6. Смолян Г. Л. Информации теория // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / Институт философии Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин -пред. совета и др. Москва : Мысль, 2010. Том 2. С. 141-142.
7. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136-141.
References
1. Belinskaya E. P. Psikhologiya Internet-kommunikatsii [Internet communication psychology]. Moscow, Publishing house of Moscow psychological and social university, Voronezh, Publishing house "MODEK", 2013. 185 p.
2. Prokhorov A. M., ed. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [The great encyclopedic dictionary]. 2nd edition. Moscow, State Scientific Publishing House "The Russian Encyclopedia", 1997. 1434 p.
3. Kapterev A. I. Multimedia kak sotsiokul'turnyi fenomen [Multimedia as sociocultural phenomenon]. Moscow, Information Publishing House "Profizdat", 2002. 226 p.
4. Federal'nyi zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zash-chite informatsii" [The federal law of July 27, 2006 N 149-FZ "About information, information technologies and on information security" ]. Available at: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (accessed: 19.02.2016)
5. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M. G., ed. Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. 2nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1990. 494 p.
6. Smolyan G. L. Informatsii teoriya [Theory about information]. In: Stepin V. S., ed. Novaya filosofskaya entsik-lopediya, v 4 tomakh. Tom 2 [New philosophical encyclopedia, in 4 vol. Vol. 2]. Moscow, Mysl Publishers, 2010. Pp. 141-142.
7. Sharkovskaya N. V. Innovative forms of the organization of leisure of the student youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 4 (66), pp. 136-141. (In Russian)
КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРАМАТИЗАЦИИ КУАЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ УДК 7.01
Г. С. Тихоновская
Московский государственный институт культуры
В статье актуализируется проблема реализации драматургических технологий в культурно-досуго-вых программах. Автор, опираясь на свои наблюдения, выявляет ряд противоречий, сложившихся в практике деятельности учреждений культуры, одно из которых заключается в отсутствии у специалистов-практиков достаточных системных знаний базовых основ драматургии и умения их профессионально применять в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ. Автор утверждает, что исторически сложившаяся практика драматизации форм культурно-досу-говой деятельности убедительно доказала свою эффективность в плане действенного раскрытия их содержания, способствующего активному восприятию данных форм зрительской аудиторией. В связи с этим важны выделение собственно базовых понятий драматургии и анализ их сущности и содержания — действия, драматического конфликта, художественного образа, сюжета, фабулы, интриги, определение функционального их значения в драматургической организации культурно-досуговых программ.
Ключевые слова-, драматургия, драматизация культурно-досуговых программ, досуговое действие, драматический конфликт в культурно-досуговой программе, художественный образ культурно-досуговой программы.
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры gg TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of
Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru ©Тихоновская Г. С., 2016
G. S. Tikhonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
ACTUAL PROBLEMS OF THE DRAMATIZATION OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS
In article the problem of realization of dramaturgic technologies in cultural and leisure programs is staticized. The author, relying on the observations, reveals a number of the contradictions which have developed in practice of activity of cultural institutions, one of which consists in absence at experts of sufficient system knowledge of basic fundamentals of dramatic art and ability them professionally, to apply in technological process of creation of cultural and leisure programs. The author claims that historically established practices of dramatization of forms of cultural and leisure activity have convincingly proved the efficiency in respect of effective disclosure of their contents promoting active perception of these forms by spectator audience. In this regard allocation of actually basic concepts of dramatic art, and also the analysis of their essence and maintenance — action, the drama conflict, an artistic image, a plot, a plot, an intrigue and definition of their functional value in the dramaturgic organization of cultural and leisure programs is important.
Keywords: drama, dramatization of cultural and leisure programs, leisure action, dramatic conflict in cultural and leisure program, the artistic image of cultural and leisure program.
Положение о том, что культурно-досуго-вая программа должна иметь драматургическую составляющую, достаточно основательно закреплено в научной литературе (В. Н. Гагин, Д. М. Генкин, А. Д. Жарков, А. А. Конович, О. И. Марков). Если рассматривать культурно-досуговую программу как специфическую художественную форму, не имеющую прямых аналогов в литературе и сценических искусствах, но при этом обладающую всеми признаками драматического произведения, возникает ряд актуальных проблем, требующих анализа и разрешения.
