3. Chizhikov V. V. Informatsiia kak instrument upravleniia [Information as instrument of management]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 2 (52), pp. 51-57.
4. Chizhikov V. M. Resursnyi potentsial tekhnologii menedzhmenta sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Resource potential of technologies of management of social and cultural activities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 2 (52), pp. 112-118.
5. Yaroshenko N. N. Entertainment industry in modern cultural space of Russia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 122-133. (In Russian)
Московский государственный институт культуры
В статье предпринята попытка определения специфических свойств зрелищности культурно-досуговых программ. Автор, характеризуя природу зрелищ, выделяет зрелищность как их сущностное родовое свойство, присущее в том числе и досуговым формам жизнедеятельности человека. С точки зрения технологии создания культурно-досуговых программ, специфика элемента зрелищности, по мнению автора, проявляется прежде всего в различиях видов досугового действия (игровое действие, конкурсно-состязательное, театрализованное, художественно-публицистическое, фольклорное, танцевально-развлекательное), которые требуют индивидуального подхода к их организации. Фактором эффективности реализации элемента зрелищности в культурно-досуговых программах будет являться зрелищное мышление специалиста досуга, его способность создавать условия для зрелищного общения зрительской аудитории, сущность которого заключается в удовлетворении одной из генетических потребностей личности в эмоциональном общественном контакте.
Ключевые слова: зрелище, зрелищность, культурно-досуговая программа, досуговое действие, зрелищное общение, зрелищное мышление.
G. S. Tikhonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
The article attempts to determine the specific properties of the entertainment cultural and entertainment programs. The author, describing the nature of circuses, entertainment highlights how essential their ancestral property inherent in including and recreational forms of human life. In terms of the technology
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
CТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТА ЗРЕЛИЩНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММАХ
УДК 791.6
Г. С. Тихоновская
TECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ENTERTAINMENT ELEMENT IN THE CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS
e-mail: [email protected] ©Тихоновская Г. С., 2016
of cultural and entertainment programs, the specifics of the entertainment element, according to the author, is primarily manifested in the differences in types of leisure activities (game action, competitive, adversarial, theatrical, artistic and nonfiction, folklore, dance and entertainment), which require individual approach to their organization. Factor efficiency of realization of the entertainment element in the cultural and entertainment programs will be a spectacular recreation specialist thinking, his ability to create the conditions for dialogue spectacular viewership, the essence of which is to meet one of the genetic needs of the individual in an emotional public contact.
Keywords: spectacle, entertainment, cultural and leisure program, leisure action, spectacular communication, spectacular thinking.
Слово «зрелище» генетически предопределило появление понятия «зрелищ-ность». Зрелищность можно рассматривать как функцию, эстетическое качество, как художественно-образное явление и как технологическую составляющую сценических искусств, в первую очередь - постановочных форм культуры.
Анализ функционирования различных сценических и внесценических форм показывает, что зрелищность выступает едва ли не главным фактором, привлекающим внимание зрительской аудитории. Возросшие визуальные потребности человека обусловлены как генетической предрасположенностью и стремлением личности к созерцанию окружающего мира вещей и явлений, так и стремительным совершенствованием зрелищных технологий, обеспечивающих внешнюю эффектность и эмоциональную привлекательность различных сценических произведений и других художественно-постановочных форм. Визуальные потребности человека предопределили появление множества рукотворных объектов (артефактов), обладающих зрелищными свойствами и великолепными художественно-эстетическими достоинствами. Поэтому так восхищает «глаз» искусство архитектуры, изобразительное искусство, сценические произведения, природные и искусственные ландшафты, украшенные декоративными фонтанами, представляющие собой композиционный синтез архитектуры, воды и света, и многие другие объекты жизнедеятельности человека.
Лежащее в основе зрелищности одно-коренное понятие «зрелище» имеет глубокую историю становления и развития. Под зрелищами в научной литературе и энциклопедических словарях подразумеваются как собственно формы сценического искусства - театр, кино, эстрада, цирк (исторически рассматривающийся как праздник зрелищности), так и различные формы досуговой деятельности человека - античные празднества, средневековые карнавалы и рыцарские турниры, массовые гуляния в эстетически организованных садах и парках развлечений. В этой структуре занимали и продолжают занимать определённое место формы народной традиционной культуры - календарные праздники и обряды, ярмарочные - балаганы, вертепы, театр Петрушки, тантамарески, скоморошьи представления и другие.
