Научная статья на тему 'Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации'

Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДИНАМИКА ВОЗРАСТАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОЛОДЁЖЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ / СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ / PARADIGMATIC APPROACH / THE DYNAMICS OF GROWTH OF THE INFLUENCE OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES FOR YOUNG PEOPLE / ACTIVITIES IN CULTURAL INSTITUTIONS / PRESENT SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Алёна Анатольевна

В статье рассматривается возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной социально-культурной ситуации. Автор акцентирует внимание на том, что возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной ситуации наиболее эффективно осуществляется за счёт активизации деятельности учреждений культуры. Именно здесь происходит приобщение молодёжи к социально-культурной деятельности, через освоение и создание духовных ценностей. Основное преимущество учреждений культуры перед другими институтами воспитания состоит в их системности, комплексности решаемых задач по развитию личности в условиях досуга. Автором выявлены сходства и различия в удовлетворении духовных потребностей молодёжи в учреждениях культуры и просмотре телевизионных программ. Участие в деятельности учреждений культуры оказывает огромное влияние на образ жизни молодёжи, позволяет по-новому распределять время и предпочтения в выборе способов проведения досуга, так как молодёжь, в силу занятости, имеет меньше возможностей в удовлетворении своих духовных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADIGMATIC APPROACH TO SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF YOUTH IN THE CONTEMPORARY SITUATION

The article examines the growing influence of social and cultural activities for young people in today's social and cultural situation. The author focuses on the fact that the increase in the influence of social and cultural youth in the current situation most effectively carried out due to the revitalization of cultural institutions. It is here that involve young people in cultural and social activities, through the development and creation of spiritual values. The main advantage over other institutions of culture education institutions lies in their systematic, comprehensive solutions for the development of the individual in terms of leisure. The author reveals the similarities and differences in meeting the spiritual needs of young people in the institutions of culture and TV viewing. Participation in the activities of cultural institutions has a huge impact on the lifestyle of young people. A new allocation of time and preferences in the way of leisure activities, as young people by virtue of their employment has fewer opportunities to meet their spiritual needs.

Текст научной работы на тему «Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации»

kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts]. 2007, No. 3, pp. 42—49.

2. Zhumaeva L. A., Vlasenko N. M. Tolerantnost' i mezhkul'turnye kommunikatsii [Tolerance and intercultural communication]. aktual'nye problemy vospitaniya molodezhi na sovremennom etape [actual problems of education of youth at the present stage]. Moscow, 2007. Pp. 89—90.

3. Abdulatipov R. G., etc Kul'turnaya dinamika Rossii v XXI veke: resursy, preemstvennost', perspektivy [cultural dynamics of Russia in the 21st century: resources, continuity, perspective]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011. 319 p.

4. Sadovskaya V. S. Formirovanie navykov beskonfliktnogo obshcheniya v protsesse obucheniya osnovam kommunikativnoi kul'tury [The skills of conflict-free communication in the process of learning the basics of communicative culture]. Mir kul'tury — kul'tura mira [The world of culture — culture of the world]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2005. Pp. 181—186.

5. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya [intercultural communication]. Moscow, Infra-M Publ., 2010. 287 p.

6. Samokhina T. S. Effektivnoe delovoe obshchenie v kontekstakh raznykh kul'tur i obstoiatel'stv [Effective business communication in the contexts of different cultures and circumstances]. Moscow, Publishing house of R. Valent, 2005. 215 p.

