Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей молодёжи в процессе воспитания социально значимых психологических установок в учреждениях культуры'

Развитие творческих способностей молодёжи в процессе воспитания социально значимых психологических установок в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL SITUATION / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / SOCIALLY SIGNIFICANT ATTITUDES / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьянова Любовь Николаевна

В статье раскрывается процесс развития творческих способностей молодёжи под влиянием воспитания социально значимых установок в учреждениях культуры. В статье анализируется психологическая установка, которая предваряет и определяет развитие творческих способностей молодёжи в любой форме социально-культурной деятельности, а также выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию, обусловлена соответствующей ситуацией, наличием у субъекта потребности в её удовлетворении. Автор считает, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа людей, то есть творческий коллектив учреждений культуры потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, на первый взгляд, может показаться, что творчество в учреждениях культуры требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке молодых людей близкого интеллектуального уровня. Сегодня принято считать, что творцы по большей части лю ди, су мев шие под нять ся над об щим мне ни ем и тра ди ция ми, это не со всем так.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUTH IN THE PROCESS OF EDUCATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICALFACILITIES IN INSTITUTIONS OF CULTURE

The article explains the process of the development of creative abilities of youth under the influence of education socially significant facilities in cultural institutions. The article examines the psychological attitude that precedes and determines the development of creative abilities of young people in any form of social and cultural activities, as well as acting as a state to mobilize quickly, ready to follow-up, due to the presence of the corresponding situation in the subject needs to satisfy it. The author believes that the desire for creative innovation occurs where there is a group of people, that is the creative cultural institutions potential or actual adherents. Paradoxically, at first glance it may seem that creativity in cultural institutions require collective, encounters and even recognition, at least to a small circle of young people near the intellectual level. Today is considered to be that the creators of mostly people who managed to rise above the general opinion, and traditions, it is not so.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей молодёжи в процессе воспитания социально значимых психологических установок в учреждениях культуры»

ISSN 1997-ÜSÜ3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Ü14 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

АЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТА НО ВОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬ ТУРЫ

УДК 379.81

Л . Н . Ку р ь я н о в а

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается процесс развития творческих способностей молодёжи под влиянием воспитания социально значимых установок в учреждениях культуры. В статье анализируется психологическая установка, которая предваряет и определяет развитие творческих способностей молодёжи в любой форме социально-культурной деятельности, а также выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию, обусловлена соответствующей ситуацией, наличием у субъекта потребности в её удовлетворении. Автор считает, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа людей, то есть творческий коллектив учреждений культуры — потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, на первый взгляд, может показаться, что творчество в учреждениях культуры требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке молодых людей близкого интеллектуального уровня. Сегодня принято считать, что творцы — по большей части ^ люди, сумевшие подняться над общим мнением и традициями, это не совсем так.

Щ г „ Щ

Ключевые слова: социально-культурный опыт, социально-культурная ситуация, социально значимые психологические установки, творчество, учреждение культуры.

L. N. Kur'ianova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUTH IN THE PROCESS OF EDUCATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICALFACILITIES IN INSTITUTIONS OF CULTURE

The article explains the process of the development of creative abilities of youth under the influence of education socially significant facilities in cultural institutions. The article examines the psychological attitude that precedes and determines the development of creative abilities of young people in any form of social and cultural activities, as well as acting as a state to mobilize quickly, ready to follow-up, due to the presence of the corresponding situation in the subject needs to satisfy it. The author believes that the desire for creative innovation occurs where there is a group of people, that is the creative cultural institutions — potential or actual adherents. Paradoxically, at first glance it may seem that creativity in cultural institutions require collective, encounters and even recognition, at least to a small circle of young people near the intellectual level. Today is considered to be that the creators of mostly people who managed to rise above the general opinion, and traditions, it is not so.

Keywords: socio-cultural experience, socio-cultural situation, socially significant attitudes, creativity, cultural institution.