В настоящее время диапазон зрелищных форм значительно расширился. Получившие популярность разнообразные формы шоу - телешоу, фотосессии, инсталляции, флешмобы, новые формы игровой деятельности - квесты, а также музыкально-световые видеопроекции и фейерверки -стали неотъемлемой частью форм массовых развлечений.
Широкое распространение во всех регионах России получил новый тип зрелища -исторические реконструкции. Основанные на методе восстановления исторического факта - эти зрелища привлекают внимание не только восстановленной подлинностью исторических событий, происходив-
ших в том или ином месте, но и восхищают техническим совершенством изготовления костюмов, реквизита, соответствующих идейно-тематическому замыслу и с исторической точностью воспроизводящих визуальный образ ушедших событий.
И наконец, существенным фактором визуальной привлекательности является зрелищно организованная индустрия развлечений. Разветвлённая структура индустрии развлечений в России, которая была представлена сегментно Н. Н. Ярошенко [17, с. 126-127], являет собой обширное досуговое пространство, в котором находят отражение не только креативно-технические, но и креативно-зрелищные технологии, обеспечивающие в том числе «экономическую эффективность культурного продукта» [3, с. 135; 17, с. 129].
Устоявшееся определение зрелища, данное В. Далем - «всё, что рассматриваем, на что глядим внимательно, всё то, что предстаёт взгляду», значительно расширило наше представление о данном феномене, и в связи с этим в структуру зрелищ включаются такие формы, как все виды спорта, реклама, выставки, художественно оформленные витрины магазинов, что предопределило интенсивное развитие экспозиционно-оформительского дизайнерского искусства, а также различных массовых политических и общественных акций.
Таким образом, согласно обобщению, данному в словаре «Культурология», «зрелище» - это культурный феномен, характеризующийся многообразием социальных и эстетических признаков, сложностью семиотических и психологических особенностей создания и восприятия [5, с. 699].
«Зрелище» как культурная форма нашла определённое отражение в научной литературе (А. Банфи, Т. П. Ванченко, А. В. Луначарский, А. Мазаев, А. Некрылова,
П. Пави, Б. Н. Петров, К. Э. Разлогов, М. Розовский, А. В. Серова, В. Смышляев, Н. А. Хренов).
Рассматривая «зрелище» как важнейшую составляющую духовной жизни общества в историческом и современном контекстах, авторы попутно уделяют определённое внимание зрелищности как феноменальному свойству данной формы, но при этом вопросы технологии обеспечения зрелищности различных форм культуры не получили целенаправленного и самостоятельного изучения, что, в свою очередь, указывает на значительный пробел в структуре знаний технологий создания культурно-досуговых программ.
В определённой степени это понятно. Известный французский семиотик театра П. Пави утверждал: «зрелищное - понятие довольно расплывчатое ... оно зависит и от воспринимающего субъекта, и от воспринимаемого объекта» [8, с. 109].
Представляя культурно-досуговую программу как одну из форм зрелища, отметим некоторые свойства зрелищности, которые присущи данной форме.
Зрелищность - важнейшая составляющая технологии создания культурно-досуговых программ, одно из свойств выразительности, достигающееся с помощью синтеза художественных средств. Постулат - культурно-досуговая программа должна обладать качеством зре-лищности - неоспорим, и привнесение элемента зрелищности в процесс создания программы - одна из важнейших задач сценариста-постановщика. Здесь специалисту досуга важно учитывать факторы, определяющие зрелищность культурно-досуговых программ. Итальянский исследователь XX века А. Банфи, анализируя природу зрелища, выделил в нём два существенных признака - «действенность и коллективность» [2]. Однокоренное понятие «действие» - явление многозначное,
но в общем значении - это основа бытия человека, волевой акт, совершаемый человеком в каждую единицу времени его текущей жизни. Природа человеческого действия сложна и многогранна, достаточно эскизно посмотреть на его сущностные характеристики. Так, скажем, психофизическая сущность действия охватывает все сферы органики человека - эмоциональную, интеллектуальную, волевую и физическую. Психическое начало в действии включает практически все процессы, происходящие в сознании и духовной организации человека - мотивы, побуждения, потребности, интересы, целеполагание и многое другое, что составляет внутренний мир человека, определяет стремление решить практическую задачу. Физическое начало - это внешнее выражение действия, сутью которого является поступок, обладающий физической реальностью, совершаемый путём физических действий, отсюда и вытекает основная сущностная черта действия - его зрелищность. Мотивированное изнутри, обогащённое множеством индивидуальных эмоциональных проявлений действие человека, обладая визуальными свойствами, приковывает к себе внимание окружающих.
