Научная статья на тему 'Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ'

Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5217
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE / МОЛОДЁЖНЫЙ ДОСУГ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / CULTURAL-MASS WORK / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / CREATIVE CLUSTERS / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Ирина Алексеевна

Приоритеты государственной молодёжной политики связаны с развитием творческого потенциала подрастающего поколения, с её социальной адаптацией. Всё это побуждает учреждения культуры изменить принципы и подходы взаимодействия с молодёжью. Для востребованности социально-культурных учреждений необходимо не только изменить имидж, создать определённые условия, расширить целевую аудиторию, предложить инновационные формы досуга, но и учитывать личные интересы и потребности подрастающего поколения. Досуговые учреждения должны содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи; способствовать реализации инновационного потенциала молодёжи; создавать условия для активного участия молодёжи в культурной жизни общества; развивать творческие способности и инициативность. Личностно-ориентированный подход позволяет учреждениям индустрии досуга разнообразить спектр социально-культурных услуг, реализовывать инновационные технологии социально-культурных мероприятий, учитывать дифференцированность интересов и потребностей молодёжи, создавать вариативные досуговые программы, формировать культурные ценности и мировоззрение подрастающего поколения, способствовать самореализации личности, развитию самобытности и креативного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE PREFERENCES OF MODERN YOUTH: PERSONAL THE FOCUSED APPROACH

The modern directions of the state youth policy connected with the development of the creative potential and effective social adaptation of the younger generation. For the demand of socio-cultural institutions, it is necessary not only to change the image, to create certain conditions, to increase the target audience, to offer innovative forms of entertainment, but also to consider the personal interests and needs of the younger generation. Leisure institutions should promote social, cultural, spiritual and physical development of young people; to promote the implementation of innovative potential of young people; to create conditions for young people's active participation in the cultural life of society; to develop the creative abilities and initiative. Personality-oriented approach allows institutions in the leisure industry to diversify the range of socio-cultural services, and implement innovative technologies for social-cultural events, to take into account differentiation interests and needs of young people, creating the variable leisure programs, shaping cultural values and world Outlook of the younger generation, to promote selfrealization, development of identity and creative potential.

Текст научной работы на тему «Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ»

^^ОоСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

УДК 351.85:364.446 И. А. Герасимова

Московский государственный университет культуры и искусств

Приоритеты государственной молодёжной политики связаны с развитием творческого потенциала подрастающего поколения, с её социальной адаптацией. Всё это побуждает учреждения культуры изменить принципы и подходы взаимодействия с молодёжью. Для востребованности социально-культурных учреждений необходимо не только изменить имидж, создать определённые условия, расширить целевую аудиторию, предложить инновационные формы досуга, но и учитывать личные интересы и потребности подрастающего поколения. Досуговые учреждения должны содействовать социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи; способствовать реализации инновационного потенциала молодёжи; создавать условия для активного участия молодёжи в культурной жизни общества; развивать творческие способности и инициативность. Личностно-ориентированный подход позволяет учреждениям индустрии досуга разнообразить спектр социально-культурных услуг, реализовывать инновационные технологии социально-культурных мероприятий, учитывать дифференцированность интересов и потребностей молодёжи, создавать вариативные досуговые программы, формировать культурные ценности и мировоззрение подрастающего поколения, способствовать самореализации личности, развитию самобытности и креативного потенциала.

Ключевые слова: инновационные формы, молодёжный досуг, социально-культурные учреждения, культурно-массовая работа, личностно-ориентированный, подход, творческие кластеры.

I. A. Gerasimova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

LEISURE PREFERENCES OF MODERN YOUTH: PERSONAL THE FOCUSED APPROACH

The modern directions of the state youth policy connected with the development of the creative potential and effective social adaptation of the younger generation. For the demand of socio-cultural institutions, it is necessary not only to change the image, to create certain conditions, to increase the target audience, to offer innovative forms of entertainment, but also to consider the personal interests and needs of the younger generation. Leisure institutions should promote social, cultural, spiritual and physical development of young people; to promote the implementation of innovative potential of young people; to create conditions for young people's active participation in the cultural life of society; to develop the creative abilities and initiative. Personality-oriented approach allows institutions in the leisure industry to diversify the range of socio-cultural services, and implement innovative technologies for social-cultural events, to take into account differentiation interests and needs of young people, creating the variable leisure programs, shaping cultural values and world Outlook of the younger generation, to promote self-realization, development of identity and creative potential.

