Научная статья на тему 'Диагностический потенциал парадигмального подхода: постановка проблемы'

Диагностический потенциал парадигмального подхода: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИКА / САМОБЫТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / CULTURE / EDUCATION / UPBRINGING / ENLIGHTENMENT / SOCIOCULTURAL ACTIVITIES / PARADIGMATIC APPROACH / DIAGNOSIS / IDENTITY / PERSONALITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазыка Галина Сергеевна

Парадигмальный подход в теории социально-культурной деятельности представляет собой практико-ориентированную концепцию комплексного развития личности. Актуальность рассмотрения диагностического потенциала парадигмального подхода обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования практико-ориентированных методик в сфере социально-культурной деятельности. Объект исследования социально-культурная деятельность как феномен культуры и педагогическая практика проектирования социокультурной сферы жизни общества. Предмет уровни концептуализации парадигм социально-культурной (просветительской) деятельности. Перспективная цель исследования состоит в выработке на основе указанного подхода метода диагностики эффективности институциональной парадигмы учреждения высшего образования культуры в направлении социально-культурной деятельности студентов. Текущая задача структурирование уровней концептуализации парадигм социально-культурной деятельности. Мы выделяем персональный, институциональный, региональный, национально-государственный и генетический уровни и приходим к выводу, что социально-культурная деятельность воспитуемого предполагает максимальный комплексный эффект в том случае, если осуществляется с учетом условий парадигм социально-культурной деятельности всех уровней. Характеристика направлений сфер факторного влияния на развитие личности, включенных в конкретный вид социально-культурной деятельности, и сравнение с ее воздействием на уровень инкультурации, индивидуализации и самореализации личности позволяют разработать универсальную диагностическую методику практико-ориентированных технологий комплексного развития личности в сфере социальнокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC POTENTIAL OF THE PARADIGMAL APPROACH: PROBLEM STATEMENT

The paradigmatic approach in the theory of socio-cultural activity is a practical-oriented concept of personality's complex a development. The urgency of considering the diagnostic potential of the paradigmatic approach is due to the need for further improvement of practice-oriented methods in the field of socio-cultural activities. The object of research is socio-cultural activity as a phenomenon of culture and the pedagogical practice of designing the sociocultural sphere of society. The subject is the levels of conceptualization of the paradigms of socio-cultural (educational) activity. The prospective objective of the study is developing a method for diagnosing the effectiveness of the institutional paradigm of higher education institutions of culture in the direction of students' socio-cultural activities on the basis of this approach. The current task is to structure the levels of conceptualization of the paradigms of socio-cultural activity. We single out the personal, institutional, regional, national-state and genetic levels and come to the conclusion that the socio-cultural activity of the educated person assumes the maximum complex effect in case it takes into account the conditions of the paradigms of socio-cultural activities at all levels. Characteristics of the directions of the spheres of factor influence on the personality’s development included in a specific type of socio-cultural activity and comparing with its impact on the level of inculturation, individualization and selfrealization of the individual make it possible to develop a universal diagnostic methodology of practice-oriented technologies of personality’s complex development in the sphere of socio-cultural activity.

Текст научной работы на тему «Диагностический потенциал парадигмального подхода: постановка проблемы»

УДК 371.38:378

САЗЫКА Галина Сергеевна Краснодарский государственный институт культуры

г. Краснодар, Россия sazyka92@mail.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Парадигмальный подход в теории социально-культурной деятельности представляет собой прак-тико-ориентированную концепцию комплексного развития личности. Актуальность рассмотрения диагностического потенциала парадигмального подхода обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования практико-ориентированных методик в сфере социально-культурной деятельности. Объект исследования - социально-культурная деятельность как феномен культуры и педагогическая практика проектирования социокультурной сферы жизни общества. Предмет - уровни концептуализации парадигм социально-культурной (просветительской) деятельности. Перспективная цель исследования состоит в выработке на основе указанного подхода метода диагностики эффективности институциональной парадигмы учреждения высшего образования культуры в направлении социально-культурной деятельности студентов. Текущая задача - структурирование уровней концептуализации парадигм социально-культурной деятельности. Мы выделяем персональный, институциональный, региональный, национально-государственный и генетический уровни и приходим к выводу, что социально-культурная деятельность воспитуемого предполагает максимальный комплексный эффект в том случае, если осуществляется с учетом условий парадигм социально-культурной деятельности всех уровней. Характеристика направлений сфер факторного влияния на развитие личности, включенных в конкретный вид социально-культурной деятельности, и сравнение с ее воздействием на уровень инкультурации, индивидуализации и самореализации личности позволяют разработать универсальную диагностическую методику практико-ориентированных технологий комплексного развития личности в сфере социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: культура, образование, воспитание, просветительство, социально-культурная деятельность, парадигмальный подход, диагностика, самобытность, личность, общество