сЖараджмальный подход к социААьно-культурной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ УДК 379.8:379.8.092.2 А. А. Жаркова

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной социально-культурной ситуации. Автор акцентирует внимание на том, что возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной ситуации наиболее эффективно осуществляется за счёт активизации деятельности учреждений культуры. Именно здесь происходит приобщение молодёжи к социально-культурной деятельности, через освоение и создание духовных ценностей. Основное преимущество учреждений культуры перед другими институтами воспитания состоит в их системности, комплексности решаемых задач по развитию личности в условиях досуга. Автором выявлены сходства и различия в удовлетворении духовных потребностей молодёжи в учреждениях культуры и просмотре телевизионных программ. Участие в деятельности учреждений культуры оказывает огромное влияние на образ жизни молодёжи, позволяет по-новому распределять время и предпочтения в выборе способов проведения досуга, так как молодёжь, в силу занятости, имеет меньше возможностей в удовлетворении своих духовных потребностей.

ключевые слова: парадигмальный подход, динамика возрастания влияния социально-культурной деятельности на молодёжь, деятельность в учреждениях культуры, современная ситуация.

A. A. Zharkova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE PARADIGMATIC APPROACH TO SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF YOUTH IN THE CONTEMPORARY SITUATION

The article examines the growing influence of social and cultural activities for young people in today's social and cultural situation. The author focuses on the fact that the increase in the influence of social and cultural youth in the current situation most effectively carried out due to the revitalization of cultural institutions. It is here that involve young people in cultural and social activities, through the development and creation of spiritual values. The main advantage over other institutions of culture

ЖАРКОВА АЛЁНА АНАТОЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры

ZHARKOVA ALENA ANATOL'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail:[email protected] © Жаркова А. А.,2014

education institutions lies in their systematic, comprehensive solutions for the development of the individual in terms of leisure. The author reveals the similarities and differences in meeting the spiritual needs of young people in the institutions of culture and TV viewing. Participation in the activities of cultural institutions has a huge impact on the lifestyle of young people. A new allocation of time and preferences in the way of leisure activities, as young people by virtue of their employment has fewer opportunities to meet their spiritual needs.

Keywords: paradigmatic approach, the dynamics of growth of the influence of social and cultural activities for young people, activities in cultural institutions, the present situation.

Возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь в современной ситуации наиболее эффективно проявляется в последние годы в связи с подготовкой и проведением празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Прав профессор А. Д. Жарков, который считает, что «невозможно исследовать социально-культурный процесс во всей его полноте, но всегда существует возможность углубленного понимая этого процесса. Авторское видение социально-культурного процесса производно от идей о человеке, личности. Поэтому каждая научная программа исследования социально-культурной деятельности может стать реальным шагом в разработке её методологии, теории, методики и организации.

Следовательно, от учёных и специалистов, занятых в системе социально-культурной деятельности, требуется понимание закономерностей социально-культурного процесса, что совершенно необходимо для рассмотрения её как специализированной практики» [1, с. 95].

Возрастание влияния социально-культурной деятельности в современный исторический период обусловлено тем, что удовлетворение духовных потребностей и интересов молодёжи основано на принципах рыночных отношений. сложность процесса развития молодёжи посредством влияния социально-культурной деятельности заключается в огромном значении образа жизни. отдельные культурные события эффективны как регуляторы поведения молодёжи только в условиях досуга. А социально-культурная деятельность в учреждениях культуры осуществляется как целостное, целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на молодёжь.

Молодёжь — самый активный субъект социально-культурной деятельности, всегда оказывается в определённом отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к своим духовным потребностям, психологическим установкам, интересам, мотивам поведения, представляя неразрывную соотнесённость с обществом.

Как отмечает Д. И. Фельдштейн, «сегодня общество не предстаёт перед нами гомогенно. оно сложно структурировано и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [4, с. 5].

