Научная статья на тему 'Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа'

Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3491
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУК / ЗВУКОРЕЖИССЕР / SOUND / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА / INSTITUTIONS OF CULTURAL LEISURE TYPE / SOUND ENGINEER / CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрильчева Валерия Владимировна

В условиях развития инновационных технологий стремительно возрастают требования, предъявляемые к качеству получаемой информации в различных сферах общественного пространства. В статье рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа. Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью повседневной жизни и во многом определяет нравственные ориентиры современного общества. Звук является достаточно мощным инструментом эмоционально-психологического воздействия и важнейшей художественной составляющей мероприятий аудиовизуального и зрелищно-сценического характера. Именно поэтому вопросам звукофикации массовых культурно-досуговых проектов следует уделять особое внимание с точки зрения качества передачи звуковой информации. Звукорежиссура культурно-досуговой направленности является сложнейшим технологическим процессом, требующим от специалиста навыков профессиональной работы с техническим оборудованием в процессе звукофикации демонстрационных площадок многоцелевого назначения в учреждениях культуры и культурно-досугового типа. Автор анализирует специфику деятельности звукорежиссеров на примере подготовки и проведения культурно-досуговых программ в условиях сценического пространства учреждений культурно-досугового типа. Дается базовая классификация основных видов деятельности специалиста в процессе работы над звуковым оформлением и сопровождением культурно-досуговой программы. Автор считает, что в силу многообразия художественно-творческих задач, стоящих перед проведением каждого конкретного мероприятия на высоком организационно-техническом уровне, деятельность звукорежиссера приобретает многофункциональный, комплексный характер и становится неотъемлемой частью практически любого культурно-досугового проекта. Исследование специфики деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа и ее теоретическое обоснование позволит корригировать процесс организации мероприятий культурно-досугового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the Activity of Sound Engineers in Institutions of Cultural Leisure Type

Under the conditions of the development of innovative technologies, the requirements are soaring for the quality of the information received in various spheres of public space. This article considers specific features of the professional activity of sound engineers in institutions of cultural leisure type. Cultural and recreational activities are an integral part of everyday life and largely determine the moral guidelines of modern society. Sound is quite a powerful tool of emotional and psychological impact and the most important artistic component of audiovisual and spectacular-scenic events. That is why the issues of providing sound reinforcement to mass cultural and recreational projects should be given special attention in terms of the quality of the transmission of sound information. Sound engineering of cultural and leisure orientation is a most complicated technological process, demanding of the expert skills of professional work with technical equipment in the process of sound reinforcement at multi-purpose demonstration sites in cultural and cultural leisure institutions. The author analyses the specifics of the activity of sound engineers exemplified by preparation and conduct of cultural and recreational programmes in the context of the scenic space of institutions of cultural leisure type. She gives a basic classification of the main activities of a specialist in the process of working on sound design and accompaniment of a cultural and recreational programme. The author believes that, due to the variety of artistic and creative tasks facing each specific event at a high organisational and technical level, the sound engineer's activity acquires a multifunctional, integrated character and becomes an integral part of almost any cultural and recreational project. The study of the specifics of the activity of sound engineers in institutions of cultural leisure type and its theoretical justification will make it possible to correct the process of organising cultural and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа»

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

йО!: 10.17805^ри.2018.2.21

Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа

В. В. Зубрильчева Московский государственный институт культуры В условиях развития инновационных технологий стремительно возрастают требования, предъявляемые к качеству получаемой информации в различных сферах общественного пространства. В статье рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа. Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью повседневной жизни и во многом определяет нравственные ориентиры современного общества. Звук является достаточно мощным инструментом эмоционально-психологического воздействия и важнейшей художественной составляющей мероприятий аудиовизуального и зрелищно-сценического характера. Именно поэтому вопросам звукофикации массовых культур-но-досуговых проектов следует уделять особое внимание с точки зрения качества передачи звуковой информации.

Звукорежиссура культурно-досуговой направленности является сложнейшим технологическим процессом, требующим от специалиста навыков профессиональной работы с техническим оборудованием в процессе звукофикации демонстрационных площадок многоцелевого назначения в учреждениях культуры и культурно-досугового типа. Автор анализирует специфику деятельности звукорежиссеров на примере подготовки и проведения культурно-досуговых программ в условиях сценического пространства учреждений куль-турно-досугового типа. Дается базовая классификация основных видов деятельности специалиста в процессе работы над звуковым оформлением и сопровождением культур-но-досуговой программы. Автор считает, что в силу многообразия художественно-творческих задач, стоящих перед проведением каждого конкретного мероприятия на высоком организационно-техническом уровне, деятельность звукорежиссера приобретает многофункциональный, комплексный характер и становится неотъемлемой частью практически любого культурно-досугового проекта.

