Е.Ю. Ключкова
Академия медиаиндустрии Россия, Москва
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Аннотация:
В данной статье рассмотрены основные исторические вехи развития профессии звукорежиссера в кинематографе второй половины XX века, основные характеристики профессии и требования, предъявляемые к специалистам, а также особенности профессионального почерка некоторых известных звукорежиссеров и влияние личностных характеристик звукорежиссера на процесс создания узнаваемого звукового кадра.
Ключевые слова: звукорежиссура, аудиовизуальный образ, личностные характеристики, профессиональный почерк.
E. Klyuchkova
Academy of the media industry Russia, Moscow
THE PERSONALITY OF SOUND DESIGNER AND ITS IMPACT ON THE FORMATION OF THE AUDIOVISUAL IMAGE OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY
Abstract:
This article describes the main historical landmarks in the development of the sound design as a profession and its presence in the cinema of the second half of the XX century as well as defines the main characteristics of the profession and the list of professional requirements as well as the unique personal features present in the works some famous sound engineers and the influence these person-related characteristics exert on the process of creation of a recognizable sound frame.
Key words: sound engineering, audio-visual image, personality characteristics, professional handwriting.
Возрастающая роль средств массовой информации в современной культуре позволяет выделить информационную культуру в особую отрасль деятельности человека, существующую по своим собственным законам. В рамках этой отрасли тесно переплетаются музыкальное искусство и искусство создания экранных образов. С момента возникновения звукового кино процесс создания аудиовизуальных образов претерпел множество изменений и трансформаций, с развитием кинематографа появлялась нужда в узкопрофильных специалистах, таких, как операторы, монтажеры, музыкальные редакторы и, конечно же, профессиональные звукорежиссеры.
Аудиовизуальный образ как элемент экранного искусства объединяет в себе изображение, визуальные эффекты, закадровый текст, шумы и музыку, связывая их единым темпоритмом. И если за качество визуального ряда отвечают операторы, монтажеры и осветители, то за музыкальную часть отвечает звукорежиссер.
История развития звукорежиссуры наглядно демонстрирует, что личность звукорежиссера, его профессиональная компетентность, общая эрудированность и уровень культурного развития напрямую оказывают влияние на качество выполняемой работы.
Наиболее яркими примерами, демонстрирующими то влияние, которое оказывает личность звукорежиссера на конечный аудиовизуальный образ, служит целая плеяда профессионалов, работавших в середине XX века в Государственном доме радиовещания и звукозаписи.
Для того, чтобы понять роль звукорежиссера в создании цельного эмоционального изображения, необходимо обратиться к истории зарождения звукорежиссуры в целом.
Кинематограф, начало развития которого было положено в 1895 году братьями Луи и Огюстом Люмьер, первоначально был немым и, по мнению режиссеров того периода времени, не нуждался в звуке. К примеру, Бела Балаш в своей книге «Кино. Становление и сущность нового искусства» утверждал, что немоту кинематографа следует воспринимать не как недостаток, а как преимущество, которое заново научит людей воспринимать язык не слова, а тела. Более того, Б. Балаш был уверен, что зачастую язык жестов и телодвижений может быть гораздо более выразителен, нежели язык слова [2].
Музыкальное сопровождение фильмов играло достаточно важную роль с точки зрения восприятия, однако зачастую, в период формирования кинематографического жанра, содержание, вкладываемое тапером в исполняемый музыкальный фрагмент, не всегда соответствовало кадрам, демонстрируемым на экране. Поэтому формы музыкального сопровождения в кинематографе еще долгое время претерпевали различные изменения. Данный этап развития предшествовал появлению звукового кино, где музыка и изображение органично дополняли друг друга.
Первые попытки замены таперов и приглашенных оркестров и, соответственно, использования технических приспособлений датируются 30-ми годами XX века. Именно конец 20-х — начало 30-х гг. XX века было ознаменовано производством первых звуковых кинокартин. Уже был создан шоринофон (звукозаписывающий аппарат А.Ф. Шорина), который и был использован в качестве устройства для фиксации звука. А еще этот период был ознаменован появлением первой творческой профессии — конструктора-шумовика. Именно такая запись появилась в расчетной книжке В.А. Попова, изобретателя, автора шумового сопровождения всех первых звуковых советских фильмов. В его арсенале такие картины как фильм «Кем быть» (реж. В. Жемчужный), комедия-мультипликация «Паровоз, лети вперед», картина «Земля жаждет» (реж. Ю. Райзман), «Твердеет бетон» (реж. А. Мачерет), где все шумовое оформление было сделано с применением изобретений, созданных В.А. Поповым [7].
Позднее, когда роль звукового оформления и его качества начинает возрастать, возникает потребность в таких специалистах, которые могли бы не просто записывать звук, но и придумывать его.
