, динамичный подходы к деятельности системы непрерывного образования в социально-культурной сфере и определяют ее методологию и содержание, поставленные на технологическую основу.

Функции социально-культурной деятельности системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, к которым мы относим мировоззренческую, социа-

лизирующую, адаптационную, коммуникативную, культуротворческую, информационно-просветительскую, ценностно-гедонистическую, экономическую и нормативно-правовую функции, отражают определенные стороны и направления образовательной деятельности, нацелены на стимулирование социокультурной активности, адаптацию, развитие личности и ее творческих способностей, создание условий для полноценного социально-культурного творчества.

Использование этих функций создает благоприятную возможность для диверсификации государственных, общественных, частных учреждений социально-культурной сферы, осуществляющих образовательный процесс по формированию гуманистической личности.

Становление гуманистической личности в социально-культурной сфере представляет собой длительный, непрерывный процесс, включающий в себя четыре основных образовательных уровня, соотносящихся с основными возрастными периодами жизни человека. Результатом образования на каждом уровне выступает социокультурная компетенция личности.

Первый уровень становления гуманистической личности - дошкольный, базовый творческий уровень, связан с интенсивным, но еще не систематизированным вбиранием индивидом новых знаний, творческого присвоения социокультурного опыта.

Второй уровень становления гуманистической личности базируется на первом уровне, и его характер во многом зависит от результатов прохождения базового творческого уровня. Данный уровень является наиболее интенсивным в процессе становления гуманистической личности, приводящий к формированию новых личностных качеств.

Третий уровень становления гуманистической личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере представляет собой период проблемно-личностного самоопределения молодежи, формирования самосознания и собственного мировоззрения. Личность на данном уровне приобретает ценностные новообразования -мировоззренческие умения, социокультурную самоорганизацию. В этот период она готова свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму

знаний, правил, образцов, законов, обычаев, запретов, социокультурных установок поведения и т. д., полученных на предыдущих уровнях системы.

Четвертый образовательный уровень формирования гуманистической личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере представляет собой период биологической и интеллектуальной зрелости человека и связан с появляющейся способностью к творчеству, производству и трансляции социокультурных благ. Это социально-значимый уровень, на котором сформирована единая ценностно-смысловая ориентация гуманистической личности, ее социокультурная компетентность.

В качестве инструментов формирования социокультурной компетенции на каждом уровне системы структурно-функциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере предполагает использование комплекса технологий социально-культурной деятельности, включающих в себя общие, функциональные и дифференцированные технологии.

Под общими технологиями мы понимаем характерные процессы внедрения хозрасчетных механизмов в практику образовательных процессов, которые рассматриваются как следствие управленческих решений административного аппарата образовательных и социокультурных учреждений. Конкретным результатом реализации данных технологий в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере выступает создание разнообразных предпринимательских, коммерческих образовательных структур на общефедеральном и межрегиональном уровнях, осуществляющих образовательный процесс [4].

Функциональные технологии представляют собой совокупность методов, средств, форм и видов образования для реализации определенного содержания социально-культурной деятельности.

Дифференцированные технологии, являющиеся следствием смены социокультурной парадигмы, представляют собой особый вид формирования системы непрерывного образования и выступают в качестве обновленного содержания образовательной функции социально-культурной деятельности.

Дифференцированные технологии включают в себя методики, направленные на организацию образовательной деятельности на различных возрастных уровнях [4].

В структурно-функциональной модели системы непрерывного образования в социально-культурной сфере в единстве и взаимосвязи представлены методы диверсификации, под которыми мы понимаем способы, приемы, образы действия по использованию средств воздействия на аудиторию. Методы социально-культурной деятельности применяются с целью эффективного использования форм и средств организации образовательного процесса.

К основным методам, применяемым в организации социокультурной образовательной деятельности личности, мы относим: метод моделирования образовательного социокультурного процесса, метод стимулирования социокультурной активности личности, метод формирования общественного сознания личности, метод мотивации, методы познавательной и самообразовательной деятельности, метод включения в социальнокультурную деятельность.

Все перечисленные методы социальнокультурной деятельности в процессе становления гуманистической личности используются в совокупности друг с другом, находятся в тесной взаимосвязи и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных на каждом образовательном уровне системы непрерывного образования в социально-культурной сфере.

К числу важнейших компонентов реализации модели системы непрерывного образования в социально-культурной сфере относятся организационные средства социальнокультурной образовательной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание личности.

Данные средства подразделяются на: устные (живое слово); печатные (научные, информационные и др. тексты); наглядные (подлинные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления); художественные (музыка, живопись, театр и др.); технические (звукоаппаратура, проек-

ционные аппараты, музыкальные инструменты, костюмы и т. п.); психолого-педагоги-ческие (общение, самодеятельность, игра, зрелища и т. д.).

В неразрывной связи с организационными методами и средствами становления гуманистической личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере находятся формы социальнокультурной деятельности, которые предусматривают решение самостоятельных образовательных задач и использование соответствующих способов организации социальнокультурной деятельности. Под формами в данной модели следует понимать способы и приемы организации образовательного процесса в целях включения личности в активную социокультурную деятельность, к которым мы относим массовые, групповые и индивидуальные социально-культурные формы.

Критериями выбора форм социальнокультурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие индивида в образовательном процессе.

Построение непрерывного образовательного процесса становления гуманистической личности на всех уровнях формирования социокультурной компетенции организуется на следующих видах социально-культурной деятельности: информационно-познавательной, коммуникативной, художественно-творческой [2].