Исследование специфики деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досу-гового типа и ее теоретическое обоснование позволят корригировать процесс организации мероприятий культурно-досугового типа.

Ключевые слова: звук; звукорежиссер; деятельность; культурно-досуговая программа; учреждения культурно-досугового типа

ВВЕДЕНИЕ

Звукорежиссура является одним из передовых современных образовательных направлений. Данная специальность находится на пересечении науки, искусства, творчества и технологий и как феномен становится неотъемлемой частью современной социально-культурной жизни. В рамках отечественной традиционной школы сло-

жилось несколько направлений, среди которых — музыкальная звукорежиссура, зву-корежиссура аудиовизуальных искусств, звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ. Каждое из них обладает своими специфическими организационно-техническими и художественно-эстетическими особенностями. Звукорежиссура сферы культурно-досуговой деятельности является уникальным направлением, сочетающим в своей структуре элементы всех вышеперечисленных, соотносящимся в большей степени с профилем звукорежиссуры культурно-массовых представлений и концертных программ, малоизученным в контексте современных научно-педагогических исследований.

Главным критерием создания комфортной акустической картины аудиовизуального или культурно-массового зрелищного проекта является профессионализм специалиста, отвечающего за звукотехническое оформление мероприятия. Изучение процесса развития профессионально значимых качеств звукорежиссеров в условиях культурно-досуговой деятельности является одной из первостепенных задач научной актуализации данного творческо-технического направления. Научная новизна исследования заключается в определении перспектив развития массовой зрелищно-сценической культуры в целом.

С целью проведения комплексного анализа специфики деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа необходимо разобраться в специфике организации конкретных типов учреждений с учетом их функционального назначения.

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА

Согласно п. 1.4 общих положений Методических рекомендаций по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. №906, приняты следующие определения и понятия (см.: О нормативах штатной ... : Электронный ресурс).

Дворцы культуры — учреждения культурно-досугового типа, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий.

Дома культуры — учреждения культурно-досугового типа, обладающие значительными характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Отличительным аспектом является наличие филиалов и расширенная зона обслуживания. Дома культуры создаются с целью обеспечения досуга населения, а также формирования условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, социально-культурных инициатив и патриотического воспитания.

Дома народного творчества — учреждения культурно-досугового типа, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются ме-

тодическим центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры.

Клубное учреждение — организация, основной деятельностью которой является предоставление населению различных услуг социально-культурного, просветительского, развлекательного и оздоровительного характера, а также создание благоприятных условий для художественного и любительского творчества населения.

Культурно-досуговые центры (центры культуры и досуга) — учреждения культурно-досугового типа, по мощностным характеристикам соответствующие Дворцам культуры. Являются интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг преобладают досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно, творческая деятельность занимает 13-19% и является одним из основных условий для создания разнообразных продуктов культурного характера.

Услуги, предоставляемые населению учреждениями культурно-досугового типа, носят интегрированный характер и имеют остросоциальное значение. Реализация услуг культурно-досугового характера, как правило, проходит в интерактивной форме (индивидуальной, камерной, массовой) в условиях демонстрационных площадок (зрительный, танцевальный, выставочный зал, учебное заведение, стадион, площадь, поляна, ферма и др.) и, как правило, требует звукового оформления и сопровождения.

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ

В силу многообразия художественно-творческих задач, стоящих перед проведением каждого конкретного мероприятия на высоком организационно-техническом уровне, деятельность звукорежиссера приобретает комплексный, полифункциональный характер и становится неотъемлемой частью практически каждого культурно-досугового проекта.

А. Д. Жарков считает, что сложность и многоплановость массовых культурно-до-суговых программ требует от специалистов глубокого понимания механизма их действия (Жарков, 2007: 275). Изучение базовых аспектов теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности (Жарков, 2012) позволяет соотнести специфику учреждений культурно-досуговой направленности и учреждений культуры в контексте исследования методики реализации технологий современной звукоре-жиссуры. По мнению Л. С. Жарковой, учреждения культуры располагают огромным арсеналом средств интеллектуально-эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер (Жаркова, 2003). Разбираться в выразительных средствах, т. е. «инструментах», с помощью которых специалисты и актив учреждений культуры могут оказать интеллектуально-эмоциональное воздействие на аудиторию, значит овладеть одним из важнейших компонентов профессионального мастерства (там же: 17).

