Научная статья на тему 'Педагогические основания оптимизации целостного технологического процесса организации культурно -досуговых программ в учреждениях культуры'

Педагогические основания оптимизации целостного технологического процесса организации культурно -досуговых программ в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО -ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛОСТНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО -ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРНО -ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAM / TECHNOLOGY OF CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMS / PEDAGOGICAL MODEL OF INTEGRAL TECHNOLOGICAL PROCESS OF CREATING CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCES / THE CONCEPT OF STRUCTURAL AND TYPOLOGICAL APPROACH TO TECHNOLOGY OF CULTURAL AND RECREATIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновская Галина Станиславовна

Статья посвящена теме оптимизации технологий культурно -досуговых программ в учреждениях культуры. Опираясь на проведенные социологические исследования и выявленный ряд проблем, сложившихся в практической действительности учреждений культуры по организации программ, автор в целях оптимизации данной деятельности обосновывает проблему необходимости разработки педагогической модели целостного педагогического процесса создания культурно-досуговых программ, включающей преемственную связь методологических, теоретических, методических и практических оснований. При этом подчеркивается, что такая модель может быть эффективной при условиях соответствия ее содержания компетентностным требованиям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специалистов социально-культурного профиля, а также ее концептуализации. По мнению автора, научно обоснованная концепция структурно -технологического подхода к целостному технологическому процессу организации культурно-досуговых программ создает необходимые предпосылки оптимизации технологий данных программ в учреждениях культуры, а также является фактором более эффективного освоения технологий программ в учебно -образовательном процессе подготовки специалистов по профилю «Продюсер-постановщик культурно-досуговых программ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF OPTIMIZATION OF THE INTEGRAL TECHNOLOGICAL PROCESS OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMS IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the topic of optimizing the technologies of cultural and recreational programs in cultural institutions. Based on the conducted sociological studies and identified a number of problems in the practical reality of cultural institutions in the organization of programs, the author, in order to optimize this activity, justifies the problem of the need to develop a pedagogical model of a holistic pedagogical process of creating cultural and recreational programs, the successive connection of methodological, theoretical, methodological and practical bases. At the same time, it is emphasized that such a model can be effective under the conditions of its content compliance with the competence requirements provided for by the State Educational Standard of Higher Professional Education of Social and Cultural Professionals, as well as its conceptualization. In the author's opinion, the scientifically grounded concept of the structural and technological approach to the integral technological process of organizing cultural and recreational programs creates the necessary prerequisites for optimizing the technologies of these pro grams in cultural institutions, and is also a factor in more effective mastering of program technologies in the educational-educational process of training specialists in the field of «Producer of cultural and recreational programs».

Текст научной работы на тему «Педагогические основания оптимизации целостного технологического процесса организации культурно -досуговых программ в учреждениях культуры»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Галина Станиславовна ТИХОНОВСКАЯ,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры культурно-досуговой деятельности

факультета социально-культурной деятельности

Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: galina_tikhanovskaya@mail. ru

Статья посвящена теме оптимизации технологий культурно-досуговых программ в учреждениях культуры. Опираясь на проведенные социологические исследования и выявленный ряд проблем, сложившихся в практической действительности учреждений культуры по организации программ, автор в целях оптимизации данной деятельности обосновывает проблему необходимости разработки педагогической модели целостного педагогического процесса создания культурно-досуговых программ, включающей преемственную связь методологических, теоретических, методических и практических оснований. При этом подчеркивается, что такая модель может быть эффективной при условиях соответствия ее содержания компетентностным требованиям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специалистов социально-культурного профиля, а также ее концептуализации. По мнению автора, научно обоснованная концепция структурно-технологического подхода к целостному технологическому процессу организации культурно-досуговых программ создает необходимые предпосылки оптимизации технологий данных программ в учреждениях культуры, а также является фактором более эффективного освоения технологий программ в учебно-образовательном процессе подготовки специалистов по профилю «Продюсер-постановщик культурно-досуговых программ».

Ключевые слова: культурно-досуговая программа, технология культурно-досу-говых программ, педагогическая модель целостного технологического процесса создания культурно-досуговых программ, профессиональные компетенции, концепция структурно-типологического подхода к технологии культурно-досу-говых программ.

