ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Елена Владимировна СТАРОБИНЕЦ-ДОГЛЯД
аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета, г. Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается понятие «творческая самореализация молодёжи» в социально-культурном аспекте. Выделена разновидность творческой самореализации личности - свободное времяпровождение. Проанализированы особенности организации свободного времени как формы творческой самореализации молодёжи в сфере досуга в разных странах. Раскрыта одна из форм ведения трудовой деятельности - проектная деятельность. Определены возможности метода проектов в системе общественных отношений. Приведены примеры проектных сред, помогающих раскрытию творческого потенциала молодёжи. Проанализированы аспекты проектной деятельности в различных сферах деятельности в России и за рубежом. Озвучены приоритетные формы досуговой деятельности по выбору времяпровождения среди молодёжи. Проведен анализ работы учреждений досуга за рубежом, направленной на творческую самореализацию молодёжи. Также проанализирована роль культурно-выставочных комплексов в современной России и обоснованы факторы, влияющие на их развитие.
Ключевые слова: творческая самореализация, молодёжь, организация, досуг, культурно-выставочные комплексы.
CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE YOUTH IN RUSSIA AND ABROAD: SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS
E. V. Starobinets-Doglyad, doctoral student of Department of social and cultural activities, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
e-mail: [email protected]
The article discusses the concept of "creative self-realization of young people" in the socio and cultural aspect. The selected kind of creative self - realization - there is free pastime. The article analyses the peculiarities of organization of free time as a form of creative self-realization of youth in the field of leisure in different countries. Revealed one of the forms of employment project activities. Identifies possibilities of the project method in the system of social relations. Examples of design environments that help the creative potential of young people. Analyzed aspects of the project activities in various fields in Russia and abroad. Voiced priority forms of leisure activities by choice and hanging out among young people. The analysis of the institutions of leisure abroad, where the company actively conducts the work directed on creative self-realization of youth. Also analyzes the role of cultural and exhibition complexes in Russia today and the factors influencing their development.
Key words: creative self-realization, youth, organization, leisure, cultural and exhibition complexes.
Творческой самореализацией молодёжи занимаются очень давно известные социологи, педагоги, культурологи, психологи, философы.
Анализ творческой самореализации молодых людей представлен в работах В. Т. Лисовского, В. Н. Боряза, С. П. Иваненкова, С. Н. Иконниковой, И. Р. Кона и других исследователей. Большой вклад в изучение творческой самореализации личности внесли И. В. Бестужев-Лада, Е. А. Ноздренко, Т. В. Кудренко, Г. О. Пруденский, В. Й. Бочелюк, Л. И. Галеева, Р. И. Турханова и другие. Психологические проблемы творческого становления личности рассматриваются в работах В. Н. Дружинина, А. А. Адаскиной, М. Р. Би-тяновой, И. В. Блинниковой, А. Н. Воронина и других.
Проблема самореализации была также объектом внимания американского психолога А. Маслоу, который считал, что потребность личности в самореализации находится на самом верхнем уровне, завершая пирамиду потребностей. А. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности - наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней.
Изыскания этих учёных имеют большое значение для разработки теории творческой самореализации. Всё это говорит о разнообразии подходов к изучению сущности понятия творческой самореализации.
Творческая самореализация - это целенаправленный процесс эффективного использования творческого потенциала личностью в субъективно и общественно значимых целях. Творческая самореализация личности, безусловно, связана с таким понятием, как «социально-культурная деятельность». Это - деятельность, направленная на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума, а также способствующая самореализации личности в связи с тем, что это не только специально организованная деятельность по сохранению, развитию и освоению культурных ценностей, но и способ адаптации к культуре различных слоёв населения [3, с. 183].
Творческая самореализация личности бывает достаточно разной. В частности, одной из форм творческого становления является свободное времяпровождение, которое даёт возможность интегрировать разнообразные виды деятельности - как физическую, так и интеллектуальную [4, с. 592], отличаясь при этом возможностью выбора. Многообразие социально-культурной деятельности наиболее ярко наблюдается в центрах свободного времяпровождения.
В демократически развитых странах центры свободного времяпровождения довольно часто имеют творческую и социальную составляющие. Это необходимо для развития гражданской инициативы населения и решения различных общественных проблем. Особенно это касается реализации социально-культурных, экологических проектов, правового консультирования, контроля над использованием бюджетных средств
местными органами власти, охраны общественного порядка и другого. [2, с. 59].
Государство как движущая сила должна создавать систему культуры, максимально действующей и результативной [8]. Так, главная цель для нашего общества - добиться высокого уровня интеллектуального развития каждого члена общества.
Досуговые инициативы населения реализуются в культурных комплексах, экозаповедниках, парковых учреждениях, музеях, монастырских комплексах, библиотеках, выставочных залах, картинных галереях [6, с. 221].