Действие - это одно из выразительных средств сценических искусств, и в драматическом произведении оно приобретает художественно-образный смысл, как в зеркале отражающий социально-ментальный контекст реальной жизни общества -его нравственные идеалы, идеологию, традиции, политику, культуру, манеры, этикет, социальные формы общения и отношений, то есть весь социально-культурный уклад жизни людей в конкретный исторический период его бытования.
К. С. Станиславский, подчёркивая зрелищную значимость действия, отмечал: «Мы не должны забывать о том, что напечатанная пьеса не является ещё закон-
ченным произведением, пока она не будет исполнена на сцене артистами и оживлена их живыми человеческими чувствами. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтобы смотреть актёра, а сидел бы дома и читал пьесу» [11, с. 416].
Организация досугового действия - это главный предмет постановочной деятельности сценариста-постановщика куль-турно-досуговых программ. При создании программы он сталкивается с организацией определённого вида досугового действия, должен учитывать его особенности и целевые установки. Реализация различных видов досугового действия -игрового, конкурсно-состязательного, театрализованного, художественно-публицистического, фольклорного, танцевально-развлекательного - определяется структурно-типологическим различием культурно-досуговых программ и требует индивидуального технологического подхода к их организации.
Так, например, основой игровой куль-турно-досуговой программы является организация игрового действия участников программы, цель которого - превращение реального времени и пространства в зримые игровые образы, создание с помощью игры условной художественно-образной визуальной ситуации, в которую вовлечены все участники программы; основой конкурсно-состязательной программы выступает конкурсное действие, процесс которого от начала до конца проходит на «глазах» у зрительской аудитории,что позволяет ей быть активным участником и вместе с жюри добывать «зерно истины» -кто же из конкурсантов станет победителем и будет достоин общественного признания; основой фольклорной программы является обрядово-игровое действо, цель которого визуально отразить образ народного духа и бытия исторически ушедшего времени и в котором участники являются
«одновременно и актёрами, и зрителями» [15, с. 7]; основой художественно-публицистической программы является художественно-публицистическое действо, цель которого создать зримый художественный образ современника или исторически ушедшего времени.
В ряду культурно-досуговых программ особое место занимают театрализованные программы (театрализованные представления). Здесь зрелищность основана на принципе театрализации, проявляющейся в действенной структуре представления, организованного на основе художественного вымысла и динамически развивающегося драматического конфликта, в особых монтажных приёмах синтезирования художественных средств выразительности, в их творческом переосмыслении и интерактивном вовлечении зрительской аудитории в действие программы; основой танцевально-развлекательных программ выступает коллективное танцевальное действо, определяемое ритмами танцевальных форм и обладающее информационно-семантическими характеристиками, цель которого создание зримого пластического образа, отражающего потребности, вкусы и танцевальные традиции общества.
Здесь уместно напомнить, что зрелищными свойствами обладают используемые в культурно-досуговой программе художественно-декоративные элементы - оформление пространства, где происходит досуговое действо,реквизит, костюмы, их колористика, обеспеченные фантазией художника-дизайнера, технические эффекты, динамические трансформации пластико-хореографических компонентов, массовость и многие другие составные элементы программы.
В современных технологиях обеспечения зрелищности значительное место занимают так называемые технические
искусства - фотоискусство, киноискусство, телевизионное творчество. Представляя собой техническую репродукцию реальной действительности, данные средства обладают особого рода зрелищно-стью, способной показать не только визуальную картинку, но и передать художественно организованную информацию, образ события и времени, обладающий правдивыми и реалистичными чертами. При этом метод монтажа, используемый в процессе создания культурно-досуго-вой программы, открывает уникальные возможности для творческого решения проблем художественного синтеза [16, с. 351-352].
