Научная статья на тему 'Формирование сознания молодёжи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры республики саха (Якутия)'

Формирование сознания молодёжи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры республики саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
295
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE / CULTURAL INSTITUTIONS / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семенов Сергей Степанович

В статье частично раскрывается методологический аспект эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культуры, выявляются три доминантные задачи эстетического воспитания, позволяющие эффективно формировать эстетическое сознание подрастающего поколения: всестороннее развитие эстетического вкуса как категории, определяющей успешность формирования всей эстетической природы личности; формирование эстетического идеала; развитие творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции, являющейся отражением созидательного труда. Раскрывается специфика социально-культурного становления молодёжи в учреждениях культуры через изучение и освоение национальных традиций Республики Саха (Якутия). Анализируется аксиологическая составляющая мифов, сказаний, обычаев, обрядов, ритуалов, праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article explains the methodological aspect of the aesthetic education of youth in cultural institutions. Accordingly identifies three dominant problems of aesthetic education to effectively generate aesthetic consciousness of the younger generation: the full development of aesthetic taste as a category for the successful formation of the whole aesthetic nature of the individual; the process of the formation of the aesthetic ideal; development of creative abilities, creating a new, aesthetically valuable artistic production, which is a reflection of creative labor. Specificity of the social and cultural formation of youth in cultural institutions through the study and development of national traditions of the Republic of Sakha (Yakutia). Analyzed axiological component of myths, legends, customs, rites, rituals, and celebrations.

Текст научной работы на тему «Формирование сознания молодёжи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры республики саха (Якутия)»

сформирование сознания молодёжи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры республики саха (ЯКУТиЯ)

УДК 37.036(571) С. С. Семенов

Московский государственный институт культуры

в статье частично раскрывается методологический аспект эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культуры, выявляются три доминантные задачи эстетического воспитания, позволяющие эффективно формировать эстетическое сознание подрастающего поколения: всестороннее развитие эстетического вкуса как категории, определяющей успешность формирования всей эстетической природы личности; формирование эстетического идеала; развитие творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции, являющейся отражением созидательного труда. раскрывается специфика социально-культурного становления молодёжи в учреждениях культуры через изучение и освоение национальных традиций республики саха (Якутия). Анализируется аксиологическая составляющая мифов, сказаний, обычаев, обрядов, ритуалов, праздников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое сознание молодёжи, учреждения культуры, республика саха (Якутия).

S. S. Semenov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FORMATION OF CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article explains the methodological aspect of the aesthetic education of youth in cultural institutions. Accordingly identifies three dominant problems of aesthetic education to effectively generate aesthetic consciousness of the younger generation: the full development of aesthetic taste as a category for the successful formation of the whole aesthetic nature of the individual; the process of the formation of the aesthetic ideal; development of creative abilities, creating a new, aesthetically valuable artistic production, which is a reflection of creative labor. Specificity of the social and cultural formation of youth in cultural institutions through the study and development of national traditions of the Republic of Sakha (Yakutia). Analyzed axiological component of myths, legends, customs, rites, rituals, and celebrations.

Keywords: aesthetic education, aesthetic consciousness of young people, cultural institutions, the Republic of Sakha (Yakutia).

Эстетическое развитие молодёжи во все времена определяло уровень развития самосознания человечества, издревле олицетворяло стремление человека к гармонии и красоте, совершенству в целом. Познание мира пре-

красных образов окружающей действительности, преобразование её и самого человека по законам красоты — важные целевые установки античной эстетики.

Мир художественных образов, по убеж-

СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры SEMENOV SERGEY STEPANOVICH — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: ccc-cc@list.ru © Семенов С. С., 2015

^ Социально-культурная деятельность

дению античных мыслителен и художников, «подражавший» жизни, становился неотъемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал: «Нет, не покину, Музы, алтарь ваш... Истинной жизни нет без искусства...» [5, с. 432]. Платон признавал только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы высшего света. Аристотель подчёркивал единство эстетической действительности искусства и его нравственного значения. на отражении действительности в художественных образах, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное, и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: «привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью» [1, с. 637]. И действительно, мы знаем немало примеров, когда восприятие произведения искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни.