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-249-254

Galina S. SAZYKA Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia sazyka92@mail.ru

DIAGNOSTIC POTENTIAL OF THE PARADIGMAL APPROACH: PROBLEM STATEMENT

The paradigmatic approach in the theory of socio-cultural activity is a practical-oriented concept of personality's complex a development. The urgency of considering the diagnostic potential of the paradigmatic approach is due to the need for further improvement of practice-oriented methods in the field of socio-cultural activities. The object of research is socio-cultural activity as a phenomenon of culture and the pedagogical practice of designing the soci-ocultural sphere of society. The subject is the levels of conceptualization of the paradigms of socio-cultural (educational) activity. The prospective objective of the study is developing a method for diagnosing the effectiveness of the institutional paradigm of higher education institutions of culture in the direction of students' socio-cultural activities on the basis of this approach. The current task is to structure the levels of conceptualization of the paradigms of socio-cultural activity. We single out the personal, institutional, regional, national-state and genetic levels and come to the conclusion that the socio-cultural activity of the educated person assumes the maximum complex effect in case it takes into account the conditions of the paradigms of socio-cultural activities at all levels. Characteristics of the directions of the spheres of factor influence on the personality's development included in a specific type of socio-cultural activity and comparing with its impact on the level of inculturation, individualization and self-realization of the individual make it possible to develop a universal diagnostic methodology of practice-oriented technologies of personality's complex development in the sphere of socio-cultural activity.

Keywords: culture, education, upbringing, enlightenment, sociocultural activities, paradigmatic approach, diagnosis, identity, personality, society

Повторяющиеся в социокультурной практике явления складываются в развивающиеся тенденции, что при изучении их количественных измерений позволяет говорить о прогнозировании и проектировании предсказуемых положительных тенденций развития. По мнению Д.И. Фельдштейна, современное общество «сложно структурировано ... Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [1, с. 5]. В этой связи проблема гармоничного развития личности представляется как многогранная и разно-

плановая педагогическая проблема, требующая структурирования социального воздействия на личность и анализа культурообразующих факторов влияния общества на индивида.

Актуальность рассмотрения диагностического потенциала парадигмального подхода к развитию теории социально-культурной деятельности обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования методологии обозначенной педагогической сферы. В теоретическом плане развитие новых методик диагностики влияния социально-культурной деятельности на формирование и развитие личности расширяет научные представления о взаимообусловленности жизнедеятельности общества и индивида. В научно-практическом - развитие конкретно-научных диагностических методов позволяет более точно определять качества педагогического воздействия, вовремя корректировать методы и приемы воспитания, образования, проектирования перспективной социокультурной ситуации.

Парадигмальный подход в теории социально-культурной деятельности представляет собой практико-ориентированную концепцию комплексного развития личности, обоснованную в ряде работ А.А. Жарковой [2-5]. В настоящее время отдельные возможности его научно-практического применения остаются востребованными и осмысленными не в полной мере. В частности, хотелось бы обратить внимание на диагностический потенциал предложенной А.А. Жарковой теоретической концепции и перспективы синтеза качественных и количественных методов анализа многостороннего воздействия социально-культурной деятельности студентов учреждения высшего образования культуры на развитие и саморазвитие личности будущего специалиста.

Объект нашего исследования - социально-культурная деятельность как феномен культуры и педагогическая практика проектирования социокультурной сферы жизни общества.

