Научная статья на тему 'Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи'

Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND EXHIBITION CENTERS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / YOUTH SELF-REALIZATION / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Догляд Елена Владимировна

В статье раскрыты возможности и роль культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи. Авторы выделяют целевое направление современных выставочных комплексов. Рассмотрены основные существенные трансформации, которые переживают культурно-выставочные комплексы в современном мире. Основное внимание уделено интенсивно развивающемуся направлению культурно-выставочных комплексов образовательной деятельности. Проанализирована выставочная деятельность в Российской Федерации. Озвучены принципы «открытого музея» в деятельности культурно-выставочных комплексов. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социально-философского развития молодёжи, проанализированы основные условия саморазвития личности. Дана обобщённая характеристика современных культурно-выставочных центров России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF CULTURAL AND EXHIBITION CENTERS IN THE CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE YOUTH

In article opportunities and a role of cultural exhibition complexes in creative self-realization of youth are opened. Authors allocate the target direction of modern exhibition complexes. The main essential transformations which endure cultural exhibition complexes in the modern world are considered. The main attention is paid to intensively developing direction of cultural exhibition complexes educational activity. Exhibition activity in the Russian Federation is analysed. The principles of “the open museum” in activity of cultural exhibition complexes are voiced. Article is devoted to a problem of social and philosophical development of youth actual today, the main conditions of self-development of the personality are analysed. The generalized characteristic of the modern cultural and exhibition centers of Russia is given.

Текст научной работы на тему «Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи»

12. Littlefield J., Siudzinski R. Nike your own hike: equipment and serious leisure along the Appalachian Trail. Leisure Studies, 2012, No. 4, pp. 465—486.

13. Ridinger L. L., Funk D. C., Jordan J. S., Kaplanidou K. Marathons for the masses: exploring the role of negotiation-efficacy and involvement on running commitment. Leisure Research, 2012, No. 2, pp. 155—178.

14. Rojek C. An outline of the action approach to leisure studies. Leisure Studies, 2005, No. 1, pp. 13—25.

15. Rojek C. Deviant leisure: the dark side of free-time activity. Leisure Studies. State College, PA : Venture Publishing, Inc., 1999, pp. 81—95.

16. Russell R. V. Pastimes. The context of contemporary leisure. Sagamore Publishing L.L.C. Champaign, Illinois, 2005. 414 p.

17. Stebbins R. Serious leisure. Leisure Studies. State College, PA : Venture Publishing, Inc., 1999, pp. 67—79.

18. Stebbins R. Project-based leisure: theoretical neglect of a common use of free time. Leisure Studies, 2005, No. 1, pp. 1—11.

19. Shaw S. Gender and leisure. Leisure Studies. State College, PA : Venture Publishing, Inc.,1999, pp. 271—281.

20. Tourism: The Russian and East European tourist under capitalism and socialism. Edited A. E. Gorsuch and D. P. Koenker. Ithaka, London, Cornell University Press, 2006. 316 p.

21. Wong D. Review of the book A. Miah and B. Garcia "The Olimpies: the basics". London, Roatledge, 2012, 192 p. Leisure Studies, 2012, No. 3, pp. 373—375.

П

ОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

УДК 379.8:001.8

Е. И. Григорьева1, Е. В. Догляд2

1Российский государственный социальный университет Московский государственный институт культуры 'Московский городской педагогический университет

В статье раскрыты возможности и роль культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи. Авторы выделяют целевое направление современных выставочных комплексов. Рассмотрены основные существенные трансформации, которые переживают культурно-выставочные комплексы в современном мире. Основное внимание уделено интенсивно развивающемуся направлению культурно-выставочных комплексов — образовательной деятельности. Проанализирована выставочная деятельность в Российской Федерации. Озвучены принципы «открытого музея» в деятельности культурно-выставочных комплексов. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социально-философского развития молодёжи, проанализированы основные условия саморазвития личности. Дана обобщённая характеристика современных культурно-выставочных центров России.

