Шадрин Вячеслав Иванович, Акимова Валентина Семеновна
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА: ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). Рассмотрены законодательные основы сохранения культурного наследия и задачи его развития, представлена система государственной поддержки культуры народов Севера. Авторами выделены три ее формы, даны краткие характеристики аутентичной культуры, фольклоризма, профессионального искусства и описаны стоящие перед ними специфические задачи. Подчеркнута важность сохранения языков и традиционной культуры коренных народов Севера для всего человечества.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4754.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 205-209. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
- упростить процедуру проведения забастовок в России;
- дать профсоюзам возможность оказывать финансовую поддержку бастующим и уволенным;
- обеспечить членам профсоюза более мощную защиту от увольнения.
Мы надеемся, что политика законодателя в отношении профессиональных союзов будет более демократичной и позволит улучшить их положение как субъектов трудовых отношений.
Список источников
1. Болдырев В. А. Трудовое право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 831 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая: Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 2001. 28 ноября.
3. Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право: учебник для вузов. М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА-М», 1998. 263 с.
4. Миронов В. И. Трудовое право: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 864 с.
5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // Российская газета. 1996. 20 января.
6. Орловский Ю. П. Трудовое право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 648 с.
7. Суханов Е. А. Гражданское право: учебник для вузов: в 4-х т. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1. Общая часть. 720 с.
8. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
9. Хайнер Дриббуш, Петер Бирке. Профсоюзы в Федеративной Республике Германия. Организация, рамочные условия, вызовы [Электронный ресурс]. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/10871.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY ON THE QUESTION OF DETERMINING THE LEGAL STATUS OF PROFESSIONAL UNIONS
Chuprin Dmitrii Aleksandrovich
Volgograd State University dima-ch1996@mail. ru
The article considers the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany, which determines the legal status of trade unions. Common elements and differences in the work and structure of the German and Russian trade unions are revealed, among them are the following: the right of property of trade unions, the systems of trade unions, the peculiarities of the right to collective agreements, the representatives of workers apart from trade unions, the right to strike. In conclusion of the article it is proposed to improve the working conditions of trade unions in Russia.
Key words and phrases: trade unions; legal personality; labor law; civil law; legislation.
УДК 304.4
Исторические науки и археология
Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). Рассмотрены законодательные основы сохранения культурного наследия и задачи его развития, представлена система государственной поддержки культуры народов Севера. Авторами выделены три ее формы, даны краткие характеристики аутентичной культуры, фольклоризма, профессионального искусства и описаны стоящие перед ними специфические задачи. Подчеркнута важность сохранения языков и традиционной культуры коренных народов Севера для всего человечества.
Ключевые слова и фразы: традиционная культура; коренные малочисленные народы Севера; Республика Саха (Якутия); фольклоризм; профессиональное искусство.
Шадрин Вячеслав Иванович
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск [email protected]
Акимова Валентина Семеновна, к.и.н.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА: ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Коренные малочисленные народы Севера в результате многовековой адаптации к экстремальной природной среде создали уникальные культуры, которые являются «памятниками больших человеческих усилий в почти нечеловеческих условиях» [1, с. 12]. Некоторые исследователи объединяют их в единую циркумполярную цивилизацию [3].
Процессы глобализации, индустриализации, урбанизации поставили под угрозу существование этих традиционных культур. Поэтому необходима целенаправленная политика их сохранения и развития. Рассмотрим основные задачи поддержки культуры коренных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). Чтобы рассмотреть эти задачи, необходимо выделить три основные формы ее функционирования:
1) аутентичная традиционная культура, представленная отдельными знатоками и носителями традиции, в большей степени вытесненная из жизни, в основном сохранившаяся в музеях и архивах;
2) фольклоризм или презентационная культура, явление вторичного бытования на основе возрождения уже исчезнувшей традиции, которую можно встретить в школе, на выставках, концертах, фестивалях, возрожденных национальных праздниках;
3) профессиональное искусство народов Севера, базирующееся на фольклоре и культурных традициях.
У каждой из этих форм культуры - свои проблемы и задачи.