Важнейшим фактором деятельности звукорежиссеров в условиях социально-культурной и культурно-досуговой сфер является творчество. Профессор А. А. Жаркова рассматривает творчество в социально-культурной деятельности как целостную систему знаний, умений и опыта целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в человеческой практике при сохранении динамического единства старого, современного и нового (Жаркова, 2014: 116). Мы солидарны с данным утверждением, так как историческая аспектация и ценностная

сущность звукорежиссуры как самостоятельного трудового направления базируются на устойчивых акустических основаниях, историческом опыте поколений специалистов, непрерывном творческом поиске, а также инновационной практике.

Знание электротехнических основ звукорежиссуры и владение навыками формирования равномерного акустического пространства являются базовыми критериями профессиональной грамотности звукорежиссера. Звукофикация залов и помещений является одним из ключевых и технически сложных аспектов деятельности специалиста данного профиля в условиях культурно-досуговой сферы. Ключевым компетент-ностным аспектом деятельности звукорежиссера в учреждении культуры и культур-но-досугового типа является работа над звуковым решением культурно-досуговых программ, и согласно справедливому утверждению профессора Б. Я. Меерзона, в условиях электроакустической передачи звукорежиссеру важно «учитывать неизбежные отличия качества звучания от натурального, даже при наличии самой совершенной аппаратуры» (Меерзон, 2004: 3).

Согласно исследованиям А. С. Рылеевой к основным видам культурно-досуговых программ относятся:

— культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности (кураторский час, круглый стол, патриотическая акция, флешмоб, театрализованное шествие);

— культурно-досуговые программы интеллектуальной направленности (дебатный турнир, конференция, интеллектуальная игра, интеллектуальные конкурсы и олимпиады);

— культурно-досуговые программы творческой направленности (концерт, театрализованное представление, фольклорный праздник, шоу-программа, творческие конкурсы и фестивали, чемпионаты и фестивали КВН, конкурс красоты, презентация);

— культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности (спартакиада, универсиада, фестиваль здоровья);

— культурно-досуговые программы эколого-трудовой направленности (Рылеева, 2014: 153).

Мы считаем, что специфика звукового оформления культурно-досуговых программ ставит перед специалистом в области звукорежиссуры ряд профессионально значимых задач:

— обеспечение комфортной акустической среды в зрительном зале и на сцене в условиях открытого пространства или закрытого помещения;

— обеспечение органически точной передачи речевого, музыкального и шумового материалов с сохранением тембральных и динамических характеристик;

— обеспечение контроля качества передачи акустической информации в процессе реализации технологического потенциала звукового оборудования.

В качестве примера следует проанализировать особенности организации деятельности звукорежиссера в условиях закрытого сценического пространства. Сохранение тембральных характеристик речи определяется прежде всего акустическими параметрами и свойствами помещения. Специфика восприятия звуковой информации во многом зависит от помещения, его размеров, расположения сцены, зрительного зала и многих других составляющих. В совокупности все вышеперечисленные компоненты влияют на так называемую акустику помещения — его акустические характеристики.

В каждом конкретном зале на первоначальном этапе работы над звуковым оформлением культурно-досуговой программы следует вычислить и установить основные факторы, определяющие акустические характеристики помещения, а именно:

— уровень прямого звука в зрительном зале;

— уровень реверберации — процесса постепенного уменьшения интенсивности звукового сигнала при его многократных отражениях от поверхностей помещения;

— уровень шумов в помещении;

— наличие естественных акустических эффектов в помещении (эхо и т. п.);

— наличие зон с неравномерным распределением звуковой энергии.

Все вышеперечисленные задачи реализуются при использовании специализированного звукового оборудования, инсталлированного, как правило, стационарно в пространстве сценического комплекса. Вне зависимости от составных сегментов звукотех-нического комплекса специалисту необходимо тщательно изучить программу мероприятия, обозначив следующие ключевые моменты звукового оформления мероприятия.

1. Работа над речевым сопровождением — включение микрофона для ведущего (или нескольких микрофонов в зависимости от количества ведущих).