Наши длительные наблюдения показали, что в практике деятельности учреждений культуры специалисты активно используют драматизацию как средство действенного раскрытия содержания культурно-досу-говой программы и активного привлечения внимания зрительской аудитории к его восприятию. Однако следует заметить, многие программы часто «грешат» невнятностью драматической конструкции и отсюда неопределённостью структурно-композиционного построения, что нарушает гармонию восприятия данной программы. Иногда специалисты не могут чётко расставить
сюжетные акценты, выделить, например, исходное, центральное и заключительное событие в общем контексте содержания программы. В результате мы наблюдаем в ряде случаев невысокий профессиональный уровень, а иногда и вульгарный любительский подход к драматургической организации культурно-досуговых программ. Особенно это заметно в деятельности многочисленных коммерческих структур, оказывающих досуговые услуги населению, что в совокупности отрицательно влияет на отношение общества к культурно-досу-говой программе как социально-культурной форме.
Способность к разработке сценарно-дра-матургических основ социально-культурных программ, знание их базовых положений, умение соотносить базовые положения с конкретными действиями по разработке проекта социально-культурных программ - одна из важнейших профессиональных компетенций, заложенных в образовательном стандарте подготовки бакалавров - продюсеров-постановщиков куль-турно-досуговых программ, что предопределяет необходимость решения заявленной проблемы.
Подтверждением актуальности данной проблемы являются исследования доктора педагогических наук Н. Н. Ярошенко, отмечающего «недостаточно высокий уровень индивидуализации художественного образования и его рассогласованность с задачами становления личности как субъекта культурного процесса [14, с. 153]».
И хотя цитируемый тезис относится к собственно художественному образованию будущих специалистов культуры, в то же время данная проблема находит отражение и в художественном процессе - в сфере технологий создания культурно-досуговых программ.
Исторически сложившаяся практика деятельности учреждений культуры убедительно доказала эффективность драматизации форм культурно-досуговой деятельности. Опираясь, порой спонтанно, на законы и закономерности драматургии как литературно-художественной деятельности, учреждения культуры выработали специфические способы, приёмы, методы драматургической организации культурно-досуговых программ, отличные от классического понятия драматургии. Это - органический синтез разнофактурного и разножанрового материала; поэпизодное структурное построение сценария программы, где каждый эпизод относительно самостоятелен по тематической и содержательной направленности, но в общем контексте сценария является неотъемлемой частью целого; специфическое проявление драматического конфликта, особый оригинальный сценарный ход и коллажная группировка материала и другое. Всё это является основанием современной сценаристики в сфере досуга.
Рассматривая драматургию, с одной стороны, как область литературно-художественной деятельности, с другой - как науку о законах и закономерностях построения драматического произведения,
выделим те базовые компоненты драматургии, которые являются необходимым основанием драматургической организации культурно-досуговых программ.
Известно, что понятие «драматургия» происходит от слова «драма» и в переводе с греческого означает 'действие'.
Действие - ключевое слово драматургии, основной жанрообразующий признак драмы. Многообразие видов драматургии (театральная, музыкальная, хореографическая, оперная и другие) предопределило и многообразие видов драматического действия - словесное, музыкальное, пластическое, вокальное. Широкое разнообразие форм культурно-досуговой деятельности также характеризуется разнообразием видов досугового действия.
И здесь мы можем назвать такие виды, как игровое, конкурсно-состязательное, театрализованное, художественно-публицистическое, фольклорное (обрядовое священнодействие), танцевально-развлекательное. При этом специалисту досуга следует помнить, что досуговое действие является главным предметом его сценарно-постановочной деятельности и в каждом отдельном случае обладает своими особенностями организации.
Так, например, создавая игровую куль-турно-досуговую программу, сценарист-постановщик сталкивается с феноменом игры, которая является лишь основанием и предпосылкой для организации игрового действия.
Практическая же реализация игрового действия заключается в умении специалиста перевести автономно существующую игровую форму на «язык» игрового действия с помощью таких постановочных решений, как художественно-образная организация игрового пространства и непосредственное включение в него целевой аудитории, а также в умении определить сквозное игровое действие, подо-
брать музыкальное и пластическое его обеспечение1.