Важнейшим направлением работы по сохранению и развитию традиционной культуры коренных народов является совершенствование законодательства. В последнее время наблюдаются важные изменения в отношении к коренным народам на международном уровне. Так, приняты нормативно-правовые документы, провозглашающие широкие права по сохранению культуры и языка и защищающие интересы коренных народов, -Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.), Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия (2003 г.), Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.), многочисленные документы ЮНЕСКО, Европейского Союза, Арктического Совета и т.д.
Приняты такие нормы и в российском законодательстве: от специальных статей в Конституции РФ, специальных федеральных законов - до государственных программ и утвержденной Правительством РФ Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (2009 г.).
С начала 1990-х гг. Республика Саха (Якутия) стала последовательно реализовывать региональную культурную политику, учитывающую историко-культурную самобытность региона, нацеленную на сохранение культурного наследия и духовных ценностей народов, проживающих в ней, и провозглашающую основными приоритетами региональной культурной политики две ключевые идеи - сохранение традиционности и открытость к изменениям.
С целью создания условий для сохранения и распространения уникального наследия арктических народов разработана наиболее развитая в России нормативная база сохранения и развития традиционных культур, в рамках различных программ и проектов в РС(Я) внедряется комплекс мероприятий, в том числе:
- сохранение и научное изучение фольклора народов Севера;
- пропаганда культурного наследия, в том числе путем проведения фольклорных и национальных праздников;
- оказание адресной поддержки самодеятельным и профессиональным фольклорным коллективам с целью создания условий для дальнейшего развития и популяризации культуры народов Якутии;
- сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
С целью более полной поддержки и развития языков и культуры народов Севера созданы национально-административные образования на уровне районов - Эвено-Бытантайский (1989), Анабарский долгано-эвенкийский (2004), Оленёкский эвенкийский (2005), Жиганский эвенкийский (2008) национальные районы, и на поселенческом уровне - 40 национальных наслегов. В местах компактного проживания народов Севера в школах и дошкольных воспитательных учреждениях обязательным является преподавание языков и национальной культуры северных этносов.
В республике в области реализации государственной политики поддержки коренных малочисленных народов Севера эффективно действует система государственных органов власти.
Основным государственным органом управления в области реализации культурной политики является Министерство культуры и духовного развития РС(Я), структурным подразделением которого, отвечающим за сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций, обычаев и обрядов коренных малочисленных народов Севера, являлось ГУ «Агентство реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики» (ГУ АРКТИКА). В 2016 г. ГУ «АРКТИКА» было реорганизовано в Дом народного творчества и социокультурных технологий, основной задачей которого станет развитие направлений народного творчества в республике.
Осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством по развитию институтов гражданского общества РС(Я), в структуре которого вышеуказанными задачами непосредственно занимается Управление по делам национальностей и коренных малочисленных народов Севера. Подведомственным учреждением министерства является Дом дружбы народов имени А. Е. Кулаков-ского, перед которым поставлены задачи гармонизации межнациональных отношений, сохранения национальной самобытности любого народа, приобщения к культурным ценностям всех народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), для дальнейшего укрепления единства и целостности общества. При нем ведут свою деятельность 18 национально-культурных объединений и 27 творческих коллективов, большинство из которых - этнокультурной направленности.
Министерство образования и науки РС(Я) ответственно за обучение родным языкам и национальной культуре в образовательных учреждениях от дошкольного до высшего уровня, подготовку кадров и научное обеспечение сохранения языков и культур коренных народов.
Вышеуказанными госорганами ежегодно выделяются гранты на проекты, направленные на приобщение взрослых и детей к традициям народного искусства и национальной культуры, сохранение и развитие фольклора, народного художественного творчества малочисленных народов Севера. Оказывается государственная поддержка развитию музейных комплексов, сохранению существующей сети сельских музеев. Ежегодно проводятся выставки декоративно-прикладного искусства народных мастеров, организуется участие во всероссийских и региональных смотрах и выставках. Одной из форм сохранения и развития духовной культуры народа и пропаганды народного творчества является поддержка фольклорных ансамблей, творческих художественных коллективов малочисленных народов Севера. На сегодняшний день в республике успешно работают более 30 детских фольклорных коллективов малочисленных народов Севера. Многие из них известны не только в республике, но и далеко за ее пределами. Большой популярностью пользуются республиканские фестивали и конкурсы «Поют и танцуют дети Севера», «Эхо тундры и тайги», «Хозяйка чума - сохрани свой очаг» и др.
