Научная статья на тему 'Совершенствование среды в учреждениях культуры — важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок'

Совершенствование среды в учреждениях культуры — важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДЫ / IMPROVING THE ENVIRONMENT / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР / THE MOST IMPORTANT FACTOR / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / EDUCATION OF YOUTH / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ / SOCIALLY SIGNIFICANT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьянова Любовь Николаевна

В статье рассматривается совершенствование среды в учреждениях культуры как важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок. Автор пишет, что в процессе освоения культуры социума происходит определённая социальная ориентация индивида на конкретные условия бытия в имеющейся социально-культурной среде, формирование определённых социальных стереотипов, через призму которых человек воспринимает окружающий мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENT IMPROVEMENT IN CULTURAL INSTITUTIONS — THE MOST IMPORTANT FACTOR OF EDUCATION AT YOUTH OF SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS

The article deals with the improvement of the environment in cultural institutions as a major factor foster youth socially important attitudes. The author writes that during the development of the culture of society there is a certain social orientation of the individual to the conditions of life in the existing sociocultural environment, the formation of certain social stereotypes, through the prism of which a person perceives the world.

Текст научной работы на тему «Совершенствование среды в учреждениях культуры — важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок»

Примечания

1. Агамова Н. С, Слепцова И. С, Морозов И. А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. 174 с.

2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1988. 24 с.

3. Бутко Г. А. физическое воспитание детей с задержкой психического развития. Москва : Книголюб, 2004. 144 с.

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. Москва : Аграф, 1997. 128 с.

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. Москва : Просвещение, 1995. 527 с.

6. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Москва : Педагогика, 1984. 256 с.

7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. Москва, 1995. 198 с.

8. Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами. Москва : Либерея, 2003. 544 с.

9. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. Москва : Педагогика, 1990. 184 с.

10. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия : монография. Москва : МГГУ ; Нижний Новгород : НГПУ, 2008. 225 с.

11. Fish B. The study of motor development in infancy and its relationship to psychological functioning // The American J. of Psychiatry. 1961. Vol. 117.

Совершенствование среды в учреждениях культуры — важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок

удк 379.81

Л. Н. Ку рьянов а

Московский государственный университет культуры и искусств

в статье рассматривается совершенствование среды в учреждениях культуры как важнейший фактор воспитания у молодёжи социально значимых психологических установок. Автор пишет, что в процессе освоения культуры социума происходит определённая социальная ориентация индивида на конкретные условия бытия в имеющейся социально-культурной среде, формирование определённых социальных стереотипов, через призму которых человек воспринимает окружающий мир.

Ключевые слова: совершенствование среды, учреждения культуры, важнейший фактор, воспитание молодёжи, социально значимые, психологические установки.

L. N. Kur'yanova

Moscow State University of Culture and Arts

ENVIRONMENT IMPROVEMENT IN CULTURAL INSTITUTIONS — THE MOST IMPORTANT FACTOR OF EDUCATION AT YOUTH OF SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS

138

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 138-142

The article deals with the improvement of the environment in cultural institutions as a major factor foster youth socially important attitudes. The author writes that during the development of the culture of society there is a certain social orientation of the individual to the conditions of life in the existing sociocultural environment, the formation of certain social stereotypes, through the prism of which a person perceives the world.

Keywords: improving the environment , cultural institutions, the most important factor, the education of youth, socially significant, attitudes.

Социально значимой ценностью является обретение молодым человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга в учреждениях культуры. Однако само по себе свободное время есть лишь условие развития личности.

Для того чтобы созданные условия осуществили процесс воспитания социально значимых психологических установок, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.

Тем самым человечество зависит от социального прогресса, который немыслим без права на автономию и выбор, каким обладает моральный человек, понимающий, на что направлена его активность и трудоспособность, инициативность и пристрастность[2, с. 112]. Без социально значимой психологической установки, стабильности, самодостаточности, субъективного ощущения своего благополучия в мире других людей он не может влиять на прогресс общества.

