ЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ УДК 379.8:001.12 Е. Д. Бочкарева
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается деятельностный подход как методология процесса педагогического сопровождения воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры. Деятельностный подход рассматривается как методологическая основа совершенствования педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры. Деятельностный подход интегрирует теорию и практику в единый технологический процесс освоения ценностных ориентаций учащейся молодёжью. Комплексное, взаимосвязанное рассмотрение общественных, гносеологических, когнитивных факторов в процессе воспитания исторической памяти у молодёжи в учреждениях культуры обеспечивает вариативность и многообразие пространства и времени, позволяет активизировать педагогические потенции местных, локальных, региональных структур, позволяющих осознанно проектировать развитие личности учащейся молодёжи.
Ключевые слова: деятельностный подход, совершенствование, педагогическое сопровождение, воспитание исторической памяти, учащаяся молодёжь, учреждения культуры.
E. D. Bochkareva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
ACTIVITY APPROACH TO IMPROVE PEDAGOGICAL SUPPORT EDUCATION PROCESS OF HISTORICAL MEMORY OF STUDENTS IN CULTURAL INSTITUTIONS
The article discusses the activity approach as the methodology of the process of pedagogical support education historical memory of students in cultural institutions. Activity approach as a methodological basis of perfection of pedagogical support of the process of historical memory education of students in cultural institutions. It integrates theory and practice in a single technological process of development of valuable orientations of students. Complex, interconnected consideration social, epistemological, cognitive factors in the process of educating the historical memory of the youth in cultural institutions provides the variability and diversity of space and time, allows you to activate the educational potentiality of local, local, regional structures to consciously design the personality development of students.
Keywords: activity approach, improvement, educational support and raise historical memory, students, cultural institutions.
БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
BOCHKAREVA EKATERINA DMITRIEVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected]
1gg © Бочкарева Е. Д., 2016
Воспитание исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры, на наш взгляд, возможно только при деятельност-ном подходе к совершенствованию педагогического сопровождения. Воспитание исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры — сложный противоречивый процесс, который можно рассматривать с различных аспектов.
Профессор А. Д. Жарков считает, что «историческую память можно представить как набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломлённых рефлексий о событиях прошлого, особенно социального опыта, непосредственно в отношении народа. Также она является видом коллективной (или социальной) памяти» [6, с. 178].
По мнению профессора Л. С. Жарковой: «Одной из функций учреждений культуры является стабилизация системы общества, поддержание динамического равновесия в обществе, то есть соединение личности со средой, обеспечение нормального функционирования региональных связей в условиях постоянно изменяющихся внутренних состояний личности и внешней среды. В дни государственных праздников все учреждения культуры средствами социально-культурной деятельности обеспечивают формирование коллективной памяти, коллективного мышления, коллективного сознания, общественного мнения, коллективного решения. Отсюда и мотивационное развитие личности» [14, с. 232].
Сложившаяся социокультурная ситуация в жизни нашего общества характеризуется целым комплексом причин. Как следствие, молодое поколение находится под влиянием средств массовой информации, массовой культуры, моды на все случаи жизни, что и приводит к низкому уровню знаний исторического прошлого своей Родины, правдивости исторических событий и факторов.
Учреждения культуры обязаны сделать всё от них зависящее, чтобы привлечь внимание к проблемам воспитания историче-
ской памяти учащейся молодёжи. При этом работу учреждения культуры по воспитанию исторической памяти учащейся молодёжи необходимо строить на деятельностном подходе.
Деятельностный подход в своём функционировании испытывает ряд серьёзнейших затруднений, главным из которых является малое количество профессиональных специалистов, занимающихся этой проблемой.
Н. В. Буров считает, что «научное осмысление процесса становления и функционирования исторической памяти, в первую очередь, требует чётких методологических обоснований. Одно из них — выявление духовной составляющей процесса исторического развития народа, страны, региона, микросреды человека. Её важнейшим элементом и является историческая память, характеристика которой позволяет существенно расширить традиционные представления, сводящие её лишь к учёту особо значимых социальных событий. Воспроизведение процесса исторического развития сводится не только к описанию материальных форм жизни, социальных отношений, политических институтов, явлений культуры. Всё это необходимо, но недостаточно для всеобъемлющего осознания истории того или иного объекта во всей его полноте. Чтобы дополнить это понимание духовной составляющей, недостаточно только объекта исторического развития, следует учитывать и субъект восприятия исторического процесса — человека, социальную группу, общество» [1, с. 269].
