национальной музыкальной культуры, но и отразить общие тенденции и таким образом представить интерес в более широком плане. Творчество многих музыкантов было обращено на сочетание джазового письма со стилевыми признаками музыкального фольклора, а в более широком аспекте - всей национальной музыкальной культуры. Следовательно, процессы адаптации носили в каждом отдельном случае национальный своеобразный характер, со своими особенностями стилевых решений, со своими творческими результатами. Своеобразный характер этих процессов делает актуальным их изучение на материале любой из национальных традиций, в которых музыканты обнаружили интерес к джазу.
Литература
1. Барбан Е. Джазовые опыты. Санкт-Петербург, 2007. 336.
2. Барбан Е. Черная музыка - белая свобода. Музыка и восприятие нового джаза. Санкт-Петербург, 2007. 284 с.
3. Великие люди джаза. СПб, 2009. 736 с.
4. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. Санкт-Петербург, 2005. 608 с.
5. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М., 1971. 304 с.
6. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. Ростов-на-Дону, 2011.
7. Шак Ф.М. Феномен джаза. Краснодар. 2012.
8. Asriel A. Jazz Aspekte und Analysen. Berlin: VEB Lied der Zeit, Musikverlag, 1985.18
9. Gridley M. Jazz Styles: History and Analysis. N.Y., 1985. 28 p.
Referenses
1. Barban E. Dzhazovye opyty [Jazz experiences]. Saint Petersburg, 2007. 336 p.
2. Barban E. Chernaya muzyka - belaya svoboda. Muzyka i vospriyatie novogo dzhaza [Black music - white freedom. Music and perception of the new jazz]. Saint Petersburg, 2007. 284 p.
3. Velikie lyudi dzhaza [Great people of the jazz]. Saint Petersburg, 2009. 736 p.
4. Vermenich Yu. Dzhaz. Istoriya. Stili. Mastera [Jazz. History. Styles. Masters]. Saint Petersburg, 2005. 608 p.
5. Goshovsky V.L. U istokov narodnoj muzyki slavyan: Ocherki po muzykal'nomu slavyanovedeniyu [At the sources of folk music of Slavs: Sketches on musical Slavic studies]. Moskow, 1971. 304 p.
6. Kinus Yu. G. Dzhaz: istoki i razvitie [Jazz: sources and development]. Rostov-on-Don, 2011.
7. Shak F.M. Fenomen dzhaza [Fenomen of the jazz]. Krasnodar, 2012.
8. Asriel A. Jazz Aspekte und Analysen. Berlin: VEB Lied der Zeit, Musikverlag, 1985. P. 18.
9. Gridley M. Jazz Styles: History and Analysis. N.Y., 1985. P. 28.
УДК 791.43/.45 Е.Ю. КЛЮЧКОВА
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ
Ключкова Елена Юрьевна, аспирант кафедры экранных искусств Академии медиаиндустрии (Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2), [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием отрасли звукорежис-суры в современном мире. Автором проанализированы основные тенденции формирования и развития звукорежиссуры как творческой деятельности. В статье описана роль звукорежиссера в создании звуковых образов, а также основные компетенции звукорежиссеров современности. Обозначены основные направления развития работы со звуком в современных экранных искусствах. Ключевые слова: экранные искусства, саунд-дизайн, звукорежиссура, звукозапись, звукорежиссер.
№ 2 (65), 2017
"Теория и история искусства"
UDC 791.43/.45 E.U. KLYUCHKOVA
THE MAIN TRENDS OF MODERN SOUND PRODUCTION
Klyuchkova Elena Urievna, graduate of the Academy of media indastry (Moscow, Oktyabrskaya str. 105/ 2), [email protected]
Abstract. This article discusses the issues related to the development of the industry of audio engineering in the modern world. The author analyzes the main trends of formation and development of sound engineering as a creative human activity. The article describes the role of sound producer in creating sound images, as well as the basic competences of sound producer of our time. The article outlines the main trends in the development of sound in contemporary screen arts. Keywords: religion, culture of personality, humanism, existential orientation.
Научно-техническая революция, ознаменовавшая начало XX века, внесла в жизнь людей не только новые механизмы и способы получения материальных благ, но и открыла дорогу многим новым видам человеческой деятельности. Многие профессии, ранее неизвестные, приобрели популярность, так как отвечали актуальным запросам общества того периода времени. Одной из таких форм человеческой деятельности стала звукорежиссура.
