СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
дготовкА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ НА КАФЕДРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37
А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова
Московский государственный институт культуры
В статье раскрывается подготовка профессиональных и научных кадров на кафедре культурно-досуговой деятельности. Кафедра культурно-досуговой деятельности — одна из крупнейших, профильных кафедр Московского государственного института культуры, созданная в 1992 году для подготовки специалистов по инновационным технологиям в учреждениях культурно-до-сугового типа. Кафедра культурно-досуговой деятельности имеет свою профильную модель творчества, которая реализуется на основе нового теоретического знания. Сформированная научная концепция ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостной технологии учебно-творческого процесса на кафедре культурно-досуговой деятельности как последовательному и систематическому воплощению на практике смоделированного характера коллективных действий субъектов и объектов является универсальной и в то же время достаточно гибкой, позволяющей модифицировать её для конкретных задач, решаемых при построении модели дальнейшего развития кафедры.
Ключевые слова: подготовка, профессиональные кадры, научные кадры, кафедра культурно-до-суговой деятельности.
A. D. Zharkov, L. S. Zharkova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PREPARATION OF PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC PERSONNEL AT THE DEPARTMENT OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
The article deals with the training of professional and scientific staff in the department of cultural and leisure activities. Major cultural and leisure activities — one of the largest specialized departments of the Moscow State Institute of Culture, established in 1992 for training on innovative technologies in the institutions of cultural and leisure. Major cultural and leisure activities has its own model of the profile creation, which is implemented on the basis of new theoretical knowledge. Formed scientific concept of "value-oriented, active-active approach to the integrated technology of teaching and the creative process in the department of cultural and leisure activities as a sustained and systematic realization in practice simulated nature of collective actions of subjects and objects" is universal and at the same time flexible enough allows you to modify it for specific tasks to be solved in the construction of models of further development of the department.
Keywords: training, professional staff, research staff, Department of cultural and leisure activities.
ЖАРКОВ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно досуговой деятельности Московского государственного института культуры ZHARKOV ANATOLY DMITRIEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of cultural and leisure activity, Moscow State Institute of Culture
ЖАРКОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуго-вой деятельности Московского государственного института культуры
ZHARKOVA LIUBOV SERGEEVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected]
©© Жарков А. Д., Жаркова Л. С., 2015
Кафедра культурно-досуговой деятельности — одна из крупнейших, профильных кафедр Московского государственного института культуры, созданная в 1992 году для подготовки специалистов по инновационным технологиям в учреждениях культурно-досу-гового типа. Заведующий кафедрой — академик Российской академии естественных наук, академик российской академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии информатизации, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской федерации, Жарков Анатолий Дмитриевич.
На кафедре работают широко известные в России, ближнем и дальнем зарубежье крупные учёные, видные педагоги-новаторы, которые обладают большим опытом творческой, учебно-методической деятельности, глубокими знаниями теории технологии и практики культурно-досуговой деятельности. Это доктор педагогических наук, профессор А. Д. Жарков; доктор педагогических наук, профессор Л. С. Жаркова; доктор педагогических наук, профессор А. А. Жаркова; заслуженный артист РФ, кандидат философских наук, профессор О. Ф. Марусев; кандидат философских наук, профессор И. Г. Скляр; кандидат педагогических наук профессор г. с. Тихоновская; кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Соколова; кандидат педагогических наук, профессор О. В. Ершова; кандидат педагогических наук К. И. олешкевич; заслуженная артистка РФ, доцент г. М. Корякина; заслуженный работник культуры РФ, доцент л. г. гордеева; доцент А. А. Сапожкова; старший преподаватель И. в. Смирнова; преподаватели: Н. В. Артеменкова, О. Н. Сапожков, С. А. трофимов.
Благодаря Анатолию Дмитриевичу Жаркову в Московском государственном институте культуры сложилась уникальная научная школа по специальности 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Сегодня она являет собой пример успешно развивающегося, уникального научного знания, обогащающего пред-
ставление современной российской педагогической науки о сущности личности, её типов, творческом освоении социального пространства и времени в условия досуга.
Под руководством А. Д. Жаркова впервые в отрасли подготовлен учебник «Культурно-до-суговая деятельность» (45 п.л.), получивший в 2001 году Поощрительный диплом Министерства культуры РФ, а также поощрительный диплом Всесоюзного общества «Знание».