Драматический конфликт - ещё одно ключевое понятие драматургии, определяется в научной литературе как основная движущая сила драмы, источником которой выступают социальные противоречия и проблемы реальной действительности [6; 10]. Основная функция драматического конфликта - это познание в художественно-образной форме общественных противоречий, объективных причин их возникновения, логики протекания, показ драматургом путей их разрешения, что и обусловливает его познавательно формирующую ценность, способствующую преобразованию окружающей действительности. Но в то же время «драма», основанная на «несущественных противоречиях, на конфликте, не обладающем общественным содержанием, типическими обобщениями, неполноценна в художественном отношении, не обладает воспитательными и познавательными функциями [6, с. 15]».
Сохраняя свои ценностные базовые основы, драматический конфликт в куль-турно-досуговых программах, как правило, лишён социальной антагонистической основы и в различных формах культурно-досуговой деятельности приобретает специфические черты. Так, например, конкурс (с лат. - 'столкновение'), как основной элемент конкурсно-состязательной куль-турно-досуговой программы, имеет глубокую социально-психологическую и социально-педагогическую природу. Лежащее в основе конкурса такое явление, как состязательность, проявляет себя как одно из сущностных свойств человека. Стремление
1 Здесь и далее мы опираемся на культурно-досуговые программы, осуществлённые в ходе опытно-экспериментальной работы, проведённой в учреждениях культуры, а также в учебном процессе на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры в рамках преподавания дисциплин «Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговых программ», «Технология куль-турно-досуговых программ», «Технологический практикум куль-турно-досуговой деятельности».
человека к состязательности, будучи способом самореализации и самоутверждения в обществе, является одним из значительных мотивов его жизнедеятельности -в спорте, искусстве, трудовой деятельности. Мыслители прошлого, отмечая эту черту человеческой природы, считали её одной из фундаментальных «страстей человека» [13, с. 751].
Конкурсно-состязательная культурно-досуговая программа как форма межличностного общения имеет определённую конфликтную основу, но при этом её природа глубоко эстетична, содержит социально-нравственный смысл, предопределяющий здоровый дух соперничества, при котором реализуются многие созидательные, но скрытые потребности личности -преодоление комплексов, стремление быть лидером, потребность в публичном самоутверждении. В связи с этим в такой программе присутствуют признаки преобразовательной, ценностно-ориентационной, художественно-творческой, игровой деятельности.
Специфично проявляет себя драматический конфликт в художественно-публицистических культурно-досуговых программах, которые, как правило, посвящаются общественно значимым событиям - государственным и гражданским праздникам, отражающим мировоззренческие, идеологические и ментальные ценности общества. Сохранение этих ценностей, формирование необходимой направленности общественного сознания и отдельной личности, правильной оценки исторических и текущих событий, преодоление мировоззренческих и идеологических разногласий в обществе - главная цель/сверхзадача художественно-публицистических программ, которая достигается целенаправленно ориентированным содержанием программы, в котором присутствуют необходимые оценки, суждения, выводы и комментарии,
иллюстрируемые выразительными средствами документального и художественного материала.
Создание художественного образа -одна из важнейших технологических задач постановки культурно-досуговой программы. К сожалению, специалисты-практики учреждений культуры не всегда уделяют должного внимания этой позиции, в результате чего культурно-досуговая программа часто «страдает» безликостью и неопределённостью сверхзадачи.
Значительно ранее эта проблема освещалась в научной литературе. Так, А. Д. Жарков отмечал: «... в подготовке и проведении культурно-досуговых программ специалисты редко используют художественно-образные и символико-аллего-рические средства воплощения замысла, которые получают наибольшую популярность у аудитории [4, с. 417», «работникам культуры необходимо глубоко освоить, что психологически обоснованная символика оказывает очень сильное воздействие на людей. Умелое использование символов, выражающих общечеловеческие ценности, способствует повышению эффективности технологии культурно-досуговой деятельности [4, с. 416]».
Специалисту досуга следует учитывать, что создание художественного образа выступает самым существенным результатом творческой деятельности художника. Художественный образ, как правило, моделируется выразительными средствами того или иного вида искусства. В связи с этим выделяют такие виды художественных образов, как музыкальный, пластический, литературный, изобразительный и другие. При этом искусство создания художественного образа не знает творческих ограничений. Индивидуальное богатство ассоциативных связей художественного мышления творца, накапливающееся в процессе его творческой деятельности, даёт воз-
можность создавать бесконечное множество уникальных художественных образов, обладающих глубоким познавательным, мировоззренческим и эмоционально-эстетическим воздействием. В художественном образе, как правило, сосредоточены мировоззренческая и гражданская позиция художника, его личностное оценочное отношение к отображаемой действительности и в конечном счёте моральная ответственность за информационно-познавательное содержание данного образа, поскольку именно художественный образ является фактором, вызывающим доверие реципиента к тем идеям, которые звучат в произведениях художника.