PEDAGOGICAL BASES OF OPTIMIZATION OF THE INTEGRAL TECHNOLOGICAL PROCESS OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND RECREATIONAL PROGRAMS IN CULTURAL INSTITUTIONS

G. S. Tikhonovskaya, Ph. D. (Pedagogical Sciences),

Associate Professor of Department of cultural and leisure activities of the faculty of socio-cultural activities of the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: galina_tikhanovskaya@mail. ru

The article is devoted to the topic of optimizing the technologies of cultural and recreational programs in cultural institutions. Based on the conducted sociological studies and identified a number of problems in the practical reality of cultural institutions in the organization of programs, the author, in order to optimize this activity, justifies the problem of the need to develop a pedagogical model of a holistic pedagogical process of creating cultural and recreational programs, the successive connection of methodological, theoretical, methodological and practical bases. At the same time, it is emphasized that such a model can be effective under the conditions of its content compliance with the competence requirements provided for by the State Educational Standard of Higher Professional Education of Social and Cultural Professionals, as well as its conceptualization. In the author's opinion, the scientifically grounded concept of the structural and technological approach to the integral technological process of organizing cultural and recreational programs creates the necessary prerequisites for optimizing the technologies of these pro- grams in cultural institutions, and is also a factor in more effective mastering of program technologies in the educational-educational process of training specialists in the field of «Producer of cultural and recreational programs». Key words: cultural and recreational program, technology of cultural and recreational programs, pedagogical model of integral technological process of creating cultural and recreational programs, professional competences, the concept of structural and typological approach to technology of cultural and recreatio.

Научная концепция доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова о «ценностно-ориентированном активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в образовании учреждений культуры и массовых, групповых и индивидуальных формах досуга» является важным фактором и побуждающим стимулом осуществления научных исследований в направлении поиска инновационных и новых подходов к технологиям культурно-досуговой деятельности, в том числе и технологиям культурно-досуговых программ.

Актуальность таких исследований определяется возрастающей ролью социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в духовном воспитании современного российского гражданского общества. Известно, что государство зиждется не только на экономических, политических, правовых и других измерениях, но и на духовных ценностно-нравственных смыслах бытия, и в условиях возрождения и укрепления государственности в современной России решение проблем духовного воспитания общества приобретает не только утилитарно-социокультурное, но и государственное значение.

Возрождение и воспитание духовной самобытности российского гражданского общества невозможно без участия такого вида жизнедеятельности общества, как деятельность досуговая. Среди исторически сложившихся форм досуга - индивидуальных, групповых и массовых - особым социально-культурным значением обладают массовые, поскольку именно в массовых формах создаются наиболее

продуктивные предпосылки для создания, сохранения, восстановления и распространения культурных ценностей, трансляции и усвоения общественно значимых, ментальных мировоззренческих идей, установления коллективных и социальных связей и на этих основах формирования не только духовного, но и национального единства гражданского общества.

Современная культурно-досуговая программа относится к массовым формам деятельности учреждений культуры, выступает самым существенным результатом данной деятельности, а технологический процесс ее организации является структурной составляющей технологии культурно-досуговой деятельности как целостной системы.

Принцип целостности, лежащий в основе вышеуказанной концепции, выступает основой организации культурно-досуговых программ, указывает на технологию создания данных программ как системный процесс, который, по нашему мнению, требует научно-теоретических обоснований и экспериментально-практических подтверждений.

В беседах со специалистами-практиками учреждений культуры, направленных на исследование состояния функционирования технологий культурно-досуговых программ в данных учреждениях, был выявлен ряд проблем, анализ которых дал нам возможность сделать следующие выводы: работники учреждений культуры стремятся к разнообразию форм культурно-досуговой деятельности, активно используют как традиционные, так и инновационные формы культурно-досуговых программ, однако, по нашим наблюдениям, данные программы не всегда отвечают необходимым критериям технологии, что проявляется в недостаточном профессиональном подходе к драматургической разработке программ и их режиссёрско-постановочном обеспечении, в отсутствии опоры на творческие методы, в которых, как правило, сосредоточена необходимая структура конкретных операциональных технологических приемов и способов организации программ.