Keywords: innovative forms of youth leisure, the socio-cultural institutions, cultural-mass work, personality-oriented approach, creative clusters.

ГЕРАСИМОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры 128 социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и

искусств

GERASIMOVA IRINA ALEKSEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: Gerasimova-ira@mail.ru © Герасимова И. А., 2014

Тенденции развития досуговых предпочтений современной молодёлси являются закономерным результатом проводимой государством культурной политики. Так, в Стратегии развития государственной молодёжной политики Российской Федерации, принятой в 2006 году, чётко определены основные позиции по созданию условий социализации молодёлси, которые реализуются через развитие личностного потенциала и самореализацию этой группы. Стратегия ориентирует на воспитание самостоятельной, ответственной, активной позиции граждан, желание принимать участие в развитии таких сфер, как общественно-политическая, экономическая, социально-культурная. В связи с этим следует отметить, что в последнее время активно разрабатываются и широко применяются при реализации различных проектов, направленных на решение проблем молодёлси, новые формы и методы работы с молодёлсью, которые основаны на личностно-ориенти-рованном подходе, связаны с активизацией данной социальной группы, отталкиваются от интересов и склонностей калсдого молодого человека. Поэтому выявление сущностных основ досуговых предпочтений современной молодёлси — актуальная задача, определяющая приоритеты деятельности социально-культурного учрелсдения.

Данные социологических исследований, проводимых не только федеральными, но и региональными, муниципальными органами, дают нам необходимую информацию, которая позволяет определить досуговые предпочтения и интересы, ценностные ориентации, социально-культурные особенности, эмоциональное состояние, стремление и мотивацию молодёлси. Безусловно, чтобы предлолсить новые формы досуга, социально-культурные учрелсдения доллсны учитывать и личностный опыт самой молодёлси. Кроме того, стоит чередовать формы работы, активно применяя не только групповой или массовый подходы, но и индивидуальный подход к реализации досуговых про-

грамм. Учитывая принципы личностно-ори-ентированного подхода, следует варьировать стандартные и инновационные формы досуга; вовлекать молодёлсь через социально-культурные технологии в процесс изучения традиций и усвоения «вечных» человеческих ценностей; синтезировать информационно-просветительную, рекреационную и культурно-творческую деятельность.

С появлением таких культурных кластеров, как «Флакон», «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Artplay», «Арма», «Стрелки» и других, существенно расширились возмолсности для творческого саморазвития, самореализации молодёлси. Большинство данных учрелсдений создавалось в индустриальных помещениях, с сохранением лофт-пространства. Такие помещения интересны прелсде всего определённой экосистемой, которая объединяет творчески ориентированных молодых предпринимателей и направлена на комфортное взаимодействие с внутренним и внешним миром города. Безусловно, что у калсдого творческого пространства есть своя история, интересы, направления, специфика. Здесь реализуются различные по тематике культурные проекты, которые объединяют соседей данной территории и основаны на взаимовыручке, поддерлске, совместном воплощении концепции. При этом вся деятельность в данных учрелсдениях ориентирована на генерирование идей, на развитие личности, мотивацию к творчеству через искусство, направлена на разрушение стереотипов в культуре, на удовлетворение эстетических и худолсественных потребностей молодёлси.

Мастер-классы, выставки, фестивали, творческие вечера, ярмарки, лектории, интерактивные конференции позволяют молодёлси понять себя и показать качества не только творца, но и управленца, менеджера, рекламиста, пиарщика. С помощью вышеперечисленных форм молодые люди выбирают для себя значимые ценности, определяют систему знаний, выявляют круг

интересов, осваивают способы решения тех или иных проблем. В данных учреждения открываются «социальные кафе» — кафе как место общения, чтения, «камерного» слушания живой и качественной музыки. Здесь молено также воспользоваться настольными играми, посмотреть любимые фильмы.