Ключевые слова: культурно-выставочные комплексы, образовательная деятельность, социально-культурная деятельность, самореализация молодёжи, творческая деятельность.

1ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА — кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества факультета искусств и социально-культурной деятельности Российского государственного социального университета, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA — PhD. (Pedagogical Sciences), Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of Art and artistic creativity, Russian State Social University, Professor of Department of the theory and history of folk art culture, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

2ДОГЛЯД ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета jgj

DOGLYAD ELENA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of social and cultural activities, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)

e-mail: [email protected], [email protected] © Григорьева Е. И., Догляд Е. В., 2016

E. I. Grigoryeva1, E. V. Doglyad2

Russian State Social University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Wilhelm Pieck st., 4, 129226, Moscow, Russian Federation

!Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

2Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, 129226, Moscow, Russian Federation

THE POTENTIAL OF CULTURAL AND EXHIBITION CENTERS IN THE CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE YOUTH

In article opportunities and a role of cultural exhibition complexes in creative self-realization of youth are opened. Authors allocate the target direction of modern exhibition complexes. The main essential transformations which endure cultural exhibition complexes in the modern world are considered. The main attention is paid to intensively developing direction of cultural exhibition complexes — educational activity. Exhibition activity in the Russian Federation is analysed. The principles of "the open museum" in activity of cultural exhibition complexes are voiced. Article is devoted to a problem of social and philosophical development of youth actual today, the main conditions of self-development of the personality are analysed. The generalized characteristic of the modern cultural and exhibition centers of Russia is given.

Keywords: cultural and exhibition centers, educational activities, social and cultural activities, youth self-realization, creative activity.

Проблемы молодёжи носят постоянный и устойчивый характер, поэтому вызывают особый интерес социологов, психологов, философов и педагогов. Проблеме социально-философского развития молодёжи уделяли внимание многие исследователи (И. М. Ильинский, И. С. Кон, В. Т. Лисовский. Г. А. Пруденский, В. Д. Патрушев, Э. В. Соколов и другие), которые внесли значительный вклад в исследование досуга молодёжи.

В системе самореализации молодёжи и организации их досуга значимую роль в последнее время играют различные учреждения культурно-досугового типа, в частности, культурно-выставочные комплексы.

Культурно-выставочные комплексы — это неотъемлемая часть государственной системы, задача которой заключается в сохранении культурного достояния нации, передачи опыта будущим поколениям. Важнейшим фактором обеспечения стабильного, преемственного и бесконфликтного развития общества является забота государства о сохранении и использовании культурного наследия, активном включении его в процессы формирования национальной идентично-

сти россиян [7]. В целях сохранения сложившихся традиций в музейной практике российские комплексы используют разнообразные инновации, которые получили международное признание. Культурный статус России в мировом сообществе определяет богатство и уникальность её культурных собраний [6].

Понятие «культурно-выставочный комплекс» формировалось в течение долгого времени, включая в себя разнообразные виды деятельности: выставочную, музейную, культурную, досуговую. История культурно-выставочных комплексов сформировала уникальный фонд бесценного опыта национально-культурного и природного наследия. Целевое направление культурно-выставочных комплексов:

• повышение образовательного уровня населения;

• воспитание активной гражданской и социальной позиции, самореализация молодёжи как личности;

• объединение вокруг себя городской зоны, которая отражает историческое развитие и внутреннюю организацию города.

Роль человека в музейной сфере постоянно

изменяется, что влечёт за собой трансформацию содержания деятельности и направлений модернизации культурно-выставочных комплексов. Идеология «открытого музея» связана и с превращением посетителя-потребителя в полноправного участника — партнёра, так как музеи базируются на основе развития интерактивных форм, на соавторстве и сотворчестве.