Отечественная культура сильна традициями просветительства. Со времен М.В. Ломоносова просветительство является высшей оценкой государственной политики. Просветительство оказывает влияние на текущую социальную ситуацию и проектирует долгосрочные тенденции общественного развития. В советское время культурно-просветительская деятельность была неотъемлемой и наиболее конструктивной частью культурной политики государства. Воспитание специалистов отрасли культуры представлялось стратегической и в высшей степени важной задачей, от решения которой зависела не только идеологическая устойчивость советского человека как строителя коммунистического будущего, но своеобразно понимавшийся суверенитет советского государства, незыблемость межнациональных связей его регионов и идеологическая управляемость социокультурных процессов. В XX в. развивалось самостоятельное направление отечественной педагогики, тесно переплетенное с практикой проектирования культуры. Демократизация общества обострила необходимость ориентации данного направления на передовые достижения современной науки, потребовала переосмысления накопленного опыта, переориентации просветительской доктрины на насущные потребности общества, выраженные в сохранении традиций народной культуры, достижений мировой культуры и необходимости развития на основе непреходящих ценностей целостной личности. Концепт культурно-просветительской деятельности был переосмыслен как деятельности социально-культурной, связанной с управлением и развитием важного сегмента социальности, с педагогической практикой проектирования социокультурной сферы жизни общества. Среди ведущих отечественных ученых, развивающих данное направление теоретического знания и педагогики, можно назвать М.А. Ариарского, И.И. Горлову, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, А.И. Манаенкова, Н.Н. Ярошенко и др. На наш взгляд, социально-культурную деятельность можно рассматривать как феномен современной культуры, связанный с практикой проектирования социокультурной сферы жизни общества и культуры в целом, как ценностно-смысловой системы социальности. Выработанное ЮНЕСКО определение культуры как комплекса «особых духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных характеристик общества или социальной группы, которые охватывают не только искусство и литературу, но также образ жизни, уклад совместного проживания, системы ценностей, традиции и верования» [6, с. 4] раскрывает и особое значение социально-культурной деятельности как вида социальной активности индивида, ориентирующего его в многообразии культурных ценностей, ведущего личность как к осмыслению собственной уникальности и самобытности, так и к пониманию исключительной ценности самобытности другого человека, другого народа и иных традиций.

Интересующий нас предмет - уровни концептуализации парадигм социально-культурной (просветительской) деятельности. Перспективная цель исследования состоит в выработке на основе указанного подхода метода диагностики эффективности институциональной парадигмы учреждения высшего образования культуры в направлении социально-культурной деятельности студентов. Текущая же задача состоит в структурировании уровней концептуализации парадигм социально-культурной деятельности. Основная идея состоит в том, что парадигма социально-культурной деятельности отдельного института (учреждения высшего образования культуры)

как модель просветительского воздействия на развитие личности студентов в непосредственном их участии в этой деятельности не может рассматриваться изолированно от складывающихся тенденций просветительства регионального, национально-государственного и глобального (мирового) уровней. Сравнение же ведущих тенденций развития социально-культурной деятельности с моделью конкретного института в аспекте ее влияния на личность позволит точнее диагностировать воспитующую роль деятельности института.

А.А. Жаркова при построении концепции парадигмального подхода в теории социально-культурной деятельности опирается на понятие парадигмы Т. Куна, введенного им в социологию науки в двух аспектах: как наиболее общая совокупность научных представлений и как модельный метод интуитивного решения сложных задач [3, с. 115]. В трудах А.А. Жарковой парадигмаль-ный подход реализуется и как теоретическая концепция исследования формирующей личность практики, и как наиболее общий модельный метод решения прикладных педагогических задач. Важной составляющей категориального значения «парадигмы» являются определенность деятельности парадигмальными рамками отдельных субъектов деятельности. А.А. Жаркова применяет в ходе исследования целый комплекс диагностических методик [2, с. 40-42]. Применение количественных методов позволило ученому опереться на результаты различных измерений культурной жизни в процессе социально-культурной деятельности участвующей в эксперименте аудитории. Акцентируем внимание на возможных уровнях концептуализации парадигм социально-культурной деятельности на основании определения основных ее субъектов.

