Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты формирования профессиональной рефлексии специалистов культурнодосуговой деятельности'

Теоретико-методические аспекты формирования профессиональной рефлексии специалистов культурнодосуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРНОДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / КРИТИКА / КРИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / PROFESSIONAL REFLECTION / PROFESSIONAL COMPETENCE / CULTURAL AND LEISURE PROGRAM / CRITICISM / ART CRITICISM / EDUCATIONAL BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновская Галина Станиславовна

В представленной статье обосновывается модель учебно-образовательной деловой игры «Рецензентский семинар», которая направлена на развитие навыков профессиональной рефлексии будущих специалистов социально-культурной деятельности продюсеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Автор, опираясь на теоретико-методологические основания критической деятельности, в том числе и художественной критики, адаптируя их к технологическому процессу создания и реализации культурно-досуговых программ, представляет методический комплекс оценки эффективности функционирования культурно-досуговых программ в социокультурном пространстве гражданского общества. В соответствии с профессиональными компетенциями, предусмотренными учебными планами подготовки специалистов названного профиля, автор выстраивает методику проведения учебно-образовательной деловой игры «Рецензентский семинар», включающую цели, задачи, ролевой состав участников, алгоритм последовательных операциональных действий осуществления, что в целом представляет инновационный подход к решению заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL REFLECTION OF SPECIALISTS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

In the presented article the model of educational business games “The review workshop”, aimed at the development of skills of professional reflection of future specialists social and cultural activities producers-directors of cultural and leisure programs. The author, based on theoretical-methodological foundations of critical activities, including art criticism, adapting them to the process of creating and implementing cultural and recreational programs, is a methodological complex of evaluation of the performance of cultural programmes in social and cultural space of civil society. In accordance with professional competences foreseen by the curricula of training specialists called profile, the author builds a methodology for conducting educational business games “The review workshop” that includes goals, objectives, role of participants, the algorithm of sequential operational actions implementation that, in general, represents an innovative approach to the solution of the stated problem.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты формирования профессиональной рефлексии специалистов культурнодосуговой деятельности»

ЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378

Г. С. Тихоновская

Московский государственный институт культуры

В представленной статье обосновывается модель учебно-образовательной деловой игры «Рецензентский семинар», которая направлена на развитие навыков профессиональной рефлексии будущих специалистов социально-культурной деятельности — продюсеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Автор, опираясь на теоретико-методологические основания критической деятельности, в том числе и художественной критики, адаптируя их к технологическому процессу создания и реализации культурно-досуговых программ, представляет методический комплекс оценки эффективности функционирования культурно-досуговых программ в социокультурном пространстве гражданского общества. В соответствии с профессиональными компетенциями, предусмотренными учебными планами подготовки специалистов названного профиля, автор выстраивает методику проведения учебно-образовательной деловой игры «Рецензентский семинар», включающую цели, задачи, ролевой состав участников, алгоритм последовательных операциональных действий осуществления, что в целом представляет инновационный подход к решению заявленной проблемы.

Ключевые слова: профессиональная рефлексия, профессиональные компетенции, культурно-досуговая программа, критика, критика художественная, учебно-образовательная деловая игра.

G. S. Tikhonovskaya

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL REFLECTION OF SPECIALISTS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

In the presented article the model of educational business games "The review workshop", aimed at the development of skills of professional reflection of future specialists social and cultural activities — producers-directors of cultural and leisure programs. The author, based on theoretical-methodological foundations of critical activities, including art criticism, adapting them to the process of creating and implementing cultural and recreational programs, is a methodological complex of evaluation of the performance of cultural programmes in social and cultural space of civil society. In accordance with professional competences foreseen by the curricula of training specialists called profile, the author builds a methodology for conducting educational business games "The review workshop" that includes goals, objectives, role of participants, the algorithm of sequential operational actions implementation that, in general, represents an innovative approach to the solution of the stated problem.

Keywords: professional reflection, professional competence, cultural and leisure program, criticism, art criticism, educational business game.

ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru

140 ©Тихоновская Г. С., 2016

В современных условиях повышенного внимания к развитию и оптимизации технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и социально-культурной, особое значение приобретает подготовка кадров, формирование их профессиональных компетенций, в первую очередь в области технологий будущей профессиональной деятельности [3, с. 136—143], при этом необходимо не только знание установленного алгоритма технологического процесса, но и владение методикой самоанализа и самооценки осуществлённой практической деятельности, направленной на перманентное совершенствование и повышение её эффективности.

