Научная статья на тему 'Современные досуговые практики формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву'

Современные досуговые практики формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF YOUNG PEOPLE / MILITARY CONSCRIPTS / FORMATION OF LEGAL LITERACY / EDUCATION OF LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пиндус Виталий Ярославович

В статье рассматриваются современные досуговые практики формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву. Правовая культура рассматривается как интегративное качество личности, которое проявляется в знании основ права, в конкретных практико-ориентированных умениях и навыках, активной гражданской позиции. Охарактеризованы воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой активности военнослужащих по призыву. Раскрыто целевое предназначение внеслужебной деятельности военнослужащих по призыву, направленной на формирование правового сознания, гражданской активности, проектирование правовых действий, правовых взаимоотношений, а также актуализацию приобретённого жизненного опыта. Автор акцентирует внимание на добровольности участия, вариативности выбора форм досуговых занятий, способствующих формированию правовой культуры. Представлен обзор инновационных педагогических и социокультурных практик организации внеслужебной деятельности военнослужащих, нацеленных на развитие правовой активности (правовые вебинары, информальные образовательные курсы по праву, правовые форсайт-сессии, правовые воркшопы, правовой театр), а также анализируется современный опыт военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» (военнотактические игры, экспозиционные пространства, экскурсионные программы с элементами квеста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEISURE PRACTICES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUTH IN CONDITIONS OF MILITARY SERVICE BY CONSCRIPTION

The article deals with modern leisure practices of formation of legal culture of youth in the conditions of military service. Legal culture is considered as an integrative quality of the individual, which can be traced in the knowledge of the foundations of law, in specific practice-oriented skills, active citizenship. The author characterizes educational activities aimed at increasing the legal activity of conscripts. The purpose of out-of-service military conscription activities aimed at the formation of legal consciousness, civil activity, the design of legal actions, legal relationships, as well as the actualization of the acquired life experience is revealed. The author focuses on the voluntary participation, the variability of the choice of forms of leisure activities that contribute to the formation of legal culture. The article presents an overview of innovative pedagogical and socio-cultural practices of the organization of out-ofservice activities of military personnel aimed at the development of legal activity (legal webinars, informative educational courses on law, legal foresight sessions, legal workshops, legal theater), as well as analyzes the modern experience of the Military-Patriotic Park of culture and rest “Patriot” (military tactical games, exhibition space, excursion programs with quest elements).

Текст научной работы на тему «Современные досуговые практики формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву»

СОВРЕМЕННЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

Виталий Ярославович ПИНДУС,

аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов Тамбовского государственного университета имени Г Р. Державина, Тамбов, Россия

e-mail: sergey.pindus@yandex.ru

В статье рассматриваются современные досуговые практики формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву. Правовая культура рассматривается как интегративное качество личности, которое проявляется в знании основ права, в конкретных практико-ориентированных умениях и навыках, активной гражданской позиции. Охарактеризованы воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой активности военнослужащих по призыву. Раскрыто целевое предназначение внеслужебной деятельности военнослужащих по призыву, направленной на формирование правового сознания, гражданской активности, проектирование правовых действий, правовых взаимоотношений, а также актуализацию приобретённого жизненного опыта. Автор акцентирует внимание на добровольности участия, вариативности выбора форм досуговых занятий, способствующих формированию правовой культуры. Представлен обзор инновационных педагогических и социокультурных практик организации внеслужебной деятельности военнослужащих, нацеленных на развитие правовой активности (правовые вебинары, информальные образовательные курсы по праву, правовые форсайт-сессии, правовые воркшопы, правовой театр), а также анализируется современный опыт военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» (военно-тактические игры, экспозиционные пространства, экскурсионные программы с элементами квеста).

Ключевые слова: социально-культурная деятельность молодёжи, военнослужащие по призыву, формирование правовой грамотности, воспитание правовой культуры.

