Научная статья на тему 'Модель профилактики молодёжного экстремизма технологиями социально-культурной деятельности'

Модель профилактики молодёжного экстремизма технологиями социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИ / YOUNG PEOPLE'S EXTREMISM / TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / A PERSON'S SOCIAL-LY RESPONSIBLE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сингач А.Н.

В статье представлена авторская модель профилактики молодёжного экстре-мизма средствами социально-культурной деятельности, основанная на личностно-ориентированном, деятельностном, системном подходах. Решение поставленных в модели задач предполагает оптимальное сочетание специально подобранных методов и форм работы, реализа-цию общепедагогических принципов и принципов социально-культурной деятельности, примене-ние методов педагогического и психологического воздействия, использование формирующего по-тенциала межличностного общения. Наиболее значимыми технологиями являются технологии организации волонтёрской деятельности, информационно-просветительские, культуротвор-ческие, игровые, рекреационные технологии. Результатом реализации модели является сформиро-ванность социально конструктивного поведения, под которым понимается поведение личности в ситуации социального общения, основанное на свободе волеизъявления и возможности выбора, направленное на разрешение возникших противоречий и предполагающее минимизацию негатив-ных последствий разногласий, т. е. позитивное, социально полезное поведение. Предложены кри-терии сформированности социально конструктивного поведения молодёжи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION WITH TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

The article presents the author's model of youth extremism prevention with means of so-cial and cultural activities, it bases on a personality oriented, activity oriented, systemic approaches. The solution of the problems sat in the model assumes an optimal combination of selected methods and forms of work, the application of universal pedagogical principles and principles of social and cultural activity, the application of methods of pedagogical and psychological influence, the using of the forming potential of interpersonal communication. The most significant technologies are: volunteer organization, informa-tional and educational, cultural, gaming, recreational. The result of practical application of the model is the formation of a person’s socially constructive behaviour, which is a person’s behaviour in a social communication situation based on freedom of will expression and independence in making choice, aimed at resolving the contradictions arise and at minimizing the negative consequences of disagreements (it means positive, socially useful behaviour). The criteria for the formation of young people’s socially con-structive behaviour are proposed.

Текст научной работы на тему «Модель профилактики молодёжного экстремизма технологиями социально-культурной деятельности»

музыкантов, он указывает на ряд особенностей их личности, которые выходят за пределы собственно музыкальности. Так, говоря о Римском-Корсакове, он выделяет присущую ему силу, богатство и инициативность выражения, неудержимую потребность сочинять, изобретать, строить, комбинировать, силу зрительного воображения, развитое чувство природы. Значительным музыкантом, как подчеркивает Б. М. Теплов, может быть только человек с большим духовным-интеллектуальным и эмоциональным содержанием.

Список литературы

1. Серёгин, Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности : [моногр.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 180 с.

2. Ражников, В. Г. Диалоги о музыке. - Москва : Музыка, 1989. - 139 с.

3. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - Москва : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2008. - 532 с.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие. - Москва : Академия, 2002. - 320 с.

5. Стравинский, И. Ф. Хроника моей жизни / пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной. - Ленинград : Музгиз, 1963. - 276 с.

6. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. - 5-е изд. - Москва : Музыка, 1988. - 240 с.

7. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство. - Москва : Музыка, 1969. - 599 с.

8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. - Москва : Наука, 2003. - 368 с. - (Памятники психологической мысли).

УДК 316.485.26:379.8.091.2

А. Н. Сингач

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА ТЕХНОЛОГИЯМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлена авторская модель профилактики молодёжного экстремизма средствами социально-культурной деятельности, основанная на личностно-

ориентированном, деятельностном, системном подходах. Решение поставленных в модели задач предполагает оптимальное сочетание специально подобранных методов и форм работы, реализацию общепедагогических принципов и принципов социально-культурной деятельности, применение методов педагогического и психологического воздействия, использование формирующего потенциала межличностного общения. Наиболее значимыми технологиями являются технологии организации волонтёрской деятельности, информационно-просветительские, культуротворческие, игровые, рекреационные технологии. Результатом реализации модели является сформиро-ванность социально конструктивного поведения, под которым понимается поведение личности в ситуации социального общения, основанное на свободе волеизъявления и возможности выбора, направленное на разрешение возникших противоречий и предполагающее минимизацию негативных последствий разногласий, т. е. позитивное, социально полезное поведение. Предложены критерии сформированности социально конструктивного поведения молодёжи.

Ключевые слова: молодёжный экстремизм, технологии социально-культурной деятельности, социально ответственное поведение.