Способность испытывать художественные чувства, эстетические чувства при восприятии произведения искусства является важной составляющей гармонического комплекса высших человеческих способностей. Эти чувства связаны и с образами фантазии, и с деятельностью интеллекта («умные эмоции»), и с волевыми стремлениями к совершенству, к идеалам. Искусство улучшает не какое-то одно качество души человека, а воздействует на него в целом.

Ещё платон подчёркивал уязвимость молодёжи при постижении эстетических и этических норм жизни, обращая внимание на её доверчивость, склонность к излишней эмоциональности, максимализм и честолюбие. Яркую эмоциональную отзывчивость молодёжи можно воспринимать как со знаком минус, так и со знаком плюс. Какого качества художественный материал заполнит эстетическое сознание молодёжи — гармония, красота или хаос и безобразное овладеет их душами,

от того зависит благополучие будущего молодых людей, общества в целом. Важно не только предлагать молодёжи высокого уровня художественный продукт. необходимо вовлекать её в художественно-деятельный процесс, дающий надежду творчества, свет знания, возможность духовного совершенствования. Говоря о молодых людях, Аристотель подчёркивал: «они легковерны, потому что не были ещё во многом обмануты, и полны добрых надежд. Они живут главным образом надеждой, ибо надежда связана с будущим, а воспоминание — с прошлым, у юношей же будущее бесконечно, а прошлое коротко» [1, с. 84].

все эти особенности, присущие молодым людям, такие как излишняя эмоциональность, доверчивость, изменчивость при выборе ценностных ориентиров, некая непредсказуемость, а порой жестокость и неуправляемость, обуславливают необходимость качественной организации её эстетического воспитания.

Итак, эстетическое воспитание молодёжи — важное направление формирования её целостного сознания. И сегодня в учреждениях культуры, которые в значительной степени аккумулируют в себе зону свободного времени, возможность активного проявления эм-патии, соучастия и сотворчества, могут быть созданы оптимальные педагогические условия для эстетического воспитания молодёжи.

но для начала необходимо выделить основные задачи этого педагогического процесса.

подавляющее большинство исследователей эстетического воспитания молодёжи склоняются к тому, что одной из его доминантных задач является всестороннее развитие эстетического вкуса как категории, определяющей успешность формирования всей эстетической природы личности. представляя эстетический вкус как форму эстетической оценки окружающей действительности, форму эстетического переживания, форму эстетического познания, можно с уверенностью говорить о доминантной позиции этого феномена в структуре эстетического сознания, а также задач эстетического воспитания молодёжи.

формирование, развитие и совершенствование эстетического вкуса молодёжи — первая доминантная задача эстетического воспитания, которая в достаточной степени актуализируется в деятельности современных учреждений культуры.

второй доминантной задачей эстетического воспитания является формирование эстетического идеала. Именно решение этой значимой задачи во многом обуславливает динамику продвижения по пути к совершенствованию. Эстетический идеал как модель совершенного мира способен «мобилизовать», «организовать», «активизировать» и «повести» личность по пути освоения и преобразования окружающей действительности. Эстетический идеал заключает в себе важную эстетическую установку, определяющую качество, характер и направленность действий личности, связанных с освоением и преобразованием эстетической природы. не случайно Е. Г. Яковлев подчёркивает, что «эстетический вкус художника, о котором мы говорили выше, формируется, развивается и совершенствуется на основе его идеалов и в первую очередь на основе эстетического идеала. При всей сложности и диалектическом взаимодействии эстетического идеала и вкуса определяющим всё же является эстетический идеал как наиболее универсальная, всеобщая модель совершенного мира» [9, с. 211]. Итак, формирование эстетического идеала — вторая доминантная задача эстетического воспитания молодёжи, обуславливающая совершенствование всей целостной системы мотивационно-образую-щего, ценностно-ориентационного, эмоционально-чувственного и деятельно-творческого компонентов.

Развитие творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции, являющейся отражением созидательного труда, — третья доминантная задача эстетического воспитания молодёжи. Ведь, как подчёркивает Ю. А. Стрельцов: «в ходе творческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности» [8, с. 92].