Первый шаг к развитию отрасли в данном направлении был сделан в 1931 году, когда при Московской государственной консерватории было создано музыкально-акустическое отделение, которым руководил профессор Н.А. Гарбузов. Именно выпускники этого отделения стали первыми звукорежиссерами страны, так как их готовили специально для работы в студиях звукозаписи и радиовещания. Называли их тогда немецким термином «тонмейстер». Так называлась профессия до тех пор, пока фабрика звукозаписи Радиокомитета не влилась в только что соз-
данный Дом звукозаписи. Тогда и специалисты стали называться звукорежиссерами [4].
С первых дней своего существования данный комплекс предъявлял очень высокие требования к своему персоналу. Справедливо считалось, что звукорежиссер обязан иметь музыкальное или театральное образование, чтобы полностью понимать специфику материала, требующего записи или озвучивания. Первыми звукорежиссерами с официально закрепленными категориями стали Стариков Е.С., (музыкант по первому образованию), Гроссман А.В. (выпускник музыкально-акустического отделения консерватории), Барскова К.И. (профессиональный музыкант), Гродзенский И.С. (в прошлом артист оркестра), Брагинский Г.А. (оперный певец). Несколько позже к этой группе первопроходцев профессии присоединились и новые звукорежиссеры фондовых записей: Бабушкин В.Б. (композитор по образованию), Гаклин Д.И. (пианист, первый звукорежиссер, освоивший стереофоническую запись, участник группы экспертов по настройке Кремлевского дворца съездов), Кокжаян Ю.Л. (музыковед, эксперт ОИРТ), Пазухин С.В. (выпускник Московской государственной консерватории, специалист по записи симфонической музыки), Светухина М.С. (специалист по национальной музыке), Федулов В.В. (пианист, специалист по записи камерной музыки), Н.Н. Штильман, первым перешедший в новую студию фирмы «Мелодия»[5].
В конце 60-х годов XX века назрела необходимость переоснащения звуковых студий оборудованием, работающем на транзисторах, а с 80-х годов — на различных микросхемах, дающих возможность работать с устройствами пространственной, динамической и частотной обработки сигнала.
В этот период крупнейшие киностудии страны («Мосфильм» и «Ленфильм») постепенно переходили на устройства с использованием магнитного принципа записи звука. Возникновение стереофонического направления спровоцировало развитие техники, в том числе появление стереомикрофонов, стереомагнитофонов и магнитофонов многодорожечной записи, более продвинутых микшерных пультов (как стационарных, так и переносных).
Это существенно изменило содержание работы звукорежиссера и требования, предъявляемые к специалистам. Обработка
записанного материала, которая ранее была чрезвычайно ограничена, становится теперь полем для реализации творческого потенциала как исполнителей, так и звукорежиссеров. Модели обработки звука теперь рассматриваются как некое художественно-выразительное средство, как мощный инструмент воздействия на слушателя.
Большой вклад в развитие звукового искусства в кино внесли уникальный звукооператор киностудии «Мосфильм» Л. С. Трах-тенберг, известный звукорежиссер с композиторским образованием В. Б. Бабушкин, который стал первопроходцем в области многодорожечной записи. Именно с его экспериментов с обработкой берет начало длительный процесс развития работ по сведению многодорожечных фонограмм.
Сейчас все те приемы, которые он использовал на записях еще тогда, в далекие 60—70-е годы, кажутся для многих современных звукорежиссеров совершенно обычными и само собой разумеющимися. Однако в те времена многие его находки воспринимались некоторыми коллегами в штыки как совершенно неоправданные, а иногда и вредные чудачества. На основе его работ были выделены методы работы звукорежиссера с материалом, относящимся к направлению эстрадной музыки. Данные методы касались размещения коллектива в студии, использования микрофонов различной направленности, исходя из задач, поставленных звукорежиссером и солистом, максимального использования акустики помещения и работы с ней при помощи щитов и разделителей пространства, применения устройств обработки звука с целью достижения определенного художественного эффекта.
В.Б. Бабушкин был одним из специалистов, обладающих мгновенно узнаваемым почерком. К примеру, в 1969 году он осуществил запись музыки к знаменитому советскому мультфильму «Бременские музыканты». Использование многодорожечной записи, обработка отдельных групп инструментов, виртуозная игра с тембрами вокалиста (а именно блестящее знание звукорежиссером всех технических особенностей и творческий подход обеспечили исполнение всех партий одним певцом) сделали данный музыкальный материал одним из самых узнаваемых в стране. Также в коллекции В.Б. Бабушкина запись музыки к таким кинолентам, как «12 стульев», «31 июня», «Бриллиантовая рука»,
«Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Кавказская пленница» и др. В своей статье «Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма» В.Б. Бабушкин подробно раскрывает роль создаваемых умелым звукорежиссером пространственных звучаний в эмоциональном наполнении кинокадра [1].
