Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к педагогическому регулированию самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования'

Личностно-ориентированный подход к педагогическому регулированию самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / НАУКА И ПРАКТИКА / THE SCIENCE AND PRACTICE OF SELECTION / ВЫБОР / ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ГРУППЕ / PREFERENCE IN THE GROUP / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITIES / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF ACTUALIZATION OF PERSONALITY / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Константин Викторович

В статье рассматривается педагогическое регулирование самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования. Отмечается, что особенно актуальны на современном этапе вопросы самореализации учащейся молодёжи, её становления и развития в рамках социокультурной деятельности. Для успешной работы с молодёжью в стенах образовательного учреждения или досугового центра необходимо привлекать новые научные исследования для работы с молодёжью, включать их в досуговую деятельность, то есть использовать на практике. Особенно продуктивен в плане регулирования самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования личностно-ориентированный подход. Формирование педагогического регулирования деятельности молодёжи это комплекс мер научно-психологического, социально-культурного и правового характера с учётом как возрастного состояния, так и морально-образовательного потенциала юношества. В педагогическом и культурно-образовательном регулировании чётко прослеживается создание системы норм, что подготавливает молодого человека к вхождению во взрослую жизнь, раскрывает полезность или опасность устремлений. Организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодёжных тематических программ, конкурсов, фестивалей, разработка программ и мероприятий по развитию культуры и искусства, работы выставочного зала поможет решить вопросы самоактуализации и социализации учащейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY ORIENTED APPROACH TO THE PEDAGOGICAL SELF-REGULATION OF THE STUDENTS IN THE ESTABLISHMENTS OF CULTURE AND EDUCATION

The article considers pedagogical regulation of realization of students in institutions of culture and education. Notes that are particularly relevant at the present stage the issues of realization of students, its formation and development in the framework of social and cultural activities. For successful work with young people within the educational institution or leisure centre should attract new scientific researches for working with young people, include them in leisure activities, i.e. to use in practice. Especially productive in terms of regulation, self-realization of students in institutions of culture and education personality oriented approach. Formation of pedagogical regulation of activity of young people is a complex of measures scientific-psychological, socio cultural and legal nature, taking into account, as the age condition, and moral and educational potential of young people. In pedagogical and cultural educational regulation clearly seen the creation of a system of norms that prepares young man to enter into adult life, reveals the usefulness or the danger of aspiration. Organization of cultural actions, dancing and entertaining evenings, youth thematic programmes, competitions, festivals, development of programs and measures for the development of culture and art, the work of the exhibition hall will help to solve problems of self-actualization and socialization of students

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к педагогическому регулированию самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования»

Примечания

1. Аналитический обзор результатов проведённых социологических исследований «Социальная активность российской молодёжи» / Автономная некоммерческая организация «Социологическая мастерская Задорина», 2008.

2. Информационно-методический бюллетень по результатам социологических исследований в сфере «Молодёжная политика» за 2009—2011 гг. / составители : Н. М. Игнатьева, К. В. Беляева, И. С. Ментюго-ва ; Комитет по делам молодёжи городского округа Тольятти ; Муниципальное учреждение «Дом молодёжных организаций Шанс». Тольятти, 2011. 50 с.

3. Опрос, направленный на изучение удовлетворённости свободным временем [Электронный ресурс] / Всероссийский центр исследования общественного мнения. URL: www.wciom.ru

4. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: [коллективная монография] / [Н. Н. Ярошенко и др.]; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»; НИИ МГУКИ; кафедра СКД МГУКИ. Москва: Изд. Дом МГУКИ, 2012. 220 с.

References

1. Analytical review of the results of the sociological research «social activity of Russian youth». Autonomous nonprofit organization "Sociological workshop Zadorina", 2008. (In Russian, unpublished).

2. Ignat'eva N. M., Beliaeva K. V., Mentiugova I. S. Informatsionno-metodicheskii biulleteri po rezuVtatam sotsiologicheskikh issledovanii v sfere «Molodezhnaia politika» za 2009—2011gg [Information-methodological Bulletin on the results of sociological studies in the field of Youth policy for 2009—2011]. Togliatti, 2011. 50 p.