Таким образом, мы видим, что специалисты творческих кластеров предлагают инновационные формы взаимодействия, формируют досуговые предпочтения современной молодёжи, содействуют взаимопониманию и сотрудничеству между молодыми людьми, учитывают разнообразие мировоззренческих взглядов, создают такие социально-культурные условия, которые способствуют самореализации личности, развитию самобытности и креативного потенциала.

Сейчас мы наблюдаем интересные и актуальные изменения в заповедниках и парковых зонах отдыха. Многие городские, а также национальные парки и музеи-заповедники видоизменили свою деятельность, сделав приоритетным направлением повышение эффективности управления культурными ландшафтами. Природные заповедники и парки расширили социальную ориентацию, формы и методы работы с посетителями, создали такие условия, которые вовлекают в активную созидательную деятельность молодёжь. К ним относятся фестивали, ярмарки, выставки, театрализованные и музыкальные концерты, зрелищные мероприятия (балы, шоу-программы, акции), инсталляции, коллективные перфо-мансы, интерактивные экскурсии. Всё это способствует информационному, коммуникативному, творческому развитию личности. Из последних мероприятий следует отметить следующие: международную арт-акцию «Сделаем мир счастливее вместе», день «Белой трости», фестиваль «Вокруг света», «Ночь музыки», «Ночь искусств», молодёжный марафон «Я люблю Москву», Московскую биеннале современного искус-

ства, фестиваль «Лучший город Земли», ве-лоакции, «Библиобус», молодёжный фестиваль уличного искусства «Арт-стрит» и многие другие.

Более того, многие парки и заповедники активно изменяют своё смысловое пространство: реконструируют клубную работу, реализуют информационно-просветительные проекты, поддерживают образовательные программы, успешно занимаются волонтёрской деятельностью, открывают творческие лаборатории. Практически все сферы интересов различных социальных групп раскрыты на данных территориях: спорт и здоровый образ жизни; досуговые зоны для молодёжи, детей и людей третьего возраста; кинотеатр и лектории; экопло-щадки; образовательные центры; зоны питания; расширение социальных, бытовых и коммуникационных услуг.

Создание социально-культурных условий, инфраструктуры в парковых зонах позволяет моделировать и проектировать такие формы работы, которые способны решать следующие задачи: развлекательно-досуговые, рекреационно-оздоровительные, познавательные, творческие, коммуникационные. Молено констатировать, что применение инновационных форм и методов работы в парковых зонах и заповедниках положительно влияет на социализацию личности, и происходит это через расширение интерактивных зон, через вариативность социально-культурных мероприятий, через вовлечение молодёжи в деятельность, через самоактуализацию личности. Всё это способствует реализации человеческих возможностей, формированию духовных ценностей, развитию коммуникативных способностей, воспитанию позитивного отношения к окружающей среде.

Следует обратить внимание на деятельность социально-культурных учреждений, таких как музеи и библиотечные формирования. В данных учреждениях активно реализуются массовые формы работы. При этом свобода выбора форм работы с насе-

лением позволяет учитывать возраст, социальный статус, интересы, материальные возможности посетителей. Новые формы работы облегчают социальную ориентацию молодёжи, помогают им усваивать культурные ценности, изменять стереотипы, повышают личностную самооценку, обогащают внутренний мир. Такие формы работы, как «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке», направлены на удовлетворение запросов и потребностей молодёжной субкультуры. Интерактивные площадки, мастер-классы, лектории, тематические вечера, театрализованные представления, салонные и гостиные мероприятия, конкурсы и игровые программы, читательские и зрительские конференции, эксперименты с различными видами искусств позволяют привлечь большее количество молодых людей.