Известный московский звукорежиссер В.В. Виноградов, также занимавшийся записью музыки к фильмам, вошел в историю звукорежиссуры как человек, который разработал и впервые применил такой вариант расстановки микрофонов, который позволил во время проведения 0лимпиады-80 получать реалистичный звук с места проведения соревнований. Это были первые эксперименты, предваряющие появление пространственного записанного звука.
Удивителен тот факт, что, несмотря на непосредственное участие первых звукорежиссеров в процессе создания стандартов профессии практически с нуля, результатом деятельности почти всех мастеров звукозаписи являлись только фонограммы, музыкальные и кинематографические. Редкие статьи, в основном, были посвящены исключительно техническим особенностям деятельности звукорежиссера — расстановке микрофонов, функционированию тех или иных технических приспособлений. О творческой составляющей в процессе создания аудиовизуального образа есть упоминания только в статьях Н.Н. Ефимовой, Б.Я. Меерзонаи В.В. Виноградова [3, с. 6].
Можно сделать вывод, что влияние личности звукорежиссера, его внутренней культуры, эрудиции, профессиональной компетенции на создаваемый аудиовизуальный образ, безусловно, имеет место быть. И в отношении фонограмм, созданных мастерами советского звукового цеха действительно применимо слово «шедевр», так как при ближайшем рассмотрении можно отметить поистине уникальный почерк (и с эмоциональной, и с технической точки зрения), свойственный каждому звукорежиссеру того периода времени.
Список литературы: Reference
1. Бабушкин В.Б. Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма / В.Б. Бабушкин // Рождение звукового образа. М., 1985.
Babushkin V. The expressiveness of spatial sounds in a film audio recording / V. Babushkin // The birth of a sound image. Moscow, 1985.
Babushkin V.B. Vyrazitel'nost' prostranstvennyh zvuchanij v fonogram-mefil'ma / V.B. Babushkin // Rozhdenie zvukovogo obraza. M., 1985.
2. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства М., 1968.
Ba^zs B. Cinema. The formation and the essence of the new art.Moscow, 1968.
3. Виноградов В.В. «Что я слышал» [Электронный ресурс] URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=10961 (дата последнего доступа - 12.10.2016)
Vinogradov V. "What I have heard" [Electronic resource] URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=10961(last access date — 12.10.2016)
Vinogradov V.V. «Chto ja slyshal» [Jelektronnyjresurs] URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=10961 (data poslednego do-stupa — 12.10.2016)
4. Гроссман А.В. Художественные проблемы передачи звука / А.В. Гроссман // Рождение звукового образа. М., 1985.
Grossman A. Artistic challenges in sound transmission / A. Grossman // The birth of an acoustic image. Moscow, 1985.
Grossman A.V. Hudozhestvennye problemy peredachi zvuka / A.V. Grossman // Rozhdenie zvukovogo obraza. M., 1985.
5. Ефимова Н.Н. Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. док. искусствоведения (17.00.03) / Ефимова Наталья Николаевна; Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2005.
Yefimova N. The artistics and aesthetics in the analysis of the sound space in broadcasting. A PhD thesis in cultural studies.Moscow, 2005.
Efimova N.N. Hudozhestvenno-jesteticheskij analiz zvukovogo jefirnogo prostranstva teleradioveshhanija [Tekst]: avtoref. dis. nasoisk. uchen. step. dok. iskusstvovedenija (17.00.03) / Efimova Natal'ja Nikolaevna; Institut povyshe-nija kvalifikacii rabotnikov televidenija i radioveshhanija. M., 2005.
6. Ефимова Н.Н. Призвание. (Из истории отечественной звукозаписи по воспоминаниям Б.Я. Меерзона). М., 2010.
Yefimova N. The vocation (The excerpts on the history of the sound recording as remembered by B. Meyerzon).Moscow, 2010.
Efimova N.N. Prizvanie.(Iz istorii otechestvennoj zvukozapisi po vospo-minanijam B.Ja. Meerzona).M., 2010.
7. Ласкин Б.С. «Большевики записывают поезд» / Б.С. Ласкин // Смена. 1932. №3.
Laskin B. "The Bolsheviks record the train sound" / B. Laskin // Smena. 1932. No.3.
Laskin B.S. «Bol'shevikizapisyvajutpoezd» / B.S. Laskin // Smena. 1932. no.3.
Данные об авторе:
Ключкова Елена Юрьевна — аспирант Академии медиаиндустрии. E-mail: [email protected]
Data about the author:
Kluchkova Elena — PhD student, "Academy of the media industry" Russia, Moscow. E-mail: [email protected]