Информационно-познавательная дея-

тельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную в творческом отношении социально-культурную образовательную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до индивида, а предлагает их слияние с имеющимися уже знаниями, с собственным жизненным опытом. Преимущество и сила информационнопознавательного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах образовательных социокультурных учреждений информация (знания, нормы, ценности) в конечном итоге становится его собственностью. Дан-

ный вид включает в себя образовательные технологии, технологии художественнотворческой деятельности и познавательной направленности. Взаимодействие этих видов деятельности позволяет личности успешно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности и адекватно реагировать на изменения социокультурной ситуации.

Следующий вид социально-культурной деятельности - коммуникативный. Межличностные контакты в социально-культурных образовательных учреждениях предполагают свободный характер общения и располагают к взаимопониманию. Общение в данных учреждениях содержит в себе объективную и субъективную стороны. Объективная сторона общения обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в социальной группе. С этим связано и постоянное сопоставление индивидом своих личных качеств и притязаний с оценкой своего положения в социуме. Субъективная сторона оказывает большее влияние на уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения индивидов создает возможность для выработки рекомендаций по организации социально-культурной деятельности в системе непрерывного образования.

Художественно-творческая образова-

тельная деятельность призвана помочь личности адаптироваться за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие социально-культурной деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. Данный вид образовательной социокультурной деятельности позволяет личности использовать свой интеллектуальный, художественно-творческий потенциал не только для своего блага, но и для развития общества в целом. Использование художественно-творческих технологий через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу индивида, исходящих из возможностей невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения связей различных элементов искусства и творчества, оказывает влияние на процесс воспитания духовности,

культуры, познавательно-творческих и деятельностно-творческих сторон жизнедеятельности личности.

Таким образом, данная структурнофункциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере дает нам возможность системно и целостно представить процесс формирования гуманистической личности, ее готовности к жизнедеятельности активной социокультурной позиции в современных условиях.

Тем не менее, система непрерывного образования в социально-культурной сфере нуждается в пересмотре содержания всех ее компонентов. Данный подход позволяет предложить механизмы диверсификации данной системы на всех ее образовательных уровнях, включающие в себя социальнопедагогические, социально-культурные и акмеологические условия [4].

Социально-педагогические механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере охватывают реализацию следующих условий: целевое уровневое проектирование социально-культурной деятельности; преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях формирования гуманистической личности; интеграция, обеспечивающая ценностное построение непрерывной системы социокультурного образования; непрерывность и системность в образовании с использованием современных технологий социально-культурной деятельности; компетентность педагогических кадров.

Социально-культурные механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, по-нашему мнению, предполагают: создание в социокультурных учреждениях уровневой системы, обеспечивающей высокое качество социокультурного образования; доступность образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности; реализацию творческого потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации; формирование содержания и технологий с учетом традиционных и специфических принципов и функций социально-культурной деятельности; формирование эффективной инвестиционной политики.

Акмеологические механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере заключаются в: установке на целостное мировосприятие, системное и гибкое мышление; самоактуализации творческих способностей, интеллектуальной и культурной рефлексии; активизации субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социокультурного образования; инновационно-вариативном обновлении содержания образования посредством внедрения современных арт-технологий.

Таким образом, структурно-функциональная модель диверсификации системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, средств, социальнопедагогических, социально-культурных и акмеологических условий организации социально-культурной деятельности, ориентированной на социально-культурную адаптацию личности и стимулирование их позитивной социальной активности.

Анализ системы непрерывного образования в социально-культурной сфере показал, что в зависимости от уровня образования меняются ее содержательные компоненты, тем не менее, при различной формулировке целей каждого уровня образования основная цель, заложенная в каждую ступень, направлена на формирование гуманистической личности, на воспитание высококвалифицированного специалиста, готового к профессиональной деятельности.

Содержание социокультурного образования изменяется от широкого, общего к узкому, частному по мере роста образования. Функции, несущие данное образование, неизменны на всех уровнях системы, также как и традиционные педагогические принципы непрерывного образования и специфические принципы социально-культурной деятельности. Методы, средства, формы видоизменяются по мере усложнения содержания образования, отвечая целям и задачам каждого уровня с соблюдением иерархии, а все виды социально-культурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи на каждом образовательном уровне.

Таким образом, реализация данной модели позволит использовать потенциальные возможности общеобразовательных и социокультурных учреждений путем включения в образовательные программы проблем, раскрывающих особенности развития современного общества, социальных, экономических, политических, конфессиональных, национальных вопросов, выявляющих принципы гуманистического мировоззрения, психологии общения и коммуникативной культуры и этики.

1. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.

2. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

3. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992.

4. Влацен Л. Обеспечение качества образования: проблемы и способы их решения. М., 1993.

5. Альтбах Ф.Д. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. М., 1992.

6. Татур Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. М., 1992.

Поступила в редакцию 1.11.2011 г.

UDC 371

MODELING OF DIVERSIFICATION SYSTEMS OF CONTINUOUS EDUCATION IN SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Social and Educational Technologies Department, Deputy Director of Academy of Social and Educational Technologies, e-mail: mangerins@mail.ru

The article represents the review of the components entering into structurally functional model of the diversification of system of continuous education in the social and cultural sphere. By the author it is proved, that the structurally functional model of the diversification systems of continuous education in the social and cultural sphere represents purposeful pedagogical process of complex development of all set of principles, forms, methods, means, socially-pedagogical, social and cultural and acmeological conditions of the organization of the social and cultural activity focused on social and cultural adaptation of the person and stimulation of their positive social activity.

Key words: system of continuous education; social and cultural sphere; humanization of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.