Научная статья на тему 'Совершенствование процесса развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры'

Совершенствование процесса развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ / REFLEXIVE CONSCIOUSNESS / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Топольская Евгения Анатольевна

В статье рассматривается совершенствование процесса развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры. Автор определил, что основным источником развития молодёжи являются ценностные ориентации как результат процесса социализации молодёжи, в ходе которого нормы жизни общества интериоризуются в ценности личности. Чтобы процесс трансформации регулятивных норм общества в регулятивные ценности личности имел место, необходимо развитие рефлексивного сознания молодого человека, которое может проходить в референтных группах: семейной, образовательной, производственной, неформальной, гражданской, политической, коммуникационно-идеологической или коммуникационно-культурной. В статье выявлено, что за последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения, в частности явное повышение интереса молодёжи к получению дополнительной информации. Автор приходит к выводу, что совершенствование условий развития молодёжи и их рефлексивного сознания возможно осуществить силами учреждений культуры, которые предлагают формы и методы, направленные на развитие ценностных и творческих качеств молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF REFLECTIVE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article deals with the improvement of the development process of reflexive consciousness among young people in cultural institutions. The author found that the main source of the development of young people are value orientation as a result of the process of socialization of youth, in which norms of society is internalize in value of the person, if it does not reject these norms. To the transformation of regulatory norms of the society in the regulatory value of the individual took place, is necessary to include the person in the reflexive consciousness, which can be determined in reference groups: family, education, manufacturing, informal, civil, political, ideological or communication-communication and cultural. The article revealed that in recent years there have been some positive developments, in particular, a clear shift recreational interests of young people to a larger quest for more information. The author concludes that the improvement of conditions for the development of youth and their reflexive consciousness depends on the opportunities offered by cultural institutions, which are aimed at development of valuable and creative skills of young people.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Совершенствование процесса

развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры

УДК 316.346.32-053.6 Е. А. Топольская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается совершенствование процесса развития рефлексивного сознания молодёжи в учреждениях культуры. Автор определил, что основным источником развития молодёжи являются ценностные ориентации — как результат процесса социализации молодёжи, в ходе которого нормы жизни общества интериоризуются в ценности личности. Чтобы процесс трансформации регулятивных норм общества в регулятивные ценности личности имел место, необходимо развитие рефлексивного сознания молодого человека, которое может проходить в референтных группах: семейной, образовательной, производственной, неформальной, гражданской, политической, коммуникационно-идеологической или коммуникационно-культурной. В статье выявлено, что за последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения, в частности явное повышение интереса молодёжи к получению дополнительной информации. Автор приходит к выводу, что совершенствование условий развития молодёжи и их рефлексивного сознания возможно осуществить силами учреждений культуры, которые предлагают формы и методы, направленные на развитие ценностных и творческих качеств молодых людей.

Ключевые слова: совершенствование, процесс развития, рефлексивное сознание, молодёжь, учреждения культуры.

E. A. Topol'sk aia

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

IMPROVING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF REFLECTIVE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article deals with the improvement of the development process of reflexive consciousness among young people in cultural institutions. The author found that the main source of the development of young people are value orientation — as a result of the process of socialization of youth, in which norms of society is internalize in value of the person, if it does not reject these norms. To the transformation of regulatory norms ofthe society in the regulatory value ofthe individual took place, is necessary to include the person in the reflexive consciousness, which can be determined in reference groups: family, education, manufacturing, informal, civil, political, ideological or communication-communication and cultural. The article revealed that in recent years there have been some positive developments, in particular, a clear shift recreational interests of young people to a larger quest for more information. The author concludes that the improvement of conditions for the development of youth and their reflexive consciousness depends on the opportunities offered by cultural institutions, which are aimed at development of valuable and creative skills of young people.

Keywords: improvement, development, reflexive consciousness, youth, cultural institutions.

ТОПОЛЬСКАЯ ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА — докторантка кафедры культурно-досуговой 82 деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

TOPOL'SKAIA EVGENIIA ANATOL'EVNA — doctoral candidate of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail:[email protected] © Топольская Е. А., 2014

^ Социально-культурная деятельность

ф

Излагаемый материал основан на общероссийском исследовании, проведённом Центром социального прогнозирования в 2010 году в 21 субъекте Российской Федерации, с репрезентацией данных исследования на федеральном уровне и на уровне административных округов.