MODERN LEISURE PRACTICES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUTH IN CONDITIONS OF MILITARY SERVICE BY CONSCRIPTION

V. Ya. Pindus, post-graduate student of the Department of cultural studies

and social and cultural projects, Tambov State University named after GR Derzhavin,

Tambov, Russia

e-mail: sergey.pindus@yandex.ru

The article deals with modern leisure practices of formation of legal culture of youth in the conditions of military service. Legal culture is considered as an integrative quality of the individual, which can be traced in the knowledge of the foundations of law, in specific practice-oriented skills, active citizenship. The author characterizes

educational activities aimed at increasing the legal activity of conscripts. The purpose of out-of-service military conscription activities aimed at the formation of legal consciousness, civil activity, the design of legal actions, legal relationships, as well as the actualization of the acquired life experience is revealed. The author focuses on the voluntary participation, the variability of the choice of forms of leisure activities that contribute to the formation of legal culture. The article presents an overview of innovative pedagogical and socio-cultural practices of the organization of out-of-service activities of military personnel aimed at the development of legal activity (legal webinars, informative educational courses on law, legal foresight sessions, legal workshops, legal theater), as well as analyzes the modern experience of the Military-Patriotic Park of culture and rest "Patriot" (military tactical games, exhibition space, excursion programs with quest elements).

Key words: social and cultural activities of young people, military conscripts, formation of legal literacy, education of legal culture.

Актуальность педагогического анализа современных досуговых практик формирования правовой культуры молодёжи в условиях военной службы по призыву определяется потребностью в повышении качества воспитательной работы с молодёжью, обеспечении возможностей для полноценной самореализации молодых людей в сфере свободного времени. Сегодня можно отметить возрастающий интерес государства к вопросам организации социально-культурной деятельности военнослужащих в Вооружённых силах Российской Федерации, о чём свидетельствует ряд принятых Министерством обороны Российской Федерации документов, в частности «Стратегический план развития культурно-досуговой работы в Вооружённых силах Российской Федерации до 2020» [4].

Внеслужебная деятельность - важный компонент воспитания, она является одним из определяющих факторов формирования общей культуры военнослужащих, в том числе и культуры правовой.

Прохождение военной службы в Вооружённых силах России предполагает знание основополагающих законодательных документов, регламентирующих её (Конституции Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, законов Российской Федерации «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации), а также умение применять эти знания в практических ситуациях.

Зачастую призывной молодёжи свойственны правовой инфантилизм, отсутствие системных знаний о своих правах и обязанностях, а также весьма расплывчатые представления в области военного права.

Такая ситуация способна оказать негативное влияние на процессы формирования правовой культуры личности военнослужащего. С одной стороны, осуществляемые государством преобразования в политической, экономической, социальной сферах, реформирование Вооружённых сил предполагают наличие высокого уровня правовой культуры военнослужащих, но, с другой стороны, не в полной мере решена проблема неуважи-

тельного отношения к законам, несоблюдения элементарных норм права. Поэтому актуализируется общественная потребность в организации педагогической работы по формированию правовой культуры военнослужащих по призыву.

Правовая культура личности - особое качество, позволяющее ей приобщиться к ценностям права, реализовать свои способности в ходе ознакомления с правовыми культурными ориентирами. От уровня правовой культуры напрямую зависит продуктивная организация регулирования общественных процессов, происходящих в ведущих институтах социализации: семье, армии, учебных заведениях [8]. В связи с этим пристальное внимание следует обратить на молодёжь, несущую военную службу по призыву, так как именно эта социальная группа обладает существенной степенью выраженности гражданской ответственности, социальной активности и самостоятельности.

Значительным потенциалом в этом процессе обладает внеслужебная деятельность, специфика которой состоит в том, что в свободное от военной службы время военнослужащий самостоятельно или коллективно моделирует общекультурное пространство в зависимости от личностных предпочтений, наиболее полно удовлетворяющих его потребности в познании основ правовых знаний, самовоспитании, а также в восприятии правовых идей, законов и интерпретации современной правовой информации.

Мероприятия, проводимые в условиях внеслужебной деятельности военнослужащих по призыву и направленные на формирование высокого уровня правовой культуры военнослужащих, преследуют несколько функциональных задач:

- формирующую (предусматривает целенаправленную выработку у военнослужащих правовых знаний, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению);

- мобилизационную (развитие системы правового мировоззрения, направленное на достижение целей, стоящих перед военнослужащим);

- превентивную (профилактика девиантного поведения военнослужащего и нарушений уставных норм);

- развивающую (развитие интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих).