3. Opros napravlennyi na izuchenie udovletvorennosti svobodnym vremenem [The survey aimed at the study of satisfaction of free time]. Available at: www.wciom.ru

4. Yaroshenko N. N., ed. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsiaVno-kuVturnoi deiateVnosti v usloviiakh sovremennoi Rossii [Axiological content of socio-cultural activities in conditions of modern Russia]. Moscow, MSUCA Publ., 2012. 220 p.

Л

ИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.062

К. В. Скворцов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается педагогическое регулирование самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования. Отмечается, что особенно актуальны на современном этапе вопросы самореализации учащейся молодёжи, её становления и развития в рамках социокультурной деятельности.

Для успешной работы с молодёжью в стенах образовательного учреждения или досугового центра необходимо привлекать новые научные исследования для работы с молодёжью, включать их в досуговую деятельность, то есть использовать на практике. Особенно продуктивен в плане регулирования самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования лично-стно-ориентированный подход.

СКВОРЦОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культур и искусств

SKVORTSOV KONSTANTIN VIKTOROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of си1Шга1 and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: skv-kv@mail.ru © Скворцов К. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 3 (59) май-июнь ^

Формирование педагогического регулирования деятельности молодёжи — это комплекс мер научно-психологического, социально-культурного и правового характера с учётом как возрастного состояния, так и морально-образовательного потенциала юношества. В педагогическом и культурно-образовательном регулировании чётко прослеживается создание системы норм, что подготавливает молодого человека к вхождению во взрослую жизнь, раскрывает полезность или опасность устремлений.

Организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодёжных тематических программ, конкурсов, фестивалей, разработка программ и мероприятий по развитию культуры и искусства, работы выставочного зала поможет решить вопросы самоактуализации и социализации учащейся молодёжи.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, наука и практика, выбор, предпочтения в группе, характер, темперамент, личностные качества, сотрудничество, самовыражение личности, досуговая деятельность, самоактуализация личности, индивидуальность, педагогическая поддержка, Я-концепция.

K. V. Skvortsov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PERSONALITY ORIENTED APPROACH TO THE PEDAGOGICAL SELF-REGULATION OF THE STUDENTS IN THE ESTABLISHMENTS OF CULTURE AND EDUCATION

The article considers pedagogical regulation of realization of students in institutions of culture and education. Notes that are particularly relevant at the present stage the issues of realization of students, its formation and development in the framework of social and cultural activities. For successful work with young people within the educational institution or leisure centre should attract new scientific researches for working with young people, include them in leisure activities, i.e. to use in practice. Especially productive in terms of regulation, self-realization of students in institutions of culture and education personality oriented approach. Formation of pedagogical regulation of activity of young people is a complex of measures scientific-psychological, socio — cultural and legal nature, taking into account, as the age condition, and moral and educational potential of young people. In pedagogical and cultural — educational regulation clearly seen the creation of a system of norms that prepares young man to enter into adult life, reveals the usefulness or the danger of aspiration. Organization of cultural actions, dancing and entertaining evenings, youth thematic programmes, competitions, festivals, development of programs and measures for the development of culture and art, the work of the exhibition hall will help to solve problems of self-actualization and socialization of students

Keywords: personality oriented approach, the science and practice of selection, preference in the group, character, temperament, personality, cooperation, self-actualization, leisure activities, self actualization of personality, individuality, pedagogical support, self-concept.

В современном мире становление молодого человека сопровождается рядом сложностей. Он вступает в пору юношеского взросления, и смена возрастных этапов порождает противоречие между системой накопленных впечатлений и знаний, исходящих от родственного окружения, и устремлений к самостоятельной деятельности. В на-

стоящее время в педагогике и психологии рассматриваются различные аспекты педагогической деятельности в разных её проявлениях. В том числе и становление личности молодого человека. Она в данном случае формируется в процессе усвоения определённых культурных ценностей, традиций. В процессе развития происходит постепен-

ное формирование её отдельных качеств, суверенитета личности, выстраивание межличностных отношений в социокультурном аспекте. Особенно актуальны на современном этапе вопросы самореализации учащейся молодёжи, её становления и развития в рамках социокультурной деятельности.