Объект исследования — представители основных социальных групп молодёжи в возрасте 14—30 лет.

Объём выборочной совокупности (массива респондентов) — 2000 человек.

Социальная структура выборочной совокупности — 2000 человек — основана на следующих статистических параметрах. Общая численность учащейся молодёжи — 35,5% общей численности молодёжи в возрасте 14—30 лет. В том числе: учащихся 8—11 классов — 18,4%, учащихся ПТУ, лицеев — 3,2%, студентов техникумов, колледжей — 4,5%, студентов вузов — 9,4%.

Доля работающей молодёжи 14—30 лет в составе молодёжи соответствующего возраста следующая: сельская молодёжь (без учёта учащейся молодёжи села) — 18%, рабочая молодёжь — 20%, работники сферы услуг (без высшего образования) — 10%, представители технической интеллигенции (инже-не ры, тех ни ки, работ ни ки кон ст руктор ских бюро) — 4,77%, гуманитарной интеллигенции (учи те ля, препо да вате ли, врачи, журналисты, учёные) — 4,7%, профессиональные военные, сотрудники МВД и иных силовых структур — 4%, представители малого бизнеса — 2,6%.

Нынешнее молодое поколение — 14—30 лет [6; 7] — является особым объектом анализа. Даже 30-летним в начале 1990-х годов было не более 11—12 лет, то есть они только начали осознанно воспринимать жизнь взрослого поколения. По времени — это начало этапа их сознательной социализации и одновременно начало распада СССР и наступления социально-экономического дисбаланса, экономических и финансовых кризисов, краха идеологических институтов и «коллапса» ранее господствовавшей идеоло-

гии; период социальных, межпоколенческих и межэтнических конфликтов, постепенного становления социального баланса в начале 2000-х годов.

Таким образом, нынешнее поколение молодёжи, гражданское становление которого проходило вне тотального воздействия социалистической идеологии, не обладает эталоном соотнесения «в целом неблагоприятного» с «полностью неблагоприятным». По этой причине формирование массового рефлексивного сознания нынешнего молодого поколения требует в корне иных подходов, чем в период идеологического единовластия. С по зи ции обще ст вен ного воз дей ст вия на умы сегодняшней молодёжи следует говорить об учреждениях культуры как относи-тель но новом объ ек те, тре бую щем де таль-ного изучения.

Например, среди молодёжи, активно интересующейся политикой, доля регулярно пользующихся Интернетом как источником информации составляет 71%, а доля пользующихся центральным телевидением — 91%. Среди интересующихся политикой доля регулярно пользующихся Интернетом составляет 60,4% (центральным телевиде-ни ем — 90,6%), сре ди не ин те ре сую щих ся политикой — 32,1% (центральным телевидением — 64,6%). Возможность пользоваться ком пью тером сегодня есть у не ме нее 80% молодёжи в возрасте 14—30 лет.

Основным источником в развитии молодёжи яв ля ют ся цен но ст ные ориен та ции — как результат процесса социализации молодёжи, в ходе которого нормы жизни общества ин-териоризуются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Чтобы процесс трансформации регулятивных норм общества в ре гуля тив ные цен но сти лич но сти имел ме сто, не обходи мо разви тие у лич но сти рефлексивного сознания, которое может осуще-ст в лять ся в референт ных группах: семей ной, образовательной, производственной, неформальной, гражданской, политической, коммуникационно-идеологической или коммуникационно-культурной [4].

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

ф

Бренности являются устойчивой мотиваци-онной основой поведения личности молодого человека в обществе. Если те или иные ценности составляют элементы мировоззрения личности, то они могут интерпретироваться как идеалы, либо в персонифицированной, либо в вербальной (или абстрактно-образной) форме, что определяется рефлексивным сознанием.

Повышенный оптимизм нынешней молодёжи вызван и тем, что её становление происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 1990-х годов, когда страна находилась в условиях глубокого социально-экономического кризиса и политической нестабильности.