Наивысшее положение занимает генетическая парадигма культуры, в настоящее время складывающаяся из общемировых тенденций глобализации и регионализации культур. Группа отечественных культурологов указывает, что «концепт "общецивилизационного" развития является бинарным и определяется отношением к иной культурной тенденции, т.е. глобальный концепт "общецивилизационного" развития определим только в соотношении с тенденциями регионализации культур» [7, с. 186]. Субъектами генетического уровня концептуализации парадигмы социально-культурной деятельности, помимо государств, участников мировой политической и культурной жизни, выступают международные организации, творческие и общественные объединения, выдающиеся деятели науки, культуры, искусств, чье творчество в контексте мировой культуры значительно обогащает ее ценностное и смысловое содержание. Центральное место в исследовании мировых тенденций культурного развития занимает ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, в состав которой в настоящий момент входят 195 действительных и 10 ассоциированных государств-членов [8]. Институт статистики ЮНЕСКО, образованный в 1999 г., на основе передовых современных методик развивает Систему статистики культуры (ССК 1986 г., ССК 2009 г.), призванную обеспечить разработку конструктивной политики, прогноз и оценку последствий ее применения [9, с. 111].

Тенденция регионализации культур определяет следующий структурный уровень. Национально-государственный уровень концептуализации парадигмы социально-культурной деятельности определяется установками, составляющими социальный заказ каждого отдельного общества в области и сферах культуры [9, с. 17-32]. К примеру, инновационный подход А.А. Жарковой ориентирован на развитие стандартов преподавания теории и технологии социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, формируемых с опорой на сложившиеся отечественные традиции [10]. В целом национально-государственная парадигма базируется на передовых достижениях национальной и мировой культуры. Субъектами национально-государственного уровня концептуализации парадигмы социально-культурной деятельности выступают органы государственного управления, предопределяющие государственную политику, организации, творческие коллективы и личности, практически ее осуществляющие.

Следующий уровень - региональная парадигма: народная педагогика, деятельность местных учреждений культуры и дополнительного образования, традиции художественной самодеятельности, семейного образования, домашнего досуга и пр. В настоящее время проблематика народной педагогики находится под пристальным вниманием научного сообщества (Л.Н. Бережнова, А.Б. Григорян, Л.В. Еремин, С.В. Казначеев, И.В. Кожанов, Г.Г. Легирь, А.В. Младенцев, И.Л. Набок, М.Б. Насырова, Н.У. Сагалаков, Н.И. Синявский, Е.А. Хохлова, М.Н. Ципцина, В.И. Щеглов и многие др.). Региональная парадигма складывается из синкретичных форм социально-культурной деятельности, включающих в себя целый комплекс компонентов. В частности Л.А. Буровкина указывает, что «важнейшим достоинством народной культуры является то, что в ней заложены гуманные идеи единства человека и природы, мудрость жизни отдельного человека как части мира, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле» [11, с. 9]. Роль региональной парадигмы специфична, поскольку она базируется не на теоретических или нормативно-законодательных формальных установках, а на практике передачи из поколения в

поколение наиболее существенных ценностных и смысловых категорий культуры и повседневного знания. Ведущими субъектами концептуализации парадигмы социально-культурной деятельности на этом уровне выступают народы и этносы, населяющие конкретный регион, творческие коллективы и личности, непосредственно развивающие региональные традиции. Необходимость сохранения самобытности региональных культур, а соответственно, и своеобразия региональных парадигм просветительской деятельности неоднократно подчеркивается как ведущая установка ЮНЕСКО: «... сохранение и уважение самобытности каждой отдельной культуры, как и отличительных качеств других культур, представляет собой проблему, требующую урегулирования в глобальном масштабе» [9, с. Ш].

Завершают структуру концептуализации парадигм социально-культурной деятельности институциональный (парадигма отдельного учреждения, творческого коллектива или генеральная линия творчества отдельного художника) и персональный (реализующийся в межличностном общении и саморазвитии) уровни. Разграничение этих уровней осуществляется по направленности культурообразующего воздействия: институциональный призван обслуживать общественные интересы, персональный же - это стратегия личностного саморазвития.