с точки зрения парадигмального подхода влияние социально-культурной деятельности есть объективный процесс развития этого феномена культуры, обеспечивающий сохранение и устойчивое функционирование, воспроизводство связей в целостном процессе. В современных условиях социально-культурная деятельность — это ценностно-дея-тельностное образование, которое позволяет объединить в единое целое разработанные отечественной педагогической наукой методологические подходы: системный, функциональный, деятельностный, личностно-дея-тельностный, личностно-ориентированный, функционально-структурный, аксиологический и т.д. Заметим, что каждый из вышеука-

занных методологических подходов функционирует в рамках определённой парадигмы. На наш взгляд, ведущей парадигмой в социально-культурной деятельности сегодня является интегрированно-структурная. Поэтому целесообразно выделить в каждом методологическом подходе ведущие структурные компоненты. В данном парадигмальном подходе автор статьи как ведущие структурные компоненты выделяет смысложизненные и смыс-лотворческие компоненты, ориентирующие молодёжь на достижение конкретных целей, определяющие смысл жизни молодого человека. они реализуются в актах гармонизации, упорядочения, что составляет высший слой в иерархии духовных ценностей. следовательно, к социально-культурной деятельности парадигмальный подход осуществляется с использованием достижений отечественной и зарубежной науки, новых идей и научных концепций, позволяющих осуществить содействие ценностно-ориентированному росту молодёжи нового времени.

Поэтому возрастание влияния социально-культурной деятельности на молодёжь обеспечивается за счёт интеграции психолого-педагогической и творчески рефлективной деятельности импровизационных форм, средств, методов деятельности и технологий.

наша парадигма социально-культурной деятельности опирается на мотивационно-потребностную сферу личности молодого человека и рассматривает перцептивно-коммуникативный процесс как центральное звено.

с технологической точки зрения реализация парадигмального подхода к социально-культурной деятельности проходит в различных вариантах. здесь всё зависит от направленности социально-культурной деятельности, её целей, средств их достижения, что позволяет усилить динамику научного поиска этого процесса.

Актуальным направлением возрастания влияния социально-культурной деятельности является конкретный социум (интересы общества и государства) или личность (ориентированное развитие). Взаимоотношения обоих

субъектов должны быть гуманистическими, демократичными, а содержание — оптимистическим, развивающим творческий потенциал, рассчитанным на передачу опыта, личностного начала, способного обеспечить решение современных проблем молодёжи. Поэтому для нас интересен особый ракурс понимания процесса влияния социально-культурной деятельности на социум, зафиксированный в исследованиях С. Л. Рубинштейна. Он рассматривал это как «совокупность вещей и явлений, соотнесённых людьми, как организованная иерархия способов существования, как совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относиться к человеку, что может быть для него значимо, на что он направлен» [3, с. 68].

Для объяснения особенностей понимания молодёжью мировых проблем мира А. н. леонтьев ввёл в научный оборот понятие «образ мира», который определялся им как целостный образ объективного мира. Интерпретация этого положения в учреждениях культуры позволяет молодёжи ориентироваться в глобальном мире, оптимизировать свою жизнедеятельность. Сложный конгломерат противоречий реального мира, в котором живёт и действует молодой человек, одновременно являющийся частью этого мира, составляет реальный базис для развития творческой природы.

новым понятием в науке стало понятие «целевая установка на успех», которая представляет собой систему образов, сложившихся связей, порождаемых жизненными позициями молодёжи. Именно психологическая установка на их ценностные ориентации, принципы деятельности и определяет сущность молодого человека. Организованная и внутренне связанная молодёжь способна к целенаправленным и последовательным действиям в учреждениях культуры, что позволяет фиксировать как своё развитие, так и своих друзей. здесь для понимания смысла названия статьи необходимо выделить три основных аспекта в познании природы социально-культурной деятельности как реальности.

Социально-культурная деятельность существует не только в виде практической деятельности, но и как ценностно-познавательное единство, ибо она не только отражает мир в сознании, но и выступает элементом продуктивного мышления.

И, наконец, социально-культурная деятельность — это синтез знания, задающий его композиционное строение, которое обусловливает соотношение главных и второстепенных элементов.

Профессор А. Д. Жарков считает, что «генеральной целью социально-культурной деятельности является: повышение общей культуры людей, частными целями — воспитание культуры: профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, тем крепче его личные убеждения, а стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки» [1].