Молодое поколение действительно несколько отстаёт от старшего по включён-но сти в морально-нрав ст вен ный кон текст жизни общества, относясь ко многим вещам несколько легковесно. Однако большинство всё-таки осознаёт актуальность традиционных ценностей.

Исследование, проведённое в мае 2010 года, свидетельствует, что у 75% нынешней российской молодёжи идеалов практически нет, 5% имели идеалы ранее, но потом разочаровались. Тот факт, что идеалы имеют 25% молодёжи в возрасте 14—30 лет, отнюдь не означает, что у остальной молодёжи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта. Дело в том, что они не являются прообразом смысла поведения, жизнен ной цели лич ности.

Доля молодёжи, имеющей идеал для подражания, сокращается с 31,5% в возрасте 14—17 лет до 23,1% в возрасте 25—30 лет.

Естественно, спортсмены, артисты, герои литературного произведения, художественного фильма — это временные идеалы, скорее кумиры, то есть «виртуальные» идеалы, сим воли зи рую щие то, о чём меч та ет юноша или девуш ка, но к че му спо соб но стей или возмож ностей у них недос таточ но.

В смысле устойчивых идеалов, влияющих на форми рова ние жизнен ной тра ек тории и поведения личности, молено говорить толь-

ко в от ношении род ных, друзей, духовных наставников, в том числе преподавателей, учи те лей.

Обыденное присутствие в массовом сознании в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации нынешней российской мо-лодёж и: это, в большей степени, ин тро верт-ные ценности, предопределённые референт-ностью для личности близкого окружения, а не экстравертные, порождаемые в советское время идеализацией государственных институтов и «канонизацией» партийных лидеров настоящего и прошлого. О доминировании интровертных ценностей свидетельствует то, как молодёжь определяет понятие «жизненный успех».

Современную молодёжь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям. Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Основная цель и смысл их жизни — создать прочную семью и вос-пи тать хороших де тей.

Далее «труженики» (17%) — это та часть молодёжи, основная жизненная цель которой получить хорошее образование, престижную и интересную работу.

Третья группа — «предприимчивые» (20%) — это молодёжь, которая основной жизненной целью ставит добиться создания собственного бизнеса, посетить разные страны мира, достичь богатства и материального дос тат ка.

Четвёртая группа — «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в своё удовольствие.

Значительную часть молодёжи (19%) составляют «максималисты», которые, в определённом смысле, «распыляют» свою энергию, рассчитывая достичь успехов практически во всех сферах жизни. Устремления дан ной груп пы нель зя назвать юношеским макси ма лизмом. Возрас тное распре деление внутри неё соответствует распределению среди молодёжи в целом.

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодёжь, ко торая по ла гает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но которая не стремится жить в своё удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чём-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес — это больше работа и возможность обес печить себе безбед ное су ществова ние, то для первых это ещё и возможность реализации чес толюбивых пла нов: стать извест ны-ми, об ла дать вла стью.

«Отчаявшаяся» молодёжь (5%) — седьмая группа — не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) — восьмая группа — рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

При приоритете в массовом сознании молодёжи ценности позитивных гражданских качеств, ка за лось бы, что, по край ней ме ре, половина молодёжи находит условия для реа лизации своих знаний, инициативности и альтруистской гражданской позиции в самоуправляемых организациях различной направленности, сообразно интересам, способностям и честолюбию каждого. Однако этого не наблюдается.

Членами молодёжных организаций сегодня состоят, по собственному признанию, 6,1% респондентов в возрасте 14—30 лет, то есть 2,3 млн человек из 37 млн. Это отнюдь не свидетельствует о пассивности молодёжи, ведь речь идёт об энергичной группе населения, чаще всего требующей не стимулирования, а сдерживания всплеска её избыточной энер гии.

В сфере досуга и отдыха — как важнейшей сфере повседневности, которая за годы экономических перемен в стране претерпела в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений», произошли существенные изменения. Это выражается не только в том, что для большинства населения страны существенно расширяются возможности заполнения своего досуга, но, в частности, и в том, что происходят качественные сдвиги

по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой [5].

Молодёжь как наиболее динамично реагирующая группа на всё то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного време ни.