Изначально человек, занимавшийся звуком и звукозаписью, назывался тонмейстером. Это немецкое название специалистов пришло к нам из Германии и применялось для обозначения любого человека, имеющего отношение к записи звука. Однако после того, как был открыт Государственный дом радиовещания и звукозаписи, специалисты стали называться звукорежиссерами [1].
На сегодняшний день звукорежиссура является одним из самых перспективных направлений творческой деятельности, так как постоянная модернизация технического и программного оснащения дает практически безграничные возможности для реализации идей и задумок автора.
Однако в современной звукорежиссуре можно вычленить несколько достаточно очевидных тенденций. И первая тенденция - это унификация. Еще в конце 90-х годов XX века программное обеспечение имело строго определенные границы. Редактура звука осуществлялась в одних программах (к примеру, Sound Forge или Cake Walk), музыкальные фонограммы создавались в программах Cubase, Pro Tools, монтаж аудио и видео происходил либо в программе Pro Tools, либо в Nuendo. К началу XXI века существовали также такие популярные программы, как Ableton, FL Studio, Studio One, Sampletude и др. Чуть позднее появился Reaper и Audasity (первая программа, свободно распространяемая в интернете) [2].
Перечисленные программы имели различный функционал, инструментарий и строго определенное предназначение. Однако со временем функционал становился все более универсальным, интерфейс - все боле сходным, а предназначение и вовсе размылось. На сегодняшний день все имеющиеся на рынке программного обеспечения звукозаписывающие продукты вполне справляются и с записью фонограмм, и с монтажом аудио и видео, и со звуковой редактурой. Хотя стоит отметить, что во многих программах, к примеру, в Pro Tools, имеются уникальные функции, которых в принципе нет в каких-либо других аналогах. Дополнительно стоит отметить, что в данный период времени наблюдается некоторая стагнация развития программных продуктов в области звукозаписи. К примеру, все обновления, выходящие последние пять лет для различных программных продуктов, касаются только лицензий безопасности и интерфейса. Коренных изменений в структуре виртуальных студий звукозаписи не происходило давно.
Кроме этого, процесс сведения и мастеринга со временем стал практически полностью автоматизированным. Появившаяся возможность использования наборов и различных комбинаций, уже встроенных в программный продукт и созданных на основе настроек
выдающихся звукорежиссеров, с одной стороны, упростила и ускорила процесс сведения фонограммы, а с другой - практически уничтожила индивидуальность создаваемых произведений. Низкий уровень профессионализма и нарушение законов акустики в процессе постройки студий привели к снижению качества выпускаемой продукции, что, в свою очередь, не могло не повлиять на общий музыкальный вкус слушателей. Мы говорим именно о музыкальном направлении, так как данная тенденция особенно заметна в области записи музыкальных фонограмм. Низкокачественный контент сейчас можно встретить и на радиостанциях, и на носителях, и в интернете.
Также в качестве тенденции в современной звукорежиссуре мы можем рассмотреть возрастающий с годами интерес звукорежиссеров к инструментам и техническим приспособлениям прошлых лет. Опытное, тренированное ухо способно даже узнавать современные унифицированные звуки и даже узнавать, к какому банку инструментов какого производителя они принадлежат. Именно поэтому лучшие студии звукозаписи стараются приобретать винтажные инструменты и подержанные приборы, чтобы привнести в свои фонограммы элемент уникальности.
Еще одной тенденцией является существенное расширение обязанностей звукорежиссеров во всех сферах работы данных специалистов. Теперь, к примеру, при работе на радиоэфирах на некоторых радиостанциях звукорежиссеры отвечают не только за техническую составляющую, но и за музыкальное оформление эфиров. На телевидении многие звукорежиссеры занимаются не только записью звука и его обработкой, но и подбором музыкального сопровождения, а также шумов и других элементов оформления [3].
Необходимо отметить, что в киноиндустрии ситуация несколько иная. Здесь отечественная звукорежиссура идет по западному пути развития, где достаточно давно введена система разделения труда. С одной стороны, это существенно облегчает работу каждому участнику процесса, с другой - такое большое количество людей, работающих над одним проектом, требует безупречного управления и четкого осознания, какой именно конечный результат должен быть получен.