140 КУРЬЯНОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельно-

*40 сти Московского государственного университета культуры и искусств

KUR'IANOVA LIUBOV' NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: kdd007@bk.ru © Курьянова Л. Н., 2014

^ Социально-культурная деятельность

Ф

Анализируя социокультурную ситуацию, следует отметить, что среди молодёжи подавляющее большинство талантливых, амбициозных, активных, созидательно настроенных молодых людей. Другой вопрос, каковы на сегодняшний день социально-культурные возможности для реализации творческого потенциала молодёжи в учреждениях культуры и в каких формах он может проявиться. К сожалению, барьеров для созидательной, творческой деятельности ещё предостаточно.

Первым барьером является непонимание того, что по треб но сти лич но сти и её социальные позиции совпадают так же, как и общественно значимые психологические уста-нов ки мо лодё жи.

Отношения между этими уровнями психики динамичны, ситуативны, основаны на взаимодействии и взаимоприспособлении. Их можно представить как замкнутую цепь. В одних личностных и социальных ситуациях решающее значение приобретает социально значимые психологические установки молодёжи, а в других — актуализированная общественная ценность. Ясно одно, что внутреннее возбуждение передаётся по всей цепи, что особенно ценно для развития творческих способностей молодёжи.

Значит, установки представляют собой один из важнейших механизмов приобщения личности к творческому процессу в учреждениях культуры. Наиболее аффективным компонентом психологических установок, выражающим их «силу», истинную значимость, является эмоция.

Эмоция в психологической установке означает, что отношение к объекту переживается субъектом, что данный объект, так или иначе, затрагивает сферу потребностей личности. Психологическая установка, не имеющая отчётливо выраженного эмоционального компонента, скорее всего, является «слабой», не играет большой роли в развитии творческих способностей молодого человека. Поэтому в учреждениях культуры творческий процесс необходимо выстраи-

вать на эмоциональном отношении к событийному ряду культурно-досуговой, социально-культурной программы.

Как считает А. Д. Жарков: «Двигателем эмоционального процесса является идеал, который даёт эмоциям их социальное содержа ние. Иде ал де лает эмоцию страстью. Вне этого не понять пафос отрицания "сущего" личностью — творцом, его жажду изменить мир. Толчок к творчеству даёт про ти воре чие ме ж ду идеа лом и дейст ви-тельным миром. Оно же объясняет сам механизм чувств личности» [2, с. 258].

Отсюда психологическая установка предваряет и определяет развитие творческих способностей молодёжи в любой форме социально-культурной деятельности. Здесь психологическая установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию, обусловлена соответствующей ситуацией, наличием у субъекта потребности в её удовлетворении. Наличие у молодого человека психологической установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное социально значимое событие или яв ление.

Следовательно, «без участия установки вообще никаких психических процессов, как сознательных явлений не существует... Для того, чтобы сознание начало работать в каком-нибудь определённом направлении, предварительно необходимо, чтобы была налицо активность установки, которая, собственно, в каждом отдельном случае и определяет это направление» [4, с. 234].

Психологическая установка содержит не только «каузальный» (побуждение к деятельности, потребность), но и «целеподоб-ный» момент в виде общей проспективной неразвёрнутой модели творческой деятельности, своеобразно отражающей её конечный результат. При этом установка получила трёхчастную структуру: когнитивный компонент, аффективный компонент, или эмоционально-оценочный (чувственный образ); поведенческий компонент (действия по

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

отношению к предмету оценивания). Итак, рассмотрим их подробнее:

• когнитивная — образ того, что готов признать и воспринять человек;

• эмоционально-оценочная — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

• поведенческая — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Значит, у каждого человека существует огромное многообразие самых разных установок, касающихся всех сфер его повседневной жизни; работы, учёбы, досуга, семьи, спорта, денег, любви, дружбы, здоровья, болезни и т.д.

Касаемо личного жизненного опыта, установка сознания человека сформирована на восприятии черт, которые имеют некоторую аналогию. При этом немаловажную роль играют человеческие интересы, общая на прав лен ность лич ности, убе ж де ния, личный опыт.

При этом обычное чувство не изменяется, не перерастает в художественное чувство, а заменяется этим последним. Социально значимая психологическая установка тогда является тем двигателем творческого процесса, благодаря которому происходит эта за ме на, как пре ры ва ние связи ме ж ду обычным и худо же ст вен ным чув ст ва ми.