Для привлечения читателей в библиотеку широко применяются новые социально-культурные технологии в таких формах, как создание банков читательских идей, фотоальбомов, различных кружков, библиогидов, литературных «гонок», марафонов культурных событий, фестивалей, литературных ярмарок, блицтурниров, книжных аукционов, развлекательно-игровых мероприятий, вечеров встреч, ток-шоу, флешмобов, библиодесанта и многих других. Одновременно с решением проблемы привлечения аудитории все эти формы социально-культурной деятельности способствуют эффективному решению следующих проблем: популяризации деятельности музеев, библиотек; обеспечение равных возможностей в доступе к культурным ценностям; активизации взаимодействия молодёжи с данными учреждениями; определению новых ресурсов и расширению списка услуг; поддержке и продвижению чтения; саморазвитию и самообразованию; постижению основ в сфере искусства и культуры.

Принципиально валено обратить внимание на новые технологии и формы работы культурно-досуговых учреждений. Во-первых, многие учреждения поменяли свои на-

звания на «творческие центры», что позволило обновить имидж. Во-вторых, активно используется вся территория культурного центра, в том числе открытое пространство перед учреждением. В-третьих, многие учреждения взаимодействуют с другими социально-культурными институтами, реализуя совместные проекты и массовые мероприятия. В-четвёртых, информатизация культурных учреждений обеспечивает выполнение ранее недоступных функций: управления, диагностики, проектирования, рекламы, пиара. Расширение спектра услуг и актуализация информации для посетителей помогают заинтересовать и привлечь большое число граждан, в том числе и молодёжь.

Инновационные формы досуга позволяют реализовать следующие принципы социально-культурной деятельности: личностный подход, свобода выбора занятий, учёт культурного многообразия и широкого спектра предлагаемых форм деятельности, ориентация на культурно-ценностные отношения, приоритет общечеловеческих интересов, диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического опыта и традиций.

Проведя контент-анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, молено констатировать, что большинство учреждений культуры и искусства создают и реализуют молодёжные проекты с учётом их интересов, потребностей. Современные досуго-вые формы основаны на личностно-ориен-тированном подходе; содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодёжи; развивают творческий потенциал; расширяют возможности человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу.

Не стоит забывать, что досуг для молодёжи — это основная сфера жизнедеятельности, в которой они самоутверждаются,

реализуют свои амбиции и творческий потенциал, расширяют кругозор, совершенствуют коммуникативные способности, корректируют жизненные приоритеты, формируют ценностные предпочтения.

По результатам проведённого социологического исследования в г. Тольятти «Портрет современного молодого человека» (2009—2011) мы можем констатировать, что в своё свободное время молодёжь чаще встречается с друзьями — 51%, общается и играет в сети Интернет — 32%, посещает социально-культурные и развлекательные учреждения — 17% опрошенных [2]. На вопрос: «Играете ли вы в интеллектуальные игры», 57% ответили «да», что говорит о желании узнавать новое, развивать определённые умения и навыки. Также исследование показало, что молодёжь аккумулировала свой интерес и свои способности по отношению к своему здоровью, 37% опрошенных ответили положительно на вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?». По итогам данного исследования выявлено, что наибольший интерес у молодёжи вызывают телевиденье и компьютерные игры — 141 человек, спорт — 131 человек, творчество — 110 человек, чтение книг — 60 человек. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какие направления деятельности необходимо развить в сфере интересов молодёжи?». И ответы были обнадёживающие: спорт и здоровый образ жизни — 70, развитие культуры — 25 ответов, туризм — 15, творчество (музыка, танцы) — 14, бесплатное образование — 10, флешмобы — 10, интеллектуальные игры — 7.

Согласно данным аналитического обзора социологических исследований проекта «Социальная активность российской молодёжи», молодёжь достаточно активна и готова инициировать свою деятельность [1]. Основными каналами общественного участия являются индивидуальная деятельность (желание, интерес, потребность) или лее неформальные группы. Мотивация на

посещение или участие в каких-либо социально-культурных мероприятиях основывается на возмолености самореализации и социальной мобильности. Побуледающим фактором социальной активности для мо-лодёлеи является гарантия того, что их деятельность даст определённые результаты, они смогут расширить социальную сеть, получить профессиональные навыки.