В каждой стране создаются условия для художественного и эстетического развития молодых людей, их творческой самореализации в системе искусств (музыка, живопись, хореография, литература) благодаря большому количеству культурно-художественных кружков, клубов, объединений.
Во многих зарубежных странах созданы фонды и организации для развития эстетического воспитания молодёжи. В частности, об этом заботится «Королевское общество воспитания средствами искусства» в Великобритании, «Национальная ассоциация художественного воспитания» в США, Международное общество воспитания средствами искусства при ЮНЕСКО [1, с. 156].
Основными заданиями таких организаций является поддержка исследовательской деятельности в области гуманитарных знаний, проведение культурно-образовательных мероприятий, предоставление помощи в реализации программ эстетического воспитания и художественного творчества.
Во Франции для творческой самореализации молодёжи созданы Дома культуры. В отличие от Домов молодёжи, они не являются рядовым элементом социальной структуры города, но представляют собой высшую степень развития общественных учреждений, целью которых является координация культурной деятельности своего района [9, с. 103].
В Болгарии особенностью молодёжных учреждений является реализация воспитательного процесса в непринужденной форме в соответствии с целевыми интересами [9, с. 105].
Молодёжные центры в Японии решают проблему развлекательного отдыха и, как правило, находятся за пределами города - молодёжный центр острова Окинавы, молодёжный комплекс префектуры Сига. Другие центры выполняют функцию просвещения и находятся в пределах города. Например, общественный центр и дом молодёжи в городе Титибу [11, с. 600].
В таких странах, как США, Канада и Великобритания, молодёжные центры располагаются при университетских комплексах. В качестве примера можно назвать комплекс общественно-культурного центра Калифор-
нийского университета в городе Беркли (США). В Канаде такую функцию выполняет центр просвещения в городе Этобикок, где студенты и преподаватели имеют возможность обмениваться опытом и получать информацию по всем областям знаний [1, с. 78].
Молодёжный центр в Уиндли (Великобритания) ежегодно посещает свыше 1 млн человек. Многоплановая и содержательно насыщенная программа заведения предусматривает почти 500 курсов, 600 специальных проектов и культурных акций (среди них большой популярностью пользуются внешкольные рекреационные мероприятия, программы эстетического воспитания, летние рекреационные проекты, целью которых является организация свободного времени жителей сельской местности, молодёжные и подростковые культурно-спортивные мероприятия) [2, с. 59].
Мировая практика, направленная на развитие и использование творческого потенциала молодёжи, является актуальной и для нашей страны. В частности, в российских школах и культурных центрах на сегодня активно пропагандируются различные виды искусства. Многие формы социально-культурной деятельности, основанные на народных традициях, дотируются государством и регионами [6, с. 222].
Кроме того, в России существует огромное количество культурно-досуговых мероприятий, которые проводятся при юридической и финансовой поддержке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Федерального агентства образования, Федеральной службы труда и занятости [9, с. 102].
В последнее время творческие мероприятия стали проводиться в новых, инновационных учреждениях социально-культурной деятельности - в культурно-выставочных комплексах. Если говорить о деятельности данных учреждений, то главная их особенность заключается в сохранении культурного достояния нации, передачи опыта будущим поколениям. Кардинальные общественные и культурные изменения современного мира, безусловно, влияют на развитие культурно-выставочных комплексов, которые также переживают существенные трансформации. Данный процесс является отражением существующей реальности. В современном мире деятельность человека приобретает выраженное социально-культурное значение. При реализации сложных образовательных процессов социальной адаптации, культурной идентификации, в организации досуга роль выставочных комплексов в сохранении и интерпретации культурного наследия особенно возрастает. Таким образом, центрами культурной информации, коммуникации, творческих инноваций и образования в целом становятся именно культурно-выставочные комплексы [3, с. 181].
За последние тридцать лет было проведено большое количество социологических исследований, которые свидетельствуют о трансформации
зрительских приоритетов в досуговой сфере. Если проанализировать приоритетные направления по выбору времяпровождения среди молодёжи, то интеллектуальные формы в данном случае занимают лишь третье место, а первое - пассивные формы [10, с. 27]. При этом только около 5,6% молодых людей выбирают «посещение музея», 10,9% - визиты в театр, на балет или в оперу. В нашей стране это может быть предопределено довольно большими ценами на билеты в театры, что сделало их недоступными для большинства молодых людей [7, с. 59].
К сожалению, на сегодня практически единственным источником, обеспечивающим широкий доступ к художественным ценностям большого числа молодёжи, стало телевидение. Этот факт отражается на структуре свободного времени и параметрах творческой самореализации молодых людей, которые часто проводят своё свободное время у экрана телевизора [12, с. 839]. Но всё же нельзя отрицать, что современная молодёжь с каждым годом стремится к самоопределению и самопознанию своей личности, что приводит к активизации творческой самореализации.