Люди часто предпочитают отдыхать дома, и поэтому самые распространённые и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание), при от-сут ст вии лю бой соци аль ной ак тив но сти вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома, являют собой самый простой тип досуговой активности.

Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, самообразованием, хобби, более активное общение, на правлен ное на пре бы ва ние вне семьи, обогащает свободное время и несёт в се бе бо лее вы ра жен ный раз ви ваю щий компонент.

Оставаясь домашним, по сути, такой тип досуга всё-таки более разнообразен и интересен, чем простое потребление телевидения и домашние хлопоты, и он в целом более «традиционен» для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство населения в целом. В последнее время у людей появляется всё больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, МРЗ, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции), что, безусловно, отражается на структуре и качестве свободного времени, заметно расширяя по тре би тель ски раз ви ваю щую часть в жизни людей. Поэтому далее «традиционный» домашний досуг, столь привычный для многих, уже не столь традиционен, как несколько лет назад [3].

Та часть населения, которая использует только простые или тра диционные формы

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

заполнения свободного времени, по-прежнему не в состоянии проявлять активное соци аль ное и культур ное уча стие вне до ма. Именно последнее условие характеризует положение и устремления средних классов в лю бой раз ви той стра не ми ра, и имен но этот фак тор ока зы вал наи бо лее су ще ст вен ное влияние на выбор молодёжью, как воспри-им чи вой и ди на мич ной груп пой, сти ля об ще-ния, развлечений, рекреа ции, направ лен ных преимущественно на внедомашнюю досуго-вую ак тив ность.

Молодёжный досуг обладает ярко выраженной специфической формой на фоне предпочтений старшего поколения. Если в элементах «простого» отдыха поколения остаются во многом схожи (что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодёжь явно опережает своих родителей. Прежде всего это касается посещения ночных клубов, дискотек, музыкальных «тусовок» (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов [2].

Относительно небольшую часть молодёжи привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, раз лич ных клубных ассоциаци ях, объединениях по интересам). Сравнение данных по взрослому населению Российской Федерации за 2009 год и по населению СССР в целом за 1982 год свидетельствует о значительных раз ли чи ях по ря ду параметров.

В советский период у населения не было компьютеров, люди не участвовали в работе партий, так как не было партийного, а следовательно, и политического плюрализма; советские люди значительно больше времени уделяли чтению газет и журналов, книг; много времени уде ля ли просмотру те лепе-редач и прослушиванию музыки, в основном по ра дио и маг ни то фон ных за пи сей. В советский период дискотек не было, но бы-

ли вечера танцев в клубах, которые представители молодого и среднего поколения посещали охотно. Советские люди чаще, чем нынешнее поколение, общались с друзьями и знакомыми, довольно активно занимались физической культурой и спортом, чаще посещали кружки по интересам.

Приверженность определённым формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят не только от моды или общепри ня тых вку со вых стан-дар тов, но и от культурно го по тен циа ла людей, в част но сти мно гие вку сы и за про сы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Меж-поколенческое сравнение показывает, что в основе досуговой активности определённой доли российской молодёжи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения. И всё же это далеко не всегда так. Молодёжь, как и все социальные слои, не является гомогенной, полностью стандартизированной.

Если рассмотреть развитие форм досуга в динамике, то выявится, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.

Активный досуг, о котором идёт речь как о параметре качества жизни, начинается только при ус ловии рас ши ре ния спек тра до су го-вых пред поч тений за счёт вне домаш них видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно.

Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, рес торанов, кафе, включён ность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

как мате ри аль ного, так и ин тел лек ту аль ного плана. Но именно это и придаёт социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип до-су га, вен чаю щий со бой ие рар хи че скую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для продвинутых социальных сло ёв, вклю чая обра зо ван ную и социа ли зи-рованную молодёжь.

За последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодёжи в сторону всё большего стремления к получению дополнительной информации. В молодёжной среде возрос интерес к телевидению, растёт популярность компьютера — и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга.

В целом можно сказать, что российская молодёжь почти полностью овладела компь-ю тер ной гра мот но стью и го това при ме нять свои знания на практике, причём не только в игровых, но и в учебных целях.

Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда у всех получается. Сегодня наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной на груз ки и от вет ст вен но сти за будущую карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового. С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодёжного досуга. В связи с увеличением продолжительности периода получения образования молодые люди (в первую очередь представители молодого среднего класса, формирующие костяк студенчества) имеют гораздо больше свободного времени, чем их отцы, что влияет на стиль их жиз ни, на пря мую свя зы вае мый и диктуемый досугом [1].

За прошедшие 10—12 лет наблюдается рост досуговой активности молодого поколения

России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это каса ет ся, пре ж де всего, тех форм внедомашнего досуга, которые популярны среди современной молодёжи и характери-зу ют ак тив ный тип соци аль ной жизни. Произошёл троекрат ный рост в ис поль зо ва нии компьютерной техники в бытовых и инфор-ма цион ных це лях, в два раза воз рос ли занятия спортом, фитнесом, тренировками, в два раза чаще молодые россияне стали посещать кон цер ты, ки но, те ат ры и прак ти че ски на по ря док ча ще они ста ли про водить своё свободное время в ночных клубах, дискотеках, кафе-барах.

Заметный рост ощущается далее по таким традиционным досуговым пристрастиям, как современная музыка и интерес к телевидению. Тем не менее не стоит переоценивать динамику досуговой активности рос-сий ской молодё жи, по сколь ку до суг и со ци-альная жизнь молодого поколения сильно отличаются от досуга и социальной жизни поколения отцов.

В первую очередь это касается внедомаш-ней досуговой активности. Развлекательное, рекреа цион ное, культурное вре мяпрепрово-ж де ние вне дома в россий ских ус лови ях становится преимущественно «молодёжным». Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе посе тить кафе или рес торан.

У российской молодёжи по-прежнему отсутствует такой важный компонент гражданской позиции, как активное социальное и общественное участие. Поэтому нет основа ний пере оцени вать значимость этой стороны жизни российской молодёжи. Она несколько приблизилась к стандарту молодёжи развитых западных стран только в культурном, развлекательном и спортивном участии. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодёжных инициатив и дви же ний от ме ча ет ся лишь в са мой мо лодой (студен че ской) сре де и прекра щает ся вме сте с выходом из этого возраста.

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

Из про ве дён ного иссле до ва ния вид но, что мно гие ви ды гра ж дан ско го уча стия в молодёжном досуге практически находятся на нуле, например, политическая, обществен ная дея тель ность очень сла бо от ра же на в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ней, фактически, не растёт с течением времени).

Хотя есть и положительная тенденция — в потенциальных условиях для занятия молодёжи спортом, которые дос таточ но обширны. От места проживания близко находятся либо стадион (на это указали 40,1% опрошенной молодёжи), либо спортивная площадка — 35,1%, либо спортивный зал — 32,4%, либо спорткомплекс — 24,9%, либо бассейн — 22,1%. Естественно, понятие «близости» субъективно и разными людьми понимается по-раз но му, но глав ное, что пе ре чис ленные объекты культуры и спорта находятся в пре де лах дос туп но сти, при ем ле мой для некоторой части молодёжи.

В поселениях разного типа доминируют различные учреждения и сооружения культуры и спорта. Например, ближе всего к месту проживания расположены в мегаполисах: кинотеатры, библиотеки, спортивные площадки, стадионы; в сёлах, посёлках: клубы, биб лио те ки, спорт площад ки, ста дио ны. В административных центрах субъектов Российской Федерации и районных городах учреждения культуры и спорта расположены более равномерно, что делает их равнодос-туп ны ми (по рой это свя за но с от но си тель-но небольшими размерами провинциальных городов).

Иная картина складывается, если фиксировать не просто факт наличия объектов культурного или спортивного назначения, находящихся близко от места проживания, а долю каждого, для которого такая шаговая доступность реальна. Что касается учреждений культуры, то для 50—60% молодёжи на ходят ся в ша говой дос туп но сти (в сво ём микрорайоне, посёлке) библиотеки и кинотеатры, для 40% — клубы, для 20% — парки с аттракционами. Что касается учреждений

спор та, для 40% мо лодё жи в ша говой дос туп-но сти на ходят ся ста дионы, для 35% — спортплощадки или спортзалы, для 25% — спорткомплексы или бассейны. Доля тех, у кого поблизости нет ничего из перечисленного, составляет 13%.