Artyom N. Singach Altai State institute of Culture, Barnaul, Russia

MODEL OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION WITH TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Abstract. The article presents the author's model of youth extremism prevention with means of social and cultural activities, it bases on a personality oriented, activity oriented, systemic approaches. The solution of the problems sat in the model assumes an optimal combination of selected methods and forms

of work, the application of universal pedagogical principles and principles of social and cultural activity, the application of methods of pedagogical and psychological influence, the using of the forming potential of interpersonal communication. The most significant technologies are: volunteer organization, informational and educational, cultural, gaming, recreational. The result of practical application of the model is the formation of a person’s socially constructive behaviour, which is a person’s behaviour in a social communication situation based on freedom of will expression and independence in making choice, aimed at resolving the contradictions arise and at minimizing the negative consequences of disagreements (it means positive, socially useful behaviour). The criteria for the formation of young people’s socially constructive behaviour are proposed.

Keywords: young people’s extremism, technologies of social and cultural activity, a person’s socially responsible behavior.

Экстремизм, в первую очередь молодёжный, представляет собой серьёзнейшую угрозу общественной безопасности, которая проявляется как на мировом, так и на национальном и региональном уровнях. Наиболее перспективным направлением профилактики экстремизма, на наш взгляд, является включение молодёжи в активную социально-культурную деятельность: развитие творческих инициатив, активизация личностного самоопределения молодёжи, оснащение объективными знаниями и формирование оценочного восприятия различных проявлений экстремизма, воспитание толерантного отношения к представителям иных социальных, религиозных, политических, национальных групп. Таким образом, возникает необходимость в специально-организованной работе, основанной на интеграции учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных структур, административного ресурса.

Поскольку объектом социально-культурной деятельности является индивид или социальная общность, а предметом - процесс формирования культурной среды [1], то основной целью моделирования в социально-культурной сфере является поиск решения социокультурных проблем. С этой точки зрения интерес представляет позиция Ф. П. Маркова и Г. М. Бирженюка, понимающих под социокультурным проектированием специфическую технологию, представляющую собой «конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [2, с. 9].

Исследуя пути профилактики молодёжного экстремизма средствами социально-культурной деятельности, нами была разработана модель, отражающая возможные средства решения указанной проблемы. Методологической базой проектирования модели послужили личностно-

ориентированный, деятельностный, системный подходы, позволившие реализовать систему связей и отношений в профилактике экстремистских проявлений молодёжи средствами технологий социально-культурной деятельности. Процесс моделирования основывался на положениях, предложенных А. Н. Дахиным [3], и представлял собой ряд этапов, носивших определённую направленность, обусловленную наличием ряда аспектов, подлежащих рассмотрению в ходе исследования.

Представленная в исследовании модель основана на основных принципах педагогики досуга, адекватна социальной природе культурно-досуговой деятельности молодёжи и соответствует социально-психологическим особенностям данной возрастной группы. Цель разработки модели: выявление путей профилактики экстремизма молодёжи проектными технологиями социальнокультурной деятельности. При установлении цели моделирования мы исходили из идеи о том, что мировоззрение личности является результатом развития, воспитания и обучения, а процесс её социально-нравственного развития определяется главным образом системой воздействий, обусловленных социально-культурной средой. Данная модель послужила основой для разработки социально-культурной программы профилактики экстремизма средствами проектных технологий социально-культурной деятельности.

Структурно-организационное содержание модели представлено тремя основными блоками: целевым, содержательно-функциональным, оценочно-результативным.

В целевом блоке модели конкретизированы цель и задачи профилактики экстремизма в молодёжной среде. Реализация указанной цели предполагает решение комплекса задач, соответствующих принципам педагогики досуга и способствующих формированию интегративных качеств личности, определяющих её устойчивость к проявлениям экстремизма.

Решение поставленных в модели задач предполагает построение работы по профилактике проявлений экстремизма в молодёжной среде, основанное на оптимальном сочетании специально подобранных методов и форм работы, реализации общепедагогических принципов и принципов социально-культурной деятельности, применения методов педагогического и психологического воздействия, использования формирующего потенциала межличностного общения.

Содержательно-функциональный блок модели включает следующие структурные компонен -ты: принципы, функции, средства, технологии. Учитывая, что профилактика молодёжного экстремизма предполагает сложную систему педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуговой деятельности, структура разработанной модели основана на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса - содержания, методов, форм его организации и т. д., что позволяет достигнуть необходимой эффективности в достижении цели, определить общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств. Реализация модели предполагает построение социально-педагогического процесса профилактики молодёжного экстремизма, основанного на основополагающих принципах общей педагогики так и педагогики досуга.