В 2004 году он выпустил впервые в практике вузов культуры и искусств учебное пособие «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» в двух частях.
В 2007 году по заказу Министерства культуры РФ А. Д. Жарков написал учебник «теория и технология культурно-досуговой деятельности» (30 п.л.), который был переведён на вьетнамский язык и внедрён в учебный процесс вузов культуры и искусств. Огромный интерес у вузовской общественности вызвал первый учебник «Продюсирование и постановка шоу-программ» (30 п.л.), вышедший в свет в 2009 году, написанный также по заказу Министерства культуры РФ в рамках Болонского процесса, то есть третьего поколения образовательных государственных стандартов.
Как целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, преобразуясь по своему характеру, содержанию и структуре, социально-культурная деятельность была представлена в учебнике третьего поколения для магистрантов, аспирантов и докторантов по заказу Министерства культуры РФ «теория, методика и организация социально-культурной деятельности» (30 п.л.), вышедшем в 2012 году.
Анатолий Дмитриевич Жарков внёс весомый вклад и в разработку теоретических основ технологии современной культурно-досу-говой и социально-культурной деятельности. Он впервые в педагогике досуга ввёл в научный оборот понятия «технология культурно-досуговой деятельности», «технология социально-культурной деятельности», разработал такие важные направления деятельности уч-
реждений культуры в рыночных отношениях, как «Перцептивно-коммуникативный процесс как основа функционирования в технологии культурно-досуговой и социально-культурной деятельности» и другие.
Благодаря этим учебникам, которые характеризуют уникальную научную школу теории и практики социально-культурной деятельности, студенты кафедры культурно-досуговой деятельности успешно осваивают материал, становятся специалистами своего дела и ведут продуктивную практическую деятельность не только в постановке культурно-досуговых программ в Московском государственном институте культуры, но и на других сценических площадках, а также успешно поступают в аспирантуру.
Кафедра культурно-досуговой деятельности осуществляет подготовку специалистов и бакалавров по специальности и направлению подготовки: «Социально-культурная деятельность», профилям: «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ», модулям: «Продюсирование и постановка шоу-программ», «Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ»; магистрантов по профилю «Продюсирова-ние и постановка культурно-досуговых программ», модулю «Проектирование культурно-творческих программ».
Такой набор профилей обусловлен объективными факторами современного процесса обучения и воспитания. Это выдвигает новые требования к педагогам кафедры культурно-досуговой деятельности.
Большую работу проводит кафедра куль-турно-досуговой деятельности по плодотворному сотрудничеству с российскими вузами (гг. Москвы, Белгорода, Орла, Смоленска, Якутска, Владимира, Казани, Краснодара, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др.) и с зарубежными вузами (Южной Кореи, Китая, Казахстана, Вьетнама, Америки).
В 2008 году А. Д. Жарков возглавлял делегацию Московского государственного университета культуры и искусств на международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств
в мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур» (22 октября — 1 ноября 2008 года, Ханой — Хошимин, Вьетнам). Основной доклад: «Образование и культура: стратегии международной интеграции».
По мнению вьетнамских товарищей, выступление на международном симпозиуме профессора А. Д. Жаркова вызвало большой интерес у всех участников. Руководители Вьетнама попросили оказать им учебную и методическую помощь в подготовке кадров в вузах культуры и искусств. Министру культуры и туризма Вьетнама был подарен учебник «теория и технология культурно-досуговой деятельности» для студентов и аспирантов вузов культуры и искусств, изданный в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006—2010 гг.)».
Министерство культуры и туризма Вьетнама попросило разрешения вести преподавание дисциплин по культурно-досуговой деятельности в вузах культуры и искусств Вьетнама по данному учебнику. В результате в 2015 году учебник А. Д. Жаркова «теория и технология культурно-досуговой деятельности» был переведён на вьетнамский язык. В этом учебном году преподавание для студентов в вузах культуры и искусств Вьетнама ведётся по этому учебнику.
А. Д. Жарков возглавляет работу научно-исследовательской лаборатории «Инновационные технологии социально-культурной деятельности» по теме «технология социально-культурной деятельности как способ формирования личности и регуляции жизни общества». В образовательной политике вуза активно реализуется творческий потенциал научных школ кафедры. Результативность научной работы кафедры во многом обусловлена стратегией развития научных школ в нашем вузе, получивших всероссийскую известность. Научные школы кафедры выступают инициаторами проведения научно-практических конференций и научно-методических семинаров различного уровня, «круглых» столов, мастер-классов. Научные школы кафедры позволяют осуществлять методическое со-
провождение диссертационных исследовании аспирантов, которые успешно защищаются, принимают участие в подготовке научных издании.