Не смот ря на то, что мно гие уч ре ж де ния и сооружения культуры и спорта находятся в непосредственной близости от места проживания, доля молодёжи, пользующейся объектами культуры, в среднем не превышает 25%, а объектами спорта — 15% от её общей чис ленности.

Если нормировать показатели посещаемости учреждений (сооружений) культуры и спорта (принять сумму всех показателей за 100%), то получим условный индекс посещаемости учреждений (сооружений) культуры и спорта в соотношении 55% и 45%. Можно говорить об эквивалентности посещаемости населением культурных и спортивных учреждений (сооружений), если эти объекты находятся в шаговой доступности (в своём микрорайоне или посёлке).

Есть и такие из числа опрошенных, для которых доступны те или иные виды учреждений (сооружений) культуры и спорта, но они не посещают эти учреждения по разным причинам. В данном случае говорить об отсутствии у молодёжи потребности или о дефиците условий приобщения к культуре и спорту оснований нет. Речь должна идти не об от сут ст вии по треб но сти или воз мож но-сти, а скорее о стиле жизни.

Спортом занимаются в целом 47,4% молодёжи, регулярно только 15,7%. Остальные не занимаются спортом по разным причинам: нет желания — 24,2% , нет времени — 20,5%, не позволяет состояние здоровья — 3,6% , негде — 3,5% , нет денег для этого — 0,8%.

Занимаются спортом среди юношей 54,2% (регулярно — 21%), девушек — 40,7% (регулярно — 10,4%).

Доля молодёжи, регулярно занимающейся спортом, относительно велика до 20-летнего возраста, после чего начинает сокращаться. При этом доля не желающих заниматься

Ф

ф

^ Социально-культурная деятельность

спортом начинает увеличиваться после 16-летнего возраста. Основная же часть молодёжи или время от времени занимается какими-то видами спорта, или изъявляет желание заниматься, но не всегда находит такую воз мож ность из-за от сут ст вия дос туп ных спор тив ных за лов и со ору же ний или из-за недостатка свободного времени.

Основные причины неудовлетворённости условиями для занятий спортом, физической культу рой — вы сокая стои мость ус луг и отсутствие выбора. Эти лее причины лелсат в основе неудовлетворённости условиями для культурного досуга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительно велика доля регулярно занимающихся спортом только среди учащихся общеобразовательных учрелсдений.

В целом удовлетворены условиями для проведения культурного досуга 75,8% моло-дё жи, в том чис ле пол но стью удов ле тво ре ны — 48,7%. Доля полностью удовлетворённых сре ди юно шей ус ловия ми для культур но-го досуга — 53,7%, для занятия спортом — 49,8%. Эти показатели для девушек составляют соответственно 48,1% и 47,7%.

Естественно, факт удовлетворённости не вполне отралсает уровень культурного со-дерлсания досуга, а лишь показывает привязанность молодёлси к определённым видам деятельности, её вероятное местонахолсде-ние в период досуга.

Основные мотивы неудовлетворённости — ветхое состояние старых культурных и спортивных учреждений (сооружений), отсутствие (или малочисленность) новых, современных; о большом расстоянии от учреждения и вы сокой стои мо сти ус луг го ворят не мно гие. Для того чтобы представить потребности россий ской молодё жи в культур ных и спортивных объектах в альтернативном виде, им

был предложен выбор: что именно они пред-лолсили бы построить вблизи своего дома?

Предпочтение отдано спортивным учрелс-дениям (соорулсениям) в соотношении спорт <=> культура — 66% и 44%. То есть доля предпочитающих строительство спортивных сооружений в условных показателях в 1,5 раза превышает долю тех, кто предпочитает соорулсение культурных учрелсдений. Это не является доказательством приоритета спор тивных предпоч тений, но сви де тель-ствует о дефиците соорулсений (учрелсдений) массового спорта и физической культуры. У культурных потребностей есть много замещающих (компенсаторных) факторов — телевидение, видео, литература.

