ББК71.0 УДК 13.07
Игнатьева Сыргылана Семеновна,
кандидат педагогических наук, профессор, ректор, Арктический государственный институт искусств и культуры, ул. Орджоникидзе, д. 4, 677000 г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация E-mail: [email protected]
Никифорова Вера Семеновна,
кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе, Арктический государственный институт искусств и культуры, ул. Орджоникидзе, д. 4, 677000 г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация
E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРА
Аннотация: В статье рассматриваются последствия глобализации, которая способствует унификации и стандартизации мирового сообщества. Автор отстаивает целесообразность выстраивания концепции идентичности «своего народа», выявляющей его региональную и/или национальную специфику, и доказывает, что основу культуры народов Севера составляют особое мировоззрение и духовное единство, которые пронизаны идеей жизни в гармонии с Природой, вырабатывались в процессе адаптации к экстремальным климатическим условиям. Автор подробно анализирует современный этап культурного развития северо-востока России, отмечая, что традиционная культура народов Севера сохранена в трёх основных ипостасях: в виде подлинного (аутентичного) фольклора, исполняемого отдельными знатоками и носителями традиции; в форме организованного творчества любительских коллективов; в виде преломления фольклора в произведениях профессионального искусства. Особое место в статье отведено роли учебных заведений (в частности, Арктического государственного института искусств и культуры — АГИИК) как основы для системного воспитания и духовного формирования нового поколения творческой интеллигенции, его мировоззрения и ценностных приоритетов. Три основных принципа: 1) студийный принцип подготовки специалистов для регионов Севера, 2) принцип корректного использования ИКТ во благо сохранения и продвижения традиционной культуры в электронном виде,
3) принцип преемственности по освоению культуры и искусства в системе «детский сад - школа - вуз» — обосновываются авторами со ссылкой на разработку и их реализацию сотрудниками вуза в рамках Концепции массового художественного воспитания детей и молодёжи Республики Саха (Якутия).
© Игнатьева С. С., Никифорова В. С., 2014
Ключевые слова: национальная творческая интеллигенция, традиционная культура, глобализация, художественное образование.
Прогностические теории культурологов последних десятилетий XX в. относительно последствий глобализации, характеризовавшихся понятиями «унификация культуры», «стандартизация образа жизни», «стереотипы в организации культурного пространства», в начале XXI в. сменились более полной и системной оценкой результатов этого мирового явления. Глобализация рассматривается как объективно-исторический процесс, обусловленный логикой внутреннего развития современной цивилизации, как «усиливающаяся взаимозависимость» национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения [1]. При этом интегративный процесс сопровождается противоположной тенденцией: народы и регионы стали декларировать ощущение своей неповторимости и самобытности, пересматривать теорию этногенеза и исторического развития, выстраивать концепцию своей идентичности. Деятельность по выявлению региональной или национальной специфики основывается, прежде всего, на культуре. Е. Н. Устю-гова подчёркивает в своей работе, что интерес к традиционным формам культуры, к историческому наследию, этнонациональным культурным ценностям возрастает под воздействием прогрессирующих интеграционных процессов в мировой экономике, политике, информационных технологиях [2]. Это утверждение подтверждается необычайным подъёмом в развитии традиционных культур народов Севера на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
По степени сохранности древнейшей аутентичной традиции северные регионы России являются уникальными территориями. Основу культуры народов Севера составляют особое мировоззрение и духовное единство, которые вырабатывались в процессе адаптации к экстремальным климатическим условиям, обеспечивали устойчивость социальной жизни и преемственность культуры. Жизнь в суровых условиях сформировала личность жителя Севера, главным содержанием которого является его духовность, пронизанная идеей жизни в гармонии с Природой. Гармоничная коэволюция человека с Природой обусловила естественный ноосферный образ хозяйствования и жизни: «У коренных малочисленных народов Севера проявляется особое, бережное отношение к природе, так как состояние природных ресурсов является первоосновой самого существования коренных народов Севера <.. .> Земля и ее ресурсы для них почти живое существо, именно они обеспечивают человеку все необходимое для жизни, вот почему у этих народов священное отношение к окружающей природной среде» [3, с. 13]. Но промышленное освоение Севера и особенно индустриальные мегапроекты последних лет разрушают хрупкий мир северных народов: нарушаются традиционные маршруты миграций оленей, некогда священные места становятся территорией промышленного хозяйствования, в целом, с точки зрения мировоззрения северных людей, расстраивается установленный веками порядок и равновесие. На этом фоне теряет свою актуальность традиционная культура народов Севера, которая и выполняла функцию
выстраивания взаимоотношений людей с Природой, с божествами традиционного пантеона, межличностные отношения. Реакция на эти изменения, невозможность быстрой перестройки и выработки адекватной линии поведения приводят к возникновению чувства социальной неполноценности.