В сложившейся культурно-образовательной среде мир зачастую воспринимается подростком с элементами агрессивности, опасности. Начальная пора юности отличается насыщенностью независимости, советы родителей отвергаются, наблюдается стремление к самостоятельному выбору. Молодой человек получает импульс к самореализации, но не может понять сложности избранного пути.

Сам по себе напрашивается вопрос о преобразованиях и систематизации полученных знаний о становлении личности молодого человека. Если мы планируем в стенах образовательного учреждения или досуго-вого центра проведение мероприятий, то необходимо привлекать новые научные исследования для работы с молодёжью, включать их в досуговую деятельность, то есть использовать на практике.

Особенно продуктивен в этом плане лич-ностно-ориентированный подход, разрабатываемый профессором, доктором педагогических наук А. Д. Жарковым.

К основным понятиям личностно-ориен-тированного подхода молено отнести следующие: выбор, индивидуальность, педагогическая поддержка, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я-концепция. Среди принципов личностно-ориентированного подхода следует назвать следующие:

1. Принцип самоактуализации.

2. Принцип индивидуальности.

3. Принцип субъектности.

4. Принцип выбора.

5. Принцип творчества и успеха.

6. Принцип доверия и поддержки.

Таким образом, работник культуры и образования должен себе ясно представлять

структуру и особенности личностно-ориентированного подхода к учащейся молодёжи. Зная это, он в работе с молодёжью по многим направлениям будет более рационально и методически верно проводить культурно-досуговые и иные мероприятия, связанные с развитием личности, ростом её потенциала.

В юношеском возрасте подростки более обидчивы и консервативны: далее более закрыты от окружающих. Приведём пример: на уроке или проводимом внеклассном мероприятии педагог отчитывает юношу (что-то не сделал, в чём-то оказался не прав). Это растягивается на минут пятнадцать. Психологи доказали, что воспринимать и оценивать свои поступки он сможет только первые пять минут. Далее следуют — ступор — кокон — стена. Вот таким образом он будет воспринимать диалог, скорее, монолог старшего, обращённый к нему. К сожалению, это происходит довольно-таки часто.

В период становления юношества проявляются новые противоречия: между физиологическим уровнем потребностей и динамичностью эмоционально-ситуативного ограничения; непреодолимостью желаний и отсутствием возможностей; между создаваемым представлением и деформационной реальностью; характером среды и обновлённым проектом реальности [2].

Другим законом в смене возрастной ситуации является рефлективность, созданная прошлым уровнем влияния среды. Большое значение в жизни молодого человека обретает закон антагонизма, рождаемый из энтропии среды. Его психолого-педагогическое и далее внутренне состояние, сформированное энергией, с развитием и его ростом как личности в социуме и культурном пространстве как преемственность, остаётся защитной силой. Именно семья отвечает за социализацию и инкультурацию личности.

Рефлексия раскрывается в различных видах деятельности: коммуникативный, личностный, соревновательно-интеллектуальный, индивидуально-азартный. Ощущая

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 3 (59) май-июнь ^

юношеский максимализм, молодые люди формируют рефлективную деятельность (познание мира через внутреннюю борьбу, осознанность процесса с утвердительными или отрицательными выводами). Характерными признаками деятельности становятся:

• объективизационно-результативный: вывод результатов по созданию симпатии или антипатии;

• первично-дополняемый (расширение первичных впечатлении);

• суммарно-обобщающий.

Формирование педагогического регулирования деятельности молодёжи — это комплекс мер научно-психологического, социально-культурного и правового характера с учётом как возрастного состояния, так и морально-образовательного потенциала юношества.

Отметим педагогическое регулирование всегда целесообразное. Оно, прежде всего, направлено на саму личность, на факторы обучения, познания, исключающие нарушения в восприятии необходимых практических навыков.

Педагогическая система мер во многом предотвращает агрессивность в молодёжной среде, недооценку радости жизни, удовольствий в межличностном сотрудничестве. В педагогическом и культурно-образовательном регулировании чётко прослеживается создание системы норм «что делать» и «чего не делать», что подготавливает молодого человека к вхождению во взрослую жизнь, раскрывает полезность или опасность устремлений.