организация эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культуры республики Саха (Якутия) имеет свои особенности, что обусловлено специфическим географическим положением этого региона, климатическими, этнографическими, духовно-нравственными, социально-культурными условиями. Так, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) А. С. Борисов, выводя спецификационную парадигму культурного преобразования Республики Саха (Якутия), отметил: «1. Якутия — наш общий дом, где в дружбе и согласии живут представители разных народов, объединённые заветами северной солидарности, взаимопомощи и уважения к достоинству каждого из нас. В суровых природных условиях Севера каждый человек — гарант жизни другого. открытость к знанию и творческий созидательный труд

— наш стиль жизни и источник благополучия на Севере. 2. Наша духовная сила исходит из признания верховенства справедливости и равенства, следования законам, презрения к сеющим зло и насилие над человеком, обществом и природой. Возмездие и кара за содеянное неотвратимо настигнет каждого злоумышленника. Не переступай порог недозволенного и позорного. 3. Мы признаем уникальность самобытных культур коренных народов Якутии и объединяем усилия для их спасения, сохранения и развития. 4. Мы помним, что наши корни уходят глубоко в сельский традиционный образ жизни. Село

— колыбель народов Якутии. только сберегая культуру села на исконных землях, можно сохранить глубинные истоки духовности народа. 5. Мы чтим многовековую мудрость предков, завещавших уважать корни свои — родителей и продолжение своё — в детях. Мы обращаемся к молодым: Возвеличивай в себе Человека, устремлённого к высшим духовным ценностям» [4, с. 216].

Силы могучей природы крайнего Севера, аккумулирующиеся в сакральной культуре коренных народов Республики Саха (Якутия), обретают своеобразное художественно-творческое движение к эстетическому сознанию

^ социально-культурная деятельность

Человека — хранителя национальных традиций, человека-созидателя, человека-художника. В мифах и культах берут исток великие движущие силы социально-культурной жизни общества: общение и любовь, творчество и вдохновение, радость наступающего дня и величие духовного единения. Молодёжь, как наиболее отзывчивая, амбициозная, эмоционально подвижная часть общества, должна стать достойным наследником древней культуры Земли Олонхо с её духовной возвышенностью, романтизмом, историко-героической, эстетико-содержательной наполненностью.

Таким образом, особое значение в русле задач эстетического воспитания молодёжи Республики Саха (Якутия) приобретает следование национальным традициям в процессе социально-культурного становления молодёжи, а именно сохранение обрядовой культуры коренных народов республики, обычаев, праздников, ритуалов.

Национальные традиции коренных народов республики саха (Якутия) нашли выражение в мифах, сказаниях, обычаях, обрядах, ритуалах, праздниках.

«Священное культовое представление в виде ритуалов, обычаев, игр обретает прекрасную, значимую, конструктивную форму. Участвующие в культовом действии убеждены, что оно претворяет в жизнь некое благо, и при этом высший порядок вещей действительно вторгается в их обычное существование. праздник внушает радостное и свободное состояние души. при этом с концом национального праздника его эффект вовсе не прекращается, а продолжает озарять обыденный внешний мир — надёжность, прядок, благополучие тех, кто участвовал в празднестве.

особенность проведения праздников коренных народов состоит в выборе места и времени проведения. время определяется астрологией кочевых народов, выработавших свои календарные праздники в соответствии с определённым состоянием взаимосопряжённости космических, звёздных явлений и природных изменений на местах кочевья и традиционной хозяйственной деятельности. А места проведения календарных праздников — это непременно места позитивной энергетики, места силы» [4, с. 213].

Говоря о духовности, социально-культурном развитии, первый президент республики Саха(Якутия) М.Е. Николаев подчёркивал: «Тяга к культуре, знаниям, стремление к общению и дружбе с другими народами, приверженность добрым традициям и обычаям — это те черты, которые облагораживают людей, возвышают их достоинство. Этим, несомненно, не ограничивается понятие духовности. в применении к конкретной личности духовность становится своеобразным мерилом, отличающим человека как достойного представителя своего народа, носителя его дум и чаяний. Духовность — это стержень жизни народа. Это оплот, который удерживает народ от поглощения, от самоуничтожения и морального падения» [7, с. 73—74].