Преодоление этого гуманитарного кризиса возможно только через восстановление традиций на новом уровне, так как психологическое и социальное благополучие человека формируется на лоне уважительного отношения к взрастившему его миру. Именно поэтому процесс воспроизводства человеческого капитала на Севере должен основываться на особом внимании к кулыуре, и прежде всего к традиционной культуре.
Учитывая, что в последнее время у народов Севера традиционные механизмы передачи знаний, опыта и кулыуры значительно ослабли, возрастает роль учебных заведений как системы воспитания и духовного формирования молодого человека, его мировоззрения и ценностных приоритетов. Образовательно-воспитательный процесс будет эффективен в том случае, если система обучения будет выстроена с учётом специфики уклада жизни народов Севера, их этнокультурных и психоэмоциональных особенностей.
Что же представляет собой современный этап культурного развития северо-востока России?
Традиционная культура народов Севера на сегодняшний день сохранена в трёх основных ипостасях:
1) в виде подлинного (аутентичного) фольклора, исполняемого отдельными знатоками и носителями традиции;
2) в форме организованного творчества любительских коллективов;
3) в виде преломления фольклора в произведениях профессионального искусства.
За годы Советской власти в регионах Севера была создана инфраструктура учреждений культуры: библиотеки, музеи, клубы, детские музыкальные школы, в крупных регионах — театры и филармонии. Ввиду ценностной установки на инновационность в обществе сложилось отношение к традиционной культуре как к архаике и пережитку, обречённому на исчезновение. В связи с этим культурное наследие народов Севера сосредоточилось в научных архивах, центрах народного творчества, библиотеках и музеях.
В условиях коренных изменений, происшедших в сфере социальноэкономической, политической и культурной жизни России в последние десятилетия XX в., в регионах Севера начался процесс духовного возрождения народов Севера. Во многих регионах были созданы ассоциации народов Севера, приняты целевые программы, возрождены и реконструированы национальные праздники, проводились крупные научные конференции по различным проблемам культуры народов Севера, организовывались научные экспедиции по сбору фольклора [4].
Одним из эффективных факторов, активизирующих фольклорную, историческую память народа и его способность к самосохранению, стали различные фестивали, конкурсы, смотры творческих коллективов и отдельных исполнителей.
В советское время в некоторых регионах происходил процесс профессионализации отдельных форм национального искусства, результатом которого стало создание государственных ансамблей в Чукотском и Корякском автономных округах, Республике Саха (Якутия), национальных драматических театров в республиках. Уже в новое время был сформирован национальный театр в Ханты-Мансийском автономном округе как центр традиционной культуры, аккумулирующий духовные силы народа и дающий перспективу дальнейшего развития.
В настоящее время во всех регионах действуют коллективы народного творчества, созданные в домах культуры. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе из 190 культурно-досуговых учреждений только 10 являются центрами, занимающимися сохранением и развитием традиционной культуры народов Севера. В сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом угроведения учреждения культуры проводят работу по сбору фольклорных материалов, но, к сожалению, богатейшая культура ханты и манси пока ещё не стала способом самоидентификации всего региона и не является приоритетным направлением в культурной жизни округа. Для этого необходимо формирование национальной творческой интеллигенции, целенаправленная политика по подготовке специалистов из числа представителей народов ханты и манси по традиционной культуре, специальностям искусства, менеджменту и др.
В Эвенкийском и Таймырском долгано-ненецком муниципальных районах Красноярского края инфраструктура учреждений культуры значительно менее развита и деятельность по распространению культуры коренных народов Севера сосредоточена в основном в рамках работы самодеятельных фольклорных коллективов.
Наиболее известными являются эвенкийские ансамбли «Осиктакан», «Улта», нганасанские «Нгамтусуо», ненецкий «Май’ма», долганский «Хэйро». В 70-х гг. XX в. на базе Окружного дома народного творчества были предприняты попытки создания эвенкийского театра: состоялось исполнение первой эвенкийской музыкально-драматической пьесы, написанной Ксенией Ивановной Ворониной и Евгенией Алексеевной Курейской, но эта идея дальнейшей поддержки не получила. Учитывая то, что исчезающие культуры могут обрести «вторую жизнь» в произведениях искусства, необходимо направлять усилия для создания в Красноярском крае профессиональных коллективов — Государственного ансамбля песни и танца на Таймыре и национального театра в Эвенкии. Для этого нужно наладить систему подготовки специалистов, которые составят в будущем постоянно действующие труппы.