Деятельностный подход в воспитании исторической памяти учащейся молодёжи предполагает совершенствование педагогического сопровождения всех форм, средств, методов при решении задач сохранения культурно-исторических ценностей на основе деятельностного подхода — методом иллюстрирования документов, документальных кадров и т.д.
Именно деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической
памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры может внести коренные изменения в оценку итогов Великой Отечественной войны — за счёт поисковых экспедиций, поисков доказательств истинных событий и фактов.
В этих условиях исключительное значение приобретает ценностная ориентация функционирования учреждения культуры.
Профессор Л. С. Жаркова убеждена в том, что «возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов на всей территории России. Сегодня большинство людей становятся потребителями традиционной культуры, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится всё меньше и меньше людей, продолжающих и создающих социально-культурную среду в социуме. Стремительно растёт разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру» [14, с. 238].
Поэтому в целях совершенствования процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры необходим деятельностный подход, регулирующий совокупность отношений, возникающих в подготовке и проведении культурно-досуговых программ.
Поэтому процесс воспитания исторической памяти у молодого человека осуществляется через деятельность, представляющую собой синтез всех форм, средств и методов в адекватных педагогических условиях.
Реализовать деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры возможно только на концепции А. Д. Жаркова «о ценностно-ориентированном и активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры» [6, с. 156].
Особое значение здесь имеет соответ-
ствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений на основе законов общественного развития, а также педагогическое обеспечение процесса воспитания исторической памяти молодёжи в учреждениях культуры.
Молодой человек — целеустремлённое существо, которое различается в актах самодеятельности на субъект действия и продукт действия и участвует в деятельности учреждения культуры и как воспитуемый материал, и как воспитывающий.
И здесь на первый план выходит целенаправленность и содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах и культурно-досуговых программах.
Специалист учреждения культуры — центральная фигура совершенствования педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры, ибо он является истинным носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры позволяет специалистам и участникам проявить себя в предметных отношениях. Предметное содержание объективно отражается в форме понятий, представлений, умений.
А сам субъект деятельности оказывается в определённом отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к посетителям учреждений культуры, их потребностям, интересам, мотивам, психологическим установкам.
Итак, деятельностный подход предполагает целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность молодого человека.
Это свидетельствует о том, что деятель-ностный подход есть научно обоснован-
ная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания исторической памяти, творчество и организационно-педагогические условия и проявляющаяся в индивидуальных, групповых и массовых формах.
Профессор А. Д. Жарков пришёл к выводу о том, что «подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи её истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился или живёт. Без памяти нет личности, без личности нет человека. Тем самым историческая память является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания» [6, с. 179].
Сегодня актуально совершенствование педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода, который позволяет, с учётом изменившегося социального опыта субъектов, передавать его будущим поколениям, внося свой вклад в историю нашей страны. Это новая система координат социально-культурного мира, в которой молодёжь может развивать способность действовать целенаправленно и последовательно в интересах себя и общества.
В условиях совершенствования педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти молодёжи в учреж-
дениях культуры следует заново рассмотреть основополагающие научные концепции реализации деятельностного подхода в конкретных условиях. В деятельность учреждений культуры по воспитанию исторической памяти необходимо включать концепцию социально-культурного проектирования для совершенствования педагогического сопровождения на основе деятельностного подхода.
Деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры проявляется во всех объективных законах общественного развития и осуществляется и проявляется в любых жизненных ситуациях.
Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание молодых людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их осознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.
Деятельностный подход к совершенствованию педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры ценен ещё и тем, что интегрирует теорию и практику через единый технологический процесс освоения ценностных ориентаций, что предполагает комплексное, взаимосвязанное рассмотрение общественных, гносеологических, когнитивных факторов.