Потребность в самоопределении и самовыражении для молодого человека является основополагающей в познании мира. Самореализация происходит в процессе понимания своих индивидуальных возможностей, которые утверждаются при создании собственных произведений. Проведение времени в художественно-выставочных центрах является дополнительным стимулом к творческой деятельности.
Одно из важных условий творческой самореализации молодого человека является его участие в разных выставках, фестивалях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также этнографически-поисковой деятельности.
Современная молодёжь в Российской Федерации отличается наличием высокого чувства патриотизма, веры в будущее своей страны, она выступает за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, за создание гражданского общества и правового государства. Отсюда очевидно желание жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы [5, с. 42].
Существенное влияние на самореализацию молодёжи оказывает среда, а точнее - форма досуговой деятельности. Последние исследования показывают, что наиболее активно творческий потенциал молодёжи раскрывается в рамках участия молодой личности в проектной деятельности, выступающей формой социального взаимодействия. В рамках проектной деятельности молодой субъект находится в системе горизонтальных связей, то есть отсутствует система субординации, при которой субъект, занимающий более высокое положение в иерархии, указывает молодому специалисту на то решение, которое ему следовало бы при-
нять. При проектной форме субординация внутри проекта достаточно условная, а молодой субъект на своём секторе свободен в принятии решений и несёт за них полную ответственность, что, с одной стороны, налагает на него более высокую ответственность за свои поступки, а с другой - свобода помогает раскрытию творческого потенциала. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность. Примерами подобных проектных сред, помогающих раскрытию творческого потенциала молодёжи, являются стартапы в сфере айти-технологий (Фэйсбук, Вконтакте, Вибер, Вотс ап и другие).
В России метод проектов был введён позже, чем в западных странах, что обусловило некоторое отставание в развитии страны, но активное внедрение данного метода в различные образовательные программы школ, вузов позволило России встать на один уровень с европейскими странами и создавать конкурентоспособную продукцию в различных сферах деятельности.
Таким образом, рассмотрев особенности творческой самореализации молодёжи за рубежом, можно прийти к выводу, что основной базой творческой самореализации личности являются центры свободного времяпровождения, которые содержат в себе творческую и социальную составляющие, что способствует развитию гражданской инициативы населения и решению различных общественных проблем. Мировая практика, направленная на развитие нравственного и эстетического потенциала молодёжи, является актуальной и для нашей страны. Следует отметить, что личностная самореализация в нашей стране затруднена ввиду отсутствия целостной теории творческой реализации как социального проекта. Кроме того, свобода выбора у большинства молодых людей лимитирована финансовыми возможностями, что следует учитывать при разработке социальных, культурно-образовательных программ. Необходимо вводить молодёжные льготы на посещение театров и музеев, а для регионов - льготные молодёжные экскурсии. Также, рассмотрев исследования последних лет, было аргументировано, что наиболее активно творческий потенциал молодёжи раскрывается в рамках участия молодых людей в проектной деятельности. Метод проектов даёт возможность обучающимся открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность.
Литература
1. Бочелюк В. Й., Бочелюк В. В. Дозвтлезнавство. Навчальний поабник.
- Киев : Центр навчальноТ л^ератури, 2006. - 208 с.
2. Галеева Л. И., Турханова Р. И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4-2.
- С. 58-60.
3. Григорьева Е. И., Догляд Е. В. Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1 (69). - С. 181-187.
4. Добренькое В. И., Смакотина Н. Л., Васенина И. В. Экстремизм в молодежной среде : результаты социологического исследования / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. - Москва : МАКС Пресс, 2007. - 54 с.
5. Дружинин В. Н. Психология творчества // Психология : учебник для гуманитарных вузов / под общей редакцией В. Н. Дружинина. - 2-е издание.
- Санкт-Петербург : Питер, 2009. - С. 591-621.
6. Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - № 11 (70). июль. - С. 220-223.
7. Седова Н. Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 56-69.
8. Старобинец-Догляд Е. В. Творческая самореализация молодежи в условиях образовательной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/akt-problemi-skd/2/starobinec-doglyad.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
9. Тихонова Ю. И. Социальная организация досуга учащейся молодежи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - Том 1. - № 2 (18).
- С. 99-105.
10. Ушкарев А. А. Функциональная двойственность кино // Вестник ВГИК. - 2015.
- № 3 (25). - С. 18-28.
11. Saito T., Kondo K., Murata C., et al. Gender and regional differences in going-out, social, and leisure activities among older adults. Findings from the JAGES Project.
- Nihon Koshu Eisei Zasshi. - 2015. - Vol. 62, no. 10. - Pp. 596-608.
12. Thomee S., Lissner L., Hagberg M., et al. Leisure time computer use and overweight development in young adults - a prospective study. - BMC Public Health.
- 2015. - Vol. 15. - P. 839.