Общественные и культурные изменения современного мира, безусловно, влияют на развитие культурно-выставочных комплексов. В современном мире деятельность человека приобретает выраженное социально-культурное значение [12]. При реализации сложных образовательных процессов социальной адаптации, культурной идентификации роль комплексов в сохранении и интерпретации культурного наследия особенно возрастает. Таким образом, центрами культурной информации, коммуникации, творческих инноваций и образования в целом становятся именно культурно-выставочные комплексы, которые ведут поисково-исследовательскую, информационно-просветительную, рекреативную деятельность.

Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений деятельности культурно-выставочных комплексов является образовательная деятельность, которая формируется в качестве системы взаимодействия комплекса и аудитории. Аудитория может включать в себя людей разных возрастов и профессий, которые находятся в процессе обучения в течение жизни, что составляет суть современной культурологии образования [13]. На формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию страны, города или региона, отталкиваясь от позиции предпочтений посетителя, влияет система коммуникаций, которая встроена в современную социально-культурную деятельность. Социально-культурная деятельность — исторически сложившаяся отрасль научных знаний, общественная практика, объединяющая множество профессий, необходимых для современной социально-

культурной сферы [14].

Следует назвать системные признаки социально-культурной деятельности как целостного явления [4]:

• историчность;

• интегративные качества и коммуникативные свойства;

• функциональные характеристики.

К определению понятия «социально-культурная деятельность» обращались ведущие российские учёные, среди которых М. А. Ариарский, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и другие.

В широком смысле понятие «социально-культурная деятельность» понимается как исторически обусловленный социально востребованный процесс преобразования культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп, который обуславливается интересами развития каждого человека. Посредством объединения в группы, движения, объединения в социальной сфере происходит самореализация молодёжи, которая осуществляется при динамизации её личностного потенциала [1].

Социально-культурная деятельность способствует самореализации личности, так как это не только специально организованная деятельность человека по сохранению, развитию и освоению культурных ценностей, но и способ адаптации к культуре различных слоёв населения.

Самореализация — компромисс противоречий между внутренним и внешним миром человека, который влияет на представление о качественности нашей жизни. Разработка эффективных педагогических технологий для самореализации молодёжи в учебной и внеучебной деятельности является одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования. Саморазвитие личности — базовое условие для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества, синтез процессов индивидуализации и идентификации личности. Успешное саморазвитие лично-

сти является основой дальнейшей адаптации в системе профессионального образования выпускников школ, их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений. Потребность в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности, личность никогда не может удовлетворить её полностью [3].

А. Маслоу связывает индивидуализацию с самоактуализацией, Э. Эриксон определяет идентификацию в качестве главного механизма саморазвития человека. Таким образом, понятие самореализации молодёжи вбирает в себя самодетерминацию процессов социализации, аккультурации и инкультура-ции [цит. по: 11].

Российский философ и культуролог М. С. Каган, рассматривая социально-культурные условия саморазвития личности, проанализировал систему отношений культуры и личности. Данная система включает в себя следующие уровни:

1. Практический уровень.

2. Практически-духовный уровень.

3. Духовно-теоретический уровень.

Сочетание данных уровней обеспечивает

целостность социально-культурных условий для саморазвития личности молодёжи [2]. Анализируя принципы развития всесторонней и гармоничной личности, необходимо подчёркивать богатство и всесторонность её способностей и потребностей.

В реализации уникального потенциала индивида в определённой области производной силой является творчество, которое в культурно-выставочных комплексах представлено многообразно. Процессы творчества и реализации способностей человека имеют прямую взаимосвязь.

В свободное время человек может быть занят познанием нового, усвоением культурных ценностей, пением и танцами, игрой на музыкальных инструментах. Масштабная организация данных видов деятельности благоприятно влияет не только на продуктивное проведение досуга, но и на самореализа-

цию молодёжи в целом. Данные виды занятий указывают на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга.

Характерным признаком потребностей молодёжи является преобладание поисковой активности. Исходя из характера молодого поколения, задача культурно-выставочных комплексов заключается в максимальной реализации развивающих досуговых программ для молодёжи, принцип которых построен на творческой активности личности. Таким образом, культурные комплексы являются местом концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, при помощи чего человек приобретает навыки самореализации.