Вполне ясно, что многообразие форм культурно-досуговой деятельности предопределяет и множество образных модификаций в структуре различных видов и типов культурно-досуговых программ.
Так, в театрализованных формах наиболее распространено моделирование персонифицированных образов, основой которых выступают явления природы, мир вещей и окружающего быта, социально значимые понятия. В художественно-публицистических программах, основанных на документальном материале и с привлечением реальных людей, создаётся образ современника, отражающего лучшие социальные черты своего времени.
Или, например, художественный образ новогоднего театрализованного представления для детей «И вот сама идёт Волшебница Зима», осуществлённого автором статьи в качестве экспериментальной работы, представлял собой модификацию нескольких значений - образ русской зимы с её сказочной, романтичной ментальностью и образ созидательной волшебницы, творящей добро, несущей гармонию и красоту в быт людей.
В структуре системных знаний основ драматургии важно понимание специалистами
содержания таких понятий, как «сюжет», «фабула», «интрига», а также особенностей их функционирования в технологическом процессе создания культурно-досуго-вых программ.
Сюжет (с фр. - 'содержание') - это система событий, включённая в драматическое произведение в полном и развёрнутом виде. Древнегреческий мыслитель Аристотель определял сюжет как целостное завершённое событие, имеющее начало, середину и конец, что обусловливает и целостность структурно-композиционного построения произведения, включающего исходное, центральное и заключительное события.
Исходное событие, как правило, происходит в завязке программы и определяет начало драматического конфликта. Здесь следует подчеркнуть, что поиск оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только формально определяет исходное событие, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария куль-турно-досуговой программы. Небрежный и необдуманный подход к решению завязки часто приводит к сюжетной неопределённости и невнятности композиционного построения всей программы.
Центральное событие соответствует кульминации, которая, согласно теории драматургии, является вершиной драматического конфликта, высшей точкой эмоционального напряжения и восприятия зрительской аудитории. В культурно-досу-говой программе кульминация проявляет себя далеко не так, как в классическом драматическом произведении. Так, в игровой культурно-досуговой программе кульминацией может стать достигнутая участниками программы цель - поиска, преодоления препятствий в процессе путешествия; в конкурсно-состязательной программе
- объявление победителя; в фольклорной программе - исполнение обряда.
Не меньшее значение имеет понимание сценаристом-постановщиком культурно-досуговой программы функциональных свойств фабулы драматического произведения.
Фабула, как разновидность сюжетной конструкции, позволяет определить цепь акцентных событий без развёрнутых сюжетных подробностей. Роль фабулы рельефно проявляется в технологическом процессе моделирования замысла программы, когда сценарист-постановщик может внятно сформулировать идейно-тематический контекст программы, её наиболее значимый событийный ряд, а также чётко представить художественный образ данной программы.
Интрига (с фр. - 'запутывать') относится к сюжетной стороне драматического произведения, является способом организации действия при помощи сложных перипетий. В интриге возникают конфликтные ситуации, способствующие динамике развития драматического действия. При этом следует помнить, что «интрига» относится к качественной характеристике драматического произведения, к её оригинальной действенной основе и является самой амбициозной творческой задачей драматурга. Элемент интриги присутствует и в сюжетных конструкциях культурно-досу-говых программ. Особенно ярко он проявляет себя в игровых программах, в тех неожиданных препятствиях, которые необходимо преодолеть участникам программы, например, в такой широко распространённой в настоящее время игровой программе, как квест, в конкурсно-состязательных программах, в которых выполнение конкурсного задания всегда представляет собой непредсказуемый результат. Интрига может найти своё воплощение в драматургически организованных текстах
ведущего культурно-досуговой программы, в его различных речевых приспособлениях, позволяющих постоянно поддерживать внимание и эмоциональный тонус зрительской аудитории.