И, разумеется, необходимо учитывать влияние личности самого звукорежиссера на конечный продукт. Знания, умения, навыки, музыкальный и эстетический вкус, а также внутренняя культура, которыми должен обладать подобный специалист, должны полностью соответствовать тем требованиям, которые предъявляет современная киноиндустрия, телевидение или радиовещание. Если в арсенале звукорежиссера нет необходимых средств для решения поставленных задач, то конечный продукт в лучшем случае пройдет незамеченным той целевой аудиторией, на которую он направлен. В худшем случае несовпадение визуального и звукового рядов вызовет негативную реакцию публики, создаст у зрителя ощущение нереальности и лживости предлагаемого ему звукозрительного образа [4].
Из вышесказанного можно сделать несколько выводов. Звукорежиссура является достаточно молодой сферой деятельности человека и, безусловно, имеет творческое начало. Стоит учитывать и тот факт, что активное техническое развитие данного направления открыло кино и телевидению практически неограниченные возможности для воздействия на зрителя. Однако не только чисто техническая оснащенность, но и личность звукорежиссера оказывают большое влияние на качество конечного продукта. Также необходимо отметить, что унификация программного обеспечения и наличие в профессии большого количества непрофессиональных кадров существенно снижают качество звуковых партитур в кино- и телефильмах [5].
Безусловно, есть большое количество учебных заведений, где любой желающий может получить базовые знания по работе со звуком. Однако чисто техническое натаскивание на знание звукозаписывающей аппаратуры и программного обеспечения не гарантирует того, что в дальнейшем такой специалист сможет добиться успеха. Ведь звукорежиссура не только техническая, но и творческая профессия. Включение в учебные планы изучения музыкальной литературы, теории и истории искусства, знакомство с лучшими образцами кинематографа жизненно необходимо для формирования у будущих специалистов эстети-
№ 2 (65), 2017
"Теория и история искусства
ческого вкуса, понимания ценности музыкального или шумового сопровождения для создания у зрителя чувства полного погружения в предлагаемую создателем альтернативную реальность. Также от будущего звукорежиссера требуется огромное желание самосовершенствоваться, так как сфера работы со звуком - одна из областей науки, где новшества появляются постоянно, и если не изыскивать самостоятельно литературу, периодические издания и отдельные статьи, не следить за новостями, то можно безнадежно отстать в своем профессиональном развитии. Поэтому самообучение для специалистов, работающих со звуком, так же важно, как и качественное образование в четком соответствии с требованиями, предъявляемыми к звукорежиссерам различных направлений.
Литература
1. Ефимова Н.Н. Призвание. Из истории отечественной звукорежиссуры по воспоминаниям Б.Я. Меерзона. М., 2010. 39 с.
2. Русинова Е.А. Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык: на опыте зарубежного кинематографа: дис. ... канд. искусствовед. наук: 17.00.03. М., 2004.
3. Ефимова Н.Н. Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания: автореф. дис. ... д-ра. искусствовед.: 17.00.03. М., 2005. 280 с.
4. Ключкова Е.Ю. Влияние личности звукорежиссера на процесс формирования аудиовизуального образа второй половины XX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. №4. С. 181-188.
5. Ефимова Н.Н. Звук в эфире. 2 изд. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2015. 145 с.
References
1. Efimova N.N. Prizvanie. Iz istorii otechestvennoj zvukorezhissury po vospominanijam B.Ja. Meerzona. [Calling. From the history of domestic sound production according to the memoirs of B.J. Meerson]. Moscow, 2010.
2. Rusinova E.A. The impact of the new multichannel audio technology for cinema language: the experience of foreign cinema: synopsis of the thesis ... PhD (arts). Moskow, 2004.
3. Efimova N.N. Artistic and aesthetic analysis of audio essential space broadcasting: synopsis of the thesis ... PhD (arts). Moskow, 2005.
4. Kljuchkova E.Ju. The influence of the individual sound engineer in the formation process of the audiovisual image of second half of XX century // Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. 2016. №4. 145 p.
5. Efimova N.N. Zvuk v efire [The sound in the air] Moscow, 2015. 145 p.
120 с.