В Российской Федерации выставочная деятельность развивалась постепенно. Анализ деятельности культурно-выставочных комплексов, российских организаторов выставок показывает, что российский рынок вызывает большой интерес у зарубежных компаний. Москва и Санкт-Петербург, имея развитую инфраструктуру, материально-техническую базу, являются лидерами выставочно-ярма-рочной деятельности России. Самые крупные выставочные мероприятия по площади и по числу участников проводятся именно в больших городах.

Сегодня в развитии культурно-выставочных комплексов образовалась тенденция в экспонировании временных выставок, однако разнообразные формы работы ориентированы на общение и познание нового. Всё также популярны в культурно-выставочных комплексах обзорные и тематические экскурсии, направленные на разные возрастные категории. Ведение экскурсионной работы в рамках комплекса требует специализации экскурсоводов и привлечения научных сотрудников. В структуре просветительской работы используются лекции и видеолектории. Конкурсы и викторины являются традиционными формами проведения образовательных занятий. Одно из новых направлений работы в системе культурно-выставочных комплексов — обучающие и раз-

вивающие музейные занятия для детей и мастер-классы. Разные виды их проведения направлены на художественно-эстетическое развитие, приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Современные культурно-выставочные центры завоёвывают популярность у горожан, которые имеют возможность разнообразить свой досуг и расширить круг общения среди подростков и молодёжи. Совместные мероприятия с молодёжью стали традиционными в программе культурно-выставочных комплексов, они включают в себя просмотр художественных и документальных фильмов об истории города и страны, их обсуждение с позиции общечеловеческих ценностей, что способствует воспитанию активной гражданской и социальной позиции. Например, тематические встречи на выставках, приуроченные ко Дню защитника Отечества или Дню Победы, помогают формированию доверительных и уважительных отношений между представителями разных поколений.

Социально-культурные мероприятия положительно влияют на развитие творческой активности молодёжи и их самореализацию [8].

Площадка «Атриум Гостиного Двора» является настоящей гордостью российской индустрии выставочной деятельности, а комплекс «Гостиный Двор» на сегодняшний день стал центром таких мероприятий, как Неделя моды в Москве, Венский бал, выставки предметов роскоши, ювелирных украшений.

Российская Федерация насчитывает десятки тысяч общественных организаций и объединений, деятельность которых призвана создавать условия для развития инициативной молодёжи. В Москве ежегодно проводятся выставки по разнообразным темам. На сегодняшний день крупнейшими выставочными центрами Москвы являются [5]:

1. Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), который с недавних пор стал носить своё прежнее название — ВДНХ. На его территории ежегодно проводится более 300 выставок и ярмарок, посвящённых различным

отраслям промышленности, науки и сельского хозяйства.

2. «Экспоцентр» — российская выставочная компания международных отраслевых выставок. Главное направление комплекса — участие в реализации приоритетных национальных проектов и развитии инновационных программ.

3. «Крокус Экспо» — один из крупнейших в мире торгово-выставочный и деловой центр. Основное предназначение — проведение крупных международных выставок различного профиля.

4. Культурно-выставочный центр «Сокольники» — один из крупнейших выставочных комплексов России, предназначенный для проведения национальных и международных выставок.

Одно из самых популярных общественных пространств столицы России — это Выставка достижений народного хозяйства, а именно, ВДНХ, которая является современным культурно-выставочным комплексом. Ежегодно на ВДНХ проводится более 100 международных деловых выставок и конгрессов, праздников и фестивалей, создаются новые экспозиции. Например, в декабре 2015 года на ВДНХ был открыт музейно-выставочный комплекс, который стал самым крупным музейно-выставочным пространством России, обладающим современными выставочными технологиями и лучшим оборудованием [10].