Государственная, региональная моло-дёленая политика направлена на создание определённых условий для развития моло-дёленой инициативы, наполнение свободного времени активными формами деятельности, включение молодёленых групп в общественно-социальную и культурную леизнь города и страны, что, в свою очередь, интенсивно изменяет инфраструктуру в социально-культурной сфере [4]. Появляются инновационные формы досуга, объединяются профильные учреледения культуры и искусства, расширяются зоны отдыха, трансформируются методы взаимодействия, внедряются новые технологии, учитываются потребности и леелания самой мо-лодёлеи. По результатам опроса ВЦИОМ в 2010 году, следует обратить внимание на то, что своим свободным временем довольна молодёжь 18—24 лет (69%), а уровень удовлетворённости досугом группы в возрасте от 25—59 лет ниже — 53—55% [3]. Следовательно, предлагая содерлеание и формы досуга, необходимо основываться на лично-стно-ориентированном подходе, учитывать такие аспекты, как дифференцированность интересов и потребностей, вариативность, результативность, креативность, доступность. Можно констатировать, что современной молодёлеи присущи следующие качества: мобильность, поисковая активность, смена социальных ролей, разноплановость, инициативность, добровольчество. Поэтому необходимо учитывать данные качества при решении молодёленых проблем, создании творческих кластеров, инновационных форм досуга.

Примечания

1. Аналитический обзор результатов проведённых социологических исследований «Социальная активность российской молодёжи» / Автономная некоммерческая организация «Социологическая мастерская Задорина», 2008.

2. Информационно-методический бюллетень по результатам социологических исследований в сфере «Молодёжная политика» за 2009—2011 гг. / составители : Н. М. Игнатьева, К. В. Беляева, И. С. Ментюго-ва ; Комитет по делам молодёжи городского округа Тольятти ; Муниципальное учреждение «Дом молодёжных организаций Шанс». Тольятти, 2011. 50 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Опрос, направленный на изучение удовлетворённости свободным временем [Электронный ресурс] / Всероссийский центр исследования общественного мнения. URL: www.wciom.ru

4. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: [коллективная монография] / [Н. Н. Ярошенко и др.]; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»; НИИ МГУКИ; кафедра СКД МГУКИ. Москва: Изд. Дом МГУКИ, 2012. 220 с.

References

1. Analytical review of the results of the sociological research «social activity of Russian youth». Autonomous nonprofit organization "Sociological workshop Zadorina", 2008. (In Russian, unpublished).

2. Ignat'eva N. M., Beliaeva K. V., Mentiugova I. S. Informatsionno-metodicheskii biulleteri po rezuVtatam sotsiologicheskikh issledovanii v sfere «Molodezhnaia politika» za 2009—2011gg [Information-methodological Bulletin on the results of sociological studies in the field of Youth policy for 2009—2011]. Togliatti, 2011. 50 p.

3. Opros napravlennyi na izuchenie udovletvorennosti svobodnym vremenem [The survey aimed at the study of satisfaction of free time]. Available at: www.wciom.ru

4. Yaroshenko N. N., ed. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsiaVno-kuVturnoi deiateVnosti v usloviiakh sovremennoi Rossii [Axiological content of socio-cultural activities in conditions of modern Russia]. Moscow, MSUCA Publ., 2012. 220 p.

Л

ИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.062

К. В. Скворцов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается педагогическое регулирование самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования. Отмечается, что особенно актуальны на современном этапе вопросы самореализации учащейся молодёжи, её становления и развития в рамках социокультурной деятельности.

Для успешной работы с молодёжью в стенах образовательного учреждения или досугового центра необходимо привлекать новые научные исследования для работы с молодёжью, включать их в досуговую деятельность, то есть использовать на практике. Особенно продуктивен в плане регулирования самореализации учащейся молодёжи в учреждениях культуры и образования лично-стно-ориентированный подход.

СКВОРЦОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культур и искусств

SKVORTSOV KONSTANTIN VIKTOROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of си1Шт1 and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: skv-kv@mail.ru © Скворцов К. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.