Современный специалист социально-культурной и досуговой деятельности должен стремиться:

• к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

• умению критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

• быть готовым к разработке целей и приоритетов творческо-производствен-ной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительские, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные);

• быть способным участвовать в опытно-экспериментальной работе по сбору эмпирической информации, проведению экспериментальных мероприятий, диагностике их педагогической эффективности;

• быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных);

• быть готовым к организации информационно-методического обеспечения творческо-производственного процесса в учреждениях культуры социально-культурной сферы.

В совокупности данные современные профессиональные требования охватывают комплекс знаний, умений, навыков, направленных на развитие и формирование профессиональной рефлексии будущих специалистов сферы досуга — важнейшей способности к самооценке и самоанализу осуществляемой деятельности в целях её постоянной оптимизации и повышения эффективности функционирования в социокультурном пространстве общества [5, с. 106—110; 16, с. 250—255].

Понятие профессиональной рефлексии в сфере культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как мыслительно-рациональный, процессуально-деятельностный процесс, направленный на анализ и понимание будущим специалистом исходных целей, функций, принципов технологии организации культурно-досуговой деятельности (культурно-досуговых программ) и соотнесение их с реально выполненными задачами.

Формирование профессиональной рефлексии предполагает знание механизмов данного мыслительного процесса — обращённости профессионального сознания и мышления на объект и предмет своей деятельности с точки зрения эффективности выполненных задач, в результате чего формируется опыт, требующий как закрепления, так и развития, коррекции и оптимизации.

Наблюдения показывают, что работники учреждений культуры весьма редко проводят мониторинги эффективности своей деятельности, в частности проведённых культурно-досуговых программ. В лучшем случае о факте проведения программы сообщается в местной печати —

поселковой, районной, городской, да и информация о культурных программах более крупного масштаба — международного, федерального, регионального уровня — в средствах массовой информации носит исключительно констатирующий характер. Отсутствие углубленной обратной связи с массовой (зрительской) аудиторией, знаний её оценок, эмоциональных впечатлений, полученных в процессе восприятия культурной программы, ведёт к некоторой самоизоляции деятельности учреждений культуры, усиливает процессы стереотипизации её технологий, что в конечном счёте сказывается как на процессе оптимизации собственно технологий создания культурно-досуговых программ, так и на формировании социально-культурного статуса данных программ в обществе.

Необходимость овладения специалистами социально-культурной и досуговой деятельности методикой анализа эффективности проведённых культурно-досу-говых программ обусловлена включением в данную методику важного оценочно-аналитического компонента, обеспечивающего завершённость целостного технологического процесса организации и проведения культурно-досуговых программ.

Такой методикой может стать «Рецензентский семинар», функции, задачи, структура и содержание которого дадут возможность как будущим специалистам культурно-досуговой деятельности, так и специалистам-практикам «держать руку» на пульсе социокультурной жизни общества, отслеживать содержание его постоянно растущих интересов, запросов и потребностей.

Теоретическое обоснование. Технология проведения «Рецензентского семинара» основана на методе критики, который предполагает выявление ошибок, недостатков, возникающих в ходе практиче-

ской деятельности с целью их преодоления и исправления. В то же время оценка и анализ осуществлённой культурно-досуговой программы как художественной формы, обеспечивающейся сценарно-режиссёрскими технологиями её создания, базируются на теоретико-методологических основаниях такого понятия, как «критика художественная», которая направлена на выявление эффективности функционирования того или иного художественного произведения (музыкального, литературного, театрального и т.д.) в обществе.

И здесь специалистам досуга важно понимать, что исходное понятие критика — это метод раскрытия и преодоления противоречий общественной жизни, одна из движущих сил развития общества и общественных процессов, необходимая сторона материальной и духовной деятельности, принцип преобразующей деятельности, воспитания и самовоспитания. Основное сущностное свойство критики — в выявлении ошибок, недостатков, возникающих по объективным либо субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления [12, с. 285].

В то же время анализ и оценка эффективности культурно-досуговой программы как художественной формы требует опоры на теоретико-методологические основания художественной критики, сущность которой заключается в истолковании и оценке художественных форм и явлений [15, с. 163]. Критика художественная является составной частью литературного творчества, а также относится к научной дисциплине, связанной с литературоведением и искусствознанием.

Существующие и устоявшиеся различные направления критики художественной (музыкальная критика, театральная критика, литературная критика) представ-

ляют собой уникальный пласт фундаментальных научно-теоретических знаний, которые могут стать основанием для анализа культурно-досуговой программы как художественной формы.