Культурно-выставочные комплексы транслируют посетителям с позиции авторитетного института свои знания и ценности. Взамен от публики данные комплексы получают информацию, идеи и отклики, которые используются в дальнейшей деятельности. Культурно-выставочные комплексы являются необходимым элементом социума, который удовлетворяет потребности потребителя в коммуникации, знаниях и впечатлениях. Культурно-выставочные комплексы специализируются на изучении культурного и природного наследия, на представлении фондовых художественных, познавательных и тематических выставок со всей страны.

Особенно хочется отметить те культурно-выставочные комплексы, которые возрождаются на месте бывших дворянских усадеб.

Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, усадьба постепенно превращалась и в культурный центр, где объединялись традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада. Примером может служить усадьба «Знаменское-Губайлово» в Красногорске Московской области. История этой подмосковной усадьбы начинается с 1682 года, когда Иван Федорович Волынский построил загородный дом-резиденцию.

Усадебный ансамбль имел представительский характер, так как в 1763 году во время коронационных торжеств его посетила императрица Екатерина II.

В январе 1886 года усадьба была куплена известным фабрикантом Александром Яковлевичем Поляковым, но в историю культуры России она вошла как центр художественного развития московской интеллигенции, так как его сын (С. А. Поляков) был «своим» человеком в среде художественной интеллигенции: поэтов и художников «новой волны» в искусстве (поэтов-символистов, художников «Мира искусства» и «Голубой розы»). Он был создателем и владельцем издательства «Скорпион», владельцем и издателем знаменитого художественного журнала

«Весы», видным членом Московского художественного кружка. Именно на территории усадьбы проходили поэтические встречи, музыкальные вечера.

Всё это обеспечило Губайловской усадьбе образ живого культурного гнезда, одного из центров самой современной художественной, культурной жизни России накануне Революции 1917 года [9].

Благодаря усилиям руководителей администрации после реставрации в 2015 году усадьба «Знаменское-Губайлово» возродилась и на её базе открылся культурно-выставочный комплекс. Теперь традиции литературно-музыкальных вечеров и фестивалей возобновлены, ежемесячно проводит свои встречи литературная гостиная «Северные цветы», меняются экспозиции выставок, но основная задача культурно-выставочного комплекса — это предоставление возможности для реализации творческого потенциала молодого поколения.

Таким образом, основными задачами культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи являются: привлечение аудитории к историческим ценностям страны, развитие творческого потенциала людей разных профессий и возраста, активизация самореализации молодёжи, расширение сотрудничества выставочно-ярмарочной деятельности России с зарубежными выставочными союзами.

Примечания

1. Ворович Р. В. Творческая самореализация студенческой молодёжи в процессе социальной адаптации : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Воронец Рада Владимировна : Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2002. 170 с.

2. Герасимова И. А. Роль личностно-ориентированного подхода в выборе форм досуга молодёжью // Культура и образование. 2014. № 2 (13). С. 15—19.

3. Григорьева Е. И. Особенности творческой самореализации студенческой молодёжи в условиях досуга // Культура и образование. 2013. № 2—4 (11). С. 111—114.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУК, 2004. 539 с.

5. Крупнейшие выставочные комплексы Москвы [Электронный ресурс] / Intomoscow.ru. : [веб-сайт]. URL: http://www.intomoscow.ru/krupneiyshie-vystavochnye-kompleksy-moskvy.html (дата обращения: 20.12.2015).

6. Культурно-выставочные комплексы в жизни молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://art.ioso.ru/wiki/ mdex.php/Культурно-выставочные_комплексы_в_жизни_молодёжи (дата обращения: 19.12.2015).

7. Малыгина И. В. Идентификационный ресурс культурной памяти: от «помнящей культуры» к «культуре забвения» // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 40—47.

8. Мартемьянова И. Ю. Внутримузейные коммуникации в музейном комплексе: практика деятельности НГ МАУК. «Историко-художественный музейный комплекс» [Электронный ресурс] / Gigabaza.ru : [веб-сайт]. Электрон. дан. Нефтеюганск. URL: http://gigabaza.ru/doc/l23808.html (дата обращения: 20.12.2015).