Что касается спорта, то вряд ли «походы» в магазины, работу по дому молодёлсь воспринимает как разновидность физической культу ры. В по се ле ни ях всех ти пов оп рошен ные предлагали построить «вблизи дома» спортзал (осо бен но в по сёл ках и ма лых городах) и спортплощадку. В том, что учреждениям культуры нулена государственная поддерлс-ка, уве ре ны 92,5% молодых рес пон ден тов, а учрелсдениям спорта — 91,5%.

Итак, совер шен ст вова ние раз ви тия рефлексивного сознания молодёлси возмолено в условиях, создаваемых учрелсдениями культу ры. За мет на тен ден ция по се ще ния раз личных типов учреждений культуры, которые оказывают существенное воздействие на развитие личности молодого человека через развитие рефлексивного сознания молодёлси в целом. Поэтому совершенствование условий развития молодёжи и их рефлексивного сознания зависит от возможностей, предлагаемых учрелсдениями культуры, которые на прав ле ны на раз ви тие цен но ст ных и творческих качеств молодых людей.

Примечания

1. Сиразетдинов Р. Х. Теоретико-методологические проблемы исследования отчуждения молодёжи от традиционных форм культуры : монография. Уфа, 2009. 64 с.

2. Система размещения на Урале учреждений культуры. Свердловск : УНЦ АН СССР, 1984. 12 с.

3. Скутнева С. В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодёжи : монография / Российский государственный социальный университет. Москва, 2009.

4. Социальные практики современной молодёжи: поиск новой идентичности : материалы

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник MryКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 21—22 мая 2009 года). Барнаул, 2009.

5. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга : сборник научных трудов / НИИ культуры. Москва, 1987. 93 с.

6. Социология молодёжи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Л. Шаповалов [и др.]. Ростов-на-Дону, 2001.

7. Социология молодёжи / под ред. В. П. Кузнецова. Москва, 2005. References

1. Sirazetdinov R.Kh. Teoretiko-metodologicheskie problemy issledovaniya otchuzhdeniya molodezhi ot traditsionnykh form kuVtury [Theoretical and methodological problems of research of alienation of youth from traditional forms of culture], Ufa, 2009. 64 p.

2. Sistema razmeshcheniya na Urale uchrezhdeniy kultury [The system of posting the Ural's cultural institutions]. Sverdlovsk, Ural Scientific Center of the Academy of Sciences of the USSR Publ., 1984. 12 p.

3. Skutneva S. V. Gendernoe izmerenie zhiznennogo samoopredeleniya molodezhi [The gender dimension of the life of self-determination of youth], Moscow, 2009.

4. SotsiaVnye praktiki sovremennoy molodezhi: poisk novoy identichnosti [Social practices of today's youth: the search for new identity]. Barnaul, 2009.

5. Sotsial'noe proektirovanie v sfere kuVtury. Tsentry dosuga [Social design in the sphere of culture. Centers of leisure]. Moscow, 1987. 93 p.

6. Volkov Yu. G., Dobren'kov V. I., Shapovalov V. L., etc. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth]. Rostov-on-Don, 2001.

7. Kuznetsov V. P., ed. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth], Moscow, 2005.

Со

оциально-культурное проектирование политической социализации молодёжи

в условиях МАЛОГО города

УДК 304.4:316.614 О. А. Шурлина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы социализации молодёжи в условиях малого города, а также педагогическое регулирование социально-культурного проектирования личности. Социально-культурная ценность личности определяется адекватностью её поведения требованиям общества, активностью, степенью развития её творческих сил, от чего зависит уровень становления личности в количественном и качественном отношениях. В углублённом социологическом анализе нуждаются как культурная специфика российского малого города, так и само понятие провинциальной молодёжи, её менталитета, культурной идентичности, ценностных ориентаций, смысла жизненных установок, социальных стереотипов. Автор статьи, занимающийся социокультурным проектированием политической социализации молодёжи в условиях малого города, активно осмысливает такие педагогические понятия, как «социокультурная специфика», «личный выбор», «педагогическая атмосфера», «культурно-досуговая деятельность» и др. Ключевые слова: социально-культурное проектирование, политическая социализация молодёжи, организация культуры и досуга.

ШУРЛИНА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

SHURLINA OKSANA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Шурлина О. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.