На всех уровнях концептуализации парадигма социально-культурной деятельности определяется как многофакторно обусловленное генеральное направление проектирования перспективной ситуации. Структурировав эти уровни, мы выделяем сферы факторного влияния на развитие личности и предполагаем синергетический эффект комплексного воздействия в точках их пересечения. Ключевыми критериями эффективности комплексного воздействия на развитие личности здесь могут выступать сравнительные параметры уровня инкультурации, автономизации (индивидуализации) и самореализации личности, диагностируемые опросными формами.

В конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» утверждается понимании культурного разнообразия как ключевого условия социально-культурной деятельности, а его сохранение - как важнейшее направление культурной и просветительской политики [12]. Дэвид Тросби отмечает: «...принципы поддержания культурного разнообразия определяются тем обстоятельством, что разнообразие идей, верований, традиций и других проявлений художественного и культурного творчества ведет к возникновению широкого спектра культурных услуг, которые существенно отличаются от услуг, предоставляемых их отдельными составляющими... культурное разнообразие вносит весомый вклад в динамику художественной и культурной жизни, которая, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на экономику» [9, с. 15]. В свете установки на сохранение культурного разнообразия и самобытности культурных практик в характеристике персонального уровня концептуализации парадигмы социально-культурной деятельности и диагностики его влияния на развитие личности особое внимание следует уделить формированию понимания ценности многообразия культур и толерантного отношения к культурной самобытности. Этот параметр развития культуры личности должен рассматриваться как важнейший элемент ее автономизации (индивидуализации). Осознание собственной индивидуальности и уникальности должно уравновешиваться осмыслением ценности автономии другой личности. Участие в институциональных формах социально-культурной деятельности и реализация в личностной практике форм традиционной культуры региона должно сопровождаться пониманием уникальности практик иных институтов и традиций.

Сформулированная проблема диагностики парадигмального воздействия на развитие личности как проблема учета различных факторов влияния, с одной стороны, предполагает поиск универсальных форм диагностирования педагогического воздействия, с другой - структурирование уровней концептуализации парадигм социально-культурной деятельности позволяет ориентировать универсальные научные механизмы диагностирования на учет развития самобытных традиций этой сферы социального развития. Каждый институт и каждый социально-культурный проект должен учитывать, с одной стороны, не только универсальные, но и уникальные свойства личности, с другой - региональные, национально-государственные и генетические тенденции в развитии культуры. Социально-культурная деятельность воспитуемого предполагает максимальный комплексный эффект в том случае, если осуществляется с учетом направленности институциональной, региональной, национально-государственной и генетической парадигм социально-культурной деятельности. Характеристика направлений сфер факторного влияния на развитие личности, включенных в конкретный вид социально-культурной деятельности, и сравнение с ее воздействием на уровень инкультурации, индивидуализации и самореализации личности позволяют, на наш взгляд, разработать универсальную диагностическую методику, раскрывающую диагностический потенциал парадигмального подхода. Предполагаемый диагностический метод должен состоять из двух взаимосвязанных частей: 1) анализ своеобразия и общих универсальных компонентов институциональной, региональной, национально-государственной и генетической

парадигм социально-культурной деятельности на основе исследований тенденций развития культуры и нормативно-программных документов конкретных социально-культурных проектов; 2) фиксация и анализ воздействия конкретных социально-культурных проектов на развитие личности их участников в аспекте инкультурации, индивидуализации и самореализации личности путем их анкетирования. Предлагаемый подход, опираясь на синтез качественных и количественных аналитических методов, предполагает наиболее комплексную и объективную оценку эффективности педагогического воздействия различных моделей социально-культурной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Фельдштейн Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований. - М. ; Воронеж, 2006. - 15 с.

2. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 47 с.

3. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к развитию личности - основа современной теории социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1(39). - С. 114-120.

4. Жаркова А.А. Парадигмальный подход - эффективный метод развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1(51). - С. 109-114.

5. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодежи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3(65). - С. 106-112.

6. UNESCO Universal Declaration on cultural diversity / A document for the World Summit on Sustainable Development, Johannesburg, 26 August - 4 September 2002. - Paris: UNESCO, 2002. - 64 P.

7. Горлова И.И., Бакуменко Г.В., Коваленко Т.В. История как культурный текст. К вопросу интерпретации символов успеха в культуре // Право и практика. - 2017. - № 1. - С. 183-188.