Согласно научным исследованиям «ещё в античных риторических трактатах складывались основы оценочных процедур поэтического искусства, теория словесного выражения и аргументации, жанровые разновидности различных типов речи (похвальная, обличительная, защитительная). Это создавало для будущей критики своеобразную базу общих правил создания интерпретационно-оценочных текстов» [8, с. 40—41].

Научно-методологические основания русской художественной критики, зародившейся в начале XIX века, стали складываться в трудах Карамзина, Белинского, Добролюбова, Пушкина, Гоголя, Писарева, Чернышевского, Стасова, позднее Плеханова, Горького, Луначарского и многих других. Так, согласно литературоведческим исследованиям, в критической деятельности В. Г. Белинского просматривались научные тенденции, проявлявшиеся в требованиях к критику анализировать литературные художественные явления как производные от общей философской концепции мира. «Задача истинной критики, — отмечал Белинский, — отыскать в создании поэта общее, а не частное; человеческое, а не людское; вечное, а не временное; необходимое, а не случайное, — и определить, на основании общего, то есть идеи, цену, достоинство и важность поэта» [цит. по: 15, с. 163].

Н. В. Гоголь считал художественную критику своего рода искусством: «... Критика, основанная на глубоком вкусе и уме, критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением: в ней виден ещё более сам разбирающий» [цит. по: 8, с. 10].

При этом в структуре теоретического осмысления критики как литературной деятельности большое внимание уделялось вопросу роли публики в оценке художественного произведения. Так, В. Г. Белинский настаивал на авторитетной роли широкой публики, народа в оценке литературы, Н. А. Добролюбов подчёркивал значение мнения широких читательских кругов при оценке литературных произведений: «. Всякий может считать своё мнение справедливым, но решение в этом случае более, нежели когда-нибудь, надо предоставить публике. Это дело до неё касается, и только во имя её можем мы утверждать наши положения» [цит. по: 8, с. 32—33].

В этом контексте известный современный исследователь Н. А. Хренов утверждает, что «... в периоды развития и функционирования искусства в обществе, когда публика начинает властно заявлять о своих потребностях и интересах, которые свидетельствуют о появлении новых социальных ценностей, нуждающихся в формировании, критик может ориентироваться, в первую очередь, не столько на художника, сколько на публику» [13, с. 320].

Благодаря деятельности русских критиков стали складываться разные направления критического анализа — социологическое, культурно-просветительское, эстетическое. В эпоху социализма активизировалась идейно-мировоззренческая направленность критики, в том числе и критики художественной, в которой утверждались идеи гуманизма и народности, сочетание смелого новаторства, поисков, соответствующих времени, художественных решений, основанных на прогрессивных традициях отечественного и мирового искусства, что, по нашему мнению, не противоречит современным требованиям к критическому анализу различ-

ных художественных явлений и процессов.

Историческое социально-культурное значение критики трудно переоценить. Раскрывая социально-культурные явления, критика анализировала не только собственно художественные процессы, происходившие в обществе в то или иное историческое время, но и объясняла культуру быта людей, ментальные основы культуры поведения и общения, интеллектуально-мировоззренческое и духовное состояние гражданского общества. Н. А. Хренов, подчёркивая значение критики, отмечает: «То, что не фиксировалось историей искусства, сохранялось критикой, и сегодня на основании её истории может быть реконструировано заново» [13, с. 324].

Отметим, что фиксация в печати, например, фактов социально-культурной и до-суговой жизни общества имеет непреходящее значение. Сохраняя историческую преемственность, социально-культурная деятельность приобретает не только общественный статус, но и возможность воспроизводства бесценного социально-культурного опыта досуговой жизнедеятельности общества.

Современные научно-методические и теоретические основания критики в сфере художественной деятельности разработаны в трудах Ю. Б. Борева [1].

Учёный рассматривает художественное произведение как средство (форму) художественной коммуникации, составной частью которой выступает реципиент (зритель, слушатель, читатель) в качестве сотворца общего художественного процесса, при этом критика исполняет роль посредника. Чтобы профессионально исполнить эту роль, критика должна быть вооружена соответствующими инструментами оценки, интерпретации, с помощью которых выявляются художественные достоинства произведения.

Заслуживает особого внимания представленные учёным методологические инструменты критического анализа художественных форм:

• «традиционный» — охватывающий социологический, историко-культурный, сравнительный, биографическо-творче-ско-генетический подходы;

• «новые» — охватывающие анализ внутренних связей художественных форм (структурные, семиотические, стилистические подходы);

• инструменты анализа социального функционирования художественных форм (изучение критической литературы), конкретно-социологический анализ аудитории (зрительской, слушательской, читательской).