Много сказано философами и экономистами, политиками и психологами, оперирующими понятиями экономического и социального благополучия, счастья и душевного комфорта. По-видимому, не случайно выдающиеся психологи нашего времени Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и другие пытались затронуть эти аспекты.

Однако, несмотря на очевидную значимость исследований субъективного ощущения человеком своего благополучия и психического здоровья, эти вопросы в педагогической психологии представлены слабо.

Поэтому в современных условиях взгляды на психологию воспитания социально значи-

мых психологических установок являются особенно актуальными. Так, по мнению отечественного психолога А. Г. Асмолова «психологическим объектом воспитания являются рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора» [1, с. 153].

Традиционно в качестве ведущего средства воспитательного воздействия через социально значимую психологическую установку педагогами всех уровней используется «слово». В этом случае процесс воспитания социально значимых установок во многом становится похож на обучение, только в качестве содержания такого воздействия используются уже не научные знания, а нормы морали или личный житейский опыт педагога.

Влияя на некоторые внешние черты переживания и поведения молодёжи, они вряд ли способны вызвать действительно значимые изменения в их сознании. В связи с этим имеет смысл подытожить результаты психологического анализа недостающей моти-вационной сферы при воспитании социально значимых психологических установок в развитии личности молодого человека. В частности, по результатам исследования нами отмечается:

• опосредованность изменения мотива-ционно-смысловых отношений изменением лежащей в её основе социально-культурной деятельности;

• недостаточность осознания социально значимого личностного смысла для его изменения;

• невозможность непосредственного воплощения социально значимого личностного смысла в значениях.

Нами выявлено, что в качестве основного объекта воспитательного воздействия необходимо рассматривать не самого молодого человека, как единичного субъекта, а всю систему социально значимых психологических установок, в которую он включён в процессе осуществляемых им социально-культурных деятельностей. При этом основная сложность деятельности воспитателя заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на социально значимые психологические установки.

Культурная среда как раз выступает как способ и мера овладения социально значимой психологической установкой молодого человека для его всестороннего развития. При этом выход в создании культурных ценностей за рамки внешней необходимости для молодого человека выступает творческим существом, дающим новые формы движения и природой действительности, и социальной природой.

И в этом качестве культурная среда выступает так лее, как степень реализации человеческой свободы. Культурные средовые достижения значимы постольку, поскольку во главу угла ставится молодой человек, его материальные и духовные потребности. И в этом смысле культурная среда выглядит как непрерывный поиск этой универсальной меры развития молодого человека, которая односторонне скована природной и социальной необходимостью.

Культурная среда выступает как развитие человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления, всечеловеческий смысл. Так, каждая культура по-своему формирует молодого человека, придавая ему общие качества или индивидуальные черты, допустимые в рамках определённой культурной среды. Степень индивидуализации неодинакова в разных культурах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности [4, с. 33].

Следовательно, в процессе освоения культуры социума происходит определённая социальная ориентация индивида на конкретные условия бытия в имеющейся социаль-

но-культурной среде, формирование определённых социальных стереотипов, через призму которых человек воспринимает окружающий мир.

Культура обеспечивает человеку возможность жить, действовать и развиваться в обществе себе подобных. Человек, овладевший культурой общества, в котором он живёт, «вооружён» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определёнными социальными установками и особенностями непосредственного отражения социальной действительности.

Проведённый анализ показывает, что в процессе воспитания социально значимых психологических установок молодёжи взаимодействует несколько социально-культурных сред:

1) общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания, которое создаёт историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой молодой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;

2) государство, которое определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом и молодого человека в частности;

3) семья, которая формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения; средства, которые в массовой информации создают информационный фон воспитания;

4) учебные заведения, которые выполняют образовательную функцию;

5) общественные организации и учреждения культуры, которые создают условия для социального и гражданского становления.

Поэтому в настоящее время воспитывающее воздействие на социально-культурные практики досуга учреждений культуры молодёжи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям сближения основного вида деятельности молодёжи — её познаватель-

но-образовательного движения — с социально-культурной досуговой практикой, а с другой — был направлен на формирование социально значимых психологических установок у молодёжи.