При разработке модели, опираясь на исследования учёных в области социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, Г. А. Евтеева, Ю. Д. Красильников и др.), социальной педагогики (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик), возрастной психологии (Р. А. Абдурахманов, И. В. Дубровина, М. В. Гамезо, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, Е. Ф. Рыбалко), педагогики девиантного поведения (Е. Е. Вахромов, Т. Г. Визель, А. Гюггенбюль) нами были определены функции досуга, под которыми, согласно определёния В. М. Рябкова, понимаются свойства системы социальнокультурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях всестороннего и гармонического развития [4]. Приоритетными функциями модели профилактики молодёжного экстремизма являются следующие:

- социализации и инкультурации (формирование общегуманистических нравственных качеств, социально значимых личностных образований, потребностей и норм поведения в обществе, навыков межличностной коммуникации, социального взаимодействия, умения соотносить свои интересы с интересами других, установок толерантного поведения по отношению к представителям иной культуры, социально-демографической группы, освоение культурных ценностей);

- самореализации (формирование социально значимых личностных новообразований, повышение роли молодёжного самоуправления, стимулирование активного участия в творческой, спортивно-оздоровительной, социально-культурной деятельности, ориентацию на развитие творческих способностей);

- рекреации (снятие эмоционального напряжения, восстановление энергетических затрат, регенерация физических сил посредством включения в социально-одобряемые формы проведения досуга, учитывающие потребности молодёжи в отдыхе, творческом развитии, активной двигательной деятельности);

- культурно-просветительная (активизация познавательной деятельности, знакомство с традициями, наиболее репрезентативными образцами истории и культуры как своего, так и других народов, расширение культурологического кругозора и др.).

Среди средств, предусмотренных разработанной моделью, основная роль отводится социально-культурной программе профилактики молодёжного экстремизма, представляющей собой научно обоснованную и методически выверенную совокупность эффективных методов, принципов и приёмов воспитания, просвещения, социализации и рекреации, позволяющую осуществлять профилактику экстремизма в молодёжной среде.

Основу профилактики молодёжного экстремизма в разработанной модели составляют проектные технологии социально-культурной деятельности. Наиболее значимыми проектными технологиями, обозначенными в модели, являются:

- технологии организации волонтёрской деятельности (акции, конкурсы, клуб добровольцев, общественные и общественно-политические движения);

- информационно-просветительские (лекции-концерты, беседы);

- культуротворческие (творческая, концертно-исполнительская деятельность, фестивали национальных культур);

- игровые технологии (обучающие игры, игры-тренинги, викторины и т. д.);

- рекреационные (спортивно-массовые мероприятия, активный отдых).

Применение широкого спектра проектных технологий в профилактике молодёжного экстремизма детерминировано необходимостью комплексного разностороннего воздействия как на отдельные субъекты социально-педагогического процесса, так и на социальные группы, общности. Содержание ориентировано на реализацию поставленных диагностируемых задач, базируется на современных научных подходах к организации воспитательного процесса, соответствующих закономерностям психического и физического развития молодёжи как социально-демографической группы, на подборе технологий социально-культурной деятельности, адекватных поставленным задачам.

В содержание блока включены проектные технологии социально-культурной деятельности, применение которых направлено на формирование личностных качеств, отвечающих за социально конструктивное поведение. Необходимым требованием для успешности применения технологий является оптимальное сочетание познавательной, развивающей, рекреационной деятельности, анализ досуговых потребностей молодёжи.

Социально-культурная программа представляет собой систему специально организованных, ориентированных на решение проблемы профилактики молодёжного экстремизма социальнокультурных хронологически структурированных форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимосвязь которых обусловлена наличием единой цели. Программа детализирует направления и виды деятельности по формированию в условиях досуга социальноконструктивного поведения молодёжи, определяет совокупность условий, промежуточные цели и прогнозируемые результаты, обозначает материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

По мнению Ю. А. Стрельцова, целенаправленно организованные досуговые мероприятия, обретают определённую культурную ценность, превращаясь в культуротворческий фактор [5]. Исходя из утверждения М. А. Ариарского о том, что досуг позволяет создать условия для развития личности, самоутверждения, самореализации, проявления личностных качеств [6], мы имеем возможность направить педагогический процесс в условиях досуга на формирование социально значимых качеств личности, в том числе несовместимых с экстремистскими проявлениями. В таком случае педагогически ориентированный досуг, наполненный общением, основанный на повышении уровня межличностного общения, будет способствовать формированию межкультурного диалога, взаимопонимания между всеми участниками досуговой деятельности.