Интеграция всего рационального, содержащегося в этих подходах, даёт возможность создать системно-целостный методологический подход к оценке художественных явлений и процессов, а критика будет одним из основополагающих методов анализа данных явлений и процессов.

Согласно утверждению Ю. Б. Борева, метод художественной критики обладает структурой, состоящей из пяти мыслительных операционных действий:

• выбор исходной позиции анализа (установок, принципов, исходной парадигмы);

• общее суждение об объекте с точки зрения раскрытия смыслов и значений его внешних связей;

• проникновение внутрь объекта, выявление и вычленение его структурных элементов и их внутренних связей;

• выявление механизма функционирования объекта (постижение динамики);

• обретение целостного взгляда на предмет и объект путём синтеза и обобщения результатов, полученных на предшествующих этапах анализа.

Суммируя всё вышесказанное можно

сделать вывод о значимости и необходимости осуществления оценочных процедур и в сфере социально-культурной деятельности, в частности — в деятельности учреждений культуры досугового типа.

Методическое обеспечение. «Рецензентский семинар» имеет две модификации: как учебно-образовательная деловая игра, направленная на формирование профессиональной рефлексии будущих специалистов досуга, и собственно семинар как производственно-деловое совещание, проводимое в учреждениях культуры с целью мониторинга общественного мнения и анализа полученных оценок о качестве проведённой культурно-досуговой программы с точки зрения:

• соответствия программы интересам и запросам зрительской аудитории;

• реализации социально значимых функций, предопределённых идейно-тематическим содержанием программы и его формирующим воздействием;

• выявления эффективности функционирования сценарно-режиссёрских технологий, обеспечивающих высокий художественный уровень программы, её эффективное эмоциональное воздействие и восприятие зрительской аудиторией;

• синтезирования результатов (оценок), поученных путём опроса и анкетирования субъектов культурно-досуговой программы (зрительской аудитории, сценариста-постановщика, руководителя учреждения культуры, представителя СМИ), оформления выводов в форме написания журналисткой заметки, очерка, эссе, статьи в местную (городскую, районную, поселковую) печать.

Методическое обоснование учебно-образовательной деловой игры «Рецензентский семинар». Назначение и цель игры: учебно-образовательная деловая игра «Рецензентский семинар» является активным методом обучения и предназна-

чена для практических занятий студентов — бакалавров, магистров дневной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки — «Социально-культурная деятельность», профиль подготовки — «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ». Цель игры заключается в формировании навыков профессиональной рефлексии, обусловленных профессиональными компетенциями, предусмотренными учебными планами подготовки данных специалистов, а также в создании в процессе практических занятий условий, приближённых к реальной жизненной ситуации будущей профессиональной деятельности.

Содержание игры охватывает область имитируемых ситуаций, отражающих технологический процесс организации и проведения культурно-досуговых программ, приближённых к реальным условиям деятельности учреждений культуры.

Объектом обсуждения и анализа выступают как творческие проекты культурно-досуговых программ, осуществлённые студентами в условиях учебной деятельности, так и программы, осуществлённые студентами на практике в учреждениях культуры.

Предметом обсуждения являются сценарные, режиссёрско-постановочные и организационные технологии создания и проведения программ.

Состав и ролевая структура участников игры. В игре принимает участие академическая группа студентов, распределённая по ролям:

• «сценаристы-постановщики»;

• «руководители учреждений культуры»;

• «зрительская аудитория»;

• «журналисты — представители местных СМИ»;

• преподаватель — ведущий игры.

Правила и материально-техническое

обеспечение игры. Учебно-образователь-

ная деловая игра «Рецензентский семинар» проводится в рамках практических занятий по предметам «Сценарно-режис-сёрские технологии культурно-досуго-вых программ», «Технология культурно-досуговых программ», «Технологический практикум культурно-досуговых программ», в течение 4 — 6 академических часов. Материально-техническое обеспечение игры предполагает наличие аудитории, оснащённой видеопроекционной аппаратурой, видеоматериала (проекты культурно-досуговых программ), раздаточного материала — опросных листов (анкет).

Процедура проведения игры в группе проходит в следующем алгоритме:

• вступительное слово преподавателя — ведущего игры (инструкция участникам;

• распределение ролей между участниками игры — субъектами создания куль-турно-досуговой программы;

• раздача участникам опросных листов (анкет), согласно исполняемым ролям;

• просмотр видеоматериала культурно-досуговой программы;

• заполнение опросных листов (анкет);

• анализ и сопоставление оценок, полученных в результате опроса;

• выведение коэффициента эффективно-

сти осуществлённой культурно-досуговой программы (коэффициент эффективности культурно-досуговой программы выводится математическим сложением баллов, полученных в результате опроса субъектов программы, с последующим делением на общее количество заданных вопросов каждому субъекту программы);

• моделирование интерпретационно-оценочного вывода — текста, путём индивидуального выбора участниками формы оценки культурно-досуговой программы (рецензия, проблемная статья, обзор, очерк, заметка, эссе).