Таким образом, драматургическая организация культурно-досуговых программ -это системный технологический процесс, базирующийся на законах и закономерностях драматургии, основой которых выступают ключевые базовые компоненты драматургии, их функциональные сущностные свойства. В этом процессе реализация одного компонента предопределяет реализацию другого, и только в их системной и преемственной связи может быть создана
культурно-досуговая программа высокой профессиональной культуры. Сценаристу досуга следует также учитывать, что драматургическая организация культурно-досуговых программ является первой ступенью технологического процесса создания программы и находит своё окончательное завершение в режиссёрско-постано-вочной деятельности, в которой понятия «режиссура» и «постановка» являются близкими, но не идентичными. Задача режиссёрских технологий - найти художественно-образное сценическое решение программы, а постановочных технологий - обеспечить данное решение визуально-пластическими средствами.
Примечания
1. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Москва : Политиздат, 1988. 496 с.
2. Генкин Д. М., Конович А. А. Сценарное мастерство культпросветработника. Москва, 1984.
3. Жаркова А. А. Понятие «моделирование культурно-досуговых программ» // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности : сборник научных статей. Выпуск 4 / под науч. ред. А. Д. Жаркова. Москва : МГУКИ, 2003. С. 122-128.
4. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2013. 456 с.
5. Жаркова Л. С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 176-180.
6. Катышева Д. Н. Вопросы истории драмы: действие, композиция, жанр : монография / Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург, 2001. 205 с.
7. Кузнецов М. А. Современный культурологический тип образования и будущее российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 140-149.
8. Марков О. И. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников (сценарная технология) : учебное пособие. Краснодар, 2004.
9. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. под ред. К. Разлогова. Москва : Прогресс, 1991. 480 с.
10. Поляков М. Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. Москва : Международное агентство «А.Д. и Театр», 2000. 384 с.
11. Симонова И. Ф. Интеграция образовательной и досуговой деятельности как условие формирования имид-жеобразующих компетенций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 130-136.
12. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ : монография. Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2010. 352 с.
13. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. Москва : Советская энциклопедия, 1983. 836 с.
14. Ярошенко Н. Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств -участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 150-154.
References
1. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. 4nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1988. 496 p.
2. Genkin D. M., Konovich A. A. Stsenarnoe masterstvo kul'tprosvetrabotnika [Scenario skill of the worker of the sphere of culture]. Moscow, 1984.
3. Zharkova A. A. Ponyatie "modelirovanie kul'turno-dosugovykh programm" [The concept of "modeling cultural-entertainment programmes"]. In: Zharkov A. D., ed. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti. Vypusk 4 [Innovative technologies of training in cultural and leisure activities. Issue 4]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts 2003. Pp. 122-128.
4. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 456 p.
5. Zharkova L. S. Kompetentnostnyi podkhod k deiatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv [Competence-based approach to activity of the teacher of higher education institution of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 176-180.
6. Katysheva D. N. Voprosy istorii dramy: deistvie, kompozitsiHa, zhanr [Drama history questions: action, composition, genre]. St. Petersburg, Publishing house of Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, 2001. 205 p.
7. Kuznetsov M. A. Modern culturological type of education and the future of Russian society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 140-149. (In Russian)
8. Markov O. I. Stsenarnaya kul'tura rezhisserov teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov (stsenarnaia tekh-nologiya) [Scenario culture of directors of the dramatized representations and holidays (scenario technology)]. Krasnodar, 2004.
9. Pavis Patrice Dictionnaire du théâtre (In Rus. ed.: Pavi P. Slovak teatra [Dictionary of theater]. Moscow, Progress Publishers, 1991. 480 p.
10. Polyakov M. Ya. O teatre: poetika, semiotika, teoriya dramy [About theater: poetics, semiotics, theory of the drama]. Moscow, A.D.&T., 2000. 384 p.
11. Simonova I. F. Integration of educational and leisure activities as a condition of the formation of competencies designed to create the image. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 130-136. (In Russian)
12. Tikhonovskaya G. S. Stsenarno-rezhisserskie tekhnologii sozdaniya kul'turno-dosugovykh programm [Scenario and director's technologies of creation of cultural and leisure programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 352 p.
13. Il'ichev L. F., Fedoseev P. N., and others, ed. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 1983. 836 p.
14. Yaroshenko N. N. Potentsial khudozhestvennogo obrazovaniya v gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv -uchastnikov SNG: strategicheskie podkhody IuNESKO [Potential of art education in humanitarian cooperation of the State Parties of the CIS: strategic approaches of UNESCO]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 2 (52), pp. 150-154.