По учебникам, учебным пособиям нашей кафедры училось и учится не одно поколение студентов, аспирантов, магистрантов не только нашеи страны, но и ближаишего зарубежья.
Кафедру культурно-досуговой деятельности связывает тесная дружба с факультетом социально-культурной деятельности Казанского государственного института культуры и искусств. Многолетняя профессиональная дружба и плодотворное научное участие в деятельности Диссертационного совета Казанского государственного университета культуры и искусств принесло много радости как педагогам, так и защитившимся аспирантам и докторантам.
На кафедре работают высококвалифицированные, профессиональные специалисты культурно-досуговой деятельности и мастера своего дела.
5 сентября 2015 года преподаватели, студенты, выпускники нашей кафедры принимали участие в театрализованном представлении «Москва триумфальная» на Красной площади, посвящённом Дню Города Москвы. В качестве режиссёра эпизодов «Москва — центр объединения русских земель» и «Победа над смутой» выступил выпускник кафедры КДД Е. Золотарёв, ныне работающий в Кремлёвском Дворце съездов. Эпизод «Москва, спалённая пожаром» был поставлен под руководством доцента кафедры КДД А. А. Са-пожковой.
В состав режиссёрско-постановочной группы вошли преподаватели кафедры КДД: Н. В. Артеменкова (помощник хореографа), О. Н. Сапожков (постановщик фрагментов эпизодов «Пролог» и «Дорогая моя Москва», руководил построением цифр 868 и 2015); выпускники кафедры КДД: Т. Арустамов, К. Шлепо-ва, Д. Фирсова, Р. Джавадян, С. Барабошкина, А. Куркова, г. Негин, Н. гребенникова; студентка заочного отделения 6 курса Е. терно-
вая, студенты IV курса дневного отделения: Е. Паршина, А. Воронова, А. Полек, г. Шуше-начева, В. Сацюк, студенты I курса Д. Бело-мыльцева, Д. Катин, Н. Исаенко, Н. Гуркина, М. Мальцева, А. Рябченко, В. Яговдик, Е. За-бродняя; в составе артистов массовых сцен — студент III курса Д. олейник.
По инициативе ректора МГИКа Ивана Васильевича Лобанова кафедра культурно-до-суговой деятельности реализует проект будущего — международное сотрудничество в области образования, науки и творчества между профильными вузами США и России.
С этой целью на базе кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры совместно с Факультетом Музыки и Танца Университета Техаса — Пан Американ создана Международная Школа Художественно-Музыкального и Сценического Творчества (Summer, 2015; School of Artistic-Music and Scenic Creative Work).
Директором и организатором этой школы является со стороны американских коллег людмила Васильевна Варламова, кандидат педагогических наук, преподаватель Факультета Музыки и Танца университета Техаса — Пан Американ, с российской стороны — заведующий кафедрой культурно-досуго-вой деятельности Анатолий Дмитриевич Жарков. В работе Школы активное участие приняли: педагоги кафедры культурно-досуговой деятельности: доктор педагогических наук, доцент Алёна Анатольевна Жаркова, кандидат педагогических наук Надежда Николаевна Соколова и старший преподаватель Ирина Владимировна Смирнова. В программу Школы Художественно-Музыкального и Сценического Творчества вошли доклады и дискуссии преподавателей, мастер-классы, творческие семинары и выступления студентов.
л. В. Варламова на открытии школы сказала, что первый сезон работы школы посвящается всем, кто ищет новых открытий в художественно-музыкальном и сценическом творчестве, инновационных технологий в обучении! От имени американских преподавателей
и студентов Л. В. Варламова выразила благодарность ректору Московского государственного института культуры Ивану Васильевичу лобанову за содействие и поддержку в работе школы.
Программа школы 2015 включала мастер-классы по общему фортепиано, вокальному обучению и актёрскому пению, сценическому искусству. В результате проведения преподавателями школы мастер-классов, творческих семинаров студенты показали высококвалифицированные выступления в различных жанрах искусств и культурно-досуговой деятельности.