Калейдоскопичность - одно из свойств современных зрелищных форм, получившее статус творческого принципа.
Быстрая смена действия - словесного, пластического, вокального, видеодействия, их трансформация, переход из одной визуальной картинки в другую, безусловно, создают сиюминутное впечатление, но зрелищные эффекты, как правило, быстро забываются, и здесь специалисту досуга следует учитывать то, что выразительные средства, обеспечивающие реализацию элемента зрелищности, в то же время являются носителями содержания культурно-досуговых программ и только зрелищность, подкреплённая идейно-смысловым контекстом, может оставить след в эмоционально-интеллектуальном сознании личности.
Понятие «зрелищность» органично сопряжено с понятием «постановочный», и достижение зрелищности, обеспечение её художественно-эстетического качества зависит от индивидуальных творческих способностей сценариста-постановщика культурно-досуговых программ. Специалист досуга, практикующий постановку культурно-досуговых программ, должен обладать такой способностью,
как зрелищное мышление, которое заключается в умении реализовать содержание программы в яркой зрелищной форме и тем самым создать условия для зрелищного общения зрительской аудитории.
Зрелище в научной литературе традиционно рассматривается как «средство коммуникации» [15, с. 6], чем и обусловлено возникновение такого социально-психологического феномена, как «зрелищное общение». Понятие «зрелищное общение» всё чаще обсуждается в научной литературе. Так, А. В. Толстых рассматривает зрелищное общение как «процесс взаимодействия и взаимовлияния людей, возникающий в результате определённого публичного действия, в котором особое - чаще всего главное - место занимают аудиовизуальные компоненты ("совокупность видимого и слышимого"), вызывающие сильные эмоциональные переживания, обострённое чувство коллективности, общности, причастности к целому» [14, с. 108]. Согласно утверждению учёного, зрелищное общение является одной из «вечных» потребностей человека -потребностью в эмоциональном контакте [14, с. 95]. Н. А. Хренов, анализируя феноменальные свойства зрелищ с точки зрения коммуникации, выделяет зрелищное общение как самое массовое средство «коммуникации», как существенный признак данных форм культуры, в которых непосредственный контакт участников характеризуется «одновременностью действия и его восприятия», что составляет основу зрелищного общения [15, с. 6, 7, 18].
Примечания
1. Аронов А. А, Казакова А. Г. Творчество: многозначность и полифоничность явления // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. 2016. № 2 (62). С. 3-14.
2. Банфи А. Природа зрелища // Избранное / перевод с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. Москва : Прогресс, 1965. 291 с.
3. Боровинская Д. Н. Специфика креативного продукта как товара культурной индустрии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 133-139.
4. Ванченко Т. П. К проблеме зрелищности шоу-программ // Человек в мире духовной культуры : тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых учёных (Москва, 24-25 марта 1999 г.)
В заключение следует отметить: владение образно-выразительными средствами, обеспечивающими реализацию элемента зрелищности, умение применять их на практике в ходе постановки культурно-досуговых программ и форм социально-культурной деятельности - одна из профессиональных компетенций, предусмотренная учебным планом подготовки специалистов социально-культурной и куль-турно-досуговой деятельности (бакалавров, магистров).
Особенности технологий организации культурно-досуговых программ заключаются в одновременном использовании жанрового многообразия выразительных и изобразительных средств, где объективно создаются предпосылки для обеспечения зрелищности данных программ. Однако, как отмечает О. И. Марков, и мы полностью солидарны с ним, - «нельзя дать сценаристу рецепты, гарантирующие высокий уровень произведения. Но создавать сценарий "технологически" грамотно - одно из главных качеств режиссёра клубных театрализованных представлений» [7, с. 28], и фактором реализации данного положения будут выступать теоретические знания специалиста досуга - знание истории функционирования зрелищных форм культуры, структуры выразительных и изобразительных средств, их функциональных свойств и закономерностей взаимодействия, а также его умение распознавать современные зрелищные технологии и реализовывать их в куль-турно-досуговых программах.
/ [науч. редакторы: Китов Ю. В., Чернова О. В.]. Москва : МГУК, 1999.
5. Культурология ХХ век : энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. С. Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998.
6. Лобанов И. В. Новая модель повышения качества образования в российских вузах культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 11-18.
7. Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. Москва : Просвещение, 1988. 158 с.
8. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. под ред. К. Разлогова. Москва : Прогресс, 1991. 480 с.
9. Психология. Полный энциклопедический справочник / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. 896 с.
10. Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. Москва : Искусство, 1980. 135 с.
11. Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 томах / ред. коллегия: М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] ; [подготовка текста и примеч. Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой] ; [вступ. статья Н. Волкова, с. V-XXVIII] ; Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки, Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького. Москва : Искусство, 1954-1961. Том 7.
12. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ : монография / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2010. 351 с.
13. Тихоновская Г. С. Художественно-педагогические основания технологии создания культурно-досуго-вых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 185-189.
14. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. Москва : Педагогика, 1988. 128 с.
15. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. Москва : Наука, 2006. 646 с.
16. Эстетика : словарь / [А. И. Абрамов и др. ; под общ. ред. А. А. Беляева]. Москва : Политиздат, 1989. 445 с.
17. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-133.
References
1. Aronov A. A., Kazakova A. G. Creativity: polysemy and polyphonicity of the phenomenon. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire. Nauchno-metodicheskii zhurnal [World of education - education in the world. Scientific-methodical journal]. 2016, no. 2 (62), pp. 3-14.
2. Banfi Antonio Priroda zrelishcha [Nature spectacles]. Izbrannoe [Chosen works]. Moscow, Progress Publishers, 1965.
3. Borovinskaya D. N. The specificity of the creative product as a product of the culture industry. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 133-139. (In Russian)
4. Vanchenko T. P. K probleme zrelishchnosti shou-programm [To the problem of entertainment show programs]. In: Kitov Yu. V., Chernova O. V., ed. Chelovek v mire dukhovnoi kul'tury: tezisy mezhvuzovskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii molodykh uchenykh (Moskva, 24-25 marta 1999 g.) [Human in the space of spiritual culture: theses of an interuniversity scientific and practical conference of young scientists (Moscow, on March 24-25, 1999)]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture, 1999.
5. Kulturologiya. XX vek. Entsiklopediia, v 2 t. [Cultural 20th century. Encyclopedia, in 2 vol.]. St. Petersburg, University Book Publishing House, 1998.
6. Lobanov I. V. The new model of quality improvement of education in university of culture and arts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 11-18. (In Russian)
7. Markov O. I. Stsenarno-rezhisserskie osnovy khudozhestvenno-pedagogicheskoi deyatel'nosti kluba [Scenario and director's bases of art and pedagogical activity of club]. Moscow, Publishing House "Prosveshchenie", 1988. 158 p.
8. Pavis Patrice Dictionnaire du théâtre (In Rus. ed.: Pavi P. Slovar' teatra [Dictionary of theater]. Moscow, Progress Publishers, 1991. 480 p.
9. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P., ed. Psikhologiia. Polnyi entsiklopedicheskii spravochnik [Psychology. Full encyclopedic reference book]. St. Petersburg, Prime-Evroznak Publishing House, 2007. 896 p.
10. Ratner Ya. V. Esteticheskie problemy zrelishchnykh iskusstv [Aesthetic problems of performing arts]. Moscow, Art Publishing House, 1980. 135 p.
11. Stanislavsky K. S. Sobranie sochinenii, v 8 tomakh. Tom 7 [Collected works, in 8 vol. Vol. 7]. Moscow, Art Publishing House, 1954-1961.
12. Tikhonovskaya G. S. Stsenarno-rezhisserskie tekhnologii sozdaniya kul'turno-dosugovykh programm [Scenario and director's technologies of creation of cultural and leisure programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 351 p.
13. Tihonovskaya G. S. Artistic and pedagogical foundations of technologies of creation of cultural and leisure programs. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 6 (68), pp. 185-189. (In Russian)
14. Tolstykh A. V. Vzroslye i deti: paradoksy obshcheniya [Adults and children: paradoxes of communication]. Moscow, Publishing House "Pedagogy", 1988. 128 p.
15. Khrenov N. A. Zrelishcha v epokhu vosstaniia mass [Shows during an era of a revolt of masses]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2006. 646 p.
16. Belyaev A. A., ed. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1989. 445 p.
17. Yaroshenko N. N. Entertainment industry in modern cultural space of Russia. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 122-133. (In Russian)