9. Открытие культурно-выставочного комплекса Знаменское-Губайлово [Электронный ресурс] / Интерфакс : [веб-сайт]. Электрон. дан. 4 февраля 2015 года. URL: http://www.interfax-russia.ru/Center/print. asp?id=579736&type=city (дата обращения: 29.12.2015).

10. Открытие музейно-выставочного комплекса на ВДНХ [Электронный ресурс] /Телеканал 360° : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://360tv.ru/news/muzejnovystavochnyj-kompleks-otkrojut-na-vdnh-v-2015-godu-38604/ (accessed: 29.12.2015).

11. Пашков А. А. Социально-культурные условия саморазвития личности старшеклассника // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 117—121.

12. Стрельцова Е. Ю. Этнохудожественные знания в контексте современного вузовского образования // Культура и образование. № 4 (15). С. 37—43.

13. Флиер А. Я. Культурологическая парадигма образования // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 25—31.

14. Ярошенко Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 66—73.

References

1. Vorovich R. V. Tvorcheskaia samorealizatsiia studencheskoi molodezhi v protsesse sotsial'noi adaptatsii. Diss. cand. ped. nauk [Creative self-realization of student's youth in the course of social adaptation. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2002. 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gerasimova I. A. Role of the personal focused approach in the choice of forms of leisure by youth. Kul'tura i obra-zovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 15—19. (In Russian)

3. Grigoryeva E. I. Osobennosti tvorcheskoi samorealizatsii studencheskoi molodezhi v usloviiakh dosuga [Features of creative self-realization of student's youth in the conditions of leisure]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 2—4 (11), pp. 111—114.

4. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.

5. Krupneishie vystavochnye kompleksy Moskvy [The largest exhibition complexes of Moscow]. Available at: http://www.intomoscow.ru/krupneiyshie-vystavochnye-kompleksy-moskvy.html (accessed: 20.12.2015).

6. Kul'turno-vystavochnye kompleksy v zhizni molodezhi [Cultural exhibition complexes in youth life]. Available at: http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Культурно-выставочные_комплексы_в_жизни_молодёжи (accessed: 19.12.2015).

7. Malygina I. V. Identifikatsionnyi resurs kul'turnoi pamiati: ot "pomniashchei kul'tury" k "kul'ture zabveniia" [Identification resource of cultural memory: from "the remembering culture" to "culture of oblivion"]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 40—47.

8. Martemy'ianova I. Yu. Intramuseum communications in a museum complex: practice of activity of NG MAUK. "A historical and art museum complex". Available at: http://gigabaza.ru/doc/123808.html (accessed: 20.12.2015).

9. Opening of cultural exhibition complex of Znamenskoye-Gubaylovo. Available at: http://www.interfax-russia.ru/ Center/print.asp?id=579736&type=city (accessed: 29.12.2015).

10. Opening of museum exhibition complex on the Exhibition of achievements of national economy. Available at: http://360tv.ru/news/muzejnovystavochnyj-kompleks-otkrojut-na-vdnh-v-2015-godu-38604/ (accessed: 29.12.2015).

11. Pashkov A. A. Sotsial'no-kul'turnye usloviia samorazvitiia lichnosti starsheklassnika [Social and cultural conditions of self-development of the identity of the senior]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 5 (49), pp. 117—121.

12. Streltsova E. Yu. Etnokhudozhestvennye znaniia v kontekste sovremennogo vuzovskogo obrazovaniia [Ethnoart knowledge in the context of modern high school education]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 37—43.

13. Flier A. Ya. Kul'turologicheskaia paradigma obrazovaniia [Culturological paradigm of education]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 25—31.

14. Yaroshenko N. N. Tsennosti dosuga v kontekste tsivilizatsionnogo razvitiia [Leisure values in the context of civilization development]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 6, pp. 66—73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.