После показов студенческих работ под руководством И. В. Смирновой по сценическому искусству и Н. Н. Соколовой по актёрскому пению, на основе новых методик, студенты кафедры культурно-досуговой деятельности завершили свои выступления интересными сценическими этюдами.
В результате мастер-классов и творческих семинаров с л. В. Варламовой, проведённых ею по своим новым развивающим методикам для активизации обучения начинающих играть в классе общего фортепиано, студенты освоили базовые музыкально-теоретические и технические приёмы эффективного разучивания по нотной записи новых песен и музыкально-художественной интерпретации. Студенты научились играть на фортепиано и одновременно исполнять песни. Интересные творческие показы студенческих исполнительских проектов завершились с использованием импровизаций-аранжировок.
Успешная работа школы вызвала интерес и восторженные отзывы студентов.
Приведём некоторые сведения о сотрудниках кафедры.
Жаркова Алёна Анатольевна — профессор кафедры культурно-досуговой деятельности, известна своими достижениями в научной и педагогической деятельности, на кафедре преподаёт дисциплины: «Сценарно-ре-жиссёрские технологии КДП», «Технология создания эстрадного номера», руководит педагогической практикой «Технологический
практикум культурно-досуговой деятельности», «Технологии культурно-досуговых программ», руководит производственной практикой студентов, научно-педагогической практикой магистрантов и педагогической практикой ассистентов-стажёров. Автор трёх монографий: «Моделирование культурных проектов в России: философский подход»; «Методологические основы парадигмально-го подхода к развитию личности»; «Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты».
Жаркова любовь Сергеевна — профессор кафедры культурно-досуговой деятельности, квалифицированно осуществляет педагогическую деятельность на кафедре, преподаёт дисциплины: «Методика преподавания специальных дисциплин», «Организация деятельности учреждений культуры», «Общая педагогика, история педагогики и образования» для магистрантов, ассистентов-стажёров и аспирантов. Активно участвует в подготовке и проведении международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве».
Осуществляя компетентностный подход в образовании, л. С. Жаркова использует в методике преподавания инновационные технологии, что позволяет формировать научное и самостоятельное мышление, глубокий интерес к процессу познания учащихся. В работе использует субъектно-деятельностный подход, в рамках которого способом закрепления материала является личностно-мотивирован-ное изучение тематики занятия.
Сапожкову Анну Александровну — доцента кафедры культурно-досуговой деятельности, ценят как специалиста и регулярно приглашают для проведения лекций, семинаров и мастер-классов: для участников «Всероссийской Академии Деда Мороза» и участников Всероссийского фестиваля Новогодних игровых программ по темам «Организация и проведение Новогодних корпоративных праздников и праздничных программ», «Организация детского досуга в дни Новогодних каникул»;
для слушателей учебного центра «Праздник», «Индустрия праздника» по темам «Праздник как рекламная технология», «Корпоративные праздники как инструмент управления», «Программа как инструмент PR», «Технология организации и проведения летних open-air и special-events»; для слушателей авторской школы Князева для event-менеджеров по темам «Методы развития креативного мышления», «Сценарное мастерство», «Режиссура»; для слушателей Чувашских государственных курсов повышения квалификации работников культуры и искусства при Министерстве культуры чувашской АССР, Нижегородских областных курсов повышения квалификации работников культуры и искусства.
Артеменкова Наталья Вячеславовна — преподаватель кафедры культурно-досуговой деятельности, владеет техникой и методикой проведения занятия, учитывая специфику предмета: все этапы занятия выдерживаются чётко. В разработке методики проведения занятий профессиональные знания в области психологии помогают учитывать психологические и возрастные особенности студентов и осуществлять дифференцированный, лич-ностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Наталия Вячеславовна владеет методикой проведения индивидуальных занятий.
В начале октября 2015 года преподавателей кафедры КДД А. А. Сапожкову и О. Н. Са-пожкова, а также выпускницу 2015 года Ксению Шлепову пригласили в режиссёрско-по-становочную группу театрализованного Открытия Гран-при Формула-1 в Сочи.
Формула-1 — очень значимое для нашей страны событие, на котором присутствовали Президент РФ В. В. Путин, многие известные политики, деятели спорта, представители бизнеса и творческой элиты. Церемония Открытия и самих Гонок транслировалась на 121 страну.