Несомненно, это должна быть специально организованная культурно-образовательная среда, созданная по определённой модели, опирающейся на специально выделенные принципы, и реализующая несколько теоретически обоснованных направлений педагогической деятельности [3, с. 302].

Такая культурная среда была определена как «образовательная среда поликультурного учреждения культуры и образования» — личностно ориентированная культурно-образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования.

Основным условием построения учебно-воспитательного процесса выступает опора на идеи контекстного социально-культурного рассмотрения предметного содержания (А. Д. Жарков), диалогизации (В. С. Библер), семиотической неоднородности (Ю. М. Лот-ман), регионализации (Б. П. Юсов), перевода содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов, целостности источников содержания образования (А. В. Хуторской).

Тогда основными задачами совершенствования культурной среды молодёжи в учреждениях культуры по воспитанию социально значимых психологических установок молодёжи будут являться:

• удовлетворение потребностей молодёжи в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности;

• развитие спортивных секций, физкуль-турно-спортивных групп;

• создание благоприятных условий для организации культурного досуга, отдыха и оздоровления молодёжи;

• предоставление услуг социально-куль-

турного, просветительского, спортивного, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для молодёжи;

• развитие современных форм организации культурного и спортивного досуга с учётом потребностей различных социально-возрастных групп молодёжи.

Основные направления деятельности:

• создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным, культурно-бытовым и иным интересам, других клубных формирований;

• организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

• проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов;

• демонстрация кинофильмов и видеопрограмм;

• организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе;

• проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;

• организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, молодёжных балов, карнавалов, детских утренников и других культурно-развлекательных программ;

• организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, игротек и т.п.;

• организация деятельности спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп

здоровья;

• проведение спортивных выступлений, физкультурно-массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно-оздоровительных программ;

• организация и проведение мероприятий в рамках реализации целевых ведомственных, окружных и муниципальных программ;

• изучение, обобщение и распространение опыта культурно-массовой, культурно-просветительной, культурно-зрелищной работы учреждения;

• осуществление справочной и информационной деятельности;

• осуществление гастрольной деятельности профессиональных и самодеятельных творческих коллективов учреждения;

• реализация входных билетов на спектакли, концерты, конкурсы, творческие вечера и представления, фестивали и иные культурно-массовые мероприятия, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчётности;

• деятельность по выездному культурному обслуживанию граждан с ограниченными возможностями, пожилых граждан муниципального образования и отдалённых населённых пунктов и др.;

• деятельность по изготовлению сценических костюмов, реквизита, бутафории, декораций для спектаклей, театрализованных представлений и других массовых мероприятий;

• деятельность по художественному оформлению культурно-досуговых мероприятий;

• деятельность по разработке и изданию методических, информационных, творческих и рекламных материалов по предмету деятельности учреждения;

• услуги по предоставлению оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов, отдельных исполнителей для музыкального оформления праздников и торжеств;

• деятельность по созданию монофонической и стереофонической записи речи, пения, инструментального исполнения на магнитную ленту, компакт-диск;

• деятельность по организации выставок, ярмарок;

• деятельность по реализации программ, каталогов и буклетов на спектакли и концерты;

• услуги по прокату звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, реквизита, бутафории, пасти-жерских принадлежностей, культинвентаря;

• услуги по организации и проведению различного рода мероприятий (культурно-досуговых, зрелищных и пр.) по заявкам физических и юридических лиц.

По сути, каждый уровень проведения плана мероприятий — это один из этапов на пути к совершенствованию культурной среды молодёжи в учреждениях культуры и важнейший фактор воспитания социально значимых психологических установок для развития и реализации социально-творческого потенциала молодого человека в учреждениях культуры.

Примечания

1. Асмолов А. г, ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. Москва, 1977.

2. Мконникова с. н. Молодёжь: социальный и социально-психологический анализ. Ленинград, 1974.

3. Морозова Е. Я., тихонова Э. д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Санкт-Петербург, 2002.

4. Шишкин с. в., рождественская М. а. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики. 1996. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.