Полное обоснование методики проведения «Рецензентского семинара» с приложением опросных листов (анкет) будет представлено в методических рекомендациях по проведению мониторинга и определению эффективности функционирования культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, разработанных для студентов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность», профиль подготовки — «Продюсер-постановщик культурно-досу-говых программ», квалификация — бакалавр, магистр, а также для специалистов-практиков учреждений культуры досуго-вого типа.

Примечания

1. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Москва : Политиздат, 1988. 496 с.

2. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений : в 3 томах. Москва : Художественная литература, 1950—1952. Т. 3. Москва : Художественная литература, 1952 . 740 с.

3. Жарков А. Д, Жаркова Л. С. Подготовка профессиональных и научных кадров на кафедре культурно-досуговой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 136—143.

4. Жарков А. Д. Государственная культурная политика — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146—152.

5. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.

6. Корниенко Н. В. «Нэповская оттепель»: становление института советской литературной критики : [монография]. Москва : ИМЛИ РАН, 2010. 499 с.

7. Крашенинникова Е. А. Активные методы обучения рецензентов. Москва : О-во «Знание» РСФСР, 1985. 39 с.

8. Крылов В. Н. Русская литературная критика конца XIX — начала XX века : стратегии творческого пове-

дения, социология литературы, жанра, поэтика : учебное пособие. Москва : Флинта : Наука, 2015. 228 с.

9. Кузнецов М. А. Современный культурологический тип образования и будущее российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №6 (62). С. 140—149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11—20.

11. Симонова И. Ф. Интеграция образовательной и досуговой деятельности как условие формирования имиджеобразующих компетенций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 130—136.

12. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. Москва : Советская энциклопедия, 1983. 836 с.

13. Хренов Н. А. Критика-художник-публика в системе функционирования искусства // Методологические проблемы художественной критики / ВНИИ искусствознания ; [отв. ред. А. Я. Зись]. Москва : Искусство, 1987.

14. Штейнгольд А. М. Анатомия литературной критики : (Природа, структура, поэтика). Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. 202 с.

15. Эстетика : словарь / [А. И. Абрамов и др. ; под общ. ред. А. А. Беляева]. Москва : Политиздат, 1989. 445 с.

16. Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 250—255.

References

1. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. 4nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1988. 496 p.

2. Dobrolyubov N. A. Sobranie sochinenii, v 3 tomakh, tom3 [Collection works, in 3 vol., vol. 3]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1952. 740 p.

3. Zharkov A. D., Zharkova L. S. Preparation of professional and scientific personnel at the Department of cultural and leisure activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 136—143. (In Russian)

4. Zharkov A. D. State cultural policy — a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 146—152. (In Russian)

5. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2014, No. 6 (62), pp. 106—110. (In Russian)

6. Kornienko N. V. "Nepovskaya ottepel": stanovlenie instituta sovetskoi literaturnoi kritiki ["Thaw of NEP": formation of institute of the Soviet literary criticism]. Moscow, Publishing house of Gorky Institute of World Literature (RAS), 2010. 499 p.

7. Krasheninnikova E. A. Aktivnye metody obucheniya retsenzentov [Active methods of training of reviewers]. Moscow, 1985. 39 p.

8. Krylov V. N. Russkaya literaturnaya kritika kontsa XIX — nachala XX veka: strategii tvorcheskogo povedeniya, sotsiologiya literatury, zhanra, poetika [The Russian literary criticism of the end of XIX — the beginning of the 20th century: strategy of creative behavior, sociology of literature, genre, poetics]. Moscow, Publishing house "FLINTA", Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2015. 228 p.

9. Kuznetsov M. A. Modern culturological type of education and the future of Russian society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 140—149. (In Russian)

10. Lobanov I. V. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2015, No. 3 (65), pp. 11—20. (In Russian)

11. Simonova I. F. Integration of educational and leisure activities as a condition of the formation of competencies designed to create the image. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 5 (61), pp. 130—136. (In Russian)

12. Il'ichev L. F., Fedoseev P. N., and others, ed. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 1983. 836 p.

13. Khrenov N. A. Kritika-khudozhnik-publika v sisteme funktsionirovaniya iskusstva [Critic-artist-audience

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.