Таким образом, деятельностный подход к процессу воспитания исторической памяти молодёжи в учреждениях культуры обеспечивает вариативность и многообразие пространства и времени, позволяет активизировать педагогические потенции местных, локальных, региональных структур, позволяющие осознанно проектировать действия молодых людей.
Примечания
1. Ариарский М. А., Буров Н. В. Культура созидания : монография. Санкт-Петербург : Президентская б-ка, 2014. 647 с.
2. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.
3. Жарков А. Д. Государственная культурная политика — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146—152.
4. Жарков А. Д. Социально-культурная политика государства — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 65—72.
5. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2013. 456 с.
6. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
7. Жаркова А. А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности (рецензия на учебное пособие Г.С. Тихоновской «Сценарно-режиссёрские основы технологии куль-турно-досуговых программ») // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 2 (13). С. 49—51.
8. Жаркова А. А. Парадигмальный подход — эффективный метод развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 109—114.
9. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (59). С. 106—112.
10. Жаркова А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадиг-мального подхода: теоретические аспекты : монография. Москва : МГУКИ, 2010. 177 с.
11. Жаркова А. А. Творчество в социально-культурной деятельности — источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 115—119.
12. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры — фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 79—84.
13. Жаркова Л. С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 176—180.
14. Жаркова Л. С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении : монография. Москва, 2015. 400 с.
15. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 110—114.
References
1. Ariarsky M. A., Burov N. V. Kul'tura sozidaniia [Culture of creation]. St. Petersburg, Published by Yeltsin Presidential Library, 2014. 647 p.
2. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106—110. (In Russian)
3. Zharkov A. D. State cultural policy — a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 2 (58), pp. 146—152. (In Russian)
4. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia politika gosudarstva — vazhneishee uslovie funktsionirovaniia sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Welfare policy of the state — the most important condition of functioning of welfare activity]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 65—72.
5. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 456 p.
6. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.
7. Zharkova A. A. Kul'turno-dosugovaia programma kak sushchestvennyi rezul'tat kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti (retsenziia na uchebnoe posobie G. S. Tikhonovskoi "Stsenarno-rezhisserskie osnovy tekhnologii kul'turno-dosugovykh
programm") [Cultural and leisure program as essential result of cultural and leisure activity (review of the manual of G. S. Tikhonovskaya "Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs")]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 49—51.
8. Zharkova A. A. Paradigmal'nyi podkhod — effektivnyi metod razvitiia lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Paradigmalny approach — an effective method of development of the personality in the conditions of welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 109—114.
9. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106—112. (In Russian)
10. Zharkova A. A. Razvitie lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti na osnove paradigmal'nogo podkhoda: teoreticheskie aspekty [Development of the personality in the conditions of welfare activity on the basis of paradigmalny approach: theoretical aspects]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 177 p.
11. Zharkova A. A. Creativity in socio-cultural activities — source build system life relationships personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 115—119. (In Russian)
12. Zharkova L. S. Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury — faktor razvitiia traditsionnykh narodnykh kul'tur [Activity of cultural institutions — a factor of development of traditional national cultures]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 79—84.
13. Zharkova L. S. Kompetentnostnyi podkhod k deiatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv [Competence-based approach to activity of the teacher of higher education institution of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 176—180.
14. Zharkova L. S. Motivatsionnoe razvitie lichnosti v sotsial'no-kul'turnom izmerenii [Motivational development of the personality in welfare measurement]. Moscow, 2015. 400 p.
15. Zharkova L. S. The problem of meaning in socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 110—114. (In Russian)
ОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
УДК 379.8:001.12 Д. Б. Андреева
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена воспитанию эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода. В настоящее время непосредственное влияние на содержание процесса воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода оказывают как внешние детерминанты — массовая культура, так и внутренние — системные изменения в российском обществе. Постоянные изменения в жизнь молодёжи вносит и пространство-время. Молодёжь всегда представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займёт место основной производственной силы, поэтому в учреждениях культуры она может предстать в совершенно ином, событийном свете, значимом и ценностным. Ключевые слова: воспитание эмпатии, молодёжь, учреждения культуры, аксиологический подход.
АНДРЕЕВА ДАРЬЯ БОРИСОВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
ANDREEVA DARIA BORISOVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of 193
social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Андреева Д. Б., 2016