Содержательная направленность педагогического регулирования состоит из советов, рекомендаций, определяется поиском гуманитарных ценностей (свободы, автономии, согласованности действия с другими, создание культурного ценза в формировании молодёжных групп). Образование как превращение познания в меру практической целесообразности действий формирует устойчивость взаимоотношений, устраняя ситуации случайности, рождаемые невежест-

вом. Научные основы под влиянием педагогического участия обретают значимость через регулирование, регламентирование, реагирование.

Регулирование — уровень ценностных аспектов, определяющих рациональность процессов. Научные дисциплины естественного цикла определяют действие законов динамики, сопротивления, силу притяжения, характер воздействия на окружающий мир, обмен веществ, сохранность здоровья или его разрушение. Представленные меры в регулировании образования для молодёжи отстаивают приоритет здоровья, качественные процессы по созданию социально-физиологической базы, чтобы более эффективно воспринимать информационный поток. Таким образом, стратегия образования молодёжи — это подготовка к сохранению устойчивого настроения и физического здоровья. Весь спектр методов развития сохраняет и расширяет главное назначение учебного заведения — формировать эвристич-ность. По замечанию исследователя Ю. А. Шредера, организацией её могут быть познавательные установки [3]:

• внутренние изменения окружающих объектов;

• воплощение идеи в предмете;

• всё существенное раскрывается в модельных примерах;

• поиск причинно-следственных связей;

• учиться сравнительному описанию.

Эвристичность позволяет дифференцировать молодых людей, выделяя у обучаемых своеобразные интеллектуальные способности. В данном случае происходит формирование не только способностей, но и усвоение определённых культурных ценностей, традиций, что имеет большое значение для формирования личности в культурно-образовательном пространстве.

Профессор, доктор педагогических наук А. Д. Жарков отмечает: «Человек как субъект подлинной социально-культурной деятельности преобразует окружающие его миры и самого себя так, что эти миры и сам

человек всё более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, то есть обретают черты универсального социально-культурного триединства: Истины, Доброты и Красоты» [4]. Организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодёжных тематических программ, конкурсов, фестивалей, разработка программ и мероприятий по развитию культуры и ис-

кусства, работы выставочного зала поможет решить вопросы самоактуализации и социализации учащейся молодёжи.

Таким образом, личностно-ориентиро-ванный подход к педагогическому регулированию самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования является одним из основных в процессе выстраивания отношений и успешной совместной деятельности.

Примечания

1. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие. Тамбов, 2002. 504 с.

2. Евкин С. И, Шехтман Л. Б. Художественная самодеятельность России. Москва, 1987. 376 с.

3. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. Москва, 1994.

4. Жарков А. Д. Творческие аспекты функционирования социально-культурной деятельности в условиях рыночных отношений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 60—65.

5. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры : учебное пособие. Москва, 2003.

6. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности : сборник научных статей / под ред. А. Д. Жаркова. Москва : МГУКИ, 2002.

7. Сигида Е. А. Психолого-педагогическая парадигма профессионального образования специалистов сервиса : монография. Москва, 2009.

References

1. Grigor'eva E. I. Sovremennye tehnologii social no-kul turnoj dejatelnosti [Modern technologies of socio-cultural activity]. Tambov, 2002. 504 p.

2. Evkin S. I., Shekhtman L. B. Khudozhestvennaya samodeyatelnost Rossii [Russian amateur art]. Moscow, 1987. 376 p.

3. Eroshenkov I. N. KuPturno-dosugovja dejateVnosf v sovremennyh uslovijah [Cultural and leisure activities in modern conditions]. Moscow, 1994.

4. Zharkov A. D. Tvorcheskie aspekty funktsionirovaniia sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti v usloviiakh rynochnykh otnoshenii [Creative aspects of socio-cultural activities in conditions of market relations]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, № 6, pp. 60—65.

5. Zharkova L. S. Dejatel'nosf uchrezhdenij kul'tury [Activities of cultural institutions]. Moscow, 2003.

6. Zharkov A. D., ed. Innovacionnye tehnologii obuchenija kuPturno-dosugovoj dejatePnosti [Innovative technologies of training cultural and leisure activities]. Moscow, MSUCA Publ., 2002.

7. Sigida E. A. Psihologo-pedagogicheskaja paradigma professionaPnogo obrazovanija specialistov servisa [Psycho-pedagogical paradigm of professional education specialists service]. Moscow, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.