СУ ОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
УДК 304.4 А. Д. Жарков
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается государственная культурная политика на современном этапе в социально-культурном аспекте. Государственная культурная политика — это сложная система, включающая политический компонент, где принимаются законодательные акты, решения на самом высоком уровне, и исполнительские функции, которые выполняют все государственные структуры, начиная от Правительства РФ, министерств федерального, регионального масштаба до органов самоуправления на местах. Социально-культурная политика государства определяет и регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и которые затрагивают интересы всех слоёв населения. Государственная политика в социально-культурной деятельности сегодня направлена на преодоление узковедомственных подходов федеральных органов власти при решении актуальных проблем и на преодоление разобщённости в их деятельности. Ключевые слова: государственная культурная политика, современный этап, социально-культурный аспект.
A. D. Zharkov
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE STATE CULTURAL POLICY AT THE PRESENT STAGE: SOCIAL AND CULTURAL ASPECT
The article examines the state cultural policy at the present stage in the social and cultural aspect. State cultural policy — is a complex system, which includes a political component, which is subject to legislative acts, decisions at the highest level and executive functions that perform all state structures, from the Russian Government, the federal ministries, regional governments scale up the field. Social and cultural policy of the state defines and regulates the activities of the central government and local government agencies, committees, commissions, as well as public and commercial organizations, their work focused on goals that are put in front of them, directly or indirectly affect the interests of all segments of the population. State policy in the social and cultural activity today is aimed at overcoming the bureaucratic approach of the federal government in solving urgent problems and to overcome fragmentation in their activities.
Keywords: state cultural policy, the current stage, the social and cultural aspect.
Государственная культурная политика -чрезвычайно широкое и объёмное понятие, требующее внимания широкого круга учёных, занимающихся различными областями гуманитарного знания.
Государственная культурная политика - это сложная система, включающая политический компонент, где принимаются законодательные акты, решения на самом высоком уровне, и исполнитель-
ЖАРКОВ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности 116 Московского государственного института культуры
ZHARKOV ANATOLY DMITRIEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: [email protected] © Жарков А. Д., 2016
ские функции, которые выполняют все государственные структуры, начиная от Правительства Российской Федерации, министерств федерального, регионального масштаба до органов самоуправления на местах. Всё это требует от всех властных структур независимо от ведомственной принадлежности чёткой координации и взаимодополняемости в реализации культурной политики.
Поскольку в государственной культурной политике не бывает универсальных решений, то каждый компонент системы, имея свой менеджмент, реализует федеральные решения на своём уровне.
Социально-культурная политика государства является одним из важнейших направлений культурной политики.
Разработка основ и поэтапная реализация государственной социально-культурной политики является необходимым условием успешного продвижения по пути культурного воспитания населения, гарантией всестороннего развития членов демократического общества, построения нового гражданского общества на основе мировых и национальных культурных ценностей.
Термином «социально-культурная политика» обозначаются государственные и социальные функции, осуществляемые по отношению к гражданам страны. Эта политика включает в свою сферу определённый круг функций, затрагивающих жизненные интересы всего населения.
Социально-культурная политика государства определяет и регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоёв населения.
Различное толкование термина «социально-культурная политика» создаёт определённые сложности при решении теоретических, законотворческих и практических задач, которые приводят либо к сужению содержания этого направления культурной политики, либо к его «размыванию» в социальных, экономических и культурных проблемах.
Классическое определение культурной политики состоит в том, что «это искусство возможного» в формировании отношений государства, общества и граждан к культуре. Культурные отношения в обществе определяются политическими, экономическими, правовыми и другими аспектами. Государственная культурная политика - это, прежде всего, проявление отношения государства и общества к материально-технической базе социально-культурной деятельности, кадровому составу, подготовке кадров высшей квалификации, повышению имиджа профессий в сфере культуры.
От того, насколько скоординированы многосложные и разнообразные связи и взаимоотношения культурной политики и населения, зависит положение специалистов социально-культурной деятельности. Государство показывает «искусство возможного» в современной международной обстановке. Успешно развивается система вузов культуры и искусств, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации. Системой вузов культуры и искусств следует гордиться, ибо она лучшая в мире.
Это показали международные симпозиумы «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». Достаточно сказать, что только во МГИКе проведён грандиозный капитальный ремонт, аналогов которому не было за 85 лет функционирования вуза.