Оказывается серьезная поддержка научным исследованиям в области фиксации, сохранения и популяризации фольклорного наследия коренных народов Якутии: финансируются фольклорно-этнографические экспедиции, в государственном издательстве «Бичик» регулярно издаются художественная литература и материалы по национальной культуре коренных малочисленных народов Севера, подготовлен ряд мультимедийных сборников записей носителей юкагирского, эвенкийского, эвенского фольклора.
Однако, несмотря на ряд безусловных достижений в вопросах сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, в республике использованы не все возможности в этой сфере.
Так, необходима разработка новых законопроектов по поддержке этнокультурных центров народов Якутии, охране традиционных знаний, защите коллективных авторских прав на объекты культурного наследия, а также по защите и сохранению фольклорного наследия народов Севера.
Задачи сохранения аутентичной культуры связаны с ее научным изучением, функционированием и популяризацией.
Научные исследования в этом направлении проводит Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, в котором ведется комплексное изучение развития языков, этнической культуры и истории народов северо-востока России. Основной задачей нынешнего времени является сбор и фиксация, документирование и сохранение уникального культурного наследия. Для решения этой задачи необходимо проведение комплексных научных экспедиций в места бытования традиционной культуры для сбора фольклорных, лингвистических, этнографических и иных материалов.
Важным является научное изучение собранного материала с привлечением ведущих ученых страны. Необходимы постоянный обмен опытом, обсуждение результатов на научных мероприятиях. Обязательным является и публикация собранных материалов, результатов научных исследований и мероприятий.
В связи с особой ценностью и уникальностью фольклорного наследия коренных малочисленных народов Севера, сохранность традиционной культуры которых сейчас уже находится в критической ситуации, необходимо создать государственное хранилище фольклора коренных малочисленных народов Севера, для поддержки носителей фольклора учредить гранты «Живые сокровища нематериального наследия народов Севера». По примеру целевой поддержки якутского эпоса Олонхо возможна разработка и принятие целевой программы сохранения фольклорного наследия коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутии) [2, с. 203].
Слабо используются возможности муниципальных органов власти как на районном, так и на поселенческом уровнях, которые могли бы активизировать общественные ресурсы.
Нужно продолжить работу по пополнению и изучению музейных и архивных коллекций, собранных научными и образовательными организациями, учреждениями культуры, теле- и радиовещательными компаниями, провести их учет и каталогизацию для введения в широкий научный и общественный оборот. Некоторые материалы, в том числе видео- и магнитофонные записи, хранятся в ненадлежащих условиях, существует угроза их утраты. Поэтому необходимо провести цифровизацию этих ресурсов.
Одной из задач является «виртуальная реституция» объектов духовной и материальной культуры коренных народов, находящихся в научных, музейных, архивных хранилищах, в места их происхождения. Процессы этнокультурного возрождения народов Севера характеризуются воссозданием обычаев и ритуалов, восстановлением национальных праздников, ревитализацией культурных практик. Энтузиасты, краеведы, учителя, работники культуры на местах, участвующие в этих процессах, испытывают недостаток научно-методической, популярной литературы, во многих местах уже нет носителей и знатоков культуры. В этих условиях возврат культурного наследия в виртуальном виде может стать важным подспорьем для развития этого процесса. Поэтому становится актуальным не только цифровизация объектов культуры коренных народов, но и размещение их в открытых ресурсах.
Важной является и популяризация научных, музейных, архивных материалов через СМИ и электронные ресурсы. Так, есть опыт создания Арктического многоязычного портала Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, а также ресурсы Арктического государственного института культуры и искусства «Электронный фонограммархив по музыкальному фольклору народов Северной Азии» и «Обсерватория культурного разнообразия и образования народов Республики Саха (Якутия)». Нужно этот опыт поддерживать и расширять.
Большую работу по популяризации традиционной культуры народов Якутии проводят Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского и Музей музыки и фольклора народов Якутии, использующие не только традиционные способы экспонирования, но и современные интерактивные, а также привлекающие общественность этих народов к реализации своих проектов.