Кроме этого, у некоторой части опрошенных работников учреждений культуры мы не выявили системных базовых знаний по драматургии и режиссёрско-постано-вочной деятельности, что также влияет на уровень профессионального обеспечения технологий культурно-досуговых программ.

Результаты исследования предопределили формирование гипотетических предположений оптимизации технологий культурно-досуговых программ, заключающейся в насущной необходимости разработки поликомпонентной педагогической модели целостного технологического процесса создания культурно-досуговой программы, включающей преемственную связь методологических, теоретических, методических и практических оснований, в совокупности определяющих системную целостность данного процесса.

Однако следует подчеркнуть, что эффективность функционирования такой модели может быть оптимальной при условии её (модели) концептуализации, т.е. она должна быть основана на таком научном подходе к технологии культурно-досуговых программ, который бы всецело отвечал критериям системности, актуальности, управляемости, воспроизводимости. По нашему мнению, реализации данных критериев будет способствовать концепция структурно-технологического подхода к технологии культур-но-досуговых программ, обеспеченная теоретико-методологическим обоснованием её сущности и содержания, предопределённых исследованием социально-культурных предпосылок становления и развития культурно-досуговых программ.

При этом реализация принципа целостности технологического процесса организации программ невозможна без системного упорядочения существующего широкого разнообразия массовых форм культурно-досуговой деятельности и определения типологии данных программ. Выделение базовых типов культурно-досуговых программ, согласно исторически сложившимся видам досуговой жизнедеятельности человека, описание их структурно-типологических характеристик будет являться определяющим фактором оптимизации целостного технологического процесса организации программ.

Актуальность разработки педагогической модели целостного технологического процесса создания культурно-досуговой программы и внедрения её не только в практику учреждений культуры, но, в первую очередь, в учебно-образовательный процесс подготовки будущих специалистов социально-культурного профиля также определяется совокупностью компетентностных требований, предъявляемых современным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования нового поколения, в частности, по профилю подготовки продюсеров-постановщиков культурно-досуговых программ - бакалавров и магистров [2]. И как справедливо отмечают учёные, профессиональные компетенции, как установочные требования, во многом определяются запросами общества в специалистах, обладающих не только определённой суммой знаний, но, в первую очередь, способностью творчески их реализовать в практической деятельности [7, с. 50-51].

Одна из задач, которую мы решали в процессе разработки заявленной модели,-определение соответствия содержания знаний - методологических, теоретических, методических и практических - содержанию формируемых компетенций. Так, формирование комплекса профессиональных компетенций будущих специалистов, таких как: «владеть культурой мышления, обладать способностью осуществлять мыслительную деятельность на уровне анализа, синтеза, обобщения», «владеть основными методами, способами и средствами хранения, переработки информации, готовность использовать технологии социально-культурной / досуговой деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительской работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив» требует разработки методологических основ технологии культурно-досуговых программ, раскрывающих сущность и содержание их социально значимых функций, специфику художественно-педагогических оснований технологии данных программ, особенностей функционирования творческих феноменов - художественного мышления и методов в технологическом процессе создания и организации программ.

Формирование такой компетенции, как способность специалиста к «разработке сценарно-драматургических основ социально-культурных программ, знание их базовых положений, умение соотносить базовые положения с конкретными действиями по разработке проектов социально-культурных программ» предполагает разработку теоретических основ технологии культурно-досуговых программ, включающих обоснование совокупности базовых понятий драматургии и режиссёрско-постано-вочной деятельности и определение специфики их реализации в технологическом процессе создания программ. В этом же контексте важно раскрытие содержания смежных видов драматургии (театральной, музыкальной, хореографической и др.) с точки зрения их взаимодействия с драматургией культурно-досуговых программ,

обоснование функциональных свойств сценария как специфической драматургической формы организации содержания программы и режиссёрско-постановочного его обеспечения.