В Чукотском автономном округе и Камчатском крае культура коренных народов ярко выражена благодаря государственным ансамблям «Эргырон» и «Мэнго», в творчестве которых сложился особый, индивидуальный стиль сценической интерпретации древнейших культур чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, кереков. Кроме того, в этих регионах на профессиональную основу поставлена деятельность косторезных мастерских и центров прикладного творчества. Немаловажным фактором, постоянно будирующим и стимулирующим данное направление деятельности, является активное развитие на Камчатке и Чукотке туристической индустрии.
Дальнейшая политика в отношении национальных культур видится в расширении деятельности ансамблей «Эргырон» и «Мэнго» в сторону театрализации, т. е. в аспекте глубинного прочтения мифологического и эпического наследия народов и формирования собственной эстетики палеоазиатского театра. В настоящее время творчество этих знаменитых ансамблей более направлено на экспорт, их программы формируются с учётом вкусов зарубежного зрителя, нежели на задачи духовного объединения народа и формирования ценностных ориентиров в обществе.
Анализ особенностей современного этапа культурного развития, детально проведённый в коллективной монографии С. С. Игнатьевой и др. [5], позволяет сделать вывод о том, что главнейшей задачей Арктического государственного института искусств и культуры как самого северного творческого вуза является подготовка специалистов, глубоко понимающих истоки и специфику родной культуры и вместе с тем воспитанных на шедеврах мирового искусства для формирования в регионах Севера творческой интеллигенции.
Известно, что концепция любого вуза реализуется прежде всего через учебные планы и программы. В учебный процесс АГИИК внедрён цикл дисциплин под условным названием «арктический компонент», включающий предметы по арктическому регионоведению, культуре и искусству Арктики, мифологии, этнографии народов Севера, которые являются «сквозными» и пронизывают все специальности и направления подготовки. Это позволит добиться того, чтобы каждый студент знал и, главное, понимал миссию института, а в будущем строил свою жизнь и деятельность согласно идеалам и ценностям, почитаемым на Севере.
Дальнейшая деятельность вузовской системы по сохранению традиционной культуры народов Севера основывается на следующих моментах:
1. Культура народов Севера — это богатейшая палитра, в которой каждый народ имеет свою краску. В одной культуре преобладает принцип танцевальное™, в другой — многообразие мелодического самовыражения, в третьей — театральность на основе обрядовой культуры. В связи с этим целесообразно развивать студийный принцип подготовки специалистов для регионов Севера. В настоящее время в институте обучается вторая корякская студия по направлению «Северная хореография». Их обучение организовано по специальной программе с учётом этнокультурных особенностей региона и профессиональных интересов студентов. На очереди — эвенкийская, долганская, эвенская и другие студии.
2. Целесообразно использовать возможности информационных технологий и глобальной сети Интернет во благо сохранения традиционной культуры. В настоящее время институт ведёт три научно-образовательных портала «Обсерватория культурного разнообразия народов Севера “Куйаар” (http://www.kuyaar.ru), «Циркумполярная цивилизация в музеях мира» (http://lrbp.ru) и «Память Якутии» (http://sakhamemory.ru). При под держке РГНФ реализован проект «Создание информационной системы “Электронный фонограммархив по музыкальному фольклору народов Северной Азии”» (http://www.agiki.ru/music/About.aspx?id_art=l).
Подобные Интернет-ресурсы открывают культуру народов Севера широкому кругу людей, интересующихся искусством Севера, облегчают доступ к аутентич-
ным материалам для творческих коллективов, исследователей и просто любителей. По заказу регионов Севера и муниципалитетов Республики Саха (Якутия) институт издаёт тематические компакт-диски, репертуарные сборники, методические материалы.
3. Очевидно, что многих проблем в обществе могло бы и не быть при должном культурном уровне каждого человека. Понимание этой истины натолкнуло институт на разработку Концепции массового художественного воспитания детей и молодёжи. Согласно концепции, художественное воспитание строится на практическом освоении ребёнком конкретного вида искусства, музыкального инструмента, в том числе фольклорных жанров и инструментов (например, игра на варгане — хомусе). Занятие искусством должно стать обязательным на всех уровнях образования и воспитания, начиная с детского сада. Вузы искусств и культуры могут оказать свою помощь в решении кадровой проблемы. Для этого АГИИК открывает направление подготовки по музыкальной педагогике, на основе которого будут обучаться будущие педагоги-просветители широкого профиля, способные вести воспитательную работу с детьми разного возраста.
Сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры — это не только задача, но и миссия всех вузов искусств и культуры, особенно тех, которые находятся в регионах. Вуз как саморазвивающаяся система должен объединить под своим «крылом» культуры народов региона и стать опорой для сохранения традиционной культуры и профессионализации её самых ярких явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации. 1ЖЬ: http://www.tova.asia/journal/issue_l-2/94-cennosti-sovremeiinosti.html (дата обращения 10.02.2014).