Перед современной традиционной культурой, основанной на фольклоризме и существующей в форме творчества отдельных мастеров и любительских коллективов, стоят другие задачи.
Основой функционирования этой формы культуры являются внешние факторы - интерес исследователей, административные действия, внимание органов власти различных уровней и общественности и т.д. Для нее характерен мероприятийный подход. Тем не менее она является неотъемлемой частью традиционной культуры и играет важную роль в поддержании этнической идентичности народов Севера. Характерно, что большинство людей в качестве этноотличительных признаков культуры называли «возрожденные» для презентации практики [6, с. 14].
Для творческих коллективов основной остается задача преодоления тенденций унификации и сохранения самобытности. Выше говорилось о проблеме нехватки специальной литературы. Опыт решения этой проблемы есть. Можно привести пример действовавшего в 1980-1990-х гг. Единого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы, выпускавшего брошюры с описанием народных танцев, текстами и нотами народных песен. Ранее существовавшее ГУ Арктика выпустило серию брошюр со сценариями национальных праздников народов Якутии. Необходимо продолжить эту серию, расширив ее описаниями ритуалов, обрядов разных народов и различного назначения, знакомством с опытом работы этнокультурных центров по возрождению национальной культуры. Важной остается роль СМИ -необходимо расширить сетку вещания на ТВ и радио телерадиостудии «Геван», увеличить периодичность выпусков республиканской газеты «Илкэн». Практически не используется эффективно потенциал районных/ улусных газет и многочисленных журналов.
Только начинает свою работу Международный арктический центр культуры и искусства (МАЦКИ), созданный в 2016 г. при Арктическом государственном институте культуры и искусства и пока выпустивший два номера журнала «Культура и искусство Арктики».
Отдельно стоит вопрос подготовки кадров для очень важной работы развития традиционной культуры. Республика успешно решает этот вопрос, имея развитую сеть учебных заведений: от средних специальных (Колледж культуры и искусства, Якутское художественное училище (колледж) им. П. П. Романова, Якутский музыкальный колледж (училище) им. М. Н. Жиркова, Колледж технологии и дизайна) до высших (Институт языков и культур Северо-Востока СВФУ, Арктический государственный институт культуры и искусств). Однако по-прежнему стоит вопрос повышения квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей этнокультурных центров и фольклорных коллективов и др.
Специфические задачи - у профессионального искусства народов Севера. Высокая активность творческих лидеров народов Севера привела к процессу профессионализации отдельных форм национального искусства [4, с. 100].
Первым результатом этого стало формирование национальных литератур народов Севера, создание которых относится к 1930-м гг. (Н. И. Спиридонов-Тэки Одулок, Н. С. Тарабукин) и становление -в 1960-1970-х гг. (С. Н. Курилов, П. А. Ламутский, Д. Н. Апросимов, В. Д. Лебедев и др.). В конце ХХ века многожанровая литература народов Севера стала признанной не только в республике, но и в стране, и за рубежом (А. В. Кривошапкин, Г. Н. Курилов-Улуро Адо, Н. Р. Калитин, Г. И. Варламова-Кэптукэ и др.).
Задачами развития национальных литератур остаются поддержка молодых авторов и детской литературы, сохранение многожанровости и института литературного перевода, издание литературы на языках народов Севера.
Во второй половине ХХ века оформилось профессиональное художественное искусство народов Севера. Творчество художников Ю. В. Спиридонова, Н. Н. Курилова, А. И. Чикачева и др. широко известно в республике и за её пределами. Развивается декоративно-прикладное искусство, в т.ч. косторезные промыслы и национальное шитье. Главной задачей остается государственная поддержка художественного творчества.
В 2014 г. Указом Главы республики открыт Государственный театр коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) как центр консолидации усилий творческих самодеятельных народных коллективов, писателей, драматургов, поэтов, режиссеров, актеров. Основными задачами развития первого профессионального театра народов Севера являются строительство специального здания, подготовка кадров для драматической труппы театра, создание драматических произведений на основе фольклора народов Севера для репертуара театра. Соединение театральной (сценической) формы с древними культурами может стать основой актуализации и продления жизни самобытной культуры народов Севера.