парадигмальный подход предполагает постоянную динамику процесса вырастания влияния социально-культурной деятельности на молодёжь за счёт взаимодействия с социально-культурной средой. Именно здесь раскрывается перед молодёжью система актуальных морально-нравственных принципов и категорий, входящих в её сознание через категории «добро и зло». Под воздействием социально-культурных структур развитие молодёжи происходит на основе перцептивно-коммуникативного процесса, в ходе которого и осуществляется освоение духовных ценностей посредством активного участия в постоянно действующих коллективах — художест-

венной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений, где и происходит интенсивная социализация личности.

Поэтому парадигмальный подход обеспечивает постепенное влияние социально-культурной деятельности в познавательной деятельности. Анализ данных из многих регионов страны об участии молодёжи — от 20 до 30 лет — в социально-культурной деятельности показал, что среди них мужчин на 29,6% больше, чем женщин. Активность женщин сдерживают семейные заботы, поэтому она невелика — 18,2%.

Любопытен факт, что повышение социально-культурной активности молодёжи во многом связано с потерей интереса к телевидению — на 15%. Поэтому возрастание социально-культурной активности молодёжи объясняется её встречным движением к деятельности учреждений культуры.

В ходе исследования выяснилось, что 81,2% участвующих в специально организованных социально-культурных программах подняли уровень познания и отношения в единстве на 26%, а уровень активности поднимался по возрастающей, переходя в потребности, мотивацию, интерес, психологическую установку, — на 29%.

Активные участники создания социально-культурных программ специализировались на сравнительном анализе с аналогичным типом телевизионных программ. Поэтому сравнительный анализ влияния телевидения и социально-культурной деятельности на молодёжь показал, что специалисты учреждений культуры на 36% подняли уровень своей квалификации. Отсюда участие молодых людей в создании социально-культурных программ увеличилось на 38%. Эти молодые люди быстро нашли друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются художественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в волонтёрском движении, способны самостоятельное решать свои вопросы в сложной ситуации.

Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности позволил молодым людям, участникам эксперимента, делать всё не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Это группа молодых людей представляла собой основной состав всех творческих групп при подготовке и проведении социально-культурных программ, как в форме праздников, обрядов, ритуалов, церемониалов, так и концертно-зрелищных программ.

Самую высшую оценку получили те участники социально-культурных программ, которые обладают более высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских способностей. Таких из 200 человек только 47 человек. Они испытывают большую потребность в коммуникативности и организаторской реализации, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе. Эти молодые люди более инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации вносить дух творчества, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято коллегами. Могут внести оживление в ходе самого трудного дела, любят организовывать разные игры, соревнования. настойчивы и в художественной деятельности, которая их привлекает.

Проведённое нами исследование показало, что процесс развития организаторских и коммуникативных умений у молодёжи протекает своеобразно и в значительной степени зависит от стиля и методов работы персонала учреждений культуры. Так, у 40% опрошенных молодых людей выявлен очень высокий уровень коммуникативных умений, у 20% уровень коммуникативных умений — ниже среднего и у 40% — низкий уровень умений.

Так, в Московском Дворце молодёжи пользуются популярностью различные формы молодёжных объединений: образцовая изостудия, народный театр эстрадной песни, народный театр студия «Рыцарь», народный духовой оркестр, хореографический ансамбль «Щелкунчик», коллектив современного танца и пластики, шоу-балет «МД-ДАНС»,

школа фотомоделей «Москва», эстрадная группа «Бест», музыкальная студия, народный ансамбль «Парма», эстрадные рок-группы: «Враг врага», «Плава лагуна», «Орион», «каменный цветок», «Проект» и т.д.

На вопрос об отношении к телевидению участники молодёжных объединений сказали, что телевидение не успевает за развитием зрителей, зачастую тормозит этот процесс, поскольку у него нет от аудитории сигнала обратной связи.