Восстанавливается сеть учреждений
социально-культурного и культурно-досу-гового типа. Поскольку культурная политика имеет всепроникающее значение и не ограничивается только материально-технической базой, кадровым составом, то следует от государственных заказов на научные исследования переходить к полномасштабным комплексным исследованиям, в которых изучались бы реальные культурные интересы населения.
Полученные вузовскими учёными в ходе исследований последних лет результаты свидетельствуют о том, что они не оперируют объективными научными данными о том, как относятся люди к различным группам общества, институтам власти, проводимым преобразованиям, каково реальное положение большинства людей в стране и отдельного региона, какие проблемы являются наиболее актуальными, перспективными или взрывоопасными. Поэтому и при принятии политических, экономических и организационных решений правительственные, законодательные органы не могут опереться на объективные предпочтения населения. Применение имеющегося ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего обоснование эффективного использования его творческого, педагогического и анимационного потенциала в современной социально-культурной деятельности, с помощью инноваций для возрождения культурных предпочтений, может быть реализовано только при системной культурной политике.
Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование социально-культурной деятельности приобретает особый политический смысл и значение в условиях рыночных отношений. От того, насколько верный курс, адекватно отражающий запросы общества и времени, будет выбран, зависит и будущее нашей страны, и то, каких граждан
завтрашнего общества и государства воспитаем мы сегодня.
Необходимо помнить, исследуя особенности и намечая пути развития социально-культурной деятельности, что это своего рода педагогический аспект государственной (общенациональной) или муниципальной (региональной) социально-экономической политики.
Эта специфическая система социально-культурных проектов и программ по «завоеванию» ума и сердца оказавшихся в трудном, ущемлённом положении граждан по сравнению с другими группами (слоями) населения. Улучшить их положение средствами социально-культурной деятельности полностью невозможно, но социально-культурная деятельность способствует стабилизации общества, сглаживанию внутренних и внешних противоречий.
Поэтому современная государственная социально-культурная политика -это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся различных слоёв населения, в единое целое при усилении регулирующей роли современного общества.
Однако на практике в условиях региона, при разработке и реализации такого рода программ и проектов, координация и интегрирование их в соответствии с определённой стратегией культурной политики осуществляются бессистемно, без учёта запросов населения, интересов государства на текущий момент и на перспективу, достижений мирового опыта.
Государственная культурная политика разрабатывается и реализуется всегда в определённом социально-культурном контексте и не может не учитывать специфические особенности каждого региона.
Главной социально-культурной особенностью нашей страны является большая концентрация духовных и эстетических
ценностей, а значит - и потенциальных ресурсов населения приобщиться к этим ценностям. При общей ориентации на формирование рыночной экономики в стране пока не созданы нормальные основы для активного развития рынка подлинных культурных и досуговых услуг. Нет признаков того, что структура средств развития культуры и досуга в стране претерпела изменения, соответствующие общим переменам, а те изменения, которые произошли, скорее свидетельствуют об упадке культуры, а не о подъёме.
Центральной задачей культурной политики государства сегодня является создание комплекса необходимых условий для достижения нового качества социально-культурной жизни населения страны, формирования и удовлетворения запросов, значительного улучшения и углубления контактов различных социально-демографических и национальных групп с ценностями культуры, искусства, народных традиций, активизации досуговой деятельности населения и повышения её масштаба до социально целесообразного уровня, организации полноценного, разнообразного досуга, развития художественного самодеятельного и технического творчества.
Следует назвать два дополняющих друг друга процесса обеспеченности населения соответствующими видами социально-культурных услуг. Это: интенсификация использования имеющихся возможностей учреждений и предприятий культуры, творческого потенциала, трудовых, материальных и экономических ресурсов; соответствующие государственные законодательные акты, обеспечивающие государственную поддержку социально-культурной деятельности.
Анализ культурной политики требует исследования законодательной базы, источников и методов финансирования,
официальных заявлений властей, намерений как открытых, так и скрытых, определяющих то или иное её направление, цели и задачи. Это предполагает точное описание самой социально-культурной реальности, которая далеко не всегда соответствует декларациям, а в ряде случаев отстоит от них чрезвычайно далеко. Оценка этих перемен не может быть однозначной.