По экспериментальным вышеуказанным дан ным, измен чи вость творческих способностей у молодёжи по показателям очень велика, но вопрос о связи творчества с психологической установкой остаётся открытым. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили, например, наследуемости индивидуальных различий в творчестве. При этом мы обращали внимание не на все факторы среды учреждений культуры, которые могут оказать позитив ное или не гатив ное влия ние на раз ви тие творческих способностей молодых людей.

Примечательно, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа людей, то есть творческий коллек-

тив учреждении культуры — потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, на первый взгляд, может показаться, что творчество в учреждениях культуры требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке молодых людей близкого интеллектуального уровня. Сегодня принято считать, что творцы — по большей час ти люди, су мев шие под нять ся над об щим мне ни ем и тра ди ция ми, это не совсем так.

Развитие творчества в учреждениях культуры у молодёжи проходит, как минимум, две фазы:

1. Развитие «первичного» творчества как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определённой области человеческой жизнедеятельности. В это время подражание значимому взрослому как творческому образцу, возможно, является основным механизмом формирования творчества. Возможно также, что на какой-то период творчество переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

2. В этот период на основе «общего» творчества формируется «специализированное» творчество: способность к творчеству, связанная с социально-культурной деятельностью. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников.

Главное, что молодой человек определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления). Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

При этом главным остаётся то, что для формирования творческих способностей в учреждениях культуры у молодёжи необ-хо ди мо:

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

• отсутствие регламентации предметной активности, точнее — отсутствие образца регламентированного поведения;

• наличие позитивного образца творческого поведения;

• создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

• социальное подкрепление творческого поведения.

Для формирования творческих способностей необходим определённый (оптимальный) уровень социализированное™, предполагающий овладение элементарными навыками культуры в учреждениях культуры, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов.

Поэтому фактор нерегламентированности, препят ст вуя образованию стерео типов, повышает эмоциональный дискомфорт. Предметная обобщённость среды учреждений культуры также неоднозначно воздействует на эмоциональную сферу: процессы принятия решения, выбора, взаимодействия в условиях обогащённой и нерегламен-

тированной среды значительно более сложны, так как требуют учёта большого количества малопредсказуемых переменных.

При косвенном воздействии условия среды учреждений культуры изменяют эмоциональную сферу через внутренние меха низ мы, а имен но — через фор ми руе мые творческие свойства. Социально значимая психологическая установка в учреждениях культуры оказывает влияние на творческое поведение, которое предполагает постоянную по ста нов ку про блем и раз но образ ное их разрешение. Ко всему происходящему, к окружающим объектам учреждений культуры вырабатывается специфическое от-но ше ние: по иск смыс ла, по пыт ка ви де ния скрытого содержания, стоящего за образом воспри ятия.

Сопоставление динамики изменения творческих способностей испытуемых с количественными характеристиками творчества (уровнем) позволило определить, связан ли высокий показатель творческих способностей с социально значимой психологической установкой и её значительным повышением (см. таблицу 1).

Таблица 1

Типы динамики формирования творческих способностей у испытуемых с разным исходным уровнем социально значимой психологической установки молодёжи (в %)

Ф

Исходный уровень творческих способностей первый второй третий

Восстановление прежнего уровня психологической установки Обретение нового уровня психологической установки Отсутствие динамики

Высокий 33 59 8

Средний 49 20 3

Низкий 27 15 48

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

Для испытуемых с первым типом реагирования (восстановление прежнего уровня психологической установки) творческие способности связаны с выраженным эмоциональным дис ком фор том, в то вре мя как испытуемые второго типа (обретение нового уровня социально значимой психологической установки) испытывают более позитивные эмоции. Третий тип (отсутствие динамики) творческих способностей, у них выражены способностью к творческому раз ви тию, и они не всегда при су щи од но му мо лодо му че ло ве ку, то есть не для всех молодых людей повышение уровня социально значимой психологической установки является целесообразным.