Традиционными площадками организации внеслужебной деятельности военнослужащих по призыву являются дома офицеров в гарнизоне, клубы и библиотеки воинских частей, музеи боевой славы, комнаты информирования в подразделениях, в образовательных секциях, а среди ведущих форм развития правовой грамотности: а) средства правовой пропаганды (лекции-семинары, полилоги на правовую тему, правовое информирование, организация уголков правоведения, дней правовых знаний и т.д.); б) правовое образование (изучение основ военного права); в) пра-

вовая практика (юридическая оценка своих правовых действий); г) правовое самообразование (самостоятельное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих права и обязанности военнослужащего); д) экскурсии по музеям и военно-мемориальным комплексам; подготовка презентаций о знаменитых полководцах и др.; е) «круглые столы», дискуссии, «встречи без галстуков», задача которых повысить правовую грамотность, дать представление о правах и обязанностях, помочь разрешить сложные ситуации [3]; ж) проведение социально-культурных мероприятий, сопровождающихся мультимедийными презентациями и видеороликами (викторины, защита правовых авторских проектов) [7].

На наш взгляд, эффективность процесса формирования правовой культуры военнослужащих по призыву детерминирована применением инновационных педагогических методик, которые ещё не так известны в воинских частях (правовые вебинары, информальные образовательные курсы по праву, правовые форсайт-сессии, деловые игры, правовой квест, правовые воркшопы, правовой театр и т.д.).

Остановимся более подробно на их содержательной характеристике.

Правовые вебинары, проходящие в онлайн-режиме, являются одной из самых эффективных и прогрессивных форм дистанционного обчения, где основным принципом выступает работа в сотрудничестве с коллегами и экспертами.

Информальные образовательные курсы в области права ориентированы на военную переподготовку в быстро меняющихся условиях, где ключевым фактором инновационного развития выступает самообразование (на выбор военнослужащему предлагается подборка тематических курсов по различным тематикам).

Правовые форсайт-сессии, задача которых объединить экспертов, специалистов и исследователей в сфере правовой культуры для обсуждения перечня необходимых правовых компетенций (в нашем случае военнослужащих), где основными условиями выступают: вовлечённость - включение в организацию форсайт-сессий специалистов, ведущих свою деятельность в разных правовых сферах, проблемные дискуссии, долгосрочный прогноз, выработка консенсусного мнения по ключевым позициям.

Деловые игры, посвящённые военному праву, представляют собой имитационное моделирование реальных ситуаций, возникающих при прохождении воинской службы. Таким образом, необходимые правовые знания усваиваются военнослужащими в процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа реальной ситуации.

Деловые игры в области военного права планируются по схеме: выбор военной правовой темы ^ определение задач игры и юридических мето-

дов ей решения ^ разработка сценарного плана ^ подготовка оснащения и дидактического материала ^ распределение военнослужащих по командам ^ распределение правовых ролей ^ проведение игры ^ анализ, оценка и обобщение мнений военнослужащих - участников игры.

Деловые игры, таким образом, вовлекают военнослужащих в активную правовую деятельность: они охотно участвуют в дискуссиях, отстаивают свое мнение, аргументируя свои ответы, опираясь на нормативно-правовые документы в сфере военного права и российского законодательства. Тем самым в ходе деловой игры развиваются ораторские навыки, оттачивается мастерство публичного выступления, развиваются коммуникативные навыки. На наш взгляд, проводимые деловые игры по военному праву дают стабильно хороший учебный результат - военнослужащие помнят правовой материал.

Правовой квест - интерактивная история с определённым сюжетом, где моделируется некая правовая ситуация, в которой военнослужащим необходимо разобраться, уточнить детали дела, выполнить задания и найти пути решения.

Правовой воркшоп - пока ещё инновационная досуговая форма, актуальный формат занятий, где нет ведущего, а взаимодействие участников осуществляется на паритетных началах, здесь все учатся друг у друга, а также обучают друг друга. Этот формат подразумевает разбор спорных правовых ситуаций, пока ещё не разрешенных законодательно.