Формирование такой профессиональной компетенции как готовность специалиста к «организации информационно-методического обеспечения творческо-производ-ственного процесса в учреждениях социально-культурной сферы» будет определяться методическим обоснованием технологии культурно-досуговых программ, анализом алгоритма, способствующего последовательности операциональных действий технологического процесса создания программ - методики формирования замысла, отбора выразительных средств, обеспечивающих ценностно-смысловой уровень содержания программы, структурно-композиционной организации данного содержания программ; включением в технологический процесс теоретически и методически обоснованного оценочного компонента, содержащего разработку критериев эффективности технологий культурно-досуговых программ, функционирующих в учреждениях культуры.

Последнее более полно соответствует формированию такой компетенции, как способность будущих специалистов к «комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, реабилитационных), и умения критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков».

Практическое обеспечение технологий культурно-досуговых программ завершает формирование педагогической модели целостного технологического процесса создания и организации программ и будет определяться разработкой и конкретизацией, в рамках указанных систем, базовых типовых моделей культурно-досуговых программ - игровых, конкурсно-состязательных, театрализованных программ / театрализованных представлений, художественно-публицистических, фольклорных, танцевально-развлекательных, представленных в качестве обязательного учебно-образовательного базового сценарного практикума, экспериментально апробированного автором в практической деятельности учреждений культуры (структуру педагогической модели целостного технологического процесса организации культурно-досуговых программ см. в таблице).

Актуальность, профессиональная целенаправленность, управляемость, воспроизводимость заявленной педагогической модели целостного технологического процесса создания и практической реализации культурно-досуговых программ в учреждениях культуры доказаны её апробацией, которая в течение длительного времени осуществлялась автором на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры. Тестирование студентов дневного и заочного отделений, периодически осуществляемое по окончании изучения профилированных курсов, показало определённую педагогическую эффективность усвоения технологии культурно-досуговых программ в рамках данной модели. Так, в процессе одного из последних тестирований студентов 4-го курса заочного отделения, обучающихся по профилю «продюсер-постановщик культурно-досуго-вых программ», прослушавших такие курсы как «Сценарно-режиссерские основы постановки культурно-досуговых программ», «Сценарно-режиссерские основы», «Методология и методика научных исследований культурно-досуговой деятельности.

Введение в дипломное исследование», были получены следующие результаты:

- содержание предметов отражает практическую деятельность учреждений культуры - 66,7% (частично отражает - 33,3%);

- я получил(а) целостное представление о технологическом процессе организации культурно-досуговых программ - 87,5% (частичное представление - 12,5%);

- я получил(а) полное представление о методологических, теоретических, методических и практических основах технологии культурно-досуговых программ - 77,7% (частичное представление - 23,3%);

- привлекла внимание своей новизной та часть курса, в которой освещена типология культурно-досуговых программ - 62,5% (частично привлекла - 37,5%);

- предложенная типологическая классификация культурно-досуговых программ обладает такими качествами, как ясность, конкретность, жизнеспособность и практичность - 75% (частично обладает - 25%);

- предложенный сценарный практикум в рамках базовых типов культурно-до-суговых программ вооружил меня конкретными технологическими знаниями, навыками и умениями - 68,6% (вооружил частично - 31,4%);

- привлекла внимание новизной и практической значимостью учебно-образовательная деловая игра «Рецензентский семинар», вооружающая методикой осуществления самоэкспертизы профессиональной деятельности, а также проведения мониторинга эффективности технологий культурно-досуговых программ в учреждениях культуры - 83,4% (частично привлекла 16,6%)

Педагогическая модель целостного технологического процесса организации культурно-досуговых программ

Компонент

Содержательное обеспечение

Формируемые компетенции специалиста

с е ч и г о л

о д

о т е

Обоснование социально значимых функций, определяющих институциональный статус культурно-досуговой программы как культурной формы; определение художественно-педагогических оснований технологии культурно-досуговых программ; обоснование специфики функционирования творческих феноменов - художественного мышления и творческих методов в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ

Владеть культурой мышления, обладать способностью осуществлять мыслительную деятельность на уровне анализа, обобщение; владеть основными методами,способами и средствами хранения, переработки информации, готовность использовать технологии социально-культурной / досуговой деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительской работы, организации досуга населения, обеспечение условий для реализации социально-культурных инициатив