2. Работа над музыкальным сопровождением — включение ранее записанных музыкальных фрагментов, озвучивание акустических и электроакустических инструментов в условиях реального времени (исполнение «вживую»).

3. Работа над шумовым сопровождением — включение ранее записанных шумовых эффектов, озвучивание шумовых эффектов, создаваемых артистами на сцене или за сценой.

4. Работа над созданием звуковых эффектов в соответствии с творческим замыслом режиссера, постановщика, художника по сценическому свету, руководителя коллектива, артиста и др.

Исполнительская практика учреждений культурно-досугового типа обладает высокой динамикой организации и проведения показательных сценических мероприятий. Усилить воздействие программы ее участникам помогает использование разнообразных средств: литературных, музыкальных фрагментов, кинодокументов, театрального, пантомимического или хореографического действия и т. п. Обращение к образным средствам для достижения большой убедительности и доказательности, для создания определенной эмоциональной атмосферы, содействующей целостному восприятию идей, позволяет усилить эмоциональное воздействие на публику (Жарков, 2007: 254). Человек обладает уникальным свойством восприятия и декорирования совершенно особой и очень сложной формы звуковой информации — музыки и речи. При восприятии музыки и речи мозг воспринимает нечто большее, чем просто последовательность звуков (Алдошина, Приттс, 2006: 192).

Исследователи В. Г. Иванова и А. К. Чудинов пришли к выводу: «...за последние десятилетия в области звукорежиссуры произошла настоящая революция — появились новые средства цифровой обработки, записи и воспроизведения звука, цифровая техника, цифровая звукозапись, цифровое радиовещание, телевидение, компьютерные сети и т. д. В этих условиях сильно возрастает роль и ответственность человека, управляющего параметрами звучания, — звукорежиссера» (Иванова, Чудинов, 2013: 201). Мы солидарны с позицией авторов и считаем, что современному звукорежиссеру необходимо достаточно хорошо знать тот музыкальный материал, с которым он будет работать в процессе проведения культурно-досуговой программы. Среди важнейших факторов, отражающих степень профессиональной готовности, следует отметить оперативное реагирование на внештатные ситуации, связанные с выходом из строя

звукотехнического оборудования, а также поддержание необходимого баланса на протяжении всего мероприятия.

Таким образом, современный звукорежиссер сферы культурно-досуговой деятельности является непосредственным участником процесса ее организационно-методического базиса, формирующим неповторимый звуковой образ каждого конкретного творческого продукта и оказывающим влияние на тенденции и динамику развития массовой зрелищно-сценической культуры в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа определяет эффективность реализации идейно-художественного замысла куль-турно-досуговых программ, являющихся неотъемлемой частью социально-культурной сферы, и ставит перед специалистом ряд организационно-технических и творческих задач. В зависимости от специфики звукофикации сценического пространства реализация идейно-художественного содержания культурно-досуговой программы требует от звукорежиссера понимания сущности культурно-досуговой деятельности, ее функций и принципов в условиях коллективного социально-культурного взаимодействия. Иными словами, звукорежиссер сферы культурно-досуговой деятельности должен объединять в себе качества творческого работника и техника, уметь разбираться в драматургии, режиссуре, музыкальной культуре, а также точно интерпретировать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алдошина, И. А., Приттс, Р. (2006) Музыкальная акустика : учебник для высших учебных заведений. СПб. : Композитор. 720 с.

Жаркова, А. А. (2014) Творчество в социально-культурной деятельности — источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №6 (62). С. 115-119.

Жарков, А. Д. (2007) Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. М. : Издательский дом МГУКИ. 480 с.

Жарков, А. Д. (2012) Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. М. : МГУКИ. 456 с.

Жаркова, Л. С. (2003) Деятельность учреждений культуры : учеб. пособие. 3-е изд. испр. и доп. М. : МГУКИ. 234 с.

Иванова, В. Г., Чудинов, А. К. (2013) К вопросу о разработке профессионального стандарта по звукорежиссуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №4 (54). С. 200-203.

Меерзон, Б. Я. (2004) Акустические основы звукорежиссуры. М. : Аспект Пресс. 206 с.

О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек (вместе с «Методическими рекомендациями по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации») : приказ Минкультуры России от 01.09.2011 №906 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131613/ f96ab8171b19576811471f177e33294cf43e3432/ (дата обращения: 19.07.2017).

Рылеева, А. С. (2014) Организация культурно-досуговой деятельности населения России : учеб. пособие. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та. 229 с.