Правовой театр, который в своих спектаклях мотивирует военнослужащих к соблюдению необходимых правовых норм, позволяет посмотреть со стороны на реальные правовые процессы, происходящие в армии, а также предоставляет возможность для правового обучения.

Помимо педагогических методик в современной социально-культурной деятельности развиваются интерактивные игровые форматы [2, с. 129], посредством которых происходит погружение военнослужащего в приближенные к боевым условиям действия, а также проводятся экскурсии с элементами квеста.

Одной из инновационных площадок, на которой реализуются вышеперечисленные практики, является военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот», официально открывшийся в 2015 году, где функционируют военно-исторический комплекс «Партизанская деревня», многофункциональный огневой центр, центр военно-тактических игр, кон-грессно-выставочный центр, музейная площадка № 1, а также филиал парка - «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» [5].

Наиболее часто посещают экскурсионные программы парка «Патриот», которые позволяют познакомиться с легендарными образцами бронетанковой техники времён Великой Отечественной войны в «Партизанской деревне», воссозданной с исторической точностью (землянки, блиндажи,

объекты хозяйственного обеспечения), а также с экспозицией противоракетного и противовоздушного вооружения, коллекцией военно-воздушной и космической техники и т.д.

В центре военно-тактических игр - универсальном учебно-тренировочном комплексе, предназначенном для боевой подготовки подразделений Вооружённых сил, созданы экспозиции как в закрытых павильонах, имитирующих городскую застройку, так и на открытых площадках (с опорными пунктами противоборствующих сторон), проводятся военно-тактические игры и групповые занятия, имитирующие боевые условия, по дисциплинам «Cтрайкбол» (командная военно-спортивная игра, участники которой применяют для стрельбы электропневматические копии боевого стрелкового оружия в условиях специально созданной полосы препятствий), «Фаертаг» (вместо пластиковых или красящих шариков для поражения противников используется инфракрасный луч, а элементы настоящего оружия сохранены - имитация выстрела, отдача, выброс гильзы и т.д.) и «Лазертаг» (высокотехнологическая игра в режиме реального времени, суть которой - поражение игроков-противников безопасными лазерными выстрелами из бластера-автомата).

Также в парке регулярно проводятся бои по танковому биатлону, представляющие собой состязания между танковыми экипажами в искусстве вождения, точности и дальности стрельбы среди Вооружённых сил разных государств и стран мира.

На наш взгляд, формы организации внеслужебной деятельности военнослужащих, применяемые в парке «Патриот», являются действенным инструментом гражданско-патриотического воспитания, формирования уважительного отношения к исполнению служебно-боевых задач.

Таким образом, процесс повышения уровня правовой культуры военнослужащих по призыву в условиях внеслужебной деятельности представляет собой многоуровневую систему качественной правовой подготовки к военной службе, поддерживающую постоянство взаимных отношений личности со средой, её культурно-историческими особенностями и ориентированную на новое правовое, политическое, социальное созидание.

Литература

1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 томах. - Санкт-Петербург : Концерт, 2012.

2. Григорьева Е. И., Раковская Е. Л. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодёжи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2013. - № 11. - С. 129-134.

3. Диская Н. В. Публичные центры правовой информации: региональный компонент // Библиотеки в системе правового просвещения населения: инфор-

мационно-коммуникационные технологии : материалы Всероссийского форума, 17-19 ноября 2015 г., г. Магнитогорск Челябинской области / сост. И. Н. Фадеева. - Челябинск, 2015. - 152 с.

4. Стратегический план развития культурно-досуговой работы в Вооруженных силах Российской Федерации до 2020 : утвержден на заседании Комиссии МО РФ по реализации Стратегии социального развития Вооруженных сил РФ, 2008 г.

5. Официальный сайт Военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот». - URL: https://patriotp.ru.

6. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России : коллективная монография. - Москва : МГУКИ, 2012. - 220 с.

7. Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 142-149.

8. Щелкунов С. В. О правовой культуре в Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения // Территория права : сборник научных статей. - Курск, 2015. - С. 260-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.