Анализ деятельности учреждений культуры в Московской области, где ведущим является Дворец культуры «Московский», показывает, что здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, сверстниками, совместные посещения концертов, дискотек, клубов по интересам, любительских объединений, коллективов художественной самодеятельности и т.д.

По полученным нами данным здесь наблюдается резкая дифференция духовных потребностей и интересов молодёжи в зависимости от возрастных и гендерных особенностей. Если молодёжь высказывает пожелание о расширении спектра предоставляемых культурных услуг в части интерактивных, состязательных, зрелищных, массовых форм, то лица среднего возраста хотят видеть в учреждении культуры не развлекательные программы, а удовлетворяющие их житейские потребности: консультации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (40% респондентов), вопросам здоровья (33,9%) кулинарии, садоводства (28,6%) и др.

Для молодых людей существенным оказалось приобретение и совершенствование полезных навыков, помогающих в поиске профессии или работы и в продвижении по службе (овладение иностранными языками, работа на компьютере, вождение автомобиля.)

В исследовании выявлены сходства и различия в удовлетворении духовных потребностей молодёжи в зависимости от проживания в больших и малых городах, а также особенности распределения времени и предпочтения в выборе способов проведения досуга. С каж-

дым годом молодёжь, в силу занятости, имеет меньше возможностей в удовлетворении своих духовных потребностей. Преобладание активных форм в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа позволяет надеяться на то, что и дальше молодёжь будет меньше уделять внимания проведению своего свободного времени у телевизора, что зачастую приводит к внутреннему дискомфорту личности. Поэтому такие формы проведения досуга, как посещение театров, концертов, выставок, музеев, становятся более популярными.

Актуально, что у молодёжи, выросшей в больших городах, возможности удовлетворения ценностных ориентаций, ценностных предпочтений намного выше, чем их реализация в конкретных условиях малых городов. Посещение кино для молодёжи, выросшей в малых городах, театров, концертов становится праздником в прямом смысле слова.

В ходе исследования в Московской области культурные потребности сельских жителей рассматривались через призму отношений к различным формам социально-культурной деятельности.

Выяснилось, что всего 17% сельского населения удовлетворены состоянием социально-культурной деятельности.

В исследовании приняли участие: мужчин

— 39,3%, женщин — 60,7%. Оказалось, что всего имеют высшее и незаконченное высшее образование 5,7%, среднее специальное

— 40,1%, начальное профессиональное

— 1,3%, общее среднее — 41,1%. среди жизненных проблем, которые интересуют сельских жителей, наиболее важными являются финансовые проблемы — 68,2%, для 41,9% наиболее важны проблемы здоровья, в большой степени респондентов волнуют жилищные проблемы (20,2%), проблемы воспитания и образования детей (17,2%), организации свободного времени — только 17% респондентов. Объясняется это, на наш взгляд, прежде всего недостаточным количеством свободного времени у сельских жителей.

Таким образом, парадигмальный подход позволяет усилить динамику возрастания влияния социально-культурной деятельности в условиях досуга. социально-культурная деятельность способна удовлетворить разнообразные досуговые интересы и потребности различных групп молодёжи. Являясь мощным, стабилизирующим фактором создания условий для творческой энергии населения, социально-культурная деятельность способна постоянно реализовать внутренние потенции молодых людей.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Политиздат, 1975. 303 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для студентов вузов. Москва ; [и др.] : питер, 2007. 705 с.

4. Фельдштейн Д. И. О развитии фундаментальных психологических исследований. Москва ; Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института : МОДЭК, 2006. 15 с.

References

1. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsiaTno-kuTturnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.

2. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1975. 303 p.

3. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Moscow, etc, Piter Publ., 2007. 705 p.

4. Fel'dshtein D. I. О razvitii fundamental'nykh psikhologicheskikh issledovaniy [About development of basic psychological researches]. Moscow, Voronezh, Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute, MODEK Publ., 2006, 15 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.