Игнорирование принципов контроля приводит к тому, что в целом снижаются результаты работы в том или ином направлении, чему мы и являемся свидетелями. Вместе с тем надо учитывать, что контроль - это не панацея от безответственности или неспособности эффективно управлять. Если принимаются неверные управленческие решения, то контроль теряет свою эффективность. В ситуации, сложившейся в сфере социально-культурной политики, возможно проследить всю цепочку ложных, неэффективных, заведомо наносящих вред управленческих решений, сыгравших роковую роль в её современном состоянии.
Объективная оценка социально-культурной политики, соответствующая реальной действительности, обоснованность предложений и намеченных мер обеспечиваются лишь тогда, когда за основу берутся данные, отражающие объективную картину. А это невозможно без участия в этом процессе учёных, способных оценить проблемную социально-культурную ситуацию объективно, исходя из понимания и с учётом глобальных процессов, происходящих в мире и в России, основных целей и задач социально-культурной политики, а не из сиюминутных конъюнктурных или узких ведомственных или групповых интересов. Отсутствие системного взаимодействия учёных и управленцев ведёт к глобальным и локальным ошибкам и потерям в развитии соци-
ально-культурной политики. Так будет продолжаться до тех пор, пока теория, методика и организация социально-культурной деятельности как наука не займёт своего основополагающего места в иерархии социально-культурной сферы, а сама деятельность не приобретёт научно обоснованный характер.
Следовательно, основными целями и приоритетами современной государственной социально-культурной политики должны стать:
• всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориента-ций человека и общества, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие с задачами демократизации и модернизации России;
• помощь населению в становлении адекватных новым условиям социально-политической, социально-экономической и социально-культурной идентичности форм государственного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального сознания;
• всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социально-культурных интересов и потребностей людей;
• приобщение людей ко всему многообразию культур человечества, преодоление национальной, конфессиональной и политической отчуждённости;
• воспитание демократического миропонимания, то есть того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с социально-культурной деятельностью (как универсальным способом согласования интересов всех);
• содействие процессам социально-культурной дифференциации и иерархизации, большей специализации отдельных пла-
стов в соответствии с потребностями различных слоёв населения, так как много-слойность социально-культурной деятельности - важнейший признак её зрелости;
• поддержание субкультур в состоянии «открытых систем» с размытыми границами, способных к свободному взаимообмену социально-культурными формами и инновациями;
• создание педагогических условий для цивилизованного социально-культурного становления и развития населения как объекта социально-культурной политики;
• обеспечение организационных условий для инновационной, самостоятельной деятельности различных слоёв общества и в интересах самого общества;
• практическая отработка новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности населения как субъекта социально-культурной политики.
Все остальные цели являются производными или обеспечивающими реализацию этих основополагающих задач.
В более общем и приемлемом виде цели социально-культурной политики декларируются как сохранение, создание, распространение, освоение духовных ценностей социальной общности, нации, народа, государства - в зависимости от субъекта социально-культурной деятельности.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» чётко прописаны функции государственной политики:
• защитная функция - сохранение культуры;
• конструктивная функция - создание культурных ценностей;
• функция их распространения и пропаганды;
• функция оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов;
• функция общественного контроля всего процесса развития культуры.
Современные исследователи обращают внимание на стимулирование ускоренного развития общества в том естественном направлении, в котором оно само по себе объективно движется, не навязывая обществу умозрительных моделей его эволюции. Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентируясь на уже известные, вести неустанный поиск ещё не изведанных законов социально-культурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении.
Субъектом и объектом социально-культурной политики является само общество, лишь корректируемое государственными инстанциями, и оно действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социально-культурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия.
Постепенное содержательное воздействие социально-культурной политики на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры престижности не должно выражаться только в организационных действиях, а - в комплексе технологий формального характера.
Необходимо сохранить самобытность, особый колорит национальных черт содержания любой культуры, её национальное или религиозное своеобразие как уникального синтеза черт и форм различного происхождения, межкультурное взаимодействие как основное условие органичного развития культуры всякого народа.
Исходя из всего вышесказанного очевидно, что наступило время для серьёзного пересмотра существующих подходов к формированию региональной социально-культурной политики. В связи
с этим на передний план выходит проблема разработки её новых механизмов на всех уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа множества факторов, отражающих социально-культурный потенциал региона, приоритетные направления социально-культурной деятельности.
Значит, социально-культурная деятельность должна быть:
• неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая её духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты;
• важнейшей составляющей государственной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной;
• образовывать собственно социально-культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и общественной деятельности по стимулированию духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека.