Соединяя силы созидания и собственно развлечение, творческую свободу и духовное преобразование, обращение к истории и культуре общения, эпосу и фольклору, национальные традиции коренных народов республики Саха (Якутия) становятся своеобразным тезаурусом формирования эстетического сознания, оптимизации эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культуры.

Примечания

1. Аристотель. Риторика. Поэтика. Москва : Лабиринт, 2005. 253 с. (Классическая библиотека).

2. Бакланова т. и. и др. Народная художественная культура : учебник. Москва : МГУКИ, 2000.

3. Блох о. а. Духовно-творческий потенциал личности как феномен художественной культуры : Монография. Москва : МГУКИ, 2002.

4. Борисов А. с. Арктическое измерение региональной культурной политики Республики Саха (Якутия) // Культура Арктики : коллективная монография / М-во культуры Рос. федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия) ; [под общ. ред. д-ра социол. наук У. А. Винокуровой ; идея проекта А.С. Борисов]. Якутск : ИД СВФУ, 2014. С. 210—217. (Культура АРКТИКИ ; Вып. 1).

5. Еврипид. Трагедии. Т. 1. Москва : Художественная литература, 1969. 638 с. (Библиотека античной литературы. Греция).

6. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.

7. Николаев М. Е. О духовности, культуре и будущем России // Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии : [сборник] / М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия), Нац. книжное изд-во «Бичик» Респ. Саха (Якутия) им. С. А. Новгородова ; [сост.: Л. Н. Иванова, Э. Т. Пономарев]. Якутск : Бичик, 2011.

8. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие для вузов культуры и искусств. 2-е изд. Москва : МГУКИ, 2003. 298 с.

9. Яковлев Е. Г. Эстетика : учебное пособие для вузов. Москва : Гардарики, 2004. 464 с.

References

1. Aristotel' [Aristotle]. Ritorika. Poetika [Rhetoric. Poetics]. Moscow, Labirint Press publishers, 2005. 253 p.

2. Baklanova Т. I., etc. Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura [Folk art culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2000.

3. Blokh O. A. Spiritual and creative potential of the person as a phenomenon of artistic culture. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002 (in Russian).

4. Borisov A. S. Arkticheskoe izmerenie regional'noi kul'turnoi politiki Respubliki Sakha (Yakutiya )[Arctic dimension of regional cultural policy of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Culture of the Arctic. Collective monograph. Yakutsk, 2014. Pp. 210—217.

5. Evripid [ Euripides]. Tragedii. Tom 1. [Tragedies. Vol. 1]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1969. 638 p.

6. Zharkov A. D. Theory, technique and organization of welfare activity. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p. (in Russian)

7. Nikolaev M. E. About spirituality, culture and the future of Russia. The Spiritual potential of the society in the innovative development of Yakutia. Yakutsk, Bichik Publ., 2011 (in Russian).

8. Strel'tsov Yu. A. Kul'turologiya dosuga [Leisure cultural science]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 298 p.

9. Yakovlev E. G. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Gardariki Publ., 2004. 464 p.

СУ/СВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ

УДК 37.036

О. Н. Лобанова

Московский государственный институт культуры

В статье анализируется проблема художественно-творческого развития детей в коллективе, определяющего динамику и вектор художественно-педагогической работы. Рассматривается специфика детского художественного творчества в коллективе. Используется комплексная педагогическая модель, предусматривающая переход от одной модальности искусства к другой. Подобная организация художественно-творческого развития детей, базирующаяся на синтезе искусств, классифицируется как оптимизационная. Подчёркивается, что недостаточно развитая художественная память, ограниченные временные рамки детского внимания, малый слуховой опыт, отсутствие аналитического мышления, слабая практика осмысленных действий-движений детей требуют индивидуального подхода и творческого решения технических и художественных задач в области детского коллективного художественного творчества. Ключевые слова: художественно-творческое развитие детей, педагогические подходы, внимание, память, слуховой опыт, синтез искусств.

ЛОБАНОБА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности 160 факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

LOBANOVA OKSANA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: df6@semaclub.ru © Лобанова О. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.