Дата поступления: 06.08.2017 г.

SPECIFICS OF THE ACTIVITY OF SOUND ENGINEERS IN INSTITUTIONS OF CULTURAL LEISURE TYPE V. V. Zubrilcheva Moscow State Institute of Culture

Under the conditions of the development of innovative technologies, the requirements are soaring for the quality of the information received in various spheres of public space. This article considers specific features of the professional activity of sound engineers in institutions of cultural leisure type. Cultural and recreational activities are an integral part of everyday life and largely determine the moral guidelines of modern society. Sound is quite a powerful tool of emotional and psychological impact and the most important artistic component of audiovisual and spectacular-scenic events. That is why the issues of providing sound reinforcement to mass cultural and recreational projects should be given special attention in terms of the quality of the transmission of sound information.

Sound engineering of cultural and leisure orientation is a most complicated technological process, demanding of the expert skills of professional work with technical equipment in the process of sound reinforcement at multi-purpose demonstration sites in cultural and cultural leisure institutions. The author analyses the specifics of the activity of sound engineers exemplified by preparation and conduct of cultural and recreational programmes in the context of the scenic space of institutions of cultural leisure type. She gives a basic classification of the main activities of a specialist in the process of working on sound design and accompaniment of a cultural and recreational programme. The author believes that, due to the variety ofartistic and creative tasks facing each specific event at a high organisational and technical level, the sound engineer's activity acquires a multifunctional, integrated character and becomes an integral part of almost any cultural and recreational project.

The study of the specifics of the activity of sound engineers in institutions of cultural leisure type and its theoretical justification will make it possible to correct the process of organising cultural and recreational activities.

Keywords: sound; sound engineer; activity; cultural and recreational programme; institutions of cultural leisure type

REFERENCES

Aldoshina, I. A., Pritts, R. (2006) Muzykal'naia akustika : textbook for higher education institutions. St. Petersburg, Kompozitor Publ. 720 p. (In Russ.).

Zharkova, A. A. (2014) Tvorchestvo v sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti — istochnik vystraivaniia sistemy zhiznennykh otnoshenii lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'-tury i iskusstv, no. 6 (62), pp. 115-119. (In Russ.).

Zharkov, A. D. (2007) Teoriia i tekhnologiia kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti : textbook. Moscow, The Publishing House ofthe Moscow State University of Culture and Arts. 480 p. (In Russ.).

Zharkov, A. D. (2012) Teoriia, metodika i organizatsiia sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti : textbook. Moscow, Publishing House of the Moscow State University of Culture and Arts. 456 p. (In Russ.).

Zharkova, L. S. (2003) Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury : textbook. 3nd ed. Moscow, Publishing House of the Moscow State University of Culture and Arts. 234 p. (In Russ.).

Ivanova, V. G. and Chudinov, A. K. (2013) K voprosu o razrabotke professional'nogo standarta po zvukorezhissure. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 4 (54), pp. 200-203. (In Russ.).

Meerzon, B. Ia. (2004) Akusticheskie osnovy zvukorezhissury. Moscow, Aspekt-press Publ. 206 p. (In Russ.).

O normativakh shtatnoi chislennosti rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenii kul'turno-dosugovogo tipa i bibliotek (vmeste s «Metodicheskimi rekomendatsiiami po primeneniiu normativov shtatnoi chislennosti rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenii kul'-turno-dosugovogo tipa i tsentral'nykh bibliotek sub»ektov Rossiiskoi Federatsii») : prikaz Minkul'tury Rossii ot 01.09.2011 №906. Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tantPlius» [online] Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131613/f96ab8171b19576811471f177e33294c f43e3432/ (accessed: 19.07.2017). (In Russ.).

Ryleeva, A. S. (2014) Organizatsiia kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti naseleniia Rossii : textbook. Kurgan, The Publishing House of the Kurgan State University. 229 p. (In Russ.).

Submission date: 06.08.2017.

Зубрильчева Валерия Владимировна — старший преподаватель кафедры звукорежиссуры Московского государственного института культуры. Адрес: 141406, Химки, ул. Библиотечная, д. 7. Тел.: +7 (495) 570-64-09. Эл. адрес: novelletta@mail.ru

Zubrilcheva Valeriya Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Sound Engineering, Moscow State Institute of Culture. Postal address: 7, Bibliotechnaya St., Khimki, Russian Federation, 141406. Tel.: +7 (495) 570-64-09. E-mail: novelletta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.