Цели и задачи социально-культурной политики на региональном уровне созвучны общегосударственным, являясь необходимым условием стимулирования процессов самоорганизации жизни, создания условий для саморазвития культуры путём оптимального использования экономических механизмов, духовного потенциала, материальных и человеческих ресурсов региона.
Важнейшей проблемой социально-культурной политики в регионе в настоящее время является отсутствие иерархии духовных потребностей на макро- и микроуровнях, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по институциональным уровням управления и регулирования.
Понятие «духовные потребности» включает в себя широкий диапазон отношений между субъективным и объективным мирами, отражающий состояние социально-культурной жизни данного общества. Духовные потребности являются регулятивным механизмом формирования и развития личности, побуждают её к активной деятельности по усвоению уже существующих и созданию новых ценностных ориентаций.
Изучение духовных потребностей и интересов личности необходимо для разработки целенаправленной социально-культурной политики, которая была бы рассчитана на удовлетворение различных духовных потребностей населения, проживающего в регионе. В современной социально-культурной ситуации культурные интересы и потребности личности меняются весьма быстро, изучение их особенностей, факторов, оказывающих влияние на формирование потребностей и интересов, - важное направление таких исследований. Недостаточно изученными оказываются в настоящее время такие элементы, как ценностные ориентиры при выборе форм - программ социально-культурной деятельности, хобби. Отсутствуют сравнительные исследова-
ния критериев социально-культурной деятельности различных социально-демографических, социально-образовательных групп, слоёв, классов.
Государственная политика в социально-культурной деятельности сегодня направлена на преодоление узковедомственных подходов федеральных органов власти при решении актуальных проблем и на преодоление разобщённости в их деятельности.
Сформулировать и отработать единую последовательную системную государственную программу действий в сфере культуры помогает инновационное направление деятельности высших органов власти в таких формах социально-культурной деятельности, как Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория Смыслов» на Клязьме, «Таврида» и другие, которые показали, что начинается новая эра социально-культурной деятельности, когда молодые политики, учёные, мастера художественной деятельности встречаются с первыми лицами государства и обсуждают актуальные вопросы современности. «Территория Смысла» - это и новые технологии обучения для вузов культуры и искусств и учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.
Примечания
1. Жаркова А. А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности (рецензия на учебное пособие Г. С. Тихоновской «Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговых программ») // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 2 (13). С. 49-51.
2. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (59). С. 106-112.
3. Жаркова А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадиг-мального подхода: теоретические аспекты : монография. Москва : МГУКИ, 2010. 177 с.
4. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106-110.
5. Жарков А. Д. Государственная культурная политика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146-152.
6. Жарков А. Д. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 65-72.
7. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2013. 456 с.
8. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
9. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры - фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 79-84.
10. Жаркова Л. С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении : монография. Москва, 2015. 400 с.
References
1. Zharkova A. A. Kul'turno-dosugovaia programma kak sushchestvennyi rezul'tat kul'turno-dosugovoi deiatel'no-sti (retsenziia na uchebnoe posobie G. S. Tikhonovskoi "Stsenarno-rezhisserskie osnovy tekhnologii kul'turno-do-sugovykh programm") [Cultural and leisure program as essential result of cultural and leisure activity (review of the manual of G. S. Tikhonovskaya "Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs")]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 49-51.
2. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106-112. (In Russian)
3. Zharkova A. A. Razvitie lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti na osnove paradigmal'nogo podkhoda: teoreticheskie aspekty [Development of the personality in the conditions of welfare activity on the basis of paradigmalny approach: theoretical aspects]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 177 p.
4. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106-110. (In Russian)
5. Zharkov A. D. State cultural policy - a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 146-152. (In Russian)
6. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia politika gosudarstva - vazhneishee uslovie funktsionirovaniia sotsi-al'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Welfare policy of the state - the most important condition of functioning of welfare activity]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 65-72.
7. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 456 p.
8. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.
9. Zharkova L. S. Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury - faktor razvitiia traditsionnykh narodnykh kul'tur [Activity of cultural institutions - a factor of development of traditional national cultures]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 79-84.
10. Zharkova L. S. Motivatsionnoe razvitie lichnosti v sotsial'no-kul'turnom izmerenii [Motivational development of the personality in welfare measurement]. Moscow, 2015. 400 p.