Согласно нашим данным, наиболее высокие показатели творческих способностей наблюдают ся у тех, кто имеет хорошую социально значимую психологическую установку по основным интересующим их формам социально-культурной деятельности, а также предметной деятельности. Также среди творчески продуктивных участников встречаются те, которые предпочитают административную или организаторскую работу. С ростом творческой исполнительности, эмоциональной уравновешенности и практичности растёт успешность обучения.

При этом творчески продуктивная личность обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, мечтательностью, чувст вительностью, впечатли тельностью, богатым внутренним миром, эстетической восприимчивостью, нонконформизмом, смелостью, естественностью, непосредствен но стью, эмоцио нально стью.

Таким образом, экспериментальные данные сви де тель ст ву ют в поль зу тес ной связи творческих способностей и социально значимых психологических установок, которые являются неосознанными, помимо воли молодого человека, и протекающими. Пара докс за клю чает ся в том, что творчество по своей природе имеет некоторые воспроизводимые активностью самого молодого человека особенности, иначе психологические законы или установки.

Результаты нашего эксперимента свиде-тельст ву ют о том, что творческие способности молодого человека развиваются во всех значимых для него формах предметной социально-культурной деятельности в процессе воспитания психологических установок, а также при выполнении следующих условий:

• сформированности у молодого человека интереса к выполнению творческих зада нии;

• реализации творческих задании как важ ней ше го ком понен та;

• объединении общим тематическим и про блем ным стерж нем твор че ст ва и воплощением этих размышлений в практической социально-культурной деятельности;

• творческую работу необходимо разворачивать во взаимодействии друг с другом и взрос лы ми, в за ви си мо сти от кон крет ных ус ловий в ин терес ных иг ровых и со бы тий-ных ситуаци ях;

• стимулировать семью к созданию социально значимых психологических установок для раз ви тия твор че ских спо собно стей молодого человека.

Ф

Примечания

1. Андреенкова А. В. Мечты российской молодёжи, или Так ли уж привлекателен Газпром? // Молодёжь и общество. Москва, 2011. С. 27.

2. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2002.

3. Кудашов Г. Н. Конструктивное экспериментирование с социальным опытом как метод педагогики социального творчества молодёжи // Молодёжь и общество. Москва, 2011. № 2. С. 40—42.

4. Узнадзе Д. Н. Основы экспериментальной психологии. Тбилиси, 1956.

Ф

^ Социально-культурная деятельность

References

1. Andreenkova A. V. Mechty rossiiskoi molodezhi, ili tak li uzh privlekatelen Gazprom? [Dreams of Russian youth, or is it really attractive to Gazprom?]. Molodezh i obshchestvo [Youth and society]. Moscow, 2011.

2. Zharkov A. D. Teoriia, metodika i organizatsiia sotsial no-kuP turnoi deiatePnosti [Theory, methodology and organization of socio-cultural activities]. Moscow, 2002.

3. Kudashov G. N. Konstruktivnoe eksperimentirovanie s sotsial'nym opytom kak metod pedagogiki sotsial'nogo tvorchestva molodezhi [Constructive experimentation with social experience as a method of social pedagogy of youth creativity]. Molodezh i obshchestvo [Youth and society]. Moscow, 2011, № 2.

4. Uznadze D. N. Osnovy eksperimentalnoi psikhologii [The foundations of experimental psychology]. Tbilisi, 1956.

^^^ЕТИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ — ВАЖНЕЙШИЙ КОМ ПО НЕНТ СИСТЕМЫ РАЗ ВИТИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 364.048.6:379.8 В. Ю. Попов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается роль регионального методического центра по работе с инвалидами в развитии социокультурной деятельности инвалидов в регионе.

Ключевые слова: инвалид, региональный методический центр, социально-культурная деятельность, учреждения культуры, показатели эффективности.

V. Yu. Popov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

REGIONAL METHODOLOGICAL CENTER FOR WORK WITH DISABLED PERSONS AS A CRUCIAL COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF THEIR SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article are considered the role of the regional methodical center for work with disabled people in development of welfare activity of disabled people in the region.

Keywords: disabled person, regional methodical center, welfare activity, cultural institutions, efficiency indicators.

ПОПОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ — аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 145

POPOV VITALII YUR'EVICH — doctoral student of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: vilen08@yandex.ru © Попов В. Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.