2 Устюгова Е. Н. Глобализация и культура // Глобализация и культура: аналитический подход: сб. науч. материалов. СПб.: Янус, 2003. С. 25-46.
3 Кугаевский А. Н., Сморчкова В. И. Арктика — территория инновационного поиска. М.: РАГС, 2011. 120 с.
4 Игнатьева С. С. Развитие творческого потенциала в художественном коллективе (на материале Республики Саха (Якутия)) / М-во культуры и дух. разв. РФ, ФГБОУ ВПО «Арктический гос. ин-т искусств и культуры». Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013. 205 с.
5 Игнатьева С. С. Культурная модернизации в Республике Саха (Якутия): коллективная монография / под ред. С. С. Игнатьевой. Авторы: Астафьева О., Игнатьева С., Винокурова Е., Винокурова У., Шлыкова О. Якутск: АГИИК, 2013. 156 с.
* * *
Ignatieva Sirgylana Semenovna,
PhD of Pedagogics,
Professor, Rector of the Arctic State Institute of Culture and Arts,
Orjonikidze str. 4, 677000 Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), Russian Federation E-mail: [email protected]
Nikiforova Vera Semenovna,
PhD of Arts, Associate Professor, Vice-Recotr for Research, The Arctic State Institute of Culture and Arts, Orjonikidze str. 4, 677000 Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), Russian Federation E-mail: [email protected]
THE NATIONAL CREATIVE INTELLECTUALS AS THE MAIN HUMAN RESOURCE IN PRESERVATION OF CULTURE OF THE NORTH
Abstract: The consequences of globalization which promotes unification and standardization of the world community are considered by the authors. They defend expediency of forming of the concept of identity of «the people», revealing its regional and/or national specifics. The authors prove that the basis of culture of the people of the North is made by special outlook and spiritual unity which are penetrated by the idea of life in harmony with the Nature, and they were developed in the course of adaptation to extreme climatic conditions. The authors analyze the present stage of cultural development of the Northeast of Russia in detail, acknowledging that the traditional culture of the people of the North is preserved in three main forms: in the form of the original (authentic) folklore performed by certain experts and carriers of tradition; in the form of the organized creativity of the amateur groups; in the form of folklore elements in works of professional art. The special place in the article is devoted to the role of educational institutions (in particular, the Arctic state institute of culture and arts —ASICA) as the bases for system education and spiritual formation of new generation of the creative intellectuals, its outlook and value priorities. Three basic principles: 1) the studio principle of training specialists for the North regions, 2) the principle of correct use of ICT for the sake of preservation and advance of traditional culture in electronic form,
3) the principle of continuity of culture and art development in the system «kindergar-den - school - higher education institution» are considered by authors with reference to their development and their realization by the staff of the university educational institution within the Programme of mass art education of children and youth of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: national creative specialists, traditional culture, art education.
REFERENCES
1 Mezhuev V. M. Tsennosti sovremennosti v kontekste modemizatsii i globalizatsii [Values of modernity in the context of modernization and globalization], URL: http://www.tuva. asia/joumal/issue_l-2/94-cennosti-sovremennosti.html (accessed 10 February 2014).
2 Ustiugova E. N. Globalizatsiia i kul’tura [Globalization and Culture]. Globalizatsiia i kullura: analiticheskii podkhod: sb. nauch. materialov [Globalization and Culture: an analytical approach: a collection of research materials]. St. Peterburg, Ianus Publ., 2003, pp. 25^6.
3 Kugaevskii A. N., Smorchkova V. I. Arktika — territoriia innovatsionnogo poiska [Arctic is the territory of innovative search]. Moscow, RAGS Publ., 2011.120 p.
4 Ignat’eva S. S. Razvitie tvorcheskogo potentsiala v khudozhestvennom kollektive (na materiale Respubliki Sakha (Iakutiia)) [The development of creativity in the artistic team (based on the Republic of Sakha (Yakutia))]; M-vo kul’tury i dukh. razv. RF, FGBOU VPO «Arkticheskii gos. in-t iskusstv i kul’tury». Yakutsk, Izd. dom SVFU Publ., 2013.205 p.
5 Ignat’eva S. S. Kullumaia modemizatsii v Respublike Sakha (Iakutiia): kollektivnaia monogrqfiia [Cultural modernization in the Republic of Sakha (Yakutia): multi-author study]; pod red. S. S. Ignat’evoi. Avtory: Astaf’eva O., Ignat’eva S., Vinokurova E., Vinokurova U., Shlykova O. Yakutsk, AGIIK Publ., 2013. 156 p.