о си т

си ^

о си

Анализ совокупности базовых понятий драматургии и режиссёрско-постановочной деятельности, составляющих основу технологии куль-турно-досуговых программ; раскрытие содержания и обоснование значения смежных видов драматургии (театральной, музыкальной, хореографической, кинодраматургии, телерадиодраматургии, драматургии эстрадно-цирковых и театрализованных представлений) с точки зрения их взаимодействия с драматургией культурно-досуговых программ; обоснование функциональных свойств сценария как специфической литературной формы, организующей содержание культурно-досуговой программы

Способность к разработке драматургических основ социально-культурных программ, знание их базовых положений, умение соотносить базовые положения с конкретными действиями по разработке проектов социально-культурных программ

о си

т ^

о

Обоснование алгоритма, определяющего последовательность операциональных действий технологического процесса организации куль-турно-досуговой программы - формирование замысла, отбор выразительных средств, обеспечивающий ценностно-смысловой уровень содержания программы и его структурно-композиционное построение; включение в технологический процесс организации программы теоретически и методически обоснованного оценочного компонента, содержащего разработку критериев эффективности функционирования технологий культурно-досуговых программ в учреждениях культуры

Быть готовым к организации информационно-методического обеспечения творческо-производственного процесса в учреждениях культуры социально-культурной сферы; способность к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ базовых социально-культурных систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, реабилитационных).

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

о си т

го 1=

Разработка базовых типовых моделей куль-турно-досуговых программ на основе структурно-типологического подхода к технологии программ - игровой программы, конкурсно-состязательной, театрализованной программы / театрализованного представления, художественно-публицистической программы, фольклорной программы, танцевально-развлекательной программы, в совокупности представляющих базовый сценарный практикум, необходимый для освоения в учебно-образовательном процессе и экспериментальной апробацией данных моделей программ в учреждениях культуры и проведением мониторинга оценки эффективности их технологий

Способность участвовать в опытно-экспериментальной работе по сбору эмпирической информации, проведению экспериментальных мероприятий, диагностике их педагогической эффективности

Среди критических замечаний и предложений по совершенствованию содержания преподаваемых курсов студентами, прослушавшими курсы полностью или частично, наряду с преобладающей положительной оценкой были высказаны единичные суждения: «Больше издавать учебной литературы по специальным дисциплинам», «Больше проводить творческих показов с точки зрения освоения сценарного мастерства», «Более углублённо раскрывать базовые основы технологии культурно-досуговых программ», «Больше уделять внимания инновационным формам культурно-досуговой деятельности и технологиям их организации».

Полное развёрнутое содержание педагогической модели целостного технологического процесса создания культурно-досуговой программы и её практическая реализация в учреждениях культуры отражены в наших публикациях - монографиях, учебном пособии, научных статьях и учебных рабочих программах по указанным выше дисциплинам [8, 9, 10].

Литература

1. Бернадская К. В. Формирование ценностных ориентаций специалистов социально-культурной сферы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 1(57).- С. 125-129.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 053100 Социально-культурная деятельность [электронный ресурс]. URL: http: llezaz. ru /college/spec/071401

3. Жаркова А. А. Понятие «моделирование культурно-досуговых программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сборник научных статей / под науч. ред. А.Д. Жаркова.- Москва: МГУКИ, 2003.- С. 122-128.

4. Жарков А.Д. Государственная культурная политика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 2 (58).- С. 146-152.

5. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография.- Москва: МГУКИ, 2013.- 456 с.

6. Жаркова Л. С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2013.- № 1 (51).- С. 176-180.

7. Казакова А. Г., Кузнецова Т. В. Педагогика высшей школы в сфере культуры: учебник.- Москва: МГИК, 2015.- 440 с.

8. Тихоновская Г. С. Актуальные проблемы драматизации культурно-досуговых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2016.- № 6 (74).- С. 98-105.

9. Тихоновская Г. С. Теоретико-методологические основы технологии культурно-до-суговых программ: монография.- Москва: МГИК, 2017.- 167 с.

10. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: рабочая программа дисциплины по направлению «Социально-культурная деятельность», профиль подготовки: «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ».- Москва: МГИК, 2015.- 319 с.

11. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. А. Ф. Ильичев.- Москва: Советская энциклопедия, 1983.- 836 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.