Реализация программы направлена на освоение социальным субъектом - молодёжью - норм морали, культурных, духовно-нравственных ценностей, формирование социально значимых качеств, позитивного настроя на осуществление межкультурной коммуникации, побуждение к социально полезной досуговой деятельности, включение в содержательные социально-одобряемые виды досуга.

Предложенные в исследовании организационные формы профилактики молодёжного экстремизма предполагают включение молодых людей в социально-одобряемые виды досуговых занятий путём синтеза различных средств социально-культурной деятельности. Модель предполагает комплекс форм социально-культурной деятельности, вариативный по количеству участников, направленности, жанровой основе досуговой деятельности, способу организации социальнокультурных проектов.

Основными из них являются:

- массовые (акции, спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, массовые праздники, фестивали, походы, экскурсии, конференции);

- групповые (дискуссии, круглые столы, деловые игры, викторины, творческие проекты, исследовательские проекты и пр.);

- индивидуальные (беседы, консультации, моделирование личностно-значимых социокультурных ситуаций и др.).

В оценочно-результативном блоке модели, предполагающем диагностику сформированное™ изучаемых качеств личности, предложен комплекс методов диагностики, который позволяет оценить эффективность профилактики молодёжного экстремизма проектными технологиями соци-

ально-культурной деятельности обеспечивается развития, адекватность использования разработанных форм, методов и средств. Система критериев и показателей, включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный, деятельностно-личностный компоненты, направлена на определение уровня сформированное™ социально конструктивного поведения молодёжи.

Под социально конструктивным поведением в нашем исследовании понимается поведение личности в ситуации социального общения, основанное на свободе волеизъявления и возможности выбора, направленное на разрешение возникших противоречий и предполагающее минимизацию негативных последствий разногласий, т. е. позитивное, социально полезное поведение. Личность, обладающая социально-конструктивным поведением, осознаёт всю полноту требований, предъявляемых к нему социумом, готова нести социальную ответственность за своё поведение, осознаёт объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм, соблюдения правил основных правил, требований, принципов, устоев совместного общежития.

В модели определены критерии сформированности социально конструктивного поведения молодёжи, обозначенные в оценочно-результативном блоке модели, позволяющие определить эффективность воспитательного потенциала проектных технологий социально-культурной деятельности по профилактике молодёжного экстремизма по предложенным показателям.

Показатели:

- ориентация на межкультурное взаимодействие и культурный досуг, творческую самореализацию;

- сформированность когнитивно-ценностных установок; оснащённость этнокультурными, религиоведческими, историческими знаниями;

- сформированность адекватной самооценки, интереса и уважительного отношения к культуре своего народа и инокультурным явлениям, толерантное отношение к представителям других культур, вероисповеданий, национальностей;

- сформированность коммуникативных навыков, эмпатии; включенность в творческую, спортивно-оздоровительную, волонтёрскую деятельность и другие социально одобряемые виды досуга.

Базовыми показателями эффективности профилактики молодёжного экстремизма являются высокий, средний и низкий уровни сформированности социально конструктивного поведения.

Результатом профилактики молодёжного экстремизма проектными технология социальнокультурной деятельности будет переход на более высокий уровень развития социально конструктивного поведения на основе реализации социально-культурной программы и квалиметрическая оценка уровня его сформированности.

Таким образом, исходя из убеждения о поливариантности причин, детерминирующих различные проявления экстремизма в молодёжной среде, в модели были интегрированы в единое целое разнообразные формы и методы профилактической работы, наиболее эффективные способы педагогического воздействия на молодёжь в условиях досуговой деятельности, обеспечивающие активное взаимодействие всех субъектов социально-культурной деятельности. Разработанная в исследовании модель представляется нам максимально соответствующей целям и профилактики молодёжного экстремизма в процессе осуществления социально-культурной деятельности.

Список литературы

1. Ариарский, М. А. О специальности «социально-культурная деятельность» и её специализация // Вестник Московского государственного университета культуры. - 2005. - № 5. - С. 14-16.

2. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования : учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бир-женюк. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гуманит. ун-та профсоюзов, 1997. - 262 с.

3. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование : [моногр.] - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ин-та повышения квалиф. и переподгот. работников образования, 2005. - 230 с.

4. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ - начало XXI вв.) : моногр. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры ; Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. - 480 с.

5. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2003. - 296 с.

6. Ариарский, М. А. Прикладная культурология. - Санкт-Петербург : ЭГО, 2001. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.