8. Нести мир в сознание мужчин и женщин // ЮНЕСКО, 2017 [Электронный ресурс] - URL: http://www.unesco.org/new/ru/general-information/about-us/ (дата обращения: 01.09.2017).

9. UNESCO Framework for Cultural Statistics (FKS) / UNESCO Institute for Statistics (UIS). - Montreal, 2009. - 98 p.

10. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2007. - 480 с.

11. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования / / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 8-15. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-3-8-15.

12. Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions / The General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, meeting in Paris from 3 to 21 October 2005 at its 33rd session. - Paris: UNESCO, 20 October 2005. - 16 p.

REFERENCES

1. Fel'dshteyn D.I. O razvitii fundamental'nykh psikhologicheskikh issledovaniy [On the development of fundamental psychological research]. М. ; Voronezh, 2006. 15 p. (in Russ.).

2. Zharkova A.A. Paradigmal'nyy podkhod k razvitiyu lichnosti v usloviyakh sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... d-ra ped. Nauk (Paradigmatic approach to the development of personality in conditions of socio-cultural activity). М., 2011. 47 p. (in Russ.).

3. Zharkova A.A. Paradigmal'nyy podkhod k razvitiyu lichnosti - osnova sovremennoy teorii sotsi-al'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The paradigmatic approach to personal development is the basis of the modern theory of socio-cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2011. No. 1(39). Pp. 114-120. (in Russ.).

4. Zharkova A.A. Paradigmal'nyy podkhod - effektivnyy metod razvitiya lichnosti v usloviyakh sotsi-al'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The paradigmatic approach is an effective method of personal development in conditions of socio-cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2013. No. 1(51). Pp. 109-114. (in Russ.).

5. Zharkova A.A. Paradigmal'nyy podkhod k sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti molodezhi v sov-remennoy situatsii [Paradigmatic approach to the socio-cultural activities of young people in the current situation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2015. No. 3(65). Pp. 106-112. (in Russ.).

6. UNESCO Universal Declaration on cultural diversity / A document for the World Summit on Sustainable Development, Johannesburg, 26 August - 4 September 2002. Paris: UNESCO, 2002. 64 p. [ru; en].

7. Gorlova I.I., Bakumenko G.V., Kovalenko T.V. Istoriya kak kul'turnyy tekst. K voprosu interpretatsii simvolov uspekha v kul'ture [History as a cultural text. On the interpretation of the symbols of success in culture] // Pravo i praktika = The law and practice. 2017. No. 1. Pp. 183-188. (in Russ.).

8. UNESCO Building Peace in the minds of men and women Нести мир в сознание мужчин и женщин (2017), Available at: http://www.unesco.org/new/ru/general-information/about-us/ (accessed 1 September 2017). [ru; en].

9. 2009 UNESCO Framework for Cultural Statistics (FKS) / UNESCO Institute for Statistics (UIS). Montreal, 2009. 98 p. [ru; en].

10. Zharkov A.D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]. М., 2007. 480 p. (in Russ.).

11. Burovkina L.A. K voprosu o priobshchenii obuchayushchikhsya k narodnoy khudozhestvennoy kul'ture v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [On the question of familiarization of students with folk art culture in institutions of additional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika = Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogic. 2016. No. 3. Pp. 8-15. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-3-8-15. (in Russ.).

12. Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions / The General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, meeting in Paris from 3 to 21 October 2005 at its 33rd session. Paris: UNESCO, 20 October 2005. 16 p. [ru; en].

Информация об авторе:

Сазыка Галина Сергеевна, аспирант, кафедра туризма, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия sazyka92@mail.ru

Получена: 13.10.2017

Для цитирования: Сазыка Г.С. Диагностический потенциал парадигмального подхода: постановка проблемы. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 1. с.249-254.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-249-254.

Information about the author:

Galina S. Sazyka, Postgraduate Student, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia sazyka92@mail.ru

Received: 13.10.2017

For citation: Sazyka G.S. Diagnostic potential of the paradigmal approach: problem statement. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part. 1. Pp. 249-254.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-249-254. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.