Задачи сохранения языков и традиционной культуры народов Севера являются значимыми для всего человечества. Малочисленные этносы вместе с другими народами образуют человечество как целостность. Поэтому решение глобальных проблем современности невозможно без учета их своеобразной культуры и опыта исторического развития. Мировое сообщество в настоящее время признает вклад коренных народов в социальную и экологическую гармонизацию общечеловеческого существования [5, с. 16]. Более того, этнокультурное разнообразие является необходимым условием жизнеспособности глобального социума.
Список источников
1. Арутюнов С. А. Введение // Мир арктических зверобоев: шаги в непознанное. М.: Анадырь, 2007. С. 10-13.
2. Боякова С. И. Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации Арктики в государственной политике Республики Саха (Якутия) // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования. Якутск: АГИИК, 2014. С. 201-204.
3. Винокурова У. А. Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты. Якутск: Бичик, 2012. 312 с.
4. Игнатьева С. С. Человеческий капитал как ресурс культурной модернизации Арктики: региональный аспект // Культура Арктики. Якутск: ИД СВФУ, 2014. С. 95-105.
5. Мурашко О. А. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2005. 116 с.
6. Шадрин В. И, Трансформация этнической идентичности юкагиров в современных условиях // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 9-19.
TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLES OF THE NORTH: QUESTIONS OF FUNCTIONING AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))
Shadrin Vyacheslav Ivanovich
Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk [email protected]
Akimova Valentina Semenovna, Ph. D. in History M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk valentina006@mail. ru
The article is devoted to the present state and prospects of the development of the traditional culture of the indigenous small peoples of the North by the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The legislative bases for the preservation of the cultural heritage and the tasks of its development are considered. The system of state support for the culture of the peoples of the North is presented. The authors single out three of its forms, give brief characteristics of authentic culture, folklorism, professional art, and describe the specific tasks that confront them. The importance of preserving the languages and traditional culture of the indigenous peoples of the North for all mankind is emphasized.
Key words and phrases: traditional culture; indigenous small peoples of the North; The Republic of Sakha (Yakutia); folklorism; professional art.
УДК 7.036 Искусствоведение
Статья посвящена проблеме самовыражения деятелей искусства в Китае в период реформ и открытости. Анализируются судьба произведения художника Юань Юньшэна «Водный фестиваль - Ода жизни» (1979) и общественный резонанс, вызванный свежими идеями и образами этой монументальной работы. В статье проводится анализ изменения общественной мысли под влиянием новых веяний в искусстве. В результате исследования автор приходит к выводу, что создание картины Юань Юньшэна стало переломным моментом в искусстве современного Китая.
Ключевые слова и фразы: Юань Юньшэн; «Водный фестиваль - Ода жизни»; китайское монументальное искусство; живопись; образ; эскиз.
Шань Цзинюй
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица [email protected]
«ВОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ - ОДА ЖИЗНИ» ХУДОЖНИКА ЮАНЬ ЮНЬШЭНА КАК ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
История создания картин на стенах аэропорта
В 1979 году в Китае началась политика реформ и открытости1, подошло к концу десятилетие Культурной революции2. Экономическая и культурная жизнь страны постепенно возрождалась, на сцене Дома народных собраний впервые за много лет снова стали проводить ранее запрещенные вечера бальных танцев.
26 сентября 1979 года завершено строительство самого современного аэропорта того времени - Пекин Столичный. По приглашению Ли Жуйхуаня, ответственного за строительство аэропорта, множество китайских
1 Политика реформ и открытости - политический курс, осуществляемый Коммунистической Партией Китая с декабря 1978 года. Характеризуется большой степенью открытости к внешнему миру. Данный политический курс привнес крупные изменения в развитие Китая.
2 В период с мая 1966 года по октябрь 1976 года в Китае происходила Культурная революция. Ее полное название - Великая пролетарская культурная революция. Серия идейно-политических кампаний, развернутых и руководимых лично Председателем Мао Цзэдуном либо проводимых от его имени, в конечном итоге привела к ужасным последствиям для страны, экономика Китая оказалась в крайне плачевном состоянии, общественная жизнь практически замерла на месте.