Поэтому перед режиссёрско-постановоч-ной группой стояла задача не только представить Россию как страну-хозяйку, но и создать креативное зрелищное шоу, отвечающее ми-
ровому уровню постановки шоу-программ.
Было придумано оригинальное решение движущихся гигантских Матрёшек, олицетворяющих гоночные болиды разных стран, были разработаны специальные костюмы для 100 балерин из Большого Театра, в виде пачек — стальных фар, были изготовлены оригинальные автоинструменты для симфонического авто-оркестра, но самая главная задача состояла в том, чтобы показать на треке символику Сочи, Формулы-1, России... Было предложено использовать 500 волонтёров, которые выполняли бы различные спортивные и танцевальные массовые элементы с разноцветными флажками, складывая из них то узоры Краснодарского края, то надпись Sochi, то эмблему Формулы-1 и, самое главное, российский флаг.
Так как у педагогов кафедры КДД уже был достаточный опыт работы с художественным фоном на массовых праздниках и шоу-программах, им была поставлена задача не просто создать художественный фон на трибуне, но и за 1 неделю научить 500 волонтёров слаженно двигаться под музыку, работать с комплектами разноцветных флажков, создавая из них различные живые картины на треке. Кроме чисто постановочной задачи, стояла ещё большая воспитательная задача: каждый из волонтёров, собранных из самых различных учебных заведений г. сочи, должен был почувствовать себя частью большой единой команды, должен был наполниться гордостью за свой любимый город и свою страну.
Обе эти задачи были успешно выполнены: когда совершенно неожиданно для зрителя из танцующей разноцветной массы молодых ребят вдруг начали складываться узоры, картины, а в финале — и развиваться российский флаг, трибуны просто взревели от восторга! После окончания праздника наши педагоги-режиссёры услышали в свой адрес не только слова благодарности от главного продюсера всей церемонии, который являлся также главным исполнительным директором Церемонии открытия олимпийских игр в сочи, но и сотни «спасибо» от самих участников-во-
лонтёров, для которых этот праздник теперь запомнится на всю жизнь!
Педагоги кафедры всегда проводят творческие экзаменационные показы по преподаваемым дисциплинам.
Ведущим объективным фактором является ежегодное повышение конкурса на бюджетное место. Поступающим на данные специализации необходимо знать основы драматургии и режиссуры, театра, эстрады, кино; иметь представления об основных формах и методах культурно-досуговой деятельности. Они должны обладать организаторскими и творческими способностями в конкретном виде или жанре художественного творчества; навыками написания литературного сценария; умением сформулировать режиссёрский замысел, найти образное решение того или иного типа культурно-досуговой программы.
Одним из достижений кафедры в подготовке высокопрофессиональных специалистов является трудоустройство своих выпускников, которые пользуются большим спросом на рынке труда, успешно работают на телевидении, радио, в прессе, шоу-бизнесе, рекламе, туризме, дискотеках, концертных организациях, самодеятельных и профессиональных группах исполнителей, в эстрадных коллективах, хореографических студиях, в рекламных ассоциациях, в продюсерских компаниях и группах, дворцах культуры, парках культуры и отдыха, стадионах. Многие из выпускников работают на ответственных постах в сфере культуры, искусства и шоу-бизнеса, преподавателями в вузах, училищах и колледжах культуры и искусства. Сегодня выпускник вуза культуры и искусства все больше выступает как автор культурного проекта, предстоящей акции или культурно-досуговой программы.
Среди учеников кафедры культурно-досу-говой деятельности — министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Александрович Мень; заместитель губернатора Брянской области Ирина Валентиновна Кузьмина; ректор Орловского государственного института искусств и культуры Николай Александрович Паршиков; заместитель председателя совета
народных депутатов Александр Алексеевич Лабейкин; певец Алексей Глызин; группа «Ранетки»; участник телепроекта «Голос» Нодар Ревия; ведущий телеканала RU-ТВ Иван Чуйков; фотомодель, участница телевизионного проекта «Танцы со звёздами 2015» Екатерина Жаркова; солистка группы «Блестящие» Ксения Новикова; солистка группы «REFLEKS» Алёна Торганова; певец Богдан Титомир; солистка шоу-балета Димы Билана Антонина Сидорова; солист танцевальной группы «STREET JASS» Гарик Рудник; солистка группы «Поющие вместе» Ира Козлова; артист труппы постановки Театра Оперетты, участник постановок «Граф Орлов» и «Монте Кри-сто» Дмитрий Баранников; артист балета Николая Баскова Сергей Гончаренок; режиссёр Государственного Кремлёвского Дворца Кирилл Золотарёв и другие.
Как показывают проведённые индивидуальные беседы с выпускниками кафедры, им во многом помогают знания современного состояния культурно-досуговой деятельности учреждений культуры различных типов, практики взаимодействия учреждений культуры с различными организациями по работе с молодёжью. Это создание клубов по интересам и любительских объединений, продюсирование (финансирование, промоушн, реклама, запись в студии, организация концертной деятельности и т.д.)
Выпускники свободно формулируют главную идею и жанр того или иного типа куль-турно-досуговой программы, предлагают режиссёрский план, принцип режиссёрского решения (сценическое, музыкальное и световое оформление), моделируют игровой сюжет культурно-развлекательной программы и воплощают его в жизнь.
Как видим, кафедра культурно-досуго-вой деятельности имеет свою профильную модель творчества, которая реализуется на основе нового теоретического знания. Более детальное рассмотрение этой очень интересной проблемы — не предмет данной статьи. Здесь существенно отметить сам факт расширения сферы творчества с производст-
ва научных идей на способы учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусств. Расширение специализаций за счёт «художественных идей» измеряется в учебно-творческом процессе способностью к производству художественно-образной мысли и способностью «определить» её через посредство учебного предмета.
Многие творческие идеи зачастую возникают раньше, чем педагог смог изучить их природные «эталоны» или «аналоги», понять механизм их действия. Да и воспроизвести эти механизмы («технологию») в том виде, в каком они действуют в природе, зачастую нельзя.
Остаётся добавить, что даже одно только изучение таких природных явлений (познание «принципов» и механизмов их) само уже представляет собой творческий акт выработки нового знания. «Технологический принцип» педагоги кафедры заимствуют у природы лишь посредством этого акта. Технология творчества пронизывает весь учебно-творческий процесс кафедры.
Поэтому новым в контексте деятельности кафедры — приходится признать, что даже то, что заимствовано, всё равно творим заново.
В этом случае главным в учебно-творческом процессе становится не задача запоминания понятий теории и технологии культурно-до-суговой деятельности, а подлинное знание, подкреплённое практической дисциплиной «Технология культурно-досуговой деятельности», которая представлена на протяжении 5 лет обучения.
Все это позволяет интенсивно моделировать развитие кафедры как системы, выводя специальные дисциплины на уровень дисциплин государственного стандарта.
Достаточно сказать, что такие дисциплины (например, «Теория культурно-досуговой деятельности», «Деятельность учреждений культуры и искусств», «Основы продюсиро-вания», «Продюсерское мастерство», «Про-моутерская деятельность») взаимно сравнимы
по множеству параметров — как информационных: соотношение объёмов прикладного и теоретического знания; в мировоззренческом плане, так и на организационном уровне — уровне интегрированности каждой учебной дисциплины и научных изысканий.
Все это позволило сформировать целостную, отвечающую современным требованиям образовательную концепцию ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостной технологии учебно-творческого процесса на кафедре культурно-досу-говой деятельности как последовательному и систематическому воплощению на практике смоделированного характера коллективных действий субъектов и объектов. На наш взгляд, эта концепция интегрирует основные социальные индикаторы для целей масштабного моделирования, а включаемые в неё параметры являются теоретически обоснованными с позиций философии и одновременно могут быть операционализируемыми и кван-тифицируемыми. Данная научная концепция является универсальной и в то же время достаточно гибкой, позволяющей модифицировать её для конкретных задач, решаемых при построении модели дальнейшего развития кафедры.
Работа над моделями специализаций кафедры культурно-досуговой деятельности показала, что оценка их развития осуществляется по отношению к целям двух принципиально различных типов. Первый тип целей — это цели-проблемы, относящиеся к конкретным учебно-творческим задачам, которые возникают на определённых этапах объективного развития и осознаются общественным мнением коллектива кафедры культурно-досуговой деятельности.
По мере того, как проблематика моделирования расширялась, становилась очевидной необходимость найти методологические подходы к формированию целей более сложного типа. Это цели-смыслы системы, такие как развитие личности студента и реализация его творческих потенций.